Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Іоаннъ Златоустъ († 407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ родился ок. 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. далѣе>>

Творенія

Полное собраніе твореній свт. Іоанна Златоуста
[Переводъ Санктъ-Петербургской Духовной Академіи, 1897-1906 гг.]
См. также: Творенія свт. Іоанна Златоуста.      

Томъ первый. Часть 1-я.
  • III. Сравненіе власти, богатства и преимуществъ царскихъ съ истиннымъ и христіанскимъ любомудріемъ монашеской жизни. (Поводъ къ написанію этого разсужденія. — Повелѣвающій деньгами и собственными страстями есть болѣе царь, чѣмъ повелѣвающій народомъ и войскомъ. — Брань монаха славнѣе брани царя. — Кто изъ нихъ счастливѣе во время ночи. — Благотворительность монаха по сравненію съ благотворительностью царя. Царь и монахъ предъ лицемъ смерти и послѣ нея) [СПб., 1895].


    Томъ второй. Часть 1-я.
  • IV. Бесѣды о покаяніи.
  • Бесѣда первая. (Любовь проповѣдника къ своимъ слушателямъ. — Отчаяніе и небреженіе одинаково опасны. — Отъ этихъ двухъ недостатковъ погибли сатана и Іуда. — Смиренное упованіе спасло ап. Павла, мытаря, ниневитянъ. — Въ коринѳскомъ блудникѣ ап. Павелъ болѣе опасается отчаянія, чѣмъ самаго грѣха. — Дальнѣйшее развитіе этой мысли и подтвержденіе ея исторіей блуднаго сына) [СПб., 1896].
  • Бесѣда вторая. (Не должно отчаяваться грѣшнику. — Если Каинъ не получилъ прощенія, то это за отчаяніе. — Если Давидъ получилъ прощеніе, то это за свое упованіе и за исполненіе того, что сказалъ ему пророкъ. — Исповѣдать свой грѣхъ – первый путь покаянія. — Оплакать свой грѣхъ – второй путь покаянія. — Примѣръ Ахава въ дѣлѣ Навуѳеева виноградника. — Іона и ниневитяне. — Третій путь покаянія – смиреніе. — Примѣръ фарисея и мытаря. — Смиреніе ап. Павла — Увѣщаніе къ слушателямъ) [СПб., 1896].

    Похвальныя бесѣды на праздники Господа нашего Іисуса Христа и Его святыхъ.
  • VI. Бесѣда о Крещеніи Господа и о Богоявленіи. (Увѣщаніе народу о посѣщеніи церкви. — О двоякомъ явленіи Іисуса Христа: о Его явленіи волхвамъ и о будущемъ послѣднемъ пришествіи, когда Онъ явится во славѣ Своей. — Чудесное сохраненіе крещенской воды отъ порчи. — Различіе между крещеніемъ іудейскимъ и христіанскимъ, между крещеніемъ Іоанна Предтечи и Господа Христа. — Объясненіе того, какъ Христосъ исполнилъ всякую правду. — Увѣщаніе къ народу о томъ, что къ св. причащенію должно приступать съ благоговѣніемъ и страхомъ) [СПб., 1896].

    Томъ второй. Часть 2-я.
  • XIV. Бесѣды о св. апостолѣ Павлѣ.
  • Бесѣда первая. (Духовная красота св. апостола Павла. — Онъ въ необычайной степени соединялъ въ себѣ все, что есть великаго и добраго, не только между людьми, но даже и между ангелами. — Онъ имѣлъ всѣ добродѣтели Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Іакова, Іова, Моисея, Давида, Иліи и Іоанна Крестителя, а также и ангеловъ.) [СПб., 1896].
  • Бесѣда вторая. (Св. апостолъ Павелъ осуществлялъ добродѣтель во всѣхъ ея отношеніяхъ и исполнялъ ее безъ всякихъ видовъ ни на земное возмездіе, ни даже на небесное. — Онъ не избѣгалъ страданій, а даже искалъ ихъ и наслаждался ими; скорбѣлъ изъ-за спасенія всѣхъ людей вообще и каждаго въ отдѣльности. — На землѣ онъ жилъ, какъ будто будучи уже на небѣ. — Онъ сподобился самыхъ великихъ милостей и самыхъ знаменательныхъ даровъ благодати. — Наконецъ онъ есть превосходный образецъ добродѣтели, который не недоступенъ и всѣмъ намъ.) [СПб., 1896].
  • Бесѣда третья. (Величіе человѣколюбія св. ап. Павла. — Онъ любилъ враговъ и тѣхъ, кто дѣлалъ ему зло, желалъ спасенія іудеямъ, воздвигавшимъ на него гоненія. — Это человѣколюбіе внушало ему великую нѣжность какъ къ соотечественникамъ, такъ и къ иноплеменникамъ; желаніе спасенія всѣмъ людямъ, побуждало его къ щедрой помощи нуждающимся. — Онъ не только былъ одушевленъ человѣколюбіемъ, но былъ самъ воплощенною любовію. — Мы должны подражать великому апостолу въ этой главнѣйшей добродѣтели.) [СПб., 1896].

  • XV. Похвальная бесѣда о святомъ отцѣ нашемъ Мелетіѣ, архіепископѣ Антіохіи Великой, и о ревности собравшихся. (Похвалы св. Мелетію, поселившему въ антіохійцахъ великую любовь къ нему, и антіохійцамъ, сохраняющимъ эту любовь. — Проявленія этой любви при вступленіи св. Мелетія на каѳедру. — Обстоятельства изгнанія святого изъ Антіохіи – примѣръ любви ко врагамъ. — Изгнаніе усиливаетъ еще болѣе любовь къ святителю, проявленія ея при возвращеніи его. — Путешествіе св. Мелетія въ Константинополь, кончина на вселенскомъ соборѣ и принесеніе мощей его въ Антіохію. — Утоленіе преемникомъ скорби о кончинѣ святого и еще большее усиленіе любви къ почившему и памяти о немъ. — Св. Мелетій – ходатай предъ Богомъ за антіохійцевъ.) [СПб., 1896].

  • XXI. Похвала св. священномученику Игнатію Богоносцу. (Мученическіе подвиги доступны всѣмъ – мужамъ и женамъ. Св. Игнатій – и епископъ, и апостолъ, и мученикъ. Игнатій поставленъ въ епископа самими апостолами, слѣдовательно – обладалъ всѣми добродѣтелями, которыхъ требуетъ отъ епископа ап. Павелъ; онъ управлялъ церковію въ самое первое, наиболѣе трудное, время, при гоненіяхъ извнѣ и неустроенности еще внутри, – управлялъ антіохійскою, очень большою, церковію, – преемствовалъ самому ап. Петру. Гоненіе діаволъ направляетъ на предстоятелей, чтобы ослабить церковь, и предаетъ ихъ смерти вдали отъ ихъ церквей, чтобы и ихъ утомить долгимъ путемъ и церквамъ не дать хорошаго примѣра; но Богъ путешествіе Игнатія въ Римъ обратилъ въ средство наученія и укрѣпленія въ истинѣ и римлянъ, и всѣхъ попутныхъ церквей. Мученическая смерть – очевидное доказательство воскресенія Христа, особенно столь публичная, какъ смерть св. Игнатія. Торжественное перенесеніе его мощей въ Антіохію еще увеличило пользу для церкви отъ его путешествія въ Римъ. Увѣщаніе прибѣгать къ гробницѣ мученика и въ счастіи и въ несчастіи, ибо это спасительно для всѣхъ и всегда.) [СПб., 1896].

  • XXII. Похвала св. отцу нашему Евстаѳію, архіепископу Антіохіи Великой. (Ублажать людей можно только послѣ ихъ смерти, потому что все на землѣ измѣнчиво. Мертвые и вообще блаженны болѣе живыхъ; а особенно – умершіе за Христа. Св. Евстаѳій умеръ во Ѳракіи, церковь ему въ Антіохіи, всѣ присутствующіе – памятники его, ибо въ нихъ – его благоуханіе. Св. Евстаѳій – мученикъ, хотя умеръ своею смертію. Жертвоприношеніе Исаака – прообразъ безкровной жертвы христіанской. Дѣятельность св. Евстаѳія противъ аріанъ и изгнаніе его. Богъ попускаетъ гоненіе на церковь, чтобы показать силу истины, преуспѣвающей во время гоненій, и немощь ересей и язычества, разрушающихся и въ мирное для нихъ время. Св. Евстаѳій и въ изгнаніи продолжаетъ заботиться о церкви до времени св. Мелетія.) [СПб., 1896].

  • XXXIV. Бесѣда о св. священномученикѣ Фокѣ и противъ еретиковъ. (Перенесеніе мощей священномученика, призывъ участвовать въ празднествѣ. Борьба съ еретиками направіяется не противъ людей, но противъ заблужденія, не губитъ людей, а лѣчитъ ихъ. Кротость Христа предъ рабомъ первосвященника. Обличеніе Іеровоама пророкомъ — примѣръ долготерпѣнія Божія и урокъ людямъ прощать личныя обиды. Церковь всѣхъ призываетъ и, если увѣщанія еретикамъ безполезны, виною ихъ развращенная воля. Еретики перетолковываютъ Св. Писаніе себѣ только на погибель, не вредя ни Богу своими хулами, ни достоинству Писанія. Св Писаніе не Отцу только усвояетъ имя «Богъ», но и Сыну. Имя «Господь» не ниже имени «Богъ».) [СПб., 1896].

  • XIV. Творенія, ошнесенныя въ изданіи Миня къ разряду Spuria.
  • На Благовѣщеніе преславной Владычицы нашей Богородицы [СПб., 1896].


    Томъ третій. Часть 2-я.
  • Бесѣда предъ отправленіемъ въ ссылку. (Бесѣда эта была произнесена св. Іоанномъ Златоустомъ въ самый печальный періодъ его жизни. Соборъ придубскій произнесъ надъ нимъ приговоръ низложенія, и императоръ Аркадій, утвердившій этотъ приговоръ, издалъ указъ объ изгнаніи святителя изъ города. Преданная ему паства, узнавъ объ этомъ, въ теченіи трехъ дней охраняла ворота его жилища, проводя все время въ молитвѣ и даже забывая о нуждахъ своего тѣла. Святитель, которому переданъ былъ приказъ Аркадія, въ теченіи первыхъ двухъ дней отказался исполнить его, указывая на то, что надъ нимъ совершено было насиліе. Во второй день онъ произнесъ предъ своимъ преданнымъ народомъ бесѣду, исполненную назиданія и утѣшенія всѣмъ страждущимъ за правду. Бесѣда эта сохранилась въ греческомъ подлинникѣ, но къ ней иногда прибавлялись и такія вещи, которыя заставляютъ подозрѣвать ихъ подлинность.) [СПб., 1897].
  • Бесѣда по возвращеніи изъ изгнанія. (Эта бесѣда, весьма сходная съ предыдущей, въ изданіи Миня существуетъ только на латинскомъ языкѣ, съ котораго и сдѣланъ переводъ ея.) [СПб., 1897].

    Письма къ разнымъ лицамъ
  • 1. Иннокентію, епископу Римскому (1-ое). (Первое письмо къ Иннокентію было написано послѣ праздника Пасхи, передъ вторымъ изгнаніемъ святителя. Въ немъ разсказывается о всемъ, что произошло въ Константинополѣ со времени прибытія Ѳеоѳила. Святитель былъ низложенъ халкидонскимъ соборомъ, затѣмъ опять возстановленъ на свою каѳедру; потомъ опять подвергся преслѣдованію, былъ обвиненъ и изгнанъ изъ церкви. Воины вторглись въ самую церковь и въ крещальню, чѣмъ и закончивается письмо.) [СПб., 1897].

  • 2. Иннокентію, епископу Римскому (2-ое) (Святитель, будучи уже три года въ изгнаніи, написалъ второе письмо, въ которомъ онъ обращается не только къ папѣ, но и къ нѣсколъкимъ епископамъ, находившимся въ Римѣ или въ окрестностяхъ этого города. Онъ благодаритъ ихъ за ихъ любовь по отношенію къ нему и за ревность, съ которою они старались утишить столь страшное обрушившееся на него бѣдствіе.) [СПб., 1897].
  • Возлюбленному брату Іоанну Иннокентій. (Письмо Иннокентія къ св. Іоанну Златоусту сохранено Созоменомъ. Иннокентій старается утѣшить святителя. Письмо его дышетъ почтеніемъ и самою нѣжною любовью. Онъ говоритъ о терпѣніи въ бѣдствіи и о вѣнцѣ, предназначенномъ для тѣхъ, которые самоотверженно переносятъ страданія. Письмо это представляетъ собою отвѣтъ на письмо святителя, доставленное Иннокентію діакономъ Киріакомъ.) [СПб., 1897].
  • Иннокентій епископъ, пресвитерамъ, діаконамъ и всему клиру и народу церкви константинопольской, подчиненнымъ епископу Іоанну, возлюбленнымъ братьямъ, радоваться. (Письмо Иннокентія къ духовенству константинапольскому представляетъ собою отвѣтъ на посланіе того же духовенства, которое доставлено было папѣ священникомъ Германомъ и діакономъ Кассіанамъ. Иннокентій оплакиваетъ въ немъ бѣдствія восточной церкви. Для исцѣленія столькихъ золъ, нужно созвать соборъ, и онъ выражаетъ живѣйшее желаніе, чтобы стихли всѣ эти смятенія.) [СПб., 1897].
  • Сакра или августѣйшее посланіе Гонорія Августа къ Государю востока Аркадію. (Это посланіе императора Гонорія къ императору востока Аркадію относится къ дѣлу св. Іоанна Златоуста. Императоръ сначала говоритъ въ немъ объ изображеніи императрицы Евдоксіи, которое пущено было по провинціямъ въ честь императрицы. Сначала воздвигнута была статуя Евдоксіи передъ церковью св. Софіи. По этому случаю даны были разныя игры и постыдныя зрѣлища, способныя отвращать народъ отъ дѣлъ благочестія. Св. Іоаннъ Златоустъ въ своей бесѣдѣ возсталъ противъ этого соблазна и навлекъ на себя гнѣвъ императрицы. Гонорій, въ своемъ письмѣ, негодуетъ на все то, что произошло въ Константинополѣ, а затѣмъ и на несправедливость низложенія святителя. Онъ напоминаетъ о жертвенникѣ, орошенномъ человѣческою кровью, о священникахъ, отсылаемыхъ въ изгнаніе и объ Іоаннѣ, патр. Константинопольскомъ, изгнанномъ изъ своей церкви.) [СПб., 1897].

  • 3. Епископамъ, пресвитерамъ и діаконамъ, заключеннымъ за благочестіе въ темницу (Это письмо было написано, какъ полагаютъ, въ Кукузѣ въ 404 году. Св. Іоаннъ Златоустъ обращался къ нимъ еще и съ другимъ письмомъ, которое помѣщено ниже.) [СПб., 1897].

  • 4. Письма къ Олимпіадѣ. (Семнадцать писемъ, адресованныхъ къ Олимпіадѣ, представляютъ собою самыя длинныя, самыя прекрасныя и полезныя изъ всѣхъ писемъ святителя, говоритъ Фотій. Олимпіада была дочь князя Анисія. Ея отецъ отдалъ ее замужъ за префекта Небридія (вѣроятно, въ 384 году). Св. Григорій Назіанзинъ, приглашенный на бракъ, извинился, что не можетъ на немъ присутствовать, и обратился къ молодой супругѣ съ похвальнымъ словомъ. Олимпіада была замужемъ только одинъ годъ и восемь мѣсяцевъ. Овдовѣвъ въ столъ юномъ возрастѣ, она порѣшила остаться вдовой и ни что не могло поколебать этого ея рѣшенія. Напрасно императоръ Ѳеодосій прибѣгалъ къ просьбамъ и угрозамъ, чтобы заставить ее выйти замужъ за своего родственника испанца Елпидія. Отказъ ея разгнѣвалъ императора, который, прежде чѣмъ отправиться въ походъ противъ Максима, приказалъ префекту города секвестровать всѣ ея имѣнія, пока она не достигнетъ тридцатилѣтняго возраста. Олимпіада отнеслась къ этому возмутительному дѣйствію съ такимъ мужествомъ, что казалась даже счастливѣе при видѣ ограбленія своего имущества. Между тѣмъ Ѳеодосій, понявъ, что ничѣмъ нельзя было побороть этого противодѣйствія, велѣлъ возвратить ей имѣнія. Съ этого времени домъ ея сдѣлался открытымъ для епископовъ, монаховъ, священниковъ и другихъ духовныхъ лицъ, приходившихъ въ Константинополь. Епископъ Нектарій сдѣлалъ ее діакониссой, и въ этомъ достоинствѣ она и закончила свою жизнь. Письма къ Олимпіадѣ съ достаточностью свидѣтельствуютъ о томъ, какъ она была любезна святителю Златоусту. Послѣ изгнанія святителя ее влачили по судамъ, обвиняли, вмѣстѣ съ другими приверженцами святителя, въ поджогѣ храма св. Софіи. Не смотря на основательность ея отвѣтовъ, ее приговорили къ большому штрафу; затѣмъ она оставила Константинополь, чтобы удалиться въ Кизикъ, гдѣ и отошла въ лучшую жизнь. Св. Григорій Назіанзинъ, Палладіи, Созоменъ, Амміанъ и другіе жизнеописатели сообщаютъ многочисленныя подробности объ этой добродѣтельной женщинѣ.)
  • Письмо I. (1. Утѣшеніе въ скорби. Нужно бояться только грѣха. 2. Бѣдствія приготовляютъ намъ великую награду, почему Богъ и попускаетъ на насъ страданія. — Примѣръ трехъ отроковъ въ пещи вавилонской. — 3-4. Во всѣ времена Господь попускалъ соблазнъ и гоненія, чтобы лучше проявить Свое могущество и Свою мудрость. — 5. Заключеніе: Олимпіада должна изгнать изъ своей души скорбь, которую причиняютъ ей настоящія смятенія.) [СПб., 1896].
  • Письмо II. (1. Опасно предаваться унынію. — 2. Примѣръ: ап. Павелъ отлучивъ коринѳскаго грѣшника, потомъ примиряетъ его съ церковью, чтобы не дать ему впасть въ отчаяніе. — 3. Душу Олимпіады должна занимать мысль о мукахъ ада или, скорѣе, о небесномъ счастьи. — 4. Пусть она почерпаетъ, утѣшенія въ воспоминаніи своихъ добрыхъ дѣлъ и въ надеждѣ на вѣчную награду. — 5-6. Возвышенная похвала трезвенности, терпѣнію, скромности и другимъ добродѣтелямъ Олимпіады. — 7. Похвала дѣвственности. — 8-10. Вставочное разсужденіе объ Іовѣ и его бѣдствіяхъ. Возвращеніе къ предмету. — 11-13. Утѣшеніе Олимпіады, скорбѣвшей объ отсутствіи святителя.) [СПб., 1896].


    Томъ четвертый. Часть 1-я.
    Бесѣды на книгу Бытія.
  • Предисловіе къ бесѣдамъ на книгу Бытія. (Мѣсто и время ихъ произнесенія; библейскій греческій текстъ въ этихъ бесѣдахъ и его важность; потребность въ сопоставленіи его съ текстомъ другихъ греческихъ списковъ Библіи и нѣкоторыя пособія къ этому) [СПб., 1898].
  • Бесѣда первая. (Радость Златоуста при видѣ многочисленности собравшихся въ храмъ Божій предъ наступленіемъ св. Четыредесятницы. Цѣль церковныхъ собраній и необходимость приготовленія къ посту. Великій вредъ невоздержанія отъ дней перваго человѣка и благотворныя дѣйствія поста, испытанныя ветхозавѣтными праведниками, и примѣръ Спасителя. Дѣйствіе поста на душу человѣка и обличеніе роскоши у прор. Амоса. Мимолетность мірскихъ удовольствій и неизмѣнность духовныхъ) [СПб., 1898].


    Томъ пятый. Часть 1-я.
    Бесѣды на псалмы.
  • На Псал. 3. (Значеніе надписанія: Псаломъ Давиду, внегда отбѣгаше отъ лица Авессалома, сына своего. — Почему Давидъ былъ гонимъ Авессаломомъ? — Что бываетъ источникомъ грѣха, то служитъ и бичемъ наказанія. — У большинства людей домашніе бываютъ врагами по причинѣ грѣховъ; подтвержденіе этого примѣромъ Давида, Израильтянъ во времена Судей, Адама, Даніила и пророка изъ Іудеи. — Увѣщаніе – истреблять источникъ золъ – грѣхъ. — Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающихъ) [СПб., 1899].

    Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0