Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СБОРНИКИ И ПРОИЗВЕДЕНIЯ НЕИЗВѢСТНЫХЪ АВТОРОВЪ

Каноны или Книга правилъ
Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ Отецъ.

Правила святыхъ Апостоловъ.

Правило 1.

Епископа да поставляютъ два или три епископа.

Правило 2.

Пресвитера и діакона и прочихъ причетниковъ да поставляетъ единъ епископъ.

Правило 3.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, вопреки учрежденію Господню о жертвѣ, принесетъ къ алтарю иныя нѣкоторыя вещи, или медъ, или млеко, или вмѣсто вина, приготовленный изъ чего-либо другаго напитокъ, или птицы, или нѣкоторыя животныя, или овощи, вопреки учрежденію, кромѣ новыхъ класовъ, или винограда въ надлежащее время: да будетъ изверженъ отъ священнаго чина. Да не будетъ же позволено приносити къ алтарю что-либо иное, развѣ елей для лампады и ѳиміамъ, во время святаго приношенія.

Правило 4.

Всякаго инаго плода начатки да посылаются въ домъ епископу и пресвитерамъ, но не ко алтарю. Разумѣется же, яко епископъ и пресвитеры раздѣлятъ съ діаконами и прочими причетниками.

Правило 5.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, да не изгонитъ жены своея подъ видомъ благоговѣнія. Аще же изгонитъ, да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго: а оставаясь непреклоннымъ, да будетъ изверженъ отъ священнаго чина.

Толкованіе. Изгнаніе жены запрещается священнымъ лицамъ потому, какъ изъясняетъ Зонаръ, что сіе казалось бы охужденіемъ супружества. Впрочемъ, воздержаніе епископовъ отъ супружества есть древнее преданіе, отъ котораго отступленіе шестый Вселенскій Соборъ замѣтилъ только въ нѣкоторыхъ Африканскихъ церквахъ, и тотчасъ запретилъ своимъ правиломъ 12.

Правило 6.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, да не пріемлетъ на себя мірскихъ попеченій. А иначе да будетъ изверженъ отъ священнаго чина.

Правило 7.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствія съ іудеями праздновати будетъ: да будетъ изверженъ отъ священнаго чина.

Правило 8.

Аще епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или кто-либо изъ священнаго списка, при совершеніи приношенія, не причастится: да представитъ причину, и аще есть благословна, да будетъ извиненъ. Аще же не представитъ: да будетъ отлученъ отъ обшенія церковнаго, яко содѣлавшійся виною вреда народу, и на совершавшаго приношеніе наведшій подозрѣніе, акибы неправильно совершалъ.

Правило 9.

Всѣхъ вѣрныхъ входящихъ въ церковь, и писанія слушающихъ, но не пребывающихъ на молитвѣ и святомъ причащеніи до конца, яко безчиніе въ церкви производящихъ, отлучати подобаетъ отъ общенія церковнаго.

Правило 10.

Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія церковнаго помолится, хотя бы то было въ домѣ: таковый да будетъ отлученъ.

Правило 11.

Аще кто, принадлежа къ клиру, съ изверженнымъ отъ клира молитися будетъ: да будетъ изверженъ и самъ.

Правило 12.

Аще кто изъ клира, или мірянинъ отлученный отъ общенія церковнаго, или недостойный пріятія въ клиръ, отшедъ, въ иномъ градѣ принятъ будетъ безъ представительной граматы: да будетъ отлученъ и пріявшій и пріятый.

Правило 13.

Аще же будетъ отлученный: да продолжится ему отлученіе, яко солгавшему и обманувшему церковь Божію.

Правило 14.

Не позволительно епископу оставляти свою епархію и во иную преходити, аще бы и отъ многихъ убѣждаемъ былъ, развѣ когда будетъ нѣкоторая вина благословная, сіе творити его понуждающая, яко могущаго большую пользу обитающимъ тамо принести словомъ благочестія. И сіе не по своему произволу, но по суду многихъ епископовъ и по сильнѣйшему убѣжденію.

Правило 15.

Аще кто пресвитеръ, или діаконъ, или вообще находящійся въ спискѣ клира, оставивъ свой предѣлъ, во иный отъидетъ, и совсѣмъ премѣстяся, въ другомъ жити будетъ безъ воли епископа своего: таковому повелѣваемъ не служити болѣе, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его къ возвращенію, не послушалъ. Аще же останется въ семъ безчиніи: тамо, яко мірянинъ, въ общеніи да будетъ.

Правило 16.

Аще же епископъ, у котораго таковымъ быти случится, въ ничто вмѣнивъ опредѣленное имъ запрещеніе служенія, пріиметъ ихъ яко членовъ клира: да будетъ отлученъ, яко учитель безчинія.

Правило 17.

Кто по святомъ крещеніи двумя браками обязанъ былъ, или наложницу имѣлъ, тотъ не можетъ быти епископъ, ни пресвитеръ, ни діаконъ, ниже вообще въ спискѣ священнаго чина.

Правило 18.

Вземшій въ супружество вдову, или отверженную отъ супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не можетъ быти епископъ, ни пресвитеръ, ни діаконъ, ниже вообще въ спискѣ священнаго чина.

Правило 19.

Имѣвшій въ супружествѣ двухъ сестръ, или племянницу, не можетъ быти въ клирѣ.

Сіе Апостольское правило постановлено для тѣхъ, которые, въ таковое супружество вступивъ еще въ язычествѣ, оставались въ сѣмъ беззанонномъ сожитіи нѣкоторое время и послѣ крещенія. А которые по крещеніи не оставались болѣе въ такомъ супружескомъ сожитіи: тѣ по 5-му правилу Св. Ѳеофила Александрійскаго, могутъ быть терпимы въ клирѣ, потому что грѣхъ языческаго житія очищенъ святымъ крещеніемъ.

Правило 20.

Кто изъ клира дастъ себя порукою за кого-либо, да будетъ изверженъ.

Правило 21.

Скопецъ, аще отъ человѣческаго насилія таковымъ содѣланъ, или въ гоненіи мужескихъ членовъ лишенъ, или тако рожденъ, и аще достоинъ, да будетъ епископъ.

Правило 22.

Самъ себе скопившій да не будетъ принятъ въ клиръ. Самоубійца бо есть и врагъ Божія созданія.

Правило 23.

Аще кто отъ клира скопитъ себе самаго: да будетъ изверженъ. Ибо убійца есть самаго себе.

Правило 24.

Мірянинъ, себе самаго скопившій, на три года отлученъ да будетъ отъ таинствъ. Ибо навѣтникъ есть своея жизни.

Правило 25.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, въ блудодѣяніи, или въ клятвопреступленіи, или въ татьбѣ обличенный, да будетъ изверженъ отъ священнаго чина, но да не будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго. Ибо писаніе глаголетъ: не отмстиши дважды за едино (Наум. 1, 9). Такожде и прочіи причетники.

Правило 26.

Повелѣваемъ, да изъ вступившихъ въ клиръ безбрачными, желающіе вступаютъ въ бракъ одни токмо чтецы и пѣвцы.

Правило 27.

Повелѣваемъ епископа, или пресвитера, или діакона, біющаго вѣрныхъ согрѣшающихъ, или невѣрныхъ обидѣвшихъ, и чрезъ сіе устрашати хотящаго, извергати отъ священнаго чина. Ибо Господь отнюдь насъ сему не училъ: напротивъ того, самъ бывъ ударяемь, не наносилъ ударовъ, укоряемь, не укорялъ взаимно, страдая, не угрожалъ (1 Петр. 2, 23).

Правило 28.

Аще кто епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, праведно за явныя вины изверженный, дерзнетъ коснутися служенія, нѣкогда ему порученнаго: таковый совсѣмъ да отсѣчется отъ церкви.

Правило 29.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, деньгами сіе достоинство получитъ: да будетъ изверженъ и онъ, и поставившій, и отъ общенія совсѣмъ да отсѣчется, яко Симонъ волхвъ мною Петромъ [1].

Правило 30.

Аще который епископъ, мірскихъ начальниковъ употребивъ, чрезъ нихъ получитъ епископскую въ церкви власть: да будетъ изверженъ и отлученъ, и всѣ сообщающіеся съ нимъ.

Правило 31.

Аще который пресвитеръ, презрѣвъ собственнаго епископа, отдѣльно собранія творити будетъ, и алтарь иный водрузитъ, не обличивъ судомъ епископа ни въ чемъ противномъ благочестію и правдѣ: да будетъ изверженъ, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будутъ и прочіе изъ клира, къ нему приложившіеся. Міряне же да будутъ отлучены отъ общенія церковнаго. И сіе да будетъ по единомъ, и второмъ, и третіемъ увѣщаніи отъ епископа.

Правило 32.

Аще который пресвитеръ, или діаконъ отъ епископа во отлученіи будетъ: не подобаетъ ему въ общеніе пріяту быти инымъ, но точію отлучившимъ его: развѣ когда случится умрети епископу отлучившему его.

Правило 33.

Не принимати никого изъ чужихъ епископовъ, или пресвитеровъ, или діаконовъ безъ представительныя граматы: и когда оная предъявлена будетъ, да разсудятъ о нихъ: и аще будутъ проповѣдники благочестія, да пріемлются: аще ли ни, подайте имъ, что нужно, а въ общеніе не пріемлите ихъ. Ибо многое бываетъ подлогомъ.

Правило 34.

Епископамъ всякаго народа подобаетъ знати перваго въ нихъ, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его разсужденія: творити же каждому только то, что касается до его епархіи, и до мѣстъ къ ней принадлежащихъ. Но и первый ничего да не творитъ безъ разсужденія всѣхъ. Ибо тако будетъ единомысліе, и прославится Богъ о Господѣ во Святомъ Духѣ, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ.

Правило 35.

Епископъ да не дерзаетъ внѣ предѣловъ своея епархіи творити рукоположенія во градѣхъ и въ селѣхъ, ему не подчиненныхъ. Аще же обличенъ будетъ, яко сотвори сіе безъ согласія имѣющихъ въ подчиненіи грады оные или села: да будетъ изверженъ и онъ, и поставленніи отъ него.

Правило 36.

Аще кто, бывъ рукоположенъ во епископа, не пріиметъ служенія и попеченія о народѣ, ему порученнаго: да будетъ отлученъ, доколѣ не пріиметъ онаго. Такожде и пресвитеръ и діаконъ. Аще же пойдетъ туда, и не будетъ принятъ, не по своей волѣ, но по злобѣ народа: онъ да пребываетъ епископъ, клиръ же града того да будетъ отлученъ за то, что таковаго непокориваго народа не учили.

Правило 37.

Дважды въ году да бываетъ соборъ епископовъ, и да разсуждаютъ они другъ съ другомъ о догматахъ благочестія, и да разрѣшаютъ случающіяся церковныя прекословія. Въ первый разъ, въ четвертую недѣлю пятидесятницы: а во вторый, октября во вторыйнадесять день.

Послѣ по особымъ причинамъ назначаемы были другія времена для соборовъ (см. Перв. Всел. Соб. пр. 5, Шест. Всел. Соб. пр. 8).

Правило 38.

Епископъ да имѣетъ попеченіе о всѣхъ церковныхъ вещахъ, и оными да распоряжаетъ, яко Богу назирающу. Но не позволительно ему присвоивать что-либо изъ оныхъ, или сродникамъ своимъ дарить принадлежащее Богу. Аще же суть неимущіе, да подаетъ имъ, яко неимущимъ: но подъ симъ предлогомъ да не продаетъ принадлежащаго церкви.

Правило 39.

Пресвитеры и діаконы, безъ воли епископа, ничего да не совершаютъ. Ибо ему ввѣрены людіе Господни, и онъ воздастъ отвѣтъ о душахъ ихъ.

Правило 40.

Ясно извѣстно да будетъ собственное имѣніе епископа, (естьли онъ имѣетъ собственное), и ясно извѣстно Господне: дабы епископъ, умирая, имѣлъ власть оставить собственное, кому хощетъ, и какъ хощетъ, дабы подъ видомъ церковнаго не было растрачено имѣніе епископа, имѣющаго иногда жену и дѣтей, или сродниковъ, или рабовъ. Ибо праведно сіе предъ Богомъ и человѣки, дабы и церковь не претерпѣла нѣкоего ущерба, по неизвѣстности имѣнія епископскаго: и епископъ, или его сродники, не подверглись отобранію имѣнія за церковь, или же дабы близкіе къ нему не впали въ тяжбы, и кончина его не была сопровождаема безславіемъ.

Правило 41.

Повелѣваемъ епископу имѣти власть надъ церковнымъ имѣніемъ. Аще бо драгоцѣнныя человѣческія души ему ввѣрены быть должны: то кольми паче о деньгахъ заповѣдать должно, чтобы онъ всѣмъ распоряжалъ по своей власти, и требующимъ чрезъ пресвитеровъ и діаконовъ подавалъ со страхомъ Божіимъ, и со всякимъ благоговѣніемъ: такожде (аще потребно) и самъ заимствовалъ на необходимыя нужды свои и страннопріемлемыхъ братій, да не терпятъ недостатка ни въ какомъ отношеніи. Ибо законъ Божій постановилъ, да служащіи алтарю отъ алтаря питаются: якоже и воинъ никогда не подъемлетъ оружія на врага на своемъ пропитаніи.

Правило 42.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, игрѣ и піянству преданный, или да престанетъ, или да будетъ изверженъ.

Правило 43.

Иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, подобное творящій, или да престанетъ, или да будетъ отлученъ. Такожде и міряне.

Правило 44.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, лихвы требующій отъ должниковъ, или да престанетъ, или да будетъ изверженъ.

Правило 45.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, съ еретиками молившійся токмо, да будетъ отлученъ. Аще же позволитъ имъ дѣйствовать что либо, яко служителямъ церкви: да будетъ изверженъ.

Правило 46.

Епископа, или пресвитера, пріявшихъ крещеніе или жертву еретиковъ, извергати повелѣваемъ. Кое бо согласіе Христови съ веліаромъ, или кая часть вѣрному съ невѣрнымъ (2 Кор. 6, 15)?

Сіе Апостольское правило относится къ еретикамъ, каковые были въ Апостольскія времена, повреждающымъ главные догматы о Богѣ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, и о воплощеніи Сына Божія. О другихъ родахъ еретиковъ дальнѣйшія постановленія представляютъ слѣдующія правила: Перв. Вселен. Соб. прав. 19, Лаолик. 7-8, Шест. Вселен. 95, Васил. Вел. 47.

Правило 47.

Епископъ или пресвитеръ, аще по истинѣ имѣющаго крещеніе вновь окреститъ, или аще отъ нечестивыхъ оскверненнаго не окреститъ: да будетъ изверженъ, яко посмѣвающійся кресту и смерти Господней, и не различающій священниковъ отъ лжесвященниковъ.

Правило 48.

Аще который мірянинъ, изгнавъ свою жену, пойметъ иную, или инымъ отринутую: да будетъ отлученъ.

Правило 49.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, креститъ не по Господню учрежденію, во Отца и Сына и Святаго Духа, но въ трехъ безначальныхъ, или въ трехъ сыновъ, или въ трехъ утѣшителей: да будетъ изверженъ.

Правило 50.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, совершитъ не три погруженія единаго тайнодѣйствія, но едино погруженіе, даемое въ смерть Господню: да будетъ изверженъ. Ибо не рекъ Господь: въ смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19).

Правило 51.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или вообще изъ священнаго чина, удаляется отъ брака и мясъ и вина, не ради подвига воздержанія, но по причинѣ гнушенія, забывъ, что вся добра зѣло (Быт. 1, 31), и что Богъ, созидая человѣка, мужа и жену сотворилъ ихъ (Быт. 1, 27), и такимъ образомъ хуля клевещетъ на созданіе: или да исправится, или да будетъ изверженъ изъ свяшеннаго чина, и отверженъ отъ церкве. Такожде и мірянинъ.

Правило 52.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, обращающагося отъ грѣха не пріемлетъ, но отвергаетъ: да будетъ изверженъ изъ священнаго чина. Опечаливаетъ бо Христа рекшаго: радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7).

Правило 53.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, во дни праздниковъ не вкушаетъ мясъ и вина, гнушаяся, а не ради подвига воздержанія: да будетъ изверженъ, яко сожженный въ собственной совѣсти, и бывающій виною соблазна многимъ.

Правило 54.

Аще кто изъ клира въ корчемницѣ ядущій усмотренъ будетъ: да отлучится, кромѣ случая, когда на пути по нуждѣ въ гостинницѣ отдыхаетъ.

Правило 55.

Аще кто изъ клира досадитъ епископу: да будетъ изверженъ. Князю бо людей твоихъ да не речеши зла (Дѣян. 23, 5).

Правило 56.

Аще кто изъ причта досадитъ пресвитеру, или діакону: да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго.

Правило 57.

Аще кто изъ клира хромому, или глухому, или слѣпому, или ногами болѣзненному посмѣется: да будетъ отлученъ. Такожде и мірянинъ.

Правило 58.

Епископъ, или пресвитеръ, нерадящій о причтѣ и о людехъ, и не учащій ихъ благочестію, да будетъ отлученъ. Аще же останется въ семъ нерадѣніи и лѣности: да будетъ изверженъ.

Правило 59.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, нѣкоему отъ клира нуждающемуся не подаетъ потребнаго: да будетъ отлученъ. Закоснѣвая же въ томъ, да будетъ изверженъ, яко убивый брата своего.

Правило 60.

Аще кто подложныя книги нечестивыхъ, аки святыя, въ церкви оглашаетъ, ко вреду народа и клира: да будетъ изверженъ.

Правило 61.

Аще вѣрный обвиняемь будетъ въ любодѣйствѣ, или въ прелюбодѣйствѣ, или во иномъ какомъ запрещенномъ дѣлѣ, и обличенъ будетъ: да не вводится въ клиръ.

Правило 62.

Аще кто изъ клира, устрашась человѣка іудея, или еллина, или еретика, отречется отъ имени Христова: да будетъ отверженъ отъ церкви. Аще же отречется отъ имени служителя церкви: да будетъ изверженъ отъ клира. Аще же покается: да будетъ принятъ, яко мірянинъ.

Правило 63.

Аще кто епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или вообще изъ священнаго чина, будетъ ясти мясо въ крови души его, или звѣроядину, или мертвечину: да будетъ изверженъ. Ибо сіе законъ запретилъ (Дѣян. 15, 29). Аще же сіе содѣлаетъ мірянинъ: да будетъ отлученъ.

Правило 64.

Аще кто изъ клира усмотренъ будетъ постящимся въ день Господень, или въ субботу, кромѣ единыя только (великія субботы): да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ.

Степень разрѣшенія поста, во дни воскресный и субботный, опредѣляется въ церковномъ уставѣ, и состоитъ обыкновенно въ томъ, что разрѣшается вино, елей и принятіе пищи по литургіи, безъ продолженія неяденія до трехъ четвертей дня.

Правило 65.

Аще кто изъ клира, или мірянинъ, въ синагогу іудейскую или еретическую войдетъ помолитися: да будетъ и отъ чина священнаго изверженъ, и отлученъ отъ общенія церковнаго.

Правило 66.

Аще кто изъ клира въ сварѣ кого ударитъ, и единымъ удареніемъ убіетъ: да будетъ изверженъ за продерзость свою. Аще же мірянинъ сіе сотворитъ: да будетъ отлученъ.

Правило 67.

Аще кто дѣву необрученную насиловавъ имѣетъ: да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго. Не позволяти же ему брать иную: но долженъ удержать ту, которую избралъ, аще бы и убога была.

Правило 68.

Аще кто епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, пріемлетъ отъ кого либо второе рукоположеніе: да будетъ изверженъ отъ священнаго чина, и онъ и рукоположивый: развѣ аще достовѣрно извѣстно будетъ, что отъ еретиковъ имѣетъ рукоположеніе. Ибо крещеннымъ, или рукоположеннымъ отъ таковыхъ, ни вѣрными, ни служителями церкви быти не возможно.

Правило 69.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится во святую четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя: да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ.

Правило 70.

Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или вообще изъ списка клира, постится съ іудеями, или празднуетъ съ ними, или пріемлетъ отъ нихъ дары праздниковъ ихъ, какъ то, опрѣсноки, или нѣчто подобное: да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ.

Правило 71.

Аще который христіанинъ принесетъ елей въ капище языческое, или въ синагогу іудейскую, въ ихъ праздники, или возжжетъ свѣщу: да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго.

Правило 72.

Аще кто изъ причта, или мірянинъ, изъ святыя церкви похититъ воскъ, или елей: да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго, и пятерицею да приложитъ къ тому, что взялъ.

Правило 73.

Сосудъ златый, или сребряный освященный, или завѣсу, никто уже да не присвоитъ на свое употребленіе. Беззаконно бо есть. Аще же кто въ семъ усмотренъ будетъ: да накажется отлученіемъ.

Правило 74.

Епископъ, отъ людей вѣроятія достойныхъ обвиняемый въ чемъ либо, необходимо самъ долженъ быть призванъ епископами: и аще предстанетъ и признается, или обличенъ будетъ: да опредѣлится епитимія. Аще же званъ бывъ, не послушаетъ: да позовется вторично чрезъ посылаемыхъ къ нему двухъ епископовъ. Аще же и тако не послушаетъ: да позовется и въ третій разъ чрезъ двухъ посылаемыхъ къ нему епископовъ. Аще же и сего не уважая, не предстанетъ: соборъ, по благоусмотрѣнію своему, да произнесетъ о немъ рѣшеніе, да не мнится выгоду имѣти, бѣгая отъ суда.

Правило 75.

Во свидѣтельство противъ епископа не пріимати еретика: но и вѣрнаго единаго не довольно. На устахъ бо двоихъ, или тріехъ свидѣтелей твердо станетъ всякъ глаголъ (Матѳ. 18, 16).

Правило 76.

Яко не подобаетъ епископу, изъ угожденія брату, или сыну, или иному сроднику, поставляти въ достоинство епископа, кого хощетъ. Ибо нѣсть праведно творити наслѣдниковъ епископства, и собственность Божію даяти въ даръ человѣческому пристрастію. Не должно бо церковь Божію подъ власть наслѣдниковъ поставляти. Аще же кто сіе сотворитъ: поставленіе да будетъ недѣйствительно, самъ же отлученіемъ наказанъ да будетъ.

Правило 77.

Аще кто лишенъ ока, или въ ногахъ поврежденъ, но достоинъ быти епископъ: да будетъ. Ибо тѣлесный недостатокъ его не оскверняетъ, но душевная скверна.

Правило 78.

Глухій же, и слѣпый да не будетъ епископъ, не аки бы оскверненъ былъ, но да не будетъ препятствія въ дѣлахъ церковныхъ.

Правило 79.

Аще кто демона имѣетъ: да не будетъ принятъ въ клиръ, но ниже съ вѣрными да молится. Освободясь же, да принятъ будетъ съ вѣрными, и аще достоинъ, то и въ клиръ.

Правило 80.

Отъ языческаго житія пришедшаго и крещеннаго, или отъ порочнаго образа жизни обратившагося, нѣсть праведно вдругъ производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителемъ другихъ: развѣ только по благодати Божіей сіе устроится.

Правило 81.

Рекли мы, яко не подобаетъ епископу, или пресвитеру вдаватися въ народныя управленія, но неупустительно быти при дѣлахъ церковныхъ. Или убо да будетъ убѣжденъ сего не творити, или да будетъ изверженъ. Ибо никтоже можетъ двумъ господамъ работати, по Господней заповѣди (Матѳ. 6, 24).

Правило 82.

Не позволяемъ въ клиръ производити рабовъ, безъ согласія господъ, къ огорченію владѣтелей ихъ. Ибо отъ сего происходитъ разстройство въ домахъ. Аще же когда рабъ и достоинъ явится поставленія въ степень церковную, каковымъ явился и нашъ Онисимъ, и господіе соизволятъ, и освободятъ, и изъ дому отпустятъ: да будетъ произведенъ.

Правило 83.

Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, въ воинскомъ дѣлѣ упражняющійся, и хотящій удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будетъ изверженъ изъ священнаго чина. Ибо кесарева кесареви, и Божія Богови (Матѳ. 22, 21).

Правило 84.

Аще кто досадитъ царю, или князю, не по правдѣ: да понесетъ наказаніе. И аще таковый будетъ изъ клира, да будетъ изверженъ отъ священнаго чина: аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго.

Правило 85.

Для всѣхъ васъ, принадлежащихъ къ клиру и мірянъ, чтимыми и святыми да будутъ книги, Ветхаго Завѣта, Моисеовыхъ пять: Бытія, Исходъ, Левитъ, Числа, Второзаконіе. Іисуса сына Навина едина. Судей едина. Руѳь едина. Царствъ четыре. Паралипоменонъ (то есть остатковъ отъ книги дней) двѣ. Ездры двѣ. Есѳирь едина. Маккавейскихъ три. Іова едина. Псалтирь едина. Соломоновыхъ три: Притчи, Екклисіастъ, Пѣснь пѣсней. Пророковъ дванадесять. Исаіи едина. Іереміи едина. Іезекіиля едина. Едина Даніила. Сверхъ же сего вамъ да присовокупится въ замѣчаніе, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Новаго Завѣта, Евангелія четыре: Матѳея, Марка, Луки, Іоанна. Павловыхъ посланій четыренадесять. Петра посланія два. Іоанна три. Іакова едино. Іуды едино. Климента посланія два. И постановленія вамъ епископамъ мною Климентомъ изреченныя въ осми книгахъ (которыхъ не подобаетъ обнародовати предъ всѣми ради того, что въ нихъ таинственно), и дѣянія наши апостольскія.

Относительно постановленій Апостольскихъ написанныхъ Климентомъ, время и провидѣніе Божіе открыли нужду въ новомъ правилѣ, которое есть 2-ое Шестаго Вселенскаго Собора.

Указаніе священныхъ и для Церковнаго чтенія назначенныхъ книгъ содержатъ еще слѣдующія правила: Лаодик. Соб. 60, Карѳ. 33. Также Св. Аѳанас. празд. посл. 39 и стихи Св. Григор. Богосл. и Св. Амфилохія.

Примѣчаніе:
[1] Въ нѣкоторыхъ рукописяхъ: яко Симонъ волхвъ Петромъ.

Источникъ: Каноны или Книга Правилъ Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ отецъ. Съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила. – Изданіе второе полное. – Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго Русской Православной Зарубежной Церкви, 1974. – С. 17-33.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0