Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СБОРНИКИ И ПРОИЗВЕДЕНIЯ НЕИЗВѢСТНЫХЪ АВТОРОВЪ

Посланіе православныхъ епископовъ перваго Антіохійскаго Собора (ок. 266 г.) къ Павлу Самосатскому, писанное до его низверженія [1]

Именей, Ѳеофилъ, Ѳеотекнъ, Максимъ, Проклъ, Воланъ — Павлу желаемъ здравія о Христѣ.

Собираясь для взаимныхъ бесѣдъ, мы уже объявили свою вѣру. Но, чтобы очевиднѣе сдѣлать то, какъ каждый изъ насъ объ ней мудрствуетъ, и положить болѣе вѣрный предѣлъ спорамъ, мы разсудили письменно изложить ту вѣру, которую мы сначала приняли, которая предана намъ и содержится въ Каѳолической и святой Церкви даже до сего дня, по преемству отъ блаженныхъ Апостоловъ, бывшихъ самовидцами и служителями Слова (Лук. 1, 2), и которая возвѣщается въ Законѣ, Пророкахъ и Новомъ Завѣтѣ. Вотъ она:

Богъ нерожденъ, единъ, безначаленъ, невидимъ, неизмѣняемъ, Котораго никто изъ людей не видалъ и не можетъ видѣть (1 Тим. 6, 16), и Котораго славу или величіе понять или изъяснить въ истинѣ и достоинствѣ для человѣческой природы невозможно; но должно довольствоваться и тѣмъ, хотя посредственнымъ, понятіемъ о Немъ, какое получаемъ изъ откровенія Сына Его, Который говоритъ: никтоже знаетъ Отца, токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27). Сего-то Сына, познавши изъ Ветхаго и Новаго Завѣта, мы исповѣдуемъ и проповѣдуемъ рожденнымъ, единороднымъ Сыномъ, образомъ невидимаго Бога, перворожденнымъ всякой твари (Кол. 1, 15), премудростію и словомъ и силою Божіею (1 Кор. 1, 24), существующею прежде вѣковъ, Богомъ не по предвѣдѣнію, но по существу и ипостаси, Божіимъ Сыномъ. А кто отвергаетъ то, что Сынъ Божій былъ Богомъ и прежде сотворенія міра, и говоритъ, что признавать Сына Божія Богомъ, значитъ допускать двухъ Боговъ; того мы почитаемъ чуждымъ Церковнаго канона [2] — и въ этомъ съ нами согласны всѣ Каѳолическія Церкви. Ибо о семъ Сынѣ написано: Престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка; жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. Возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе: сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 7-8. сн. Евр. 1, 8-9). Исаія говоритъ: Богъ нашъ судъ воздаетъ, и воздастъ, Той пріидетъ и спасетъ насъ. Тогда отверзутся очи слѣпыхъ, и уши глухихъ услышатъ. Тогда скочитъ хромый яко елень, и ясенъ будетъ языкъ гугнивыхъ (Ис. 55, 4-6); и въ другомъ мѣстѣ: въ тебѣ помолятся, яко въ тебѣ Богъ есть; и еще: нѣсть Бога развѣ Тебе. Ты бо еси Богъ, и не вѣдѣхомъ, Богъ Израилевъ Спасъ (Ис. 45, 14-15). У Апостола сказано: отъ нихже Христосъ по плоти, сый надъ всѣми Богъ благословенъ во вѣки, аминь (Рим. 9, 5). Слова: сый надъ всѣми, и: развѣ Тебе, даютъ разумѣть, что Христосъ выше всего сотвореннаго. У Осіи говорится: зане Богъ Азъ есмь, а не человѣкъ въ тебѣ святъ, и не вниду во градъ, въ слѣдъ Господа имамъ ходити (Ос. 11, 9-10). И всѣ Богодухновенныя Писанія представляютъ Сына Божія Богомъ; но свидѣтельства каждаго изъ нихъ порознь о Сынѣ мы отлагаемъ до другаго времени.

Мы вѣруемъ, что сей Сынъ, будучи всегда съ Отцемъ, исполнилъ волю Его о сотвореніи всего. Яко Той рече и быша; Той повелѣ, и создашася (Псал. 148, 5). Повелѣвающій другому повелѣваетъ кому нибудь, который, мы увѣрены, не другой кто есть, какъ единородный Сынъ Божій — Богъ, Которому Отецъ говорилъ: сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію (Быт. 1, 26). Главнымъ же образомъ о Немъ говоритъ Евангеліе: вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 3); и Апостолъ: Тѣмъ создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще начала, аще власти: всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16). А это показываетъ, что Онъ дѣйствительно существуетъ и дѣйствуетъ, какъ Слово и вмѣстѣ Богъ, чрезъ Котораго Отецъ сотворилъ все, но не какъ чрезъ орудіе, и не какъ чрезъ знаніе, не имѣющее личнаго бытія.

Поелику Отецъ родилъ Сына, какъ Силу живую, лично существующую, дѣйствующую все во всемъ; то и Сынъ не смотрѣлъ и присутствовалъ только, но и дѣйствовалъ при сотвореніи всего, какъ написано: бѣхъ при Немъ устрояя (Прит. 8, 23). Мы говоримъ, что сей Сынъ приходилъ и являлся Аврааму подъ дубомъ Мамврійскимъ; Онъ былъ одинъ изъ трехъ, съ которымъ патріархъ бесѣдовалъ, какъ съ Господомъ и Судіею, такъ какъ Онъ весь судъ получилъ отъ Отца (Іоан. 5, 22). О Немъ написано: Господь одожди на Содомъ и Гоморръ жупелъ и огнь отъ Господа съ небесе (Быт. 19, 24). Онъ-то, исполняя волю Отца, является патріархамъ и бесѣдуетъ въ однихъ и тѣхъ же отдѣленіяхъ и главахъ Писанія, то какъ Ангелъ, то какъ Господь, то какъ Богъ. Нечестиво думать и называть Бога всяческихъ Ангеломъ; но Сынъ есть Ангелъ Отца, будучи самъ Господь и Богъ; ибо о Немъ написано: велика совѣта Ангелъ (Ис. 9, 6); равно какъ и въ другихъ мѣстахъ, на примѣръ въ словахъ къ Аврааму: нынѣ бо познахъ, яко боишися ты Бога, и не пощадѣлъ еси Сына твоего возлюбленнаго Мене ради. И нарече Авраамъ имя мѣсту тому: Господь видѣ; да рекутъ днесь: на горѣ Господь явися (Быт. 22, 12. 14). И въ исторіи Іакова сказано: и рече ми Ангелъ Божій во снѣ: Іакове. Азъ же рѣхъ: что есть? И рѣче: воззри очима твоима; и далѣе: Азъ есмь Богъ, явивыйся тебѣ на мѣстѣ Божіи, идѣже помазалъ Ми еси тамо столпъ, и обѣтовалъ Ми еси тамо обѣтъ (Быт, 31, 11. 13). И послѣ борьбы съ Нимъ, и притомъ какъ съ предобразованнымъ человѣкомъ, присовокупляется: и прозва Іаковъ имя мѣсту тому: видъ Божій; видѣхъ бо Бога лицемъ къ лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 30).

Мы говоримъ, что сей предобразованный человѣкъ есть Сынъ Божій, Котораго, само Писаніе возвѣстило Богомъ. Мы даже утверждаемъ, что и законъ данъ Моисею подобнымъ же образомъ, чрезъ посредство Сына Божія, какъ учитъ Апостолъ, говоря: что убо законъ? преступленій ради приложися, дондеже приідетъ сѣмя, емуже обѣтовася, вчиненъ Ангелы, рукою Ходатая (Гал. 3, 19). Ибо другаго Ходатая между Богомъ и человѣками, кромѣ сего (Христа), мы не знаемъ (1 Тим. 2, 5). Сему же учитъ насъ и Моисей: явися же ему Ангелъ Господень въ пламени огненнѣ изъ купины; и далѣе: егда же видѣ Господь, яко приступаетъ видѣти, воззва его Господь изъ купины (Исх. 3, 2. 4); и еще: пришедъ, собери старцы сыновъ Израилевыхъ, и рцы къ нимъ: Господь Богъ отецъ нашихъ явися мнѣ, Богъ Авраамовъ, и Богъ Исааковъ, и Богъ Іаковль (Исх. 3, 16); и далѣе: аще не увѣруютъ ми, ниже послушаютъ гласа моего, рекутъ бо, яко не явися тебѣ Богъ, что реку къ нимъ (Исх. 4, 1)? И въ благословеніяхъ (Моисеевыхъ): и пріятная Явившемуся въ купинѣ да пріидутъ на главу Іосифову (Втор. 33, 16); и въ другомъ мѣстѣ: и рече Господь къ Моисею: и сіе тебѣ слово, еже реклъ еси, сотворю. И глагола Моисей: покажи ми славу Твою. И рече: Азъ предыду предъ тобою, славою Моею, и воззову о имени Господнемъ предъ тобою и помилую, егоже аще милую: и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 17-19); — что исполнилось слѣдующимъ образомъ: и сниде Господь во облацѣ и предста Ему тамо Моисей, и призва именемъ Господнимъ. И мимоиде Господь предъ лицемъ его, и воззва: Господь, Господь Богъ (Исх. 34, 5-6). Обѣщавшій выше мимоити есть Господь Сынъ Божій; Онъ-то и воззвалъ во-имя Господа Отца; Онъ есть Тотъ, Который свидѣтельствовалъ истину, говоря: не яко Отца видѣлъ есть кто, токмо сый отъ Бога Отца, сей видѣ Отца (Іоан. 6, 46). И въ томъ же Евангеліи: ни гласа Его нигдѣже слышасте, ни видѣнія Его видѣсте (Іоан. 5, 37); также: Бога никтоже видѣ нигдѣже; единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). И Апостолъ въ одномъ мѣстѣ говоритъ: Царю же вѣковъ нетлѣнному, невидимому, единому премудрому Богу (1 Тим. 1, 17).

И такъ Сынъ, сущій у Отца, есть Богъ и Господь всего сотвореннаго; бывъ посланъ отъ Отца съ небесъ, Онъ воплотился и вочеловѣчился. Посему и тѣло, заимствованное отъ Дѣвы и вмѣстившее всю полноту Божества тѣлеснѣ (Кол. 2, 9), неизмѣнно соединилось съ Божествомъ и обожилось. По сей-то причинѣ одинъ и тотъ же Іисусъ Христосъ предвозвѣщаемъ былъ въ Законѣ и Пророкахъ, какъ Богъ и человѣкъ, и вся поднебесная Церковь вѣруетъ въ Него, какъ въ Бога, уничижившаго себя до того, что не думалъ быть (являть себя) равнымъ Богу (Флп. 2 7), и какъ въ человѣка отъ сѣмени Давидова по плоти (Рим. 1, 3). Какъ Богъ, Онъ совершилъ знаменія и чудеса, описанныя въ Евангеліяхъ; пріобщившись же плоти и крови, Онъ былъ искушенъ по всяческимъ по подобію (какъ мы), развѣ грѣха (Евр. 4, 15). Такимъ образомъ, въ Божественныхъ Писаніяхъ говорится о Христѣ, какъ о Единомъ, и прежде Его воплощенія. Такъ въ книгѣ Іереміи сказано: Духъ лица нашего помазанный (Плач. 4, 20); Господь же Духъ есть, по Апостолу (2 Кор. 3, 17). Тотъ же Апостолъ говоритъ: піяху бо отъ духовнаго камене, камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4); и еще: да не искушаимъ Господа, якоже нѣцыи отъ нихъ искусиша, и отъ змій погибоша (1 Кор. 10, 9); и о Моисеѣ: большее богатство вмѣнивъ Египетскихъ сокровищъ поношеніе Христово (Евр. 11, 26). И Петръ: о немже спасеніи взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша, испытающе, въ каково или въ кое время являше въ нихъ Духъ Христовъ (1 Петр. 1, 10-11). Если же Христосъ, какъ Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24), существуетъ прежде вѣковъ: то и какъ Христосъ, Онъ есть одно и то же по существу, хотя представляется подъ весьма многими понятіями.

Написавши сіе немногое изъ многаго, мы хотимъ знать, одинаково ли ты съ нами думаешь и учишь, и желаемъ, чтобы ты написалъ, согласенъ ли ты съ тѣмъ, что выше написано, или нѣтъ.

Примѣчанія:
[1] См. Sacrosancta Concilia, a Labbeo et Cossartio edita, Tom. I. pag. 844, sqq. Павелъ Самосатскій былъ Епископъ Антіохійскій (260 года), человѣкъ тщеславный и гордый. Онъ училъ: Christum purum hominem esse; ante Mariam Virginem non extitiste; nomen Filii Dei ex bonis justisque suis operibus accepisse; in sacramento Eucharistiae sanguinem ejusdem Christi corruptibilem, esse, aliaque impiissima dogmata. Потому-то въ посланіи говорится собственно о Божествѣ Іисуса Христа. На это посланіе Павелъ отвѣчалъ притворнымъ православіемъ, и удержалъ свою каѳедру. Но такъ какъ на самомъ дѣлѣ онъ и не думалъ оставить своего лжемудрованія, ни перемѣнить развратнаго образа своей жизни, то чрезъ четыре года (въ 269 или 270 г.) отцы Церкви, въ весьма великомъ, по свидѣтельству Евсевія, множествѣ собравшись въ Антіохію, составили новый Соборъ (2-й Антіохійскій), на которомъ, осудивъ Павла, низвергли, и на мѣсто его поставили Домна. Послѣдователи Павловой ереси назывались павликіанами.
[2] Правила или образа мыслей, что полнѣе называется: regula fidei или ὀρϑοδοξία.

Печатается по изданiю: Посланіе Православныхъ Епископовъ перваго Антіохійскаго Собора (бывш. окол. 266 год.) къ Павлу Самосатскому, писанное до его низверженія. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1840 г. — Часть I. — С. 237-248.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0