Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СБОРНИКИ И ПРОИЗВЕДЕНIЯ НЕИЗВѢСТНЫХЪ АВТОРОВЪ

Повѣствованіе о чудесномъ избавленіи Константиноноля отъ сильныхъ враговъ заступленіемъ Богородицы [1].

Во времена Ираклія, Царя римскаго, Хозрой, Царь персидскій послалъ жестокаго полководца своего пройти съ многочисленнымъ войскомъ весь востокъ, находившійся во владѣніи римлянъ, и, подобно молніи, все воспламенять, пожигать и разрушать. Полководецъ сей, безъ всякой опасности, опустошалъ востокъ и на пути своемъ всюду убивалъ римлянъ, не встрѣчая ни отъ кого сопротивленія, и ни кѣмъ не будучи удерживаемъ въ своемъ стремленіи къ дальнѣйшимъ грабительствамъ; потому что римскія войска въ то время весьма истощены были звѣрскою жестокостію тиранна Фоки, управлявшаго предъ симъ римлянами, мужа воительнаго. Достигши Халкидона, полководецъ оный поставилъ здѣсь лагерь, и приготовилъ все нужное для осады сего великаго города. Ибо въ семъ-то и состояло главное его намѣреніе, сего-то онъ всемѣрно и домогался! Ираклій, не задолго предъ тѣмъ получившій царскую власть послѣ тирана Фоки, сильно встревоженный и опечаленный симъ случаемъ, оставляетъ царскіе чертоги, и собравъ остатки войска, чрезъ Евксинскій понтъ вдругъ вторгается, сверхъ чаянія персовъ, въ страну ихъ. Узнавъ о походѣ царя, Каганъ скиѳянинъ не умедлилъ воспользоваться симъ обстоятелъствомъ, и покрылъ море челноками, а сушу конницею и пѣхотою.

При семъ случаѣ Сергій, бывшій въ то время Патріархомъ, сильно увѣщевалъ народъ, находившійся въ столицѣ, и убѣждалъ его не предаваться унынію. «Бодрствуйте чада, говорилъ онъ, возложимъ на единаго Бога надежду спасенія нашего, и отъ всей души простремъ къ Нему свои руки и взоры: Онъ разсѣетъ бѣдствія, насъ окружающія, и разрушитъ всѣ замыслы враговъ нашихъ». Ободренные сими словами Сергія, всѣ люди, находившіеся въ городѣ, подкрѣпили себя вѣрою въ Пречистую Богородицу, и Христа Бога нашего, благоволившаго, по человѣколюбію своему, родиться отъ Нея, и не поколебались въ надеждѣ увидѣть надъ собою Его милосердіе, котораго вскорѣ и были удостоены; почему надежда ихъ не осталась тщетною.

Между тѣмъ, поставленный отъ царя для охраненія города, именемъ Бонъ, не упускалъ ничего, что можно было сдѣлать для разрушенія козней вражескихъ. Ибо Господь хощетъ, чтобы мы во время опасности не оставались въ праздности и бездѣйствіи, но, сколько можемъ, и сами бы дѣйствовали, и изобрѣтали средства для своего спасенія, полагая впрочемъ всю надежду спасенія на Него. Такъ Онъ заповѣдалъ Іисусу, сыну Навина, осадить Гай, и Гедеона вооружилъ водоносами и свѣщами противъ мадіанитянъ. Но тогда, какъ Бонъ укрѣплялъ стѣны, и приготовлялъ все нужное для военныхъ дѣйствій, Іерархъ Сергій, взявъ священныя иконы Богоматери, и особенно тѣ, на коихъ изображенъ былъ Спаситель сѣдящимъ въ объятіяхъ матери Младенцемъ, обошелъ съ ними стѣны, приготовляя чрезъ то городу безопаспость, а варварамъ и врагамъ страхъ, гибель и бѣгство, чему они, спустя немного, дѣйствительно подверглись, и всѣ истреблены были совершенно.

Поелику же персы, расположившіеся лагеремъ близъ Халкидона, все вокругъ него, и въ мѣстахъ ближайшихъ къ нему, начали истреблять огнемъ, и производить прочія опустошенія, какія обыкновенно производятъ, когда хотятъ осадить городъ, что самое дѣлали и скиѳы, по примѣру персовъ: то Патріархъ, взявъ нерукотворенный образъ Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, также драгоцѣнную ризу Пресвятыя Дѣвы Маріи, и еще животворящее древо, вторично ходилъ съ ними по стѣнамъ города, и молясь со слезами, восклицалъ: воскресни, Господи! и разточатся враги Твои; и изчезнутъ, какъ дымъ; и растаютъ, какъ воскъ отъ лица огня.

Послѣ опустошенія, причиненнаго огнемъ, не прошло и трехъ дней, какъ вождь скиѳовъ придвинулся со всемъ войскомъ къ городу. Полчище же враговъ, какъ по тому, что состояло изъ безчисленнаго множества воиновъ, такъ и по тому, что каждый воинъ снабженъ былъ всѣми нужными для защиты своей орудіями, столь было страшно, что если требуется выразить всю опасность въ краткихъ словахъ, то десять скиѳовъ готовы были сразиться съ однимъ римляниномъ. Но Военачальница христіанъ и Защитница, Пречистая Владычица, сія скорѣйшая Помощница призывающихъ Ее, чрезъ избранныхъ воиновъ истребила множество скиѳовъ, нападавшихъ на Божественный храмъ Ея, который находился на источникѣ, и тѣмъ не только укротила дерзость военачальника скиѳовъ, но въ тоже время показала ему, что сіе пораженіе служитъ какъ бы нѣкоторымъ залогомъ совершенной погибели, которая спустя немного должна была постигнуть враговъ. Римляне, ободренные симъ успѣхомъ, и исполненные великаго мужества, почти ежедневно вступали съ ними въ сраженія, въ коихъ Божія Матерь споборала имъ, и являла ихъ сильнѣйшими, а напротивъ планы скиѳовъ уничтожала, и дѣлала безполезными силу и искусство ихъ въ дѣлахъ воинскихъ.

Впрочемъ, съ общаго согласія Патріарха и народа, посланы были изъ города послы дружественно привѣтствовать скиѳовъ, и предложить имъ о мирѣ. Но вождь скиѳовъ, этотъ звѣрь, а не человѣкъ, не только не принялъ предложенія о мирѣ, но взявъ принесенные дары, отпустилъ посланныхъ безъ всякихъ совѣщаній, сказавъ только сіи слова: «не обольщайте себя надеждою на Бога, въ котораго вы вѣруете; завтра я непремѣнно возьму городъ вашъ, и превращу его въ пустыню; впрочемъ, изъ состраданія, даю вамъ свободу вытти изъ города нагими, и итти, куда угодно, но ни какой другой милости отъ меня не ожидайте».

Услышавъ сію рѣчь отъ пословъ, жители города, воздыхая изъ глубииы души, устремили руки свои къ небу, и утопая въ слезахъ, взывали: «Помóщниче Господи, Ты, который противился всѣмъ гордымъ, котораго могущество неизъяснимо, и владычество неразрушимо! вонми словамъ онаго варвара, кои онъ произнесъ, понося Тебя, Владыку всяческихъ, и сохрани градъ наслѣдія Твоего и народъ, носящій на себѣ имя Твое, да не когда рекутъ враги наши: гдѣ есть Богъ ихъ» (Псал. 78, 10)? Между тѣмъ, какъ народъ находился въ семъ положеніи, Богъ воспрепятствовалъ намѣренію персовъ перейти на сторону Кагана, и съ нимъ соединиться, истребивъ немалое число воиновъ, коихъ они посылали другъ къ другу.

Два, или три дня, римляне не преставали дѣлать сшибки, и нападать на скиѳовъ въ разныхъ мѣстахъ. Но планъ, коимъ начальникъ ихъ занимался съ особеннымъ раченіемъ, состоялъ въ томъ, чтобы на сушѣ приготовить машины для разрушенія стѣнъ и завоеванія города, а на морѣ снарядить скиѳскіе челноки, коихъ было безчисленное множество, дабы такимъ образомъ, въ одно время и въ одинъ день, напасть на городъ съ суши и моря.

Какъ скоро окончилъ Каганъ всѣ нужныя приготовленія для сего завоеванія, то, взявъ лучшую часть конницы, явился на берегахъ Понта, давая знать о себѣ персидскому войску, чтобы и оно тоже сдѣлало. Или лучше сказать, два вождя, одинъ изъ Азіи, а другой изъ Европы, какъ дикіе звѣри, рыкали на городъ, почитая его готовою для себя добычею.

Но кто изречетъ чудеса Божіи, тогда явленныя? Кто можетъ изглаголатъ милосердіе Дѣвы, къ намъ бывшее? Въ то время, какъ Каганъ наполнилъ заливы Корну челноками, и надѣялся, посредствомъ сухопутнаго войска, разрушить стѣны города, а съ приготовленнымъ въ заливахъ Корну къ морскому сраженію безпрепятственно напасть на оный, — Богъ и Владычица Дѣва произвели то, что надежда его на то и другое войско оказалась тщетною и пустою. Ибо римское войско на каждой сторонѣ стѣны такое множество истребило враговъ, что оставшіеся въ живыхъ не могли пережечь мертвыхъ. И это пораженіе нанесено было тѣми, которые сражались на сушѣ. Враговъ же, нападавшихъ на городъ съ моря противъ Божественнаго Влахернскаго храма, вмѣстѣ съ челноками потопила Богородица и Владычица, внезапно воздвигнувъ противъ нихъ необыкновенно сильную бурю. Ибо когда они приближались къ Божественному Ея храму, то море, поднявшись весьма высоко, и раздѣлившись отъ Божескаго дуновенія, всѣхъ ихъ и съ челноками совершенно погрузило въ волнахъ своихъ. И здѣсь-то можно было видѣть величайшее и неизреченное чудо, Морскія волны воздымались, какъ горы, и море свирѣпствовало и бунтовало, какъ дикій звѣрь, съ яростію нападало на враговъ Богоматери, и немилосердо пожирало ихъ. Какъ нѣкогда оно поглотило египтянъ, преслѣдовавшихъ древняго Израиля, когда сей переходилъ оное чудеснымъ образомъ: такъ и теперь Богородица, воинствуя и защищая Свой градъ, безъ кровопролитія одержала удивительную побѣду. Именно, тѣхъ, кои не предувѣдомивъ начали войну, и подняли оружіе противъ Ея наслѣдія, невозвратно потопила, воздвигши на морѣ бурю; а народъ Свой, полагавшій на Нее надежду спасенія, и во время опасности сохранила совершенно невредимымъ отъ постигшихъ его бѣдствій.

Въ это время вождь скиѳовъ, стоя на одномъ возвышенномъ мѣстѣ съ вооруженною конницею, и будучи самъ очевидцемъ столь ужасной гибели своего войска, билъ себя въ грудь и лице. А тѣ изъ римлянъ, которые готовились сражаться со врагами внутри города, какъ скоро узнали о пораженіи ихъ, происшедшемъ на морѣ, то, укрѣпленные Божественнымъ могуществомъ, и огражденные силою Дѣвы, немедленно растворили врата города, и съ воплемъ и крикомъ устремились на варваровъ. Радость и сила, возбудившіяся въ народѣ нашемъ, и страхъ, объявшій враговъ, были столь велики, что даже дѣти и жены нападали на нихъ, и преслѣдовали до самаго лагеря. Теперь-то можно было видѣть, какъ одинъ преслѣдовалъ тысящи, и два гнали тмы (Втор. 32, 30). Такова сила Всесвятой Дѣвы; таково могущество Богородицы и Владычицы! Она и немощнымъ даетъ крѣпость, и безсильныхъ дѣлаетъ сильными! Когда же скрылось солнце и наступила ночь, варвары всѣ свои машины, привезенныя ими на колесницахъ для разрушенія городскихъ стѣнъ, предали огню. Благодареніе Богородицѣ, побудившей самихъ дѣлателей зажечь машины, надъ коими они столько трудились! Между тѣмъ Патріархъ и весь народъ, воздѣвши руки свои къ небу, со слезами пѣли благодарственныя пѣсни, восклицая: десница Твоя, Господи, прославися въ крѣпости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги. И множествомъ славы Твоея Ты стерлъ еси сопротивныхъ (Исх. 15, 6-7).

Послѣ сего происшествія безумный Каганъ, приведшій безчисленныя полчища, со стыдомъ отступилъ отъ города; равно и вождь Персидскій, наложивъ руку на уста свои, и закрывъ лице, повелъ съ собою весьма не многихъ изъ множества тысячь, и съ безчестіемъ возвратился въ страну свою. Такъ Служительница Божественнаго домостроительства и благости, Пресвятая и Пречистая Богородица, сильное заступленіе христіанъ, явила надъ нами силу Своего заступленія! Такъ Она даровала намъ великое и чудесное спасеніе! Въ память сего благодѣянія, мы каждогодно дѣлаемъ всенародное собраніе, и празднуемъ цѣлую ночь, принося ей благодарственныя пѣнія.

По прошествіи тридцати шести лѣтъ, въ царствованіе Константина Погоната, опять прибыли агаряне на большомъ флотѣ къ Константинополю, и прямо устремились къ пристани Евдомской. Съ начала весны и до конца осени они ежедневно производили морскія сраженія. При наступленіи же зимы флотъ ихъ отплывалъ зимовать въ Кизикъ; а съ возвращеніемъ весны снова возвращался, и также, какъ прежде, производилъ на морѣ сраженія. Такимъ образомъ война продолжалась цѣлыя семь лѣтъ, и флотъ сарацынъ, потерявъ множество кораблей, и еще болѣе мужей храбрыхъ и разныхъ запасовъ, возвращался опустошеннымъ въ свое отечество. Но достигши Силея, по праведному гнѣву Божію, онъ совершенно истребленъ былъ сильнымъ противнымъ вѣтромъ. Сіи нечестивцы, удовлетворяя неистовому своему стремленію, въ разныя времена нападали на градъ, хранимый Богомъ; однакожъ безъ всякаго успѣха, и со стыдомъ отступали отъ него.

Впрочемъ, симъ еще не окончились нападенія сарацынъ. Когда могущество ихъ повсюду возрасло, распространилось отъ востока до запада, и чрезмѣрно усилилось (сперва они разрушили царство Персидское, потомъ Египетъ и Ливію, давъ слово христіанамъ, что не принудятъ ихъ нарушить непорочиой и православной вѣры во Христа, Бога нашего, но сего слова не соблюли, напротивъ многихъ изъ христіанъ подвергли мученической смерти за то, что сіи не попрали знаменія честнаго креста, къ чему они принуждали ихъ); то, послѣ учиненнаго ими нападенія на индійцевъ, еѳіоплянъ, мавровъ, ливійцевъ и испанцевъ, наконецъ вооружились и на царственный городъ сей, намѣреваясь истребить оный. Хотя Императоръ Левъ Исавръ, не задолго предъ симъ получивщій царскую власть, предлагалъ имъ дань, но они отвергли оную. Ибо надѣялисъ на множество собственнаго и наемнаго войска, и на приготовленный для морскаго сраженія огромный флотъ, который состоялъ изъ тысячи восьмисотъ кораблей, какъ предали намъ сіе писатели современныхъ происшествій.

Обольщенные христоборцы, поставивъ войско свое противъ города, не дѣлали однако никакого приступа къ стѣнамъ его, но занимались построеніемъ жилищь, какъ будто находились дома. По видимому, они вовсе потеряли благоразуміе и разсудокъ, а въ самомъ дѣлѣ Самъ Богъ возбранялъ имъ то дѣлать, предавъ ихъ суетѣ помышленій. Напротивъ, христолюбивый народъ, пребывавшій въ городѣ, со слезами возсылалъ къ Богу непрестанныя молитвы, какъ обыкновенно дѣлалось это и въ мирное время. И взявъ всечестное древо креста Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, и святую икону Пречистой Дѣвы, онъ обходилъ стѣны, и воздѣвая руки къ Богу, взывалъ: «востани, Господи! и не отринь народъ Твой до конца. Ибо вотъ враги Твои возгремѣли, и ненавидящіе Тебя вознесли главу свою. Не предай наслѣдія Твоего въ посрамленіе, да не когда возобладаютъ нами языки, и рекутъ: гдѣ есть Богъ ихъ? Но да познаютъ, яко имя твое Господь Іисусъ Христосъ, во славу Бога Отца».

Одинъ изъ враговъ, агарянинъ, ругаясь надъ городомъ, называлъ его уменьшеннымъ именемъ Константіи, а Церковь простымъ именемъ Софьи, и за сіе погибъ, низвергшись, вмѣстѣ съ конемъ, въ глубокій ровъ. Подобнымъ образомъ глашатай ихъ, взобравшись на высокое древо для всенароднаго провозглашенія беззаконной ихъ молитвы, низринулся съ него, и насильственно испустилъ безбожную свою душу.

Послѣ сего бывшіе у Сарацынъ два военачальника назначили походъ противъ Болгаръ; а посему одинъ изъ нихъ остался для покоренія города, а другой отправился на сраженіе противъ Болгаръ. На семъ сраженіи Сарацыны были побѣждены, и потеряли болѣе двухъ тысячь человѣкъ. Спасшіеся же отъ пораженія, съ великимъ посрамленіемъ, возвращались къ тому войску, отъ коего отдѣлились. Но по возвращеніи своемъ, покушаясь съ остальными кораблями переплыть на Влахернскую сторону, они остановлены были цѣпью, протянутою отъ того мѣста, чрезъ которое надлежало переправляться до Галата, и не могли исполнить того, что предполагали. Пораженные сею новою неудачею, они отплыли въ тѣсное мѣсто, и направили корабли свои къ пристани, называемой Состенійскою. Тутъ многіе изъ ихъ кораблей были изломаны сильною бурею и вѣтромъ; а бóльшая часть сожжена Римлянами. Хотя и городъ терпѣлъ крайнюю нужду, не имѣя пищи; но враги, истребляя все, что ни попадалось имъ, и не упуская ничего, чѣмъ могли пользоваться для своего пропитанія, подверглись наконецъ такому голоду, что стали ѣсть человѣческіе трупы и умершихъ животныхъ. По сей причинѣ многіе знаменитые и воинственные мужи ихъ убѣгали въ городъ. Египтяне, во время преслѣдованія израильтяиъ, погрязли во глубинѣ, какъ камень; ибо Господь навелъ на нихъ воду морскую, и покрылъ ихъ понтомъ: а сарацыны подверглись той же казни, во время бѣгства своего отъ насъ. Флотъ ихъ, состоявшій изъ тычячи кораблей, почти весь погибъ отъ чрезвычайной бури и вѣтра. Ибо, когда бóльшая часть флота приплыла къ Егейскому морю, въ то время ужаснѣйшій градъ ниспалъ съ неба; и какъ раскаленное желѣзо обращаетъ холодную воду въ горячую, такъ и комки града, падая въ морскія волны, претворяли ихъ въ кипящую воду. И коль скоро отъ сего жара растопилась смола, коею облиты были непріятельскіе корабли; то они въ тотъ же часъ потонули, и только десять изъ нихъ осталисъ цѣлы. Мертвецевъ можно было видѣть набросанныхъ грудами на всѣхъ островахъ, берегахъ и входахъ къ пристанямъ, и другимъ корабельнымъ ставкамъ.

Итакъ все сіе, говоря словами Псалмопѣвца, да напишется въ родъ инъ (Псал. 101, 19); да произносятъ уста всѣхъ христіанъ, вмѣстѣ съ Давидомъ, Божественное слово: Ты, Господи, стерлъ еси главы зміевъ въ водѣ (Псал. 73, 13); и да присоединитъ къ сему и ту пѣснь, которую израильтяне громогласно воспѣли, по переходѣ чрезъ Чермное море: поимъ Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1)!

Доведши до сего слово мое, и взирая на высоту великихъ чудесъ Бога и Господа нашего, и Пресвятой, единой Богородицы, я дѣлаюсь безгласенъ отъ изумленія, и не обрѣтаю словъ, равныхъ дѣламъ. Ибо, какой велегласный языкъ можетъ достойно восхвалить Дѣву и Богородицу? Какими чудными пѣснями онъ воспоетъ чудную благодать Ея, и прославитъ источникъ человѣколюбія, и принесетъ благодареніе? Намъ дóлжно самыми дѣлами воздавать благодареніе Божіей Матери; сія благодарность для Ней и для Сына Ея несравненно пріятнѣе, нежели сладкозвучныя пѣсни трубъ и органовъ. Такую благодарность, по моему мнѣнію, составляютъ: любовь нелицемѣрная, сія сущность закона и пророковъ, братолюбіе искреннее, состраданіе сердечное, дѣвство Божественное, бракъ законный, цѣломудріе незазорное, мужество противъ страстей постоянное, мудрость исполненная разума, милостыня щедрая, воздержаніе невысокомѣрное, смиреніе соединенное съ сердечнымъ сокрушеніемъ, и сверхъ сего, безпорочная жизнь, благій и тихій нравъ, умъ исполненный благоразумія, уста благоглаголивыя, языкъ чуждый злорѣчія, слово растворенное мудростію, око удаленное отъ любострастія, руки отъ хищенія, ноги не скорыя на содѣланіе зла, гнѣвъ не безразсудный и не увлекающій ума нашего потокомъ бѣшенства; равно и всѣ прочія совершенства, коими человѣкъ, созданный по образу Божію, и примиренный съ Богомъ, долженъ украшаться, какъ многоцѣнною лѣпотою. Вотъ чѣмъ мы должны благодарить Пречистую Богородицу! Ибо и мудрецы, разсуждавшіе о благодарности, утверждаютъ, что она состоитъ не въ словахъ, а въ дѣлахъ.

Но поелику слабость естества и безпечность духа нашего производятъ то, что мы бываемъ медленны въ подвигахъ добродѣтели, и только слегка, и такъ сказать, концемъ перста касаемся оной, а потому и не можемъ исполнитъ надлежащаго долга благодарности: то принесемъ оную, хотя въ скудныхъ словахъ. Возвысимъ гласъ свой, и громко возопіемъ:

О Владычица Богородица! Ты, имѣя по естеству человѣколюбіе, не престаешь промышлять о народѣ нашемъ; но какъ общая, чадолюбивая и сердобольная Мать всѣхъ христіанъ, всегда изливаешь на насъ Твои благодѣянія, спасая, покрывая, охраняя, освобождая отъ опасностей, и избавляя отъ искушеній. За сіе мы благодаримъ Тебя, превозносимъ Твои милости, возвѣщаемъ благодѣянія, воспѣваемъ торжественно Твои чудеса, прославляемъ Твое попеченіе, величаемъ Твое промышленіе, пѣснословимъ Твое предстательство, почитаемъ помощь Твою Божественною, славословимъ Твое благоутробіе. Воспоминая дары Твои, прежде на насъ изліянные, и отъ какихъ опасностей мы избавлены Тобою, приносимъ Тебѣ, какъ и должны приносить, благодарственную пѣснь сію. Она не можетъ равняться Твоимъ благодѣяніямъ; ибо что можетъ сравниться съ ними? Но тебѣ пріятно и нѣмотствованіе чадъ Твоихъ. Въ обстоящихъ насъ бѣдствіяхъ и печаляхъ, мы призываемъ неукоснительную твою помощь, прибѣгаемъ къ Твоему заступленію, и просимъ разрушить угрожающія намъ опасности, разсѣять окружающій насъ мракъ и тьму, въ которой мы, подобно сражающимся во время ночи, повергаемъ другихъ и сами падаемъ, или лучше сказать, какъ безумные, терзаемъ собственныя тѣла, не узнаемъ сродниковъ, не различаемъ единоплеменниковъ. Мы дерзаемъ просить Тебя о семъ: но кто мы? — человѣки, которые имѣемъ одного и того же Отца, одного Христа, одну и туже вѣру, одно крещеніе, одну Церковь, и удостоены однихъ и тѣхъ же таинствъ. Уповая на сіе, мы молимъ Твое благоутробіе, умилосердись надъ народомъ Твоимъ и наслѣдіемъ Твоимъ; будь Заступницею нашею предъ Родшимся изъ тебе Богомъ нашимъ; помоги намъ въ крайней опасности нашей, и избавь отъ угрожающихъ намъ бѣдствій. Ты видишь, Владычица! какія бѣды окружаютъ насъ. Итакъ востани, и не отринь насъ до конца. Почто отвращаешь лице Твое отъ насъ, и забываешь нищету нашу? Уничтожь обдержащій насъ страхъ и ужасъ. Ниспровергни вражескія востанія, прекрати войны и смятенія, останови постигшій насъ гнѣвъ Божій и потребленіе, утиши настоящіе мятежи, и даруй рабамъ Твоимъ миръ и тишину, дабы, видя сіе новое благодѣяніе Твое присоединившимся ко многимъ прежнимъ, мы непрестанно прославляли чудеса Твои.

Продолживъ до сихъ поръ бесѣду нашу, прекратимъ теперь слово, и поспѣшимъ въ безопасную пристань молчанія. Но напомнимъ еще разъ собравшимся слушателямъ, чтобы они не были неблагодарны къ Благодѣтельницѣ и Владычицѣ нашей, чтобы, будучи облагодѣтельствованы Ею самымъ дѣломъ, не медлили воздавать Ей благодарность по крайней мѣрѣ на словахъ, что можетъ приносить намъ пользу и въ послѣдствіи. Ибо, если мы будемъ благодарить за прежнія благодѣянія; то пріобрѣтемъ чрезъ то великую надежду на будущія, и содѣлаемся участниками неизреченныхъ благъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа. Ему слава и держава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сему случаю составлено благодарственное пѣніе Богородицѣ, извѣстное подъ именемъ Акаѳиста, которое постановила Церковь ежегодно повторять въ субботу на пятой недѣлѣ Четыредесятницы. Повѣствованіе сіе находится у Комбефизія въ книгѣ Auctores incerti. Tom. II. p. 805.

Печатается по изданiю: Повѣствованіе о чудесномъ избавленіи Константиноноля отъ сильныхъ враговъ заступленіемъ Богородицы. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Министерства Внутреннихъ Дѣлъ — 1837 г. — Часть I. — С. 263-285.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0