Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СБОРНИКИ И ПРОИЗВЕДЕНIЯ НЕИЗВѢСТНЫХЪ АВТОРОВЪ

Истолкованіе молитвы «Господи помилуй»!

Господи Іисусе Христе, помилуй мя! и сокращеннѣйше: Господи помилуй! отъ Апостольскихъ временъ даровано христіанамъ, и опредѣлено, чтобъ они непрестанно возглашали сіе, какъ и возглашаютъ. Впрочемъ, дѣлая такъ, весьма немногіе нынѣ знаютъ, что значитъ: Господи помилуй! Потому взываютъ безплодно; вопіютъ: Господи помилуй! а милости Господней не подучаютъ, потому что не вѣдаютъ сами, чего ищутъ.

Сего ради надлежитъ намъ знать: какая это милость Господа Іисуса? – Какая?! – Всякая: все, что намъ потребно въ настоящемъ нашемъ падшемъ состояніи, въ Его десницѣ есть. Ибо Онъ, съ тѣхъ поръ, какъ воплотился и содѣладся человѣкомъ, какъ пострадалъ такія страсти, и изліяніемъ всесвятой крови Своей искупилъ человѣка изъ рукъ діавола, – съ этихъ поръ сталъ Господомъ и Властителемъ человѣческаго естества особеннымъ нѣкіимъ образомъ. Все наше и стало такимъ образомъ въ Его рукахъ.

Господь и прежде воплощенія искони былъ Господомъ всѣхъ тварей, видимыхъ и невидимыхъ, какъ Создатель ихъ и Творецъ. По бытію такъ это и есть и будетъ, но не по свободной дѣятельности разумныхъ тварей. Бѣсы, а за ними и люди не восхотѣли сами отъ себя имѣть Его Господомъ и Властителемъ своимъ, и отторглись отъ Него, сущаго Владыки всяческихъ. Ибо всеблагій Богъ, создавши людей и Ангеловъ самовластными и одаривъ ихъ разумомъ, не хочетъ нарушать сего ихъ самовластія и господствовать надъ ними насильно, противъ ихъ воли. Почему, которые изъ нихъ хотятъ быть подъ властію и управленіемъ Божіимъ, надъ тѣми Онъ господствуетъ и тѣхъ защищаетъ, а которые не хотятъ, тѣхъ оставляетъ творить волю свою какъ самовластныхъ. Посему и Адама, когда онъ, прельщенный Богоотступникомъ діаволомъ, сдѣлался и самъ отступникомъ отъ Бога и не восхотѣлъ слушаться заповѣди Его, оставилъ Онъ произволенію его, не желая властительски господствовать надъ нимъ. Но завистливый діаволъ, прельстившій его въ началѣ, не поресталъ и далѣе прельщать его, пока не сдѣлалъ его по неразумію его подобнымъ скотамъ несмысленнымъ, и онъ не сталъ жить подобно неразумнымъ животнымъ.

Тогда сжалился надъ нимъ многомилостивый Богъ, и преклонивъ небеса, сошедъ на землю и сдѣлался человѣкомъ человѣка ради, и пречистою кровію Своею искупявъ его, устроилъ для него спасительный путь жизни: во святомъ Евангеліи указалъ, какъ благоугождать Богу, божественнымъ крещеніемъ возродилъ и возсоздалъ его, въ пречистыхъ тайнахъ питаніе небесное учредилъ ему, и, кратко сказать, съ высочайшею премудростію нашелъ способъ, какъ Ему быть нераздѣльно съ человѣкомъ и человѣку съ Нимъ, чтобъ діаволъ не имѣлъ болѣе мѣста въ человѣкѣ. Но и послѣ сего Онъ все же никого не приневоливаетъ, но оставляетъ всѣмъ на произволъ спасаться, какъ имъ предлагается, или гибнуть. Такъ это и идетъ: одни спасаются, а другіе небрегутъ о спасеніи; изъ коихъ иные совсѣмъ не вѣруютъ въ Евангеліе, а иные и вѣруютъ, но не живутъ по Евангельски.

Которые теперь христіане, послѣ столькихъ даровъ бдагодатныхъ, послѣ столькихъ благодѣяній Божіихъ, опять прельстилясь діаволомъ и по дѣйствію міра и плоти отдалились отъ Бога, и подпали подъ иго рабства грѣху и діаволу, творя волю его, но не совсѣмъ еще сдѣлались безчувственными, чтобъ не чувствовать зла, какое пострадали, а понимаютъ ошибку свою и сознаютъ рабство, какому подпали, силъ же на то, чтобъ избавиться отъ него, въ себѣ не видятъ; тѣ прибѣгаютъ къ Богу и вопіютъ: Господи помилуй, чтобы сжалился надъ ними многомилостивый Господь и помиловалъ ихъ, чтобъ принялъ ихъ, какъ блуднаго сына, и опять даровалъ имъ божественную благодать Свою, и ею избавилъ ихъ отъ рабства грѣху, удалилъ отъ нихъ бѣсовъ, и возвратилъ имъ свободу, да симъ образомъ возмогутъ они прочее жить богоугодно и соблюдать заповѣди Божіи.

Итакъ, тѣ христіане, которые съ такою цѣлію вопіютъ: Господи помилуй! всеконсчно сподобятся милости Божіей, и получатъ благодать, чтобъ освободитьея отъ рабства грѣху и спастись. Тѣ же, которые совсѣмъ не имѣютъ сказанныхъ помышленій и не сознаютъ бѣдственности своего положенія и своего порабощенія волѣ плоти и мірскимъ обычаямъ, и даже времени не имѣютъ подумать о своемъ рабствѣ, но безъ всякой такой цѣли, просто по одной привычкѣ вопіютъ: Господи помилуй! Эти какъ могутъ получить милость Божію? и особенно такую дивную и безмѣрную милость? Для такихъ лучше не получать ее, нежели, получивъ, опять потерять, потому что тутъ ужъ будетъ двойное прегрѣшеніе.

Поясню теперь тебѣ тоже примѣрами. Представь себѣ человѣка бѣднаго и нищаго, желающаго получить милостыню отъ кого-либо изъ богатыхъ. Что говоритъ онъ, пришедши къ богатому? – Ничего, какъ: помилуй мя! Сжалься надъ моею бѣдностію, и благоустрой мою жизнь. – Или долгъ кто имѣетъ на себѣ и не имѣетъ чѣмъ уплатить его; желая же избавитъся отъ тяготы сей, приходитъ къ рѣшенію – упросить того, кому долженъ, простить ему долгъ. Приходитъ къ нему, и что говоритъ? Тоже только: помилуй мя! сжалься надъ моею бѣдностію и прости мнѣ долгъ, какимъ я долженъ тебѣ. Равнымъ образомъ, когда кто провинится въ чемъ-либо предъ другимъ, и желаетъ получить отъ него прощеніе; что дѣлаетъ? Приходитъ къ тому, противъ кого погрѣшилъ и говоритъ: помилуй мя! Прости мнѣ, въ чемъ я погрѣшилъ предъ тобою.

Всѣ такіе знаютъ, о чемъ просятъ и для чего просятъ, и получаютъ по прошенію, соотвѣтственно обстоятельствамъ, и полученное обращаютъ во благо себѣ. – Поставь теперь съ другой стороны грѣшника, который и бѣденъ духовно, и долженъ предъ Богомъ, и оскорблялъ Его многократно. Если онъ вопіетъ будто къ Богу: помилуй мя! А между тѣмъ не понимаетъ, что такое говоритъ и для чего говоритъ, даже и того не знаетъ, въ чемъ та милостъ, которую желаетъ получить отъ Бога, и къ чему она ему благопотребна, а просто по привычкѣ взываетъ: Господи помилуй! – то какъ Богъ подастъ ему милость, когда тотъ не можетъ даже узнать, что получилъ, потому вниманія на то не обратитъ и злоупотребитъ тѣмъ, или сгубитъ то, и тѣмъ паче еще прежняго сдѣлается грѣшникомъ?

Милость Божія не другое что есть, какъ благодать Святаго Духа, которую должны испрашиватъ у Бога мы трѣшные, непрестанно вопія къ Нему: помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мнѣ грѣшному, въ жалкомъ состояніи, въ какомъ я нахожусь, и пріими меня опять во благодать Твою: дай мнѣ духъ силы, чтобъ онъ укрѣпилъ меня въ противостояніи искушеніямъ діавола и худымъ навыкамъ моимъ грѣховнымъ; дай мнѣ духъ совѣта, чтобъ я уцѣломудрился, пришелъ въ чувство и исправился; дай мнѣ духъ страха, чтобъ я боялся Тебя оскорблять, и исполнялъ заповѣди Твои; дай мнѣ духъ любви, чтобъ я любилъ Тебя и не удалялся болѣе отъ близъ Тебя; дай мнѣ духъ мира, да соблюду мирною душу мою, соберу всѣ помышленія мои и пребуду безмолвенъ и немучимъ мыслями; дай мнѣ духъ чистоты, да хранитъ онъ меня чистымъ отъ всякаго оскверненія; дай мнѣ духъ кротости, да буду тихонравенъ въ обращеніи съ братіями моими христіанами и воздерженъ отъ гнѣва; дай мнѣ духъ смиренія, да не помышляю о себѣ высокая и да не буду гордъ.

Кто знаетъ и: чувствуетъ, сколь потребно все сказанное и, прося того у многомилостиваго Бога, взываетъ: Господи помилуй! тотъ навѣрное получитъ то, о чемъ проситъ, и сподобится милости Божіей и благодати Его. Но кто не знаетъ ничего изъ того, что мы сказали, и только по привычкѣ взываетъ: Господи помилуй! тому нѣтъ возможности получить когда-либо милость отъ Бога. Ибо и прежде онъ уже получилъ много милостей отъ Бога, но не позналъ того и не возблагодарилъ Бога, даровавшаго ему ихъ. Получилъ онъ милость Божію, когда созданъ былъ и сталъ человѣкомъ; получилъ милость, когда возсозданъ былъ въ крещеніи и сталъ православнымъ христіаниномъ; получилъ милость, когда избавился отъ столькихъ бѣдъ, душевныхъ и тѣлесныхъ, испытанныхъ имъ въ жизни; получалъ милость Божію, всякой разъ, какъ сподоблялся причащаться пречистыхъ Таинъ; получалъ милость Божію всякій разъ, какъ согрѣшалъ предъ Богомъ и огорчалъ Его грѣхами своими, а не былъ погубленъ и не наказанъ, какъ подобало; получалъ милость Божію, когда многообразно благодѣтельствованъ былъ отъ Бога, но или не сознавалъ того, или забывалъ. Такому христіанину какъ еще получить милость отъ Бога, когда онъ не знаетъ и не чувствуетъ, что получилъ столько милостей отъ Него? – И теперь если и взываетъ: Господи помилуй, то не знаетъ, что говоритъ, и произноситъ слова сіи, безъ всякой мысли и цѣли, по одному лишь обычаю.

Печатается по изданію: Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, дополненное. Томъ 5. – Изданіе второе. Иждивеніемъ Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1900. – С. 447-451.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0