Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СБОРНИКИ И ПРОИЗВЕДЕНІЯ НЕИЗВѢСТНЫХЪ АВТОРОВЪ

Вѣроисповѣдное посланіе Святогорцевъ,
отправленное къ царю Михаилу Палеологу, когда онъ усиленно и неправо спѣшилъ соединить съ нами Италіанцевъ, не оставляющихъ своихъ ересей и навсегда неисправимыхъ.

1. Державнѣйшій, Богомъ вѣнчанный, Богомъ возвеличенный, святый нашъ владыка! Богъ нашъ невидимый, но владѣющій сердцами всѣхъ, невидимо, какъ самъ Онъ вѣдаетъ, вдохнувшій въ насъ духовную и безпредѣльную любовь къ державной и святой царственности твоей, да увѣритъ святую душу твою въ томъ, что мы, всѣ вмѣстѣ и порознь, всегда носимъ въ самой глубинѣ душъ нашихъ начертанную память о тебѣ, и непрестанно предъявляемъ ее Богу, и весьма часто, какъ у себя келейно, такъ и въ общихъ собраніяхъ, возсылаемъ ему благодарственные гласы за то, что Онъ тебя почтилъ самодержавіемъ, и задолго до сего дня [1] вѣнчалъ блестящимъ, какъ день, и богоплетеннымъ вѣнцомъ православной вѣры. За это Ему пѣніе и хвала! Ибо вѣдалъ Господь сущихъ своихъ, и кого предузналъ, — говоримъ устами великаго апостола, — того и оправдалъ начальствовать и возвысилъ на великую степень славы и власти, явивъ его какъ царя земнородныхъ, царствующаго не только съ покорностію Всевышнему, или что тоже, благочестиво и богоугодно, но и милостиво. Итакъ милостивъ будь и къ намъ, неустаннымь богомольцамъ державной царственности твоей, съ возможною сдержанностію просящимъ тебя о томъ, что обычно, а паче любезно, да и заимствовано, такъ сказать, изъ самыхъ рукъ благочестивѣйшихъ предковъ, скончавшихся въ Вѣрѣ и ублажаемыхъ приснопамятно, которыхъ жительство уже на небесахъ, но которыхъ нога всегда стояла на прямомъ пути, и которые съ Богомъ непреткновенно шли по двойной стезѣ благочестія, то есть по стезѣ Вѣры и дѣлъ (добрыхъ), ведущей къ вѣчному пребыванію у Бога, къ будущей жизни и блаженству.

2. Благодаримъ святую царственность твою за то, что ты въ владычнемъ приказѣ (διὰ προστάγματος) своемъ высказалъ и выяснилъ намъ все то, что мы слышали неодинаково, и что казалось намъ сомнительнымъ, а теперь узнано вѣрно.

3. Знаетъ державная и святая царственность твоя, что вся паства Христа и Бога нашего есть едино тѣло, направляемое одною главою, которая есть Христосъ Іисусъ: знаетъ и законъ любви. А законъ любви духовной таковъ: ежели страдаетъ одинъ членъ, то страдаютъ и всѣ члены: Еще: одинаково да заботятся другъ о другѣ члены, движимые однимъ духомъ: Еще: держитесь другъ друга съ любовію, носите и тяготы другъ друга, и такъ исполните законъ Христовъ. Поэтому и мы, искренно и заботливо радѣя о душахъ вѣрущихъ, и наипаче о душѣ святой царственности твоей, имѣемъ сказать слово напоминательное, когда и святая царственность твоя вѣдаетъ, что мы неспособны примыслить что либо сами собою, но вся наша способность отъ Бога, и что мы сами можемъ только сердцемъ вѣровать въ правду и устами исповѣдовать во спасеніе. Не безопасно намъ кажется предъ Богомъ молчать о настоящихъ опасностяхъ [2]; и мы увѣрены, что никакъ не допуститъ ихъ святая душа твоя, свыше имѣющая страхъ Божій, и боящаяся погрѣшать въ маломъ. А смущающіе тебя, кто бы ни были они, понесутъ осужденіе, по слову великаго апостола. Однако, кроткій какъ Давидъ и христоподражательный царь, по милости своей склони, на нѣсколько мгновеній царственный и божественный слухъ твой къ намъ бѣднымъ монахамъ, истинно любящимъ душу святой царственности твоей.

4. Великій апостолъ Павелъ, наполнившій всю землю благовѣстіемъ, и имѣвшій въ себѣ Христа глаголющаго, вотъ что сказалъ Галатамъ, принявшимъ одно только ветхозавѣтное узаконеніе: если вы обрѣзываетесь, то не будетъ вамъ никакой пользы отъ Христа: И еще: вы, оправдывающіе себя закономъ, остались безъ Христа, отпали отъ благодати. А выше сего: есть люди смущающіе васъ и желающіе превратить евангеліе Христово. — И такъ превращать евангеліе Христово значитъ прибавлять къ новому закону благодати законъ ветхозавѣтный и устарѣвшій. Но для чего грѣться подъ тѣнію, когда возсіяло Солнце правды, и къ свободѣ примѣшивать рабство? Никто не можетъ работать двумъ господамъ: сказалъ гласъ Господень. А Павелъ, говоря, что малая закваска кваситъ все тѣсто, подразумѣвалъ превращеніе евангелія Христова. По сему-то и великій свѣтильникъ и учитель Церкви и преемникъ благодати Павла, дышавшій Павломъ, какъ Павелъ Христомъ, отецъ нашъ Іоаннъ Златоустый въ своемъ толкованіи посланія сего апостола къ Галатамъ говорилъ между прочимъ: «Вотъ что служитъ началомъ всѣхъ золъ: это — поблажка малостямъ. И большіе грѣхи произошли отъ того, что меньшіе оставлены были безъ надлежащаго прещенія. Какъ пренебрегшіе раны тѣлесные получаютъ воспаленія и гніенія и смерть, такъ и презрѣвшіе малые грѣхи душъ впадаютъ въ грѣхи великіе. Если бы тѣ, которые начинаютъ перепрыгивать чрезъ Божьи заповѣди, получили надлежащія епитиміи даже за малое прегрѣшеніе; то не было-бы нынѣшней язвы, и не обледенилъ бы Церкви такой холодъ, какой стоитъ теперь. Ибо превращающій и малое въ здравой Вѣрѣ портитъ все». Такъ вѣщалъ Отецъ, а прежде его апостолъ. Что же сказать о тѣхъ, которые привносятъ опрѣсноки и субботствованія? Позволяемъ себѣ говорить много, начиная съ ветхозавѣтнаго закона. Что общее у насъ христіанъ съ соблюденіемъ ветхозавѣтной субботы? Развѣ не уничтожено все ветхозавѣтное съ разрушеніемъ храма древняго Израиля? Развѣ не воспрещаетъ субботствованій 66-е правило святыхъ апостоловъ, кромѣ великой субботы, низлагая за это клириковъ, а мірянъ подвергая отлученію? Откуда же опрѣсноки у единомысленниковъ съ Іудеями? Главный праздикъ Іудеевъ былъ праздникъ опрѣсноковъ. Это видно изъ того, что во время его почитатели опрѣсноковъ сходились въ Іерусалимъ со всей земли (Израильской). А у насъ самое важное таинство есть Тайная Вечеря тѣла Господня. Если же самое важное у насъ сравнивается съ тѣмъ, что важно у Іудеевъ, то не іудействуютъ ли Паписты? И дерзая дѣлать это явно во вселенной, безъ застѣнчивости, съ обнаженною, какъ говорится, головою, не подлежатъ ли они апостольской анаѳемѣ наравнѣ съ Галатами, принявшими нѣчто несовмѣстимое съ Вѣрою (христіанскою)? когда такая дерзость ихъ, касающаяся главнаго Таинства нашей Вѣры, предосудительнѣе дерзновенія Галатовъ? Но скажутъ, что Паписты употребляютъ опрѣснокъ не по Іудейски, а какъ тѣло Господне. Однако они, имѣя очи, невидятъ, и имѣя разумъ неразумѣютъ истины, находящейся предъ очами. Ежели прообразовательный законъ, яко тѣнь, повелѣлъ, что бы то, что прообразовало Христа Бога нашего, не имѣло ничего несовершеннаго; то какъ они дерзаютъ возносить не имѣющій соли, прѣсный, тщедушный и невзрачный хлѣбецъ, какъ животворящее тѣло всесовершеннаго Агнца благодати? Притомъ въ самомъ законѣ ветхозавѣтномъ опрѣсноки отнюдь не прообразовали Христа, а служили только напоминаніемъ объ исходѣ изъ Египта и о путевыхъ трудностяхъ въ пустынѣ. Посему то Іудеи въ началѣ ѣли ихъ съ горькими травами, будучи подпоясаны и обуты, и держа посохи. Но мы, по благодати Христовой, есмы чада христіанъ, и никогда не работали никакому Египетскому тиранну. А если они говорятъ, что Христосъ вкушалъ и ветхозавѣтную пасху предъ новозавѣтною; то мы знаемъ какъ сіе, такъ и то, что тутъ нѣтъ имъ никакого оправданія. Ибо опрѣсноки ветхозавѣтной Пасхи снѣдаемы были вмѣстѣ съ мясомъ агнца такъ, что по узаконенію ничто не оставлялось на другой день ни отъ агнца, ни отъ опрѣсноковъ, ни отъ горькихъ травъ. Слѣдовательно и отъ той ветхозавѣтной Пасхи, которую вкусилъ Господь и которая потреблена была вся, не остался ни одинъ опрѣснокъ по закону. А такъ какъ Спаситель, по вкушеніи ея, еще возлежалъ на вечери; то непраздничность онаго дня дозволяла ему ѣсть хлѣбъ квасный. День же этотъ, по свидѣтелъству великаго апостола и евангелиста, наперсника Іоанна, предварялъ день опрѣсноковъ, какъ это ясно видно изъ слѣдующихъ словъ его: ведоша Іисуса отъ Каіафы въ преторъ. Бѣ же утро: и тіи не внидоша въ преторъ, да не осквернятся, но да ядятъ пасху (Іоан. 18, 28). Назначилъ же Господь свое страданіе такъ, что въ день его праздновалась и пасха Іудейская, эта тѣнь Истины, и такъ, что Онъ на канунѣ его вкусилъ Пасху ветхозавѣтную, и преподалъ ученикамъ своимъ Пасху новозавѣтную, не усомнясь употребить для нее хлѣбъ квасный, (когда уже съѣдены были всѣ опрѣсноки). Все это Онъ премудро устроилъ, дабы исполнилось вотъ и это пророчество о Немъ: Ты еси іерей во вѣкъ по чину Мельхиседекову (Псал. 9, 4). А что принесъ Мельхиседекъ? хлѣбъ (ἄρτον) и вино. Ааронъ же что? — агнца, опрѣсноки (ἄξυμα) и горькія травы. Ясно и внушительно это пророчество о величайшемъ таинствѣ (совершенномъ на хлѣбѣ, а не на опрѣснокахъ). Если же Латинамъ угодно придерживаться закона древняго; то пусть они приносятъ ужъ и агнца, какъ прообразъ Христа, спасавшаго прообразованіями, и пусть такимъ образомъ зооѳѵтствуютъ (ζωοθυτήτωσαν т. е, приносятъ въ жертву животное), да опять обличитъ ихъ тотъ же пророкъ (Давидъ), глаголющій: жертвы и приношенія подзаконнаго не восхотѣлъ Ты: тѣло же уготовалъ мнѣ (Псал. 39, 7-8). Еслиже ни того ни другаго не восхотѣлъ Богъ хотя оба прообразовали жертву Христову; то къ чему опрѣсноки ветхозавѣтные, тщедушные и напоминающіе только неотрадное путешествіе по пустынѣ? Да и апостолъ громко вопіетъ: древняя мимоидоша, се быша вся нова. Пусть слышатъ, что все ново! А ежели все обновлено, то главизна нашей Вѣры — Господне тѣло, которымъ мы знаменуемся и отличаемся отъ Іудеевъ и отъ всѣхъ народовъ инославныхъ, есть Таинство новое, превысшее всего. Да и самъ Господь назвалъ оное завѣтомъ новымъ; если же новымъ, то оно отлично отъ всѣхъ древнихъ празднованій и священнодѣйствій. А если нѣтъ, то Латины, явно, іудействуютъ, и падаютъ въ иную пропасть на смерть, предпочитая святому евангелію ученіе Аполлинарія.

5. Повелишь ли, царю святый, побольше обнаружить ихъ, совратившихся съ истиннаго пути? — Сынъ Божій и Господь торжественно говоритъ міру: Азъ есмь дверь, путь, истина, животъ. Мною аще кто внидетъ, спасется. А прелазяяй инудѣ, той тать есть и разбойникъ! — И еще: Овцы Моя гласъ Мой слышатъ, по чуждѣмъ же не идутъ, но бѣжатъ отъ него, яко не вѣдятъ чуждаго гласа. — Небо и земля прейдутъ, словеса же Мои не прейдутъ. — Пророки же предвѣщали о Немъ: вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Его, вѣрны всѣ заповѣди Его, утверждени во вѣкъ вѣка, содѣланы въ истинѣ и правотѣ. — И апостолъ говоритъ: основаніе положихъ вамъ: другое положити паче лежащаго не лѣть есть. Никто не отвергаетъ и не переиначиваетъ завѣщанія человѣка. И этимъ человѣческимъ примѣромъ апостолъ напоминаетъ о непреложности глаголовъ Господа. Послѣ сего выслушай, царю святый, то, что отрадно тебѣ слышать, и суди судомъ правоправеднымъ между Латинами и законоположеніями Божіими; ибо прилично государю, и наипаче благочестивому, любить такой судъ. Христіанинъ ли тотъ, кто дерзаетъ прибавлять свое измышленіе къ тому, что уже утверждено, и отвергать что либо изъ писаній, и привносить что-нибудъ изъ неписаннаго? Нѣтъ. Отпаденіе его отъ Вѣры явно. Какъ онъ — христіанинъ, когда не слѣдуетъ за Христомъ по стопамъ Его, а хочетъ идти передъ нимъ и опереживать его? Самъ великій Моисей, который во многомъ прообразовалъ Христа, желалъ видѣть только задняя Божія, и ничего болѣе не требовалъ, говоря, да вижу Тебя, какъ разумный, и молился о семъ въ разсѣлинѣ скалы. А Латины дерзаютъ и опереживать. За то къ нимъ относится сказанное: никогда не узрите лица Моего вы, опереживающіе Меня. Большой задоръ этотъ предостанавливалъ и въ потомкахъ своихъ Моисей, когда говорилъ: къ тому, что дано отъ Бога, нечего прибавлять, и отъ того нечего убавлять. И вотъ самъ онъ, идя сзади, видѣлъ слѣды Божіи, и такимъ шествіемъ своимъ и другихъ научилъ бояться Бога и покоряться Ему. Но съ евангельской точки посмотримъ на уклоненіе Латинцовъ и, какъ говорится, діаметрально противопоставимъ имъ краткое слово наше. Бога никто же видѣ нигдѣ же: токмо единородный Сынъ сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда; говоритъ Іоаннъ. Сей же богословъ, вѣрно вѣщавшій объ изумительныхъ тайнахъ, такъ говоритъ и о духѣ соестественномъ и сочисленномъ съ Нимъ: Егда же придетъ Утешитель, его же Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ. Внимай сему глаголу Латинецъ. Во свѣтѣ зрится свѣтъ, по свидѣтельству Давида. Посмотримъ же въ лучезарномъ Сынѣ; отъ кого изходитъ свѣтъ Духъ. Сынъ дважды глаголетъ о Духѣ, что Онъ исходитъ отъ Отца, и тѣмъ утверждаетъ (Сынъ), что Отецъ есть причинность какъ Его, такъ и соестественнаго Духа. А твое превратное и незаконное ученіе объ исхожденіи Духа и отъ Сына, откуда? Ты отвѣчаешь, что оно прибавлено для выраженія единосущія Сына и Духа. Но богословіе Господа развѣ недостаточно показываетъ тебѣ единосущіе какъ Его самого, такъ и соестественнаго и сочисленнаго Духа, и то, что у того и другаго одно и тоже источное божество (πηγαῖα θεότης) и одинъ и тотъ же Отецъ, одного родившій, а другаго изводящій изъ себя? Этимъ богословіемъ и богоносные отцы пользовались буквально, и въ Сѵмволѣ вѣры выразили его безъ малѣйшей перемѣны. Ты же вздумалъ видѣть и открыть нѣчто болѣе, чѣмъ оные Отцы и Самъ единородный. Такимъ образомъ по безумной гордости и неповиновенію Христу законодателю ты вверхъ и внизъ мечешь божественные и священные догматы, и сегодня унижаешь Владычнее смотрѣніе о насъ, а завтра мутишь высочайшее и богоначальное богословіе, портя вѣру укороченіями и прибавками своими, и наипаче вводишь нѣкую новую вѣру и другое евангеліе: а это значитъ, что самъ діаволъ чрезъ тебя мутитъ вѣру. Въ самомъ дѣлѣ не сатанинскій-ли тотъ догматъ, который вводитъ безбожное двуначаліе и унижаетъ Духа? а паче всего не щадитъ Единороднаго? и по видимому приличествуетъ Ему, а на самомъ дѣлѣ не приложимъ къ нему? Ибо ежели родительство Отца двойное, такъ какъ Онъ раждаетъ Сына и изводитъ Духа, а само оно, какъ ты говоришь, есть свойство не Ѵпостаси Отца, а естества Его; то какимъ образомъ оно у Сына есть пополамъ съ Отцомъ, а у Духа вовсе нѣтъ его? Коль скоро свойства естества — всецѣло общи тремъ богоначальнымъ Ѵпостасямъ, то чего общаго нѣтъ у Духа, того нѣтъ и у Сына. И такъ ничего нельзя намъ прибавлять къ оному богословскому рѣченію (Духъ отъ Отца исходитъ). Если бы кто въ Троицѣ понизилъ что либо, тотъ унизилъ бы всю ее и, чествуя Отца, отнялъ бы чествованіе у того, что рождено и изходитъ отъ Него, допустивъ неравныя степени божества. И ты, — я знаю, — не усвоишь онаго рѣченія, потому что усиливаешься поставить на ноги параличъ свой, а не скажу, правду свою, и не покоряешься правдѣ Божіей. За это мы считаемъ тебя еретикомъ, такъ какъ у тебя и самый Сѵмволъ православный вѣры измѣненъ. Этотъ Сѵмволъ Духомъ святымъ объявленъ вѣковѣчнымъ для всякаго православнаго христіанина посредствомъ святыхъ вселенскихъ соборовъ, которые суть седьмеричные столпы церкви Христовой, объявленъ тѣмъ Духомъ святымъ, который въ церкви поставилъ апостоловъ, пророковъ и учителей для усовершенія Святыхъ: а ты и его не оставилъ непередѣланнымъ, привыкши все переставлять и поправлять.

6. Если мы, Владыка нашъ святый, станемъ перечислять всѣ ихъ передѣлки церковныхъ и божественныхъ преданій и законоположеній, то слишкомъ продолжимъ слово, и обременимъ царскій и божественный слухъ твой. А дабы сего не было, мы оставляемъ всѣ прочія передѣлки ихъ, описанныя и обличенныя многими, блаженной и преподобной памяти святѣйшими патріархами и архіереями нашими, и кратко высказываемъ только вотъ что. Латины, Владыко святый, исказили и перепортили существенные члены Вѣры: за это они не только отсѣкаются отъ Церкви вселенской, отъ сего равномѣрнаго, здороваго и благообразнаго тѣла Христова, но и предаются сатанѣ. Вѣдь, апостолъ, запечатлѣвая все евангельекое и апостольское ученіе, говоритъ не столько Галатамъ, въ одномъ только тогда погрѣшавшимъ, сколько Италіанцамъ, нынѣ безъ счету учащимъ иначе и превращающимъ едва не все преданіе евангельское, апостольское, каноническое и отеческое: аще кто благовѣствуетъ вамъ паче, еже пріясте, аще ли мы, или ангелъ съ небесе, анаѳема да будетъ. Да и святый вселенскій соборъ шестый, бывшій въ Труллѣ, утверждая Духомъ святымъ бывшія до него опредѣленія, въ первомъ божественномъ и священномъ правилѣ своемъ сказалъ: «аще кто-либо изъ всѣхъ не содержитъ и не пріемлетъ вышерѣченныхъ догматовъ благочестія, и не тако мыслитъ и проповѣдуетъ, но покушается идти противу нихъ: тотъ да будетъ анаѳема по опредѣленію, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными Отцами, и изъ сословія христіанскаго, яко чуждый, да будетъ исключенъ и изверженъ. Ибо мы сообразно съ тѣмъ, что опредѣлено прежде, совершенно рѣшили ниже прибавляти что либо, ниже убавляти, хотябы и могли (сдѣлать это) по какой либо причинѣ». Такъ гласитъ правило это. Изъ него ясно видно, что идти противъ догматовъ благочестія, по мнѣнію Отцовъ, значитъ прибавлять къ нимъ что-либо, или убавлять отъ нихъ. Какъ же послѣ этого сказалъ-бы кто нибудь, что не подлежатъ канонической анаѳемѣ тѣ, которые отваживаются на это, и въ церквахъ проповѣдуютъ и на стогнахъ городовъ своихъ повсюду учатъ сему громогласно? Если же нужно и изъ другихъ божественныхъ и священныхъ правилъ представить это же самое кратко по возможности нашей; то божественный и священный соборъ единенія, послѣдній изъ всѣхъ и божественнымъ Духомъ утверждающій предшествовавшіе соборы, говоритъ: «Всему, что постановлено и сдѣлано и имѣетъ быть сдѣлано въ противность церковному преданію и ученію и уставу святыхъ и приснопамятныхъ Отцовъ анаѳема». — Еще: «Всѣмъ, презрѣвшимъ священныя и божественныя правила святыхъ Отцовъ нашихъ, которые и Церковь назираютъ, и украшая все христіанское жительство, руководятъ къ божественному благочестію, анаѳема». — И можемъ ли удержать стремленіе рѣчи, когда захочемъ изложить всѣ божественные каноны въ улику Латинамъ? Если мы каждому порознь дѣйствію ихъ, противному божественнымъ законоположеніямъ, противопоставимъ божественные и священные каноны, которые низлагаютъ, отлучаютъ и даже анаѳематствуютъ ихъ за отверженіе божественныхъ преданій; то простое и пустынное слово наше разольется чрезъ мѣру. Однако въ пятнадцатомъ правилѣ святаго и великаго собора, называемаго Двукратнаго, выражено, что не только невиновны, но еще достойны чести тѣ, которые, прежде соборнаго разсмотрѣнія, отдѣляются отъ проповѣдующихъ всенародно еретическіе догматы и отъ отъявленныхъ еретиковъ; ибо они отдѣлились не отъ епископовъ, а отъ лжеепископовъ и лжеучителей. Такой поступокъ ихъ достоинъ похвалы и приличенъ православнымъ христіанамъ. Тутъ нѣтъ раскола церковнаго, а есть только обмѣнъ раздѣленій и поддержаніе истины. Какъ же послѣ сего было бы законно и богоугодно наше единеніе съ тѣми, отъ которыхъ мы отдѣлились правильно и канонично, когда они нераскаянно придерживаются ересей? Если мы допустимъ это, какъ православное, то этимъ однимъ извратимъ все. А божественные и священные каноны гласятъ: «Если кто съ отлученнымъ хотя въ домѣ помолится, да будетъ отлученъ». И индѣ: «Къ непріобщеннымъ пріобщающійся самъ будетъ, какъ нарушитель правила Церкви». И еще: «Принимающій еретика подлежитъ осужденію его». И такъ въ чемъ обвиняются Латины, во всемъ томъ, если мы примемъ то, будемъ осуждены мы сами божественными канонами, начертанными по дѣйствію Духа. Но этому не бывать, не бывать!

7. Даже имени Папы не будемъ мы поминать. Это поминаніе — отъ лукаваго, который, будучи тьма, преображается въ свѣтъ, и нынѣ предлагаетъ единеніе (Унію), а потомъ схитритъ погибель всего тѣла Церкви, и не надѣясь достигнуть сего открыто, работаетъ скрытно, дабы хоть какъ нибудь отворить дверь и исполнить злой умыселъ. Если Латины соединяются съ нами добровольно, то пусть перемѣнятся, и такимъ образомъ соединятся. А если хотятъ сего ухищренно, то не успѣютъ, хотя бы добились до пустыхъ именъ. Но что значитъ поминать имя? Очень много значитъ! Это объяснимъ мы послѣ. А теперь? О, много прибыли будутъ имѣть Латины, если лукаво достигнутъ цѣли! [3] Послѣ этого они останутся неисправимы, получивъ то, чего хотятъ. Ибо не о благочестіи, какъ видно, всѣ ихъ словопренія и розыски. Если бы благочестія искали они, то начто имъ настоящее домогательство, когда благочестіе и безмездно, и недокучливо, и равнопочтительно, и обще рабамъ, господамъ, бѣднымъ, благороднымъ, неблагороднымъ, неосужденнымъ и осужденнымъ, обще какъ вѣяніе воздуха и изліяніе свѣта, и смѣны часовъ и разсматриваніе творенія Божія, этой великой и общей всѣмъ намъ утѣхи, и какъ равноудѣльность вѣры (ἱσομοιρία πίστεως), по выраженію великаго Богослова Григорія, хотя они и не равняются съ великими отцами нашими, Василіемъ и Іоанномъ Златоустымъ, и ни во что ихъ ставятъ, тогда какъ слава ихъ словъ и сила ихъ духа объяли всю землю. — Но выслушай, святый Владыко, обѣщанное объясненіе наше, объясненіе словами всесвятаго Духа, изъ которыхъ ни одна черта утратиться не можетъ. Великій апостолъ Господень и евангелистъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: «кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ, и не привѣтствуйте его. Ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его» (2 Іоан. 1, 10-11). Если же не велѣно намъ привѣтствовать его, если воспрещено вводить его въ домъ, то какъ не въ домѣ, а въ храмѣ Божіемъ, въ неприступномъ алтарѣ, утаинственной и страшной трапезы Сына Божія, нежертвенно закалаемаго, то яко Бога, то яко агнца непорочнаго, да примиритъ насъ съ Отцомъ и съ Собою, и кровію Своею да очиститъ грѣхи наши, яко безгрѣшный, какъ тутъ и какой адъ изрыгнетъ поминаніе Папы, достойно отсѣченнаго (отъ Церкви) Святымъ Духомъ за то, что онъ поднялъ голову свою противъ Бога и противъ всего божественнаго, и такъ сдѣлался врагомъ Божіимъ? Ибо если простое привѣтствіе еретику пріобщаетъ насъ къ злымъ дѣламъ его, то что сказать о гласномъ поминаніи его, и гдѣ-же? тамъ, гдѣ предлежатъ божественныя и страшныя Тайны. Если Предлежащій тутъ есть сама Истина, то какъ она приметъ эту великую ложь? Приравнивать папу и причислять его, какъ православнаго патріарха, къ прочимъ православнымъ патріархамъ во время совершенія страшныхъ таинъ, значило бы играть театрально, и представлять несуществующее, какъ существующее. И какъ приметъ это всякая православная душа? Не уклонится ли она отъ общенія съ помянувшими его? И не сочтетъ ли ихъ торгашами, продающими все божественное? Издревле православная церковь Божія возглашеніе имени архіерея, во время богослуженія, установила какъ знакъ совершеннаго общенія съ нимъ. Читается и въ изъясненіи божественной литургіи, что священнодѣйствующій возглашаетъ имя архіерея, дабы выразить свое подчиненіе начальствующему и свое общеніе съ нимъ и заимствованіе отъ него вѣры и божественвыхъ Таинствъ. И великій отецъ нашъ и исповѣдникъ Ѳеодоръ Студитъ въ почтительномъ письмѣ своемъ къ нѣкоему говоритъ: «Ты признался мнѣ, что боялся сказать пресвитеру своему, чтобы онъ не поминалъ ересеначальника. Что-же сказать тебѣ объ этомъ теперь, недоумѣваю, развѣ то, что общеніе съ еретикомъ посредствомъ одного поминанія имени его есть оскверненіе, хотя-бы поминающій былъ православенъ». Такъ говорилъ сей отецъ. А до него и самъ Богъ глаголалъ: «священники отринули законъ Мой и осквернили святыни Мои, не отдѣлясь отъ непреподобныхъ и скверныхъ, и имѣя все общее съ ними». Что яснѣе и истиннѣе сего?

8. Но и уступки (οἰκονομίαν) не сдѣлаемъ. Ибо можно ли допустить уступку, оскверняющую все божественное, по вышерѣченному слову Божію, и отъ божественныхъ Таинствъ удаляющую Духа Божія, и чрезъ то лишающую вѣрныхъ прощенія грѣховъ и усыновленія? Что было-бы вреднѣе такой уступки? Вѣдь, общеніе съ ними гласно; и согласиться съ ними въ одномъ значитъ извратить все правое. Ибо «принимающій еретика подлежитъ осужденію его». — Еще: «пріобщающійся къ непріобщеннымъ самъ непріобщенъ будетъ, какъ нарушитель правила церковнаго». А Латины, знаменитые непослушаніемъ церковнымъ правиламъ, сообщаются съ Іудеями, и съ Армянами и Іаковитами, и Несторіанами и Моноѳелитами, и вообще со всѣми еретиками, и даже за это, не говоря о прочемъ, недостойны прощенія и общенія съ нами, какъ соучастники во всѣхъ богоненавистныхъ ересяхъ оныхъ людей.

9. Что касается до предоставленія первенства еретичествующему въ противность всей православной Церкви Христовой, то и оно несправедливо. Этимъ требуется уже не уступка, а полное подчиненіе (Папѣ). Но онъ не достоинъ и послѣдняго мѣста. Ибо великій Отецъ нашъ Григорій Богословъ въ своемъ божественномъ словѣ о кающихся говоритъ: «и я не принимаю нераскаявшихся, необращающихся и не замѣняющихъ зло исправленіемъ: а когда приму ихъ, тогда отведу имъ подобающее мѣсто». Но у Папы и у сущихъ съ нимъ нѣтъ исправленія, нѣтъ замѣненія зла добромъ. Посему они недостойны и послѣдняго мѣста. Какъ же они будутъ первенствовать, и надъ кѣмъ станутъ владычествовать? Надъ Божьими церквами? Увы! Не подступятъ ли они и къ заклепамъ ада, будучи ведомы слѣпыми вождями, по изрѣченію устъ нелживыхъ? Если свѣтъ, который въ тебѣ, тьма, то тьма кольми паче (въ другомъ будетъ). Вѣдь всякій подчиненный любитъ подражать начальствующему; какъ это сказалъ великій богословъ Григорій. Притомъ, по какимъ законамъ будутъ судить, какъ самъ Папа, такъ и архіереи его, когда они совсѣмъ отвергли божественныя правила святыхъ соборовъ, и не имѣютъ не только благоуханія духовной жизни, но и признака ея, и еретичествуютъ во многомъ? Поистинѣ, они наполнятъ Церковь смутами и соблазнами. Но не сольются неслитности, не спрядутся непряди. Ибо какое сродство у правды и беззаконія, или, по слову Божію, какое общеніе у свѣта и тьмы, у православныхъ и, еретиковъ, отъ которыхъ мы должны всецѣло удаляться? И древле самъ Богъ заповѣдалъ, говоря: измите лукаваго изъ среды вашей. А вотъ это изрѣченіе, — если соблазнитъ тебя око твое, исторгни его, — и дальнѣйшее изрѣченіе о прочихъ соблазняющихъ членахъ, къ кому другому лучше подходитъ, какъ не къ Латинамъ? И Павелъ, великій отъ того, что глаголалъ чрезъ него и въ немъ Господь, тоже самое представляетъ на видъ, говоря: «Еретика человѣка послѣ перваго и втораго вразумленія отвращайся, зная, что таковый развратился, и грѣшитъ будучи самоосужденъ». (Тит. 3, 10-11). И еще: «Уклоняйтесь отъ всякаго, нечисто ходящаго и не по преданію, которое принято отъ насъ». — И въ другихъ строкахъ Павелъ запрещаетъ даже ѣсть вмѣстѣ съ ними. Согласно съ нимъ и богоносный и великій отецъ нашъ Игнатій предохраняетъ насъ отъ еретиковъ, этихъ человѣкообразныхъ звѣрей. Если же мы не должны не только принимать ихъ къ себѣ, но и встрѣчать, если не велѣно намъ и пищу вкушать вмѣстѣ съ ними, даже привѣтствовать ихъ въ избѣжаніе общенія съ ними: то какъ признать ихъ первыми, и судьями православныхъ церквей, и громогласно возглашать имя ихъ въ церкви у таинственной трапезы, дабы и ее, освящающую насъ, не оставить не оскверненною?

10. Никакъ, никакъ не дозволяй сего ради души твоей святой, царю святый и Богомъ поставленный самодержецъ, и вмѣстѣ Христу возлюбленный и христолюбивѣйшій. Но держись, какъ держишься по благодати Христовой, того, чему ты наученъ и что тебѣ ввѣрено, зная, кѣмъ ты наученъ (2 Тим. 3, 14). Храни добрый залогъ, избѣгая, по ученію великаго апостола, негодныхъ пустословій лжеименнаго знанія, которымъ занимаясь нѣкоторые уклонились отъ Вѣры (1 Тим. 6, 20-21), да посредствомъ тебя, съ тобою, и со всѣмъ домомъ твоимъ, славящимъ Бога, и мы, составляющіе полноту Христіанъ, будемъ соблюдены, какъ православные и Богу угодные, на день явленія Господа, и съ вами и сами сдѣлаемся неукоризненными наслѣдниками царства его вѣчно. — Вѣренъ Богъ, призвавшій насъ, который и сотворитъ, если мы соблюдемъ заповѣди Его, благодатію Христа о Духѣ Святомъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Стало быть, настоящее посланіе Святогорцовъ представлено было Михаилу Палеологу спустя много лѣтъ послѣ вѣнчанія его на царство, вѣроятно, незадолго до смерти его. А умеръ онъ въ 1282 году.
[2] Разумѣй Унію и ея послѣдствія опасныя.
[3] Тонъ этихъ и послѣдующихъ словъ — насмѣшливый.

Источникъ: Первое путешествіе въ Аѳонскіе монастыри и скиты. Архимандрита, нынѣ Епископа, Порфирія Успенскаго въ 1845 году. Часть I-я. Отдѣленіе второе. — Кіевъ: Типографія В. Л. Фронцкевича, 1877. — С. 288-301.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0