Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Ерма (Ἑρμᾶς).

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Ерма (Ἑρμᾶς) — авторъ книги «Пастырь», замѣчательнаго литературнаго произведенія первыхъ временъ христіанства. Изъ случайныхъ замѣтокъ этой книги можно установить, что Е. былъ рабомъ съ дѣтства и въ молодости былъ проданъ въ Римъ, но получилъ свободу, женился и удачно велъ торговлю. Пріобрѣтенное не совсѣмъ честно богатство доставило ему много огорченій чрезъ жену и дѣтей. Вѣроятно вслѣдствіе доноса во время гоненія Е. потерялъ все свое состояніе и вынужденъ былъ самъ обработывать свое поле вблизи Рима по дорогѣ въ Кумы, гдѣ онъ и получилъ записанныя въ книгѣ откровенія. Языкъ книги даетъ основаніе думать, что Е. выросъ среди іудеевъ, и ея содержаніе даетъ возможность составить представленіе объ Е., какъ о человѣкѣ простомъ и малообразованномъ, но горячо вѣрующемъ и искреннемъ.

Время написанія книги опредѣляется упоминаніемъ о Климентѣ, подъ которымъ разумѣется вѣроятно Климентъ Римскій. А если такъ, то гоненіе, лишившее Е. имущества, будетъ гоненіемъ Домиціана и «Пастырь» окажется написаннымъ до смерти Климента Римскаго и по смерти Домиціана, т. е. между 96 и 101 годами. Слѣдующія указанія «Пастыря» подтверждаютъ такую датировку: 1) наименованія степеней іерархіи еще не установились, 2) въ Церкви существуетъ даръ пророчества, 3) сектанты еще не выдѣлились изъ Церкви, 4) современники и сотрудники апостоловъ, а можетъ быть и сами апостолы еще живы, 5) спеціальныхъ законовъ противъ христіанства еще не существуетъ.

Внутреннія указанія книги подтверждаются и внѣшними свидѣтельствами Оригена, отожествлявшаго автора «Пастыря» съ Е., упоминаемымъ въ посл. къ Рим. 16, 14, Евсевія и Іеронима, повторявшихъ догадку Оригена. Отнесеніе времени составленія «Пастыря» въ Мураторіевомъ канонѣ въ Catalogus Liberianus, опирающемся на хроникѣ св. Ипполита Римскаго, ко времени Пія I (139-141 до 154-156) вызвано повидимому стремленіемъ подорвать авторитетъ книги, которая пользовалась почти каноническимъ значеніемъ и даже входила въ составъ Библіи. Только на тридентскомъ соборѣ (8 апрѣля 1546 года) «Пастырь» былъ окончательно исключенъ изъ Библіи. Попытки нѣкоторыхъ западныхъ ученыхъ. напр. Евальда, Ричля, Дорнера, Гарнака, Барденгевера, отнести ее къ половинѣ второго вѣка неудачны и ведутъ къ мысли о нѣсколькихъ авторахъ «Пастыря», чему рѣшительно противорѣчитъ единство стиля и языка всей книги.

«Пастырь» самое обширное изъ писаній мужей апостольскихъ. Книга состоитъ изъ четырехъ видѣній, 12 заповѣдей и 10 подобій. Въ 9-мъ подобіи указано дѣленіе книги на двѣ части съ двумя отдѣлами въ каждой изъ нихъ. Перныя два видѣнія Церкви въ видѣ женщины составляютъ первый отдѣлъ первой части, третье и четвертое видѣнія — второй. Во второй части ангелъ покаянія, явившійся въ видѣ пастыря, подробно раскрываетъ данное ранѣе женщиною, т. е. Церковью, откровеніе. Всѣ заповѣди и восемь подобій входятъ въ первый отдѣлъ второй части, второй отдѣлъ состоитъ изъ девятаго подобія, а десятое служитъ заключеніемъ книги.

Цѣль книги — призывъ къ покаянію и исправленію, вызванный пробудившимся въ авторѣ сознаніемъ непозволительности грѣховныхъ пожеланій для христіанина, и указаніе правильнаго образа жизни. Явившаяся въ первомъ видѣніи дряхлая женщина, какъ образъ печальнаго положенія Церкви, въ послѣдующихъ видѣніяхъ становится моложе и крѣпче и, наконецъ, въ четвертомъ видѣніи, послѣ того какъ Е. миновалъ огненно-красное чудовище (будущее гоненіе), она является въ видѣ готовой къ вѣнцу невѣсты. При каждомъ явленіи Е. даются увѣщанія и сообщаются откровенія.

Въ пятомъ видѣніи пришедшій къ Е. въ одеждѣ пастуха ангелъ объясняетъ чрезъ заповѣди и подобія видѣнія. Первая заповѣдь — о вѣрѣ въ единаго Бога, удерживающей человѣка отъ зла. Вторая — о простотѣ и невинности. Третья — о любви къ истинѣ, при чемъ разъясняется, что прежніе грѣхи не должны быть причиной отчаянія, такъ какъ они исправляются послѣдующею жизнью. Четвертая — запрещаетъ блудъ, узаконяетъ разводъ за прелюбодѣяніе и за уклоненіе въ идолопоклонство и разрѣшаетъ второй бракъ, рекомендуя однако оставшемуся въ живыхъ супругу безбрачіе. Здѣсь же говорится объ однократномъ покаяніи, какъ средствѣ избавиться отъ грѣховъ послѣ крещенія. Пятая заповѣдь повелѣваетъ быть великодушнымъ и привѣтливымъ, такъ какъ гнѣвливость является слѣдствіемъ привязанности къ земнымъ интересамъ. Шестая — говоритъ о двухъ ангелахъ, добромъ и зломъ, находящихся при каждомъ человѣкѣ. Седьмая внушаетъ бояться Господа и не страшиться діавола. Восьмая перечисляетъ дѣла, которыя долженъ совершать боящійся Господа. Девятая говоритъ о молитвѣ. Десятая запрещаетъ печаль, такъ какъ печаль происходитъ или отъ сомнѣнія, или отъ гнѣвливости. Одиннадцатая говоритъ о пророчествѣ. Двѣнадцатая — о злыхъ пожеланіяхъ. На высказанное Е. сомнѣніе въ исполнимости всѣхъ этихъ заповѣдей пастырь съ гнѣвомъ отвѣчаетъ, что кажущаяся трудность заповѣдей зависитъ именно оттого, что человѣкъ начинаетъ колебаться и сомнѣваться еще прежде, чѣмъ приступилъ къ осуществленію ихъ. Діаволъ также не препятствіе, такъ какъ онъ не можетъ принудить человѣка къ чему-нибудь противъ его воли.

Въ девяти подобіяхъ передъ Е. раскрывается опять рядъ видѣній, чрезъ которыя пастырь разъясняетъ ему христіанское нравственное ученіе. Напр. во второмъ подобіи обвившаяся вокругъ вяза виноградная лоза, которая приноситъ плодъ, лишь потому, что опирается на вязъ, а не лежитъ на землѣ, представляетъ желательныя въ христіанствѣ отношенія богатыхъ и бѣдныхъ: одни помогаютъ другимъ дѣлами благотворительности, тѣ отплачиваютъ имъ усердною, угодною Богу молитвою. Девятое подобіе, составляющее по объему четверть всей книги, изображаетъ состояніе Церкви подъ образомъ созиданія башни.

Литература. Перечисленіе иностранной литературы см. въ Энциклопедіи Герцога и Гаука, изд. 3-е, т. VII, стр. 714. Русскій переводъ въ «Памятникахъ христіанской письменности», изд. П. Преображенскаго, Москва 1860. Филаретъ Черниговскій, «Историческое ученіе», §§ 24-25; Фарраръ, «Жизнь и труды отцовъ и учителей Церкви», т. 1, 5; «Православное Обозрѣніе», 1861 г. май; Д. Гусевъ, «Святой Ермъ и его книга Пастырь», «Православный Собесѣдникъ» 1896 г.; его же, «Введеніе въ патрологію и вѣкъ мужей апостольскихъ», Казань 1896.

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ пятый. Донская епархія – Иѳика. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Петроградъ: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1904 г. — Cтлб. 493-496.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0