Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 iюля 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

С. В. Троицкій († 1972 г.)
Игнатій Богоносецъ, св. епископъ Антіохійскій.

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Игнатій Богоносецъ, св. епископъ Антіохійскій. Свѣдѣнія о жизни св. И. очень скудны и отрывочны. Наиболѣе раннія свидѣтельства о немъ восходятъ къ концу второго вѣка. Такъ Оригенъ (Hom. 6 in Lucam) пишетъ: «И., святой мученикъ, второй послѣ Петра епископъ Антіохіи, боролся со звѣрями въ Римѣ во время гоненія, написалъ посланіе къ Римлянамъ и сборникъ еще нѣсколькихъ посланій». Ириней (Adv. haer. V, 28) говоритъ очевидно объ И., не упоминая его имени: «нѣкто изъ нашихъ, за исповѣданіе Бога присужденный къ звѣрямъ, сказалъ: я — пшеница Божія, которую измелютъ зубы звѣрей, чтобы сдѣлаться ей чистымъ хлѣбомъ». Поликарпъ Смирнскій (Ad Philipp. IX, XIII) удостовѣряетъ фактъ пришествія И. изъ Сиріи въ Римъ и написаніе имъ въ это время нѣсколькихъ посланій, какъ современникъ-очевидецъ, не успѣвшій еще получить изъ Рима извѣстій о кончинѣ И. Ничего больше о жизни св. И. не знаетъ и Евсевій, и всѣ остальныя сообщаемыя имъ свѣдѣнія заимствуются изъ посланій И. По Евсевію, И. былъ по антіохійской каѳедрѣ преемникомъ Еводія, перваго послѣ апостола Петра епископа здѣсь. Но такъ какъ объ Еводіѣ ничего неизвѣстно, то впослѣдствіи память о немъ утратилась, и Златоустъ и Ѳеодоритъ называютъ И. непосредственнымъ преемникомъ ап. Петра. Апостольскія Постановленія (VII, 46) пытаются примирить оба преданія тѣмъ, что Еводія ставятъ раньше ап. Петра. Хронологическія данныя о поставленіи И. епископомъ и смерти его у Евсевія недостовѣрны (см. Harnack, «Die Zeid d. J.», Leipz. 1878). Мученическіе акты св. И. (M. Colbertinum, M. Vaticanum), составленные не ранѣе IV вѣка и наполненные противорѣчіями, также заимствуютъ свѣдѣнія о жизни И. изъ посланій.

По посланіямъ (въ ихъ подлинной краткой редакціи) И. является епископомъ Антіохіи Сирійской, уже осужденнымъ (вѣроятно проконсуломъ, а не императоромъ) во время частнаго гоненія на христіанъ въ Антіохіи на растерзаніе звѣрями и пересылаемымъ подъ стражею десяти солдатъ въ Римъ для исполненія тамъ казни. Путь его идетъ отчасти моремъ, но главнымъ образомъ по сухопутной дорогѣ на Смирну чрезъ Филадельфію и другіе города, въ которыхъ мѣстные жители-христіане привѣтствуютъ его и заботятся облегчить по возможности его положеніе. Въ Филадельфіи онъ вступалъ въ споръ съ іудействующими и принималъ участіе въ собраніяхъ тамошнихъ христіанъ.

Большая свобода, которою пользовался осужденный, объясняется главнымъ образомъ совершенствомъ организаціи имперіи, исключавшей возможность бѣгства, а затѣмъ увѣренностью стражи, что страстно желающій умереть за Христа узникъ не попытается скрыться, и заботами христіанъ объ облегченіи его участи.

Въ Смирнѣ И. пробылъ нѣсколько дней. Здѣсь его привѣтствовали послы отъ церквей тѣхъ городовъ, которые остались въ сторонѣ отъ его пути. Пользуясь остановкой, И. написалъ въ Смирнѣ четыре посланія: въ Ефесъ, Магнезію, Траллы и Римъ и отправилъ первыя три съ послами. Онъ желалъ написать и еще нѣсколько посланій, но долженъ былъ продолжать путь. Сопровождаемый Бурромъ, діакономъ ефесскимъ, онъ достигъ Троады, гдѣ имѣлъ другую непродолжительную остановку. Здѣсь его настигли посланный къ нему изъ Антіохіи съ извѣстіемъ о прекращеніи гоненія тамъ Рей Агаѳоподъ и киликійскій діаконъ Филонъ, а Бурръ возвратился домой съ посланіями И. въ Смирну и Филадельфію. Отсюда же онъ написалъ посланіе и къ Поликарпу Смирнскому. Изъ Троады И. ушелъ неожиданно, не успѣвъ написать многихъ предположенныхъ посланій. Изъ посланія Поликарпа къ Филиппійцамъ видно, что чрезъ Филиппы И. проходилъ не одинъ, а съ Зосимою и Руѳомъ, и успѣлъ побудить здѣшнихъ христіанъ послать привѣтствіе въ Антіохію чрезъ Поликарпа. О дальнѣйшемъ пути свѣдѣній не сохранилось. Мученическая смерть И. въ римскомъ амфитеатрѣ, ожидаемая имъ съ нетерпѣніемъ и предполагаемая Поликарпомъ (къ Филипп. IX), какъ фактъ извѣстна лишь изъ общецерковнаго преданія.

Въ болѣе позднихъ источникахъ сообщается, что И. былъ ученикомъ Іоанна Богослова (M. Combertinum и Іеронимъ), рукоположенъ во епископа ап. Петромъ (Ѳеодоритъ, Малала, Максимъ Исповѣдникъ) или ап. Павломъ (Апост. Постан.), что онъ ввелъ антифонное пѣніе въ Антіохійской Церкви послѣ того, какъ онъ видѣлъ ангеловъ, прославляющихъ Святую Троицу антифоннымъ пѣснопѣніемъ (Сократъ), что онъ лично встрѣтился съ Траяномъ и имѣлъ съ нимъ продолжительный разговоръ, результатомъ котораго было осужденіе И. (Martirium Combertinum и Vaticanum).

Второе имя И. — Богоносецъ (Θεόφορος) послужило поводомъ къ возникновенію трехъ сказаній. Объясняемое въ смыслѣ «носимый Богомъ», оно было источникомъ сказанія, что онъ былъ однимъ изъ тѣхъ дѣтей, которыхъ Христосъ братъ на Свои руки (Матѳ. 18, 1 и сл.), но этому извѣстію Метафраста противорѣчитъ Златоустъ, по которому И. не видѣлъ Господа по плоти. Понимаемое въ смыслѣ «богоносецъ», оно было источникомъ сказанія, что когда его сердце было разрѣзано на части, то на каждой части оказалось написаннымъ золотыми буквами имя Іисуса. Оно также служитъ основой сказанія о его свиданіи съ Траяномъ. Первое имя И. есть вѣроятно діалектическая варіація имени Egnatus и произошло повидимому отъ gnatus, но неправильное производство отъ ignis послужило поводомъ къ изобрѣтенію для И. сирійскаго титула Nurono или «воспламененнаго», которое впослѣдствіи объяснялось въ смыслѣ его пламенѣющей любви ко Христу.

Время мученичества И. не можетъ быть установлено съ безусловною несомнѣнностью. M. Combertinus относитъ его къ 107 году; блаж. Іеронимъ къ 109-му. Свидѣтельство Малалы, что И. пострадалъ въ 115 году въ Антіохіи (Chron. XI, Минь, S. Gr. XCVII, 417) безусловно невѣрно. M. Colb. указываетъ день смерти св. И. 20 декабря (нынѣ — день его памяти), но едва ли справедливо, потому что четыре мѣсяца слишкомъ много для путешествія изъ Смирны, гдѣ И. былъ 24 августа, до Рима, и при Златоустѣ память И. въ Антіохіи совершали 17 октября.

Существуетъ 15 посланій, которыя носятъ имя И., но имѣютъ далеко неодинаковую древность и достоинство. Только 7 изъ нихъ, а именно посланія: 1) къ Ефесянамъ, 2) къ Магнезіанамъ, 3) къ Траллійцамъ, 4) къ Римлянамъ, 5) къ Филадельфійцамъ, 6) къ Смирнянамъ и 7) къ Поликарпу существуютъ въ краткой и обширной греческой редакціи. Пять — 8) къ Маріи Кассобольской, 9) къ Тарсянамъ, 10) къ Антіохійцамъ, 11) къ Герону, діакону антіохійскому, 12) къ Филипійцамъ существуютъ лишь въ обширной редакціи. Наконецъ три — 13) и 14) 2 письма къ ап. Іоанну и 15) письмо къ Дѣвѣ Маріи, къ которому приложенъ отвѣтъ Дѣвы Маріи И., существуютъ лишь на латинскомъ языкѣ.

Многовѣковая исторія споровъ о посланіяхъ И. начинается изданіемъ въ 1495 году въ Парижѣ трехъ послѣднихъ посланій. Твердо установленнымъ заключеніемъ этой многовѣковой полемики можно считать заявленіе А. Гарнака (Gesch. d. altchr. Litt. I, 75-76), что подлинность краткой греческой редакціи первыхъ семи посланій есть доказанный фактъ.

Одновременность и одинаковыя условія происхожденія посланій обусловливаютъ собою сходство по общему содержанію всѣхъ ихъ, за исключеніемъ посланія къ Римлянамъ и, отчасти, къ Поликарпу. Они начинаются довольно пространнымъ привѣтствіемъ, выражающимъ благожеланія И., похвалу и благодарность извѣстной Церкви. Затѣмъ слѣдуетъ убѣжденіе быть въ полномъ согласіи съ іерархіею, такъ какъ епископъ есть центръ, около котораго объерняется мѣстная Церковь, онъ заступаетъ мѣсто Христа, пресвитеры — апостоловъ, діаконы, учрежденные Господомъ, совершаютъ ввѣренное имъ отъ Него служеніе. Безъ этихъ лицъ не можетъ быть рѣчи о Церкви; въ особенности безъ епископа ничто не должно дѣлаться. Единеніе съ видимымъ пастыремъ — епископомъ обусловливаетъ единеніе и съ невидимымъ — Христомъ. Единеніе съ іерархіею должно охранять христіанъ отъ увлеченія заблужденіями еретиковъ. Называя ученіе этихъ еретиковъ іудействомъ, И. утверждаетъ противъ нихъ истинное божество Христа, дѣйствительность Его воплощенія, страданія, смерти и воскресенія съ тѣломъ, дѣйствительность Его присутствія въ евхаристіи. Какъ Христосъ одинъ, такъ и одна только Церковь вселенская (ἡ καθολικὴ), управляемая Христомъ, и одна евхаристія — тѣло и кровь Христа. Во Христѣ и Его Церкви, во вкушеніи тѣла и крови Его должны объединяться всѣ вѣрующіе и быть какъ бы членами одного тѣла Христова въ единствѣ вѣры, любви и надежды. Посланія заканчиваются прощальнымъ привѣтствіямъ, въ которомъ И. указываетъ на свою близкую смерть, на свое несовершенство въ христіанствѣ и просьбою о молитвѣ за совершеніе имъ до конца мученическаго подвига.

Особенностью посланія къ Поликарпу является указаніе обязанностей епископа-пастыря. Посланіе къ Римлянамъ содержитъ главнымъ образомъ настойчивую просьбу къ римлянамъ не оказывать несвоевременной любви къ И., препятствуя какъ-либо его смерти, сообщаетъ нѣкоторыя свѣдѣнія о путешествіи И. до Смирны и заканчивается просьбой молиться объ Антіохійской Церкви и извѣщеніемъ, что посланіе отправлено чрезъ ефесянъ 24 августа.

Литература. Zahn. «I. v. Antiochien», Gotha 1873; Lightfoot, «The Apostolic Fathers», II, 2 изд., 1889; Bardenhewer, «Patrologie», Freiburg. 1894, S. 68, гдѣ указана и остальная иностранная литература и изданія. Русскій переводъ посланій И. изданъ былъ еще въ 1779 году Амвросіемъ, архіепископомъ Московскимъ; затѣмъ переводъ сихъ посланій помѣщенъ въ «Христіанскомъ Чтеніи» за разные годы и въ «Православномъ Cобесѣдникѣ» за 1855 г. Въ 1857 году послѣдній переводъ вышелъ и отдѣльнымъ изданіемъ въ Казани. Повое изданіе съ введеніемъ и примѣчаніями прот. Преображенскаго вышло въ 1862 году; переиздано оно въ 1902 г. въ Петербургѣ. Отзывы объ этомъ изд. см. въ «Церк. Вѣд.» 1902 г. № 3 и «Библіограф. Листкѣ» — прилож. къ «Рук. для сельскихъ паст.» 1901 г., вып. 12-й; житіе св. И. въ «Христ. Чтеніи» 1822 г.; Филаретъ, «Историческое ученіе», изд. 2-е, §§ 19-21; Фарраръ, «Жизнь и труды святыхъ отцовъ», изд. 2-е, т. I, стр. 24-49.

С.[ергѣй] Т.[роицкій].   

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ пятый. Донская епархія – Иѳика. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Петроградъ: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1904 г. — Cтлб. 781-785.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0