Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

[Лебедевъ А.П.]
Краткія свѣдѣнія о св. Кириллѣ архіепископѣ Іерусалимскомъ.

Св. Кириллъ принадлежитъ къ числу замѣчательнѣйшихъ мужей христіанской церкви IV вѣка. Впрочемъ, историческія извѣстія о немъ необильны. На основаиіи нѣкоторыхъ соображеній догадываются, что св. Кириллъ родился въ 315 году; но о мѣстѣ рожденія, его родителяхъ, его воспитаніи и способахъ образованія его ничего достовѣрнаго не сохранилось. Во всякомъ случаѣ можно полагать, что онъ родился или въ самомъ Іерусалимѣ, мѣстѣ его архипастырскаго служенія, или же въ окрестностяхъ св. города. Св. Кириллъ рано началъ вести жизнь аскетическую. Около 335 года онъ былъ посвященъ Макаріемъ, архіепископомъ Іерусалимскимъ, во діакона, а около 345 года преемникомъ Макарія, архіепископомъ Максимомъ, удостоенъ пресвитерской степени. Когда св. Кириллъ былъ возведенъ во пресвитера, то на него возложена была обязанность произносить поученія въ Іерусалимской церкви и въ особенности поученіями приготовлять къ достойному принятію крещенія тѣхъ изъ язычниковъ и іудеевъ, которые желали присоединиться къ христіанскому обществу, а такихъ лицъ было тогда много. Св. Кириллъ исполнялъ эту послѣднюю обязанность съ замѣчательною ревностію, какъ объ этомъ свидѣтельствуютъ дошедшія до насъ его творенія. Въ 350 или 351 году онъ избранъ былъ клиромъ и народомъ въ архіепископа Іерусалима, на святительскую каѳедру, сдѣлавшуюся вакантною вслѣдствіе смерти архіепископа Максима или же вслѣдствіе его изгнанія. Начало святительскаго служенія св. Кирилла было ознаменовано явленіемъ на небѣ знаменія креста Господня, въ 351 году, 7-го мая, около 9 часовъ утра. Крестъ, составившійся изъ свѣта, простирался въ длину отъ Голгоѳы до горы Елеонской и настолько же въ ширину. Сіяніе его превосходило свѣтъ лучей солнечныхъ и было видимо всѣми въ продолженіе нѣсколькихъ часовъ. Жители Іерусалима, пораженные изумленіемъ и страхомъ, съ женами и дѣтьми спѣшили въ церковь воздать славу Христу. Многіе изъ іудеевъ и язычниковъ этимъ знаменіемъ обращены были къ вѣрѣ христіаиской. Необычайное событіе явленія креста описано, кромѣ нѣкоторыхъ церковныхъ историковъ, и самимъ св. Кирилломъ въ то же время, въ какое оно случилось. Святительское служеніе св. Кирилла было исполнено тревогъ и бѣдствій. Первоначальнымъ виновникомъ бѣдствій св. Кирилла сдѣлался Акакій, митрополитъ Кесаріи Палестинской, рукополагавшій его во епископа. Акакій началъ враждебно относиться къ архіепископу Іерусалимскому. Въ качествѣ митрополита Палестинской области, онъ сталъ унижать честь и достоинство каѳедры Іерусалимской, не смотря на то, что первый вселенскій соборъ своими опредѣленіями поставилъ ее выше каѳедры Кесарійской. Св. Кириллъ защищалъ права Іерусалимской каѳедры противъ притязаній Акакія и тѣмъ возбуждалъ еще большую непріязнь со стороны послѣдняго. Къ тому же Акакій былъ жаркій аріанинъ и старался всячески вредить св. Кириллу, не раздѣлявшему его догматическихъ воззрѣній. Подъ вліяніемъ своихъ разногласій съ св. Кирилломъ, онъ искалъ предлога, чтобы подвергнуть церковному наказанію Іерусалимскаго святителя. Такой предлогъ и дѣйствительно скоро представился ему. Въ Іерусалимѣ обнаружился страшный голодъ. Бѣдствіе удручало жителей, которые цѣлыми толпами обращались къ своему архипастырю за помощію. Сердобольный Кириллъ роздалъ бѣдствующимъ всѣ церковныя деньги, а такъ какъ этихъ денегъ все же не хватило на удовлетвореніе нуждающихся, то св. Кириллъ рѣшился распродать всѣ драгоцѣнные церковные сосуды и занавѣсы и вырученныя отъ продажи деньги роздать тѣмъ же голодающимъ. Дѣйствія Іерусалимскаго святителя заслуживали похвалы, но не такъ отнесся къ нимъ Акакій, воспользовавшись при этомъ, во вредъ св. Кириллу, слѣдующимъ обстоятельствомъ: какой-то гражданинъ увидалъ на актрисѣ одну изъ тѣхъ вещей, которыя онъ пожертвовалъ въ Іерусалимскую церковь, узналъ отъ нея, что она пріобрѣла вещь отъ купца, а купецъ сообщилъ ему, что вещъ продана ему св. Кирилломъ. Это обстоятельство дало Акакію возможность обвинять св. Кирилла въ растратѣ церковной собственности. Въ качествѣ мѣстнаго митрополита, Акакій собралъ соборъ изъ подвластныхъ ему епископовъ и заставилъ ихъ объявить св. Кирилла низложеннымъ съ каѳедры. Это было въ 357 году. Іерусалимскій святитель принужденъ былъ покинуть и каѳедру и свой родной городъ. Онъ удалился сначала въ Антіохію, а потомъ въ Тарсъ. Въ этомъ послѣднемъ епископъ Силуанъ принялъ его съ глубокимъ уваженіемъ и далъ пріютъ изгнаннику. Акакій, однако же, не успокоился на этомъ и желалъ лишить св. Кирилла и того страннопріимства, какое нашелъ онъ у Силуана: онъ писалъ этому послѣднему, что Кириллъ низложенъ съ каѳедры и не долженъ имѣть общенія съ прочими епископами; но архипастырь Тарса не внялъ настояніямъ Акакія и удержалъ у себя изгнанника. Хотя на соборѣ Селевкійскомъ, въ 359 году, св. Кириллъ возстановленъ былъ въ достоинствѣ святителя Іерусалимскаго, но прежде чѣмъ вступить въ управленіе паствою, онъ снова былъ объявленъ низложеннымъ — по кознямъ Акакія — на другомъ соборѣ въ Константинополѣ, въ 360 году. Возвратился на свою каѳедру св. Кириллъ уже въ царствованіе Юліана, преемника аріанина Констанція. Однако, возвратившагося святителя ждало новое испытаніе: Юліанъ, ставши язычникомъ, для посрамленія христіанства приказалъ возстановить въ Іерусалимѣ древній іудейскій храмъ. Іудеи ликовали. Все уже готово было для построенія этого храма. Но предпріятіе имѣло самый печальный конецъ. Св. Кириллъ уже предвидѣлъ, что храму не суждено быть возстановлену. «Представляя себѣ предсказаніе прор. Даніила (9, 26), которое подтвердилъ и Христосъ въ своемъ Евангеліи (Матѳ. 24, 2), Кириллъ Іерусалимскій многимъ возвѣщалъ, что теперь-то наступаетъ время, когда въ іудейскомъ храмѣ не останется камня на камнѣ и исполнится предсказаніе Спасителя». Предвозвѣщеніе св. Кирилла оправдалось во всей точности. «Въ одну ночь сильное землетрясеніе извергло камни древнихъ основаній (іудейскаго) храма», при чемъ пострадали и близь-стоявшія зданія; іудеи пришли въ ужасъ. Итакъ христіанскія чаянія восторжествовали, а Юліанъ былъ посрамленъ. Однимъ изъ преемниковъ Юліана, на императорскомъ престолѣ, былъ аріанинъ Валентъ; въ это царствованіе св. Кириллъ подвергся новому изгнанію, по волѣ самаго императора. Это произошло въ 367 году, и долго святителю пришлось жить въ разлученіи съ своею паствою. Только въ 379 году онъ былъ возвращенъ на свою каѳедру, въ царствованіе благочестиваго императора Ѳеодосія I. Въ 381 году св. Кириллъ, вмѣстѣ съ другими знаменитыми представителями православной церкви, засѣдалъ на второмъ вселенскомъ соборѣ въ Константинополѣ. Въ слѣдующемъ году отъ другого собора Константинопольскаго отправлено было на Западъ посланіе, въ которомъ восхваляются заслуги его для христіанской вѣры, а церковь Іерусалимская названа «матерью всѣхъ церквей». Послѣ этого, св. Кириллъ прожилъ не долго. Онъ скончался 18 марта 386 года, въ какой день и празднуется память его.

Изъ твореній св. отца, писанныхъ на греческомъ языкѣ, сохранились до нашего времени слѣдующія: «Огласительныя слова», числомъ 18 и «Слова тайноводственныя», числомъ 5. Они произнесены были св. Кирилломъ въ 347 или 348 году: «огласительныя» назначались для наученія въ вѣрѣ готовящихся ко крещенію и говорены въ теченіе четыредесятницы, а «тайноводственныя» имѣли цѣлію укрѣпленіе въ вѣрѣ новокрещенныхъ и говорены были въ теченіе Пасхи, послѣ того, какъ оглашенные удостоились крещенія. Содержаніе этихъ «словъ» такое: въ предварительномъ словѣ, предшествующемъ огласительнымъ, св. отецъ говоритъ объ обязанностяхъ христіанина вообще и увѣщеваетъ надлежащимъ образомъ приготовиться къ пріятію крещенія; затѣмъ въ 1-мъ словѣ говорится о важности крещенія; во 2-мъ о тяжести и происхожденіи грѣха и указывается на покаяніе, какъ на средство къ полученію божественной благодати; въ 3-мъ говорится о крещеніи, какъ спасительномъ средствѣ; въ 4-мъ заключается краткое обозрѣніе всѣхъ главныхъ предметовъ христіанскаго ученія; въ 5-мъ рѣчь идетъ о значеніи вѣры и символа вѣры. Въ остальныхъ 13 огласительныхъ словахъ св. отецъ объясняетъ весь символъ вѣры, именно, мѣстный символъ, Іерусалимскій, нѣсколько отличный отъ Никейскаго вселенскаго символа. Проповѣдникъ подробно изъясняетъ, по порядку, членъ за членомъ, въ символѣ: здѣсь сначала онъ раскрываетъ сущность того или другаго христіанскаго ученія, а потомъ опровергаетъ различныя заблужденія, противныя этому ученію. Въ 5-ти «тайноводственныхъ словахъ» св. Кириллъ истолковываетъ сущность и обряды таинствъ крещенія, миропомазанія и евхаристіи. Преосвящ. Филаретъ, архіеп. Черниговскій, въ своемъ сочиненіи: «Историческое ученіе объ Отцахъ церкви» дѣлаетъ такой отзывъ о достоинствахъ и значеніи «словъ» св. Кирилла: «св. Кириллъ бесѣдуетъ спокойно, предлагаетъ мысли свои просто, ясно; выражается точно; тамъ, гдѣ одушевляется предметомъ, говоригь живо. Описаніе священныхъ обрядовъ въ оглашеніяхъ его соединяетъ со внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени. Обряды, описываомые св. Кирилломъ, поражаютъ и радуютъ сына православной церкви. Читая это описаніе, описаніе IV вѣка, какъ бы видимъ то самое, что совершается въ православныхъ храмахъ XIX вѣка». — Кромѣ вышеуказанныхъ твореній св. Кириллу приписываются: «Бесѣда о разслабленномъ при купѣли» и «Посланіе къ царю Констанцію о явившемся на небесахъ знаменіи креста».

Всѣ эти творенія св. отца помѣщаются ниже въ русскомъ переводѣ, который составляетъ точное воспроизведеніе перевода, изданнаго при Московской Духовной Академіи въ 1855 г.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 5-9.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0