Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Ловягинъ Е.И.
Двѣ бесѣды святѣйшаго патріарха константинопольскаго Фотія по случаю нашествія россовъ на Константинополь.

Двѣ бесѣды константинопольскаго патріарха Фотія, извѣстныя подъ заглавіемъ: «на нашествіе Россовъ», особенно замѣчательны тѣмъ, что содержатъ въ себѣ древнѣйшее и несомнѣнное извѣстіе объ одномъ изъ дѣяній славяно-русскаго народа, произведшемъ сильное впечатлѣніе въ столицѣ Византійской имперіи въ IX вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ и имѣющемъ близкое отношеніе къ важнѣйшему событію въ жизни самаго русскаго народа — къ обращенію его въ христіанскую вѣру. Сказанія греческихъ и славянскихъ лѣтописцевъ объ этомъ нападеніи россовъ на Константинополь, хотя не совсѣмъ согласныя между собою, съ одной стороны свидѣтельствуютъ, что воинственный отрядъ неожиданно прибывшихъ россовъ навелъ большой страхъ на константинопольскихъ гражданъ, и если бы внезапно случившеюся бурею не были разбиты корабли отважныхъ пришельцевъ, то греки могли потерпѣть величайшія бѣдствія; а съ другой стороны, по свидѣтельству тѣхъ же лѣтописцевъ, необыкновенныя обстоятельства этой осады греческой столицы произвели столь сильное впечатлѣніе на самихъ россовъ, что многіе изъ нихъ вскорѣ за тѣмъ приняли греческую христіанскую вѣру. Бесѣды патріарха Фотія, относясь къ современному событію — къ нашествію россовъ и внезапному ихъ отступленію, представляютъ живое и одушевленное, исполненное достопамятныхъ подробностей и христіанскаго краснорѣчія, изображеніе того, чтó происходило тогда въ Константинополѣ; о благодѣтельныхъ же послѣдствіяхъ этого событія для славяно-руссовъ, обращеніи ихъ въ христіанскую вѣру и тому подобномъ, въ нихъ не упоминается, безъ сомнѣнія потому, что такого обращенія еще не послѣдовало ни во время самаго событія, ни непосредственно по его окончаніи.

Изъ обѣихъ бесѣдъ патріарха, довольно обширныхъ по объему, не видно, въ которомъ году онѣ были произнесены имъ; иначе сказать, въ которомъ году случилось то нападеніе россовъ на Константинополь, къ которому непосредственно онѣ относятся. По историческимъ извѣстіямъ оно считается первымъ нашествіемъ славяно-руссовъ на столицу Византійской имперіи, дотолѣ неизвѣстныхъ въ ней даже по имени; изъ содержанія же бесѣдъ Фотія ясно только то, что первая изъ нихъ произнесена была во время самой осады россами Константинополя, при отчаянномъ состояніи устрашенныхъ жителей города и при отсутствіи всякихъ средствъ обороны отъ непріятелей, а вторая сказана была тотчасъ по разсѣяніи непріятельскихъ кораблей на морѣ и снятіи осады на сушѣ и послѣдовавшемъ затѣмъ удаленіи ихъ отъ Константинополя; и притомъ какъ нападеніе, такъ и отступленіе россовъ, а слѣдовательно и произнесеніе той и другой бесѣды совершились въ небольшой промежутокъ времени одного лѣта. Какого же лѣта? Довольно удовлетворительное рѣшеніе этого вопроса можетъ быть сдѣлано на основаніи извѣстій другихъ историковъ о томъ же событіи и по соображеніи ближайшихъ къ нему обстоятельствъ, упоминаемыхъ ими и указываемыхъ нѣкоторыми намеками въ самыхъ бесѣдахъ Фотія. — По свидѣтельству греческаго историка Симеона Магистра и Логоѳета, замѣчавшаго при повѣствованіи о событіяхъ и хронологію ихъ, въ девятый годъ единодержавнаго царствованія византійскаго императора Михаила III (τῷ ϑ’ αὐτοῦ ἔτει) константинопольскій префектъ Оѳрифа, узнавъ объ угрожающемъ нашествіи россовъ (τῶν Ῥῶς), поспѣшилъ послать извѣстіе о томъ къ императору, незадолго предъ тѣмъ отправившемуся съ войскомъ въ Азію противъ агарянъ; а въ десятомъ году того же царствованія россы уже проникли далѣе крѣпости Іерона (τῷ ἰ αὐτοῦ ἔτει οἱ Ῥῶς ἔνδοϑεν τοῦ Ἱεροῦ ϕϑάσαντες, περιϰυϰλοῦσιν τὴν πόλιν...), подступили къ Константипополю и опустошали окрестности его дотолѣ, пока не прибылъ Михаилъ, немедленно возвратившійся изъ похода и съ трудомъ между непріятельскими кораблями достигшій столицы; вслѣдъ затѣмъ (εὐϑύς) императоръ вмѣстѣ съ патріархомъ Фотіемъ вынесли изъ влахернскаго храма Богородицы святый Ея омофоръ и, съ пѣснопѣніями дошедши до моря, немного погрузили ризу Богоматери въ тихое море, послѣ чего внезапно наступившая буря разбила корабли россовъ и прекратила ихъ осаду Константинополя [1]. Такимъ образомъ описанное событіе, равно какъ и произнесеніе двухъ бесѣдъ патріарха Фотія, происходили въ томъ году, въ который окончился 9-й и начался 10-й годъ единодержавнаго царствованія императора Михаила III-го; а этимъ годомъ, по соображенію лѣтъ царствованія византійскихъ императоровъ и тогдашнихъ обстоятельствъ, надобно признать 865-й годъ по Рождествѣ Христовомъ [2]. Подтвержденіемъ этого могутъ служить еще слѣдующія соображенія: а) нашествіе россовъ на Константинополь упоминается у венеціанскихъ лѣтописцевъ, и полагается послѣ произнесеннаго папою Николаемъ на римскомъ соборѣ 1-го ноября 864-го года опредѣленія противъ императора Михаила [3]; у византійскихъ же историковъ показывается предпринятый императоромъ Михаиломъ другой походъ противъ восточныхъ враговъ въ апрѣлѣ 866-го года [4]; слѣдовательно предшествовавшій походъ его противъ агарянъ, почти одновременный съ нашествіемъ россовъ, относится ко времени между 864 и 866 годами, именно къ 865-му году. б) Въ слѣдующемъ 866 году патріархъ Фотій отправилъ извѣстную окружную грамоту къ восточнымъ епископамъ, въ которой говоритъ, что россы, недавно нападавшіе на Константинополь, уже примирились съ греками и приняли христіанскую вѣру (ἀντὶ τῆς πρὸ μιϰροῦ ϰαϑ᾽ἡμῶν λεηλασίας) [5] не тотчасъ послѣ этого нападенія, но, какъ дополняютъ другіе греческіе историки, предварительно вступивъ въ сношеніе съ византійцами чрезъ посольство, присланное недолго спустя послѣ отступленія отъ Константипополя (μετ᾽ οὐ πολὺ πάλιν) [6]. Все это показываетъ, что самое событіе нашествія россовъ на столицу восточной римской имперіи, по поводу котораго произнесены были двѣ бесѣды патріарха Фотія, могло произойти и происходило въ 865 году, въ удобное для того время отъ апрѣля до іюля мѣсяца.

Столь драгоцѣнныя для исторіи русскаго народа бесѣды знаменитаго патріарха Фотія долго оставались неизвѣстными въ ученомъ мірѣ; потомъ не мало времени были извѣстны только по заглавію въ описаніяхъ рукописей библіотекъ — испанской эскуріальской и московской синодальной, именно въ изданіи: Gatalogus Mss. Codd. Hispan. Reg. Scorial. Bibl. ab Alex. Barvoetio ed. Antwerp. 1648. p. 526, гдѣ впрочемъ эти бесѣды между оданнадцатью бесѣдами Фотія ошибочно озаглавлены словами: εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν ϕώτων, вмѣсто τῶν Ῥῶς, какъ доказалъ ученый Е. Куникъ [7]; а въ московской синодальной библіотекѣ видѣлъ ихъ газскій митрополитъ Паисій Лигаридъ между шестнадцатью бесѣдами Фотія и сообщилъ списокъ съ нихъ западнымъ ученымъ, изъ которыхъ Combefis въ Bibliothecae Patrum auctario novissimo, Paris, 1672. P. I. p. 548, и Montfaueon въ Bibliotheca bibliothecarum manuscriptorum, Paris, 1739. Tom II. p. 1156, упомянули о нихъ подъ заглавіемъ: εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς. Ho къ сожалѣнію въ эскуріальской библіотекѣ кодексъ, въ которомъ заrлючались бесѣды патріарха Фотія, погибъ во время пожара 1671 года [8]; и бывшій въ московской синодальной библіотекѣ кодексъ съ этими бесѣдами, равно какъ и списокъ съ нихъ, отосланный Паисіемъ Лигаридомъ къ Николаю Гейнзію, утратились неизвѣстно куда [9]. Къ счастію въ восточныхъ книгохранилищахъ недавно найдены еще два рукописныхъ кодекса, одинъ съ 14-ю бесѣдами Фотія въ находящемся въ Константинополѣ подворьѣ гроба Господня, откуда потомъ онъ перенесенъ въ іерусалимскую патріаршую библіотеку, а другой съ 16 бесѣдами Фотія въ аѳонскомъ Иверскомъ монастырѣ, гдѣ хранится до настоящаго времени. Въ нихъ содержатся и обѣ эти бесѣды: εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς.

Печатныя изданія бесѣдъ патріарха Фотія «на нашествіе Россовъ» въ греческомъ подлинникѣ неоднократно дѣланы были вскорѣ по открытіи аѳоно-иверскаго кодекса, который первоначально принадлежалъ константинопольскому патріарху Діонисію и написанъ. въ первой половинѣ XVII столѣтія (оконченъ 26 апрѣія 1627 года), на бумагѣ, въ листъ. Архимандритъ Порфирій Успенскій, нынѣ епископъ и членъ московской синодальной конторы, первый издалъ неполный греческій текстъ ихъ, но съ полнымъ русскимъ переводомъ, въ книгѣ подъ заглавіемъ: «четыре бесѣды Фотія, святѣйшаго архіепископа Константинопольскаго, и разсужденіе о нихъ». Спб. 1864 г., къ сожалѣнію наполненной невѣрными чтеніями подлиннаго греческаго текста, неточнымъ переводомъ многихъ мѣстъ его и странными толкованіями нѣкоторыхъ выраженій патріарха Фотія. Потомъ сдѣланы были г. Севастьяновымъ съ того же кодекса фотографическіе снимки, съ которыхъ появились въ печати два полныхъ изданія этихъ бесѣдъ, одно — ученаго А. Наука въ упомянутомъ сборникѣ: Lexicon Windobonense, 1867 г., другое Миллера въ сборникѣ подъ заглавіемъ: Fragmenta Historicorum graecorum, С. Мüller. Т. 5. Paris. 1870 г., съ критическою разработкою греческаго текста и съ необходимыми примѣчаніями.

Настоящій предлагаемый переводъ бесѣдъ на русскій языкъ сдѣланъ съ новаго изданія греческаго ихъ текста, помѣщеннаго въ греческой константинопольской газетѣ Ἀλήϑεια (№ 9 и 13, за 1881 годъ) по новому списку ихъ съ аѳоно-иверской рукописи, который сдѣланъ іеродіакономъ Ватопединомъ и тщательно сличенъ съ печатными изданіями преосвященнаго Порфирія, Наука и Миллера, и съ фотографическими снимками г. Севастьянова. Раздѣленіе бесѣдъ на части, котораго нѣтъ въ греческомъ рукописномъ подлинникѣ, оставлено въ томъ видѣ, въ какомъ оно принято въ изданіи названной газеты подъ редакціею великаго логоѳета С. Аристархиса.

Примѣчанiя:
[1] Симеонъ Магистръ, pag. 674 edit. Bonn. О томъ же событіи и почти такимъ же образомъ говорятъ: продолжатель Ѳеофана, p. 196. ed. Bonn.; Георгій Монахъ, р. 826, ed. Bonn и Никита Пафлагонянинъ въ жизни Игнатія, in Harduin Act. Concil. T. V, p. 965. edit. Paris, 1714.
[2] E. de Muralt. Essai de Chronographie Byzantine, p. 425-446. Petrop. 1855; Ferdin. von Hirch. Bysantin. Studien. p. 349, Leipz. 1876.
[3] Andre Dandolo. Chron. Ven. ѴIII, 4, 41; Mansi, Acta Conc. T. XV, p. 184.
[4] Георгій Кедринъ, Т. II, p. 198. Edit. Bonn. E. de Muralt, тамъ же.
[5] I. Hergenröther. Photius, Patriar. von Constantinop. B. I. S. 533. Regens. 1869. Ferd. Hirch. Byrant. Stud. p. 218.
[6] Продолж. Ѳеофана, p. 196. Георгій Кедринъ, Т. II, p. 173.
[7] Bulletin de la classe historico-philologique de la Academ. imper. des scien. de St. Peter. T. VII et VIII. 1850 et 1851.
[8] Е. Mіllеr. Cataloque des manuscripts grecs de la biblioth. de l' Escorial. Paris, 1848.
[9] A. Nauck. Lexicon Windobonense. Accedit appendix duas Photii homilias et alia opuscula complectens. Petrop. 1867. p. XXIII etc.

Печатается по изданiю: Е. Ловягинъ. Двѣ бесѣды святѣйшаго патріарха константинопольскаго Фотія по случаю нашествія россовъ на Константинополь. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1882 г. – Часть II. – с. 414-419.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0