Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Проф. Е. И. Ловягинъ.
Каноны на Страстную седмицу.

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежатъ знаменитому Пѣснописцу 8-го вѣка — св. Козьмѣ, Епископу Маіумскому, кромѣ канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежитъ ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему въ 9-мъ вѣкѣ, и отчасти благочестивой инокинѣ Кассіи, жившей въ 9-мъ же вѣкѣ.

Подобно тому, какъ для утренняго богослуженія предшествующихъ седмицъ Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипѣснцы и четырехпѣснцы, которые въ теченіи недѣли какъ бы составляютъ одинъ канонъ съ шестикратнымъ числомъ 8-хъ и 9-хъ пѣсней, т. е. на Понедѣльникъ пѣсни 1-я, 8 и 9-я, на Вторникъ — 2-я, 8 и 9-я, на Среду — 3-я, 8 и 9-я, на Четвертокъ — 4-я, 8 и 9-я, на Пятокъ — 5-я, 8 и 9-я, на Субботу — 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, съ тѣмъ только различіемъ, что св. Козьма опустилъ въ нихъ 2-ю пѣснь (падающую на великій Вторникъ), какъ это обыкновенно дѣлается въ канонахъ праздничныхъ, и на великій Четвертокъ по причинѣ особенной торжественности сего дня вмѣсто трехъ пѣсней (4-й, 8 и 9-й) составилъ полный канонъ изъ осьми пѣсней. Всѣ же сіи пѣснопѣнія на великую седмицу св. пѣснописецъ соединилъ слѣдующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами:

Τῇ δευτέρᾳ, τρίτῃ τε τετράδι ψαλῶ (въ понедѣльникъ, вторникъ и среду воспою),
Τῇ μαϰρᾷ πέμπτῃ μαϰρὸν ὓμνον ἐξάδω (въ великій четвертокъ продолжительную пѣспь воспѣваю),
Προσάββατον τε σάββατον μέλπω μέγα (въ пятницу и великую субботу пою).

По первому стиху расположены въ послѣдовательномъ порядкѣ начальныя буквы ирмосовъ и тропарей трипѣснца на великій Понедѣльникъ, двупѣснца на великій Вторникъ и трипѣснца на великую Среду; по второму — ирмосы и тропари канона на великій Четвертокъ; а по третьему — ирмосы и тропари трипѣснца на великій Пятокъ и 6-й, 7, 8 и 9-й пѣсней канона на великую Субботу. Въ послѣдствіи времени, для бóльшей торжественности богослуженія великой Субботы, Епископъ Идрунтскій Маркъ составилъ тропари 1-й, 3, 4 и 5-й пѣсней по акростиху: ϰαὶ σήμερον δὲ (и нынѣ же), и заимствовавъ для сихъ пѣсней бывшіе еще прежде него въ церковномъ употребленіи ирмосы, приписываемые инокинѣ Кассіи (стоящіе внѣ акростиха), присоединилъ ихъ къ пѣснопѣніямъ св. Козьмы и составилъ такимъ образомъ полный канонъ на великую Субботу съ шестистопнымъ ямбическимъ акростихомъ:

Καὶ σήμερον δὲ σάββατον μέλπω μέγα.

Содержаніемъ сихъ каноновъ служитъ изображеніе дѣйствій Господа нашего Іисуса Христа въ послѣдніе дни земной Его жизни и окружавшихъ Его лицъ, соотвѣтственно каждому изъ великихъ дней страстной седмицы. Въ понедѣльникъ воспоминается вольное шествіе Господа на страданія и послѣднія назидательныя бесѣды Его съ учениками ο смиреніи, взаимной любви и плодоношеніи добрыхъ христіанскихъ дѣлъ; во вторникъ — поученія Его, сказанныя въ притчахъ ο десяти дѣвахъ, ο талантахъ и ο послѣднемъ судѣ; въ среду — возліяніе на главу Его мѵра женою грѣшницею и преданіе Его Іудою книжникамъ и фарисеямъ; въ четвертокъ — совершеніе тайной вечери, преподаніе ученикамъ таинъ Тѣла и Крови Христовой, умовеніе ногъ, молитва Его къ Отцу небесному въ саду Геѳсиманскомъ и предательство Іуды Искаріотскаго; въ пятокъ — страданія Спасителя на судѣ предъ первосвященниками іудейскими и правителями языческими и крестная смерть Его; въ субботу — погребеніе и сошествіе Его во адъ, какъ Побѣдителя надъ смертію и врагами нашего спасенія. Всѣ сіи предметы изображаются въ пѣснопѣніяхъ по большей части священными словами Евангелія, которыя сами по себѣ сколько возвышенны и сильны, столько же поучительны и трогательны для всякаго вѣрующаго слушателя.

По напѣву своему означенныя пѣснопѣнія на великій Понедѣльникъ, Вторникъ и Среду относятся ко 2-му гласу, а на прочіе дни къ 6-му, который по свойству своему преимущественно предъ всѣми гласами церковными располагаетъ душу къ сердечному сокрушенію и глубокому благоговѣйному умиленію.

Печатается по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга третiя: Каноны Постной Трiоди. – СПб.: Въ Сѵнодальной Типографiи, 1856. – С. 97-98.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0