Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Проф. Е. И. Ловягинъ.
Канонъ на Святую Пасху.

Праздникъ Воскресенія Христова, радостнѣйшій и торжественнѣйшій изъ всѣхъ христіанскихъ праздниковъ, отличается столь же превосходнымъ Богослуженіемъ. Пасхальный Канонъ составляетъ важнѣйшую часть утренняго Богослуженія Пасхи и по содержанію своему есть не что иное, какъ продолжительный торжественный гимнъ въ честь славнаго Воскресенія Господня и Божественнаго величія воскресшаго Господа.

Св. Іоаннъ Дамаскинъ, златоточивый (χρυσοῤῥόας) составитель этого канона, совершеннѣйшимъ образомъ выразилъ въ немъ чувство высокаго духовнаго восторга, наполняющаго душу при воспоминаніи о преславномъ событіи въ земной жизни нашего Господа. Все, что только можно представить самаго утѣшительнаго и радостнаго въ жизни, онъ соединилъ здѣсь и употребилъ, какъ величественныя черты для изображенія величайшаго изъ чудесъ, какъ блестящія краски для начертанія картины Свѣтлаго Христова Воскресенія. Радостенъ восходъ животворнаго солнца послѣ мрачной ночи; радостно пробужденіе природы къ новой жизни послѣ зимняго омертвѣнія; радостно будетъ обновленіе всѣхъ живыхъ существъ при всеобщемъ воскресеніи: но несравненно сладчайшимъ чувствомъ наполняетъ сердце Пѣснописца и всѣхъ вѣрующихъ — явленіе изъ гроба Христа, Солнца правды, воставшаго изъ мертвыхъ въ новой славѣ послѣ трехдневнаго погребенія и содѣлавшагося начаткомъ будущаго воскресенія всего человѣческаго рода. Веселился, говоритъ Пѣснописецъ, древній Израиль, празднуя свою Пасху въ память избавленія отъ руки погублявшаго первенцовъ Ангела и освобожденія отъ Египетскаго рабства; скакалъ въ восторгѣ Давидъ предъ ветхозавѣтнымъ ковчегомъ, возвращаемымъ изъ языческаго плѣна; радовались благочестивыя жены Мѵроносицы, увидѣвъ живымъ того, кого онѣ со слезами искали между мертвыми: но гораздо выше и превосходнѣе радость новаго Израиля, торжествующаго въ честь Христа — истинной нашей Пасхи, срѣтающаго самаго Бога во плоти освободившимся отъ узъ смерти, и съ очищеннымъ чрезъ вѣру умомъ и сердцемъ созерцающаго чудныя послѣдствія Христова Воскресенія. При изображеніи обширныхъ и спасительныхъ дѣйствій Воскресенія Господня чувство, господствующее въ душѣ Пѣснописца, изливается въ канонѣ обильными потоками истиннаго краснорѣчія. Не останавливаясь долго на одной какой-либо мысли, оно съ свойственною себѣ живостію и быстротою то устремляется къ самому Виновнику торжества — Воскресшему Спасителю, прославляя Божественное Его величіе, то обращается къ живущимъ на землѣ, возвѣщая имъ великую радость праздника, то къ заключеннымъ отъ вѣка узникамъ ада, привѣтствуя ихъ съ вожделѣннымъ освобожденіемъ отъ тягостнаго плѣна, то къ Небу и Небожителямъ, призывая ихъ къ священному веселію при видѣ славы общаго всѣхъ Господа — Побѣдителя ада и смерти, то ублажаетъ день и ночь, ознаменованныя столь чуднымъ событіемъ, то призываетъ самое мѣсто Воскресенія — Іерусалимъ и Сіонъ — къ живому сочувствію всеобщей радости, и наконецъ возносится благоговѣйною молитвою ко Всевышнему о совершеннѣйшемъ соединеніи всѣхъ насъ со Христомъ въ безвечерній день вѣчнаго Его Царства. Таково содержаніе канона на Святую Пасху!

Внѣшній составъ канона вполнѣ соотвѣтствуетъ внутреннему его достоинству и торжеству величайшаго Христіанскаго Праздника. Ирмосы и Тропари его составлены безъ предварительнаго акростиха и написаны языкомъ прозаическимъ: но сильныя и величественныя выраженія, искусные и разительные обороты и сочетанія словъ, живые и быстрые переходы рѣчи, при необыкновенной силѣ и возвышенности чувствованій, дѣлаютъ Пасхальный канонъ по истинѣ превосходнымъ произведеніемъ Церковной словесности и невольно располагаютъ душу слушателя къ священному восторгу. Это впечатлѣніе еще болѣе усиливается тѣмъ, что Тропари канона при Богослуженіи обыкновенно не читаются, но поются послѣдовательно за своими Ирмосами, раздѣляясь одинъ отъ другаго пѣніемъ общеизвѣстнаго: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ..., и притомъ, по устроенію самаго Іоанна Дамаскина, поются самымъ торжественнымъ, радостнымъ и величественнымъ изъ всѣхъ Церковныхъ гласовъ, каковъ гласъ 1-й.

Канонъ на Святую Пасху

Печатается по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга первая: Каноны на Святую Пасху и Дванадесятые праздники. – СПб.: Въ Сѵнодальной Типографiи, 1855. – С. 85-86.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0