Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Проф. Е. И. Ловягинъ.
Святѣйшаго патріарха Фотія, архіепископа Константинопольскаго «Слово тайноводственное о Святомъ Духѣ».

Знаменитый патріархъ константинопольскій Фотій, написавъ въ 866-мъ году, въ защиту свою противъ несправедливыхъ дѣйствій римскаго папы Николая I-го, окружное посланіе къ восточнымъ епископамъ, между прочимъ, кратко обличилъ въ немъ неправое ученіе латинянъ объ исхожденіи Святаго Духа и отъ Сына (Filioque) и прибавилъ, что частнѣйшее и пространнѣйшее изложеніе того же предмета онъ, при помощи Божіей, намѣревается сдѣлать въ особомъ сочиненіи.

Предлагаемое слово, или трактатъ патріарха Фотія о Святомъ Духѣ, озаглавленный въ греческомъ подлинникѣ: Λόγος περὶ τῆς τοῦ ἀγίου Πνεύματος μυσταγωγίας (слово о таинственномъ ученіи касательно Святаго Духа), вѣроятно, и есть то самое сочиненіе, о которомъ онъ говорилъ въ своемъ окружномъ посланіи; потому что 1) между сочиненіями Фотія неизвѣстно ни одного, въ которомъ бы столь подробно и обстоятельно излагалось ученіе объ исхожденіи Святаго Духа отъ одного Бога Отца, какъ излагается оно въ настоящемъ трактатѣ; 2) извѣстное прежде сочиненіе патріарха Фотія о томъ же предметѣ, изданное Евѳиміемъ Зигабеномъ [1], оказывается только сухимъ и краткимъ извлеченіемъ изъ предлагаемаго сочиненія и, въ сравненіи съ нимъ, не имѣетъ почти никакой важности.

Подлинность этого трактата, т. е. принадлежность его именно патріарху Фотію, не подлежитъ сомнѣнію. Она доказывается какъ яснымъ означеніемъ въ заглавіи его имени: «Фотія патріарха» (Φωτίου πατριάρχου) во многихъ древнихъ спискахъ, такъ особенно тѣмъ, что послѣдующіе церковные писатели, съ девятаго до пятнадцатаго вѣка, разсуждая объ исхожденіи Святаго Духа отъ одного Бога Отца, часто ссылались на Фотія и приводили умозаключенія, иногда по мыслямъ сходныя, а иногда и по выраженіямъ тожественныя съ изложенными въ этомъ трактатѣ. Предлагаемое сочиненіе приснопамятнаго патріарха константинопольскаго, въ состязаніяхъ восточныхъ съ западными касательно догмата о Святомъ Духѣ, служило обильнымъ источникомъ глубоко-основательныхъ мыслей и пользовалось у православныхъ писателей и даже на церковныхъ соборахъ весьма важнымъ авторитетомъ [2].

Однако, при всей подлинности и важности своей, это сочиненіе съ пятнадцатаго вѣка было мало извѣстно между учеными. Первый упомянулъ объ немъ извѣстный Левъ Алляцій, назвавъ его «tractatus sane luculentissimus» [3], а за нимъ стали говорить объ немъ и многіе другіе, излагавшіе церковную или литературную исторію грековъ, впрочемъ говорить только какъ о сочиненіи, встрѣчающемся въ рукописяхъ нѣкоторыхъ европейскихъ библіотекъ, но неполучившемъ всеобщей извѣстности. Первое же и пока — единственное изданіе самаго текста этого трактата принадлежитъ профессору вюрцбургскаго университета I. Гергенрöтеру [4], который издалъ его по тремъ спискамъ, именно: ватиканскому (XIII вѣка), палатинскому (около того же времени) и монакскому (XV или XVI вѣка), присоединивъ варіанты изъ четвертаго списка колюмнійскаго (XIII вѣка), найденнаго въ Римѣ кардиналомъ Майемъ, также подстрочныя выписки изъ многихъ восточныхъ и западныхъ писателей, пользовавшихся сочиненіями Фотія, или разсуждавшихъ подобно ему объ исхожденіи Святаго Духа, и наконецъ историческія и богословскія примѣчанія, направленныя впрочемъ противъ православнаго догмата. Съ этого текста, тщательно пересмотрѣннаго издателемъ, хотя не во всѣхъ отношеніяхъ исправнаго [5], и сдѣланъ настоящій переводъ столь важнаго произведенія знаменитаго патріарха.

Слово тайноводственное о Святомъ Духѣ.

Примѣчанія:
[1] Evthymii Zigabeni Panoplia, Thergob. in Walachia 1710, Tit. XIII.
[2] Особенно извѣстенъ извлеченіями изъ этого сочиненія Фотія Николай Меѳонійскій (Νιϰόλαος Μεϑωνης), писатель XI или XII вѣка.
[3] Leo Allat. de Eccles. occid. et orient. perpetua cons. Lib. II. c. 6. n. 4. pag. 575. Edit. Colon. Agrrip. 1648 an.
[4] Photii Constantin. liber. de Spiritus Sancti mystagogia. Edit. I Hergenroeter. Ratisbonae, 1857 an.
[5] Нѣкоторыя исправленія этого текста предложены по пятому списку (XV вѣка) издателемъ сочиненія Фотія: Τὰ Ἀμϕιλόχια ὑπὸ Σοϕοϰλέους ϰ. τοῦ ἐξ Οἰϰονόμων, Αϑην. 1858. предисл. стр. 50. Историческія и богословскія примѣчанія, приложенныя къ изданію Гергенрöтера въ опроверженіе мыслей Фотія, здѣсь справедливо называются «недостойными учености профессора».

Печатается по изданію: Проф. Е. И. Ловягинъ. Святѣйшаго патріарха Фотія, архіепископа Константинопольскаго, Слово тайноводственное о Святомъ Духѣ. Журналъ «Духовная бесѣда» на 1866 годъ. — Спб.: «Типографiя Департамента Удѣловъ». — 1866. — Томъ I. — С. 355-357.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0