Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

О Минуціѣ Феликсѣ и его сочиненіи «Октавій».

Авторъ «Октавія», первой христіанской апологіи, написанной на латинскомъ языкѣ — римскій адвокатъ Минуцій Феликсъ, жившій во второй половинѣ II или въ началѣ III вѣка. О его умѣ, ораторскомъ дарованіи и ревности къ распространенію христіанства свидѣтельствуетъ св. Іеронимъ (О знаменитыхъ мужахъ 53, 58; Epist. 70, 5) и Лактанцій, который утверждаетъ «среди извѣстныхъ мнѣ защитниковъ нашего дѣла Минуцій Феликсъ занимаетъ весьма почетное мѣсто» (Divin. Instit. 5, 1, 21).

«Октавій» — философскій діалогъ, превосходящій по своимъ литературнымъ достоинствамъ всѣ другія апологіи II и III вѣка. Е. Ренанъ называетъ его «жемчужиной апологетической литературы». Христіанство разсматривается въ немъ главнымъ образомъ съ философской точки зрѣнія, какъ религія, сущность которой — монотеизмъ, вѣра въ безсмертіе и требованіе нравственнаго усовершенствованія. Минуцій построилъ свое произведеніе по образцу цицероновскаго діалога «О природѣ боговъ» и воспроизвелъ въ извѣстной степени взгляды стоиковъ, формулированные Посидоніемъ, Цицерономъ и Сенекой. Въ собесѣдованіи принимаютъ участіе самъ авторъ апологіи и его два друга — христіанинъ Октавій и язычникъ Цецилій. Адвокатъ Октавій, другъ юности Минуція, прибылъ въ Римъ изъ провинціи и посѣтилъ Минуція. Они отправились на прогулку въ Остію, ближайшій къ Риму приморскій городокъ. Къ нимъ присоединился Цецилій, очевидно нумидіецъ, ибо онъ называетъ своимъ соотечественникомъ Фронтона изъ Цирты.

Этотъ діалогъ написанъ въ память недавно умершаго Октавія и по всей вѣроятности воспроизводитъ, хотя бы отчасти, его бесѣды съ Октавіемъ о христіанствѣ, которое они приняли почти одновременно, какъ если бы у нихъ «была одна душа». Авторъ ставитъ себѣ цѣлію убѣдить въ истинности христіанской религіи образованныхъ читателей изъ язычниковъ. Этимъ объясняется, что въ немъ не дается богословскаго обоснованія христіанства, отсутствуютъ изрѣченія изъ Священнаго Писанія, часто цитируется Платонъ и встрѣчаются реминисценціи изъ произведеній многихъ другихъ греческихъ и латинскихъ авторовъ: Гомера, Вергилія, Горація, Овидія и т. д.

Въ «Октавіи» и «Апологетикѣ» Тертулліана, написанной приблизительно въ тѣ же годы, — много общихъ мыслей и выраженій. Зависимость одного автора отъ другого представляется очевидной, но еще не выяснено, чья апологія написана раньше другой. Однако, въ своемъ діалогѣ Минуцій проявляетъ бóльшую терпимость въ оцѣнкѣ языческихъ воззрѣній, чѣмъ Тертулліанъ. Кромѣ «Октавія», до насъ не дошло другихъ произведеній Минуція. Онъ намѣревался написать трактатъ «О судьбѣ» (Окт. 36, 2), но неизвѣстно, исполнилъ ли свое намѣреніе.

Содержаніе «Октавія».

Введеніе: Тема діалога, завязавшагося между язычникомъ Цециліемъ и христіаниномъ Октавіемъ (1-4).

1. Апологія язычества (5-13):

     а) Матеріальность міра и человѣка, безсмысленность судьбы, одинаковая обреченность на смерть добрыхъ и злыхъ свидѣтельствуютъ, что Бога нѣтъ (5).

     б) Цѣлесообразность слѣдованія отеческимъ вѣрованіямъ и обрядамъ (6-8);

     в) Преступность тайныхъ христіанскихъ сборищъ (8-10);

     г) Безуміе христіанской вѣры и надежды христіанъ на воскресеніе и вѣчную жизнь (11-12);

     д) Превосходство агностицизма, которому училъ великій Сократъ (13).

2. Апологія христіанства (14-38):

     а) О правилахъ веденія спора (14-16);

     б) Разумъ человѣка познаетъ цѣлесообразность вселенной и приходитъ къ выводу о существованіи совершеннаго Разума и Верховнаго Художника, сотворившаго все сущее (17-19);

     в) Происхожденіе и несерьезность языческихъ вѣрованій (20-24);

     г) Безнравственное основаніе римскаго величія (25);

     д) Несостоятельность языческихъ гаданій и предсказаній, внушаемыхъ демонами (26);

     е) Обвиненія христіанъ внушены демонами. Моральная чистота христіанъ и безнравственность язычниковъ (27-34);

     ж) Сущность христіанской вѣры (32-38):

          1. Богъ — Творецъ и Вседержитель (32-33);

          2. Христіанская эсхатологія (34-35);

          3. Духовное богатство христіанъ и тщета земного благополучія (36-38);

Заключеніе: Отказъ Цецилія отъ своихъ заблужденій (39-41).

Источникъ: Антологія: Ранніе отцы Церкви. — Брюссель: Издательство «Жизнь съ Богомъ», 1988. — С. 541-544.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0