Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

III. Лука Жидята или Жирята, епископъ Новгородскій (1035-1058)

О жизни его сохранилось мало свѣдѣній. Извѣстно только, что онъ первый изъ русскихъ удостоился епископскаго сана, по волѣ великаго князя кіевскаго Ярослава, въ 1035 г. По смерти перваго новгородскаго епископа, Іоакима Корсунянина, дѣлами епархіи управлялъ нѣсколько времени (5 лѣтъ) ученикъ его Ефремъ; но Ярославъ, вѣроятно, знавшій образованный умъ и благочестивую жизнь Луки Жидяты, предпочелъ его избраннику Іоакима и велѣлъ поставить епископомъ Новгороду. Въ 1055 г. онъ былъ оклеветанъ слугою своимъ Дудикомъ предъ кіевскимъ митрополитомъ Ефремомъ (будто говорилъ неподобныя рѣчи про митрополита), вызванъ на судъ, въ Кіевъ, гдѣ находился три года, но былъ оправданъ и отпущенъ въ свою епископію (1058 г.). Чрезъ нѣсколько времени опять ходилъ въ Кіевъ и на возвратномъ пути въ Новгородъ скончался (15 октября 1059 или 1060 г.) на Копысахъ. Тѣло его погребено въ Новгородѣ за Софійскію церковію; но чрезъ пятьсотъ лѣтъ (въ 1558 г.) обрѣтено нетлѣннымъ и перенесено въ церковь. Память его и доселѣ мѣстно чтится въ Новородѣ, 10 февраля и 4 октября.

Отъ епископа новгородскаго Луки, мы имѣемъ «Поученіе къ братіи», самый первый литературный памятникъ русскаго проповѣдничества. Поученіе это представляетъ собою сборникъ разныхь правилъ христіанской вѣры и жизни, въ краткихъ словахъ излагая самыя общія наставленія въ истинахъ христіанства: въ немь говорится объ отношеніяхъ человѣка къ Богу, къ ближнему и самому себѣ. Въ частности: «Поученіе къ братіи» можеть бытъ раздѣлено на 4 части: въ первой указываются главныя обязанности христіанина по отношенію къ Богу, во второй — къ ближнимъ, въ третьей — къ самому себѣ, въ четвертой — нѣкоторыя общія обязанности въ отношеніи къ Богу, ближнему и къ самому себѣ, особенно въ быту семейномъ, гражданскомъ и церковномъ.

Поученіе это важно и по своей древности, и по тому, что составлено русскимъ архипастыремъ, и есть первое, собственно русское, церковное слово. На основаніи содержанія его можно думать, что оно произнесено при самомъ вступленіи архипастыря на свою паству (1035 г.). Нѣтъ въ немъ ни искусственнаго краснорѣчія, ни глубины и плодовитости мыслей; напротивъ, оно отличается совершенною простотою и кратко излагаетъ самыя общія первоначальныя наставленія въ истинахъ христіанской вѣры и нравственности. Иначе говоря: оно вполнѣ соотвѣтствовало потребностямъ времени и мѣста, и вполнѣ приспособлено къ понятіямъ тѣхъ младенцевъ по вѣрѣ, къ которымъ было обращено.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 59-60.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0