Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

IV. Преподобный Ѳеодосій, игуменъ Печерскій (1057-1074)

Преп. Ѳеодосій родился въ г. Василевѣ, но первоначальное воспитаніе получилъ отъ одного изъ учителей въ г. Курскѣ, куда переселились его родители. Онъ самъ упросилъ родителей отдать его на ученіе книжное и вскорѣ показалъ такіе успѣхи въ божественномъ писаніи, что всѣ удивлялись премудрости и разуму его. Обогащая умъ познаніями, Ѳеодосій не оставлялъ безъ образованія и сердца: съ юныхъ лѣтъ онъ воспиталъ въ себѣ духъ благочестія, отличался скромностію и покорностію не только учителю, но и соученикамъ своимъ; отвращался дѣтскихъ игръ, свѣтлыхъ одеждъ; любилъ посѣщать церковное богослуженіе и слушать слово Божіе. Въ послѣдствіи онъ дополнилъ свое образованіе прилежнымъ чтеніемъ божественныхъ книгъ: св. Писанія, церковно-богослужебныхъ книгъ, житій святыхъ и твореній отеческихъ. По выходѣ изъ школы Ѳеодосій желалъ вести самую строгую жизнь подвижника: замѣчая, что въ церкви иногда не совершается литургія по недостатку просфоръ, онъ покупалъ пшеницу, мололъ ее въ ручныхъ жерновахъ, пекъ просфоры, и одну часть изъ нихъ употреблялъ для богослуженія, а другую продавалъ, и деньги раздавалъ нищимъ; носилъ на тѣлѣ вериги, ходилъ въ рубищѣ, отдавая лучшія одежды нищимъ, и отличался великимъ смиреніемъ. На транадцатомъ году своей жизни Ѳеодосій лишился отца и остался подъ надзоромъ матери, которая не только не сочувствовала наклонностямъ своего сына, но даже была сильно вооружена противъ нихъ и потому строго, съ побоями, запрещала сыну дѣлать то, что онъ желалъ. Встрѣчая въ матери постоянныя стѣсненія для своихъ благочестивыхь сгремленій, Ѳеодосій пытался уйти изъ дома сначала съ палестинскими поклонниками, но когда ему это не удалось, онъ въ другой разъ тайно удалился въ Кіевъ. Здѣсь онъ поселился въ пещерѣ преп. Антонія и со всѣмъ усердіемъ предался подвигамъ благочестія. Постриженный въ монашество около 1051 г., Ѳеодосій и въ юныхъ лѣтахъ удивлялъ старцевъ подвижниковъ — смиреніемъ, послушаніемъ, воздержаніемъ и благонравіемъ, за что въ послѣдствіи избранъ былъ братіею въ игумены (1057 г.). Заботясь объ устройствѣ печерскаго монастыря, онъ принялъ за руководство для себя уставъ студійскій и въ теченіи семнадцати лѣтъ поучалъ братію не только примѣромъ своей жизни, но и назидательнымъ словомъ. Впрочемь вліяніе его, какъ учителя, не ограничивалось стѣнами монастыря.

Отъ преп. Ѳеодосія дошло до насъ, кромѣ десяти поученій къ инокамъ, еще два поученія къ мірянамъ, которые приходили въ Печерскій монастырь для молитвы и назиданія. Изъ поученій къ инокамъ четыре сохранились только въ отрывкахъ и приводятся — одно въ лѣтописи преп. Нестора, а три въ составленномъ имъ житіи преп. Ѳеодосія, остальныя шесть, изъ коихъ одно обращено къ новопоставленному келарю, извѣстны въ полномъ своемъ составѣ. Въ нихъ преподобный игуменъ говоритъ о тѣхъ христіанскихъ добродѣтеляхъ, которыя имѣютъ ближайшее отношеніе къ обѣтамъ иноковъ: о воздержаніи тѣлесномъ и духовномъ, о смиреніи, нестяжательности, самоотверженіи, о терпѣніи, о любви къ Богу и ближнему, о милостыни, о хожденіи въ церковь и о молитвѣ церковной и келейной, и наконецъ о своемъ крайне отвѣтственномъ долгѣ поучать братію. Руководствомъ для него въ этомъ случаѣ были творенія св. Ѳеодора Студита, уставъ котораго введенъ былъ и въ Печерскій монастырь. И содержаніе, и тонъ проповѣдей, и обороты рѣчи, — все такъ «якоже богоносный Ѳеодоръ учитъ», или «якоже въ уставѣ пишетъ». Свидѣтельствуя о пониманіи христіанской и особенно иноческой жизни самого Ѳеодосія, поученія эти характеризуютъ и современное состояніе этой жизни въ монастырѣ, указывая нѣкоторыя слабыя стороны ея; напримѣръ, что братія иногда поднимала ропотъ на строгость игумена по отношенію къ нерадивымъ, которыхъ онъ удалялъ изъ монастыря, — за то, что онъ принималъ въ обитель и кормилъ на ея счетъ странниковъ и бѣдныхъ и проч. Еще важнѣе для характеристики времени два поученія преп. Ѳеодосія, сказанныя къ мірянамъ: О казняхъ Божіихъ и О тропаряхъ. Думаютъ, что первое изъ нихъ сказано было по случаю нашествія половцевъ на русскую землю въ 1057 г., когда три князя Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ потерпѣли отъ нихъ пораженіе на р. Альтѣ, и въ Кіевѣ произошелъ мятежъ. Такое мнѣніе основываютъ на томъ, что преп. Несторъ, послѣ разсказа объ этомъ событіи, приводитъ начало поученія О казняхъ Божіихъ. Въ немъ игуменъ печерскій указываетъ на нравственные недостатки русскаго народа на его суевѣріе (вѣра во встрѣчу, чохъ), неблагоговѣйное стояніе въ церкви и особенно на пьянство. Другое поученіе также говоритъ о пьянствѣ, но не обыкновенномъ, какъ слѣдствіи невоздержанія въ пищѣ, а о пріуроченномъ къ пѣнію тропарей за трапезою. Нашлись такіе изъ русскихъ людей, которые старались удовлетворить своей непохвальной склонности къ пьянству, подъ благовиднымъ предлогомъ: якобы ревновали о славѣ Божіей и пѣли много тропарей за обѣдомъ, а въ дѣйствительности выходило, что они желали побольше пѣть, чтобы имѣть возможность больше випить. Рѣзкимъ тономъ и самыми мрачными красками изображаетъ проповѣдникъ картину пьянаго; но не нужно забывать, что порокъ этотъ сильно укоренился въ русскомъ народѣ и что противъ застарѣлой болѣзни нужны сильныя средства. Здѣсь есть также указанія на нѣкоторые языческіе обычаи народа, напримѣръ, благословлять кутью въ оставленіе грѣховъ, приставлять къ ней воду и класть на кутью яйца.

Такимъ образомъ по содержанію всѣ поученія преп. Ѳеодосія относятся къ разряду нравственно-практическихъ. Замѣчая въ жизни христіанъ вообще и монаховъ въ частности противорѣчія христіанскому и монашескому идеалу, онъ естественно является въ своихъ поученіяхъ обличителемъ нравственныхъ недостатковъ. Каждое поученіе заключаетъ въ себѣ нѣсколько мыслей, которыя не всегда находятся въ тѣсной внутренней связи, хотя по внѣшней формѣ довольно послѣдовательны. Проповѣдникъ говоритъ отъ сердца и съ любовію къ поучаемымъ; отсюда и самыя сильныя обличенія теряютъ свою рѣзкость и дышатъ задушевностію. По внѣшней формѣ поученія преп. Ѳеодосія отличаются краткостію и простотою, и потому вполнѣ доступны пониманію всѣхъ слушателей. Тексты св. Писанія приводятся въ нихъ не съ буквальною точностію, а какъ у византійскихъ проповѣдниковъ вообще. Видно, что игуменъ печерскій хорошо знакомъ былъ съ свящ. Писаніемъ и усвоилъ себѣ не столько букву, сколько духъ его. Кромѣ св. Писанія, онъ читалъ и творенія отцевъ Церкви въ переводахъ съ греческаго. Такъ напримѣръ начало его поученія о казняхь Божіихъ, почти буквально сходно съ поученіемъ, помѣщеннымъ въ Златоструѣ болгарскаго царя Симеона, подъ заглавіемъ: «Слово о ведрѣ и казньхъ Божіихъ». Впрочемъ въ поученіи Ѳеодосія заимствованное встрѣчается не цѣликомъ, а съ пропусками, съ прибавленіями и передѣлками, въ разныхъ мѣстахъ его, въ началѣ, срединѣ и въ концѣ, такъ, что если даже признать поученія преп. Ѳеодосія не вполнѣ самостоятельными, во всякомъ случаѣ они заключаютъ въ себѣ столько указаній на современные ему нравственные недостатки русскаго народа, что ни въ какомъ случаѣ не могуть считаться вполнѣ заимствованными, нельзя отказать имъ въ нѣкоторой долѣ самостоятельности. Языкъ поученій церковно-славянскій, но имѣющій нѣкоторыя особенности въ словахъ и оборотахъ рѣчи, и не чуждый вліянія языка народнаго.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 61-62.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0