Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

V. Митрополитъ Никифоръ (1104-1121)

Митрополитъ Никифорь по происхожденію грекъ, родомъ изъ Суры Ликійской (въ Малой Азіи), прибылъ въ Кіевъ въ декабрѣ 1104 г., 6 дня, а 18 посаженъ на столъ. Въ его правленіе открыты были мощи свв. Бориса и Глѣба и принесены были изъ Греціи мощи св. великомученицы Варвары. По дошедшимъ до насъ памятникамъ его пастырской заботливости, видно, что митр. Никифоръ былъ человѣкъ образованный и ревностно заботившійся о благѣ своей паствы. Кромѣ посланій его противъ латинянъ о постѣ и воздержаніи чувствъ, къ великому князю Владиміру Мономаху и другимъ князьямъ, отъ него мы имѣемъ Поученіе въ недѣлю Сыропустную, въ церкви, ко игуменомъ, и ко всему іерейскому и діаконскому чину, и къ мірскимъ людемъ. Изъ него видно, что митр. Никифоръ, по незнанію русскаго языка, самъ не произносилъ своихь поученій къ народу, а написавши по-гречески, поручалъ переводить ихъ и произносить въ церкви. Причиною, побудившею митрополита-грека написать это поученіе и предложить его въ переводѣ своей паствѣ, кромѣ сознанія своего пастырскаго долга, лежала, между прочимъ, въ обычаѣ церкви греческой, предъ наступленіемъ поста, — предлагать особое поученіе всей паствѣ, въ видѣ окружнаго посланія. Въ поученіи въ недѣлю сыропустную митр. Никифоръ убѣждаетъ слушателей къ покаянію и исправленію въ наступающіе дни поста и показываетъ, что истинный постъ состоитъ въ воздержаніи не отъ мяса овцы, или другихъ животныхъ, но отъ обидъ и оскорбленій ближнихъ, отъ лихвы, неправедной мзды, тяжкаго роста, въ частности предостеретаетъ отъ пьянства, порока, господствовавшаго въ то время. Тонъ поученія, равно какъ и посланій, показываетъ въ митр. Никифорѣ умнаго и осторожнаго грека, который, поучая людей и указывая на ихъ пороки, въ то же время опасается оскорбить кого-либо и войти въ непріязненныя отношенія.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 66-67.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0