Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

VI. Серапіонъ, епископъ Владимірскій (1274-1275)

О происхожденіи, воспитаніи и дѣятельности Серапіона мы не имѣемъ свѣдѣній. Извѣстно только, что до своего посвященія въ епископа Владимірскаго и Нижегородскаго онъ былъ архимандратомъ Кіево-печерской лавры, и что посвященіе совершено во Владимірѣ въ 1274 г. епископами, собравшимися на соборъ подъ предсѣдательствомъ митрополита Кирилла II. Подъ 1275 годомъ, лѣтописи говорятъ уже о смерти Серапіона, называя его «зѣло учительнымъ и сильнымъ въ божественномъ писаніи». Какъ доказательство его учительности, мы имѣемъ 5 словъ, дошедшихъ до насъ съ его именемъ, хотя изъ нихъ видно, что онъ проповѣдывалъ часто, «многажды», какъ самъ онъ говоритъ. Содержаніе этихъ поученій однообразно: во всѣхъ ихъ проповѣдникъ указываетъ на современныя бѣдствія, голодъ, моръ, землетрясеніе, затмѣніе солнца и особенно монгольское иго, какъ на казни Божіи за грѣхи, убѣждаетъ слушателей къ покаянію и исправленію жизни. При такомъ содержаніи, проповѣди Серапіона естественно проникнуты печальнымъ тономъ. Въ первыхъ трехъ поученіяхъ онъ обличаетъ обыкновенные пороки: несправедливость въ судахъ, лихоимство, грабительство, воровство, разбой, клевету и подобн.; но въ четвертомъ и пятомъ указываетъ особенныя суевѣрія русскаго народа, какъ-то на обычай сожигать волхвовъ и выгребать утопленниковъ или удавленниковъ. Съ глубокимъ чувствомъ и силою обличаетъ проповѣдникъ своихъ слушателей; но обличительное слово его не имѣетъ въ себѣ ничего рѣзкаго и выдаетъ лишь искреннюю, глубокую скорбь его, по случаю бѣдствій, постигшихъ землю русскую. Впрочемъ, при всемъ сходствѣ содержанія, проповѣди Серапіона Владимірскаго отличаются одна отъ другой и по составу и по формѣ, и частными чертами, и разнообразіемъ выраженій однихъ и тѣхъ же мыслей. Превосходныя картины татарскаго нашествія, простая, ясная и краткая рѣчь, искреннее убѣжденіе самаго проповѣдника въ вѣрности своего взгляда на предметъ и желаніе передать его слушателямъ, чрезъ опроверженіе существовавшихъ возраженій, все свидѣтельствуетъ не только о проповѣдническомъ талантѣ Серапіона, епископа Владимірскаго, но и о развитіи его упражненіемъ, и опытности въ проповѣдничествѣ. Взглядъ его на народныя бѣдствія, какъ на казни Божіи за грѣхи, мы встрѣчаемъ и у другихъ проповѣдниковъ; напримѣръ у преп. Ѳеодосія; но по силѣ чувства и по изяществу изложенія они стоятъ гораздо выше проповѣдей игумена печерскаго; и вообще свидѣтельствуютъ, что Серапіонъ Владимірскій былъ одинъ изъ лучшихъ русскихь проповѣдниковъ XIII вѣка.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 70-71.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0