Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

VII. Митрополитъ Кириллъ II.

Послѣ опустошенія юга Руси монголами, въ 1240 г., Кіевъ находился во власти галицкаго князя Даніила. Митрополита не было, онъ погибъ при разореніи Кіева, и на его мѣсто избранъ былъ Кириллъ II. Кто онъ былъ до избранія, неизвѣстно; но въ 1243 году онъ носилъ уже имя митрополита, хотя о дѣятельности его по управленію Русскою Церковію лѣтописи говорятъ съ 1250 г. По возвращеніи изъ Никеи, гдѣ жилъ тогда константинопольскій патріархъ Мануилъ II, поставившій Кирилла митрополитомъ, онъ не могъ найти для себя пристанища въ Кіевѣ, такъ какъ митрополичій домъ лежалъ въ развалинахъ, и поселился во Владимірѣ (на Клязмѣ). Это было тѣмъ удобнѣе, что тамъ въ то время не было епископа, а городъ считался столицею великихъ князей. Отсюда Кириллъ II, по временамъ, отправлялся въ другіе города для обозрѣнія своей митрополіи и устройства церковныхъ дѣлъ. Однимъ изъ важнѣйшихъ его дѣйствій, направленныхъ ко благу Русской Церкви, было созваніе собора во Владимірѣ, въ 1274 году, и изданіе церковныхъ правилъ, которыми точнѣе опредѣлялись отношенія епископовъ къ паствѣ и разныя церковныя дѣла. Епископы рѣдко обозрѣвали свои епархіи; во священство ставились люди не всегда достойные, и часто — за деньги; въ совершеніи богослуженія допускались отступленія отъ древняго чина; народъ, вслѣдствіе невѣжества, держался языческихъ обычаевъ, не считая ихъ противными христіанству. Церковныя правила, которыми должны были руководствоваться въ своихъ дѣйствіяхъ епископы и священники, были затемнены облакомъ еллинской мудрости. Для поставленія епископа владимірскаго созванъ былъ соборъ, и митр. Кириллъ воспользовался случаемъ привести въ порядокъ дѣла церковныя. На соборъ призваны были не только епископы, но и священники, и вотъ митрополитъ, въ торжественной рѣчи къ собравшимся, счелъ нужнымъ изложить опредѣленія этого собора, которыя относились не только къ епископамъ, но и къ пресвитерамъ. Къ этимъ послѣднимъ онъ обращался съ особенною рѣчью, и она дошла до насъ подъ именемъ: «поученія къ попомъ». Несомнѣнно, что, кромѣ этого поученія, митр. Кирилъ II говориль и много другихъ, такъ какъ лѣтописецъ, говоря о путешествіяхъ его по Россіи, въ теченіи тридцатилѣтняго служенія Русской Церкви, замѣчаетъ, что онъ въ городахъ и селахъ «по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше».

Слово свое къ собору митрополитъ изложилъ сначала устно, а потомъ разослалъ по всѣмъ епархіямь въ видѣ окружнаго посланія. Въ немъ ясно отличаются три части: вступленіе, изложеніе и заключеніе. Въ первой части говорится объ обязанности епископовъ ревностно заботиться объ исполненіи церковныхъ правилъ, о тѣхъ недостаткахъ, какіе замѣтилъ онъ во время своихъ путешествій по епархіямъ, и въ области административной и нравственной; указываетъ причины этихь недостатковъ и прискорбныя послѣдствія для Церкви Русской и блага народа. Во второй — излагаются самыя правила или постановленія собора, имѣющія отношеніе и къ епископамъ, и къ священникамъ, и вообще къ духовенству. Въ третьей — обращается собственно къ іереямъ и излагаеть ихъ обязанности по отношенію къ Богу и тому званію, которымъ они облечены, — по отношенію къ ближнимъ или паствѣ, и по отношенію къ себѣ самимъ. Вторая часть, состоящая въ изложеніи правилъ, меньше имѣеть характера проповѣди, и потому мы приведемъ здѣсь только первую и послѣднюю. Первая представляетъ собою рѣчь къ епископамъ и духовенству вообще, а послѣдняя «поученіе къ попомъ».

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 98-99.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0