Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

VIII. Св. Петръ митрополитъ (1308-1326 г.)

Митрополитъ Петръ родился на Волыни, въ двѣнадцать лѣтъ поступилъ въ монастырь, гдѣ обратилъ на себя вниманіе услуждивостію, кротостію, смиреніемъ и подвигами поста и молитвы, а также иконописнымъ искусствомъ. Удостоившись за свои добродѣтели священства, онъ по прежнему продолжалъ служить братіи. Съ благословенія игумена, какъ уже опытный въ подвижничествѣ, онъ удалился изъ обители и поселился въ уединенномъ мѣстѣ при р. Ратѣ, гдѣ скоро образовалась обитель, въ которой игуменомъ былъ самъ основатель. Слава его подвиговъ и духовной опытности распространилась по всей волынской странѣ и дошла до князя. Георгій Львовичъ, князь волынскій, не доволенъ былъ переселеніемъ кіевскихъ митрополитовъ на сѣверъ, который былъ менѣе опустошенъ и скоро оправился послѣ татарскаго погрома, и потому захотѣлъ имѣть своего митрополита въ Галичѣ. Выборъ его остановился на игуменѣ ратскомъ, и Петръ отправленъ былъ съ письмомъ отъ князя и его посломъ въ Константинополь для посвященія. Патріархъ Аѳанасій скоро посвятилъ игумена ратскаго въ митрополита, въ 1308 г.; но желаніе князя не было вполнѣ удовлетворено, потому что Петръ долженъ былъ быть митрополитомъ не Галичскимъ только, для области волынской, но и Кіевскимъ, для всей Церкви Русской.

По возвращеніи въ отечество митрополитъ началъ учить заблудшихъ христіанъ, ослабѣвшихъ въ вѣрѣ, по причинѣ нашествія татаръ, объяснялъ евангельскія и апостольскія писанія, подобно Василію Великому, Іоанну Златоусту и Григорію, и обходя землю волынскую, кіевскую и суздальскую, вездѣ являлъ смиреніе и утверждалъ истинную вѣру въ христіанахъ. Въ землѣ суздальской сначала были не расположены къ митрополиту, поставленному по волѣ князя галичскаго, пока не узнали личныхъ достоинствъ св. Петра, а потомъ перемѣнили холодность и вражду на любовь къ нему. Смиреніе митрополита высказалось по слѣдующему обстоятельству: честолюбивый тверскій епископъ Андрей, желавшій и надѣявшійся занять митрополичій престолъ, какъ епископъ города, гдѣ жилъ самъ великій князь, Михаилъ тверской, сдѣлалъ патріарху ложный доносъ на митр. Петра, и патріархъ велѣлъ разсмотрѣть дѣло соборнѣ въ Переяславлѣ Залѣсскомъ, 1311 г. По прочтеніи доноса, епископы, князья, вельможи, игумены и священники сильно заволновались. Тогда св. Петръ, для прекращенія споровъ, сказалъ присутствовавшимъ, какъ нѣкогда св. Григорій Богословъ на соборѣ въ Константинополѣ: «братіе и чада! Я не лучше пророка Іоны: если ради меня толикое смятеніе, изгоните меня, да утихнетъ молва». Скоро доносъ оказался ложнымъ; св. Петръ не предалъ суду клеветника, а только сказалъ ему: «миръ тебѣ, чадо! не ты сотворилъ это, а діаволъ». По окончаніи собора, оправдавшаго св. Петра, и сѣверо-восточная Русь полюбила митрополита кіевскаго, за его смиреніе и другія высокія качества его ума и сердца. Теперь онъ еще съ бóльшею ревностію проходилъ города и села, наставляя вѣрныхъ (іереевъ, иноковъ, мірянъ) и обличая заблудшихъ (еретика Сеита). Во время этихъ странствованій по обширной митрополіи кіевской, св. Петръ узналъ и полюбилъ умнаго и благотворительнаго князя московскаго, часто останавливался для жительства въ его городкѣ — Москвѣ, и наконецъ навсегда поселился въ немъ, предсказавъ князю величіе его рода и его города. Приближаясь къ могилѣ, святитель убѣдилъ Іоанна Калиту построить въ Москвѣ каменную церковь во имя Божіей Матери, устроилъ въ ней собственными руками гробъ для себя, пожертвовалъ для окончанія ея значительную сумму денегъ, и 20 декабря 1326 предалъ духъ свой Господу. Память его совершается Русскою Церковію 21 декабря.

Изъ поучительныхъ писаній св. митрополита дошло до насъ только одно «Поученіе игуменомъ, попомъ и діакономъ», въ видѣ окружнаго посланія, хотя изъ него видно, что св. Петръ неоднократно говорилъ и писалъ въ назиданіе своей паствы. Содержаніе этого поученія очень сходно съ поученіемъ Кирилла II; въ немъ излагаются мысли о важносіи св. сана и обязанностяхъ пастырей къ самимъ себѣ и паствѣ. Сходство это могло произойти и отъ одинаковости предмета, и отъ того, что св. Петръ могъ воспользоваться писаніемъ своего предшественника. Впрочемъ есть между ними и различіе: въ своемъ поученіи св. Петръ каждую мысль подтверждаетъ текстами св. Писанія, излагаетъ короче и выражаетъ языкомъ болѣе простымъ. Кромѣ того, въ немъ слышится какая-то особенная мягкость тона и сердечность.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 102.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0