Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Свящ. М. А. Поторжинскій
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРИСТОМАТІЯ

XII. Григорій Самвлакъ или Семивлахъ, митрополитъ Кіевскій (1416-1419 г.)

О личности Григорія Самвлака и о его дѣятельности сохранилось очень мало свѣдѣній. Родной племянникъ митр. Кипріана, онъ былъ родомъ сербъ и въ дѣтствѣ обученъ былъ всякой книжной премудрости [1]. Дошедшія до насъ сочиненія его показываютъ, что онъ былъ человѣкъ образованный, хорошо понимавшій свои обязанности и ревностно стремившійся къ исполненію ихъ. До прибытія въ Россію, онъ состоялъ то при терновскомъ патріархѣ Евѳиміи (въ Болгаріи), то былъ пресвитеромъ великой молдовлахійской церкви (вѣроятно соборной, каѳедральной въ Сочавѣ), то игуменомъ Пантократоровой обители въ Дечахъ (въ Сербіи) и еще какой-то плинаирской обители, неизвѣстно гдѣ находившейся, былъ также и на Аѳонѣ. Въ Россію онъ былъ вызванъ своимъ дядею, митр. Кипріаномъ, съ которымъ видѣлся въ Болгаріи, когда состоялъ при патріархѣ терновскомъ; но уже не засталъ его въ живыхъ и остановился въ предѣлахъ западной Россіи. Послѣдняя, находясь подъ властію иновѣрныхъ князей, стремилась къ отдѣленію и въ церковномъ отношеніи, и потому хотѣла имѣть особаго митрополита. Сначала литовскій князь Витовтъ имѣлъ въ виду кандидатомъ въ этомъ санъ полоцкаго епископа Ѳеодосія, но когда прибылъ Григорій Самвлакъ, проповѣдническая дѣятельность его и строго нравственная жизнь расположили князя ходатайствовать предъ константинопольскимъ патріархомъ о посвященіи въ митрополита кіевскаго Григорія Самвлака. Такъ какъ патріархъ не соглашался исполнить просьбу Витовта, то онъ угрозами заставилъ епископовъ своей области поставить въ митрополита указаннаго имъ кандидата 15 ноября 1416 года, въ Новогрудкѣ. Григорій Самвлакъ оказался вполнѣ достойнымъ того высокаго званія, которымь былъ облечень. Какъ представитель православной западно-русской церкви, онъ убѣждалъ католика князя принять православіе и, съ его согласія, отправлялся на константскій соборъ, гдѣ хотѣли рѣшать вопросъ о соединеніи западной церкви съ восточною. Хотя и неизвѣстно ничего о дѣятельности его тамъ, во всякомъ случаѣ и указанные факты достаточно говорятъ о дѣятельности Григорія Самвлака въ защиту православія. Оставшіяся же проповѣди его, въ которыхъ онъ возстаетъ противъ обрядовъ латинской церкви въ совершеніи евхаристіи на опрѣснокахъ, свидѣтельствуютъ о большой смѣлости митрополита, поставленнаго по волѣ князя римско-католическаго исповѣданія, въ дѣлѣ религіи. О смерти его существуютъ разныя мнѣнія: по однимъ онъ скончался въ Кіевѣ отъ моровой язвы, въ 1419 г., а по другимъ — переселился изъ Россіи въ Молдавію, гдѣ будто бы жилъ еще долго, и въ 1439 г. утвержденъ охридскимъ архіепископомъ въ званіи молдовлахійскаго митрополита.

Отъ Григорія Самвлака дошло до насъ 21 слово, изъ коихъ 8 на праздники Господни и Богородичные, 7 похвальныхъ на праздники святыхъ, 4 на дни воскресные и 2 на особые случаи. По своему содержанію они относятся къ разряду историко-догматическихъ; нравственныхъ наставленій слушателямъ, за исключеніемъ двухъ трехъ проповѣдей, почти не встрѣчается Изложеніе ихъ не всегда отличается строгою послѣдовательностію, хотя мысли текутъ въ нихъ довольно естественно, въ порядкѣ. По выраженію они принадлежатъ къ риторическимъ византійскимъ проповѣдямъ: сравненія, противоположенія, тропы и фигуры, встречаются у него на каждомъ шагу и обличаютъ въ авторѣ намѣренное стремленіе къ витіеватости. Иногда эта витіеватая рѣчь отзывается искуственностію, холодностію, напыщенностію; но нерѣдко она согрѣта теплымъ чувствомъ и проникнута сильною мыслію и одушевленіемъ.

Вообще талантъ Григорія Самвлака былъ по преимуществу ораторскій: въ его проповѣдяхъ не видно глубокомыслія, но замѣчается воспріимчивость чувства, гибкость мысли и плодовитость слова. Лучшимъ изъ его словъ признается сказанное имъ въ Великій четвертокъ: оно можетъ служить доказательствомъ его проповѣдническаго искусства и показываетъ ораторскіе пріемы, какихъ держался Григорій Самвлакъ.

Руководствомъ и образцами въ проповѣдничествѣ для Григорія Самвлака служили творенія св. отцовъ Церкви: Василія Великаго, Iоанна Затоуста, Епифанія Кипрскаго, Андрея Критскаго, Іоанна Дамаскина и др. Впрочемъ пользованіе ими не простиралось до рабскаго заимствованія и мыслей и выраженій; все заимствованное у нихъ онъ перерабатывалъ такъ, что оно получало своеобразный, самостоятельный характеръ. Нѣкоторые считаютъ его подражателемъ Кирилла Туровскаго на томъ основаніи, что у обоихъ встрѣчается много мѣстъ сходныхъ: напримѣръ, въ словѣ на Вознесеніе и у того и у другаго есть преніе между горними силами, срѣтающими возносящагося Христа; въ словѣ въ великій пятокъ встрѣчаемъ плачъ Богоматери у креста Христова, который есть у Кирилла въ словѣ въ недѣлю Мироносицъ; у того и у другаго находимъ много мѣстъ заимствованныхъ изъ церковно-богослужебныхъ книгъ. Но это объясняется единствомъ источника, изъ котораго черпали и Кириллъ Туровскій и Григорій Самвлакъ. По объему проповѣди Григорія Самвлака довольно общирны вообще, а нѣкоторые даже очень; языкъ всегда чистый славянскій и удобопонятный, кромѣ нѣсколькихъ выраженій и двухъ-трехъ греческихъ словъ.

Примѣчаніе:
[1] Въ Никоновой лѣтописи о немъ замѣчено: «книженъ зѣло, изученъ убо бѣ книжніи мудрости всяцей изъ дѣтства, и много писанія сотворивъ остави».

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 128-129.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0