Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Прот. Петръ Преображенскій († 1893 г.)
О писаніяхъ Мужей Апостольскихъ.

Мужи Апостольскіе (раtгеs ароstоlісі) по времени своей дѣятельности занимаютъ среднее мѣсто между апостолами, первыми самовидцами и служителями Слова, и собственно такъ-называемыми святыми отцами христіанской Церкви. Они жили при самыхъ апостолахъ, отъ нихъ научились вѣрѣ Христовой, съ ними раздѣляли труды евангельской проповѣди и послѣ нихъ остались непосредственными преемниками ихъ служенія для Церкви. Такіе мужи процвѣтали до 2-й половины второго вѣка христіанства, и нѣкоторые изъ нихъ оставили по себѣ письменные памятники своей дѣятельной заботливости о распространеніи и утвержденіи между людьми Христовой истины.

Періодъ мужей апостольскихъ представляетъ очень немного письменныхъ произведеній, и тѣ не отличаются разнообразіемъ и полнотою богословскаго раскрытія истинъ христіанской вѣры: это періодъ не столько обширной и ученой письменности, сколько высокихъ характеровъ, практическихъ дѣятелей христіанства.

Христіанство явилось въ исторіи человѣчества не какъ плодъ усилій человѣческаго разума, но какъ чудесный даръ Божій, какъ откровеніе Божественное со всѣми знаменіями своего небеснаго происхожденія, и наилучшія и убѣдительнѣйшія доказательства его истинности состояли не въ премудрости словесѣхъ претельныхъ человѣческія, но въ явленіи духа и силы (1 Кор. 2, 5). Оно такъ полно удовлетворяло всѣмъ потребностямъ человѣческаго духа, доставляло такое успокоеніе, миръ и духовную радость людямъ его принимавшимъ, что для нихъ оставалась только забота какъ можно лучше усвоить его сердцемъ и осуществить его въ практической жизни. Ученики апостольскіе и современные имъ христіане, по большей части изъ людей простыхъ и неученыхъ, еще въ свѣжей памяти хранили совершавшіеся предъ ними подвиги св. апостоловъ и устную ихъ проповѣдь объ ученіи и жизни Христа Спасителя и, пользуясь, кромѣ того, боговдохновенными писаніями пророковъ и апостоловъ, не чувствовали нужды въ произведеніяхъ пера человѣческаго. Полные религіознаго удовлетворенія, они въ простотѣ сердца вѣровали тому, чтó предано отъ благовѣстниковъ Христовыхъ; и пламенѣя ревностію и другихъ призвать къ участію въ духовныхъ благахъ христіанства, они распространяли его не писаніями, а преимущественно устною проповѣдію и примѣромъ святой жизни своей, сіявшей свѣтомъ среди невѣрующаго іудейства и язычества. Въ виду лжеученій, грозившихъ нарушить миръ, чистоту и ясность вѣрованія, христіане того времени довольствовались свидѣтельствомъ Божіимъ въ писаніяхъ апостольскихъ и въ хранительницѣ истины — Церкви, и съ своей стороны старались обезопасить себя отъ заразы чуждыми христіанству началами (іудейскими или языческими) посредствомъ положительныхъ ограждающихъ правилъ христіанскаго благоповеденія и церковнаго устройства. Будучи живо проникнуты вѣрою въ Христа Спасителя и преданы возвѣщенному Имъ ученію, они не могли представить, чтобы христіанинъ могъ иначе вѣровать и мыслить, нежели какъ преподано въ словѣ Божіемъ, и потому-то смотрѣли на ереси, не какъ на дѣло заблуждающаго разума человѣческаго, а какъ на прямое порожденіе духа злобы, и чуждаясь общенія съ еретиками и споровъ съ ними, искали опоры истины въ положительномъ вѣрованіи и учрежденіяхъ Церкви. Въ этомъ практическомъ направленіи преимущественно выражали духъ христіанъ, которые вѣру свою свидѣтельствовали дѣломъ, своею жизнію и смертію, съ радостію умирая подъ мечомъ и на кострахъ за божественное имя Христа.

Такими обстоятельствами христіанства въ связи съ внѣшними гоненіями, которымъ оно подвергалось, объясняется малочисленность сочиненій мужей апостольскихъ, равно какъ и ихъ внутренній характеръ. Эти писанія произошли не изъ стремленія представить систему христіанскаго ученія или рѣшить недоумѣнія, опровергнуть заблужденія разума о предметахъ христіанской вѣры. Почти всѣ онѣ, за исключеніемъ книги «Пастырь» Ерма, написаны въ формѣ посланій или писемъ и вызваны временными нуждами и положеніемъ той или другой христіанской общины. Христіане составляли одно великое общество, тѣснѣйшимъ образомъ связанное узами единой вѣры, единаго упованія и любви, и въ дни бѣдствій и внутреннихъ затрудненій, или радости и торжествъ вѣры сносились между собою, — сообщали о своихъ радостяхъ и скорбяхъ, взаимно утѣшали, ободряли, вразумляли. Такого рода происхожденіе писаній мужей апостольскихъ отражается на нихъ характеромъ простоты, искренности и безыскусственности, проникнутой высокимъ одушевленіемъ вѣры.

Нѣтъ сомнѣнія, что между памятниками первобытнаго христіанства писанія мужей апостольскихъ имѣютъ величайшую важность. Посредствомъ ихъ, отеческая письменность вѣковъ послѣдующихъ связуется съ писаніями самихъ апостоловъ, къ коимъ они тѣснѣйшимъ образомъ примыкаютъ не только по времени своего происхожденія и характеру, но и по употребленію и уваженію ихъ въ Церквахъ христіанскихъ. Писанія учениковъ апостольскихъ въ многообразныхъ отношеніяхъ связаны съ главнѣйшими вопросами относительно библейскаго текста, древней исторіи Церкви и догматическаго ученія. Чѣмъ они древнѣе, тѣмъ ближе стоятъ ко времени написанія нѣкоторыхъ книгъ Новаго Завѣта, указываютъ на тѣ же или подобныя историческія условія ихъ происхожденія, и вслѣдствіе болѣе или менѣе близкаго соприкосновенія съ апостольскими писаніями доставляютъ существенное пособіе къ ихъ уразумѣнію. Для такъ называемой библейской критики особенно важно знать употребляемыя въ этихъ писаніяхъ мѣста изъ книгъ Новаго Завѣта и самый текстъ книгъ какъ Новаго такъ и Ветхаго Завѣта. Церковныя отношенія, которыя обозначаются въ посланіяхъ Климента Римскаго, Игнатія Богоносца, Поликарпа Смирнскаго и Ерма, знакомятъ насъ съ первобытнымъ устройствомъ христіанской Церкви; и всѣ они весьма поучительны для познанія общаго вѣрованія и частныхъ направленій въ разныхъ Церквахъ христіанскихъ послѣ апостоловъ, составляли дополненіе и продолженіе къ писаніямъ послѣднихъ. Значеніе сочиненій мужей апостольскихъ возвышается отъ того, что они, какъ напримѣръ I посланіе Климента, книга Пастырь, дѣйствительно пользовались такимъ уваженіемъ въ нѣкоторыхъ Церквахъ, что въ христіанскихъ собраніяхъ для богослуженія читались послѣ книгъ св. Писанія.

Вслѣдствіе такой важности своей, сочиненія мужей апостольскихъ были читаемы и изучаемы въ позднѣйшіе вѣка отцами и учителями церковными; особенно же они сдѣлались предметомъ ученаго вниманія богослововъ со временъ реформаціи въ западной Церкви, когда споры между католиками и протестантами о догматахъ вѣры и о церковномъ устройствѣ въ первые вѣка христіанства заставили обратиться съ критическимъ изученіемъ къ письменнымъ памятникамъ христіанской древности. Они много разъ были издаваемы; объ нихъ были писаны тщательныя ученыя изслѣдованія, при чемъ ихъ подлинность не рѣдко подвергалась сомнѣнію и даже совершенному отрицанію, но находила и сильныхъ защитниковъ [1].

Понятно, что послѣ вопроса о подлинности писаній мужей апостольскихъ, важное дѣло историческаго изученія — изслѣдовать ихъ происхожденіе и содержаніе, раскрыть цѣль ихъ сочиненія и характеръ, чтобы потомъ изъ всѣхъ чертъ и особенностей познать духъ и жизнь Церкви, коихъ они были выраженіемъ.

Творенія мужей апостольскихъ по временамъ появлялись уже въ русскомъ переводѣ, но не всѣ и притомъ въ разныхъ духовныхъ періодическихъ изданіяхъ и книгахъ [2]. Между тѣмъ для историческаго изученія важно совокупное представленіе однородныхъ памятниковъ — въ возможно точномъ переводѣ, освѣщенномъ пояснительными примѣчаніями. Въ этой мысли предлагается любознательности читателей предпринятый въ Православномъ Обозрѣніи переводъ писаній мужей апостольскихъ.

Примѣчанiя:
[1] Лучшія изданія твореній мужей апостольскихъ суть слѣдующія: 1) Котельера S. S. Раtrum, quі tеmроrіbus ароstoliсіs floruerunt, орега еd. S. В. Соtеlеrіus. Раrіs. 1672. 2 vol. in-fol. Въ лучшемъ видѣ оно явилось тщаніемъ Клерика (Clеrісus) въ 1724 г. въ Амстердамѣ. Въ немъ къ твореніямъ собственно мужей апостольскихъ присоединены сочиненія, подложно приписываемыя Клименту Римскому, также правила (саnоnеs) и постановленія (соnstitutіоnеs) апостольскія, и наконецъ превосходное сочиненіе Персона (Реarsоn) о подлинности посланій Игнатія Богоносца (ѵindісіае Jgnаtiаnaе). 2) Очень хорошее изданіе сдѣлано въ срединѣ прошлаго столѣтія Галландомъ въ его «Віblіothеcа Раtrum». 3) Изъ новѣйшихъ особенно замѣчательно изданіе англичанина Якобсона (въ Оксфордѣ 1838 и 1840 гг.), заключающее только два посланія Климента, 7 посланій Игнатія и посланіе Поликарпа. 4) Гефеле, католическій профессоръ въ Тюбингенѣ, издалъ Раtrum ароstоlісоrum ореrа. Первое изданіе явилось въ 1839 г., а послѣднее 4-е въ 1855. Здѣсь кромѣ упомянутыхъ сочиненій, помѣщены съ пролегоменами и примѣчаніями: посланіе ап. Варнавы, книга «Пастырь» Ерма, записи о мученической кончинѣ Игнатія и Поликарпа, и посланіе неизвѣстнаго писателя къ Діогнету. 5) Протестантскій ученый Дрессель сдѣлалъ (въ Лейпцигѣ, въ 1857 г.) такое же изданіе, исключивъ посланіе къ Діогнету, и помѣстивъ подложныя посланія Игнатія. Упомянемъ также о прекрасной монографіи Гильгенфельда: Dіе ароstоlіshеn Ѵätеr. Наllе. 1853. Наконецъ, творенія мужей апостольскихъ помѣщены въ первыхъ томахъ сочиненій греческихъ отцовъ Церкви, издаваемыхъ Минемъ въ Сursus соmрlеtus Раtrоlоgіае.
[2] Эти переводы — впрочемъ, не довольно исправные — будутъ указаны въ своемъ мѣстѣ.

Источникъ: Писанія Мужей Апостольскихъ. / Въ русскомъ переводѣ, со введеніями и примѣчаніями къ нимъ Протоіерея П. Преображенскаго. — СПб.: Изданіе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. — С. 5-9.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0