Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Прот. Петръ Преображенскій († 1893 г.)
О святомъ Поликарпѣ и его посланіи къ филиппійцамъ.

Рядъ мужей апостольскихъ достойно завершается другомъ Игнатія Богоносца и соученикомъ его у апостола Іоанна, Поликарпомъ, епископомъ Смирнскимъ въ Малой Азіи. О Церкви смирнской упоминается въ апокалипсисѣ, гдѣ возвѣщается ея ангелу-предстоятелю: «знаю твои дѣла и скорбь и нищету, но ты богатъ... Не бойся того, что тебѣ надобно будетъ претерпѣть; вотъ діаволъ будетъ ввергать нѣкоторыхъ изъ васъ въ темницу, чтобъ искусить васъ, и будете имѣть скорбь дней десять. Будь вѣренъ до смерти и дамъ тебѣ вѣнецъ жизни» (Апок. 2, 8-11). Не извѣстно, точно ли Поликарпа имѣлъ въ своей мысли тайновидецъ, изображая ангела смирнской Церкви, но черты этого изображенія нашли прекрасное примѣненіе въ жизни и смерти св. Поликарпа.

О происхожденіи его и первой порѣ жизни нѣтъ достовѣрныхъ свѣдѣній [1]. Но характеристическія черты для его общественной дѣятельности сохранились въ памятникахъ, представляющихъ его отношенія къ его другу Игнатію и къ ученику, св. Иринею епископу Ліонскому.

Поликарпъ былъ еще молодъ, когда Игнатій Богоносецъ незадолго до своего мученическаго подвига писалъ къ нему, епископу смирнскому: «зная твое благочестивое расположеніе, утвержденное какъ бы на неподвижномъ камнѣ, я весьма радъ, что удостоился видѣть непорочное лицо твое: о еслибы и всегда я могъ наслаждаться имъ о Богѣ» (гл. 1). Онъ, какъ пишетъ Ириней, былъ наставленъ въ вѣрѣ Христовой апостолами и обращался съ многими изъ тѣхъ, которые видѣли Господа [2]; особенно же онъ, вмѣстѣ съ Игнатіемъ, былъ ученикомъ Іоанна Богослова и имъ былъ поставленъ въ епископа Церкви смирнской [3]. Весьма трогательно воспоминаніе св. Иринея о своемъ малоазійскомъ учителѣ, которое онъ оставилъ въ письмѣ къ Флорину, бывшему также ученикомъ Поликарпа, но впослѣдствіи впавшему въ гностическія лжеученія: «Не такое ученіе предали намъ предшествовавшіе намъ отцы, которые слушали самихъ апостоловъ. Я былъ еще очень молодъ, когда видѣлъ тебя, въ Малой Азіи у Поликарпа. Что было въ то время, я помню живѣе, чѣмъ недавно случившееся... Я могъ бы теперь указать мѣсто, гдѣ сидѣлъ блаженный Поликарпъ и бесѣдовалъ, — могъ бы изобразить его походку, образъ его жизни и внѣшній видъ, его бесѣды къ народу, его дружеское обращеніе съ Іоанномъ, какъ онъ самъ разсказывалъ, и съ прочими самовидцами Господа, — то, какъ онъ припоминалъ слово ихъ, и пересказывалъ, что слышалъ отъ нихъ о Господѣ, Его ученіи и чудесахъ... По милости Божіей ко мнѣ, я и тогда еще внимательно слушалъ Поликарпа и записывалъ слова его не на доскѣ, но въ глубинѣ моего сердца... Итакъ, могу засвидѣтельствовать предъ Богомъ, что еслибы этотъ блаженный и апостольскій старецъ услышалъ что-нибудь подобное твоему заблужденію, то онъ тотчасъ заградилъ бы слухъ свой и изъявилъ бы негодованіе свое обычною поговоркою: Боже благій! до какого времени Ты допустилъ меня дожить» (Евсев. Церк. Ист. V, 20).

Дѣятельность Поликарпа не ограничивалась Церковію смирнскою. По словамъ Иринея, онъ писалъ посланія къ сосѣдственнымъ Церквамъ для утвержденія ихъ въ вѣрѣ. Въ особенности со смертію Игнатія Богоносца, возвысилось значеніе и вліяніе Поликарпа, такъ что Іеронимъ называетъ его «вождемъ всей Азіи» (Catal. scr. eccl. c. 17). Поликарпъ образовалъ около себя кругъ учениковъ, между которыми особенно славенъ Ириней, вѣроятно, по его внушенію отправившійся на западъ въ Галлію для проповѣди христіанства. По той же заботливости о благѣ всей Церкви, онъ самъ во времена папы Аникиты (158-169), предпринялъ путешествіе въ Римъ, гдѣ были сильно распространены гностическія лжеученія Валентина и Маркіона. Съ ревностью и достоинствомъ ученика апостоловъ возвѣщая принятое отъ нихъ ученіе истины, Поликарпъ многихъ обольщенныхъ ересью обратилъ къ правой вѣрѣ. Когда Маркіонъ, встрѣтившись съ нимъ, съ дерзостно сказалъ ему: узнай насъ, то ученикъ Іоанна отвѣчалъ: знаю тебя, первенецъ сатаны. По поводу различія между малоазійскими церквами и западными въ пониманіи и празднованіи Пасхи [4], епископы смирнскій и римскій не согласились отступить каждый отъ своего мѣстнаго обычая, но разстались между собою въ мирѣ, въ знакъ чего Аникита предоставилъ Поликарпу совершить св. евхаристію въ римской Церкви.

Долгая и многотрудная жизнь епископа смирнскаго увѣнчалась славнымъ мученичествомъ, о которомъ подробный разсказъ сохранился въ окружномъ посланіи смирнской Церкви къ христіанамъ другихъ Церквей [5].

Въ этомъ описаніи мученичества св. Поликарпа не говорится ни о поводѣ къ гоненію на христіанъ, ни о томъ, ограничивалось ли оно только смирнскою Церковью, или простиралось и на другія Церкви. Повидимому, праздничныя игры языческія были временемъ, когда съ особенною силою возбудилась противъ христіанъ ярость языческой черни. Уже немалое число исповѣдниковъ имени Христова прежде Поликарпа претерпѣло различнаго рода мученія и смерть отъ огня или звѣрей. Особенно народъ былъ раздраженъ поразительнымъ мужествомъ молодого Германика, который, несмотря на увѣщанія проконсула пожалѣть о своемъ возрастѣ и отречься отъ Христа, насильно обратилъ на себя звѣря. Тогда раздались яростные крики: «казнить безбожныхъ; искать Поликарпа!» Епископъ смирнскій, въ лицѣ котораго надѣялись поразить христіанскую Церковь Смирны въ самое сердце, спокойно услышалъ объ угрожающей ему опасности и хотѣлъ было остаться въ городѣ; но, по убѣжденію другихъ, скрылся въ деревеньку, недалеко отъ города, и тамъ съ немногими приверженцами своими день и ночь проводилъ въ молитвѣ о христіанахъ и о всѣхъ Церквахъ міра. Однажды, во время молитвы, за три дня до того, какъ онъ былъ схваченъ, ему было видѣніе: его изголовье горѣло огнемъ. Тогда, обратясь къ бывшимъ съ нимъ, онъ сказалъ: меня сожгутъ живого. При продолжавшихся поискахъ полиціи, настоящее мѣстопребываніе Поликарпа не представляло безопаснаго убѣжища, и онъ перешелъ въ другую деревню: но искавшіе его скоро явились и сюда и, схвативши двухъ служителей Поликарпа, пытками вынудили одного изъ нихъ открыть мѣсто его убѣжища. Къ вечеру въ пятницу преслѣдователи явились въ жилище Поликарпа, который не хотѣлъ уже скрываться, и сказавши: да будетъ воля Господня, самъ сошелъ къ нимъ. Они дивились его лѣтамъ и твердости духа. Поликарпъ предложилъ имъ пить-ѣсть, и попросилъ дать ему нѣсколько времени помолиться.

По прибытіи въ городъ пастырь смирнскій, подкрѣпленный голосомъ съ неба: «мужайся Поликарпъ», спокойно явился къ проконсулу. Напрасно послѣдній расточалъ свои увѣщанія отречься отъ Христа, грозилъ звѣрями и огнемъ. «Уже восемьдесятъ шесть лѣтъ [6] служу Христу — сказалъ Поликарпъ, — и Онъ ничѣмъ не обидѣлъ меня: какъ же могу хулить Его, моего Царя и Спасителя?» Мужественно исповѣдавши себя христіаниномъ, онъ смѣло и радостно ожидалъ смерти. Народъ съ яростію кричалъ: это — учитель нечестія, отецъ христіанъ, истребитель нашихъ боговъ, — и требовалъ выпустить льва на Поликарпа; но такъ какъ бой со звѣрями уже кончился, то было положено сжечь его. Тотчасъ былъ приготовленъ костеръ, въ чемъ усердно помогали іудеи, по своему обыкновенію. Маститый пастырь христіанъ самъ легъ на костеръ и просилъ не пригвождать его, обѣщаясь и безъ гвоздей остаться неподвижнымъ. Когда окончилъ онъ предсмертную молитву, въ которой прославлялъ Бога за то, что Онъ удостоилъ его пріобщиться чаши страданій Христовыхъ, — разожгли огонь. Пламя обняло костеръ, но не коснулось св. мученика: огонь принялъ видъ свода подобно надутому вѣтромъ парусу, и тѣло Поликарпа было не какъ тѣло сожигаемое, но какъ пекущійся хлѣбъ. Исполнителю казни было велѣно вонзить въ него кинжалъ, и кровь полила въ такомъ изобиліи, что погасила огонь.

Враги христіанъ упросили проконсула, чтобъ онъ не отдавалъ христіанамъ тѣла Поликарпова на погребеніе; потому, чтобы — говорили они — христіане, оставивъ Распятаго, не стали покланяться Поликарпу. «Не понимаютъ они — замѣчаетъ смирнская Церковь въ своемъ окружномъ посланіи, — что намъ никакъ нельзя оставить Христа, Который пострадалъ для спасенія всѣхъ, спасаемыхъ въ мірѣ, Непорочный за грѣшниковъ, и нельзя покланяться кому-либо другому. Ибо мы покланяемся Ему, какъ Сыну Божію; а мучениковъ, какъ учениковъ и подражателей Господнихъ, достойно любимъ за непобѣдимую приверженность къ своему Царю и Учителю». Тѣло Поликарпа было положено въ огонь и сожжено: вѣрующіе собрали только пепелъ и нѣсколько костей и схоронили въ приличномъ мѣстѣ.

Мученичество Поликарпа совершилось, по свидѣтельству окружного посланія смирнской Церкви, во второй день сирскаго мѣсяца Ксанѳика, т. е. 26 марта, въ великую субботу. Но память его въ нашей Церкви празднуется 23 дня февраля [7]. Кончина его относится къ 166 году [8].

Изъ многихъ посланій св. Поликарпа, писанныхъ, по словамъ Иринея, къ Церквамъ или отдѣльнымъ лицамъ, до насъ дошло только одно — посланіе къ филиппійцамъ. О немъ свидѣтельствуетъ ученикъ Поликарпа, Ириней, говоря, «что изъ него желающіе и пекущіеся о своемъ спасеніи могутъ узнать характеръ вѣры (Поликарпа) и его проповѣдь истины» (Евсев. IV. 14). Евсевій приводитъ изъ него нѣсколько мѣстъ и замѣчаетъ притомъ, что оно еще обращается между христіанами (Евс. III, 36), По словамъ Іеронима, оно въ его время читалось въ азійскихъ Церквахъ при богослуженіи (Cat. script. eccl. c. 17). Мѣста, приводимыя древними изъ Поликарпова посланія, и все, что говорили они объ его особенностяхъ, находится въ нынѣшнемъ его текстѣ. Такъ Евсевій говоритъ, что св. Поликарпъ приводитъ тутъ свидѣтельства изъ 1-го посланія апостола Петра: это подтверждается сохранившимся до насъ посланіемъ Поликарпа. Сомнѣнія противъ подлинности его, особенно послѣднихъ главъ, сохранившихся только въ древнемъ латинскомъ текстѣ, не могутъ быть признаны основательными, потому что Евсевій приводитъ изъ нихъ именно то мѣсто, изъ-за котораго критикамъ не хотѣлось признать посланіе Поликарпа въ полномъ его видѣ: это — слова его о посланіяхъ Игнатія Богоносца. Посланіе къ филиппійцамъ написано вскорѣ послѣ смерти св. Игнатія. Оно было вызвано просьбою христіанъ города Филиппъ о доставленіи имъ посланій Игнатія къ Поликарпу и къ другимъ христіанамъ, какія у него были. Исполняя ихъ просьбу, епископъ смирнскій преподаетъ имъ рядъ христіанскихъ наставленій, предостерегаетъ отъ еретиковъ, излагаетъ обязанности пресвитеровъ и діаконовъ, юношей и дѣвъ, супруговъ и вдовицъ, убѣждаетъ избѣгать любостяжанія, упражняться въ молитвѣ и постѣ, и внушаетъ терпѣніе и любовь ко врагамъ.

Греческій текстъ посланія Поликарпа содержитъ только 9 главъ, остальныя же 5 главъ сохранились въ древнемъ латинскомъ переводѣ. Послѣдній былъ изданъ въ 1498 г. Фаберомъ Стапульскимъ; а греческій текстъ явился только въ 1633 году трудами Петра Галлуа. Послѣ того посланіе Поликарпа входило во всѣ изданія твореній мужей апостольскихъ [9].

Примѣчанія:
[1] Піонія, пресвитера смирнскаго, жизнеописаніе признается подложнымъ. Филарета, Истор. уч. объ отцахъ Церкви. Т. 1. стр. 32.
[2] Ирин. adv. haer. III, 3. Сн. Евс. Церк. Ист. III, 36.
[3] Тертулл. de praescr. haer. c. 32. Іеронимъ говоритъ: Polycarpus, Johannis discipulus et aq eo Smymae episcopus, ordinatus (Catal. eccles. script. c. 17). Сн. акты о муч. св. Игнатія.
[4] Восточные христіане праздновали Пасху въ 14 день еврейскаго мѣсяца Низана, посвящая ее воспоминанію послѣдней вечери Господа съ учениками и установленнаго на ней таинства евхаристіи. Напротивъ, западные придавали Пасхѣ значеніе годового праздника Воскресенія Христова и праздновали ее въ воскресный день послѣ весенняго полнолунія.
[5] См. у Гефеле пролегом. къ изданію мужей апостольскихъ. Евсевій бóльшую часть этого посланія о мученичествѣ Поликарпа помѣщаетъ въ своей Исторіи (IV, 15). На русскомъ языкѣ оно помѣщено въ «переводахъ съ греч.» архим. Поликарпа.
[6] На этомъ основаніи полагаютъ, что Поликарпъ родился ок. 80 г. по Р. Хр. отъ родителей христіанскихъ. Иные же относятъ его рожденіе еще ранѣе, почитая его обращеннымъ изъ язычества.
[7] Въ латинской церкви — 26 января.
[8] См. Филарета, Истор. ученіе объ отц. Цер. Томъ I, стр. 32.
[9] Оно издано въ нѣмецкомъ переводѣ Вохеромъ, вмѣстѣ съ Климентовымъ посланіемъ. На русскомъ языкѣ помѣщено въ Христ. Чтеніи за 1821 годъ и издано въ собраніи «переводовъ съ греч. на русскій языкъ» Архим. Поликарпа 1835 г. Москва.

Источникъ: Писанія Мужей Апостольскихъ. / Въ русскомъ переводѣ, со введеніями и примѣчаніями къ нимъ Протоіерея П. Преображенскаго. — СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. — С. 315-320.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0