Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Прот. Петръ Преображенскій († 1893 г.)
О Минуціѣ Феликсѣ и его сочиненіи «Октавій».

Рядъ христіанскихъ писателей-апологетовъ II вѣка заканчивается Минуціемъ Феликсомъ, который хотя по языку, на которомъ писалъ, принадлежитъ къ Церкви латинской, но по направленію и пріемамъ защищенія христіанства ближе примыкаетъ къ апологетамъ греческимъ. Притомъ дѣятельность Минуція Феликса, по всей вѣроятности, относится также ко времени императоровъ Антонина Пія или Марка Аврелія, и его разговоръ между христіаниномъ и язычникомъ, извѣстный подъ именемъ «Октавія» появился ранѣе защитительнаго слова (Apologeticum) Тертулліана, изданнаго около 197-199 г. [1].

Маркъ Минуцій Феликсъ жилъ во второй половинѣ II вѣка и въ началѣ III. Неизвѣстно въ точности, Италія или Африка была его родиной; но вѣрно то, что онъ будучи еще язычникомъ, переселился въ Римъ и здѣсь занималъ видное мѣсто между адвокатами (Іерон. Catal. c. 58; Лактан. Justit. V, I). Объ его умѣ, ораторскомъ дарованіи, многосторонней учености и ревности къ христіанской Вѣрѣ, въ которую перешелъ уже въ зрѣлыхъ лѣтахъ изъ язычества, свидѣтельствуетъ сохранившееся до насъ его сочиненіе «Октавій». Это сочиненіе написано въ формѣ Цицероновскихъ разговоровъ и представлаетъ собой воспроизведеніе бесѣды объ язычествѣ и христіанствѣ, происходившей между друзьями Минуція — Цециліемъ язычникомъ и Октавіемъ христіаниномъ, по имени котораго названъ и самый разговоръ.

Въ началѣ сочиненія (гл. 1-4) Минуцій Феликсъ разсказываетъ объ обстоятельствѣ, послужившемъ поводомъ къ разговору. Однажды, по прибытіи Октавія изъ провинціи въ Римъ, Минуцій отправился съ нимъ для прогулки въ Остію, ближайшій къ Риму приморскій городокъ; ихъ сопровождалъ и Цецилій. На пути Октавій съ удивленіемъ замѣтилъ, что Цецилій по языческому обыкновенію сдѣлалъ привѣтствіе статуѣ Сераписа, мимо которой они проходили, и упрекнулъ Минуція въ небреженіи объ обращеніи столь близкаго друга отъ языческаго заблужденія къ истинной вѣрѣ. Оскорбленный замѣчаніемъ Октавія, Цецилій, молча и въ печальномъ расположеніи духа, продолжалъ путь съ своими друзьями, но потомъ съ спокойною увѣренностію предложилъ Октавію основательно изслѣдовать во взаимной бесѣдѣ религіозный вопросъ, раздѣлавшій христіанъ и язычниковъ. Вызовъ былъ принятъ: спорящіе дла бóльшаго удобства сѣли и предложили Минуцію Феликсу быть посредникомъ и судіею въ спорѣ. Содержаніе послѣдовавшей бесѣды Минуцій и изложилъ въ своемъ сочиненіи.

Рѣчь началъ Цецилій. Отправляясь отъ скептическаго положенія, что человѣческое познаніе недостовѣрно, онъ сперва порицаетъ притязаніе христіанъ — людей по большей части необразованныхъ — брать на себя рѣшеніе высшихъ вопросовъ человѣческаго духа о Богѣ, о провидѣніи, о происхожденіи и существованіи міра (5). Въ виду же религіозной потребности человѣка онъ требуетъ держаться религіи, завѣщанной предками, — какъ древней, ознаменованной различными благодѣяніями боговъ, за приверженность къ которымъ Римъ получилъ всемірное владычество; и затѣмъ представлаетъ цѣлый рядъ доводовъ противъ христіанства (6-13). Онъ обвинаетъ исповѣдниковъ христіанской религіи въ томъ, что они принадлежатъ къ самому нисшему, невѣжественному и грубому классу народа, говоритъ, что предметы ихъ богопочтенія отвратительны, обряды безчеловѣчны и безнравственны, ученіе ихъ о Богѣ единомъ, о кончинѣ міра и о воскресеніи тѣлъ нелѣпо, и наконецъ самая жизнь ихъ, чуждая удовольствій язычества, исполненная бѣдствій и гоненій, обличаетъ тщету ихъ вѣрованій и надеждъ. За рѣчью Цецилія, послѣ краткихъ замѣчаній Минуція о строгомъ вниманіи къ внутренней силѣ доводовъ (14-15), идетъ рѣчь Октавія въ защиту христіанства, гдѣ онъ обстоятельно опровергаетъ обвиненія противъ него и показываетъ полную несостоятельность язычества (16-38). Въ концѣ этой бесѣды Цецилій съ радостію объявилъ себя побѣжденнымъ [2] неотразимою истиною и одушевленіемъ рѣчи Октавія и проситъ его продолжить поучительныя собесѣдованія въ слѣдующій день. Друзья въ общей радости возвратились домой (39-40).

Были ли изложены дальнѣйшіе разговоры друзей о религіи — не извѣстно. Іеронимъ упоминаетъ объ извѣстномъ въ его время подъ именемъ Минуція Феликса сочиненіи «О судьбѣ или противъ астрологовъ», и Минуцій въ гл. 36 устами Октавія «обѣщаетъ разсуждать въ другомъ мѣстѣ о судьбѣ обстоятельнѣе», но это сочиненіе, которое впрочемъ Іеронимъ не признавалъ подлиннымъ, не дошло до насъ.

Сочиненіе Минуція Феликса заслуживаетъ особеннаго вниманія не столько положительнымъ раскрытіемъ содержанія и внутренней силы христіанской истины, сколько тѣмъ, что въ послѣдовательномъ и живомъ изложеніи представляетъ все, что говорили съ одной стороны образованные язычники II вѣка противъ христіанской Вѣры и въ защиту языческой религіи, а съ другой образованные между христіанами — въ отпоръ обвиненіямъ и доводамъ язычниковъ [3].

Октавій Марка Минуція Феликса

Примѣчанія:
[1] Приводимъ здѣсь слова Альцога (Grundriss der Patrologie 1866 г.): «Еще въ прошломъ столѣтіи Реслеръ въ своей библіотекѣ отцевъ Церкви высказалъ: Я долженъ признаться, что чѣмъ далѣе изучаю, тѣмъ менѣе считаю Октавія за подражаніе тертулліанова апологетика»; потомъ Русвурмъ въ своемъ изданіи Октавія (Hamb. 1824) и Мейеръ (въ commentatio de Min. Felic. 1824), а также Нибуръ (Kleinere Schriften. II, 56) на основаніи языка отнесли Октавія ко времени Антониновъ. Наконецъ Муральтъ, издатель Октавія (съ предисловіемъ Орелли, Turic. 1836), въ предпосланномъ изслѣдованіи de M. Felicis aetate, доказалъ, послѣ тщательнаго сравненія нашего разговора съ апологетикомъ, девятью доводами хронологическое первенство Октавія. Къ тому же есть другіе внутренніе признаки, подтверждающіе это мнѣніе. Съ своей стороны мы для этого вывода находимъ еще основанія во 1-хъ въ большей простотѣ Октавія и во 2-хъ въ томъ, что въ противоположность съ апологетикомъ, мы здѣсь не находимъ почти никакой ссылки на библейскія мѣста, а напротивъ — много цитатъ и параллельныхъ мѣстъ изъ Цицерона — de natura deorum и de fato. При этомъ въ стилистическомъ отношеніи Октавій такъ значительно отличается отъ грубаго, часто неправильнаго языка апологетика, что Муральтъ справедливо говоритъ: majòre etiam quam Lactantius jure christianus Cicero dici poterit Minucius. Согласно съ этимъ и Анжело Май, на основаніи 9 и 31 гл. говоритъ, что Цецилій нашего разговора есть тотъ самый, который называется въ письмѣ Фронтона (opp. Frontonis Rom. 1823. p. 336).
[2] Нѣкоторые думаютъ, что этотъ Цецилій по обращеніи въ христіанство былъ карѳагенскимъ священникомъ и обратилъ къ вѣрѣ св. Кипріана. По крайней мѣрѣ Кипріанъ въ своемъ сочиненіи « О суетности идоловъ» сдѣлалъ значительныя выписки отъ 20-28 гл. Октавія.
[3] Сочиненіе Минуція Феликса долгое время хранилось между рукописями Ватиканской библіотеки, доколѣ папа Левъ X не подарилъ ее французскому королю Францу I, и оно поступило въ Парижскую библіотеку. По этому кодексу оно было въ первый разъ издано въ Римѣ въ 1543 г., по ошибкѣ чтенія, какъ восьмая (octavus lib.) книга сочиненія Арновія противъ язычниковъ. Балдуинъ исправилъ эту ошибку въ своемъ изданіи 1560 г. Въ изданіи Патрологіи Миня оно помѣщено въ 3 томѣ латинскихъ писателей.

Источникъ: Памятники древней христіанской письменности въ русскомъ переводѣ. Сочиненія древнихъ христіанскихъ апологетовъ: Ермій, Мелитонъ, Минуцій Феликсъ. — Приложеніе къ Православному Обозрѣнію. — М.: Въ Университетской Типографіи (Катковъ и К°), 1866. — С. 45-48.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0