Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Муч. Іоаннъ Поповъ, докторъ церк. ист. († 1938 г.)
Діонисій Александрійскій (Великій).

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Діонисій Александрійскій (Великій). Д. родился приблизительно въ концѣ II в. отъ богатыхъ родителей, получилъ хорошее образованіе и, послѣ обращенія въ христіанство, былъ ученикомъ Оригена, оказавшаго большое вліяніе на его образъ мыслей. Послѣ изгнанія Оригена изъ Александріи въ 231 или 232 г. главою катехизической школы сдѣлался Ираклъ, но вскорѣ послѣ этого епископъ Димитрій скончался, Ираклъ занялъ его каѳедру, а огласительная школа была поручена Д., который руководилъ ею въ теченіе 16 лѣтъ епископства Иракла. Въ 247 г., послѣ кончины Иракла, Д. былъ избранъ епископомъ Александріи. Въ 248 или 249 г., въ концѣ царствованія Филиппа Аравитянина, александрійскіе христіане подверглись гоненію со стороны черни, возбужденной противъ нихъ какимъ-то предсказателемъ. Въ 250 г. разразилось гоненіе Декія. Д. четыре дня ожидалъ ареста въ собственномъ домѣ. Взятый подъ стражу на пятый день, онъ былъ освобожденъ крестьянами, прибѣжавшими съ свадебной пирушки и насильственно отвезенъ ими въ безопасное мѣсто. Въ гоненіе Валеріана 257-258 г. Д. мужественно исповѣдалъ свою вѣру и былъ за это сосланъ сначала къ глухое мѣстечко Ливіи Кефронъ, а потомъ въ Колутіонъ въ мареотскомъ округѣ. Къ своей паствѣ Д. возвратился лишь въ 262 г., когда вѣротерпимый Галліенъ, послѣ смерти узурпатора Макріана, получилъ власть и надъ восточными провинціями. Вслѣдъ за этимъ паству Д. постигла сначала гражданская война, вызванная провозглашеніемъ проконсула Эмиліана императоромъ, а потомъ чума, свирѣпствовавшая въ Александріи съ осени 263 г. до Пасхи 264 г., во время которой христіане оказали чудеса самоотверженной любви, ухаживая за больными и погребая мертвыхъ. Приглашенный въ 264 г. на антіохійскій соборъ противъ Павла Самосатскаго, Д. по старости и слабости здоровья не могъ уже совершить такой отдаленной поѣздки и ограничился лишь посланіемъ, въ которомъ изложилъ свой взглядъ на ученіе Павла. Въ концѣ 264 или началѣ 265 г. Д. скончался.

Значеніе Д. въ исторіи Церкви опредѣляется сохранившимися фрагментами его сочиненій.

I. Изъ экзегетическихъ сочиненій Д. сохранился значительный фрагментъ изъ его толкованій на кн. Екклезіастъ и менѣе значительные отрывки, извлеченные можетъ быть и не изъ экзегетическихъ сочиненій, но съ толкованіями Д. на кн. Іова, на евангельскія повѣствованія о молитвѣ Господа въ саду Геѳсиманскомъ, на кн. Дѣяній, посл. Іакова и посл. къ Римл. Въ истолкованіи Св. Писанія, не отказываясь всецѣло отъ аллегорическаго метода, Д. исбѣгалъ его крайностей и предпочиталъ выяснить нравственное содержаніе слова Божія.

II. Къ числу догматико-полемическихъ сочиненій Д. относится a) книга «О природѣ», фрагменты которой сохранены Евсевіемъ въ его Praeparatio evangelica и нѣкоторыми другими церковными писателями. Въ сохранившихся отрывкахъ содержится критика ученія Епикура о происхожденіи міра путемъ слѣпого столкновенія и слѣпленія атомовъ, которому противопоставляется христіанское телеологическое воззрѣніе на предметъ. Въ полномъ сочиненіи кромѣ критики ученія Еникура и другихъ философовъ содержалось еще положительное раскрытіе христіанскаго ученія о твореніи міра. b) Въ сочиненіяхъ по вопросу о Святой Троицѣ Д. является вѣрнымъ ученикомъ Оригена, въ системѣ котораго представленія о возвышенности природы Сына Божія стояли наряду съ субординаціанскими. Подобно Оригену Д. былъ противникомъ монархіанства. Это выразилось въ упомянутомъ уже посланіи къ антіохійскому собору по поводу ереси Павла Самосатскаго и въ борьбѣ съ савелліанствомъ. Противъ Савеллія Д. было написано нѣсколько посланій, но отрывки сохранились лишь изъ посланія къ Епфранору и Аммону. Желая доказать здѣсь, что Сынъ Божій есть особое лицо, Д. настаивалъ на его отличіи отъ Отца и для этого пользовался субординаціанскими идеями Оригена, даже преувеличивъ ихъ. Онъ утверждалъ, что «Сынъ Божій чуждъ Отцу по сущности, что Онъ — произведеніе и сотворенъ, что Отецъ относится къ Нему такъ же, какъ дѣлатель къ виноградной лозѣ и судостроитель къ челноку, что, какъ произведеніе, Сынъ не существовалъ, пока не получилъ бытія». Эти выраженія возбудили недовольство въ Александріи, и о нихъ было сообщено въ Римъ. Собранный въ Римѣ по этому поводу соборъ призналъ ученіе Д. неправильнымъ, а папа Діонисій, опираясь на это постановленіе, отправилъ посланіе къ александрійской Церкви, въ которомъ высказался противъ всей катехизической школы. Папа обвинялъ александрійскихъ катехетовъ въ томъ, что ученіемъ о происхожденіи Сына Божія во времени и Его тварности, а также отрицаніемъ единосущія, они разсѣкаютъ единство лицъ Святой Троицы. Д. отвѣтилъ папѣ несохранившимся письмомъ и спеціальнымъ сочиненіемъ — «Обличеніе и оправданіе», отрывки котораго сохранены Аѳанасіемъ Великимъ. Въ этомъ послѣднемъ сочиненіи Д. беретъ назадъ свои неудачныя выраженія и вращается въ сферѣ тѣхъ идей Оригена, въ которыхъ выражалась мысль о возвышенности природы Сына Божія. Онъ говоритъ здѣсь о вѣчности Сына, исходя изъ оригеновскаго ученія о неизмѣняемости Бога, и объ Отцѣ, какъ вѣчной силѣ, предполагающей и вѣчность проявленія — Сына. Если онъ назвалъ Сына твореніемъ, то лишь въ широкомъ смыслѣ слѣдствія, но онъ отличалъ способъ Его происхожденія отъ образа происхожденія міра. Онъ не называлъ Сына Божія единосущнымъ Отцу, потому что этого термина нѣтъ въ Св. Писаніи, но онъ пользовался аналогіями, указывающими на ихъ однородность, т. е. единосущіе. Св. Троицу онъ не разсѣкаетъ, потому что понятія Отецъ и Сынъ соотносительны, такъ что назвать Отца значитъ уже упомянуть о Сынѣ. По взгляду Аѳанасія Великаго, неудачныя выраженія Д. о Сынѣ Божіемъ относились къ человѣческой Его природѣ, но взглядъ этотъ не оправдывается приводимыми имъ самимъ фрагментами и не объясняетъ, почему посланіе къ Евфранору и Аммону вызвало такое волненіе въ Александріи и Римѣ. Вѣрнѣе судилъ Василій Великій, относя эти выраженія къ божеству Христа и объясняя ихъ происхожденіе полемическимъ увлеченіемъ. c) Спиритуализмъ александрійской школы болѣе всего содѣйствовалъ паденію хиліазма. Однако, послѣ удаленія Оригена изъ Александріи, въ арсинейскомъ округѣ среди людей простыхъ возникла сильная реакція. Во главѣ движенія стоялъ еп. Непотъ, написавшій сочиненіе «Обличеніе иносказателей», въ которомъ защищалъ хиліазмъ. По смерти Непота вождемъ хиліастовъ сталъ пресвитеръ Коракіонъ. Д. предпринялъ поѣздку въ арсинейскій округъ и въ личной бесѣдѣ съ заблуждающимися подвергнулъ критикѣ книгу Непота и убѣдилъ ихъ отказаться отъ хиліазма. Но, чтобы довершить это дѣло, Д. составилъ особое сочиненіе «Объ обѣтованіяхъ», въ первой книгѣ котораго онъ доказывалъ ложность хиліазма, а во второй, сохранившейся въ отрывкахъ у Евсевія, доказывалъ на основаніи сравненія Апокалипсиса съ Евангеліемъ и посланіями Іоанна по литературной формѣ, языку и основнымъ богословскимъ понятіямъ, что Апокалипсисъ не принадлежитъ Іоанну Богослову.

III. Сочиненія церковно-приктическаго и нравственно-назидательнаго характера: a) 14 посланій къ разнымъ лицамъ по поводу раскола Новаціана; изъ нихъ сохранилось только посланіе къ Новаціану и фрагменты посланій къ Фабію антіохійскому, Корнилію римскому и Конону эрмопольскому. Собственное отношеніе Д. къ падшимъ сводится къ слѣдующимъ положеніямъ: α) принятіе въ лоно Церкви падшихъ есть дѣло милосердія, заповѣданное Христомъ; β) нужно принимать во вниманіе ходатайство за нихъ исповѣдниковъ; γ) умирающимъ нельзя отказыкать въ разрѣшеніи, если они его ищутъ и обнаруживаютъ искреннее раскаяніе; δ) въ случаѣ выздоровленія такое разрѣшеніе признается дѣйствительнымъ, но возсоединенному рекомендуется окончить свой покаянный искусъ; ε) въ случаѣ отказа, возсоединенный вновь отлучается отъ Церкви за ослушаніе. b) Нѣсколько писемъ, лишь отчасти сохранившихся въ отрывкахъ, по вопросу о дѣйствительности крещенія еретиковъ. Въ интересахъ мира Церкви Д. предоставлялъ рѣшеніе вопроса усмотрѣнію предстоятелей помѣстныхъ Церквей. Самъ же онъ въ общемъ держался восточной и карѳагенской практики, но признавалъ дѣйствительность крещенія монтанистовъ и, можетъ быть, всѣхъ еретиковъ, не погрѣшающихъ въ ученіи о Святой Троицѣ. c) Посланіе къ Василиду, вошедшее въ составъ Книги правилъ. Въ немъ Д. говоритъ, что пасхальный постъ не должно оставлять ранѣе полуночи, что женщины въ періодъ мѣсячныхъ очищеній не должны быть допускаемы въ храмы, совѣтуетъ супругамъ по взаимному соглашенію воздерживаться отъ супружескихъ сношеній для упражненія въ молитвѣ, предоставляетъ совѣсти каждаго рѣшать, можетъ ли онъ послѣ непроизвольнаго истеченія сѣмени приступать къ евхаристіи. d) Посланіе къ Домецію и Дидиму о личномъ положеніи во время гоненія Декія и посланіе противъ Германа въ защиту отъ нареканій по поводу удаленія изъ Александріи во время гоненій. е) Нѣсколько пасхальныхъ писемъ. f) Нѣсколько посланій нравоучительнаго характера. g) Посланіе о мученичествѣ къ Оригену и похвальное посланіе объ Оригенѣ къ Ѳеотекну кесарійскому.


Фрагменты сочиненій Д. собраны у Migne, P. gr. X; Pitra. Analecta saera III и IV; Routh. Reliquiae sacrae III и IV: Harnack, Geschichte der altchristl. Lltteratur B. I, S. 409-427. Подробное обозрѣніе всѣхъ сохранившихся отрывковъ изъ сочиненій Д. А., изданій ихъ текста и литературы о Д. А. русской и иностранной см. въ обстоятельномъ сочиненіи свящ. А. Дружинина, Жизнь и труды св Д. Великаго, епископа александрійскаго. Казань, 1900 г. Тому же автору принадлежитъ «Творенія св. Діонисія Великаго. еп. алекс., въ русскомъ переводѣ, съ краткими свѣдѣніями о жизни и сочиненіяхъ св. Д. Казань, 1900 г.

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ четвертый. Гаага-Донатисты. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Петроградъ: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1903 г. — Стлб. 1082-1086.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0