Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Проф. Н. И. Сагарда († ок. 1943 г.)
Письмо Оригена къ св. Григорію Чудотворцу.

Св. Григорій при прощаніи съ Оригеномъ произнесъ благодарственную рѣчь и, вѣроятно, скоро послѣ этого отправился изъ Кесаріи Палестинской на родину, не зная еще, какой родъ жизни онъ изберетъ. Оригенъ мыслью не разлучался съ своимъ ученикомъ и, видимо, сильно безпокоился вопросомъ о томъ, къ чему приложитъ свои богатыя дарованія и знанія столь преданный его почитатель. Результатомъ этихъ заботъ Оригена и явилось письмо его къ Григорію Чудотворцу, написанное послѣ окончательной разлуки съ Григоріемъ [1], въ которомъ Оригенъ убѣждаетъ его, не увлекаясь возможностью сдѣлаться извѣстнымъ философомъ или юристомъ, посвятить свои дарованія на служеніе христіанству, воспользовавшись изъ языческихъ наукъ тѣмъ, что можетъ быть полезнымъ для христіанскаго дѣятеля. Свидѣтельствами изъ Священнаго Писанія Оригенъ, съ одной стороны, доказываетъ возможность и законность такого пользованія пріобрѣтеніями языческой науки, а съ другой и предостерегаетъ отъ чрезмѣрнаго увлеченія ими, такъ какъ не для всѣхъ обращеніе къ языческой наукѣ оказывается полезнымъ. Въ заключеніе Оригенъ убѣждаетъ Григорія внимательно заниматься изученіемъ Священнаго Писанія и молиться о дарованіи помощи для уразумѣнія божественнаго, чтобы не сказать или не помыслить о немъ чего-нибудь слишкомъ поспѣшно. Можно думать, что эти увѣщанія находятся въ связи съ нѣкоторыми выраженіями благодарственной рѣчи Григорія. Такъ, Григорій въ своей рѣчи (§ 180), изъясняя изреченіе Священнаго Писанія, что отворить можетъ только тотъ, кто затворяетъ, называетъ при этомъ Оригена истолкователемъ божественныхъ словъ людямъ (§ 181). Оригенъ въ концѣ и выступаетъ противъ такого односторонняго преувеличенія, соединеннаго съ отреченіемъ Григорія отъ самостоятельнаго изслѣдованія, и истолкованіе приведеннаго Григоріемъ изреченія дополняетъ такимъ образомъ: «и будетъ открыто тебѣ придверникомъ» и т. д., и указываетъ своему ученику на то, что недостаточно стучать и искать, а необходима еще и молитва. Также и слова письма, что Оригенъ дерзнулъ написать это письмо Григорію вслѣдствіе отеческой любви къ нему, напоминаютъ о томъ, что Григорій въ своей рѣчи называетъ Оригена своимъ истиннымъ отцомъ (§ 189).

Письмо Оригена сохранилось въ той экзегетической христоматіи, которую составили изъ произведеній александрійскаго учителя св. Василій Великій и Григорій Богословъ во время понтійскаго уединенія и которая называется Ὀριγένους, Φιλοϰαλία, въ 13 главѣ, съ надписаніемъ: Πότε ϰαὶ τίσι τά ἀπό ϕιλοσοϕίας μαϑήματα χρήσιμα εἰς τὴν τῶν ἱερῶν γραϕῶν διήγησιν μετὰ γραϕιϰῆς μαρτυρίας [2]. Для помѣщаемаго ниже перевода греческій текстъ взятъ изъ изданія P. Koetschau, Des Gregorius Thaumaturgos Dankrede an Origenes, als Anhang der Brief des Origenes an Gregorios Thaumaturgos. Freiburg und Leipzig 1894. S. 40-44. P. Koetschau заимствовалъ письмо изъ изданія I. A. Robinson’а, но для него H. Achelis’омъ произведена была новая провѣрка текста (S. XXXV).

Письмо Оригена къ св. Григорію Чудотворцу.

Примѣчанія:
[1] Joh. Dräseke (въ «Jahrb. f. prot. Theol.» VII [1881], S. 113 ff. и въ «Der Brief an Diognetos, nebst Beiträgen zur Gesohichte des Lebens und der Schriften des Gregorios von Neocaesarea», Leipzig, 1881, S. 155 ff.) доказываетъ, что посланіе написано въ 235 или 236 г., во время перерыва въ занятіяхъ Оригена по случаю гоненія Максимина, когда Оригенъ ушелъ въ Каппадокію, а Григорій отправился въ Египетъ для продолженія образованія, на что, по его мнѣнію, указываютъ прикровенно намѣченныя въ текстѣ Оригена историческія отношенія, обусловившія и выборъ примѣровъ изъ Священнаго Писанія; кромѣ того, и увѣщанія Оригена въ письмѣ будто бы стоятъ въ противорѣчіи съ собственными выраженіями Григорія въ благодарственной рѣчи. Однако, эта теорія не можетъ быть признана состоятельною (см. P. Koetschau, Des Gregorios Thaumaturgus Dankrede an Origenes. Freiburg u. Leipzig, 1894, S. XV-XVII) уже по тому одному, что въ такомъ случаѣ въ благодарственной рѣчи, какъ написанной послѣ письма, предполагаемый Joh. Draeseke вынужденный перерывъ въ занятіяхъ нашелъ бы какое нибудь отраженіе, чего на самомъ дѣлѣ совершенно нѣтъ.
[2] Новѣйшее изданіе J. A. Robinson, The Philocalia of Origenes, the Test revised with a eritical Introduction and Indices. Cambridge 1893.

Источникъ: Письмо Оригена къ св. Григорію Чудотворцу. Профессора Н. И. Сагарда. // «Христіанское чтеніе». Ежемѣсячный журналъ, издаваемый при С.-Петербургской Духовной Академіи. — СПб.: Типографія М. Меркушева, 1912. — Томъ CCXXXVIII. — Часть II. — Декабрь. — С. 1337-1338.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0