Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Троицкій С.В.
Житія святыхъ.

Исполняя завѣщаніе апостола Павла: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе (Евр. 13, 7), христіанская церковь съ самаго начала своего существованія тщательно собираетъ свѣднія о жизни ея подвижниковъ. Первыми по времени житіями святыхъ были сказанія о мученикахъ. Древнѣйшимъ источникомъ для составленія ихъ были архивы проконсуловъ или другихъ римскихъ судей, содержащіе оффиціальные протоколы допроса и приговора надъ подсудимымъ. Въ подлинномъ видѣ эти языческо-римскіе акты (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) не дошли до насъ, но они содержатся или цѣликомъ, или въ извлеченіяхъ во многихъ сказаніяхъ о мученикахъ. Такъ, въ предисловіи къ сказанію о мученикахъ Таррахѣ, Пpoбѣ и Андроникѣ, осужденныхъ при Діоклетіанѣ въ 304 г., составиттель упоминаетъ, что онъ купилъ нужные акты у одного судейскаго чиновника Себаста за большія деньги (ducentis dinariis) и списалъ ихъ. Заимствованіемъ изъ оффиціальныхъ бумагъ объясняется то обстоятельство, что повѣствованія житій объ обвиненіи мученика, о его заключеніи, о судебномъ процессѣ надъ нимъ и его осужденіи отличаются чрезвычайнымъ однообразіемъ. Эти составленныя по судебнымъ актамъ сказанія о мученикахъ имѣли видъ или посланія отъ одной церкви къ другой, или назидательнаго разсказа (gesta martyrum, passiones) для собственнаго употребленія.

Какъ примѣръ древнѣйшихъ сказаній о мученикахъ въ формѣ посланія можно указать: 1) на «Страданіе Поликарпа» (Passio Polycarpi) въ посланіи смирнской церкви ко фригійской и въ отрывкахъ у Евсевія (Ц. И. IV, 15); 2) посланіе ліонской и віеннской церквей къ христіанамъ Асіи и Фригіи о гоненіи, бывшемъ при Маркѣ Авреліѣ въ 177 г. (Евс. V, 1-3); 3) посланіе Діонисія Алекс. къ епископу Антіохіи Фабіану о гоненіяхъ въ Египтѣ при Деціи (ibid. VI, 41-42) и др. Гораздо многочисленнѣе сказанія второго рода, которыя въ Римѣ (Liber Pontif. s. Clem), и, вѣроятно, въ другихъ церквахъ, составлялись особыми нотаріями, поставленными еще св. Климентомъ для ежедневной записи происходившаго съ христіанами на мѣстѣ казней. Число этихъ сказаній, собранныхъ Руинартомъ, доходитъ до 106. Изъ нихъ древнѣйшія: акты св. Іустина Философа и мученика († 163-167), акты Карпа, Папила и Агаѳоники (при Маркѣ Авреліѣ) и «Passio sanctorum Scilitanorum» (см. Β. Β. Болотовъ, «Къ вопросу объ Acta martyrum Scilitanorum», «Христ. Чтеніе» 1903 г., іюнь и іюль).

Еще многочисленнѣе сказанія составленныя по подложнымъ или по сомнительнымъ даннымъ, въ которыхъ по большей части есть лишь зерно исторической истины. Сюда нужно отнести прежде всего всѣ апокрифы объ апостолахъ (см. Апокрифы, БЭ, т. I, стлб. 927-936). Изъ послѣ-апостольскаго времени сюда относятся сказанія ο мученичествѣ Игнатія Богоносца (см. Игнатій, БЭ, т. V), Acta Nerei et Achillei, страданіе Фелицитаты и семи сыновей, Acta Cypriani et Justiniae (см. Цанъ, «Кипріанъ Антіохійскій, 1882), страданія Кирика и Іулитты и друг.

Съ древнѣйшихъ временъ стали собирать отдѣльныя житія святыхъ отчасти въ цѣляхъ назиданія, отчасти для чествованія и памятованія ихъ. Объ этомъ свидѣтельствуютъ Кипріанъ (письмо 12, 39), Арнобій (IV, 36, см. Энц. I, 1041) и Пруденцій (Реristeph. I, 24). Собранія эти имѣли сначала форму перечисленія именъ мучениковъ съ упоминаніемъ о днѣ поминовенія ихъ (календари или диптихи, — см. Энц. IV, 1059). Причина такой краткости заключается въ томъ, что мученики хорошо были извѣстны въ той Церкви, въ которой они жили и страдали; но съ теченіемъ времени, когда память ο мученикахъ стала исчезать, и съ другой стороны вслѣдствіе обогащенія календарей святыми другихъ Церквей, особенно одноименными, явилась потребность отличить ихъ родомъ жизни и кончины, саномъ, мѣстомъ жительства и др. Такимъ путемъ явились и сборники подробныхъ сказаній ο мученикахъ. Изъ сборниковъ такого рода наиболѣе важны труды Евсевія Кесарійскаго: Ἀρχαίων μαρτυρίων συναγωγὴ и Συγγράμμα περὶ τῶν ἐν Παλαιστίνῃ μαρτορήσαντων. Первое обширное сочиненіе, касающееся мучениковъ во всей Церкви, было утеряно еще въ концѣ VI вѣка (Григ. Вел., письмо VIII, 29), второе, вышедшее въ двухъ редакціяхъ и касающееся лишь времени Діоклетіана, сохранилось въ видѣ приложенія къ VIII книгѣ Церковной Исторіи (см. Viteau, De Eus. Caes. duplici opusc., Paris 1893, русскій пер. Церк. Ист. изд. СПб. д. ак., т. II, 1850-1858).

Оба вида сказаній ο мученикахъ, подробный и краткій, явившись въ доникейскій періодъ, существуютъ и въ послѣдующее время, но, тогда какъ во время гоненій содержаніемъ ихъ служили исключительно житія мучениковъ, теперь съ прекращеніемъ гоненій сюда мало-по-малу проникаетъ и другой элементъ — житія преподобныхъ и другихъ святыхъ. Это измѣненіе въ содержаніи житій первоначально произошло не на Востокѣ: здѣсь вслѣдствіе гоненій въ Персіи и Абиссиніи житія долго сохраняли свой прежній характеръ, а на Западѣ. Въ римскомъ хронографѣ 354 года (изд. Aegid. Bucher, Антверпенъ 1633, и Моммсенъ, 1850) наряду съ 24 мучениками упоминаются 12 римскихъ епископовъ. Таковъ же Calendarium Africanum vetus, 500 г., изд. Мабильонъ, Vet. Anall. III, 398, ср. Григ. Βел. письмо VIII, 29). Сюда же можно отнести и Готскій календарь (см. ο немъ статью В.В. Болотова, «Хр. Чтеніе» 1893 г., I, стр. 198 и сл.). Дальнѣйшее развитіе римскаго мартиролога представляетъ такъ называемый Martyrologium Hieronymianum (лучшее изданіе Росси и Дюшена въ A. S. Nov. t. II, p. 1, 1894). Іерониму здѣсь принадлежитъ лишь незначительная часть, и этотъ коллективный трудъ приписывается ему, какъ символу всякой учености на Западѣ. Въ основѣ его лежитъ римскій мартирологъ, упомянутый Calendarium Africanum и сирскій мартирологъ (362-412 г. изд. Wright, 1865-66). Первоначальную обработку онъ получилъ въ верхней Италіи, дальнѣйшую — въ Галліи. Этотъ мартирологъ послужилъ образцомъ для средневѣковыхъ трудовъ такого рода, напримѣръ для Martyrologium Bedae, Mart. Romanum parvum и др.

Еще большій перевѣсъ получилъ общій агіологическій элементъ въ житіяхъ святыхъ надъ сказаніями ο мученикахъ, когда явился новый видъ христіанской литературы: житія отцовъ (Vitae patrum). Труды Палладія Еленопольскаго (Лавсаикъ, изд. Рената Лаврентія, Hist. christ. vet. patrum, 1582, a также въ Opera Maursii, Флоренція 1746, т. VIII, русскій переводъ — 1856), Ѳеодорита Киррскаго (Исторія боголюбцевъ, изд. Рената, русскій переводъ въ «Твор. св. отцовъ» и отдѣльно), Іоанна Мосха (Λειμονάριον, изд. въ «Vitae patrum» Pocвейга, Антверп. 1628, т. X; русск. пер. «Лимонарь, сирѣчь цвѣтникъ», М. 1859), Іоанна Климака и Іоанна Ефесскаго (см. это слово) — на Востокѣ и труды Руфина Аквилейскаго (Vitae patrum s. historiae eremiticae), Іоанна Кассіана (Collationes patrum in Scyphia), Григорія Турскаго (см. Энц. IV, 678), Григорія Двоеслова (см. Энц. IV, 661, — Діалоги, пер. въ «Правосл. Соб.») — на Западѣ дали обширный новыя матеріалъ для сборниковъ житій. Эти труды болѣе соотвѣтствовали потребностямъ времени, чѣмъ прежнія сказанія ο мученикахъ. Они описывали многообразную жизнь святыхъ, учили всѣмъ христіанскимъ добродѣтелямъ, тогда какъ однообразное содержаніе сказаній ο мученикахъ учило лишь христіанскому терпѣнію и смерти. Естественно, что составители житій какъ на Востокѣ, такъ и на Западѣ, стали ширико пользоваться этимъ новымъ источникомъ. Перечислимъ важнѣишіе труды такого характера.

1) На Востокѣ. Въ греческой церкви Мѣсяцесловы (Μηνολόγιον), напр. Мѣсяцесловъ императора Василія (изд. кардиналомъ Аннибаломъ Альбани, Урбино 1727, и др.), сохранили прежнюю близкую къ календарямъ форму, тогда какъ Минеи (мѣсячники) включаютъ въ себя кромѣ подробныхъ житій святыхъ, расположенныхъ по мѣсяцамъ, службы и пѣснопѣнія въ честь ихъ. О Минеяхъ упоминаетъ уже Ѳеодоръ Студитъ, говоря, что житія святыхъ наполняютъ двѣнадцать томовъ (Ер. 2 ad Plat., ed. Sirmond., I, 181). Громадный житійный матеріалъ, накопившійся съ первыхъ столѣтій, былъ использованъ Симеономъ Метафрастомъ, сановникомъ византійскаго двора (X в.), переработанъ въ нравоучительномъ духѣ и украшенъ вымыслами его богатой фантазіи. Агіологическіе труды его, изданные у Миня (Ser. Gr. t. CXIV-CXVI), послужили самымъ распространеннымъ первоисточникомъ для послѣдующихъ писателей этого рода не только на Востокѣ, но и на Западѣ. Изъ переработокъ его труда отмѣтимъ Νέος παράδεισος (Новый рай) критскаго монаха Агапія Ландоса (изд. въ Венеціи въ 1641 году). Средину между Мѣсяцесловами и Минеями занимаютъ Синаксари (Συναξάριον) или Прологи. Слово синаксарь — собраніе, сборникъ, указываетъ на то, что христіане въ великіе праздники и дни особенно чтимыхъ святыхъ собирались въ храмы. Эти дни и означались въ Евагеліяхъ, Апостолахъ и другихъ богослужебныхъ книгахъ, но потомъ сюда вошли и краткія жизнеописанія святыхъ. Тогда какъ Синаксари ближе подходятъ къ Мѣсяцесловамъ и иногда даже отождествляются съ ними, Анѳологіи (Ἀνϑολόγιον), включая въ себя литургическій матеріалъ, стоятъ ближе къ Минеямъ. Таковъ напримѣръ Анѳологій, изданный Антономъ Аркадіемъ въ Римѣ въ 1598 г.

Изъ новѣйшей греческой литературы по агіологіи слѣдуетъ отмѣтить труды Никодима Святогорца (въ 1819): «Новый сборникъ» (Νέον ἐϰλόγιον), Венеція 1803, 1862, «Новый Мартирологъ» (Νέον μαρτυρολόγιον), Венеція 1799, «Синаксаристъ» (Σύναξαρητὴς), Венеція 1819, Конст. 1842, Закинѳъ и Аѳины 1869; монаха Агапія: «Рай» (Παράδεισος) — 1863, «Новый Рай» (Νέος παράδεισος) — изъ Метафраста, «Сборникъ» (Ἐϰλόγιον), 1869, «Благовременіе» (Καλοϰαιρινὴ), 1865; «Новый лугъ» (Νέον λειμονάριον), изд. по опредѣленію синода греческой Церкви; «Великій синаксаристъ» (Μέγας συναξαριστὴς), составленный Κ. Дукакисомъ на основаніи вышеуказанныхъ сочиненій; «Житія святыхъ» (Οἱ βίοι τῶν ἁγίων) Трифона Евангелида, 1895, и «Византійскій праздникословъ» (Βυζαντινόν Ἑορτολόγιον) Μ. Гедеона, 1896.

Житія святыхъ сирскихъ и персидскихъ изданы Стефаномъ Еводіемъ Ассемани (см. Энц. II, 84) и недавно П. Беджаномъ подъ заглавіемъ: «Acta martyrum et sanctorum», Парижъ и Лейпцигъ 1890-95. Послѣднее изданіе, снабженное нужными комментаріями, содержитъ очень много новаго. Много матеріала для житій персидскихъ и сирскихъ святыхъ есть въ сочиненіяхъ П. Цингерле: «Подлинные акты мучениковъ Востока въ переводѣ» (Иннсбрукъ 1835) и Г. Гоффмана: «Сирскіе акты персидскихъ мучениковъ» (Лейпц. 1880). Житія святыхъ въ коптскихъ и абиссинскихъ памятникахъ имѣютъ большое сходство между собою и рѣзко отличаются отъ житій другихъ Церквей. Коптскій синаксарь на арабскомъ языкѣ изданъ (три мѣсяца) Вюстенбельдомъ въ Готѣ въ 1879 г. Отмѣтимъ также трудъ Г. Гиверната: «Акты мучениковъ Египта, извлеченные изъ коптскихъ рукописей Ватиканской библіотеки и музея Борджіа», Римъ 1886-87, коптскій календарь, изданный преосв. Порфиріемъ въ сочиненіи «Вѣроученіе, богослуженіе и пр. коптовъ», 1856, и замѣтку пр. Сергія въ «Мѣсяцесловѣ» 1901, стр. 293-299, гдѣ указаны и другіе труды. Армянскій мартирологъ изданъ Мекитаристами въ Венеціи въ 1874 году (см. также Сергій, ib.). О грузинской агіологической литературѣ см. Энц. IV, 764.

2) На Западѣ. Послѣ упомянутыхъ мартирологовъ Іеронимова и малаго римскаго и Беды на Западѣ появились мартирологи ліонскаго каноники Флора Дрепанія († 830; Минь, Ser. L. XCIV, 790), восполнившій мартирологъ Беды, краткій стихотворный мартирологъ Вандельберта († 870), довольно подробный Рабана Мавра († 856), мартирологъ Адона Вьеннскаго († 870), служащій дополненіемъ мартирологовъ Беды и Флора, мартирологъ бенедиктинца Узуарда († 875; у Миня t. CXXIII, 201), составленный по порученію Карла Лысаго, отличающійся обиліемъ именъ и краткостью житій, и, наконецъ, мартирологъ Ноктера Бальбулюса († 912; изд. Канизіемъ, Lectiones antiqu. II, 3, p. 89). Начало новому фантастическому направленію въ житійной литературѣ на Западѣ было положено монахомъ Вольфгардомъ Герридскимъ (X вѣка), a продолжателями его были Іаковъ Борагинъ (см. это слово) и Петръ Наталибусъ († 1382), составившій Каталогъ святыхъ (изд. въ 1493 г. и въ 1616 въ Венеціи). Труды этихъ авторовъ переполнены разсказами ο самыхъ фантастическихъ чудесахъ, ссылками на сочиненные документы, упоминаніями ο выдуманныхъ лицахъ и т. п. Послѣдующіе труды принимаютъ направленіе болѣе критическое: Бонина Момбриція «Sanctuarium» въ алфавитномъ порядкѣ, Георгія Вицелла «Hagiologium» (изд. въ 1541 г.), Алоизія Липпомана, еп. веронскаго, «Vitae sanctorum» (1551-1560), Амвросія Повидія Флакка «Священныхъ праздниковъ 12 книгъ», 1559 г., Рената Лаврентія де-ла-Барра «Христіанская исторія древнихъ отцовъ», 1583 г., Лаврентія Сурія «Житія святыхъ Востока и Запада», 6 томовъ въ листъ, 1569-1575, переиздано въ Туринѣ въ 1875-80 г., Цезаря Баронія († 1607 г.) «Лѣтописи церковныя» (1598-1609) и «Римскій мартирологъ», 1586, и многіе другіе. Но всѣ эти труды далеко превзошло исполинское предпріятіе ученыхъ іезуитовъ въ Антверпенѣ, доктора Болланди и его товарищей, начавшихъ издавать съ 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально планъ его былъ составленъ іезуитомъ Герибертомъ Росвейцомъ, по смерти котораго въ 1629 году дѣло это было передано орденомъ Іоанну Болланду (подробнѣе см. подъ словомъ Болландисты, II, 929-930). Хорошее сокращеніе изданія болландистовъ представляетъ трудъ Адальберта Мюллера «Общій мартирологъ» (1860) и можетъ служить справочной книгой къ нему. Полный указатель къ этому изданію составленъ Потастомъ «Biblotheca historica medii aevi», Берлинъ 1862. И другія р.-католическія ордена издавали житія святыхъ. Такъ существуютъ «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Парижъ 1688, Maбиллона; «Цистерціанскій мартирологъ» Генрикеца, 1633; «Paradisus Carmeliticidecoris» Алегри, 1639; «Мартирологъ ордена миноритовъ» Монстири, 1638, и ордена доминиканцевъ — Сикка, 1639, и др. Извѣстны, наконецъ, частные мартирологи, относящіеся къ той или другой р.-католической странѣ: «Мартирологъ африканскій», составленный Стефаномъ Антономъ Морчелли, «Дни памяти и указатель святыхъ Бельгіи», изд. Моланомъ, «Мартирологъ нѣмецкихъ святыхъ», изд. Валассеръ въ 1562 г. и Канизій вь 1573 году, «Мартирологъ галликанскій», сост. Соссе въ 1638 г., «Мартирологъ лузитанскій» (испанскій и португальскій), изд. въ Коимбрѣ, «Мартирологъ испанскій», изд. Салацаромъ въ 1651 году. «Мартирологъ англійскій», сост. въ 1608 г. Вильсономъ, «Шотландскій мартирологъ» Адама Регіуса, «Bavaria saera et pia» Paдери въ 1704 г, и др. Въ формѣ словарей составлены агіологическіе труды — аббатъ Петина «Агіографическій Словарь», Парижъ 1850, 2 т. (на фр. яз.), Штадлера и Гейма «Лексиконъ святыхъ», 1855, 5 т. (на нѣм. яз.) и Смита и Уэйса (Smith, Wace) «Словарь христіанскихъ біографій», Лондонъ, 1877-87 (на англійскомъ языкѣ), для первыхъ VII-ми вѣковъ.

3) Въ Россіи. При принятіи христіанства на Руси сюда были перенесены вмѣстѣ съ богослужебными книгами и житія. Біографъ св. Меѳодія упоминаетъ ο переводѣ имъ и «отеческихъ книгъ», подъ которыми слѣдуетъ разумѣть именно житія святыхъ. Первыми сборниками житій святыхъ, явившимися на Руси, были Мѣсяцесловы, напримѣръ Остромировъ, Ассемановъ, Саввинъ XI в., Архангельскій XI-XII в. (см. Сергій, Мѣсяцесловъ Востока, 114); служебныя Минеи, напр. праздничная Минея императорской публичной библіотеки (ib. 203) XI-XII вѣка и Минеи-Четіи, напр. супрасельская XI в., Успенcкаго собора XII в. и др. (ib. 260). За ними появились греческіе синаксари, получившіе у насъ названіе прологовъ (πρόλογος). Названіе это произошло во всей вѣроятности отъ того, что греческій синаксарь, который переведенъ былъ на славянскій языкъ, имѣлъ предисловіе (прологъ), которое предшествовало синаксарю; отъ этого оглавленія и получила названіе у славянъ вся книга. Древнѣйшіе славянскіе прологи суть не что иное, какъ перифразъ Мѣсяцеслова императора Василія съ дополненіемъ его новыми сказаніями или памятями. Таковы напр. прологи Лобковскій XII-XIII в., Софійскій XIII в. и др. (см. Сергій, 303). Затѣмъ явились житія и собственно русскихъ святыхъ. Сначала появились жизнеописанія отдѣльныхъ святыхъ, составленныя по образцу житій Метафраста и имѣвшія своею задачею «похвалу» святому, при чемъ главное мѣсто удѣлялось общимъ риторическимъ мѣстамъ, а на фактическую исторію вниманія обращалось мало. Исключеніемъ отсюда являются лишь самыя первыя по времени житія — св. Бориса и Глѣба и Ѳеодосія Печерскаго, составленныя преп. Несторомъ, Леонтія Ростовскаго (до 1174), и житія, составленныя въ ростовской области въ XII и XIII вв., изъ которыхъ отмѣтимъ житія св. Исаіи, еп. Ростовскаго, Авраамія Ростовскаго, Игнатія, св. Петра, Никиты Столпника Переславскаго. Появились житія и въ другихъ мѣстностяхъ сѣверо-восточной Руси: Смоленскѣ — житіе Авраамія Смоленскаго, въ Новгородѣ — Варлаама Хутынскаго, въ Твери — князя Михаила Тверского и др. Всѣ эти житія писаны для церковнаго употребленія и поэтому имѣютъ характеръ проложной «памяти» ο святомъ, написаны языкомъ безъискусственнымъ, сухимъ и сжатымъ; фактическая сторона житія занимаетъ въ нихъ главное мѣсто и не обращается въ матеріалъ для церковной проповѣди или нравственно-риторическаго разсужденія, и только въ позднѣйшихъ изъ нихъ замѣтно уже зарожденіе условныхъ біографическихъ чертъ и пріемовъ. Рано сдѣлана попытка къ составленію сборника житій святыхъ въ посланіяхъ Симона, еп. Владимірскаго, къ Поликарпу, иноку Кіево-печерскому (1225-1226), и въ посланіи самого Поликарпа къ Кіево-печерскому архимандриту Акиндину. Въ первомъ помѣщено 16 житій Кіево-печерскихъ святыхъ, во второмъ 12. Этими трудами было положено начало Кіево-печерскому Патерику. Съ XV вѣка развитіе житійной литературы на Руси принимаетъ другой характеръ. Фактическій матеріалъ отступаетъ на второй планъ и главное вниманіе обращается на его обработку. Въ житіяхъ получаютъ господство искусственные литературные пріемы, устанавливается цѣлая система правилъ. Направленіе это развивалось въ сильной зависимости отъ южно-славянскаго вліянія, проникавшаго въ нашу житійную литературу черезъ писателей южно-славянскаго происхожденія и черезъ оригинальныя произведенія южно-славянской письменности. Кромѣ этой общей характеристики этотъ періодъ отличается и другими особенностями. Личность писателя, прежде совершенно скрывавшаяся, теперь выстуваетъ болѣе или менѣе ясно. Въ большинствѣ случаевъ мы знаемъ автора не только по имени, но и краткую его біографію. Далѣе мѣстомъ составленія житій являются не городскіе только центры, но и отдаленные отъ культурной жизни монастыри. Вслѣдствіе этого въ житіяхъ даннаго времени есть много драгоцѣнныхъ для исторіи бытовыхъ чертъ. Наконецъ прежняя краткая память ο святомъ превращается въ обширное похвальное церковно-историческое слово. Изъ писателей этого времени выдѣляются Епифаній Премудрый, нависавшій житія преподобн. Сергія Радонежскаго и Стефана Пермскаго, отличающіяся, по выраженію проф. Голубинскаго, «необузданной риторикой», и сербы м. Кипріанъ, переработавшій житіе м. Петра и нѣсколько житій, вошедшихъ въ составъ его «Степенной книги», и Пахомій Логофетъ, оставившій 10 житій, 6 сказаній, 18 каноновъ и 4 похвальныхъ слова святымъ. Писатели житій, слѣдовавшіе за Кипріаномъ, Пахоміемъ и Епифаніемъ, подражали имъ какъ въ изложеніи, такъ и въ пониманіи историческихъ явленій. Хотя митрополитъ Макарій самъ не оставилъ ни одного канона или похвальнаго слова святому, но движеніе, сообщенное имъ русской агіографіи, было столь сильно, что его именемъ можно назвать новую эпоху въ житійной литературѣ. Это движеніе вызвано было канонизаціей русскихъ святыхъ въ 1547 и 1549 г. и главнымъ образомъ смѣлой попыткой м. Макарія собрать и переписать «всѣ святыя книги, которыя въ Русской землѣ обрѣтаются». Эта попытка повела къ составленію громаднаго труда «Великихъ Четьихъ-Миней», издаваемыхъ нынѣ археографическою коммиссіей (подробнѣе ο нихъ см. подъ словомъ Макарій). Трудъ этотъ Макарій началъ въ 1529-30 годахъ и окончилъ 20 лѣтъ спустя. Минеи Макарія взвѣстны въ двухъ редакціяхъ Софійской, оконченной въ 1541 г., и Успенской — болѣе полной и подробной, переписка которой окончена въ 1552 году. Ни прежде, ни послѣ не являлось столько новыхъ житій, какъ во времена м. Макарія. Черезъ столѣтіе послѣ Миней Макарія составлены были два новыхъ житійныхъ сборника: монаха Германа Тулупова изъ Старицы, написанный въ 1627-32 годахъ по порученію Троицко-сергіевскаго архимандрита Діонисія, и священника посадской церкви Сергіева монастыря Іоанна Милютина, составленный имъ совмѣстно съ своими тремя сыновьями въ 1646-1654 годахъ. Въ обоихъ этихъ сборникахъ житіямъ русскихъ святыхъ удѣлено гораздо больше мѣста, чѣмъ у Макарія, и помѣщены почти исключительно памятники историческаго содержанія. Тогда какъ Германъ помѣщалъ житія цѣликомъ и нерѣдко въ разныхъ редакціяхъ, Милютинъ, пользуясь его трудомъ и «съ разумныхъ списковъ тщася обрѣсти правая», сокращаетъ и передѣлываетъ памятники, выдѣляя изъ нихъ историческую часть. Въ южной Руси собирателями житій святыхъ были м. Петръ Могила, Иннокентій Гизель и Варлаамъ Ясинскій. Петръ Могила, желая издать житія святыхъ на славяно-русскомъ языкѣ, началъ новый переводъ греческихъ жизнеописаній и выписалъ съ Аѳона книги Симеона Метафраста. Смерть помѣшала ему довершить задуманное предпріятіе. Иннокентій Гизель хотѣлъ продолжить дѣло Петра и испросилъ у патріарха Іоакима Минеи Макарія, но политическія смуты затормозили дѣло. Преемникъ его Варлаамъ Ясинскій склонилъ взяться за это дѣло св. Димитрія, въ то время игумена Батуринскаго монастыря. Результатомъ его многолѣтнихъ трудовъ явились Четьи-Минеи (подробнѣе ο нихъ см. Энц. IV, 1041-1042). Кромѣ Четьихъ-Миней св. Димитрію Ростовскому принадлежитъ: «Мартирологъ, или мученикословіе, житія святыхъ по мѣсяцехъ и числахъ вкратцѣ собранныя, въ себѣ содержащее. Въ обители всемилостиваго Спаса Новгородка Сѣверскаго ново-написанное въ лѣто 1700». Цѣль составленія этого труда — дать болѣе удобную и дешевую книгу для народнаго чтенія. Трудъ этотъ не изданъ. Существуетъ рядъ пересказовъ и переработокъ Четіихъ-Миней св. Димитрія, — таковы: Α. Η. Myравьева, «Избранныя житія святыхъ, кратко изложенныя по руководству Четіихъ-Миней», 1860-1868; «Житія святыхъ россійской церкви, также иверскихъ и славянскихъ», 1847; Филарета, архіеп. черниговскаго, «Русскіе святые»; «Словарь историческій ο святыхъ россійской церкви», 1836-60; Протопопова, «Житія святыхъ», 1890, и др.

Литература:
Кромѣ упомянутыхъ трудовъ слѣдуетъ отмѣтить еще слѣдующія изслѣдованія по агіологіи какъ общей, такъ и русской.
1) По агіологіи общей: Филаретъ Черниговскій, «Историческое ученіе объ отцахъ церкви», 1856, 2 изд., 1885; его же, «Историческій обзорь пѣснопѣвцевъ», 1860; его же, «Святые южныхъ славянъ», 1863; его же, «Св. подвижницы восточной церкви», 1871; прот. Димитрій Вершинскій, «Мѣсяцесловъ православно-каѳолической восточной церкви», 1856; «Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на св. Аѳонской горѣ просіявшихъ», 1860, изд. 3 — 1867 г., «Вышній покровъ надъ Аѳономъ», 1860; «Подвижники благочестія на Синайской горѣ», 1860; П. Казанскій, «Исторія православнаго монашества на Востокѣ», 1854 и 1873; Дебольскій, «Дни богослуженія», изд. 5-е, 1857 г.; П. Соловьевъ, «Христіанскіе мученики, пострадавшіе на Востокѣ со времени завоеванія Константинополя турками», 1862; И. Крыловъ, «Житія св. апостоловъ», 2 ч., М. 1863-64; «Достопамятныя сказанія ο подвижничествѣ святыхъ и блаженныхъ отцовъ», перев. съ греч., Спб. 1856; «Сказанія ο мученикахъ христіанскихъ, чтимыхъ православно-каѳолическою церковью», Казань 1865; «Житія святыхъ женъ въ пустыняхъ Востока», Вятка 1871; Е. Голубинскій, «Краткій очеркъ православныхъ церквей: болгарской, сербской» и др. (списокъ болгарскихъ и сербскихъ святыхъ на стр. 656 и слѣд.); В. Гурьевъ, «Мученики войны»; Сахаровъ, «Сказанія русскаго народа», т. II, 1841-1846 гг.; «Палестинскій Патерикъ», 11 выпусковъ, 1885-1900, изд. Палестинск. Общ., а также «Древніи палестинскія обители», 1895, «Православный Палестинскій сборникъ»; С. Снессорева, «Земная жизнь Пресв. Богородицы и описаніе св. чудотворныхъ Ея инонъ», 1891; «Сказанія ο земной жизни Пресв. Богородицы», изд. Пантел. мон., 1897; Хр. Лопаревъ, «Описаніе нѣкоторыхъ житій святыхъ», «Виз. Врем.» 1897, стр. 337 и сл.; «Паломникъ Антонія архіеп. новгородскаго», «Сб. Пр. Пал. Общ.» и. 51, 1899 г.; изд. Савваитова; М. Хитрово, «Жизнь пустынныхъ отцовъ», 1898 г.; А. Дмитріевскій, «Описаніе литургическихъ рукописей, хранящихся въ библіотекахъ пр. Востока», т. Ι, Τυπιϰά (Уставы), 1897; Сергій, архіеп. Владимірскій, «Полный мѣсяцесловъ Востока», 2 т., 1875-1876, второе изд. 1901; его же, «Мѣсяцесловъ всѣхъ святыхъ, празднуемыхъ православною восточною церковью», изд. Св. Синода, 1891; его же, «Лицевые святцы», М. 1895-1898; его же, «Христіанскій мѣсяцесловъ», изд. М. син. тип., 1903 г.; его же, «Русская литература объ иконахъ Пресв. Богородицы въ XIX вѣкѣ», «Странникъ» 1900 г. май-іюль и отдѣльно; А. Яхонтовъ, «Житія святыхъ, какъ образовательно-воспитательное средство», Симбирскъ 1898; В. В. Болотовъ, «Житіе бл. Аѳу, еп. Пемджскаго», «Хр. Чт.» 1886, 3-4; его же, «Михайловъ день», «Хр, Чт.» 1892, 11-12; его же, «Слѣды древнихъ мѣсяцеслововъ помѣстныхъ церквей», «Хр. Чт.» 1893, 1-2.
2) По агіологіи русской: В. Ключевскій. «Древне-русскія житія святыхъ, какъ историческій источникъ», 1871; «Историческія сказанія ο вологодскихъ святыхъ», Вологда, 1880; И. Яхонтовъ, «Житія подвижниковъ поморскаго края», 1882; гр. М. Толстой, «Книга глаголемая ο россійскихъ святыхъ», 1868; Димитрій, архіеп. Тверской, «Мѣсяцесловъ святыхъ русскихъ», изд. 1-е 1878-1880, изд. 2 съ 1893 г.; Барсуковъ, «Источники русской агіографіи», 1882; архим. Леонидъ, «Святая Русь», 1891; арх. Никодимъ, «Архангельскій Патерикъ»; см. также подъ словомъ Канонизація.

Печатается по изданію: Православная Богословская Энциклопедiя или Богословскiй Энциклопедическiй Словарь. / Изданiе подъ редакцiей профессора А. П. Лопухина. Томъ пятый. Донская епархiя-Иѳика. – Петроградъ: Приложенiе къ журналу «Странникъ» за 1904 г. – стлб. 582-593.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0