Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

О жизни и твореніяхъ Святаго Кирилла, архіепископа Александрійскаго [1].

Св. Кириллъ, племянникъ Александрійскаго архіепископа Ѳеофила, подъ его надзоромъ получилъ воспитаніе и первоначальное образованіе. Затѣмъ пять лѣтъ провелъ между Нитрійскими иноками, и въ это время тщательно занимался изученіемъ Св. Писанія и отеческихъ твореній. По возвращеніи въ Александрію, онъ былъ причисленъ къ клиру и въ 403 году вмѣстѣ съ Ѳеофиломъ присутствовалъ на соборѣ, осудившемъ Св. Іоанна Златоуста, Въ 412 году, по смерти Ѳеофила, Св. Кириллъ былъ избранъ въ его преемника по Александрійской каѳедрѣ.

Вскорѣ послѣ вступленія въ управленіе Александрійскою паствою, Св. Кириллъ обнаружилъ плаженную ревность въ борьбѣ съ врагами Церкви Христовой. Онъ заключилъ бывшіе въ Александріи храмы Новатіанъ, отобралъ у нихъ священную утварь, а епископа ихъ Ѳеопемпта лишилъ всего, что онъ имѣлъ. Когда Іудеи подвергли смерти многихъ христіанъ въ Александріи, Св. Кириллъ отнялъ у Іудеевъ ихъ синагоги, самихъ изгналъ изъ города, а имуществомъ ихъ дозволилъ воспользоваться христіанамъ.

Предубѣжденіе противъ Св. Іоанна Златоуста, которое Св. Кириллъ получилъ подъ вліяніемъ своего дяди, онъ сохранялъ нѣсколько времени и послѣ Ѳеофила, такъ что, несмотря на убѣжденія Константинопольскаго архіепископа Аттика, не соглашался внести имя Св. Златоуста въ церковные диптихи. Но около 418 года, убѣжденный письмомъ Св. Исидора Пелусіота, онъ созвалъ соборъ египетскихъ епископовъ для разсмотрѣнія этого дѣла, и соборъ призналъ справедливымъ, согласно съ Константинопольскою церковію, установить праздникъ въ память Св. Іоанна Златоуста.

Съ 429 года начинается ревностная дѣятельность Св. Кирилла, направленная противъ распространившагося въ это время лжеученія Константинопольскаго архіепископа Несторія, который отвергалъ ипостасное соединеніе въ Іисусѣ Христѣ естества Божескаго съ человѣческимъ и утверждалъ, что Пресвятую Дѣву надобно именовать не Богородицею, а Христородицею. Узнавъ объ этомъ лжеученіи, Св. Кириллъ въ обличеніе его написалъ сначала окружное посланіе къ своей паствѣ, потомъ нѣсколько писемъ къ Несторію, сочиненіе противъ Несторія въ 5 книгахъ, три книги о правой вѣрѣ — одну для Императора Ѳеодосія II, двѣ другія для супруги его Евдокіи и сестры Пульхеріи, и письмо къ Римскому папѣ Целестину. Когда соборъ въ Римѣ опредѣлилъ отлучить Несторія, если онъ чрезъ 10 дней не принесетъ покаянія, то и Св. Кириллъ собралъ соборъ въ Александріи, который принялъ тоже рѣшеніе, вслѣдствіе чего было отправлено къ Несторію посланіе съ подробнымъ изложеніемъ догмата о воплощеніи и съ присовокупленіемъ 12 анаѳематизмовъ. Но Несторій остался непреклоннымъ, и для рѣшенія спорнаго вопроса Императоръ созвалъ вселенскій Соборъ въ Ефесѣ ко дню Пятидесятницы (7 іюня) 431 года.

Такъ какъ архіепископъ Антіохійскій Іоаннъ съ Сирскими епископами замедлилъ прибытіемъ въ Ефесъ, то соборъ, не дождавшись ихъ, чрезъ 16 дней послѣ назначеннаго срока, открылъ свои засѣданія подъ предсѣдательствомъ Св. Кирилла, и произнесъ осужденіе на Несторія. Черезъ нѣсколько дней Іоаннъ Антіохійскій, прибывъ въ Ефесъ, составилъ отдѣльный соборъ, на которомъ анаѳематизмы Св. Кирилла были признаны еретическими, и Кириллъ вмѣстѣ съ Мемнономъ, епископомъ Ефесскимъ, объявлены лишенными сана. По прибытіи въ Ефесъ папскихъ легатовъ осужденіе на Несторія было повторено на соборѣ, державшемъ сторону Св. Кирилла. Императоръ Ѳеодосій, при разнорѣчивыхъ донесеніяхъ о дѣйствіи этихъ соборовъ, не могъ узнать, на чьей сторонѣ истина и велѣлъ взятъ подъ стражу не только Несторія, но и Кирилла и Мемнона; потомъ велѣлъ прислать къ себѣ довѣренныхъ лицъ отъ того и другаго собора. Послѣ пятикратнаго совѣщанія съ ними онъ призналъ правоту Кирилла и Мемнона и поручилъ епископамъ, прибывшимъ для защиты ихъ, избрать и рукоположить новаго архіепископа Константинопольскаго, на мѣсто Несторія. Св. Кириллъ возвратился въ Александрію 30 октября и былъ принятъ своею паствою съ живѣйшею радостію.

Несогласіе, продолжавшееся между Св. Кирилломъ и Іоанномъ Антіохійскимъ, при помощи ихъ взаимныхъ сношеній прекратилось въ 433 году. Іоаннъ призналъ, что ученіе Несторія есть ересь и что сомнѣнія относительно православія Св. Кирилла напрасны. Но послѣ этого Св. Кириллъ долженъ былъ оправдываться противъ несправедливыхъ подозрѣній, будто онъ, примирившись съ Іоанномъ Антіохійскимъ, отрекся отъ своихъ прежнихъ убѣжденій и склонился отчасти на сторону Несторія.

Св. Кириллъ скончался въ 444 году на 32 году своего епископства. Заслуги его въ защитѣ ученія вѣры призналъ вселенскій Халкидонскій соборъ, назвавшій его «защитникомъ правой и непорочной вѣры» (act. 3).

Св. Кириллъ написалъ множество разнаго рода сочиненій, изъ которыхъ нѣкоторыя весьма обширны. Его сочиненія, отчасти по содержанію, отчасти по формѣ изложенія, могутъ быть раздѣлены на а) толковательныя, б) вѣроучительныя и в) письма и бесѣды. Нѣкоторыя изъ его сочиненій не дошли до насъ или остались только въ отрывкахъ. Въ слѣдующемъ исчисленіи мы укажемъ только сохранившіяся сочиненія.

Къ толковательнымъ сочиненіямъ Св. Кирилла относятся:
1. О поклоненіи и служеніи въ духѣ и истинѣ 17 книгъ.
2. Γλαϕυρὰ или искусныя объясненія избранныхъ мѣстъ изъ Пятокнижія.
3. Толкованіе на Псалмы.
4. Отрывки изъ толкованій на книги Царствъ, на пѣснь Моисея, Анны, на Притчи и Пѣснь пѣсней.
5. Толкованіе на Пр. Исаію въ 5 книгахъ.
6. Отрывки изъ толкованій на Іеремію, Варуха, Іезекіиля, и Даніила.
7. Толкованія на 12 меньшихъ пророковъ.
8. Толкованія на Евангелія Матѳея, Луки и Іоанна, изъ которыхъ два первыя толкованія сохранились не въ полномъ объемѣ.
9. Толкованія на посланія Ап. Павла къ Римлянамъ, къ Коринѳянамъ 1-е и 2-е, къ Евреямъ.
10. Отрывки изъ толкованій на дѣянія Апостольскія, на посланіе Іакова, 1-е и 2-е Петра, 1-е Іоанна и посланіе Іуды.

Къ вѣроучительнымъ сочиненіямъ Св. Кирилла относятся:
1. Сокровище о Святой и Единосущной Троицѣ.
2. О Святой и Единосущной Троицѣ семь разговоровъ.
3. О святой и Животвотворящей Троицѣ.
4. О воплощеніи Единороднаго.
5. О томъ, что Христосъ одинъ.
6. Схоліи о воплощеніи Единороднаго.
7. О воплощеніи Бога Слова, Сына Божія.
8. О воплощеніи Господа.
9. Противъ Несторія пять книгъ.
10. Разговоръ съ Несторіемъ.
11. Книга противъ нехотящихъ признать Святую Дѣву Богородицею.
12. Объясненіе двѣнадцати главъ (анаѳематизмовъ).
13. Апологетикъ двѣнадцати главъ противъ восточныхъ епископовъ.
14. Апологетикъ двѣнадцати главъ противъ Ѳеодорита.
15. Апологетикъ къ царю Ѳеодосію.
16. Противъ безбожника Юліана 10 книгъ.
17. Противъ антропоморфитовъ.
18. Книга о правой вѣрѣ къ царю Ѳеодосію.
19. О правой вѣрѣ къ царицамъ.
20. Другая книга къ царицамъ о томъ же.
21. Отрывки изъ потерянныхъ книгъ Св. Кирилла догматическаго содержанія.

Писемъ Св. Кирилла издано 72, бесѣдъ 54, изъ которыхъ 29 пасхальныхъ, то есть, содержащихъ извѣщенія о времени празднованія пасхи, а остальныя говорены на разные случаи.

Творенія Св. Кирилла были печатаемы нѣсколько разъ еще въ 16 вѣкѣ, но только нѣкоторыя, и не въ подлинникѣ, а въ Латинскомъ переводѣ. Въ первый разъ онѣ были изданы въ значительно полномъ видѣ на Греческомъ языкѣ съ Латинскимъ переводомъ въ 1638 году въ Парижѣ Іоанномъ Аубертомъ (Aubertus) въ 7 томахъ. Нѣкоторыя изъ невошедшихъ въ это собраніе сочиненій и отрывковъ изъ сочиненій Св. Кирилла были изданы Крамеромъ въ Catena Patrum 1838. 40. 41 и Анжело Майемъ въ Bibliotheca nova Patrum, t. II. Romae. 1844. t. III. 1845. Самое полное изданіе твореній Св. Кирилла сдѣлано въ Patrologiae cursus completus, ed. Migne, Series graeca, T. 68-77. 1859.

Сочиненіе о поклоненіи и служеніи въ духѣ и истинѣ, съ котораго мы начинаемъ переводъ твореній Св. Кирилла, принадлежитъ къ числу болѣе раннихъ его произведеній, написанныхъ еще до распространенія ереси Несторія; это можно заключать изъ того, что, не смотря на обширность этого сочиненія и множество случаевъ, по которымъ Св. Кириллъ могъ бы упомянуть въ немъ о Несторіѣ и его лжеученіи, въ немъ ничего не говорится объ этомъ. Сочиненіе о поклоненіи и служеніи даже предшествуетъ другому сочиненію, подобному по содержанію: γλαϕυρὰ, въ которомъ также не говорится о Несторіѣ. Это видно изъ того, что въ началѣ сочиненія: γλαϕυρὰ Св. Кириллъ упоминаетъ о сочиненіи: о поклоненіи и служеніи. Это послѣднее сочиненіе написано въ формѣ разговора между самимъ Кирилломъ и Палладіемъ. Кто былъ этотъ Палладій, неизвѣстно. Цѣль сочиненія показать, что Іисусъ Христосъ, возвѣщая поклоненіе Богу въ духѣ и истинѣ, не раззоряетъ этимъ ветхозавѣтный законъ, но исполняетъ. Сообразно съ этою цѣлью, Св. Кириллъ разсматриваетъ обрядовыя постановленія ветхозавѣтнаго закона, а также различныя событія, о которыхъ повѣствуется въ пятокнижіи Моисея, и объясняетъ все это въ духовномъ смыслѣ, показывая, что все это было образомъ и тѣнью того, что исполнилось съ пришествіемъ Христа. Впрочемъ аллегорическое объясненіе Св. Кирилла не простирается до того, чтобы отвергать буквальный смыслъ повѣствованій; онъ присоединяетъ обыкновенно и объясненіе ихъ въ буквальномъ смыслѣ. Такимъ образомъ это сочиненіе представляетъ значительное пособіе къ объясненію Св. Писанія; вмѣстѣ съ тѣмъ оно изобилуетъ мыслями, назидательными въ нравственномъ отношеніи. При объясненіи Св. Писанія Св. Кириллъ постоянно имѣетъ въ виду извлечь изъ него то, что полезно для нашего усовершенствованія и спасенія.

Примѣчанія:
[1] Подробныя свѣдѣнія объ этомъ см. въ прибавленіяхъ къ Твореніямъ Св. Отцевъ 1854 г. Стр. 250-322.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Кирилла Александрiйскаго. Часть первая: О поклоненiи и служенiи въ духѣ и истинѣ (Кн. I-VI). М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К°, 1880. – С. I-VII. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 47.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0