Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Посланіе Геннадія, архіепископа Новгородскаго, къ Московскому собору 1490 года [1].

Издаваемое нами посланіе новогородскаго архіепископа Геннадія къ Московскому собору 1490 года, доселѣ извѣстное только въ рукописяхъ [2], составляетъ драгоцѣнный памятникъ для исторіи того великаго броженія умовъ на Руси, которое началось въ концѣ XV вѣка — ересью жидовствующихъ, и въ различныхъ видоизмѣненіяхъ продолжалось до половины слѣдующаго столѣтія. Это посланіе писано единовременно съ извѣстнымъ посланіемъ тогоже святителя къ митрополиту Зосимѣ [3], и содержитъ тѣже самыя жалобы на явное невниманіе московскаго церковнаго правительства къ правамъ и представленіямъ Геннадія, — невниманіе, подавшее еретикамъ поводъ открыто «лаяться» на своего главнаго обличителя. Въ этомъ «лаяньи» особенно дерзокъ былъ чернецъ Захарія, разсылавшій по всѣмъ городамъ свои ругательныя граматы на Геннадія. Въ лѣтописныхъ сказаніяхъ о соборѣ 1490 года чернецъ Захарія представляется главою жидовствующихъ, такъ что первоначальные вожди еретиковъ (новогородскіе протопопы и попы) называются только его товарищами [4]. Въ виду этого обстоятельства подробное донесеніе Геннадія о Захаріѣ, находящееся въ издаваемомъ нами посланіи, получаетъ особенную историческую важность. Оно открываетъ намъ практическія, жизненныя начала «новоявившейся новогородской ереси», по которымъ она была тождественна съ ересью псковскихъ стригольниковъ. Геннадій прямо называетъ Захарію стригольникомъ. И дѣйствительно, подобно стригольникамъ, этотъ глава жидовствующихъ отвергаетъ, ради поставленія духовенства «на мздѣ», святость церковной іерархіи и таинствъ. Въ этихъ антиіерархическихъ стремленіяхъ заключалась вся сила новгородской ереси. Еретики указывали на такія стороны въ современныхъ церковно-правительственныхъ порядкахъ, которыя, дѣйствительно, легко могли сдѣлаться предметомъ вольнодумной критики, и противъ которыхъ возставали и такіе вѣрные сыны и пламенные ренители блага Церкви, какъ, напримѣръ, Нилъ Сорскій и Максимъ Грекъ. Безъ сомнѣнія, въ силу этого двойнаго протеста въ 1503 году (за нѣсколько мѣсяцевъ до окончательнаго суда надъ еретиками) изданы были слѣдующія церковно-законодательныя мѣры: о непоставленіи священнослужителей на мздѣ, о вдовыхъ попахъ и дьяконахъ, которые, еще во времена стригольниковъ, своею жизнію подавали поводъ къ соблазнительнымъ толкамъ о духовенствѣ, о запрещеніе монахамъ и монахинямъ жить въ одномъ монастырѣ [5]. Тогда же поднятъ вопросъ о монастырскихъ вотчинахъ, а по поводу казней, какимъ подверглись еретики послѣ осужденія ихъ на соборѣ 1504 года, — вопросъ о религіозной терпимости [6]. И вообще чрезвычайные успѣхи ереси, преимущественно между людьми книжными, покровительство или, по крайней мѣрѣ, снисхожденіе, какимъ она нѣсколько времени пользовалась со стороны гражданскаго правительства, сочувствіе къ ученію и судьбѣ еретиковъ, неоднократно заявленное «заволжскими» (новогородскими и вологодскими) иноками, ревнителями строгихъ уставовъ Нила Сорскаго, и наоборотъ — вражда тѣхъ же иноковъ и даже нѣкоторыхъ архіереевъ (напримѣръ, Касьяна Рязанскаго) противъ Іосифа Волоцкаго, неутомимаго обличителя и гонителя ереси, — все это указываетъ на жизненные элементы въ ученіи новогородскихъ вольнодумцевъ, на которые не могла простираться церковная анаѳема, и въ силу которыхъ умственное движеніе, возбужденное ересью, продолжалось до половины XVI вѣка, вызывая то новыя церковно-законодательныя мѣры къ исправленію іерархическихъ безпорядковъ (опредѣленія Стоглавыаго собора), то новые еретическіе толки (ученіе Башкина и Ѳеодосія Косаго).

Примѣчанiя:
[1] Это посланіе издается нами по сборнику сол. библ. № 852, л. 341 об.- 342. Сборникъ писанъ въ концѣ XVI вѣка.
[2] См. въ описаніи рукописей Толстаго, т. 2. № 254.
[3] Въ А. Э. т. I, № 380.
[4] См., напримѣръ, Полн. Собр. Лѣтоп. т. IV. стр. 158.
[5] А. Э. т. I, № 382. 383.
[6] См. статью: «Отношенія иноковъ Кириллова Бѣлоезерскаго и Іосифова Волоколамскаго монастырей въ XVI вѣкѣ» въ Приб. къ твор. св. отцевъ, ч. 10, 1851 г.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе Геннадія, архіепископа Новгородскаго, къ Московскому собору 1490 года. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1863 г. – Книга I. – с. 476-479.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0