Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Посланіе Филоѳея, старца Псковскаго Елеазарова монастыря къ дьяку Михаилу Мунехину.

Дьякъ Мунехинъ служилъ при царскихъ намѣстникахъ въ Псковѣ съ 1510 по 1528 г. Старецъ Филоѳей писалъ къ нему два посланія [1]. Одно изъ нихъ, напечатанное въ I томѣ «Дополн. къ Актамъ истор.» (№ 3), написано по случаю моровой язвы, свирѣпствовавшей въ Псковѣ въ 1522 г., и содержитъ упреки псковскимъ начальникамъ за то, что они не допускали священниковъ исповѣдывать и святыхъ таинъ пріобщать умиравшихъ отъ язвы. Другое предлагаемое здѣсь посланіе [2] написано Филоѳеемъ въ отвѣтъ дьяку Мунехину на вопросъ его объ астрологическихъ предсказаніяхъ. Астрологическія мнѣнія, существовавшія у насъ издревле, какъ это показываютъ упоминаемыя между запрещенными апокрифическими книгами: звѣздочетье, острономiя, родопочитаніе (ученіе о родѣ т. е. о судьбѣ), зодѣй и шестокрылъ, по которому въ XV в. опредѣляли время новгородскіе еретики жидовствующіе, особенно усалились въ ХѴІ в., когда съ Запада начала переходить къ намъ альманахи, заключавшіе въ себѣ, между прочимъ, предсказанія о будущихъ событіяхъ. У Максима Грека мы встрѣчаемъ весьма сильное слово на альмонака, возвелерѣчевавша потопа всемірнаго быти, иже нѣкогда упоминаемыхъ губительнѣйша. Посланiя его къ боярину Ѳеодору Карпову о вѣрованіи въ астрологическія предсказанія, къ нѣкоему князю о прелести звѣздочетстѣй, къ игумену «о нѣмецкой прелести, глаголемой фортунѣ и о колесѣ ея, и слова о томъ, что промысломъ Божіимъ, а не звѣздами и колесомъ счастія всѣ дѣла человѣческія устрояются и противъ тщащихся звѣздозрѣніемъ предрицати о будущемъ» [3], исключительно направлены противъ вѣрованій въ астрологію. Изъ этихъ сочиненій Максима видно, что главнымъ распространителемъ такихъ вѣрованій въ Россіи въ XVI в. были извѣстный Николай Нѣмчинъ, распространявшій ихъ не устно только, но и своими сочиненіями и посланіями къ разнымъ лицамъ. Онъ познакомилъ съ этими вѣрованіями упомянутыхъ выше боярина Карпова и неизвѣстныхъ по имени князя и игумена; онъ писалъ объ нихъ и къ дьяку Мунехину. Въ одномъ хронографѣ XVII в. Казан. акад. библ. № 53, предъ посланіемъ Филоѳея къ Мунехину, помѣщено слѣдующее замѣчаніе: о написаніи Николаевѣ дьяку великаго князя мисюрю Мунехину. Написа же сице о лѣтѣ (70)32, что будетъ въ то лѣто вселенныя странамъ и царствамъ и областемъ и обычаемъ и градомъ и достоинствомъ и скотомъ и бѣлугамъ морскимъ вкупѣ всѣмъ земнороднымъ несумнѣнное премѣненіе: въ то лѣто не узрится солнце и лунѣ, по россійскому счету лѣта 7032 отъ начала міру, а по латыньскому отъ Рожества Христова 1(5)24 пишутъ латыньстіи астрономи. въ то лѣто солнцу и лунѣ потемнѣніе не узрится, но въ то лѣто преходныхъ звѣздъ дѣйства удивленія предостойнѣйши случатся. мѣсяца бо февраля 20 съѣмы ихь [4] не средніи, но велици случатся, ихъ же 16 знаменіе водное наслѣдятъ, кое несумнѣнное премѣненіе и преиначеніе знаменуетъ таково убо, яковоже отъ многихъ вѣковъ и отъ лѣтописателей и отъ древнихъ родовъ едва слышахомъ»? Въ слѣдствіе этого посланія Наколая Нѣмчина, дьякъ Мунехинъ и обратился къ старцу Филоѳею съ просьбой разрѣшить его недоумѣнія. «Прислалъ ты, государь мой, ко мнѣ свою грамоту, говоритъ Филоѳей въ началѣ своего посланія, а въ ней написано, чтобы мнѣ внутренній въ ней твой списокъ истолковати...» Истолковывая этотъ списокъ, онъ говоритъ Мунехину, что Духомъ Святымъ всяка тварь обновляется, а не отъ звѣздъ и планетъ, которыя не имѣютъ ни чувства, ни жизни. Всѣ разсказы о злыхъ и добрыхъ часахъ и дняхъ, о звѣздахъ и планетахъ, имѣющихъ будтобы отношеніе къ рожденію и судьбѣ людей на земли, суть кощуны и басни, выдуманныя прежде всѣхъ халдеями. Если бы дѣйствительно Богъ сотворилъ злые дни и часы, за что онъ сталъ бы мучитъ грѣшныхъ? Звѣзды не только не могутъ дѣлать ни добра ни зла, но и не движутся сами, а переносятъ ихъ съ одного мѣста на другое невидимыя ангельскія силы, которыя потому и называются служебными духами. Равнымъ образомъ и разныя перемѣны въ разныхъ странахъ и царствахъ происходятъ не отъ звѣздъ, но отъ дающаго все Бога. Вотъ уже 90 лѣтъ, какъ царство греческое раззорено, и не созиждется, а произошло это, понеже они [греки] предаша православную греческую вѣру въ латынство. Впрочемъ не надо удивляться и вѣрить тому, что говорятъ о себѣ латиняне: «наше римское царство стоитъ неподвижно; этого не было бы, если бы мы неправо вѣровали». Если стѣна великаго Рима еще не плѣнена до сихъ поръ, за то души ихъ (римлянъ) плѣнены отъ діявола, опреснокъ ради

А поскольку два Рима пали, продолжаетъ свою мысль Филоѳей, то Москва – это Третiй Римъ, вѣчный хранитель истиннаго и неповрежденнаго Православiя: И да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христіянская царства преидоша въ конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть россійское царство; два убо Рима падоша, а третій стоитъ, а четвертому не быти

Примѣчанiя:
[1] Кромѣ посланій къ дьяку Мунехину, Филоѳей писалъ еше повѣсть о Чирской иконѣ Богоматери, канонъ сей иконѣ и другой канонъ Гавріилу, князю псковскому. Обз. рус. дух. лит. № 122.
[2] Оно напечатано по тремъ спискамъ Каз. акад. библіотеки въ сборникахъ XVII в. подъ №№ 875 и 907 и въ хронографѣ XVII в. подъ № 53. Между ркп. Толстаго это посланіе смотр. отд. II. №№ 212 а 341; у Царскаго: въ сборн. XVIII в. №№ 403. 412. 473, въ зерцалѣ XVII в. № 139 и въ пасхаліи XVII в. № 289.
[3] Сочин. Максима Грека въ Прав. Собес. томъ 1. слов. XVI. XVII. XVIII. XXIX. XX и XXII.
[4] стеченія.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе Филоѳея, старца Псковскаго Елеазарова монастыря къ дьяку Михаилу Мунехину. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1861 г. – Книга II. – с. 78-83.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0