Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

В. ПРОПОВѢДИ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА
(на двунадесятые праздники, воскресные дни и дни святыхъ).

I. Проповѣди на двунадесятые праздники.
Проповѣди на св. Пасху.

Святая православная Церковь начинаетъ свой годичный кругъ съ дня пресвѣтлаго Христова воскресенія. На этотъ великій «цвѣтоносный» день мы помѣщаемъ всего тринадцать словъ и бесѣдъ св. Іоанна Златоуста, которыя даютъ полную, исчерпывающую, картину великаго христіанскаго праздника. Подробное заглавіе этихъ твореній, а также и другія, относящіяся до нихъ свѣдѣнія, помѣщаются нами въ подстрочныхъ примѣчаніяхъ къ каждому изъ нихъ. Первымъ мы помѣщаемъ замѣчательное, но красотѣ и силѣ выразительности, извѣстное «Огласительное слово» св. Iоанна Златоуста, которое произносится — по предписанію церковнаго устава — въ концѣ свѣтлой пасхальной утрени. «Огласительное слово» св. Iоанна Златоуста представляетъ собою блестящій образецъ ораторскаго искусства: это — какъ бы художественно построенное зданіе, въ которомъ нашъ взоръ не можетъ достаточно насладиться самою тонкою симметріею частей. Избранная тема развита въ высшей степени послѣдовательно, и каждой подробности дано опредѣленное, ей принадлежащее, мѣсто. Предъ слушателемъ какъ бы открывается царскій чертогъ, посрединѣ котораго находится столъ, наполненный всякими яствами; въ самомъ чертогѣ еще нѣтъ никого, кромѣ Домовладыки: гости толпятся предъ входомъ и стоятъ въ порядкѣ, въ какомъ пришли. И, вотъ — Домовладыка приглашаетъ гостей: сначала благоразумныхъ рабовъ, потомъ постившихся, работавшихъ съ перваго часа, пришедшихъ послѣ третьяго и шестого часа, не пришедшихъ и въ девятый и, наконецъ, явившихся только въ одиннадцатый часъ. Соотвѣтственно этому усердію гостей, мѣняется самый тонъ приглашенія и, говоря музыкальнымъ языкомъ, восходитъ отъ нижняго до до верхняго. Это — первый моментъ картины. Во второмъ моментѣ изображается ласковый пріемъ гостей уже въ чертогѣ; но ласковость принимающаго разнообразится по тону. Степень вниманія Домовладыки идетъ все въ восходящемъ порядкѣ (пріемлетъ, упокоеваетъ, милуетъ, угождаетъ), но со средины низкіе тоны начинаютъ чередоваться съ высокими (даетъ, дарствуетъ, почитаетъ, хвалитъ). Эти оба момента составляютъ первую часть поученія. Въ третьемъ моментѣ гостямъ, передъ тѣмъ, какъ сѣсть за столъ, внушаются положительныя чувства, соотвѣтственно состоянію каждаго; высокіе и низкіе тоны въ выраженіи этого чувства чередуются между собою (мзду пріимите, ликуйте, почтите, возвеселитеся, насладитеся). Въ четвертомъ моментѣ представляется, что гости уже за столомъ, и Домовладыка успокаиваетъ ихъ насчетъ отбѣгшей опасности; тоны ободренія опять идутъ въ восходящемъ порядкѣ (никто же да рыдаетъ, никтоже да плачетъ, никтоже да убоится); на послѣдней ступени повышенія голоса изгоняется изъ сердца даже боязнь смерти, и самыя доказательства этого ободренія снова идутъ въ восходящемъ порядкѣ (свободи, угаси, плѣни, огорчи). Въ пятомъ моментѣ ораторъ, какъ бы отъ лица всѣхъ присутствующихъ гостей, изображаетъ плоды воскресенія Христова, своею мыслью спускается въ адъ, восходитъ на небо и остается на землѣ (падоша демони, радуются ангели, мертвый ниединъ во гробѣ). Три эти момента составляютъ вторую часть поученія... Главная мысль, на которой построено все содержаніе — воскресеніе Христа изъ мертвыхъ, торжество всемірное, всерадостное. — Христосъ Спаситель воскресеніемъ Своимъ побѣдилъ смерть, тяготѣвшую надъ человѣчествомъ послѣ грѣхопаденія Адамова, и всѣхъ насъ зоветъ къ миру и любви. Поэтому — и читается это слово, до предписанію церковнаго устава, на утрени св. Пасхи, непосредственно послѣ пасхальной стихиры: «Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ...»; и, между прочимъ, по прочтеніи этого слова полагается пѣть тропарь св. Iоанну Златоусту («Устъ твоихъ яко же свѣтлость огня...»), въ то время, какъ оставляется въ этотъ день служба какому бы то ни было прилучившемуся великому святому... И было бы святотатствомъ со стороны даже даровитыхъ церковныхъ проповѣдниковъ въ этотъ день, вмѣсто неподражаемаго слова Златоуста, произносить свое: вслѣдствіе глубокаго уваженія къ святителю въ Россіи, въ обычай вошло русскимъ проповѣдникамъ произносить свои слова на вечернѣ въ первый день св. Пасхи.

Огласительное слово (слав.).
Огласительное слово (рус.).
Бесѣда въ недѣлю Святой Пасхи.
Слово о воскресеніи.
Бесѣда на тридневное воскресеніе Господа нашего Iисуса Xриста.
Слово на тридневное воскресеніе Господне.
Бесѣда на Пасху.
Бесѣда на Святую Пасху.
Бесѣда на Пасху.
Слово на Пасху.
Бесѣда на Пасху.
Бесѣда на Пасху.
Бесѣда на Пасху.
Бесѣда о воскресеніи Господнемъ и о женахъ мѵроносицахъ.
Бесѣда на слова: Въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1).

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 37-38.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0