Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Краткое свѣдѣніе объ Эрміѣ Созоменѣ и его Церковной Исторіи.

Эрмій Созоменъ, подобно Сократу, у Фотія называется схоластикомъ [1]; слѣдовательно, по роду гражданскихъ своихъ занятій, онъ принадлежалъ также къ сословію адвокатовъ, или стряпчихъ. Мѣстомъ его рожденія было селеніе Веѳилія, лежавшее недалеко отъ Газы палестинской. По крайней мѣрѣ, въ этомъ селеніи дѣдъ Созомена, первый изъ своего рода, принялъ Христіанство и между окрестными Христіанами славился просвѣщеннымъ своимъ умомъ, знаніемъ божественныхъ Писаній и способностію объяснять казавшіяся темными мѣста ихъ [2]. Притомъ Созоменъ былъ личнымъ свидѣтелемъ святой жизни 3енона [3], занимавшаго епископскій престолъ въ Маіумѣ близъ Газы, слѣдовательно и самъ долженъ былъ жить въ тѣхъ мѣстахъ. Никифоръ, вмѣстѣ съ другими писателями, несправедливо утверждаетъ, будто отечествомъ Созомена надобно почитать Саламинъ — городъ на островѣ Кипрѣ. Поводомъ къ его догадкѣ служитъ только то, что Эрмій Созоменъ называется также саламинскимъ, или правильнѣе, саламанскимъ: но это названіе, по всей вѣроятности, было фамильное, а не отечественное, какъ можно заключать изъ слѣдующихъ обстоятельствъ. Въ пятой книгѣ Церковной Исторіи Созоменъ говоритъ, что дѣдъ его подвигнутъ былъ къ принятію христіанской вѣры чудеснымъ исцѣленіемъ одного своего родственника Алафіона, надъ которымъ до того времени напрасно истощаемы были всѣ средства врачебной науки, и котораго однимъ призываніемъ имени Божія исцѣлилъ нѣкто монахъ Иларіонъ, изгнавъ изъ него демона. Дѣти и внуки этого Алафіона отличались святостію жизни, нищелюбіемъ и другими добродѣтелями, строили также въ окрестностяхъ Газы монастыри и церкви. Позднѣйшіе изъ нихъ, наставленные вышеупомянутымъ Иларіономъ и избравшіе по-видимому родъ жизни монашеской, извѣстны были лично самому писателю Исторіи; ибо съ ними онъ обращался еще въ своемъ дѣтствѣ и этихъ родственниковъ называетъ братьями — Саламаномъ, Фускономъ, Малхіономъ и Криспіономъ [4]. Первый между ими, Саламанъ, вѣроятно былъ родоначальникомъ отдѣльнаго дома Саламанскихъ, къ которому принадлежалъ и Созоменъ. Обращеніемъ Созомена съ этими любителями подвижнической жизни и воспитаніемъ въ ихъ обществѣ, какъ увидимъ послѣ, хорошо объясняются и нѣкоторыя особенности написанной имъ Исторіи. Получивъ начально воспитаніе подъ руководствомъ своихъ родственниковъ, Созоменъ предположилъ потомъ изучить судебное законовѣденіе и для этой цѣли переѣхалъ въ пограничный съ его отечествомъ, финикійскій городъ Беритъ [5], въ которомъ процвѣтало знаменитое въ то время училище правовѣденія, въ исторіи церковныхъ событій памятное намъ, между прочимъ, и изъ жизни мученика Апфіана [6]. Неизвѣстно, сколько времени оставался онъ въ Беритѣ; но послѣ того жилъ уже въ Константинополѣ, гдѣ пріобрѣтенныя изъ науки познанія прилагалъ къ дѣлу, и занимался адвокатствомъ [7].

Первымъ опытомъ собственно литературныхъ трудовъ Созомена было — сокращеніе Церковной Исторіи отъ Рождества Христова до низверженія Ликинія [8]: но это сочиненіе его до насъ не дошло. Потомъ онъ написалъ Церковную Исторію другаго періода времени, долженствовавшую служить продолженіемъ его Сокращенія и предлагаемую нынѣ читателямъ въ русскомъ переводѣ. По предначертанію писателя [9], она должна была обнимать событія Церкви отъ третьяго консульства кесарей Криспа и Константина до семнадцатаго консульства Ѳеодосія Младшаго, то-есть, отъ 324 до 439 года; но на самомъ дѣлѣ этотъ трудъ оканчивается 415 годомъ. Изъ этого видио, что Созоменъ не совсѣмъ выполнилъ свое предначертаніе, и предпринятое сочиненіе довести до конца, вѣроятно, не позволила ему смерть. Нѣкоторыя обстоятельства даютъ также основаніе для догадки, въ которое именно время Созоменъ писалъ свою Исторію. Онъ посвящаетъ ее Ѳеодосію Младшему и, въ своемъ посвященіи восхваляя царя, говоритъ, что Ѳеодосій, во время похода въ Ираклію понтійскую, палимый зноемъ и засыпаемый пылью, не хотѣлъ принять подносимый ему прохладительный напитокъ, размышляя, что въ его войскѣ никто не отказался бы утолить свою жажду подобною жидкостію, и однакожъ воины лишены этого удовольствія. Приводимое здѣсь обстоятельство въ похвалу Ѳеодосія относится, какъ извѣстно, къ 443 году; слѣдовательно Созоменъ началъ писать свою Исторію послѣ сего времени. А продолжался его трудъ далѣе 446 года; потому что въ послѣдней книгѣ онъ упоминаетъ о константинопольскомъ епископѣ Проклѣ, какъ объ архипастырѣ уже умершемъ; по Проклъ умеръ въ 446 году.

Излагая Исторію Церкви, Созоменъ, по всей вѣроятности, имѣлъ предъ глазами Церковную Исторію Сократа и заимствовалъ изъ ней особенно описаніе тѣхъ лицъ и событій, которыя относились къ новаціанской сектѣ. Это видно изъ похвалъ, расточаемыхъ въ его сочиненіи новаціанскимъ епископамъ. Но личнаго пристрастія къ ученію сихъ еретиковъ онъ конечно не имѣлъ, потому что во многихъ случаяхъ порицаетъ жестокосердіе новаціанъ къ согрѣшившимъ [10]. Притомъ, его Исторія вездѣ сохраняетъ свой особенный характеръ, котораго отличительныя черты видны частію въ духѣ и направленіи повѣствованія, частію въ предпочтительномъ развитіи извѣстныхъ историческихъ предметовъ. Въ томъ и другомъ отношеніи трудъ Созомена надобно понимать, какъ необходимое и весьма важное пополненіе сочиненія Сократова. Воспитанный подъ руководетвомъ благочестивыхъ подвижниковъ, Созоменъ на всѣ — даже внѣшнія произшествія постоянно смотритъ съ нравственной и религіозной точки зрѣнія и съ особенною полнотою излагаетъ тѣ историческія событія, которыя касались египетскихъ, сирскихъ, палестинскихъ, понтійскихъ, арменскихъ и озроенскихъ пустынниковъ, чего у Сократа почти вовсе нѣтъ. Но съ другой стороны, превосходя Сократа обширностію и разнообразіемъ матеріаловъ, онъ, по суду Фотія [11], уступаетъ ему въ строгости сужденій. Тоже почти надобно сказать и о языкѣ Созомена. Языкъ Исторіи Созоменовой наряднѣе, чѣмъ языкъ Сократа; но за то ему недостаетъ простоты и точности языка Сократова.

Примѣчанія:
[1] Phot. Cod. 30. p. 17.
[2] Sozom. L. V. c. 15.
[3] Sozom. L. VII. c. 28.
[4] Sozom. L. V. c. 32.
[5] Vales. de vit. et script. Socratis alque Sozomeni. p. XV.
[6] Евсевій Памфилъ. О палестинскихъ мученикахъ, гл. 4.
[7] Sozom. L. II. c. 3.
[8] Ibid. L. I. c. 1.
[9] Ibid. proleg.
[10] Sozom. L. I. c. 21. L. VII. c. 16.
[11] Phot. Cod. 30. p. 17.

Источникъ: Церковная исторія Эрмія Созомена Саламинскаго. — СПб.: Въ типографіи Фишера, 1851. — С. 3-6.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0