Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Діонисій Александрійскій († 265 г.)
Посланія и письма

2. Къ Домицію и Дидиму [1].

I. Перечислять нашихъ (мучениковъ) поименно было бы излишне, такъ какъ ихъ много, да они и неизвѣстны вамъ. Знайте, но крайней мѣрѣ, что мужчины и женщины, юноши и старцы, дѣвы и старицы, воины и поселяне, люди обоего пола и всякаго возраста, одержавъ побѣду въ борьбѣ, получили вѣнцы одни посредствомъ бичей и огня, другіе посредствомъ желѣза. Для иныхъ же недостаточно было и самаго долгаго времени, чтобы сдѣлаться благопріятными Господу, какъ недостаетъ его донынѣ и для меня. Онъ оставилъ мнѣ жизнь до другого удобнаго времени, какое Самъ знаетъ, ибо Самъ Онъ сказалъ: во время пріятно послушахъ тебе и въ день спасенія помогохъ ти (Ис. 49, 8).

Но вы разспрашиваете о томъ, что случилось съ нами и желаете знать, въ какомъ положеніи находимся мы теперь. Конечно, вы (уже) слышали, какъ въ то время, когда центуріонъ и начальники (городской стражи) [2] съ бывшими при нихъ воинами и служителями вели въ узахъ меня, Гайя, Фавста, Петра и Павла, напали на насъ нѣкоторые изъ мареотовъ и несмотря на наше нерасположеніе слѣдовать за ними, захватили и повлекли насъ силою. А теперь я, Гаій и Петръ, одни, въ разлукѣ съ прочими братьями, терпимъ заключеніе въ пустынномъ и грязномъ мѣстѣ Ливіи на разстояніи трехъ дней пути отъ Паретонія [3].

II. А въ городѣ [4] скрылись съ цѣлью тайно посѣщать братьевъ пресвитеры Максимъ, Діоскоръ, Дмитрій и Луцій, (извѣстнѣйшіе въ мірѣ Фавстинъ и Акила блуждаютъ въ Египтѣ), а также и оставшіеся послѣ умершихъ отъ болѣзни [5] діаконы Фавстъ, Евсевій и Хэремонъ. Евсевія Богъ съ самаго начала укрѣпиль и уготовалъ для безбоязненнаго служенія бывшимъ подъ стражею исповѣдникамъ и для небезопаснаго погребенія тѣлъ почившихъ и блаженныхъ мучениковъ [6]. Правитель (города) и донынѣ не перестаетъ однихъ изъ приводимыхъ къ нему, какъ я сказалъ, жестоко умерщвлять, другихъ терзать пытками, иныхъ изнурять темницами и узами и предписываетъ, чтобы никто не приближался къ нимъ, наблюдая, не попадется ли кто-нибудь. И однако Богъ, благодаря ревности и неусыпности братій, облегчаетъ страдальцевъ.

Примѣчанія:
[1] Изъ Церковной исторіи Евсевія (VII, 11). Евсевій относитъ это посланіе ко времени гоненія Валеріана; но въ посланіи рѣчь идетъ о тѣхъ событіяхъ, которыя случились со св. Діонисіемъ во время Декія, и о которыхъ онъ самъ разсказываетъ болѣе подробно и ясно въ посланіи къ Герману (Евсевій, ibid, VI, 40). Стсюда слѣдуетъ, что и въ посланіи къ Домицію и Дидиму св. Діонисій говоритъ также о гоненіи Декія.
[2] Слово στρατηγῶν Валезій въ примѣчаыіи на это мѣсто объясняетъ въ смыслѣ указанія на дуумвировъ (duumviri) или магистратовъ (magistratus) города Александріи, справедливо замѣчая, что не было надобности посылать вмѣстѣ съ центуріономъ еще и военачальниковъ, которые сами никогда не сопровождали преступниковъ на мѣсто ссылки. Дуумвиры и магистраты, хотя и занимали менѣе видное положеніе по сравненію съ военачальниками, назывались у грековъ также военачальниками. Они обязаны были задерживать преступниковъ, подвергать ихъ предварительному заключенію, приводить къ судьямъ и сопровождать на мѣсто ссылки. У св. Аѳанасія въ посланіи къ монахамъ есть весьма ясныя указанія на то, что въ Александріи, кромѣ римскихъ войскъ, существовала городская стража, имѣвшая особыхъ начальниковъ (Творенія св. Аѳанасія, часть 2, Москва 1852, стр. 136 и 157, гдѣ «градскій военачальникъ» Горгоній отличается отъ «дуковъ» или римскихъ военачальниковъ Себастіана и Сиріана).
[3] Приморскій городъ въ Мармарикскомъ округѣ Ливіи.
[4] Между первымъ и вторымъ фрагментомъ посланія Евсевій вставляетъ замѣчаніе: «потомъ нѣсколько ниже (Діонисій) говоритъ».
[5] Разумѣется моровая язва, свирѣпствовавшая въ Александріи почти во все время епископскаго служенія св. Діонисія.
[6] По свидѣтедьству св. Аѳанасія (Vita b. Antonii), «у египтянъ былъ обычай благоговѣйно погребать тѣла усопшихъ и особенно св. мучениковъ, завертывать ихъ въ полотно, не (тот-часъ) предавать ихъ землѣ, а возлагать на ложе и хранить въ частныхъ помѣщеніяхъ».

Печатается по изданію: Творенiя св. Дiонисiя Великаго, епископа Александрiйскаго, въ русскомъ переводѣ. – Изданiе Казанской Духовной Академiи. / Пер., прим. и введ. свящ. А. Дружинина, подъ редакцiей э. о. проф. Л. Писарева. – Казань: Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1900. – С. 46-48.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0