Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Діонисій Ареопагитъ († 96 г.)
Священноначальнику Поликарпу
[1].

Я никогда не состязался ни съ еллинами, ни съ кѣмъ другимъ, — въ той мысли, что для людей добрыхъ довольно узнать и сказать истину, какъ она есть сама въ себѣ. Ибо когда законъ истины вѣрно покажетъ и ясно откроетъ существо дѣла, то все несообразное съ нимъ и только носящее видъ истины тотчасъ обнаружится, обнаружитъ отличительную черту свою, свою противузаконность, свою личину. Посему раскрывающій истину вовсе не имѣетъ нужды состязаться съ тѣми или другими противниками: ибо каждый говоритъ, что именно онъ обладаетъ царскою медалью, хотя у инаго находится, можетъ быть, только обманчивое подобіе какой нибудь малѣйшей частицы истины. Попытайся обличить это заблужденіе, вдругъ одинъ за другимъ начнутъ спорить съ тобою. Но когда слово истины будетъ положено твердо и останется непоколебимымъ, не смотря на противорѣчіе другихъ словъ, то все, что съ нимъ несогласно, падетъ само собою, — по причинѣ самой непоколебимости истины. Будучи увѣренъ въ справедливости сей мысли, я не спѣшилъ говорить съ еллинами и съ другими: для меня достаточно, если бы только Богъ далъ, во-первыхъ узнать истину, во-вторыхъ, какъ должно, высказать ее.

Между тѣмъ ты говоришь, что Софистъ Аполлофанъ порицаетъ меня и называетъ отцеубійцею за то, что я непризнательно пользуюсь греческимъ образованіемъ противъ грековъ. Вопреки сему обвиненію можно бы сказать съ бóльшею справедливостію, что именно греки непризнательно пользуются Божественнымъ противъ Божественнаго, когда Божіею мудростію стараются разрушить Божію же религію. Это говорю я конечно не о мнѣніяхъ простаго народа, который, матеріально и буквально принимая вымыслы поэтовъ, служитъ болѣе твари, нежели Творцу: нѣтъ, я говорю, что самъ Аполлофанъ непризнательно пользуется Божественнымъ противъ Божественнаго; потому что знаніе сущаго, которое онъ правильно называетъ философіею, а Божественный Павелъ — мудростію Божіею, должно бы возводить истинныхъ философовъ къ Причинѣ какъ бытія сущаго, такъ и познанія его. Если Аполлофанъ заботится болѣе о раскрытіи справедливости собственнаго мнѣнія, нежели о показаніи несправедливости чужаго, то не можетъ не знатъ, какъ мудрецъ, что нельзя предположить ни какой перемѣны въ устройствѣ и движеніи неба безъ воли Творца, Который и далъ ему бытіе, и сохраняетъ оное, и есть причина его движенія, Который, по свидѣтельству Священнаго Писанія, все созидаетъ и измѣняетъ. Почему же Аполлофанъ не благоговѣетъ предъ Тѣмъ, Который уже и въ этомъ отношеніи является истиннымъ Богомъ всяческихъ? Почему онъ не удивляется сей всемірной Причинѣ и неизреченному ея могуществу? — Ея дивною силою и распоряженіемъ солнце и луна, вмѣстѣ со всею вселенною, нѣкогда приведены были въ совершенную неподвижность, такъ что чрезъ цѣлый день все оставалось подъ тѣми же созвѣздіями, и, что еще удивительнѣе, — тогда какъ первостепенныя сферы, въ коихъ заключаются прочія, продолжали вращаться, содержащіяся въ нихъ сферы стояли неподвижно. Ея же силою почти утроенъ былъ другой день [2], такъ что, въ продолженіе всѣхъ двадцати часовъ, или вселенная совершила противуположное шествіе и обратныя круговращенія, или солнце, сокративъ въ пятиповоротное свое движеніе [3] въ десятичасовое время, въ продолженіе другихъ десяти часовъ исполнило тоже самое движеніе какимъ-то новымъ путемъ. Это явленіе такъ изумило Вавилонянъ, что они, признавъ Езекію какбы равнымъ Богу и гораздо высшимъ человѣка, покорились ему безъ сраженія.

Я уже не говорю о дивныхъ событіяхъ, совершившихся въ Египтѣ, о божественныхъ знаменіяхъ, произведенныхъ въ другихъ мѣстахъ; я упоминаю только о тѣхъ небесныхъ явленіяхъ, которыя всеобщи, извѣстны вездѣ и всѣмъ. Аполлофанъ конечно скажетъ, что все сіе несправедливо: но это сохранилось въ священныхъ сказаніяхъ персовъ, и маги донынѣ празднуютъ память тройственнаго Митры [4]. Впрочемъ онъ не вѣритъ сему, можетъ быть, по незнанію или неопытности: напомни же ему, по крайней мѣрѣ, о затмѣніи, бывшемъ при распятіи Іисуса Христа; тогда мы оба находились въ Иліополисѣ [5], глазъ на глазъ, и смотрѣли на дивное совпаденіе солнца и луны (этому совпаденію въ то время быть не слѣдовало) [6]; а потомъ видѣли, какъ луна вдругъ, отдѣлившись отъ солнца, съ девяти часовъ до вечера стояла противъ него и опять вполнѣ освѣщалась его лучами. Напомни ему также и о другомъ обстоятельствѣ, что это совпаденіе, какъ обыкновенно, началось съ восточной дуги солнца и продолжалось въ противоположной его оконечности, а потомъ луна вдругъ обратилась назадъ и очистила прежде не ту сторону, которую сначала закрыла, а противоположную ей (западную). Вотъ явленія, въ то время произшедшія, — такія явленія, которыя могли быть произведены однимъ Христомъ, Высочайшею причиною всякаго бытія, совершающею великая и дивная, имже нѣсть числа!

Скажи Аполлофану, если нужно, все сіе, и если можно, обличи его тѣмъ, что тогда онъ со мною и вмѣстѣ былъ, и вмѣстѣ смотрѣлъ, и вмѣстѣ разсуждалъ, и вмѣстѣ удивлялся; тогда онъ даже проникнутъ былъ какъ будто духомъ пророчества и, обратившись ко мнѣ, говорилъ: «любезный Діонисій! это измѣненіе порядка есть дѣло Божіе». Того, что я теперь сказалъ, для письма довольно, а чего недостаетъ, дополнишь самъ, и сего, во многомъ мудраго мужа, совершенно обратишь къ Богу. Можетъ быть, онъ и не откажется признать съ кротостію сердца истину нашей вѣры, стоящую выше всякой человѣческой мудрости.

Примѣчанія:
[1] Святый Поликарпъ, къ которому написано сіе письмо, былъ Епископъ Смирнскій, ученикъ Святаго Іоанна Богослова (Iren. L. III. adu. filsi nominis scientiam).
[2] Св Діонисій въ этомъ мѣстѣ говоритъ о возвратномъ движеніи солнца на десять ступеней, совершившемся при царѣ Езекіи, по молитвѣ Пророка Исаіи (4 Цар. 20, 11).
[3] Схоліасты Св. Діонисія, св. Максимъ и Пахимеръ, подъ именемъ пятиповоротнаго движенія солнца разумѣютъ обыкновенные четыре поворота его отъ тропиковъ къ экватору и отъ экватора къ тропикамъ, и пятый, совершаемый обратнымъ направленіемъ солнца. По сему изъясненію чудо обратнаго движенія солнца состояло въ томъ, что оно въ десять часовъ протекло всю орбиту годоваго круга и явилось снова на горизонтальной точкѣ востока, подъ тѣмъ же самымъ созвѣздіемъ; ибо иначе созвѣздію надлежало бы измѣниться, а сообразно съ симъ измѣненіемъ, измѣнился бы и путь солнца.
[4] Подъ именемъ Митры персы поклонялись солнцу и почитали его тройственнымъ, по свидѣтельству св. Діонисія, въ память троекратно совершеннаго имъ небеснаго пути въ одинъ день, при царѣ Езекіи.
[5] Иліополисъ, городъ въ нижнемъ Египтѣ.
[6] Распятіе Іисуса Христа произошло въ полнолуніе; въ это время, по обыкновенному ходу небесныхъ свѣтилъ, солнечному затмѣнію быть не слѣдовало.

Источникъ: Святаго Діонисія Ареопагита, Письма: Священноначальнику Поликарпу. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова и К°. — 1838 г. — Часть IV. — С. 283-290.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0