Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Объ Ученіи 12-ти апостоловъ (Дидахи)

Полное заглавіе этого памятника, открытаго греческимъ митрополитомъ Филоѳеемъ Вріенніемъ въ 1883 г. въ единственной рукописи XI в. – «Διδαχὴ Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων τοῖς ἔθνεσιν». Въ прошломъ изслѣдователи (Барденгеверъ, проф. Писаревъ, проф. Поповъ и др.) считали, что это произведеніе появилось въ послѣднемъ десятилѣтіи I вѣка. Въ настоящее время спеціалисты полагаютъ, что оно написано, вѣроятнѣе всего, въ первой половинѣ II-го вѣка въ Сиріи. Авторомъ его, по-видимому, является христіанинъ іудейскаго происхожденія.

Общее содержаніе. — Въ этомъ произведеніи авторъ ярко рисуетъ жизнь раннехристіанскихъ общинъ. По своему характеру это сочиненіе нравоучительное: въ немъ содержатся краткія наставленія о двухъ путяхъ — жизни и смерти (1-6 главы), указанія относительно крещенія, постовъ и милостыни (7-8 гл.) и совершенія Евхаристіи (9-10). Во 2-ой части содержатся свѣдѣнія о взаимоотношеніяхъ христіанскихъ общинъ того времени; заключительная глава представляетъ собой призывъ къ бодрствованію въ наступающія послѣднія времена. далѣе>>

Текстъ памятника

«Дидахи».
Ученіе двѣнадцати апостоловъ.

Ученіе Господа чрезъ посредство двѣнадцати апостоловъ къ народамъ:

1. Есть два пути, одинъ путь жизни, а другой смерти, и между обоими путями существуетъ великое различіе. Путь жизни таковъ: во-первыхъ, возлюби Бога, сотворившаго тебя; во-вторыхъ — ближняго какъ самого себя, и чего не желаешь, чтобы тебѣ дѣлали, не дѣлай другому. И ученіе этихъ двухъ заповѣдей таково: благословляйте проклинающихъ васъ, и молитесь за враговъ вашихъ, и поститесь за тѣхъ, которые преслѣдуютъ васъ; ибо какое благодѣяніе, когда вы любите тѣхъ, которые любятъ васъ? Не дѣлаютъ ли и язычники тоже? Но вы любите тѣхъ, которые ненавидятъ васъ, и тогда у васъ не будетъ врага. Воздерживайтесь отъ плотскихъ и мірскихъ похотей. Если кто ударитъ тебя въ правую щеку, подставь ему и другую, и ты будешь совершенъ. Если кто заставитъ тебя идти одно поприще, иди съ нимъ и другое. Если кто возьметъ у тебя верхнее платье, отдай ему и нижнее. Если кто возьметъ отъ тебя то, что принадлежитъ тебѣ, не спрашивай обратно, ибо ты не можешь. Дай всякому просящему у тебя и не спрашивай обратно, ибо Отецъ хочетъ, чтобы дары раздавались всѣмъ изъ тѣхъ благъ, которыя получилъ каждый. Блаженъ дающій по заповѣди сей, ибо онъ будетъ свободенъ отъ наказанія. Горе принимающему; ибо если кто принимаетъ по нуждѣ, то будетъ свободенъ отъ наказанія, а кто не по нуждѣ, тотъ будетъ подверженъ суду, зачѣмъ онъ принялъ и для какой цѣли, и схваченный онъ будетъ допрошенъ о томъ, что онъ дѣлалъ, и не будетъ выпущенъ, пока не выплатитъ послѣдняго кодранта; но о семъ сказано также: пусть милостыня твоя прѣетъ въ рукѣ твоей, пока ты не узнаешь, кому даешь.

2. И вторая заповѣдь ученія такова: не убей; не прелюбодѣйствуй; не соблазняй отроковъ; не сотвори блуда; не укради; не будь причастенъ къ волшебству; не употребляй зелій; не умерщвляй зародыша и не убивай рожденныхъ; не пожелай того, что принадлежитъ твоему ближнему; не совершай клятвопреступничества; не лжесвидѣтельствуй; не злословь; не злопамятствуй; не будь двоедушенъ или двухъязыченъ, ибо двухъязычіе есть сѣть смерти; да не будетъ слово твое ложно или пусто, но согласно съ дѣломъ твоимъ. Не будь алчнымъ, или хищнымъ, не будь лицемѣромъ, злоумышленникомъ, или надмѣннымъ. Не злоумышляй противъ ближняго твоего. Не ненавидь никого, но иныхъ обличай, за другихъ молись, и иныхъ люби болѣе собственной души.

3. Сынъ мой, бѣги отъ зла и отъ всего подобнаго ему. Не предавайся гнѣву, ибо гнѣвъ приводитъ къ убійству; и не будь завистливъ, сварливъ или вспылчивъ, потому что убійства происходятъ отъ всего этого. Сынъ мой, не будь похотливъ, ибо похоть приводитъ къ блуду и не употребляй срамныхъ словъ, не бросай сладострастныхъ взглядовъ, ибо отъ всего этого происходитъ прелюбодѣяніе. Сынъ мой, не прибѣгай къ гадательствамъ, ибо это ведетъ къ идолопоклонству. Сынъ мой, не будь лживъ, ибо ложь приводитъ къ татьбѣ; не будь сребролюбивъ, или честолюбивъ; отъ всего этого происходитъ татьба. Сынъ мой, не ропщи, ибо это приводитъ къ богохульству. Не будь упорнымъ, или зломысленнымъ, ибо отъ всего этого происходитъ богохульство. Но будь кротокъ, ибо кроткіе наслѣдуютъ землю. Будь долготерпѣливъ, и милостивъ, незлобивъ, кротокъ и добръ и всегда боящійся словъ, которыя ты услышалъ. Не превозносись и не допускай надмѣнности въ душѣ твоей. Душа твоя не должна бить съ высокими, но ты долженъ обитать съ праведными и смиренными. Принимай все, что ни случится съ тобой, за благо, зная, что ничего не происходитъ безъ Бога.

4. Сынъ мой, помни денно и нощно того, кто преподаетъ тебѣ Слово Божіе, почитай его какъ Господа, ибо гдѣ преподается слава Господня, тамъ и Господь. Каждый день ищи присутствія святыхъ, чтобы пребывать въ словахъ ихъ. Не желай раскола, но умиряй и тѣхъ, что мятутся. Суди праведно. Не лицепріятствуй при обвиненіи за преступленія. Не будь сомнителенъ (въ молитвѣ), исполнится ли она, или нѣтъ. Не протягивай руки для принятія и не удаляй руки для даянія. Если имѣешь что нибудь въ рукѣ твоей, ты долженъ отдать въ выкупъ за грѣхи твои. Не колеблись въ даяніи и не ропщи когда даешь, ибо ты узнаешь, кто добрый воздаятель. Не отвращайся отъ того, кто въ нуждѣ, раздѣли все съ братомъ твоимъ и не говори, что это твое. Ибо если вы соучастники въ томъ, что безсмертно, кольми паче въ томъ, что смертно. Не отнимай руки отъ сына или дочери твоей, но научай ихъ страху Божію отъ юности. Не давай приказаній рабу твоему или рабынѣ, которыя уповаютъ на одного Бога съ тобою, въ гнѣвѣ, дабы они не перестали бояться Бога, который надъ нами; ибо Онъ пришелъ призвать людей не взирая на лица, но тѣхъ, кого предуготовилъ духъ. И вы, рабы, подчиняйтесь господамъ вашимъ, какъ подобію Бога, въ смиреніи и страхѣ. Ненавидь всякое лицемѣріе и все, что непріятно Господу. Не пренебрегай заповѣдями Господа, но соблюдай ихъ, какъ принялъ, не прибавляя къ нимъ, и не отнимая отъ нихъ. Исповѣдуй грѣхи твои въ церкви и не приходи на молитву съ злымъ сердцемъ. Это путь жизни.

5. А путь смерти таковъ: Прежде всего, онъ злой и полонъ проклятія; на немъ убійство, прелюбодѣянія, похоти, блудъ, воровство, идолопоклонство, колдовство, зелья, хищничество, лжесвидѣтельство, лицемѣріе, двоесердечіе, обманъ, гордость, злоба, самовольство, алчность, злоязычіе, зависть, дерзость, заносчивость, пышность; гонители добра, ненавистники истины, любящіе ложь, не знающіе награды праведности, не пребывающіе въ добрѣ или праведномъ судѣ; наблюдающіе не добро, но зло; далекіе отъ кротости и терпѣнія, любящіе суетное, ищущіе награды, немилосердные къ бѣдному, не трудящіеся вмѣсто того, кто подавленъ трудомъ, не знающіе того, кто сотворилъ ихъ, дѣтоубійцы, растлители Божіихъ созданій, отвращающіеся отъ тѣхъ, кто въ нуждѣ, удручающіе обремененныхъ, утѣшители богатыхъ, неправедные судьи бѣдныхъ, грѣшники во всемъ. Отвращайтесь, чада, отъ всѣхъ такихъ.

6. Берегись, чтобы никто не увлекъ тебя съ этого пути ученія, ибо такой учитъ не тому, что отъ Бога. Ибо если ты можешь понести все иго Господне, ты будешь совершенъ; но если не можешь, то дѣлай то, что можешь. А что касается пищи, то понеси, что можешь; но воздерживайся отъ всего, что приносится въ жертву идоламъ, ибо это есть служеніе мертвымъ богамъ.

7. Касательно крещенія, крестите такъ: научивъ предварительно всему этому, крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа, въ текучей водѣ; а если нѣтъ текучей воды, то крестите въ другой водѣ; если не можете въ холодной, крестите въ теплой; а если не можешь ни въ той, ни въ другой, то полей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И предъ крещеніемъ пусть тотъ, кто креститъ и тотъ, кто крестится, и всѣ другіе, кто могутъ, постятся, и ты долженъ повелѣть крещенному поститься предъ тѣмъ одинъ или два дня.

8. Ваши посты да не будутъ съ лицемѣрами, ибо они постятся во второй и пятый день недѣли; но вы должны поститься въ четвертый (среда) и въ день приготовленія (пятница), и не молитесь какъ лицемѣры, но какъ Господь повелѣлъ въ евангеліи, молитесь такъ: Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ... (и пр.)... ибо Твоя есть сила и слава во вѣки. Молитесь такъ трижды въ день.

9. Касательно евхаристіи, благодарите такъ. Прежде всего о чашѣ: «Благодаримъ Тебя, Отче нашъ, за святый виноградъ Давида раба Твоего (παιδός σου), который Ты далъ намъ познать чрезъ Іисуса, Сына Твоего (παιδός σου). Тебѣ слава во вѣки». И о преломленномъ хлѣбѣ: «Благодаримъ Тебя, Отче нашъ, за жизнь и знаніе, которыя Ты далъ намъ познать чрезъ Іисуса Сына Твоего. Тебѣ слава во вѣки. Какъ этотъ хлѣбъ, преломляемый нами, былъ разсѣянъ по холмамъ и собранный вмѣстѣ сталъ единымъ, такъ и Церковь Твоя да соберется отъ концовъ земли въ царство Твое; ибо Твоя есть слава и сила, чрезъ Іисуса Христа, во вѣки». И пусть никто не ѣстъ и не пьетъ вашей евхаристіи кромѣ тѣхъ, которые крещены во имя Господне; ибо о семъ сказалъ Господь: не давайте святыни псамъ.

10. И послѣ принятія (букв. наполненія, насыщенія), благодарите такъ: «Благодаримъ Тебя, Святый Отче, за святое имя Твое, которое Ты водворилъ въ сердцахъ нашихъ, и за познаніе и вѣру въ безсмертіе, которыя Ты явилъ намъ чрезъ Іисуса, Сына Твоего. Тебѣ слава во вѣки. Ты, всемогущій Господь, сотворилъ все ради имени Твоего и далъ пищу и питье людямъ въ наслажденіе, дабы они благодарили Тебя; и насъ сподобилъ Ты духовныхъ пищи и питія, и жизни вѣчной, чрезъ Сына Твоего; и наипаче благодаримъ Тебя, потому что Ты всемогущъ. Тебѣ слава во вѣки. Помяни Господи, Церковь Твою, избавь ее отъ всякаго зла, и усоверши ее въ Твоей любви; и собери ее отъ четырехъ вѣтровъ, освященную церковь; въ царство Твое, предъуготованное Тобою; ибо Твоя есть сила и слава во вѣки. Да пріидетъ благодать, и да прейдетъ міръ сей: Осанна Сыну Давидову! Если кто святъ, пусть приходитъ; кто нѣтъ — пусть кается. Маранаѳа. Аминь». Пророки-же пусть воздаютъ благодареніе, по изволенію.

11. Всякій, кто придетъ и будетъ учить васъ всему вышеизложенному, принимайте; но если самъ учитель будетъ преподавать иное ученіе, чтобы ниспровергнуть это, не слушайте его; но если онъ начинаетъ преподавать праведность и познаніе Господа, принимайте его, какъ Господа, а что касается апостоловъ и пророковъ, поступайте съ ними по евангелію. Пусть всякій апостолъ, приходящій къ вамъ, будетъ принятъ какъ Господь; но онъ не долженъ оставаться болѣе одного дня, и если нужно, еще одного; если же онъ останется три дня, онъ ложный пророкъ. Пусть всякій приходящій апостолъ ничего не принимаетъ кромѣ хлѣба и то лишь столько, чтобы достало на время до прихода его въ другое мѣсто; но если онъ спроситъ денегъ, онъ ложный пророкъ. Но всякаго пророка, говорящаго духомъ, вы не должны испытывать или судить, ибо всякій грѣхъ простится, но этотъ не простится. Но не всякій говорящій духомъ есть пророкъ, но тотъ, кто имѣетъ пути Господни. Ложный и истинный пророкъ поэтому будутъ познаны по путямъ ихъ. Пророкъ, назначающій пищу для бѣдныхъ въ духѣ, не долженъ ѣсть отъ нея; если онъ ѣстъ, то ложный пророкъ. И всякій пророкъ, поучающій истинѣ, если онъ не дѣлаетъ по своему ученію, есть ложный пророкъ. Но пророкъ, признанный и истинный, который собираетъ церковныя собранія для тайны міра сего, но не учитъ другихъ дѣлать то, что дѣлаетъ самъ, не долженъ быть судимъ вами, ибо онъ имѣетъ судъ свой въ Богѣ; такъ дѣлали и древніе пророки; но всякаго, кто скажетъ въ духѣ — дай мнѣ денегъ или чего-нибудь еще, вы не должны слушать; но если онъ желаетъ, чтобы вы дали для другихъ, находящихся въ нуждѣ, то пусть никто не судитъ его.

12. Всякій, приходящій во имя Господне, долженъ быть принятъ, и затѣмъ испытавъ его, вы узнаете, что такое онъ, ибо вы будете имѣть разумѣніе праваго и ложнаго. Если приходящій есть странникъ, помогите ему, насколько можете, но онъ не долженъ оставаться съ вами болѣе трехъ или четырехъ дней, если требуется нуждой; а если онъ желаетъ поселиться съ вами, то если онъ ремесленникъ, пусть трудится и да ѣстъ, но если не имѣетъ занятія, то примите мѣры по вашему усмотрѣнію, чтобы онъ не жилъ празднымъ христіаниномъ у васъ; а если онъ не будетъ трудиться, то онъ хочетъ жить на счетъ Христа. Берегитесь таковыхъ.

13. Но всякій истинный пророкъ, желающій оставаться съ вами, достоинъ своей трапезы; равно и истинный учитель, подобно всякому трудящемуся, достоинъ своей трапезы. Поэтому возьми и дай пророкамъ начатки отъ винограднаго точила и гумна, отъ воловъ и овецъ, ибо они ваши первосвященники; а если вы не имѣете пророка, дайте ихъ бѣднымъ. Если дѣлаешь пиръ, возьми первые плоды и дай ихъ согласно заповѣди. Равнымъ образомъ, когда ты открываешь сосудъ съ виномъ или масломъ, возьми первые плоды и дай пророкамъ, возьми начатки серебра твоего, и твоихъ одѣяній, и всего владѣнія — насколько посильно для тебя, и дай по заповѣди сей.

14. Собирайтесь въ день Господень, преломляйте хлѣбъ и благодарите, исповѣдавъ грѣхи свои, дабы жертва ваша была чиста. Всякій, имѣющій распрю съ собратомъ своимъ, пусть не присоединяется къ вамъ, пока не примирится, дабы жертва ваша не осквернялась; ибо для сего сказалъ Господь: На всякомъ мѣстѣ и во всякое время должно приносить Мнѣ жертву чистую; ибо Я Царь великій, говоритъ Господь, и Мое имя дивно въ народахъ».

15. Поставляйте себѣ епископовъ и діаконовъ, достойныхъ Господа, кроткихъ, не сребролюбивыхъ, истинныхъ и испытанныхъ мужей; ибо они также исполняютъ для васъ служеніе пророковъ и наставниковъ. Не пренебрегайте ими, ибо они ваши почтенные мужи, вмѣстѣ съ пророками и наставниками. Обличайте другъ друга, но не въ гнѣвѣ, а мирно, какъ сказано въ Евангеліи; и если кто дѣлаетъ не правое другому, пусть никто не говоритъ съ нимъ, и никто не слушаетъ его, пока онъ не раскается. И совершайте ваши молитвы, и милостыни и всѣ ваши дѣла, какъ показано въ Евангеліи нашего Господа.

16. Будьте бдительны относительно жизни своей; пусть ваши свѣтильники не будутъ погашены, ваши чресла непрепоясаны, но будьте готовы, ибо вы не знаете часа, когда придетъ нашъ Господь. Вы должны часто собираться вмѣстѣ, изслѣдуя то, что потребно душѣ; ибо все время вашей вѣры не принесетъ вамъ пользы, если вы не будете совершенны въ послѣдній мигъ. Ибо въ послѣдніе дни будетъ много ложныхъ пророковъ и обольстителей, и овцы обратятся въ волковъ, и любовь превратится въ ненависть; съ возрастаніемъ беззаконія люди будутъ ненавидѣть другъ друга, преслѣдовать и предавать одинъ другаго; и тогда явится мірообольститель на подобіе Сына Божія, будетъ совершать знаменія и чудеса, земля будетъ предана въ его руки, и онъ будетъ совершать беззаконія, какихъ никогда не совершалось отъ начала міра. Тогда родъ человѣческій придетъ на огненный судъ, многіе соблазнятся и погибнутъ, но тѣ, которые останутся въ своей вѣрѣ, спасутся отъ проклятія. И затѣмъ явятся знаменія истины; во-первыхъ знаменіе откровенія въ небѣ; затѣмъ знаменіе голоса трубнаго, и въ третьихъ — воскресеніе мертвыхъ — не всѣхъ, но какъ сказано: пріидетъ Господь и всѣ его святые съ Нимъ. Тогда міръ увидитъ Господа, грядущаго на облацѣхъ небесныхъ.

Источникъ: Иностранная церковная жизнь. («Ученіе двѣнадцати апостоловъ».— Русскій текстъ и нѣкоторыя замѣчанія о церковно-историческомъ значеніи документа.). // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб., 1884. — Томъ III. — С. 687-693.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0