Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

О св. Ермѣ и его книгѣ «Пастырь».

Ермъ, римскій христіанинъ конца I вѣка, упоминаемый ап. Павломъ въ Посланіи къ Римлянамъ (XVI, 14). Климентъ Александрійскій (Strom. I, 17. 29; II, 1. 9. 12; VI, 15), Оригенъ (Comment. in Rom. X, 31), Евсевій Кесарійскій (Hist. eccl. III, 3), блаж. Іеронимъ (De vir. ill., 10), а вслѣдъ за ними и большинство позднѣйшихъ ученыхъ приписываютъ ему замѣчательнѣйшее произведеніе первохристіанской письменности — книгу «Пастырь». Въ самомъ «Пастырѣ» о его авторѣ сообщается, что онъ жилъ въ Римѣ во времена св. Климента, папы Римскаго († 101 г.), былъ сначала богатъ, занимался мірскими дѣлами (по-видимому торговлей), причемъ не всегда соблюдалъ правду, имѣлъ злоязычную жену и порочныхъ сыновей, къ которымъ не былъ достаточно строгъ, и за это былъ наказанъ отъ Бога потерей богатства. Недоумѣвая о причинахъ этого постигшаго его бѣдствія, Ермъ былъ вразумленъ объ этомъ въ рядѣ бывшихъ ему видѣній. Эти наставленія и видѣнія, записанныя Ермомъ, и составляютъ содержаніе книги «Пастырь». По формѣ изложенія «Пастырь» Ерма принадлежитъ къ числу апокалиптическихъ произведеній древней литературы; ближайшимъ образцомъ для него послужила 3-я книга Ездры. Св. Ириней Ліонскій (Hist. eccl. IV, 20), путешествовавшій въ Римъ въ 178 г., Климентъ Александрійскій (Strom. I, 29; II, 1; VI, 15) и Тертулліанъ (De orat., 16) ссылаются на слова книги «Пастырь», какъ на слова Писанія, богодухновенныя. «Пастырь» Ерма извѣстенъ въ пяти редакціяхъ (въ греч. подлинникѣ и въ переводахъ лат. и эѳіоп.). Впервые былъ напечатанъ въ 1513 г. въ Парижѣ, критическое изданіе вышло въ 1685 г. въ Оксфордѣ. Русскіе переводы — 1) Отрывокъ изъ 2-й книги «Пастыря» о двѣнадцати заповѣдяхъ, ХЧ, 1838, ч. 3; 2) Полный переводъ въ «Писаніяхъ мужей апостольскихъ», изд. прот. Петромъ Преображенскимъ, М., 18601; Спб., 18952.

Текстъ памятника

Св. Ермъ († 96 г.)
«Пастырь».
Книга вторая — Заповѣди.

Предисловіе [1].

Когда я помолился дома и сидѣлъ на ложѣ [2], вошелъ ко мнѣ человѣкъ почтеннаго вида, въ пастушеской одеждѣ: на немъ былъ бѣлый плащъ, сума за плечами и посохъ въ рукѣ. Онъ привѣтствовалъ меня, и я отвѣтилъ ему также привѣтствіемъ. Тотчасъ же онъ сѣлъ подлѣ меня и говоритъ мнѣ: «я посланъ отъ достопоклоняемаго ангела [3], чтобы жить съ тобою остальные дни твоей жизни». Мнѣ показалось, что онъ искушаетъ меня, и говорю ему: «кто же ты? Я знаю того, кому препорученъ я». Онъ говоритъ мнѣ: «не узнаешь меня?» «Нѣтъ, говорю я». «Я, говоритъ онъ, тотъ самый пастырь, которому препорученъ ты». Въ то время, какъ еще говорилъ онъ, видъ его измѣнился, и я узналъ, что это тотъ, которому я препорученъ. Тотчасъ я смѣшался, объялъ меня страхъ и весь я разрывался отъ скорби, что отвѣчалъ такъ лукаво и неразумно. Онъ говоритъ мнѣ: «не смущайся, но укрѣпись моими заповѣдями, которыя имѣю дать тебѣ. Ибо я посланъ, говоритъ онъ, для того, чтобы снова показать тебѣ все, что видѣлъ ты прежде, и особенно то, что полезно для васъ. Прежде всего запиши ты заповѣди мои и притчи, остальное же [4] пиши такъ, какъ я покажу тебѣ. Итакъ, я приказываю сперва записать заповѣди мои и притчи, чтобы ты по временамъ читалъ ихъ и удобнѣе могъ соблюсти». Я поэтому записалъ заповѣди и притчи такъ, какъ повелѣлъ онъ мнѣ. Если, услышавши ихъ, вы сохраните, будете поступать по нимъ и исполните ихъ чистымъ сердцемъ, то получите отъ Господа то, что обѣщалъ Онъ вамъ. Если же, услышавши ихъ, не покаетесь, но обратитесь ко грѣхамъ вашимъ, то воспріимете отъ Господа противное тому. Все это повелѣлъ мнѣ написать этотъ пастырь, ангелъ покаянія.

Заповѣдь первая.
О вѣрѣ въ единаго Бога.

Прежде всего вѣруй, что единъ есть Богъ, все сотворившій и совершившій, приведшій все изъ ничего въ бытіе. Онъ все объемлетъ, Самъ будучи необъятенъ [5], и не можетъ быть ни словомъ опредѣленъ, ни умомъ постигнугъ. Итакъ, вѣруй въ Него, и бойся Его, и боясь соблюдай воздержаніе. Храни это, и отринешь отъ себя всякую похоть и беззаконіе, и облечешься во всякую добродѣтель и правду, и будешь жить съ Богомъ, если сохранишь эту заповѣдь.

Заповѣдь вторая.
О томъ, что должно избѣгать злословія и творить милостыню въ простотѣ.

Пастырь сказалъ мнѣ: «имѣй простоту, и будь незлобивъ; будь какъ дитя, которое не знаетъ лукавства, губящаго жизнь людей. И во-первыхъ ни о комъ не говори дурно, и не люби слушать того, кто говоритъ дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастенъ грѣху злословящаго; и вѣря ему, ты будешь подобенъ ему, потому что повѣрилъ злословящему на брата твоего. Гибельное злословіе: это — злой духъ безпокойный, который никогда не находится въ мирѣ, но всегда живетъ въ несогласіи. Удерживайся отъ него, и всегда имѣй миръ съ братомъ твоимъ. Облекись благопристойностію, въ которой нѣтъ ничего оскорбительнаго, но все ровно и пріятно. — Дѣлай добро, и отъ плода трудовъ твоихъ, который даетъ тебѣ Богъ, давай всѣмъ бѣднымъ просто, ни мало не сомнѣваясь, кому даешь. Всѣмъ давай потому, что Богъ хочетъ, чтобы всѣмъ было даруемо изъ Его даровъ. Берущіе отдадутъ отчетъ Богу, почему и на что брали. Берущіе по нуждѣ не будутъ осуждены, а берущіе притворно подвергнутся суду. Дающій же не будетъ виноватъ; ибо онъ исполнилъ служеніе, какое получилъ отъ Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать, и исполнилъ съ похвалою предъ Богомъ. Итакъ, соблюдай эту заповѣдь, какъ я сказалъ тебѣ, чтобы покаяніе твое и семейства твоего было въ простотѣ, и сердце твое явилось чистымъ и непорочнымъ предъ Богомъ».

Заповѣдь третья.
О томъ, что должно избѣгать лжи.
Также сказалъ онъ мнѣ: «люби истину, и пусть исходитъ изъ устъ твоихъ всякая истина, чтобы духъ, который Господь поселилъ въ этомъ тѣлѣ, обрѣлся истиннымъ предъ всѣми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который далъ тебѣ духъ; потому что Богъ истиненъ во всякомъ словѣ и никакой лжи нѣтъ въ Немъ. И тѣ, которые лгутъ, отвергаютъ Господа, и не возвращаютъ Ему залога, который получили; а они получили отъ Него духъ нелживый. Если они возвращаютъ его лживымъ, то безчестятъ заповѣдь Господа, и дѣлаются похитителями». Услышавши это, я горько заплакалъ. Видя мою скорбь, онъ сказалъ мнѣ: «о чемъ ты плачешь?» И я сказалъ: «не знаю, господинъ, могу ли спастись я». «Почему?» сказалъ онъ. И я сказалъ: «потому, что никогда въ жизнь свою, господинъ, не произнесъ я слова истиннаго, но всегда говорилъ коварно, и выдавалъ предъ всѣми ложь за истину; и никто не прекословилъ мнѣ, потому что довѣряли моему слову. Какъ же я могу жить [6], когда поступалъ такимъ образомъ?» И сказалъ онъ мнѣ: «ты разсуждаешь хорошо и вѣрно; ибо слѣдовало тебѣ, какъ рабу Божію, ходить въ истинѣ, и не соединять лукавой совѣсти съ духомъ истины и не оскорблять Духа Божія Святого и истиннаго». И я сказалъ ему: «никогда, господинъ, я не слыхалъ хорошо такихъ словъ». И онъ сказалъ мнѣ: «теперь слышишь; соблюдай ихъ и старайся, чтобы и тѣ лживыя слова, которыя прежде говорилъ ты по своимъ дѣламъ, стали вѣрными отъ послѣдующихъ словъ твоихъ, если они окажутся истинными. Ибо и тѣ могутъ сдѣлаться вѣрными, если отнынѣ будешь говорить истину; и если будешь соблюдать истину, можешь получить себѣ жизнь. И всякій, кто только послушается этой заповѣди, будетъ исполнять ее и удаляться отъ лжи, — будетъ жить съ Богомъ».

Заповѣдь четвертая.
О цѣломудріи и о разводѣ.

I. «Заповѣдую тебѣ, говоритъ пастырь, соблюдать цѣломудріе; и да не всходитъ тебѣ на сердце помыслъ о чужой женѣ или о любодѣяніи, или о какомъ либо подобномъ дурномъ дѣлѣ; потому что дѣлающій это совершаетъ великій грѣхъ. А ты помни всегда о Господѣ [7] во всѣ часы, и никогда не согрѣшишь. Ибо если такой дурной помыслъ взойдетъ на твое сердце, то дѣлаешь великій грѣхъ; и кто совершаетъ такое преступное дѣло, причиняетъ себѣ смерть. Итакъ, смотри ты, воздерживайся отъ такого помысла. Ибо гдѣ обитаетъ цѣломудріе, тамъ никогда не долженъ возникать худой помыслъ въ сердцѣ человѣка праведнаго». И я сказалъ ему: «позволь мнѣ, господинъ, спросить тебя немного?» «Говори» сказалъ онъ. «Если, господинъ, — сказалъ я, — кто-нибудь будетъ имѣть жену вѣрную въ Господѣ, и найдетъ ее въ прелюбодѣяніи, то грѣшитъ ли мужъ, если живетъ съ нею?» И онъ сказалъ мнѣ: «доколѣ не знаетъ грѣха ея, мужъ не грѣшитъ, если живетъ съ нею. Если же узнаетъ мужъ о грѣхѣ своей жены, и она не покается, но будетъ оставаться въ своемъ прелюбодѣяніи, то мужъ согрѣшитъ, если будетъ жить съ нею, и сдѣлается участникомъ въ ея прелюбодѣйствѣ». «Что же дѣлать, — сказалъ я, — если жена будетъ оставаться въ своемъ порокѣ?» И онъ сказалъ: «пусть мужъ отпуститъ ее, а самъ остается одинъ. Если же, отпустивши свою жену, возьметъ другую [8], то и самъ прелюбодѣйствуетъ». «Что же, господинъ, — говорю, — если жена отпущенная покается и пожелаетъ возвратиться къ мужу своему, то не должна ли быть принята мужемъ ея?» И онъ сказалъ мнѣ: «даже если не приметъ ея мужъ, онъ грѣшитъ и допускаетъ себѣ грѣхъ великій; должно принимать грѣшницу, которая раскаивается, но не много разъ. Ибо для рабовъ Божіихъ покаяніе одно. Поэтому ради раскаянія не долженъ мужъ, отпустивъ жену свою, брать себѣ другую. Такой образъ дѣйствія одинаково относится какъ къ мужу, такъ и къ женѣ. Но прелюбодѣйство не въ томъ только, если кто оскверняетъ плоть свою; прелюбодѣйствуетъ и тотъ, который дѣлаетъ свойственное язычникамъ [9]. И если кто пребываетъ въ такихъ дѣлахъ и не раскается, то удаляйся отъ обращенія съ нимъ, иначе и ты будешь причастенъ грѣху его. Итакъ, заповѣдуется вамъ, чтобы вы [10] оставались одинокими какъ мужъ, такъ и жена; ибо въ этомъ случаѣ можетъ имѣть мѣсто покаяніе. Но я не даю повода къ тому, чтобы это такъ дѣлалось [11], но пусть не грѣшитъ болѣе тотъ, кто согрѣшилъ. Что касается до прежнихъ грѣховъ его, то есть Богъ, Который можетъ дать исцѣленіе, ибо Онъ имѣетъ власть надъ всѣмъ».

II. Я опять спросилъ его: «поелику Господь удостоилъ меня того, чтобы ты всегда жилъ со мною, то дозволь мнѣ еще нѣсколько словъ, потому что я ничего не понимаю, и сердце мое помрачилось отъ прежнихъ дѣлъ моихъ; вразуми меня, такъ какъ я очень несмысленъ и совершенно ничего не разумѣю». И онъ въ отвѣтъ сказалъ мнѣ: «я приставникъ покаянія, и всѣмъ кающимся даю разумъ. Или самое покаяніе, ты думаешь, не есть великій разумъ? Грѣшникъ кающійся уразумѣлъ, что онъ согрѣшилъ предъ Господомъ, онъ вспомнилъ въ сердцѣ своемъ содѣянныя имъ дѣла, и раскаявшись, болѣе уже не дѣлаетъ зла, но дѣлаетъ доброе и смиряетъ свою душу и мучитъ ее за то, что согрѣшила. Итакъ, видишь, что покаяніе есть великій разумъ». Я сказалъ ему: «потому-то, господинъ, я тщательно и распрашиваю тебя обо всемъ, что я грѣшникъ, и желаю узнать, что мнѣ дѣлать, чтобы жить, ибо грѣхи мои многочислены и разнообразны». «Ты будешь живъ, — сказалъ онъ, — если сохранишь мои заповѣди, и будешь поступать по нимъ; и всякій, кто только услышитъ и исполнитъ эти заповѣди, будетъ жить съ Богомъ».

III. Я сказалъ ему: «господинъ, я слышалъ отъ нѣкоторыхъ учителей, что нѣтъ иного покаянія, кромѣ того, когда сходимъ въ воду [12] и получаемъ отпущеніе прежнихъ грѣховъ нашихъ». Справедливо, — говоритъ, — ты слышалъ. Ибо получившему отпущеніе грѣховъ не должно болѣе грѣшить, но жить въ чистотѣ. И такъ какъ ты обо всемъ распрашиваешь, объясню тебѣ это, не давая повода къ заблужденію тѣмъ, которые имѣютъ увѣровать или только что увѣровали въ Господа. Тѣ, которые только что увѣровали или имѣютъ увѣровать, не имѣютъ покаянія во грѣхахъ, но имѣютъ отпущеніе прежнихъ грѣховъ своихъ [13]. Тѣмъ же, которые призваны прежде этихъ дней [14], положилъ Господь покаяніе, ибо Онъ сердцевѣдецъ, приводящій все, зналъ слабость людей и великую злобу діавола, но которой онъ будетъ вредить рабамъ Божіимъ и коварствовать надъ ними. Поэтому милосердый Господь сжалился надъ Своимъ созданіемъ и положилъ такое покаяніе, надъ которымъ и дана мнѣ власть. Итакъ, я говорю тебѣ, что послѣ этого великаго и святого призванія [15], если кто будучи искушенъ отъ діавола согрѣшилъ, — имѣетъ одно покаяніе. Если же часто будетъ грѣшить и творить покаяніе, — не послужитъ это въ пользу человѣку, такъ дѣлающему; ибо съ трудомъ онъ будетъ жить въ Богѣ». И я сказалъ: «господинъ, я обновился, когда услышалъ объ этомъ такъ обстоятельно. Ибо я знаю что спасусь, если еще не присовокуплю ничего къ грѣхамъ своимъ». «Спасешься, — сказалъ онъ, — ты и всѣ, которые сдѣлаютъ то же».

IV. И опять я сказалъ ему: «господинъ, такъ какъ ты терпѣливо меня выслушиваешь, объясни мнѣ еще вотъ что». «Говори», сказалъ онъ. «Если мужъ или жена умретъ, говорю я, и одинъ изъ нихъ вступитъ въ бракъ, — согрѣшаетъ ли вступающій въ бракъ?» «Не согрѣшаетъ, говоритъ онъ; но если останется самъ по себѣ, то пріобрѣтаетъ себѣ большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и цѣломудріе, и будешь жить съ Богомъ. То, что я говорю и имѣю сказать тебѣ послѣ, соблюдай съ этого самаго дня, какъ ты порученъ мнѣ и живу въ твоемъ домѣ; и прежнимъ грѣхамъ твоимъ будетъ отпущеніе, если сохранишь мои заповѣди: и всѣ, которые сохранятъ ихъ и будутъ ходить въ чистогѣ, получатъ отпущеніе».

Заповѣдь пятая.
О печали и терпѣніи.

I. «Будь великодушенъ и терпѣливъ, сказалъ пастырь, — и будешь господствовать надъ всѣми злыми дѣлами, и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушенъ, то духъ святой въ тебѣ обитающій, будетъ чистъ, и не помрачится отъ какого-либо злого духа; но въ радости расширится, и вмѣстѣ съ сосудомъ, въ которомъ обитаетъ, будетъ весело служить Господу. Если же найдетъ какой-либо гнѣвъ, то духъ святой, сущій въ тебѣ, тотчасъ же будетъ стѣсненъ и постарается удалиться отсюда; ибо подавляется злымъ духомъ и не имѣетъ возможности служить Господу, какъ желаетъ, потому что гнѣвъ оскорбляетъ его. Поэтому, когда и тотъ и другой духъ обитаютъ вмѣстѣ, то бываетъ худо для человѣка. Ибо если бы кто-нибудь взялъ немножко полыни, и положилъ въ сосудъ съ медомъ, не весь ли медъ повредится? И столько меда пропадетъ отъ незначительнаго количества полыни, теряетъ сладость, и уже не имѣегъ пріятности для своего владѣтеля, потому что весь медъ сдѣлался горькимъ и негоднымъ къ употребленію. Но если въ медъ не будетъ положена полынь, онъ будетъ сладокъ и годенъ для владѣтеля. Видишь, что великодушіе слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитаетъ въ немъ; а гнѣвъ горекъ и негоденъ. Итакъ, если къ великодушію примѣшается гнѣвъ, то духъ возмущается и непріятна Богу молитва его». И я сказалъ ему: «желалъ бы я знать, господинъ, дѣйствіе гнѣва. чтобы сохранить себя отъ него». Вотъ что, — говоритъ онъ, — если не будете удерживаться отъ него ты и домъ твой, то потеряете всю надежду спасенія. Но воздерживайся отъ гнѣва, ибо я съ тобою; и отъ него воздержатся всѣ, которые покаятся отъ всего сердца своего; ибо я буду съ ними, и сохраню ихъ. Всѣ такіе [16] принимаются святѣйшимъ ангеломъ [17] въ число праведныхъ».

II. «Послушай теперь, — говоритъ онъ, — и о дѣйствіи гнѣва, какъ онъ вреденъ и какъ губитъ своимъ дѣйствіемъ рабовъ Божіихъ и отвращаетъ ихъ отъ правды. Онъ не можетъ вредить тѣмъ, которые исполнены вѣры, потому что съ ними пребываетъ сила Божія, совращаетъ же людей сомнѣвающихся и неимѣющихъ вѣры. Какъ скоро онъ увидитъ такихъ людей спокойными — проникаетъ въ сердце ихъ, и изъ ничего мужъ или жена сердятся другъ на друга по какимъ-нибудь житейскимъ дѣламъ, — или изъ-за пищи, или пустого слова, или какого пріятеля, или долга, или изъ за подобныхъ мелочныхъ вещей. Все это глупо, пусто и неприлично рабамъ Божіимъ. Но великодушіе твердо и мужественно, имѣетъ крѣпкую силу, и пребываетъ въ великой широтѣ, весело и беззаботно радуясь прославляетъ Господа во всякое время, — чуждое всякой горечи и всегда мирное и кроткое. Это великодушіе живетъ съ имѣющими полную вѣру. А гнѣвъ безразсуденъ, пустъ и легкомысленъ. Отъ безразсудства раждается огорченіе, отъ огорченія раздраженіе отъ раздраженія гнѣвъ, отъ гнѣва же неистовство. Это неистовство, происшедшее отъ столькихъ золъ, есть великій и неисцѣлимый грѣхъ. И когда все это находится въ одномъ сосудѣ, гдѣ обитаетъ и духъ святой, то сосудъ не вмѣщаетъ ихъ въ себѣ, но переполнивается; кроткій духъ не можетъ жить вмѣстѣ съ злымъ духомъ, и удаляется отъ такого человѣка и ищетъ жить въ кротости и тишинѣ. Потомъ когда онъ отступитъ отъ человѣка, въ которомъ обиталъ, человѣкъ дѣлается чуждъ святого духа и исполненъ духами злыми, и слѣпъ для благой мысли. Такъ бываетъ со всѣми гнѣвливыми. Итакъ, ты удаляйся гнѣва, но облекись въ великодушіе и протився всякому огорченію, и будешь въ чистотѣ и святости, любезной Богу. Смотри поэтому, чтобы какъ нибудь не пренебречь тебѣ этой заповѣди, ибо если соблюдешь эту заповѣдь, то можешь исполнить и прочія мои заповѣди, которыя имѣю тебѣ преподать. Итакъ, теперь утверждайся въ этихъ заповѣдяхъ, чтобы тебѣ жить съ Богомъ, — равно и всѣ, которые соблюдутъ ихъ, будутъ жить съ Богомъ.

Заповѣдь шестая.
О двухъ духахъ при всякомъ человѣкѣ и внушеніяхъ каждаго изъ нихъ.

I. «Я повелѣлъ тебѣ, — сказалъ пастырь, — въ первой заповѣди, чтобы хранилъ ты вѣру, страхъ и воздержаніе». «Да, господинъ», говорю я. «А теперь, сказалъ онъ, я хочу показать тебѣ силы этихъ добродѣтелей, чтобы зналъ ты, какую каждая изъ нихъ имѣетъ силу и дѣйствіе. Двоякаго рода ихъ дѣйствія и состоятъ въ праведномъ и неправедномъ. Ты вѣруй праведному, а неправедному нисколько не вѣруй. Ибо правда имѣетъ путь прямой, а неправда кривой. Но ты ходи путемъ прямымъ, а кривой оставь. Кривой путь не неровенъ, имѣетъ множество преткновеній, скалистъ и тернистъ, и ведетъ къ погибели тѣхъ, которые ходятъ по нему. А тѣ, которые слѣдуютъ прямому пути, ходятъ ровно и безъ претыканія, потому что онъ не скалистъ и не тернистъ. Итакъ, видишь, что лучше идти этимъ путемъ». Я сказалъ: «мнѣ нравится идти этимъ путемъ». «И пойдешь ты, говоритъ онъ, равно какъ пойдутъ по нему и всѣ, которые отъ всего сердца обратятся къ Господу».

II. «Послушай теперь, — говоритъ онъ, — сперва о вѣрѣ. Два ангела съ человѣкомъ: одинъ добрый, а другой злой». Я спросилъ его: «какимъ образомъ, господинъ, я могу узнать дѣйствія ихъ, когда оба ангела живутъ со мною?» «Слушай, — говоритъ, и разумѣй. Добрый ангелъ тихъ и скроменъ, кротокъ и миренъ. Поэтому когда войдетъ онъ въ твое сердце, постоянно будетъ внушать тебѣ справедливость, цѣломудріе, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестіе. Когда все это взойдетъ на твое сердце, знай, что добрый ангелъ съ тобою: вѣрь этому ангелу и слѣдуй дѣламъ его. Послушай и о дѣйствіяхъ ангела злого. Первѣе всего онъ злобенъ, гнѣвливъ и безразсуденъ; и дѣйствія его злы и развращаютъ рабовъ Божіихъ. Поэтому когда войдетъ онъ въ твое сердце, изъ дѣйствій его разумѣй, чтс это ангелъ злой». Какимъ образомъ, спросилъ я, узнаю его, господинъ?» «Слушай, говоритъ онъ. Когда приступитъ къ тебѣ гнѣвъ, или досада, знай, что онъ въ тебѣ: также когда взойдетъ на сердце твое пожеланіе многихъ дѣлъ, разныхъ и роскошныхъ яствъ и питій, чужихъ женъ, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное, тогда знай, что съ тобою злой ангелъ. Поэтому ты, зная его дѣла, удаляйся отъ него и не вѣрь ему, потому что дѣла его злы и несвойственны рабамъ Божіимъ. Таковы дѣйствія того и другого ангела. Разумѣй ихъ, вѣрь ангелу доброму, и удаляйся отъ ангела злого, потому что внушеніе его во всякомъ дѣлѣ злое. Ибо если кто будетъ человѣкъ вѣрующій, но войдетъ въ его сердце помыслъ злого ангела, то мужъ или жена непремѣнно согрѣшатъ. Если бы опять мужъ или жена были злыми людьми, и помыслятъ въ сердцѣ своемъ дѣла ангела добраго, то необходимо они сдѣлаютъ что нибудъ доброе. Итакъ, видишь, что хорошо слѣдовать ангелу доброму. Если посему будешь повиноваться ему и дѣлать его дѣла, то будешь жить съ Богомъ; равно какъ и всѣ, которые будутъ слѣдовать его дѣламъ, будутъ жить съ Богомъ».

Заповѣдь седьмая.
О томъ, что должно бояться Бога, а діавола бояться не должно.

«Бойся, — говоритъ пастырь, — Господа и соблюдай заповѣди Его, ибо соблюдая заповѣди Божіи, будешь твердъ во всякомъ дѣлѣ, и всякое дѣло будетъ превосходно. Боясь Господа, будешь все дѣлать хорошо. Вотъ страхъ, которымъ должно страшиться, чтобы спастись. Діавола же не бойся; ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать надъ діаволомъ, потому что въ немъ нѣтъ никакой силы. А въ комъ нѣтъ силы, того не должно бояться. Въ комъ есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякій, имѣющій силу, внушаетъ страхъ; а кто не имѣетъ силы, всѣми презирается. Бойся, впрочемъ, дѣлъ діавола, потому что они злы; боясь Господа, ты не сдѣлаешь дѣлъ діавола, но удержишься отъ нихъ. Двоякій есть страхъ. Если бы захотѣлъ ты сдѣлать злое; то бойся Бога, и не сдѣлаешь его. Равно если бы захотѣлъ ты сдѣлать доброе, то бойся Бога, и сдѣлаешь его. Подлинно, страхъ Божій великъ, силенъ и славенъ. Итакъ, бойся Бога, и будешь жить. И всѣ тѣ, которые будутъ бояться Его, соблюдая Его заповѣди, будутъ жить съ Богомъ, а которые не соблюдають Его заповѣдей, въ тѣхъ нѣтъ жизни».

Заповѣдь восьмая.
О воздержаніи отъ зла и дѣланіи добра.

«Я сказалъ тебѣ, — говоритъ пастырь, — что творенія Божіи двояки, двояко и воздержаніе. Поэтому отъ нѣкоторыхъ должно воздерживаться, а отъ иныхъ не должно». «Открой мнѣ, господинъ, — говорю я, — отъ чего должно воздерживаться, и отъ чего не должно». «Слушай, говоритъ онъ: воздерживайся отъ зла и не дѣлай его; а отъ добраго не воздерживайся, но дѣлай его. Ибо если будешь удерживаться отъ добраго, и не будешь его дѣлать, согрѣшишь. Итакъ, удерживайся отъ всякаго зла, и дѣлай всякое добро». «Какіе говорю я, виды зла, отъ которыхъ должно удерживаться?» «Слушай, говоритъ: отъ прелюбодѣянія, пьянства и чрезмѣрныхъ пиршествъ, отъ излишествъ въ явствахъ, отъ роскоши и тщеславія, отъ гордости, отъ лжи и клеветы, отъ лицемѣрія, злопамятства и всякаго оскорбленія чести другого. Таковы дѣла злыя, отъ которыхъ должно воздерживаться рабу Божію. Кто не воздерживается отъ нихъ, тотъ не можетъ жить съ Богомъ. Послушай теперь и о дѣлахъ, слѣдующихъ за ними». «Развѣ и еще есть, господинъ, говорю я, дѣла злыя?» «И подлинно много есть и еще, отъ чего долженъ воздерживаться рабъ Божій. Это — воровство и кража, лжесвидѣтельство, пожеланіе чужого, надменность и тому подобное. Не почитаешь ли всего этого злымъ? подлинно, это есть зло для рабовъ Божіихъ, и отъ всего этого долженъ воздерживаться рабъ Божій. Итакъ, воздерживайся отъ этого и ты, чтобы тебѣ жить съ Богомъ и быть вмѣстѣ съ тѣми, которые воздерживаются отъ злыхъ дѣлъ. Вотъ отъ чего ты долженъ воздерживаться. А отъ чего не долженъ ты воздерживаться, слушай. Отъ добраго не воздерживайся, но дѣлай его. Слушай, — говоритъ, — и о добрыхъ дѣлахъ, которыя должно творить, чтобы спастись. Первѣе всего это вѣра, страхъ Божій, любовь, согласіе, справедливость, истина, терпѣніе; лучше ихъ ничего нѣтъ въ жизни человѣческой: кто будетъ ихъ сохранять и не воздерживаться отъ нихъ, тотъ блаженъ въ своей жизни. Затѣмъ слѣдуютъ добрыя дѣла, состоящія въ томъ, чтобы служить вдовамъ, пещись о сиротахъ и бѣдныхъ, избавлять изъ нужды рабовъ Божіихъ, быть гостепріимнымъ (потому что въ гостепріимствѣ является доброе дѣло), не прекословить, быть покойнымъ, считать себя ниже всѣхъ людей, почитать старшихъ возрастомъ, соблюдать правду, хранить братство, переносить обиды; быть великодушнымъ, не отвергать отпадшихъ отъ вѣры, но обращать и успокаивать ихъ, вразумлять согрѣшающихъ, не притѣснять должниковъ, — и тому подобное. Не почитаешь ли это добромъ?» «Что — говорю, — лучше этого?» «Посему, говоритъ, живи въ этихъ дѣлахъ и не воздерживайся отъ нихъ. Ибо если сохранишь эту заповѣдь, то будешь жить съ Богомъ, равно какъ и всѣ, которые соблюдутъ ее, будутъ жить съ Богомъ».

Заповѣдь девятая.
Должно просить у Бога постоянно и безъ сомнѣнія.

Еще говоритъ мнѣ пастырь: «отринь отъ себя сомнѣніе, и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря въ себѣ: какимъ образомъ могу я просить у Господа и получить, столько согрѣшивши предъ Нимъ? Не помышляй этого, но отъ всего сердца обращайся ко Господу и проси безъ сомнѣнія, и познаешь великую благость Его, потому что Онъ не презритъ тебя, но исполнитъ прошеніе души твоей. Ибо Богъ, — не какъ люди, которые помнятъ обиды, но Онъ не помнить зла, и милосердъ къ Своему созданію. Итакъ, очисти сердце свое отъ всѣхъ суетъ настоящаго вѣка, соблюдай прежде сказанныя тебѣ, отъ Бога данныя слова, и получишь всѣ блага, которыхъ просишь, и всѣ прошенія твои не будутъ оставлены, если будешь просить у Господа безъ сомнѣнія. Тѣ же, которые не таковы, ровно ничего не получаютъ изъ того, о чемъ просятъ. Ибо тѣ, которые полны вѣры, всего просятъ съ упованіемъ, и получаютъ отъ Господа, потому что просятъ безъ сомнѣнія. Всякій человѣкъ колеблющійся, если только не покается, съ трудомъ спасется. Поэтому очисти сердце свое отъ сомнѣнія, и облекись въ вѣру и вѣруй Господу, и получишь все, о чемъ просишь. Но если иногда, прося о чемъ либо Господа, долго не получаешь, не колеблись отъ того, что скоро не получилъ прошенія души твоей. Ибо можетъ быть для испытанія, или за грѣхъ твой, котораго не знаешь, позднѣе получишь свое прошеніе. Но ты не переставай просить о желаніи души своей, и получишь. Если же придешь въ уныніе и перестанешь просить, то жалуйся на себя, а не на Бога, что Онъ не даетъ тебѣ. Итакъ, видишь, какъ гибельно и ужасно это сомнѣніе, и многихъ, даже твердыхъ въ вѣрѣ, совсѣмъ отторгаетъ отъ вѣры. Ибо сомнѣніе это есть дочь діавола, и сильно злоумышляетъ на рабовъ Божіихъ. Итакъ, отвергни сомнѣніе, и препобѣди его во всякомъ дѣлѣ, облекшись въ сильную и могущественную вѣру. Ибо вѣра все обѣщаетъ, и все совершаетъ; сомнѣніе же ни въ чемъ не довѣряетъ себѣ, и оттого не имѣетъ успѣха въ дѣлахъ своихъ. Итакъ, видишь, — говоритъ онъ, — что вѣра есть свыше отъ Бога, и имѣетъ великую силу. Сомнѣніе же есть земной духъ, отъ діавола, и силы не имѣетъ. Поэтому служи вѣрѣ, имѣющей силу, и удаляйся отъ сомнѣнія, которое не имѣетъ силы; и будете жить съ Богомъ ты и всѣ такъ же поступающіе люди».

Заповѣдь десятая.
О духѣ унынія помрачающемъ душу и препятствующемъ успѣху молитвы.

I. Удаляй отъ себя всякую печаль, потому что она есть сестра сомнѣнія и гнѣва». «Какимъ образомъ, господинъ, говорю я, — она есть сестра ихъ? Мнѣ кажется, иное есть печаль, иное гнѣвъ, иное сомнѣніе». И онъ говоритъ: не смысленъ ты. Ужели не разумѣешь, что печаль есть самый злой изъ всѣхъ духовъ, и самый вредный для рабовъ Божіихъ? и преимущественно предъ всѣми другими погубляетъ человѣка и изгоняетъ святого духа, и опять спасаетъ?» «Господинъ, говорю, несмысленъ я и не разумѣю этихъ притчей: какимъ образомъ печаль можетъ погублять и опять спасать — не понимаю». «Слушай говоритъ онъ, и разумѣй. Тѣ, которые никогда не изыскивали истины, и не изслѣдовали о божествѣ, но только увѣровали и потомъ предались разнымъ занятіямъ языческимъ [18] и другимъ дѣламъ сего міра, тѣ не понимаютъ притчей божественныхъ, потому что они помрачаются отъ такихъ дѣлъ, повреждаются и загрубѣваютъ смысломъ. Какъ хорошія виноградныя лозы, оставляемыя въ пренебреженіи, подавляются и заглушаются разными растеніями и терніями: такъ и тѣ люди, которые только, увѣровали и вдались въ дѣла этого міра, лишаются своего смысла, и думая о богатствахъ совершенно ничего не понимаютъ; и когда слышатъ что-либо о Господѣ разумъ ихъ занятъ дѣлами ихъ [19]. Но тѣ, которые имѣютъ страхъ Божій, тщательно изслѣдуютъ объ истинѣ и о божественномъ и имѣютъ сердце обращенное къ Господу, легко принимаютъ все, что говорится имъ, и разумѣютъ, потому что имѣютъ въ себѣ страхъ Господень. Ибо гдѣ обитаетъ Господь тамъ много разума; поэтому прилѣпись къ Господу, и все поймешь и уразумѣешь».

II. «Послушай теперь, неразумный, какимъ образомъ печаль изгоняетъ духа святого, и какимъ образомъ опять спасаетъ. Когда сомнѣвающійся предается какому-нибудь дѣлу и не получаетъ въ немъ успѣха по причинѣ своего сомнѣнія, то печаль входитъ въ сердце такого человѣка, и опечаливаетъ духа святого, и изгоняетъ его. Также, когда нападетъ на человѣка гнѣвъ по какому-нибудь обстоятельству, и онъ сильно раздражится, то опять печаль входитъ въ сердце гнѣвавшагося, онъ скорбитъ о своемъ поступкѣ, раскаевается, что сдѣлалъ дурно. (Эта печаль [20] представляется спасительною, потому что раскаевается о дурномъ поступкѣ. Но оба вида печали оскорбляютъ святого духа. Печаль, происходящая отъ сомнѣнія, печаль о томъ, что не удалось человѣку его дѣло, есть неправедная печаль. Печаль же отъ досады о томъ, что поступлено дурно, есть не худая печаль. Но та и другая печаль оскорбляетъ святого духа). Посему удаляй отъ себя печаль, и не оскорбляй святого духа, въ тебѣ живущаго, чтобы онъ не возопилъ на тебя ко Господу, и не удалился отъ тебя. Ибо духъ Божій, данный въ это тѣло, не терпитъ печали. Итакъ, облекись ты въ радость, которая всегда имѣетъ благодать предъ Господомъ и угодна Ему, и утѣшайся ею. Ибо всякій радующійся человѣкъ дѣлаетъ доброе и помышляетъ о добромъ, и презираетъ печаль. А человѣкъ печальный всегда золъ, во-первыхъ потому, что оскорбляетъ святого духа, который данъ человѣку радостный; и во-вторыхъ потому, что онъ дѣлаетъ беззаконіе, не обращаясь и не исповѣдуясь ко Господу. Молитва печальнаго человѣка никогда не имѣетъ силы восходить къ престолу Божію». И я спросилъ его: «почему же, господинъ, молитва печальнаго человѣка не восходитъ къ престолу Господню?» «Потому, — говоритъ онъ, — что печаль пребываетъ въ его сердцѣ. Печаль, смѣшанная съ молитвою, не допускаетъ молитвѣ взойти чистою къ престолу Божію. Ибо какъ вино, смѣшанное съ уксусомъ, уже не имѣетъ прежней пріятности; такъ и печаль, примѣшанная къ святому духу, не имѣетъ той же чистой молитвы. Посему очищайся отъ злой печали, и будешь жить съ Богомъ; и всѣ будутъ жить съ Богомъ, которые только отбросятъ отъ себя печаль и облекутся въ радость».

Заповѣдь одиннадцатая.
О томъ, что истинные и ложные пророки познаются изъ дѣлъ.

Пастырь показалъ мнѣ людей, сидящихъ на скамейкахъ, и одного человѣка, сидящаго на каѳедрѣ. И сказалъ онъ мнѣ: «видишь тѣхъ, которые сидятъ на скамейкахъ?» «Вижу, господинъ», говорю я. «Это, говоритъ онъ, вѣрные, а сидящій на каѳедрѣ лжепророкъ [21], погублющій смыслъ рабовъ Божіихъ, — тѣхъ, которые двоедушествуютъ, а не истинно вѣрующихъ. Эти двоедушные приходятъ къ нему, какъ къ пророку, и спрашиваютъ его о томъ, что будетъ имъ; а онъ, не имѣя въ себѣ силы духа божественнаго, говоритъ имъ по вопросамъ ихъ и наполняетъ души ихъ обѣщаніями согласно съ ихъ желаніями. Будучи суетенъ, онъ суетно и отвѣчаетъ суетнымъ людямъ. Впрочемъ онъ говоритъ и нѣчто справедливое, потому что онъ исполняется отъ діавола его духомъ, чтобы привлечь кого-либо изъ праведныхъ. Но сильные въ вѣрѣ, облеченные въ истину, не присоединяются къ такимъ духамъ, но удаляются отъ нихъ. Двоедушные же и часто кающіеся обращаются за прорицаніями, какъ и язычники, и навлекаютъ на себя великій грѣхъ своимъ идолопоклонствомъ, потому что спрашивающій лжепророка о какомъ-либо дѣлѣ есть идолопоклонникъ, чуждъ истины и несмысленъ. А всякій духъ, отъ Бога данный, не дожидается спрашиванія, но имѣя силу божественную, говоритъ все самъ, потому что онъ свыше отъ силы Духа Божія. Духъ, который говоритъ по вопросамъ и согласно желаніямъ человѣческимъ, есть духъ земной, легкомысленный, неимѣющій силы: онъ совсѣмъ не говоритъ, если его не спрашиваютъ» [22]. И я сказалъ: какимъ же образомъ можно узнать, кто истинный пророкъ и кто лжепророкъ?» «Выслушай, говоритъ, объ обоихъ пророкахъ; и по тому, чтó я скажу тебѣ, распознаешь пророка Божія и пророка ложнаго. По жизни узнавай человѣка, который имѣетъ духа Божія. Во-первыхъ, имѣющій духа свыше — спокоенъ, кротокъ и смиренъ, удаляется отъ всякаго зла и суетнаго желанія этого вѣка, ставитъ себя ниже всѣхъ людей и никому не отвѣчаетъ по вопросамъ, не говоритъ на единѣ; духъ Божій говоритъ не тогда, когда человѣкъ желаетъ, но тогда, когда угодно Богу. Поэтому когда человѣкъ, имѣющій духа Божія, придетъ въ церковь праведныхъ, имѣющихъ вѣру духа Божія, и тамъ совершается молитва къ Господу, тогда ангелъ пророческаго духа, приставленный къ нему, исполняетъ этого человѣка духомъ святымъ, и онъ говоритъ къ собранію, какъ угодно Богу. Такъ проявляется духъ божественный и узнается сила его. Слушай теперь и о духѣ земномъ, суетномъ, несмысленномъ и не имѣющемъ силы. Прежде всего человѣкъ, кажущійся исполненнымъ духа, выситъ себя, желаетъ имѣть предсѣдательство, наглъ и многословенъ, живетъ среди роскоши и многихъ удовольстій, беретъ мзду за свое прорицаніе; если же не получитъ, то и не пророчествуетъ. Можетъ ли духъ Божій брать мзду и пророчествовать? Дѣлать это не свойственно пророку Божію; и въ поступающихъ такимъ образомъ дѣйствуетъ духъ земной. Потомъ, онъ не входитъ въ собраніе мужей праведныхъ, но избѣгаетъ ихъ, напротивъ, имѣетъ общеніе съ людьми двоедушными и пустыми, пророчествуетъ въ мѣстахъ потаенныхъ [23] и обманываетъ ихъ, говоря по ихъ желаніямъ, и отвѣчая суетное людямъ суетнымъ: ибо пустая посудина, когда складывается съ другими пустыми же, не разбивается, но онѣ хорошо прилаживаются одна къ другой. А когда онъ входитъ въ собраніе людей праведныхъ, имѣющихъ духа божественнаго, и ими совершается молитва, тогда тотъ человѣкъ оказывается пустымъ: земной духъ отъ страха бѣжитъ отъ него, и онъ совершенно поражается и ничего не можетъ говорить. Если въ кладовую помѣстишь вино или масло и среди нихъ поставишь пустой сосудъ, а послѣ будешь брать запасенное изъ кладовой, то сосудъ, который поставилъ ты пустымъ, пустымъ и найдешь. Такъ и пустые пророки, когда придутъ къ людямъ, имѣющимъ святого духа, какими придутъ, такими и остаются. Вотъ образъ жизни пророка истиннаго и ложнаго. Итакъ, испытывай по дѣламъ и по жизни того человѣка, который говоритъ, что онъ имѣетъ святого духа. Вѣрь духу, приходящему отъ Бога и имѣющему силу, духу же земному и пустому, въ которомъ нѣтъ силы, не вѣрь: ибо онъ приходитъ отъ діавола. Послушай притчу, которую скажу тебѣ. Возьми камень, и брось на небо; и смотри можешь ли докинуть до него; или еще возьми трубу съ водою, и лей на небо; и посмотри, можешь ли ты пробить небо». «Какъ можетъ это быть, господинъ, говорю я: «то и другое, о чемъ сказалъ ты, невозможно». «Итакъ, — говоритъ онъ, — какъ это не можетъ быть, такъ точно духъ земной безсиленъ и недѣйственъ. Пойми теперь силу, свыше приходящую. Градъ — крупинка очень малая, но когда упадаетъ на голову человѣка, какую причиняетъ боль? Или еще, возьми въ примѣръ дождевую каплю, которая съ крыши упадаетъ на землю, и продалбливаетъ камень. Видишь, что и самое малое, что сверху падаетъ на землю, имѣетъ великую силу: такъ силенъ и духъ божественный, приходящій свыше. Этому духу ты вѣръ, а отъ другого удаляйся».

Заповѣдь двѣнадцатая.
Объ удаленіи отъ худыхъ пожеланій, и о томъ, что заповѣди Божіи возможно исполнить вѣрующимъ.

I. Пастырь сказалъ мнѣ: «удали отъ себя всякую похоть злую, и облекись въ хотѣніе доброе и святое. Ибо облекшись въ хотѣніе доброе, ты возненавидишь злое и будешь управлять имъ, какъ захочешь. Похоть злая люта и съ трудомъ усмиряется: она страшна, и своею лютостію сокрушаетъ людей, особенно если впадетъ въ нее рабъ Божій и не будетъ благоразуменъ, то жестоко пострадаетъ отъ нея. Но она сокрушаетъ такихъ людей, которые не имѣютъ одѣянія хотѣнія добраго, и погрузились въ дѣла этого вѣка: ихъ-то она предаетъ смерти». «Какія дѣйствія, господинъ, — говорю я, — злой похоти, которыя предаютъ людей смерти? Объясни мнѣ, чтобы я могъ избѣгать ихъ». «Слушай, посредствомъ какихъ дѣйствій злая похоть умерщвляетъ рабовъ Божіихъ».

II. «Злая похоть состоитъ въ томъ, чтобы желать чужой жены, или женѣ желать чужого мужа, желать великаго богатства, множества роскошныхъ яствъ и питій и другихъ наслажденій: ибо всякое наслажденіе безсмысленно и суетно для рабовъ Божіихъ. Таковы пожеланія злыя, умерщвляющія рабовъ Божіихъ. Злая похоть есть дочь діавола. Поэтому должно удаляться злой похоти, чтобы жить съ Богомъ. А тѣ, которые поддадутся злой похоти, и не воспротивятся ей, умрутъ на вѣки, потому что она смертоносна. Итакъ, ты облекись въ хотѣніе правды, и, вооружись страхомъ Господнимъ, противостой злой похоти. Ибо страхъ Божій обитаетъ въ хотѣніи добромъ. И злая похоть, видя тебя вооруженнымъ страхомъ Господнимъ, и противящимся ей, убѣжитъ отъ тебя далеко, и не явится къ тебѣ, боясь твоего оружія; и одержавши побѣду, и увѣнчанный за нее предайся хотѣнію правды и воздавши ему полученную тобою побѣду, служи ему по его волѣ. И если послужишь доброму хотѣнію и покоришься ему, то можешь владычествовать надъ злою похотію, и управлять ею, какъ тебѣ угодно».

III. «Желалъ бы я знать, господинъ, какъ я долженъ служить доброму хотѣнію». «Слушай, говоригъ онъ: имѣй страхъ Божій и вѣру въ Бога, люби истину, твори правду и подобныя имъ добрыя дѣла. Дѣлая это, ты будешь угоднымъ рабомъ Божіимъ, и будешь жить съ Богомъ; и всѣ, которые будутъ служить хотѣнію доброму, будутъ жить съ Богомъ». Итакъ онъ окончилъ двѣнадцать заповѣдей и говоритъ мнѣ: «вотъ тебѣ заповѣди, поступай по нимъ и къ тому же убѣждай людей слушающихъ тебя, чтобы покаяніе ихъ было чисто въ остальные дни ихъ жизни. И это служеніе, которое поручаю тебѣ, исполняй тщательно, и получишь великій плодъ; ибо найдешь любовь у всѣхъ, которые покаются и послушаются словъ твоихъ. Я буду съ тобою, и буду побуждать ихъ слушаться тебя». И я сказалъ ему: «господинъ, эти заповѣди величественны, прекрасны, и способны возвеселить сердце человѣка, могущаго исполнить ихъ. Но не знаю, господинъ, могутъ ли эти заповѣди быть соблюдены человѣкомъ, потому что онѣ очень трудны». Онъ отвѣчалъ мнѣ: «эти заповѣди ты легко соблюдешь, и не будутъ онѣ трудны, если будешь убѣжденъ, что ихъ можно соблюсти; но если ты положилъ въ сердцѣ своемъ, что онѣ не могутъ быть соблюдены человѣкомъ, то не соблюдешь ихъ. Теперь же говорю тебѣ: если не соблюдешь этихъ заповѣдей, и пренебрежешь ихъ, то не спасешься ты, не спасутся и дѣти твои, и весь домъ твой, потому что ты самъ себѣ присудилъ, что этихъ заповѣдей нельзя соблюсти человѣку».

IV. Говорилъ онъ это съ большимъ гнѣвомъ, такъ что я очень смутился и испугался. Ибо лицо его измѣнилось такъ, что человѣку нельзя снести его гнѣва. Но видя, что я весь въ смущеніи и страхѣ, началъ говорить умѣреннѣе и ласковѣе. «Неразумный и непостоянный не видишь ли славу Божію, какъ великъ и дивенъ Тотъ, Который сотворилъ міръ для человѣка, и все твореніе покорилъ человѣку, и далъ ему всю власть господствовать надъ всѣмъ поднебеснымъ. Если человѣкъ есть владыка тварей Божіихъ и надъ всѣмъ господствуетъ, то ужели онъ не можетъ господствовать и надъ этими заповѣдями? Это возможно человѣку, имѣющему Господа въ сердцѣ своемъ. Кто же имѣетъ Господа только въ устахъ своихъ, огрубѣлъ сердцемъ и далекъ отъ Господа, для того эти заповѣди тяжки и неисполнимы. Итакъ вы, слабые и легкіе въ вѣрѣ, положите себѣ Господа вашего въ сердце; и узнаете, что ничего нѣтъ легче этихъ заповѣдей ничего пріятнѣе и доступнѣе ихъ. Обратитесь къ Господу, оставьте діавола, его удовольствія, которыя злы и горьки, и не бойтесь діавола, потому что надъ вами онъ не имѣетъ силы. Ибо я съ вами, ангелъ покаянія, который господствую надъ нимъ. Діаволъ производитъ страхъ, но страхъ его не имѣетъ силы. Посему не бойтесь его, и онъ убѣжитъ отъ васъ».

V. И я сказалъ ему: «господинъ, выслушай нѣсколько словъ моихъ». «Говори», сказалъ онъ. «Человѣкъ, говорю, желаетъ исполнять Божіи заповѣди и нѣтъ ни одного, который бы не просилъ у Бога о томъ, чтобы могъ онъ соблюдать Его заповѣди; но діаволъ упоренъ, и своею силою противодѣйствуетъ рабамъ Божіимъ». «Не можетъ діаволъ, сказалъ онъ, пересилить рабовъ Божіихъ, которые вѣруютъ въ Господа отъ всего сердца. Діаволъ можетъ противоборствовать, но побѣдить не можетъ. Если противостанете ему, то побѣжденный онъ убѣжитъ отъ васъ со стыдомъ. Боятся діавола, какъ будто имѣющаго власть, тѣ, которые не тверды въ вѣрѣ. Діаволъ искушаетъ рабовъ Божіихъ, и если найдетъ слабыхъ, погубляетъ ихъ. Когда человѣкъ наполнитъ сосуды хорошимъ виномъ, и между ними поставитъ нѣсколько сосудовъ неполныхъ, то, приходя испытать и попробовать сосуды, не думаетъ о полныхъ, ибо знаетъ, что они хороши; а отвѣдываетъ неполные, не окисли ли они, потому что неполные сосуды скоро окисаютъ и теряютъ вкусъ вина. Такъ и діаволъ приходитъ къ рабамъ Божіимъ, чтобы искусить ихъ. И всѣ тѣ, которые полны вѣры, мужественно противятся ему. Тогда онъ приступаетъ къ тѣмъ, которые не полны вѣры, и имѣя возможность войти, входитъ въ нихъ, дѣлаетъ съ ними, что хочетъ, и они становятся его рабами».

VI. «Но говорю вамъ я, ангелъ покаянія: не бойтесь діавола. Ибо я посланъ для того, чтобы быть съ вами, кающимся отъ всего сердца, и утвердить васъ въ вѣрѣ. Посему, вѣрьте вы, которые по грѣхамъ своимъ отчаялись въ спасеніи и прилагая грѣхи къ грѣхамъ, отягощаете жизнь свою: если обратитесь ко Господу отъ всего сердца вашего, и будете творить правду въ остальные дни своей жизни и служить Ему по волѣ Его, то Онъ уврачуетъ прежніе грѣхи ваши; и будете имѣть силу господствовать надъ дѣлами діавола. Угрозъ же діавола вовсе не бойтесь, потому что онѣ безсильны, какъ нервы человѣка мертваго. Итакъ, слушайтесь меня, и бойтесь Господа, Который можетъ спасти и погубить; соблюдайте заповѣди Его, и будете жить съ Богомъ». И я сказалъ ему: господинъ, теперь я утвердился во всѣхъ заповѣдяхъ Господа, потому что ты со мною; что сокрушишь всю силу діавола, и мы восторжествуемъ надъ нимъ; и надѣюсь, что могу соблюсти при помотци Божіей заповѣди, которыя ты преподалъ». «Соблюдешь, сказалъ онъ, если сердце твое будетъ чисто предъ Господомъ, и всѣ соблюдутъ, которые очистятъ сердца свои отъ суетныхъ похотей этого вѣка, и будутъ жить съ Богомъ».

Примѣчанія:
[1] Въ греческомъ текстѣ этотъ прологъ составляетъ пятое видѣніе.
[2] Тертулліанъ указываетъ на эти слова (de oratio, c. 12), догадываясь, что можетъ быть отсюда нѣкоторые заимствовали обычай сидѣть во время молитвы.
[3] Подъ достопокланяемымъ (Venerabilis) ангеломъ, которымъ былъ посланъ къ Ерму ангелъ покаянія, Гефеле, Гильгенфельдъ и Дрессель разумѣютъ Христа Сына Божія, принимая во вниманіе Sim. V, 4. IX, 1. Mand. V, 1. Sim. X, 1. 2. Но можно относить это имя и къ архангелу Михаилу, который какъ блюститель народа вѣрующихъ занимаетъ мѣсто также выше ангела покаянія. Sim. VIII, 3.
[4] Подъ остальнымъ (reliqua), что ангелъ покаянія обѣщаетъ показать Ерму, не должно разумѣть особенныхъ откровеній, которыя не изложены въ настоящей книгѣ Пастыря и должны были составить содержаніе еще четвертой части ея. Эти слова, которыхъ, впрочемъ, нѣтъ въ греческомъ текстѣ, объясняются изъ палатинскаго кодекса, гдѣ при послѣднемъ словѣ девятой притчи написано: аминь: то же сдѣлано и въ концѣ десятой притчи. Потому остальное, о которомъ упоминаетъ пастырь, заключается въ десятой притчѣ, начинающейся словами: «послѣ того, какъ написалъ я эту книгу...» Сюда же можно отнести и такъ называемую IX-ю притчу, которая уже не походитъ на притчу, а представляетъ полное видѣніе (подобно III-му видѣнію первой книги), и ясно выходитъ за предѣлы заповѣдей и притчей, по словамъ Ерма: послѣ того, какъ написалъ я заповѣди и притчи... (Sim. IX, I).
[5] Словами этой заповѣди пользовались въ древности св. отцы, напр. Ириней, Аѳанасій Александрійскій (De decr. Niс. Syn. n. 4).
[6] Т. е. имѣть жизнь вѣчную, получить спасеніе.
[7] Въ греческомъ текстѣ и въ другомъ латинскомъ (B) читается: «о женѣ твоей».
[8] Матѳ. 5, 2; 19, 9; Марк. 10, 11; 1 Кор. 7, 11.
[9] Т. е. покланяется идоламъ и т. под.
[10] Т. е. если разведетесь.
[11] Внушая снисхожденіе къ согрѣшившимъ мужу или женѣ. Пастырь не хочетъ подать повода къ прелюбодѣянію.
[12] Въ таинствѣ крещенія.
[13] Т. е. которое даруется въ крещеніи.
[14] Т. е. призваны въ христіанство и уже крестились прежде этого періода времени, даннаго имъ для покаянія.
[15] Т. е. призванія къ христіанству посредствомъ крещенія.
[16] Т. е. которые отъ всего сердца покаются и будутъ воздерживаться отъ гнѣва.
[17] Т. е. Господомъ Іисусомъ Христомъ.
[18] Здѣсь въ прежде извѣстномъ латинскомъ текстѣ (A) слова et alius mendax prophetes... loquitur secundum desiderinm, по ошибкѣ переводчика или переписчика внесены изъ XI заповѣди, куда они относятся и по контексту рѣчи и по другому латинскому (B), равно какъ и греческому тексту.
[19] Т. е. занятъ исключительно дѣлами житейскими и не можетъ отъ нихъ отрѣшиться и возвыситься до пониманія предметовъ божественныхъ.
[20] Слова, означенныя скобками, переведены по другому латинскому тексту (B), такъ-какъ первый текстъ (A) въ этомъ мѣстѣ имѣетъ пропускъ.
[21] Сюда относится опущенное нами изъ десятой заповѣди по старому латинскому тексту.
[22] При переводѣ слѣдующихъ словъ этой заповѣди мы держимся порядка мыслей, какой находится въ другомъ лат. переводѣ (B) и въ греческомъ такстѣ.
[23] Et in angulis et abditis locis divinat: эти слова ясно показываютъ, что подъ лжепророками и земнымъ духомъ нельзя разумѣть въ книгѣ Ерма лицъ церковной іерархіи, какъ думали Ричль и Дорнеръ, чтобы показать монтанистическое происхожденіе этой книги.

Источникъ: Писанія Мужей Апостольскихъ. / Въ русскомъ переводѣ, со введеніями и примѣчаніями къ нимъ Протоіерея П. Преображенскаго. — СПб.: Изданіе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. — С. 180-200.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0