Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 мая 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Гомилетическія произведенія св. Григорія Чудотворца.

Свщмч. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский Просвѣтитель Понта и епископъ Неокесаріи, св. Григорій Чудотворецъ характеризуется св. Григоріемъ Нисскимъ, авторомъ похвальнаго слова о жизни его, какъ ревностный и сильный проповѣдникъ. Привлекательная сила его слова, по свидѣтельству св. Григорія Нисскаго, была такъ велика, что послѣ перваго возвѣщенія имени Христова невѣрнымъ, быстро возрастало число обращенныхъ къ вѣрѣ. По условіямъ миссіонерской и архипастырской дѣятельности св. Григорія Чудотворца содержаніе его проповѣдей было самое разнообразное. Прежде всего онъ раскрывалъ тайны христіанскаго боговѣдѣнія, существенные пункты котораго изложены имъ въ символѣ, пользовавшемся большимъ авторитетомъ въ Понтѣ, — благодаря вѣроучительной проповѣди св. Григорія Чудотворца, неокесарійцы сохранили себя «неприкосновенными отъ всякой еретической злобы» во время самаго широкаго распространенія догматическихъ заблужденій въ IV вѣкѣ. Но, кромѣ утвержденія паствы въ правомъ пониманіи христіанскаго догмата, св. Григорій Чудотворецъ, примѣнительно къ состоянію паствы и къ нуждамъ отдѣльныхъ ея членовъ, непрестанно наставлялъ вѣрующихъ въ благочестіи и христіанской жизни... далѣе>>

Текстъ памятника

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Бесѣда на Рождество Христово.

1. Великое и дивное зримъ нынѣ, братія, таинство: пастыри приносятъ сынамъ человѣческимъ торжественныхъ вѣстниковъ, именно, не со стадами собесѣдуя на холмахъ и не въ долинахъ свиряя овцамъ, но въ городѣ Давидовомъ Виѳлеемѣ воспѣвая духовныя пѣсни; въ вышнихъ поютъ ангелы и архангелы пѣнія приносятъ; небесные херувимы возвѣщаютъ хвалы и серафимы славу Божію, воспѣвая «святъ». Всѣ вмѣстѣ совершаютъ радостный праздникъ, видя Бога на землѣ и человѣка на небеса подъятаго. Дольніе Божіимъ промышленіемъ подъемлются на высоту, и высокое, по любви къ людямъ, склоняется къ дольнему, такъ какъ Вышній Своимъ уничиженіемъ возноситъ смиренныхъ на высоту (Лук. 1, 52).

2. Въ этотъ день великаго праздника Виѳлеемъ становится подобнымъ небу, поелику вмѣсто сіяющихъ звѣздъ, гостепріимно принялъ ангеловъ, воспѣвающихъ славу, и, вмѣсто видимаго неба, безконечное и неизмѣримое Солнце правды, содѣлавшись способнымъ содержать въ себѣ все это. Но кто дерзнетъ изслѣдовать, каково и сколь важно значеніе столь великаго таинства? Ибо чего хочетъ Богъ, тому не въ силахъ воспрепятствовать твореніе. Итакъ, Богъ восхотѣлъ, снисшелъ, совершилъ спасеніе людей, и не изнемогъ, поелику жизнь всѣхъ тварей зависитъ отъ воли Божіей.

3. Въ этотъ радостный день Богъ пришелъ на рожденіе; въ, этотъ день великаго измѣненія Богъ содѣлался тѣмъ, чѣмъ не былъ, поелику былъ Богомъ и содѣлался человѣкомъ, не отлучившись отъ Божества. Онъ не лишился Своего естества, ибо, содѣлавшись человѣкомъ, пребылъ Богомъ. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Онъ, однако, возвысился до божественности не посредствомъ человѣческой добродѣтели, какъ если бы кто изъ человѣка сдѣлался Богомъ. Но, хотя Онъ былъ Словомъ, чуждымъ страданій, Онъ содѣлался плотью и явился не измѣненнымъ, не инымъ содѣлавшимся и не утратилъ, естества, которымъ обладалъ.

4. Родился въ Іудеѣ Царь новый, и іудеи отвергли новое и дивное рожденіе, въ которое увѣровали язычники. Фарасеи правильно не истолковали книгъ закона и пророковъ; книжники и законники высказывали взаимно противорѣчащія утвержденія. Иродъ пытался развѣдать о новомъ и полномъ таинства рожденіи не затѣмъ, чтобы оказать царю почести, но чтобы изъять его изъ среды живыхъ.

5. Въ этотъ великій день мы видимъ величайшія дивныя дѣла: цари, снявши съ себя вѣнецъ, покланяются царю, ниспосланному съ неба, знающему высшія чудеса, происшедшему отъ законныхъ царей, содѣлавшемуся младенцемъ, ласками согрѣтому въ объятіяхъ Дѣвы. Тотъ, кто, оставивши ангеловъ, архангеловъ, престолы, господства, силы, стражи и всѣхъ огненныхъ духовъ, одинъ только, вступивши на новый путь, пришелъ изъ неповрежденной и безсѣменной утробы, творецъ всего, востокъ, имѣющій просвѣтить землю, не покидая осиротѣлыми ангеловъ или, содѣлавшись человѣкомъ, не отпадая отъ Божества, какъ изгнанный.

6. Всѣ другіе цари оказываютъ славу и честь небесному царю; вождю воинствъ воины приносятъ мольбы и прошенія; жены почитаютъ сына жены, поелику онъ сдѣлался радостью для женъ, и дѣвы прославляютъ Дѣву, поелику чрезъ нее дѣвство восприняло благословеніе, и съ удивленіемъ говорятъ Маріи: «откуда у тебя само собою струится молоко, у тебя, которая дѣвственными и сверхъ ожиданія истекающими сосцами дивно вскармливаетъ молокомъ младенца»? Новою пѣснью дѣти ссущіе восхваляютъ рожденнаго младенца, поелику изъ устъ питающихся млекомъ младенцевъ и ссущихъ ты теперь именно совершилъ хвалу (Псал. 8, 1). Дѣти одного и двухъ лѣтъ восхваляютъ младенца, мучениками коего они сдѣлались, вслѣдствіе зависти и гнѣва Ирода, который, будучи охваченъ яростью, умертвилъ дѣтей. Люди прославляютъ Бога, содѣлавшагося человѣкомъ, который достигъ совершеннаго возраста, и своей благостью исцѣлилъ язвы Адама, пастыри — крѣпкаго пастыря, который пришелъ взыскать погибшихъ и который возвратилъ тѣхъ, которыхъ обольстилъ сатана, душу свою полагая за овецъ (Іоан. 10, 11), священники — первосвященника, который, пришедши по чину Мелхиседекову, вошелъ во святыя святыхъ и сдѣлался первосвященникомъ на вѣки, рабы — того, который принялъ образъ раба и обрѣтенъ былъ какъ человѣкъ (Флп. 2, 7), чтобы насъ искупить отъ рабства, рыбари — рыбаря изъ рыбарей, который избралъ изъ народа рыбарей нѣмыхъ рыбъ и, обративши ихъ, сдѣлалъ рыбарями людей, мытари — того, кто мытарей превратилъ въ евангелистовъ, наконецъ, грѣшники — того, кто отпускаетъ грѣхи и кто принялъ слезы любодѣйцъ.

7. Я же, такъ какъ смотрю не на вѣнецъ на головѣ, не на трубу, не на цитру, не на оружіе, не на мечъ, не на украшеніе на лицѣ, не на факелы; не на свѣтильникъ для сопровожденія; но, напротивъ, такъ какъ вижу маловажное на взглядъ и неприкрашенное воспѣваніе Христа, побуждаюсь къ восхваленію. Ясли безсловесныхъ животныхъ и младенческія пелены, я разсматриваю какъ звучную цитру, какъ трубу, играющую пѣсни, какъ занимающія мѣсто свѣтильника, какъ свѣтъ, служащій Господу. Что я въ силахъ сказать о свѣтильникахъ и факелахъ? Но по истинѣ Онъ есть надежда и жизнь, Онъ же — спасеніе, Онъ же — благость, Онъ же залогъ Царства небеснаго. Его самого нося, я предложу, да достигну силы, чтобы говорить съ ангелами небесными: слава въ вышнихъ Богу, и съ виѳлеемскими пастырями свиряющими принести радостную хвалу: и на земли миръ для людей благоволенія (Лук. 2, 14).

8. Рожденный отъ Отца, въ своей ипостаси и въ своемъ существѣ неизреченный, днесь, неизреченнымъ и неизслѣдимымъ образомъ, раждается ради насъ. Тогда Онъ родился по своему существу, не отдѣлившись отъ Отца; теперь раждается отъ Дѣвы ради нашего спасенія, но не по Своему естеству [1]. Неизреченное рожденіе, которое было прежде вѣковъ, знаетъ только Тотъ, Кто родился; рожденіе нынѣшнее, которое не по естеству, знаетъ только благодать Святаго Духа; но первое рожденіе — истинное, а послѣднее — рожденіе въ уничиженіи — твердое и вѣрное. Богъ отъ Бога родился; Онъ же есть человѣкъ и отъ Дѣвы воспринялъ плоть. Въ вышнихъ, отъ единственнаго Отца единственный, есть единородный Сынъ единаго Отца; въ уничиженіи есть единственный отъ единственной Дѣвы, единородный Сынъ единой Дѣвы; и подобно тому, какъ въ первомъ рожденіи нѣтъ мѣста для поношенія, такъ какъ безъ посредства и безъ отдѣленія родился отъ Отца нераздѣльный и неотдѣлимый; подобнымъ образомъ и въ послѣднемъ рожденіи нѣтъ мѣста для нечестія, такъ какъ Онъ родился безъ истлѣнія, чистый сохраняя чистую. Богъ не потерпѣлъ болѣзней божественно раждая Бога, и Дѣва не потерпѣла истлѣнія, поелику духовнымъ образомъ родила духовнаго. Первое рожденіе неизъяснимо, и послѣднее недоступно для испытанія. Первое не совершилось съ страданіемъ, послѣднее не произошло нечистымъ образомъ. Мы знаемъ, что днесь родила Дѣва, и вѣруемъ, что она родила Того, Кто есть отъ Отца вѣчности. Но я вовсе не надѣюсь изъяснить, каковъ образъ рожденія; словами изслѣдовать я не пытался, и не имѣю твердой увѣренности, что достигну мыслью, поелику естество Божіе не подпадаетъ наблюденію, мыслью не постигается, жалкимъ разумомъ не воспринимается: должно же вѣровать силѣ Его дѣлъ. Законы тѣлеснаго естества извѣстны: когда женщина вышла замужъ, она зачинаетъ и раждаетъ сына согласно съ закономъ брака; когда же незамужняя дѣва чудесно раждаетъ сына, оставаясь даже и тогда дѣвою, то [это] дѣло выше естества тѣла. Будемъ изслѣдовать дѣла, которыя происходятъ согласно тѣлесному естеству, но будемъ молчать о дѣлахъ, которыя превыше естества: не потому, чтобы мы боялись, но потому, что дѣло неизреченно, — будемъ молчать, чтобы молчаніемъ почтить добродѣтель, достойную чести, и чтобы, преступивъ мѣру, не лишиться небесныхъ даровъ.

9. Что реку или что возглаголю? Обращу ли взоры на Дѣву — родительницу? Направлю ли вниманіе на новое и чудесное рожденіе? Разсматривая дивный образъ рожденія, предамся созерцанію, поелику побѣждается естество и нарушаются обычные законы вещей. Гдѣ воля Божія, тамъ открывается новое и дивное дѣло, поелику [и] новыя вещи совершаются согласно съ природой всѣхъ тѣлесныхъ вещей. И эти дивныя дѣла по своему естеству ни чуть не болѣе дивны; такъ какъ природа недѣятельна, то ничего не можетъ случиться по ея волѣ, и дивны всѣ дѣла Господни, которыя Онъ восхотѣлъ.

10. О неизреченное и неизслѣдимое таинство! Тотъ, Кто прежде міра былъ Единороднымъ, неосязаемый, простой, безтѣлесный содѣлался тѣлеснымъ, пришелъ и облекся въ тлѣнное тѣло, чтобы осязательно явиться. Ибо какимъ образомъ, если бы Онъ не былъ видимымъ, Онъ научилъ бы соблюдать ученіе и привелъ къ невидимому? Онъ явно былъ видимъ, чтобы видимое перенести къ невидимому. И поелику люди, считая глаза вѣрнѣе ушей, вѣрятъ тому, что видятъ, тогда какъ относительно того, чего не видятъ, сомнѣваются, то Богъ восхотѣлъ быть видимымъ по тѣлу, чтобы разрушить и ниспровергнуть сомнѣнія не вѣрующихъ. Онъ восхотѣлъ родиться отъ Дѣвы, не для того, чтобы научить Дѣву относительно вещей, въ которыхъ она не должна была соучаствовать, поелику важности этихъ вещей дѣва не сознавала, — и это таинство есть неизреченное дѣло [высшей] силы, почему (сама Дѣва) спросила Гавріила только объ одномъ: Какъ будетъ это, поелику я не знаю общенія съ мужемъ? И вотъ, она получила истинный отвѣтъ: Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя (Лук. 1, 34). Но какимъ образомъ Слово, Которое было отъ Бога, потомъ было отъ Дѣвы? Это — чудо, недоступное изслѣдующему. Ибо какъ мудрый золотыхъ дѣлъ мастеръ, нашедши металлъ, дѣлаетъ по своимъ надобностямъ сосудъ, какой ему нравится, такъ поступилъ и Христосъ и, обрѣтши Дѣву, святую по духу и по тѣлу, изъ нея принялъ одушевленное тѣло, сообразное съ Своими намѣреніями, напередъ представляя Себѣ совершенное тѣло, какъ бы надѣтое на Себя.

11. Въ этотъ чудный день рождества Слово не устыдилось и не ужаснулось родиться въ утробѣ Дѣвы, поелику не считало недостойнымъ воспринять тѣло Своего творенія, чтобы Его твореніе, содѣлавшееся одеждой Творца, одарялось славою, и открывалась Его благодать, пока не сдѣлалось очевиднымъ, откуда сошелъ Богъ Своимъ благоволеніемъ. Ибо какъ сначала невозможно было, чтобы изъ праха вышелъ сосудъ, прежде чѣмъ глина попала въ руки художника, который обдѣлалъ ее, такъ и когда сосудъ разбитъ, невозможно было возобновить его, если бы онъ не сдѣлался одеждой Творца, Который одѣлъ ее.

12. Но что реку или что возглаголю? Ибо новыя чудеса поражаютъ меня изумленіемъ. Ветхій денми содѣлался младенцемъ, чтобы людей сдѣлать сынами Божіими. Сидящій на небесномъ престолѣ и во славѣ — почиваетъ въ ясляхъ безсловесныхъ животныхъ по любви Своей къ людямъ. Безстрастное, непостижимое, безтѣлесное, не имѣющее крови, осязается человѣческими руками, чтобы уничтожить тяготы грѣшниковъ и неправедныхъ и разрѣшить узы; пеленами повивается, на колѣнахъ жены питается. Такъ именно потому, что хочетъ безчестіе обратить въ честь, позоръ привести къ славѣ и вмѣсто терній дать вѣнецъ. Онъ принимаетъ на Себя мое тѣло, чтобы я сдѣлался способнымъ воспринять Его духъ; принимаетъ и облекается въ мое тѣло и даетъ мнѣ Свой духъ, чтобы, давая и получая, я стяжалъ для себя сокровище жизни.

13. Но что реку или что возглаголю? Се дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ сына и нарекутъ имя ему Еммануилъ, что значитъ: съ нами Богъ (Ис. 7, 14; Матѳ. 1, 23). Объ этомъ повѣствуется не какъ о будущемъ, чтобы, взирая на это, мы научались надеждѣ, но должно удивляться и разсказывать объ этомъ, какъ о совершившемся и законченномъ. Рѣчь прежде относилась къ іудеямъ, поелику на нихъ [это] исполнилось. Но на насъ оно сдѣлалось вѣрнымъ, поелику мы постигли и восприняли и увѣровали. Пророкъ говорилъ къ іудеямъ словами: се дѣва во чревѣ пріиметъ; но эта рѣчь, полная содержанія и богатства, направляется къ намъ и къ Церкви. Іудеи принесли скрижали закона, христіане обладаютъ достопокланяемой жемчужиной. Тѣ одѣвали шерсть, окрашенную пурпуровой краской, а эти облеклись въ Господню одежду. Дѣва родила въ Іудеѣ, но всѣ страны восприняли сына; народъ вскормилъ его молокомъ и имѣлъ попеченіе о немъ; Церковь приняла его и сдѣлалась плодоносной; въ томъ — корень виноградной лозы, въ этой — гроздъ истины; тѣ выжали винограднйй сокъ, а язычники пили таинственную кровь; тѣ посѣяли хлѣбное зерно, а язычники вѣрою пожали колосъ; іудеи были задушены терновниками, а язычники исполнены дарами: тѣ сидѣли подъ засохшимъ деревомъ, а эти у подножія древа жизни; тѣ изъясняли преданія закона, а язычники срываютъ духовные плоды. Се дѣва во чревѣ пріиметъ. Объясни мнѣ, іудей, кого родила Дѣва? Будь смѣлымъ и говори, какъ говорилъ ты Ироду. Но я знаю, что ты не смѣешь, и ты не скажешь истины, потому что ты недостоинъ. Ты посовѣтовалъ Ироду убить младенца. Отъ меня ты скрываешь [это], потому что я поклоняюсь младенцу. Итакъ, кого на самомъ дѣлѣ родила Дѣва? Господа тѣлеснаго естества, потому что, хотя ты скрываешь это, однако всѣ твари возглашаютъ. Дѣва родила, но не такъ, какъ Она сама восхотѣла, но какъ восхотѣлъ Тотъ, кого Она должна была родить. Не по образу тѣла держалъ Себя Богъ, и не подпалъ закону тѣла, но явилъ Себя какъ Владыку тѣлеснаго естества, Который показалъ міру дивное рождество, чтобы очевидной сдѣлалась Его сила и чтобы показать, что, сдѣлавшись человѣкомъ, Онъ не раждается, какъ человѣкъ, но что какъ Богъ дѣлается человѣкомъ, потому что для (Его) воли нѣтъ ничего труднаго.

14. Въ этотъ великій день Онъ родился отъ Дѣвы и побѣдилъ естество. Онъ выше брака и свободенъ отъ истлѣнія. Ибо прилично было, чтобы Тотъ, Кто есть учитель чистоты, славно возсіялъ, исходя изъ чистой и непорочной утробы. Ибо Онъ есть Тотъ, Который, отъ начала, изъ дѣвственной земли, создалъ Адама, и Который изъ Адама безъ жены создалъ Еву въ видѣ жены. Далѣе, какъ Адамъ, безъ жены, прежде произвелъ на свѣтъ первую жену, такъ, въ этотъ день, дѣва родила безъ мужа, согласно тому образу, о которомъ пророкъ сказалъ: человѣкъ есть и кто познаеть его? [2] Человѣкъ есть Христосъ, ибо явно былъ видимъ Тотъ, Который былъ отъ Бога рожденъ, поелику женскому полу надлежало предоставить то, что прежде было предоставлено мужескому полу. И какъ изъ Адама жена (произошла) безъ жены, такъ изъ жены безъ мужа (долженъ былъ произойти) мужъ, который, вмѣсто Евы, имѣлъ воздать мужескому полу долгъ, который былъ на ней, чтобы Адамъ не хвалился тѣмъ, что произвелъ жену безъ посредства жены. Посему Дѣва безъ сожитія мужа раждаетъ Бога Слово, содѣлавшагося человѣкомъ, чтобы равнымъ чудомъ и въ равной мѣрѣ равная честь была воздана обоимъ поламъ — мужескому и женскому. И какъ изъ Адама была взята жена такъ, что Адамъ не былъ умаленъ такъ и изъ Дѣвы взято было тѣло, и Дѣва не подверглась поврежденію и дѣвство ея не претерпѣло никакого ущерба. Цѣлымъ и неповрежденнымъ остался Адамъ, когда у него взято было ребро; такъ и Дѣва пребыла безъ порока, когда [отъ Нея] явился Богъ Слово. По этой причинѣ не отъинуду (Слово) восприняло Свою плоть, и не отъинуду Оно облеклось въ Свою одежду, чтобы ложно не вѣрили въ поврежденіе Адама. Ибо раненный человѣкъ сдѣлался орудіемъ и сосудомъ зла: по этой причинѣ Христосъ вполнѣ принялъ сосудъ въ свое тѣло, чтобы, соединившись съ тѣломъ Творца, онъ обратился отъ развращенныхъ пороковъ врага, и чтобы облекся въ вѣчное тѣло, которое во вѣки не можетъ быть ни разрушеннымъ, ни уничтоженнымъ. Однако, содѣлавшись человѣкомъ, Онъ не раждается, какъ обыкновенно раждается человѣкъ, но раждается какъ Богъ, Который дѣлается человѣкомъ, Который обнаруживаетъ всю свою силу, поелику, если бы Онъ былъ рожденъ отъ обыкновеннаго естества, полагали бы, что Слово сдѣлалось чѣмъ-то ложнымъ. По причинѣ этого Онъ родился и возсіялъ отъ Дѣвы; (по этой причинѣ) Онъ въ Своемъ рожденіи сохранилъ неповрежденною утробу и дѣвство, чтобы неслыханныя условія рожденія были для насъ знакомъ великаго таинства.

15. Поелику іудеи имѣютъ обыкновеніе спрашивать язычниковъ, требуя [сказать], Богъ ли Христосъ, то мы должны дать ясный отвѣтъ: дѣйствительно, Христосъ по естеству есть Богъ и содѣлался человѣкомъ, но не по естеству. Это утверждаемъ и поистинѣ вѣруемъ, призывая во свидѣтели печати непорочнаго дѣвства, чтобы подлинно было извѣстно, что Онъ — Богъ всемогущій, поелику, какъ Творецъ утробы, первовиновникъ и защитникъ дѣвства, избралъ образъ чистаго рожденія и содѣлался человѣкомъ, какъ восхотѣлъ.

16. Скажи мнѣ, іудей, родила ли Дѣва, или нѣть? Ибо если родила, то вѣруй Его новому и дивному рожденію. Если же не родила, то зачѣмъ ты обманулъ Ирода, когда онъ спрашивалъ у тебя: гдѣ Іисусъ Христосъ долженъ родиться? Ибо ты сказалъ: въ Виѳлеемѣ іудейскомъ (Матѳ. 2, 4-5). Развѣ я зналъ мѣсто и селеніе? Развѣ я зналъ бы образъ рожденія, если бы прежде пророки не указали этого? Исаія же называетъ Его Богомъ: дѣва зачнетъ, — говоритъ онъ, — и родитъ сына и наречено будетъ имя ему Еммануилъ (Ис. 7, 14), что въ истолкованіи значитъ: съ нами Богъ. Но если пророчество исполнилось на дѣлѣ, то вы должны вѣровать. Развѣ вы, хотя и противоборствуя истинѣ, невольно не открыли истины? И теперь вы рѣшительно отрицаетесь и не вѣруете! Развѣ книжники и фарисеи, которые точно знали законъ, не научили насъ всему тому, что изобличаетъ ихъ? Неужели мы никогда не изучали еврейскаго языка? Вы передали намъ и законъ и пророковъ, изъяснили и научили. Чему же мы отсюда научились, какъ не тому, что прежде рожденія и послѣ рожденія Дѣва пребыла въ своемъ дѣвствѣ? А если это такъ, то почему вы рѣшительно отрицаете, что мы совершаемъ службу Богу, когда, говоря такъ, мы доказываемъ дѣло вашими писаніями? Развѣ и вы, когда Иродъ спросилъ васъ, не привели ему въ свидѣтели пророка Михея, желая подтвердить вашу рѣчь и сдѣлать ее убѣдительною? И ты Виѳлеемъ, домъ Ефраѳовъ, не умаденъ среди владыкъ Іудовыхъ. Ибо изъ тебя произойдетъ вождь, который будетъ царствовать надъ народомъ моимъ Израилемъ (Мих. 5, 2 ср. Матѳ. 2, 6). Правильно сказалъ пророкъ: изъ тебя изыдетъ, поелику отъ васъ Онъ вышелъ, удалился и въ мірѣ содѣлался предметомъ вѣры. Ибо кто есть тотъ, который исходитъ и не остается? Онъ не иной, какъ Тотъ, который есть прежде вѣковъ, который во вѣкъ пребываетъ, который есть истинный Богъ, обращающійся въ мірѣ.

17. Въ этотъ великій день праздника, Богъ явился какъ человѣкъ, какъ пастырь израильскаго народа, который Своею благостью оживотворилъ весь міръ. О вынужденные воители, о человѣколюбивые поборники, которые проповѣдали сокрытаго въ Виѳлеемѣ Бога и Сына Божія, которые сдѣлали явнымъ укрывающагося въ ясляхъ Господа всего, которые указали на сидящаго въ тѣсной пещерѣ, какъ на Бога! Неохотно и противъ своей воли они сдѣлались благодѣтелями. Хорошо поступаютъ, но нечестиво, вопреки желаніямъ, поелику, когда одни скрывали, другіе, хотя и не вѣруя, открыли. Видишь, какъ несвѣдущіе учители учатъ тому, чего не знаютъ? Отъ голода погибаютъ, а другихъ питаютъ. Жаждутъ, а другимъ подаютъ питье. Приступите нынѣ и будемъ съ радостью праздновать ежегодный праздникъ. Законы празднованія новые, поелику дивны также и образы рожденія.

18. Въ этотъ день великаго праздника разрѣшены узы: сатана посрамленъ, демоны — всѣ обращены въ бѣгство, смертоносная смерть измѣнена въ жизнь, рай открытъ разбойнику, проклятія превращены въ благословенія, всѣ грѣхи упразднились, лукавство изгнано, истина пришла, рѣчи, исполненныя благоговѣнія къ Богу, распространились по вселенной, посѣяны чистые нравы, добродѣтель пересажена на землѣ, ангелы вошли въ общеніе съ людьми, и люди получили дерзновеніе говорить съ ангелами. Зачѣмъ и по какой причинѣ это совершилось? Потому что Богъ пришелъ въ міръ и потому что люди вознесены на небо. Совершилось смѣшеніе всего: Богъ всецѣло приходитъ на землю и однако своимъ естествомъ всецѣло пребылъ на небесахъ, даже тогда, когда весь на землѣ. Былъ Богомъ и содѣлался человѣкомъ, никоимъ образомъ не отрекаясь быть Богомъ; такъ какъ Онъ былъ Словомъ и такъ какъ невозможно было Ему подвергаться мученіямъ, то Онъ содѣлался плотью и претерпѣлъ муки. Не Богомъ содѣлался, потому что уже былъ Имъ по естеству, но содѣлался плотью, чтобы тѣлесное могло видѣть Его. Кого не видятъ небожители, Сему ясли предоставили обиталище; когда Онъ пришелъ, все умолкло предъ Нимъ. Зачѣмъ же положенъ былъ въ ясляхъ, если не для того, чтобы Тотъ, Кто все питаетъ, извлекалъ Себѣ младенческую пищу изъ дѣвственныхъ сосцовъ? Зачѣмъ Отецъ будущаго ссетъ молоко изъ сосцовъ, если не для того, чтобы благословить бракъ?

19. Въ этотъ великій день приходятъ волхвы, которые отвергши грубое и жестокое господство, удалились отъ [созерцанія] славы небесъ, такъ какъ постигли, при руководствѣ сіяющей звѣзды, что пришелъ Господь, чтобы освободить всѣ твари. Господь, возсѣдающій на облакѣ легкомъ, тѣломъ своимъ входящій въ Египетъ (Ис. 19, 1), видѣнъ былъ изгнаннымъ отъ Ирода, но по истинѣ исполнилъ пророчество Исаіи, который говоритъ: въ тотъ день домъ Израилевъ будетъ третьимъ (Ис. 19, 24); Ассирійцы поставлены первыми по порядку и сдѣлались первородными, поелику они прежде всѣхъ поклонились чрезъ волхвовъ только что родившемуся царю; и Египтяне поставлены съ Ассиріянами, поелику они видѣли того же (царя), вынужденнаго къ бѣгству человѣкоубійцей Иродомъ. Встрѣтили и приняли Его потомъ отъ дома Іерусалима, во множествѣ. Ибо когда Онъ (Христосъ) возвратился съ Іордана, то въ лицѣ апостоловъ они приступили къ Нему и признали Его. Іисусъ вошелъ въ Египетъ, потрясая и низвергая египетскихъ идоловъ, и, конечно, не напрасно, поелику Самъ Онъ заключилъ врата Египтянъ, погубивши первородныхъ. По этой причинѣ нынѣ вошелъ Первородный, чтобы уничтожить печаль и горькую скорбь и чтобы, уничтожая смерть первородныхъ, призвать ихъ къ жизни. Далѣе, что Христосъ называется первороднымъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ Евангелистъ Лука, который говоритъ: и родила Сына Своего Первенца и спеленала Его, и положила Его въ ясли, потому что не было имъ мѣста въ гостинницѣ (Лук. 2, 7). Волхвы вошли (въ пещеру), безъ всякаго напередъ принятаго рѣшенія, и она сдѣлалась для нихъ святымъ храмомъ. Богъ вошелъ въ Египетъ, чтобы, вмѣсто древней скорби, принести радость, и, вмѣсто мрака, разлить свѣтъ спасенія.

20. Испорченная и отвратительная была вода Нила, когда дѣти преждевременною смертью были убиты въ ней. Явно вошелъ въ Египетъ Тотъ, Кто тогда претворилъ воды въ кровь и сдѣлалъ ихъ рѣкой воды спасительнаго рожденія, очищая скверны и преступленія силою Святаго Духа. Египтяне потерпѣли наказаніе, потому что обольщенные отреклись отъ Бога. Іисусъ вошелъ въ Египетъ и тамъ посѣялъ благоговѣніе къ Богу, чтобы отвращая души Египтянъ отъ заблужденія, сдѣлать ихъ любезными Богу. Воды рѣки Онъ сдѣлалъ достойными того, чтобы онѣ могли, подобно коронѣ, увѣнчать Его главу.

21. Но не будемъ растягивать рѣчи, а сплетая сущность ея и какъ бы перечень главъ, спросимъ, какимъ образомъ Слово, неспособное къ страданіямъ, содѣлалось плотью и было видимымъ, оставаясь тѣмъ же самымъ по своему божественному естеству?

Но что реку или что возлаголю? Ибо вижу плотника и ясли, Младенца и Дѣву-родительницу, лишенную всего, подавленную бѣдностью и нуждою. И теперь внимай, до какой крайней бѣдности ниспало величіе Божіе. Слово ради насъ сдѣлалось бѣднымъ, будучи богатымъ (2 Кор. 8, 9). Ибо оно было положено не на ложѣ и на подушкахъ, но на вретищахъ. О бѣдность, источникъ всецѣлаго возвышенія! О нужда, обрѣтающая сокровище! Является бѣднымъ и бѣдныхъ преисполняетъ богатствъ! Лежитъ въ ясляхъ безсловесныхъ и словомъ приводитъ въ движеніе вселенную! Пеленами повивается, съ улыбкою, и узы грѣховъ сокрушаетъ Тотъ, Кто, [говоря] однимъ словомъ, воззвалъ къ своему почитанію вселенную.

22. Что реку или что возглаголю? Вижу младенца. повитаго пеленами и положеннаго въ ясляхъ; Марія, вмѣстѣ дѣва и мать, стоитъ служа съ Іосифомъ, о которомъ говорили, что онъ — мужъ ея. Ибо онъ назывался мужемъ и она называлась женой, именами, конечно, свойственными супружеству, но только на словахъ, а не на дѣлѣ. Ибо она была обручена Іосифу, но ее сохранилъ для Себя Духъ Святый, по сказанному Евангелистомъ: Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя, такъ какъ то, что родится отъ Тебя, святое и отъ небеснаго сѣмени (Лук. 1, 35). Не смѣлъ говорить Іосифъ, поелику былъ праведенъ, и не хотѣлъ позорить Дѣву. Не смѣлъ ни вѣрить преступленію, ни произносить относительно святой Дѣвы дурныя слова. Имѣющаго родиться сына не старался назвать своимъ, потому что зналъ, что онъ не отъ него.

23. Итакъ, пока относительно сего сначала онъ пребывалъ въ недоумѣніи, онъ не понималъ, кто былъ младенецъ; когда, далѣе, онъ размышлялъ объ этомъ съ самимъ собою, ему послано было небесное видѣніе. Ибо явился ему ангелъ, который приступивши успокоилъ его, говоря: не бойся Іосифъ сынъ Давидовъ; ибо что имѣетъ родиться отъ Дѣвы Маріи, святое и наречется Сыномъ Всевышняго (Матѳ. 1, 20-21). То есть: Духъ Святый найдетъ на непорочную Дѣву и осѣнитъ ее сила Всевышняго (Лук. 1, 35). По этой причинѣ Онъ воистину родится отъ Дѣвы, дѣвство которой сохранитъ невредимымъ. Поелику же первая дѣва пала, обольщенная сатаной, то Дѣвѣ Маріи Онъ далъ вѣстника въ лицѣ Гавріила, чтобы дѣва сдѣлалась подобной дѣвѣ и рожденіе рожденію. Обманутая лестью, Ева произнесла смертоносныя рѣчи, а Марія, принявши вѣстника, родила воплощенное и животворящее Слово. За рѣчи Евы Адамъ былъ изверженъ изъ рая. Слово же (рожденное) отъ Дѣвы открыло крестъ, которымъ разбойникъ вошелъ въ рай Адамовъ. И поелику ни язычники, ни іудеи, ни первосвященники не вѣровали, что отъ Бога рожденъ сынъ безъ болѣзни и безъ мужа, то по этой причинѣ Онъ нынѣ раждается въ тѣлѣ, способномъ къ перенесенію страданій, сохраняя непорочнымъ тѣло (Дѣвы). Явилъ же Свое могущество, чтобы показать, что какъ Онъ родился отъ Дѣвы, при чемъ дѣвство Дѣвы осталось ненарушеннымъ, такъ Онъ родился отъ Бога безъ какого-либо насилія и болѣзни, или страданія, или поврежденія, и сущность Божества пребыла неприкосновенною, когда Богъ отъ Бога родился. Но поелику люди оставили Бога, чтобы вмѣсто Него почитать раскрашенныя изображенія людей, то Богъ Слово воспринялъ образъ человѣка, чтобы, изгоняя заблужденіе и возстановляя истину, предать забвенію то презрѣнное богопочитаніе и пріобрѣсти Себѣ честь, должную Богу, поелику Ему подобаетъ слава и поклоленіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е., очевидно, не по Своему божественному естеству.
[2] Неизвѣстно, откуда взято это изреченіе.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 159-171.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0