Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Произведеніе «Двѣнадцать главъ о вѣрѣ» ложно надписываемое именемъ св. Григорія Чудотворца.

Съ именемъ св. Григорія Чудотворца на греческомъ и сирійскомъ языкахъ сохранилось два произведенія, происхожденіе которыхъ, какъ показываетъ ихъ содержаніе, относится къ болѣе позднему времени: а) «Двѣнадцать главъ о вѣрѣ —Κεϕάλαια περὶ πίστεως δώδεϰα» — и б) «Подробное изложеніе вѣры — Ἡ ϰατὰ μέρος πίστις». Оба произведенія безспорно не принадлежатъ неокесарійскому святителю; но они, помимо своего церковно-историческаго значенія, представляютъ интересъ и съ той точки зрѣнія, что даютъ наглядное свидѣтельство объ извѣстности и славѣ св. Григорія Чудотворца, показывая, какъ представители противоположныхъ направленій богословской мысли прикрывали его авторитетомъ свои произведенія. Первое произведеніе, какъ показываетъ его названіе, раздѣляется на двѣнадцать главъ, изъ которыхъ каждая заключаетъ въ себѣ, въ формѣ анаѳематизма, противоположеніе воззрѣнія, признаваемаго авторомъ еретическимъ, тому ученію, которое онъ считаетъ правильнымъ, а затѣмъ изъясненіе и обоснованіе высказаннаго тезиса... (Проф. Н. И. Сагарда) далѣе>>

Текстъ памятника

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Двѣнадцать главъ о вѣрѣ.

Глава I.

Если кто называетъ тѣло Христово несозданнымъ и не исповѣдуетъ, что Самъ несозданный Богъ Слово представилъ доказательства воплощенія и вочеловѣченія созданнаго изъ человѣчества, какъ написано, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Ибо какъ можно называть тѣло несозданнымъ? Вѣдь несозданное безстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христосъ же, воскресшй изъ мертвыхъ, показывалъ своимъ ученикамъ и знаки отъ гвоздей, и прободеніе копья, и тѣло для осязанія, хотя и вошелъ къ нимъ при запертыхъ дверяхъ; но это сдѣлано было Имъ для того, чтобы показать и дѣйствіе Божества, и истинность тѣла. Хотя онъ былъ Богъ, но по естеству познанъ былъ какъ человѣкъ, и будучи по-истинѣ человѣкомъ, по дѣламъ Своимъ явился Богомъ.

Глава II.

Если кто называетъ плоть Христа единосущной Божеству, и не исповѣдуетъ, что Онъ — въ образѣ Божіемъ Сый, предвѣчный Богъ и уничижилъ Себя и принялъ образъ раба, какъ написано (Флп. 2, 7), анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какимъ образомъ явившуюся во времени плоть можно называть единосущною безлѣтному Божеству? Ибо единосущнымъ называется совершенно тожественное по естеству и по вѣчности.

Глава III.

Если кто говоритъ, что Христосъ [1] воспринялъ совершеннаго человѣка, какъ одного изъ пророковъ, и не исповѣдуетъ, что Онъ Самъ, чрезъ воплощеніе отъ Дѣвы, содѣлался человѣкомъ, родился въ Виѳлемѣ, воспитанъ въ Назаретѣ и показалъ преуспѣяніе въ возрастѣ, подлежалъ счисленію времени [по лѣтамъ], крестился въ Іорданѣ и былъ засвидѣтельствованъ Отцемъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, какъ написано (Матѳ. 3, 17), анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можно утверждать, что Господь [2] воспринялъ совершеннаго человѣка, какъ одного изъ пророковъ, когда Самъ Господь содѣлался человѣкомъ чрезъ воплощеніе отъ Дѣвы? Посему написано, что первый человѣкъ изъ земли перстный (1 Кор. 15, 47); когда же онъ, созданный изъ земли, отошелъ въ землю, то второй, сдѣлавшись человѣкомъ, восшелъ на небеса. И говорится: первый Адамъ и послѣдній Адамъ (1 Кор. 15, 45). И какъ исповѣдуется, что второй отъ перваго по плоти, — посему Христосъ и человѣкъ и Сынъ человѣческій, — такъ и засвидѣтельствовано, что второй — Спаситель перваго, ради котораго Онъ и снисшелъ съ неба. Когда же Слово, снисшедшее съ неба и содѣлавшееся человѣкомъ, взошло на небеса, то вслѣдствіе этого и говорится: второй Адамъ — съ небесъ.

Глава IV.

Если кто говоритъ, что Христосъ родился отъ Дѣвы изъ сѣмени мужескаго, какъ и всѣ люди, и не исповѣдуетъ Его воплотившимся и вочеловѣчившимся отъ Духа Святаго и отъ Святой Дѣвы Маріи изъ сѣмени Давидова, какъ написано (Лук. 1, 34-35; Рим. 1, 3), анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можетъ кто-нибудь говорить, что Христосъ родился отъ Дѣвы изъ сѣмени мужескаго, когда на благовѣстіе святаго благовѣстника и ангела Маріами Дѣва сказала: Какъ это будетъ со мною, когда я мужа не знаю? Почему онъ (ангелъ) говоритъ: Духъ Святый найдетъ на тебя, и сила Вышняго осѣнитъ тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыномъ Вышняго (Лук. 1, 34 сл.). И Іосифу говоритъ: Не бойся принять Маріамь, жену твою; ибо родившееся въ ней есть отъ Духа Святаго. Родитъ же Сына и нарекутъ имя Ему Іисусъ, ибо Онъ спасетъ народъ Свой отъ грѣховъ его (Матѳ. 1, 20 сл.).

Глава V.

Если кто говоритъ: иной прежде вѣковъ Сынъ Божій и иной явившійся въ послѣднія времена, и не исповѣдуетъ, что Сущій прежде вѣковъ тотъ же, что и явившійся въ послѣднія времена, какъ написано, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можно говорить: иной сущій прежде вѣковъ Сынъ Божій и иной явившійся въ послѣднія времена, когда Самъ Господь говоритъ: прежде нежели былъ Авраамъ, Я есмь (Іоан. 8, 58), и потому что Я исшелъ отъ Отца и пришелъ, и опять иду къ Отцу Моему (Іоан. 16, 28).

Глава VI.

Если кто говоритъ: иной пострадавшій и иной не пострадавшій, и не исповѣдуетъ, что Самъ безстрастный и непреложный Богъ Слово непреложно пострадалъ Своею собственною плотію, какъ написано, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можно говорить: иной пострадавшій и иной не пострадавшій, когда Самъ Господь говоритъ: должно Сыну Человѣческому много пострадать и быть убиту и въ третій день воскреснуть изъ мертвыхъ (Марк. 8, 31; Лук. 9, 22), и: когда узрите Сына Человѣческаго, сидящаго одесную Отца (Матѳ. 16, 28; 26, 64): и: когда пріидетъ Сынъ Человѣческій во славѣ Отца Своего (Марк. 8, 38; Лук. 9, 26)?

Глава VII.

Если кто называетъ Христа спасаемымъ и не исповѣдуетъ Его Спасителемъ міра и свѣтомъ міра, какъ написано (Іоан. 3, 17; 4, 42; 8, 12), анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можетъ кто-нибудь называть Христа спасаемымъ, когда Самъ Господь говоритъ: Я есмь жизнь (Іоан. 11, 25), и: Я пришелъ для того, чтобъ имѣли жизнь (Іоан. 10, 10), и: вѣрующій въ Меня не увидитъ смерти, но узритъ жизнь вѣчную (Іоан. 8, 51).

Глава VIII.

Если кто говоритъ, что Христосъ есть совершенный человѣкъ — отдѣльно и Богъ Слово — отдѣльно, и не исповѣдуетъ единаго Господа Іисуса Христа, какъ написано, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можетъ кто-нибудь говорить, что Христосъ — отдѣльно совершенный человѣкъ и отдѣльно Богъ Слово, когда Самъ Господь говоритъ: чтó вы ищете убить Меня, Человѣка, сказавшаго вамъ истину, которую Я слышалъ отъ Отца (Іоан. 8, 40). Ибо не человѣка далъ за насъ, но Самого Себя предалъ за насъ Богъ Слово, содѣлавшійся человѣкомъ ради насъ. Посему Онъ говоритъ: разрушьте храмъ сей, и Я въ три дня воздвигну его. Онъ же говорилъ о храмѣ тѣла Своего (Іоан. 2, 19. 21).

Глава IX.

Если кто говоритъ, что Христосъ преложимъ или измѣняемъ, и не исповѣдуетъ Его непреложнымъ по духу и тлѣннымъ [3] по плоти, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можетъ кто-нибудь говорить, что Христосъ преложимъ или измѣняемъ, когда Самъ Господь говоритъ: Я есмь и не измѣняюсь (Мал. 3, 6). И еще: не оставлена душа Его во адѣ, и плоть Его не видѣла тлѣнія (Дѣян. 2, 31; Псал. 15, 10)?

Глава X.

Если кто говоритъ, что Христосъ воспринялъ часть человѣка, и не исповѣдуетъ Его по подобію нашему во всемъ, кромѣ грѣха, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ кто-нибудь можетъ сказать, что Христосъ воспринялъ часть человѣка, когда Самъ Господь говоритъ: душу Мою полагаю за овецъ, чтобы опять принять ее (Іоан. 10, 15. 17), и: плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питіе, и: ядущій Мою плоть и піющій Мою кровь имѣетъ жизнь вѣчную (Іоан. 6, 55-56).

Глава XI.

Если кто говоритъ, что тѣло Господа безъ души или безъ ума, и не исповѣдуетъ Его совершеннымъ во всемъ человѣкомъ, единымъ и тѣмъ же, да анаѳемствуется.

Изъясненіе.

Какъ же можетъ кто-нибудь говорить, что тѣло Христа безъ души и безъ ума? Ибо возмущеніе, и печаль, и туга не являются указаніемъ ни на тѣло безъ души, ни на душу безъ ума, ни на непреложное Божество, ни на призрачность, ни на недостатки человѣческой немощи; но Слово въ Себѣ Самомъ дало доказательство нашихъ страстей, принявши на Себя страстное, какъ написано, что Самъ Онъ принялъ немощи наши и понесъ болѣзни наши (Ис. 53, 4; Матѳ. 8, 17). Ибо возмущеніе и печаль и туга — болѣзни души; а утомленіе и сонъ и пораненіе тѣла — немощи плоти.

Глава XII.

Если кто говоритъ, что Христосъ явился міру призрачно, и не исповѣдуетъ Его пришедшимъ во плоти, анаѳема да будетъ.

Изъясненіе.

Какъ можетъ кто-нибудь сказать, что призрачно явился міру Христосъ, въ Виѳлеемѣ родившійся и подвергшійся обрѣзанію плоти, и Симеономъ носимый, и двѣнадцать лѣтъ воспитываемый, и родителямъ повиновавшійся, и во Іорданѣ крестившійся, и на крестѣ пригвожденный и изъ мертвыхъ возставшій?

Поэтому если говорится: возмутился духомъ (Іоан. 11, 33; 13, 21), опечалился душею (Матѳ. 26, 38), изъязвленъ тѣломъ (Ис. 53, 5), то Онъ употребляетъ эти названія сообразно съ нашимъ подверженнымъ страстямъ устройствомъ, и чтобы показать, что Онъ родился въ мірѣ какъ человѣкъ, и обращался между людьми (Вар. 3, 38), по подобію, кромѣ грѣха. Ибо Онъ родился въ Виѳлеемѣ по плоти богоприлично, такъ какъ небесные ангелы признали въ Немъ Своего Владыку и воспѣвали въ ясляхъ повитаго Бога и говорили: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣкахъ благоволеніе (Лук. 2, 14). Воспитанъ былъ въ Назаретѣ богоявленно, возсѣдалъ среди учителей и поражалъ ихъ Своею мудростью, которая не соотвѣтствовала Его тѣлесному возрасту, какъ исчисляетъ (этотъ возрастъ) евангельское слово (Лук. 2, 46 сл.). Крестился въ Іорданѣ, но къ этому побуждаемъ былъ не тѣмъ, чтобы [Самому] принять освященіе, а чтобы [другимъ] даровать участіе въ освященіи (Матѳ. 3, 13 сл.). Въ пустынѣ былъ искушаемъ не потому, чтобы Самъ подлежалъ искушенію, но чтобы наши искушенія противопоставить вызову искусителя, дабы показать тщету искусителя. Посему Онъ говоритъ: дерзайте: Я побѣдилъ міръ (Іоан. 16, 33), опять выставляя не божественное начало, но являя Свою собственную плоть побѣдительницей страданія, смерти и тлѣнія, чтобы посредствомъ плоти, чрезъ которую грѣхъ вошелъ въ міръ, и чрезъ грѣхъ смерть царствовала надъ всѣми людьми (Рим. 5, 12 сл.), чрезъ ту же плоть по подобію осудить грѣхъ во плоти (Рим. 8, 3), побѣдить начальника грѣха — искусителя, упразднить смерть, чтобъ ей не царствовать, во гробѣ тѣла уничтожить тлѣніе, явить Собою начатокъ воскресенія, чтобы затѣмъ господствовало въ мірѣ начало правды и чтобы царство небесное благовѣствовалось людямъ и совершилось общеніе Бога съ людьми.

За эту благодать прославимъ Отца, давшаго Сына Своего Единороднаго за жизнь міра (Іоан. 3, 16 сл.). Прославимъ Духа Святаго, дѣйствующаго, оживотворяющаго насъ, подающаго дарованія для общенія съ Богомъ, и не будемъ напрасно трудиться, чтобы евангельское слово передѣлать въ утонченныя выраженія, посѣвая кругомъ безконечныя стязанія и словопренія (1 Тим. 1, 4; Тит. 3, 9), и дѣлая жесткимъ ясное и простѣйшее слово вѣры, но болѣе будемъ совершать дѣло вѣры, возлюбимъ миръ, покажемъ единомысліе, сохранимъ единеніе, возрастимъ въ себѣ любовь, которою благоугождается Богъ.

Какъ не наше дѣло разумѣть времена и лѣта, которыя Отецъ положилъ въ Своей власти (Дѣян. 1, 7), а должно вѣровать, что будетъ скончаніе времени и послѣдуетъ явленіе грядущаго вѣка, откровеніе суда, пришествіе Сына Божія, воздаяніе за дѣла и наслѣдованіе царства небеснаго, — такъ точно не наше дѣло знать и то, какъ Сынъ Божій содѣлался человѣкомъ, ибо тайна эта велика, какъ написано: родъ Его кто разъяснитъ, ибо вземлется отъ земли жизнь Его (Ис. 53, 8). Но должно вѣровать, что Сынъ Божій содѣлался человѣкомъ по Писаніямъ, и что Онъ былъ видимъ на землѣ, и обращался между людьми по Писаніямъ, по подобію, кромѣ грѣха, и что Онъ умеръ за насъ и воскресъ изъ мертвыхъ, какъ написано, и что Онъ вознесся на небо и сѣлъ одесную Отца, откуда придетъ судить живыхъ и мертвыхъ, какъ написано, чтобы, изъ-за того, что мы занимаемся словопреніемъ другъ съ другомъ, кто-нибудь не похулилъ самаго ученія вѣры, и чтобы не сбылось надъ нами сказанное: ради васъ имя Мое (Божіе) постоянно хулится во языцѣхъ (Ис. 52, 5).

Примѣчанія:
[1] Въ нѣкоторыхъ спискахъ: Господь.
[2] Христосъ.
[3] У Миня (Patr. s. gt. t. X, col. 1132) въ скобахъ поставлено ἄϕϑαρτον — нетлѣннымъ.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 111-117.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0