Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Произведеніе «Подробное изложеніе вѣры» ложно надписываемое именемъ св. Григорія Чудотворца.

Основательными изслѣдованіями норвежскаго ученаго C. P. Caspari и проф. А. А. Спасскаго установлено, какъ безспорный фактъ, что сочиненіе Ἡ ϰατὰ μέρος πίστις (Подробное изложеніе вѣры), которое въ древности не только монофиситами, но и многими православными считалось произведеніемъ св. Григорія Чудотворца, въ дѣйствительности написано Аполлинаріемъ Лаодикійскимъ (младшимъ), — онъ даетъ въ немъ отчетъ въ своей вѣрѣ и защищаетъ ее. Послѣдователи Аполлинарія, чтобы предохранить это произведеніе отъ уничтоженія и обезпечить ему распространеніе, надписали его именемъ св. Григорія Чудотворца, извѣстнаго своимъ символомъ, излагающимъ ученіе о Св. Троицѣ, подобно тому, какъ другія его произведенія приписаны были св. Аѳанасію Александрійскому и Юлію, епископу Римскому. Каспари находитъ невозможнымъ признать правильность и того взгляда (Dorner, Leo Allatius), что основная часть произведенія принадлежитъ св. Григорію Чудотворцу и что къ ней потомъ разными авторами сдѣланы многочисленныя прибавки: не смотря на нѣкоторую нестройность и повторенія, произведеніе по языку и содержанію отъ начала до конца имѣетъ одинъ и тотъ же характеръ и должно быть написано однимъ авторомъ... (Проф. Н. И. Сагарда) далѣе>>

Текстъ памятника

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Подробное изложеніе вѣры.

Весьма враждебны и чужды апостольскаго исповѣданія тѣ, которые утверждаютъ, что Сынъ — изъ несущихъ и впослѣдствіи привзошелъ къ Отцу изъ вторичнаго начала (ἀποστελλομένης ἀρχῆς) и которые то же самое думаютъ о Святомъ Духѣ, утверждая, что Сынъ обожествляется и Духъ Святый освящается по дару и благодати, которые имя Сына дѣлаютъ общимъ [у него] съ рабами и такъ объясняютъ «перворожденный изъ твари», какъ будто и Онъ подобнымъ же образомъ изъ не-сущаго и какъ будто Онъ первымъ сотворенъ, и которые не исповѣдуютъ, что Единородный Сынъ — единственный у Отца, а только далъ Самого Себя быть сопричисленнымъ къ смертнымъ и въ такомъ смыслѣ считается перворожденнымъ, которые рожденіе Сына отъ Отца описываютъ человѣкообразно, отмѣривая извѣстный промежутокъ, и не исповѣдуютъ безначальнымъ вѣка родителя и рожденія, которые вводятъ три не имѣющихъ между собою общенія и чуждыхъ поклоненія, тогда какъ единственное правильное богопочитаніе то, которое мы имѣемъ, получивши его отъ начала изъ закона и пророковъ, которое утверждено Господомъ и проповѣдано апостолами. Не менѣе чужды и тѣ, которые исповѣдуютъ Троицу не по-истинѣ изъ трехъ Лицъ, но нечестиво измышляютъ въ единицѣ троиственность по сложенію и Сына считаютъ мудростью въ Богѣ, подобно человѣческой въ человѣкѣ, въ силу которой человѣкъ является мудрымъ, и Слово объясняютъ подобно слову, которое произносится или составляется въ мысли, но не имѣетъ ни отдѣльной ипостаси, ни продолжающагося существованія.

2. Исповѣданіе же церковное и спасительное для міра есть вѣра въ воплощеніе Слова, предавшаго Самого Себя человѣческой плоти, которую Оно приняло отъ Маріи, оставшись однако тѣмъ же и не подвершись никакому превращенію или измѣненію въ Божествѣ, но сочетавшись съ плотью по подобію человѣческому, такъ что плоть соединилась съ Божествомъ, при чемъ Божество восприняло страстность плоти во время исполненія таинства. Послѣ же разрушенія смерти пребываетъ въ святой плоти постоянное безстрастіе и неизмѣнное безсмертіе, такъ какъ силою Божества воспринята первоначальная человѣческая красота и предоставлена всѣмъ людямъ чрезъ усвоеніе вѣрою.

3. Если же нѣкоторые и здѣсь извращаютъ священную вѣру, или усвояя Божеству человѣческое (преуспѣяніе и страсти и возрастающую славу), или отдѣляя отъ Божества преуспѣваюшее и страждущее тѣло, какъ существующее собственною жизнью, то и таковые внѣ церковнаго и спасительнаго исповѣданія.

4. Итакъ, никто не можетъ знать Бога, если не познаетъ Сына, ибо Сынъ есть Премудрость, которою все создано; твореніе же возвѣщаетъ премудрость, и Богъ познается въ премудрости. Премудрость же Божія не такая, какую имѣетъ человѣкъ, но совершенная, происходящая отъ совершеннаго Бога и всегда пребывающая, не такъ, какъ человѣческая мысль, которая преходитъ, и слово, которое произносится и больше не существуетъ. Поэтому Онъ не только Премудрость, но и Богъ, не только Слово, но и Сынъ. Итакъ, мыслитъ ли кто о Богѣ на основаніи созданія или же научается изъ божественныхъ писаній, онъ не можетъ знать или слышать о Немъ безъ Его Премудрости, и право призывающій Бога призываетъ чрезъ Сына, и достойно приходящій приходитъ чрезъ Христа. Придти же къ Сыну невозможно иначе, какъ чрезъ Духа, ибо Духъ есть и жизнь и святое образованіе всего, и посылая Его чрезъ Сына, Богъ уподобляетъ Себѣ созданіе.

5. Итакъ, единъ Отецъ Богъ, единъ Сынъ Слово, единъ Духъ Жизнь, освященіе всего, и ни Богъ иной, какъ Отецъ, ни Сынъ иной, какъ Слово Божіе, ни Духъ иной, какъ житворящій и освящающій, а если и святые называются и богами в сынами и духами, то они ни Духомъ не исполняются, ни Сыну и Богу не уподобляются. 6. Если же кто станетъ утверждать, что Сынъ есть Богъ, какъ исполненный Божества, а не какъ рожденный изъ Божества, тотъ отрекся отъ Слова, отрекся отъ Премудрости, потерялъ знаніе о Богѣ, ниспалъ въ почитаніе созданія, держится нечестія эллиновъ и къ нему возвратился, сдѣлался подражателемъ невѣрію іудеевъ, которые, полагая, что Слово отъ Бога есть сынъ человѣческій, не увѣровали, что Онъ — Богъ, и не исповѣдали Сыномъ Божіимъ. Но нечестиво мыслить Слово Божіе какъ человѣческое, и совершенныя Имъ дѣла пребывающими, когда Онъ Самъ не пребываетъ. 7. Если же кто скажетъ, что Христосъ совершаетъ все по повелѣнію Слова, тотъ и Слово Божіе сдѣлаетъ недѣятельнымъ, и установленный Господомъ порядокъ обратитъ въ рабство; ибо рабъ всякій, кому приказываютъ, и созданіе не способно создавать, поелику оно никакимъ образомъ не можетъ сравняться съ создавшимъ, чтобы какъ само создано Имъ, такъ же могло создавать и другое. 8. Но далѣе, если кто скажетъ, что и Духъ Святый есть освященная тварь, то уже не сможетъ мыслить все освящаемымъ въ Духѣ, ибо освятившій одно освящаетъ и все. Итакъ, отрекается отъ источника освященія, Духа Святаго, тотъ, кто отнимаетъ у Него силу освящать, и этимъ закроетъ для себя возможность сочислять Его Отцу и Сыну; онъ отвергаетъ и святое крещеніе и уже не можетъ исповѣдывать Троицу святою и достопокланяемою. 9. Ибо или всю Троицу должно мыслить въ естественной и истинной славѣ, или мы будемъ принуждены говорить объ Единицѣ, но уже не Троицѣ, или не должно сочислять Создателю созданныхъ тварей, ни Владыкѣ всего — созданій, ни Освящающему — освящаемаго, подобно тому, какъ и Троицѣ не сочисляется ничто изъ тварнаго. Но во имя Святой Троицы [совершается] крещеніе и призываніе и служеніе; ибо если три славы, то должно быть и три служенія у тѣхъ, кто нечестиво почитаетъ созданія. Если раздѣляется природа, которой воздается поклоненіе, то у нихъ должно быть раздѣлено и поклоненіе. Но съ вѣчнымъ не должно воздавать поклоненія тому, что является новымъ, ибо ново все, что получило начало, тогда какъ давній и неизмѣримъ Тотъ, Кто прежде вѣковъ. 10. Поэтому полагающій какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тѣмъ самымъ отдѣляетъ Сына и Святаго Духа отъ сочисленія съ Отцемъ. Ибо, подобно тому, какъ мы исповѣдуемъ единую славу, такъ должно исповѣдывать и единое существо или Божество и единую вѣчность Троицы. 11. Главное же въ нашемъ спасеніи — воплощеніе Слова. Итакъ, мы вѣруемъ, что воплощеніе Слова совершилось для обновленія человѣчества такъ, что Божество пребыло неизмѣннымъ; ибо не произошло ни измѣненія, ни превращенія, ни ограниченія въ духѣ по отношенію къ (святой) Силѣ Божіей, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дѣло воплощенія во спасеніе міра, и Слово Божіе, жительствуя на землѣ по-человѣчески, равнымъ образомъ сохранило свое божественное присутствіе во всемъ, все наполнивъ, при совершенно особенномъ сраствореніи съ плотью, и когда происходили страданія по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей безстрастіе. 12. Итакъ, нечестивъ тотъ, кто страданіе относитъ къ Силѣ, ибо Господь славы явился въ человѣческомъ образѣ, воспринявъ человѣческое домостроительство на землѣ, и Своими дѣлами исполнилъ законъ за людей, а Своими страданіями разрушилъ страданія, и смертію упразднилъ смерть, воскресеніемъ же возсіялъ жизнь. Ожидаемъ и славнаго пришествія Его съ небесъ ради жизни всего и суда, грядущаго воскресенія мертвыхъ для воздаянія всѣмъ по заслугамъ.

13. Страшное же дѣло замышляютъ нѣкоторые противъ Святой Троицы, утверждающіе, что нѣтъ трехъ Лицъ, какъ бы вводя безъипостасное Лице. Посему мы бѣжимъ отъ Савеллія, говорящаго, что одинъ и тотъ же есть Отецъ и Сынъ; онъ утверждаетъ, что Отецъ есть глаголющій, а Сынъ есть Слово, пребывающее въ Отцѣ и открывшееся во время творенія, потомъ же, по исполненіи его, возвращающееся въ Бога. (То же самое онъ говоритъ и о Святомъ Духѣ). 14. Мы же вѣруемъ, что три Лица, имѣя единое Божество, являются какъ Отецъ и Сынъ и Святый Духъ; ибо Божество, свидѣтельствуемое естественно единымъ въ Троицѣ, утверждаетъ единство естества, поелику это [т. е. божественное естество] является собственнымъ Отцу согласно написанному: единъ Богъ Отецъ (1 Кор. VIII, 6), прирождено (πατρῷον) и Сыну, по сказанному: Слово было Богъ (Іоан. V, 1), по естеству присуще и Духу быть Духомъ Божіимъ, какъ говоритъ Павелъ: вы — храмъ Божій, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. III, 16). 15. Ибо Лице каждаго показываетъ, что оно существуетъ самостоятельно и ипостасно; Божество же является собственнымъ Отцу, и когда бы ни говорилось объ единомъ Божествѣ трехъ, этимъ свидѣтельствуется, что свойственное Отцу присуще Сыну и Духу; такъ что если будетъ сказано, что въ трехъ лицахъ единое Божество, то этимъ и троичность утверждается, и единство не разсѣкается, и единство Сына и Духа съ Отцемъ по естеству исповѣдуется. Если же кто говоритъ, что и Лице одно, какъ и Божество одно, то невозможно, что бы два въ единомъ были [только] какъ бы единымъ. 16. Ибо Павелъ возглашаетъ единымъ по Божеству Отца и называетъ единымъ по господству Сына: единъ Богъ Отецъ, изъ Котораго все, и мы для Него, и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Которымъ все и мы Имъ (1 Кор. VIII, 6). Итакъ, (если) единъ Богъ, и Господь единъ, едино же Лице, посколько Божество единаго господства, то какимъ образомъ въ нашей вѣрѣ оказывается «изъ Котораго» и «Которымъ», какъ раньше сказано? 17. Но мы утверждаемъ, не отсѣкая господства отъ Божества и не отчуждая одного отъ другого, но такъ соединяя, какъ этого требуетъ дѣло и истина, и Сына называемъ Богомъ вслѣдствіе того, что Онъ собственный Отцу, какъ образъ и рожденіе, Отца же называемъ Господомъ, именемъ единаго Господа, какъ Начало Его и Родителя. То же и относительно Духа, имѣющаго такое единство съ Сыномъ, какое Сынъ имѣетъ съ Отцемъ; такъ что пусть познается Ипостась Отца по именованію [Его] Богомъ, но пусть не отдѣляется отъ сего наименованія Сынъ, какъ сущій отъ Бога; пусть познается и лице Сына по наименованію [Его] Господомъ, но да не отлучается отъ сего наименованія Богъ, Который есть Господь, какъ Отецъ Господа. Посколько Сыну принадлежитъ господство, — Ему, Который чрезъ Себя Самого сотворилъ и господствуетъ надъ сотвореннымъ, а Отцу это еще въ высшей степени присуще, какъ Отцу Господствующаго; 18. такъ и Богомъ единымъ мы называемъ Троицу, но не въ томъ смыслѣ, будто мы познаемъ единаго изъ сложенія трехъ (ибо все, что составляется изъ сложенія, несовершенно), а такъ: чтó есть Отецъ въ смыслѣ начала и рожденія, это есть и Сынъ, образъ и рожденіе Отца. Такъ что, если кто скажетъ: какимъ образомъ единъ Богъ, если и Сынъ есть Богъ отъ Бога, то мы скажемъ, что [это должно понимать] въ смыслѣ начала, посколько Отецъ — единое начало; а если кто (снова) спроситъ: какъ единъ Господь, если Отецъ — Господь; мы снова отвѣтимъ: [Отецъ есть Господь] посколько Онъ — Отецъ Господа, — и намъ уже больше не встрѣтится это затрудненіе. 19. И опять, если нечестивые скажутъ: какъ не будутъ тремя богами три Лица, если Они имѣютъ Божество единымъ? Мы скажемъ: потому что Богъ есть начало и Отецъ Сына, а Сей есть образъ и рожденіе Отца и не братъ Его, и Духъ равнымъ образомъ есть Духъ Бога, какъ написано: Духъ есть Богъ (Іоан. IV, 24). 20. И издревле изъ пророка Давида ясно было, что Словомъ Господнимъ небеса утверждены и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. XXXII, 6). И въ началѣ [книги] міротворенія написано такъ: и Духъ Божій носился вверху воды (Быт. I, 2). Павелъ же въ посланіи къ Римлянамъ, говоритъ: вы же не въ плоти, а въ Духѣ, если только Духъ Божій живетъ въ васъ (Рим. VIII, 9). 21. И снова онъ говоритъ: если же Духъ Того, Кто воскресилъ Іисуса изъ мертвыхъ, живетъ въ васъ, воскресившій Христа изъ мертвыхъ оживитъ и ваши смертныя тѣла живущимъ въ васъ Духомъ Своимъ (Рим. VIII, 11). И снова: всѣ, кто водится Духомъ Божіимъ, эти суть сыны Божіи; потому что вы не приняли духа рабства снова въ боязнь, но приняли Духа усыновленія, Которымъ взываемъ: Авва, Отче! (Рим. VIII, 14-15). И опять: истину говорю во Христѣ, не лгу, когда свидѣтельствуетъ мнѣ совѣсть моя въ Духѣ Святомъ (Рим. IX, 1). И снова: Богъ же надежды да исполнитъ васъ всякой радости и мира въ вѣрѣ, чтобы обогатиться вамъ въ надеждѣ силою Духа Святаго (Рим. XV, 13). И снова говоритъ, когда пишетъ къ тѣмъ же Римлянамъ: смѣлѣе писалъ вамъ, отчасти какъ бы напоминая вамъ, по благодати данной мнѣ отъ Бога, чтобы быть мнѣ служителемъ Іисуса Христа для язычниковъ, совершая благовѣстіе Божіе, дабы это приношеніе язычниковъ было благопріятно, освященное Духомъ Святымъ. Итакъ я имѣю похвалу во Христѣ Іисусѣ — то, что относится къ Богу; ибо я не осмѣливаюсь сказать чего либо такого, чего не совершилъ Христосъ чрезъ меня, въ покореніе язычниковъ словомъ и дѣломъ, силою знаменій и чудесъ, Силою Духа Божія (Рим. XV, 15-19). И снова: умоляю же васъ, братья, Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ и любовію Духа (Рим. XV, 30). 23. Это написано въ посланіи къ Римлянамъ; въ посланіи же къ Коринѳянамъ онъ снова говоритъ: слово мое и проповѣдь моя не въ убѣдительныхъ словахъ человѣческой мудрости, но въ явленіи духа и силы, чтобы вѣра ваша была не въ мудрости человѣческой, но въ силѣ Божіей (1 Кор. II, 4-5). И снова говоритъ: какъ написано: того глазъ не видѣлъ и ухо не слышало и на сердце человѣка не взошло, что Богъ уготовалъ любящимъ Его, а намъ Богъ открылъ Духомъ Своимъ; ибо Духъ все проницаетъ и глубины Божіи. Ибо кто изъ человѣковъ знаетъ, что въ человѣкѣ, кромѣ духа человѣческаго, сущаго въ немъ? Такъ и Божьяго никто не знаетъ, кромѣ Духа Божія (1 Кор. II, 9-11). И опять говоритъ: душевный человѣкъ не принимаетъ того, что отъ Духа Божія (1 Кор. II, 14). 24. Видишь, что всюду въ Писаніи Духъ проповѣдуется Божіимъ, и нигдѣ не называется созданнымъ. Что же могутъ сказать нечестивые, когда Господь послалъ учениковъ крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. XXVIII, 19)? Безспорно, что здѣсь имѣется общеніе и единеніе, согласно которому должно исповѣдывать не три Божества и не три господства и не три святыни, но истинно, когда три Лица твердо пребываютъ, — единство трехъ; ибо такъ надлежащимъ образомъ можетъ быть выражена вѣра и въ посылающее и въ посылаемое, посколько Отецъ послалъ Сына, и Сынъ посылаетъ Духа, — одно же лицо не можетъ посылать самого себя. Вѣдь никто не можетъ назвать Отца воплотившимся, ибо то, что заключается въ исповѣданіи вѣры, не совпадаетъ съ худымъ, еретическимъ ученіемъ; но должно, чтобы наши мысли слѣдовали божественнымъ и апостольскимъ догматамъ, а не такъ, чтобы наши немощныя измышленія осиливали догматы божественной вѣры. 25. Если же скажутъ: какъ три Лица и какъ единое Божество? Мы скажемъ имъ, что три Лица, посколько одно — Бога Отца, одно — Господа Сына и одно — Святаго Духа; едино же Божество, посколько Сынъ есть образъ Бога Отца, Который единъ, т. е. Богъ отъ Бога, и Духа равнымъ образомъ называемъ Божіимъ, и это естественно по тожеству сущности, а не по причастію Бога. И едина сущность Троицы, чего нельзя сказать относительно тварей. 26. Ибо не одна сущность Бога и тварей, потому что ничто изъ послѣднихъ по своей сущности не есть Богъ, но ничто изъ нихъ по существу и не Господь, но единъ Богъ Отецъ и единъ Господь Сынъ и единъ Духъ Святый, и мы утверждаемъ, что Троица — единое Божество, единое господство и единая святыня, потому что Отецъ есть начало Господа, вѣчно Его родившее, и Господь — первообразъ Духа, — такимъ образомъ, и Отецъ — Господь и Сынъ — Богъ и о Богѣ сказано, что «Духъ есть Богъ».

27. Итакъ, исповѣдуемъ единаго Бога истиннаго, единое начало, и единаго Сына, истиннаго Бога отъ истиннаго Бога, естественно имѣющаго Отчее Божество, т. е. единосущнаго Отцу, и единаго Духа Святаго, по естеству и по-истинѣ освящающаго и обожествляющаго всѣхъ, имѣющаго бытіе изъ сущности Бога; а утверждающихъ, что или Сынъ или Духъ Святый — созданіе, анаѳематствуемъ; все же прочее исповѣдуемъ сотвореннымъ и рабскимъ, созданнымъ Богомъ чрезъ Сына (и) въ Духѣ Святомъ освященнымъ. 28. Еще исповѣдуемъ, что Сынъ Божій содѣлался сыномъ человѣческимъ, не по имени, но во-истину, принявши плоть отъ Маріи Дѣвы, и что Онъ есть совершенный Сынъ Божій и Онъ же — сынъ человѣческій, единое лице и единое поклоненіе Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анаѳематствуемъ творящихъ различныя поклоненія, одно божеское и одно человѣческое, и поклоняющихся человѣку изъ Маріи, какъ иному по сравненію съ Богомъ отъ Бога. Ибо мы знаемъ, что въ началѣ было Слово, и Слово было къ Богу и Слово было Богъ (Іоан. I, 1); когда же Онъ содѣлался человѣкомъ ради нашего спасенія, мы покланяемся не какъ содѣлавшемуся равнымъ [намъ] въ равной [съ нами] плоти, но какъ Господу, принявшему образъ раба. Исповѣдуемъ страданіе Господа по плоти, воскресеніе силою Его Божества, восшествіе на небо, славное пришествіе Его, грядущаго на судъ живыхъ и мертвыхъ и вѣчную жизнь святыхъ.

30. И такъ какъ нѣкоторые отягчили насъ, пытаясь извратить нашу вѣру въ Господа нашего Іисуса Христа, исповѣдуя Его не Богомъ воплотившимся, а человѣкомъ, соединеннымъ съ Богомъ, — ради этого мы и излагаемъ исповѣданіе относительно высказанной ранѣе вѣры, отрекаясь отъ ненадежнаго словопренія. Ибо Богъ, воплотившійся въ человѣческой плоти, имѣетъ чистое собственное дѣйствіе, будучи умомъ, неодолѣваемымъ душевными и человѣческими страстями и направляя плоть и плотскія движенія божественно и безгрѣшно, и не только не удержанъ смертью, но и разрушаетъ смерть. 31. И Безплотный во плоти явившійся есть Богъ истинный, совершенный истиннымъ и божественнымъ совершенствомъ, не два лица и не два естества; ибо мы не утверждаемъ, что покланяемся четыремъ — Богу, Сыну Божію, человѣку и Духу Святому. Посему мы и анаѳематствуемъ такъ нечествующихъ, которые человѣка полагаютъ въ божественномъ славословіи; ибо мы говоримъ, что Слово Божіе содѣлалось человѣкомъ для нашего спасенія, чтобы мы получили уподобленіе небесному и обожествились до подобія истинному по естеству Сыну Божію, по плоти же сыну человѣческому, Господу нашему Іисусу Христу.

32. Итакъ, вѣруемъ въ единаго Бога, т. е. въ единое начало, Бога закона и Евангелія, праведнаго и благого, и въ единаго Господа Іисуса Христа, Бога истиннаго, т. е. истинный Образъ единственно истиннаго Бога, Творца всего видимаго и невидимаго, Сына Божія и единородное рожденіе и вѣчное Слово, живое и ипостасное и дѣйственное, всегда соприсущее Отцу, и въ единаго Святаго Духа, и въ славное пришествіе Сына Божія, принявшаго плоть отъ Дѣвы, за насъ претерпѣвшаго страданія и смерть, и воскресшаго въ третій день и вознесшагося на небеса, и въ грядущее славное (Его) пришествіе, и въ единую святую Церковь, оставленіе грѣховъ, воскресеніе плоти, жизнь вѣчную. 33. Исповѣдуемъ, что единосущенъ Отцу Сынъ и Святый Духъ и что едина сущность Троицы, т. е. едино Божество, при чемъ Отецъ естественно нерожденный, Сынъ рожденъ отъ Отца истиннымъ рожденіемъ, не твореніемъ изъ воли, Духъ же Святый, освящающій все созданіе, вѣчно ниспосланъ изъ сущности Отца чрезъ Сына. 34. Исповѣдуемъ же и воплотившееся Слово и явившееся въ плотскомъ рожденіи отъ Дѣвы, а не дѣйствовавшее [только] въ человѣкѣ. Имѣющихъ же общеніе съ отвергающими выраженіе «единосущный», какъ чуждое Писаніямъ, и съ утверждающими, что нѣчто изъ Троицы — созданное, и отдѣляющими отъ единаго естественнаго Божества, считаемъ чуждыми и ни съ кѣмъ изъ таковыхъ не имѣемъ общенія.

35. Единъ Богъ Отецъ, единственное Божество, Богъ же и Сынъ, истинный образъ единаго и единственнаго Божества по рожденію и по естеству, которое Онъ имѣетъ отъ Отца, единъ Господь — Сынъ, точно такъ же и Духъ, посылающій господство Сына на освящаемое созданіе. Сынъ обиталъ въ мірѣ, принявши отъ Дѣвы плоть, которую Онъ исполнилъ Святымъ Духомъ въ освященіе всѣхъ насъ; предавши же плоть смерти, Онъ разрушилъ смерть воскресеніемъ въ воскресеніе всѣхъ насъ и восшелъ на небеса, въ Себѣ возвышая и прославляя человѣковъ, и во второй разъ придетъ, чтобы возстановить вѣчную жизнь для насъ (вѣрующихъ и соблюдающихъ Его заповѣди). 36. Единъ Сынъ, одинъ и тотъ же и до воплощенія и по воплощеніи, человѣкъ и Богъ, то и другое — единое. И не иное Лице — Богъ Слово, а иное — человѣкъ Іисусъ, но одинъ и тотъ же предсуществующій Сынъ явился соединеннымъ съ плотью изъ Маріи, сталъ совершеннымъ и святымъ и безгрѣшнымъ человѣкомъ и совершаетъ домостроительство въ обновленіе человѣчества и спасеніе всего міра. 37. Богъ Отецъ, будучи совершеннымъ Лицемъ, имѣетъ совершенное Слово, истинно родившееся изъ Него, не какъ слово произносимое и не Сына по усыновленію, какъ называются сынами Божіими ангелы и люди, но Сына — по естеству Бога; [имѣетъ] и совершеннаго Духа Святаго, отъ Отца чрезъ Сына подаваемаго усыновляемымъ, живого и животворящаго, святаго и освящаюшаго сопричастниковъ Своихъ, не какъ дыханіе, вдыхаемое человѣкомъ, безъипостасное, но отъ Бога живущее, чрезъ которое именно Троица покланяема и славима и честна и достопочитаема, когда Отецъ умопостигается въ Сынѣ, поколику Сынъ изъ Него, Сынъ же прославляется въ Отцѣ, поколику Онъ изъ Отца, являемаго въ Духѣ Святомъ для освящаемыхъ. 38. А что Святая Троица досточестна, не отдѣляемая и не отчуждаемая, объ этомъ учитъ насъ Павелъ, говоря во второмъ посланіи къ Коринѳянамъ такъ: благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любовь Бога и общеніе Святаго Духа со всѣми вами (2 Кор. XIII, 13). И онять въ этомъ посланіи показываетъ, говоря: утверждающій же насъ съ вами во Христа и помазавшій Богъ и запечатлѣвшій насъ и давшій залогъ Духа въ сердца наши (2 Кор. I, 21-22). Но еще яснѣе въ томъ же посланіи пишетъ такъ: когда они читаютъ Моисея, покрывало лежитъ на сердцѣ ихъ; когда же обращаются къ Господу, то покрывало снимается. Господь же есть Духъ, а гдѣ Духъ Господень, тамъ свобода. Мы же всѣ, открытымъ лицемъ взирая на славу Господню, въ тотъ же образъ преображаемся отъ славы въ славу, какъ отъ Господня Духа (2 Кор. III, 15-18). 39. И опять Павелъ говоритъ: чтобы смертное было поглощено жизнью; создавшій же насъ на это самое Богъ, давшій вамъ залогъ Духа (2 Кор. V, 4-5). И опять говоритъ: являя себя какъ служителей Божіихъ, въ великомъ терпѣніи, въ бѣдствіяхъ, въ нуждахъ, въ тѣсныхъ обстоятельствахъ (2 Кор. VI, 4) и слѣдующее затѣмъ; потомъ присоединяетъ, говоря: въ благости, въ Духѣ Святомъ, въ любви нелицемѣрной, въ словѣ истины, въ силѣ Божіей (2 Кор. VI, 6-7). Вотъ и здѣсь также святый опредѣлилъ Святую Троицу, наименовавъ Бога и Слово и Духа Святаго. 40. И опять говоритъ: не знаете ли, что вы храмъ Божій, и Духъ Божій живетъ въ васъ? И если кто погубитъ храмъ Божій, того погубитъ Богъ (1 Кор. III, 16-17). И опять: но омылись, (но освятились), но оправдались именемъ Господа нашего Іисуса Христа и Духомъ Бога нашего (1 Кор. VI, 19). И опять: или не знаете, что тѣла ваши — храмъ сущаго въ васъ Святаго Духа, Котораго вы имѣете отъ Бога? Ибо думаю, и я имѣю Духа Божія (1 Кор. VII, 40). 41. И опять, ведя рѣчь и о сынахъ Израилевыхъ, какъ крещенныхъ въ облакѣ и въ бурѣ, говоритъ, что всѣ пили одно и тоже духовное питіе, ибо пили изъ духовнаго послѣдующаго камня, — камень же былъ Христосъ (1 Кор. X, 4). И опять говоритъ: потому сказываю вамъ, что никто, говорящій Духомъ Божіимъ, не произнесетъ анаѳемы на Іисуса, и никто не можетъ назвать Іисуса Господомъ, какъ только Духомъ Святымъ. Есть же раздѣленія дарованій, но Духъ одинъ и тотъ же, есть и раздѣленія служеній, но Господь одинъ и тотъ же; есть и раздѣленія дѣйствій, а одинъ и тотъ же Богъ, дѣйствующій все во всѣхъ; но каждому дается явленіе Духа на пользу. Ибо одному дается Духомъ слово премудрости, другому же слово знанія тѣмъ же Духомъ, иному же вѣра въ томъ же Духѣ, (иному даръ исцѣленій тѣмъ же Духомъ), иному же дѣйствія силъ, иному же пророчество, иному же различеніе духовъ, другому же роды языковъ, (иному истолкованіе языковъ). Все же это дѣйствуетъ одинъ и тотъ же Духъ, раздѣляя каждому особо, какъ хочетъ. И какъ тѣло одно, но имѣетъ многіе члены, и всѣ члены тѣла, хотя ихъ много, суть одно тѣло, такъ и Христосъ. Ибо всѣ мы однимъ Духомъ крестились въ одно тѣло (1 Кор. XII, 3-13). И опять говоритъ: ибо если кто, пришедъ, проповѣдуетъ другого Іисуса, Котораго мы не проповѣдывали, или вы получаете иного Духа, Котораго вы не получили, или иное благовѣстіе, котораго не приняли, то вы справедливо потерпѣли бы (2 Кор. XI, 4). Видишь, что Духъ неотдѣлимъ отъ Божества, и никто благочестно мудрствующій не можетъ считать Его созданіемъ. 42. Въ посланіи же къ Евреямъ онъ опять пишетъ такъ: какъ мы избѣжимъ, вознерадѣвши о толикомъ спасеніи, которое, получивши начало своего возвѣщенія отъ Господа, посредствомъ слышавшихъ утвердилось въ насъ, когда Богъ подтверждалъ знаменіями и чудесами и различными силами и раздаяніемъ Духа Святаго (Евр. II, 3-4). И опять въ томъ же посланіи говоритъ: почему, какъ говоритъ Духъ Святый, нынѣ когда услышите гласъ Его, не ожесточите сердецъ вашихъ, какъ во время ропота въ день искушенія въ пустынѣ, гдѣ искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видѣли дѣла Мои сорокъ лѣтъ. Посему я вознегодовалъ на родъ сей и сказалъ: непрестанно они заблуждаютъ сердцемъ своимъ, вслѣдствіе чего не познали путей Моихъ, какъ клялся Я въ гнѣвѣ Моемъ, что они не войдутъ въ покой Мой (Евр. III, 7-11). И тутъ пусть послушаютъ Павла, никоимъ образомъ не отдѣляющаго Духа Святаго отъ Божества Отца и Сына, но ясно показывающаго, что глаголаніе Святаго Духа — было отъ Лица Божія, и такимъ образомъ изречено какъ бы отъ Бога, какъ изложено въ вышеприведенныхъ изреченіяхъ. Поэтому вѣруемъ, что Святая Троица — единъ Богъ, и покланяемся Ей согласно засвидѣтельствованному божественнымъ Писаніемъ, тѣмъ болѣе, что и всюду существуютъ для насъ въ божественномъ Писаніи безчисленныя наставленія, которыя согласно свидѣтельствуютъ апостольскую и церковную вѣру.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 118-130.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0