Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Гомилетическія произведенія св. Григорія Чудотворца.

Свщмч. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский Просвѣтитель Понта и епископъ Неокесаріи, св. Григорій Чудотворецъ характеризуется св. Григоріемъ Нисскимъ, авторомъ похвальнаго слова о жизни его, какъ ревностный и сильный проповѣдникъ. Привлекательная сила его слова, по свидѣтельству св. Григорія Нисскаго, была такъ велика, что послѣ перваго возвѣщенія имени Христова невѣрнымъ, быстро возрастало число обращенныхъ къ вѣрѣ. По условіямъ миссіонерской и архипастырской дѣятельности св. Григорія Чудотворца содержаніе его проповѣдей было самое разнообразное. Прежде всего онъ раскрывалъ тайны христіанскаго боговѣдѣнія, существенные пункты котораго изложены имъ въ символѣ, пользовавшемся большимъ авторитетомъ въ Понтѣ, — благодаря вѣроучительной проповѣди св. Григорія Чудотворца, неокесарійцы сохранили себя «неприкосновенными отъ всякой еретической злобы» во время самаго широкаго распространенія догматическихъ заблужденій въ IV вѣкѣ. Но, кромѣ утвержденія паствы въ правомъ пониманіи христіанскаго догмата, св. Григорій Чудотворецъ, примѣнительно къ состоянію паствы и къ нуждамъ отдѣльныхъ ея членовъ, непрестанно наставлялъ вѣрующихъ въ благочестіи и христіанской жизни... далѣе>>

Текстъ памятника

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Слово о воплощеніи Господа.

1. Воплощенное Слово, послѣ того, какъ видимо было на землѣ и обращалось съ людьми (Вар. 3, 35), поистинѣ понесло наше бремя и, возсѣдая выше насъ, также и какъ человѣкъ, совершило дивное, какъ равное Отцу. Оно разрѣшило осужденіе прародителя, такъ какъ было вторымъ Адамомъ, обновляя своимъ нетлѣннымъ тѣломъ тлѣнное тѣло, уничтожая вражду, заимствуя отъ насъ тѣло, и, явившись подобнымъ намъ, кромѣ грѣха, содѣлалось всѣмъ для всѣхъ.

2. Далѣе, такъ какъ Оно вмѣстѣ Богъ и человѣкъ, то по первому своему рожденію Оно равно Отцу, по послѣднему же Оно первородно самъ прежде тварей: первородно именно между многими братіями (Рим. 8, 29), во всемъ подобное Отцу, по сущности, одно и то же есть то, которое совершаетъ чудеса, и то, которое претерпѣваетъ болѣзни: поелику въ единомъ и томъ же Святомъ Духѣ совершаетъ чудеса и носитъ на себѣ наши немощи, не такъ, какъ мы, по необходимости и закону естества, но по своему изволенію. Ибо мы своего не претерпѣваемъ добровольно, но принуждаемые необходимостью и естествомъ. Во Христѣ же Богѣ дѣло обстоитъ не такъ; но Онъ избралъ то, что Ему угодно, какъ прилично было праведному и разумному Богу. Посему такимъ образомъ должно представлять въ Спасителѣ единство и не должно отрицать, изъ чего Онъ состоитъ. Ибо единъ Господь нашъ, Іисусъ Христосъ, и едино Лице Его, поелику хотя и мыслится, что Онъ состоитъ изъ двухъ, однако, одинъ и тотъ же есть Сынъ Божій и Сынъ человѣческій, поелику Онъ единаго и того же естества съ своими родителями. Тотъ, Который прежде вѣковъ родился отъ Отца, въ концѣ временъ произошелъ отъ Маріи Дѣвы; Тотъ, Кто въ лонѣ Отца, девять мѣсяцевъ пребылъ въ утробѣ жены. Тотъ, Кто всѣ твари изъ ничего привелъ къ бытію, раждается и по тѣлу возрастаетъ. Кто даетъ пищу всѣмъ живущимъ, оказывается ссущимъ молоко. Тотъ, Кто пятью хлѣбами напиталъ пять тысячъ человѣкъ, терпитъ голодъ, какъ человѣкъ. Тотъ, Кто изъ ничего безъ труда сотворилъ ангельскіе чины, отягощается сномъ и устаетъ въ пути. Тотъ, Кто есть сила и премудрость Отца, Кто испытуетъ всѣ сердца, пребываетъ, по божественному плану, въ невѣдѣніи. Тотъ, Кто призираетъ на землю и заставляетъ ее трястись (Псал. 103, 32), поражается страхомъ, какъ человѣкъ. Тотъ, Кто сотворилъ небо и землю (Псал. 145, 6) и Кто одаряетъ безсмертіемъ, претерпѣваетъ крестъ и вкушаетъ смерть.

3. И такимъ образомъ, какъ человѣкъ, носитъ на Себѣ всѣ грѣхи, и очищая ихъ, какъ Богъ, освобождаетъ насъ отъ проклятій, посланныхъ съ неба вслѣдствіе осужденія прародителя. Ибо одинъ Богъ можетъ разрѣшить побѣжденныхъ и сдѣлать наслѣдниками новой жизни, — всѣмъ имъ да подастся войти въ нее и насладиться ею во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 171-172.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0