Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Гомилетическія произведенія св. Григорія Чудотворца.

Свщмч. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский Просвѣтитель Понта и епископъ Неокесаріи, св. Григорій Чудотворецъ характеризуется св. Григоріемъ Нисскимъ, авторомъ похвальнаго слова о жизни его, какъ ревностный и сильный проповѣдникъ. Привлекательная сила его слова, по свидѣтельству св. Григорія Нисскаго, была такъ велика, что послѣ перваго возвѣщенія имени Христова невѣрнымъ, быстро возрастало число обращенныхъ къ вѣрѣ. По условіямъ миссіонерской и архипастырской дѣятельности св. Григорія Чудотворца содержаніе его проповѣдей было самое разнообразное. Прежде всего онъ раскрывалъ тайны христіанскаго боговѣдѣнія, существенные пункты котораго изложены имъ въ символѣ, пользовавшемся большимъ авторитетомъ въ Понтѣ, — благодаря вѣроучительной проповѣди св. Григорія Чудотворца, неокесарійцы сохранили себя «неприкосновенными отъ всякой еретической злобы» во время самаго широкаго распространенія догматическихъ заблужденій въ IV вѣкѣ. Но, кромѣ утвержденія паствы въ правомъ пониманіи христіанскаго догмата, св. Григорій Чудотворецъ, примѣнительно къ состоянію паствы и къ нуждамъ отдѣльныхъ ея членовъ, непрестанно наставлялъ вѣрующихъ въ благочестіи и христіанской жизни... далѣе>>

Текстъ памятника

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Бесѣда на святое Богоявленіе.

Мужи христолюбивые, страннолюбивые и братолюбивые, окажите и сегодня гостепріимство моему слову и, отверзши слухъ вашъ, какъ врата, вмѣстите въ нихъ мою рѣчь, и пріимите отъ меня спасительную проповѣдь о погруженіи Христа, которое было въ рѣкѣ Іорданѣ, чтобы вамъ болѣе возжелать столько къ намъ снисходящаго Владыку. Ибо, если и прошло торжество явленія Спасителя, однако благодать Его навсегда пребываетъ. Итакъ, насладимся его ненасытными душами, ибо прекрасна ненасытимость въ спасительныхъ вещахъ, прекрасна. Пріидите же всѣ изъ Галилеи на Іорданъ и устремимся вмѣстѣ со Христомъ. Блаженъ спутешествующій пути жизни. Пріидите, мысленными стопами достигнемъ Іордана и увидимъ Крестителя Іоанна, крестящаго Того, Кто не требуетъ крещенія, да даруетъ намъ благодать крещенія. Пріидите, узримъ образъ нашего возрожденія, сѣннописанный въ тѣхъ водахъ. Тогда приходитъ Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ креститься отъ него (Матѳ. 3, 3). О, сколь великое смиренномудріе Владыки! Какое снисхожденіе! Царь небесъ притекъ къ Предтечѣ своему, не двигая небесныхъ воинствъ и не предпосылая предтечами безплотныхъ силъ; но просто приходя въ образѣ воина, приходитъ къ своему воину; приходитъ къ нему, какъ одинъ изъ многихъ. Искупитель сочисляетъ себя съ плѣнниками, и судія поставляетъ себя вмѣстѣ съ виновными; присовокупляетъ себя къ погибшимъ овцамъ пастырь добрый, который ради заблудшей овцы снисшелъ съ небесъ и небесъ не оставилъ, и съ плевелами смѣшано небесное сѣмя, безсѣменно произрасшее. Посему Іоаннъ Креститель, увидѣвши Его и узнавши [въ Немъ] Того, Котораго отъ чрева матери позналъ и поклонился, и ясно уразумѣвъ, что это — Тотъ, ради Котораго онъ въ утробѣ матери превыше возраста взыгралъ, нарушая предѣлы естества, онъ скрылъ свою десницу подъ одеждою, и подклонивъ голову, какъ любящій владыку рабъ, такими словами провѣщалъ къ Нему: мнѣ надобно креститься отъ Тебя, и Ты ли приходишь ко мнѣ (Матѳ. 3, 14)? Что Ты дѣлаешь, Владыко? Зачѣмъ измѣняешь порядокъ вещей? Зачѣмъ съ рабами требуешь отъ твоего раба того, что свойственно рабамъ? Зачѣмъ хочешь получить то, въ чемъ не нуждаешься? Зачѣмъ отягчаешь Твоего раба столь многимъ снисхожденіемъ? Мнѣ надобно креститься отъ Тебя. Ты же не имѣешь нужды креститься отъ меня; худшее лучшимъ благословляется, а не лучшее худшимъ благословляется и освящается. Свѣтильникъ возжигается отъ солнца, а не солнце отъ свѣтильника освѣщается. Глина скудельникомъ приготовляется, но не скудельникъ глиной образовывается. Созданіе создателемъ возобновляется, а не создатель созданіемъ исправляется. Немощный врачемъ врачуется, а не врачъ отъ немощнаго принимаетъ попеченіе. Нуждающійся у богатаго заимствуется, а не богатый отъ бѣднаго вспомоществуется. Мнѣ надобно креститься отъ Тебя, и Ты ли приходишь ко мнѣ. Развѣ я не знаю, кто Ты и отъ кого возсіялъ и откуда пришелъ? Развѣ я, поелику Ты содѣлался сообразнымъ мнѣ, отрину величіе Твоего Божества? Развѣ я, поелику Ты настолько снисшелъ ко мнѣ, насколько сдѣлался близкимъ по тѣлу, и всего меня носишь въ Себѣ, чтобы спасти всего человѣка, могу не замѣтить ради видимаго въ Твоемъ тѣлѣ умопостигаемаго въ [Твоемъ] Божествѣ? Развѣ, поелику ради моего спасенія Ты облекся въ мой начатокъ, я не познаю Тебя, одѣвающагося свѣтомъ, какъ одеждою? Развѣ, поелику Ты носишь сродную мнѣ плоть и являешься людямъ, чтобы они возмогли видѣть Тебя, сокроется отъ меня сіяніе блистающаго Твоего Божества? Развѣ, поелику вижу въ Тебѣ свой образъ, отвергну божественное, невидимое и непостижимое существо Твое? Знаю Тебя, Владыко! Знаю Тебя ясно! Знаю Тебя, наученный Тобою; ибо никто не можетъ познать Тебя, если не вкуситъ Твоего просвѣщенія. Знаю Тебя, Владыко, ясно, ибо видѣлъ Тебя духовно, прежде чѣмъ увидѣлъ сей свѣтъ. Когда Ты, будучи всецѣло въ безплотныхъ нѣдрахъ небеснаго Отца, былъ всецѣлъ и въ утробѣ Твоей рабы и матери, а я во утробѣ Елисаветы, какъ въ темницѣ естествомъ былъ содержимъ и связанъ неразрѣшимыми узами младенчества, то взыгрався, я торжествовалъ, предпразднуя рождество Твое. Посему, если прежде рождества Твоего я проповѣдывалъ пришествіе Твое, развѣ не познаю явленія Твоего послѣ рождества Твоего? Будучи въ утробѣ учителемъ о Твоемъ пришествіи, неужели нынѣ, при совершенномъ познаніи, буду младенчествовать? Не могу не почитать Тебя, покланяемаго всей тварью; не могу не проповѣдывать Того, на Кого небо указало звѣздою и земля чрезъ волхвовъ привѣтствовала, ангельскіе лики, радуясь по причинѣ снисхожденія Твоего къ намъ, воспѣли, и пастыри, ночевавшіе на полѣ, воспрославили архипастыря словесныхъ овецъ. Не могу молчать въ Твоемъ присутствіи, ибо я — гласъ, гласъ — говоритъ — вопіющаго въ пустынѣ: уготовайте путь Господень. Мнѣ надобно креститься отъ Тебя, и Ты ли приходишь ко мнѣ? Я, родившись, разрѣшилъ неплодство родившей меня матери и, будучи еще младенцемъ, сдѣлался врачомъ безмолвія моего отца, получивъ отъ Тебя съ дѣтства благодать чуда. Ты же, родившись отъ Дѣвы Маріи, какъ восхотѣлъ и какъ единъ вѣдаешь, не разрушилъ дѣвства ея, но и сохранилъ его и ей даровалъ наименованіе матери. Ни дѣвство не воспрепятствовало рождеству Твоему, ни рождество не нарушило дѣвства; но двѣ противоположнѣйшія вещи, рожденіе и дѣвство, стеклись въ единый союзъ, потому что это возможно для Тебя, Создателя естества. Я только человѣкъ, причастный божественной благодати, Ты же Богъ и человѣкъ, поелику по естеству человѣколюбивъ. Мнѣ надобно креститься отъ Тебя, и Ты ли приходишь ко мнѣ? — Ты, сущій въ началѣ и къ Богу и Богъ, Ты — сіяніе Отчей славы, Ты — совершенный образъ совершеннаго Отца, Ты — свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ, Ты — сущій въ мірѣ и пришелъ туда, гдѣ былъ, Ты плотью содѣлался, но не обратился въ плоть, Ты обиталъ среди насъ и рабамъ Своимъ явился въ образѣ раба, Ты небо и землю Своимъ святымъ именемъ соединилъ какъ бы мостомъ, — Ты приходишь ко мнѣ? Ты — столь великій къ таковому? Царь къ предтечѣ? Владыка къ рабу? Но если Ты не устыдился родиться въ смиренныхъ предѣлахъ человѣчества, однако, я не могу прейти мѣры естества. Знаю, каково разстояніе между землею и Зиждителемъ; знаю, каково различіе между глиной и создателемъ; знаю, насколько Ты, Солнце правды, выше меня, свѣтильника Твоей благодати. Если и чистое облако тѣла объемлетъ Тебя, но я познаю Твое владычество. Исповѣдую свое рабство, проповѣдую Твое великолѣпіе, познаю Твое совершенное владычество, познаю свое недостоинство. Я недостоинъ разрѣшить ремень сапога Твоего, и какъ я дерзну прикоснуться къ чистой Твоей главѣ? Какъ я простру десницу мою на Тебя, простершаго небо какъ кожу и утвердившаго землю на водахъ? Какъ возложу мои рабскіе персты на божественную Твою главу? Какъ омыю непорочнаго и безгрѣшнаго? Какъ просвѣщу свѣтъ? Какую молитву произнесу надъ Тобою, принимающимъ и молитвы не вѣдущихъ Тебя?

Крестя другихъ, я крещу ихъ въ Твое имя, чтобы вѣровали въ Тебя, грядущаго со славою. Крестя же Тебя, кого воспомяну? Въ чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но Ты всего Отца имѣешь въ Себѣ и весь Ты въ Отцѣ. Во имя Сына? Но нѣтъ, кромѣ Тебя, другого по естеству Сына Божія. Во имя Святаго Духа? Но Онъ всегда соприсущъ Тебѣ, какъ единосущный съ Тобою, единохотящій, единомысленный, единомощный и единочестный и съ Тобою отъ всѣхъ принимаетъ поклоненіе. Крести, если хочешь, Владыко! Крести меня — крестителя. Возроди того, кто въ Тебѣ имѣетъ причину своего рожденія. Простри Твою страшную десницу, которую Ты Самъ уготовалъ Себѣ, и увѣнчай главу мою Твоимъ прикосновеніемъ, чтобы поспѣшая увѣнчанный впереди Твоего царства, какъ предтеча, непрестанно благовѣствовалъ грѣшникамъ, вопія къ нимъ: Се агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29). Іорданъ рѣка, воспой и взыграй со мною, стройно подвигни потоки, какъ игралища, ибо у тебя стоитъ твой Зиждитель съ тѣломъ. Видѣлъ ты нѣкогда Израиля, переходящаго чрезъ тебя, и, раздѣливши воды, остановился, ожидая прохожденія народа. Нынѣ же сильнѣе раздѣляйся и теки медленнѣе и объемли непорочные члены Того, Кто тогда провелъ іудеевъ.

Горы и холмы, равнины и стремнины, моря и рѣки, благословите Господа, входящаго въ Іорданъ рѣку: ибо Онъ эти воды посылаетъ освященіе всѣмъ водамъ. Іисусъ сказалъ ему въ отвѣтъ: оставь теперь, ибо такъ надлежитъ намъ исполнить всякую правду (Матѳ. 3, 15). Остави нынѣ: воздай, креститель, молчаніе времени Моего домостроительства; научись хотѣть того, чего Я [хочу], научись совершать для Меня служеніе, къ которому Я побуждаю. Не любопытствуй о томъ, чего Я хочу. Остави нынѣ: не проповѣдуй еще Моего Божества, не прославляй твоими устами Моего царства, чтобы мучитель, узнавши, не убѣжалъ отъ своего замысла противъ Меня. Предоставь діаволу подходить ко мнѣ, какъ ко всякому другому, и сталкиваться и получать благовременное пораженіе. Предоставь Мнѣ исполнить цѣль, ради которой Я пришелъ на землю. То, что совершается нынѣ въ Іорданѣ, есть таинство. Моя тайны — для Меня и для Моихъ. Таинство есть — не Мою нужду исполнять, но помышлять объ уврачеваніи уязвленныхъ. Таинство есть — въ этихъ водахъ преднаписать небесные источники пакибытія человѣческаго. Остави нынѣ. Когда увидишь Меня, богоприлично производящаго въ Моихъ твореніяхъ то, что Мнѣ угодно, тогда къ совершившемуся приспособь [соотвѣтствующія] пѣсни; когда увидишь Меня очищающимъ прокаженныхъ, тогда наименуй меня Зиждителемъ естества; когда увидишь Меня хромыхъ содѣлывающимъ бѣгающими, тогда съ благоподвижными ногами и ты приведи въ порядокъ языкъ свой для Моего благохваленія; когда увидишь Меня словомъ изгоняющимъ демоновъ, тогда поклонись Моему царству; когда увидишь Меня словомъ мертвыхъ изъ гробовъ пробуждающимъ, тогда и Меня съ возставшими прославь, какъ Подателя жизни; когда увидишь Меня одесную Отца сидящимъ, тогда богословствуй обо Мнѣ, какъ сопрестольномъ и совѣчномъ и единочестномъ Отцу и Святому Духу. Оставь теперь, ибо такъ надлежитъ намъ исполнить всякую правду. Я — законоположникъ и Сынъ законоположника, и Мнѣ надлежитъ прежде пройти чрезъ все установленное, и затѣмъ повсюду предложить доказательства Моего дара. Мнѣ надлежитъ исполнить законъ и затѣмъ подать благодать. Мнѣ надлежитъ представить тѣнь и потомъ истину. Мнѣ надлежитъ уничтожить ветхій завѣтъ и тогда проповѣдать новый и начертывать на сердцахъ человѣческихъ и подписывать Моею кровію и запечатлѣвать Моимъ Духомъ. Мнѣ надлежитъ взойти на крестъ и быть пронзенному гвоздями и претерпѣть то, что только возможно претерпѣть, и страданіемъ исцѣлить страсти, и древомъ уврачевать происшедшее для людей чрезъ древо уязвленіе. Мнѣ надлежитъ сойти и до самаго основанія ада ради содержимыхъ тамъ мертвыхъ. Надлежитъ Мнѣ тридневною смертью Моей плоти низложить державу долговременной смерти. Надлежитъ Мнѣ возжечь свѣтильникъ Моего тѣла для сидящихъ во тьмѣ и сѣни смерти. Надлежитъ Мнѣ взойти плотію туда, гдѣ есмь Божетвомъ. Надлежитъ Мнѣ привести ко Отцу Адама во Мнѣ царствующимъ. Надлежитъ Мнѣ это совершить, ибо ради этого Я и поставленъ надъ Моими тварями. Мнѣ надлежитъ креститься этимъ крещеніемъ нынѣ, и потомъ даровать всѣмъ людямъ крещеніе единосущной Троицы. Одолжи Мнѣ, Креститель, твою десницу для настоящаго домостроительства, какъ Марія одолжила Мнѣ для рожденія утробу Свою. Погрузи Меня въ струи Іордана, какъ родившая повила Меня младенческими пеленами. Дай Мнѣ крещеніе, какъ Дѣва млеко; прикоснись къ Моей главѣ, которую чтутъ серафимы; прикоснись къ [главѣ] сродной твоей десницѣ; прикоснись къ [главѣ], могущей по своему естеству быть удержанной; прикоснись къ уготованной Мною и Отцемъ для этого; прикоснись къ Моей главѣ, благочестно прикасающійся къ которой никогда не обуревается. Крести Меня, имѣющаго крестить вѣрующихъ водою и Духомъ и огнемъ, — водою, могущею омывать нечистоты грѣховъ, Духомъ, могущимъ содѣлать перстныхъ духовными, огнемъ, который по естеству сжигаетъ тернія беззаконій. Креститель, услышавши эти слова и остановивъ свою мысль на цѣли спасенія и вмѣщая въ себѣ таинство, которое принялъ, повиновался Божію велѣнію, ибо онъ былъ благочестивъ и благопослушливъ, и простерши трепещущую слегка и радуюшуюся свою десницу, крестилъ Владыку.

Когда же іудеи, присутствующіе вблизи и вдали, размышляли и самимь себѣ и другимъ говорили: развѣ мы напрасно думали, что Іоаннъ лучше Іисуса? развѣ мы напрасно считали его превосходнѣе того? Само крещеніе не даетъ ли о крестителѣ лучшаго свидѣтельства? Не крестилъ ли онъ, какъ превосходящій, и не крестился ли тотъ, какъ низшій. Когда они объ этомъ шумно говорили между собою и не разумѣли тайны Домостроительства, единый Господь и по естеству Отецъ Единороднаго, единый знающій точно Того, Кого Онъ единъ родилъ безстрастно, исправляя заблуждающееся подозрѣніе іудеевъ, отверзъ небесныя врата и послалъ Духа Святаго въ видѣ голубя на главу Іисуса, показуя перстнымъ новаго Ноя и Зиждителя Ноя и благого кормчаго для обуреваемаго естества, и Самъ съ неба вопіетъ, явственно говоря: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный. Сей — Іисусъ, а не Іоаннъ, крестившійся, а не креститель, — рожденный прежде всякаго временнаго пространства отъ Меня, а не отъ Захаріи, отъ Маріи рожденный по плоти, а не отъ Елисаветы явившійся сверхъ надежды; ненарушеннаго дѣвства невоздѣланный плодъ, а не отрасль нарушеннаго неплодія; съ вами обращавшійся, а не въ пустынѣ воспитанный. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немъ же благоволихъ, Сынъ единосущный, а не иносущный; единосущный Мнѣ по невидимому и единосущный вамъ по видимому, кромѣ грѣха. Сей есть создавшій со Мною человѣка. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немъ же благоволихъ. Не иной есть сей Мой Сынъ и иной Сынъ Маріи; но сей есть Сынъ Мой возлюбленный, видимый и умопостигаемый. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный. о немъ же благоволихъ, того послушайте (Матѳ. 3, 17; Марк. 1, 11). Если Онъ скажетъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), — того послушайте. Если Онъ скажетъ: видѣвшій Меня видѣлъ и Отца (Іоан. 14, 9), — Того послушайте. Если Онъ скажетъ: пославшій Меня больше Меня (Іоан. 14, 28), — согласуйте этотъ гласъ съ домостроительствомъ. Если онъ скажетъ: кого Мя глаголютъ быти человѣцы Сына человѣческаго, — отвѣчайте Ему: Ты еси Христосъ Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 13). Этими словами, подобно грому сходящими съ неба отъ Отца, просвѣтился родъ человѣческій. [Люди] познали различіе Творца и твари, Царя и воина, Художника и художества, и, утвердившись вѣрою, пришли чрезъ крещеніе Іоанново къ крещаюшему Духомъ и огнемъ Христу, истинному Богу нашему. Съ Нимъ Отцу слава со всесвятымъ животворящимъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 150-156.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0