Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Гомилетическія произведенія св. Григорія Чудотворца.

Свщмч. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский Просвѣтитель Понта и епископъ Неокесаріи, св. Григорій Чудотворецъ характеризуется св. Григоріемъ Нисскимъ, авторомъ похвальнаго слова о жизни его, какъ ревностный и сильный проповѣдникъ. Привлекательная сила его слова, по свидѣтельству св. Григорія Нисскаго, была такъ велика, что послѣ перваго возвѣщенія имени Христова невѣрнымъ, быстро возрастало число обращенныхъ къ вѣрѣ. По условіямъ миссіонерской и архипастырской дѣятельности св. Григорія Чудотворца содержаніе его проповѣдей было самое разнообразное. Прежде всего онъ раскрывалъ тайны христіанскаго боговѣдѣнія, существенные пункты котораго изложены имъ въ символѣ, пользовавшемся большимъ авторитетомъ въ Понтѣ, — благодаря вѣроучительной проповѣди св. Григорія Чудотворца, неокесарійцы сохранили себя «неприкосновенными отъ всякой еретической злобы» во время самаго широкаго распространенія догматическихъ заблужденій въ IV вѣкѣ. Но, кромѣ утвержденія паствы въ правомъ пониманіи христіанскаго догмата, св. Григорій Чудотворецъ, примѣнительно къ состоянію паствы и къ нуждамъ отдѣльныхъ ея членовъ, непрестанно наставлялъ вѣрующихъ въ благочестіи и христіанской жизни... далѣе>>

Текстъ памятника

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Бесѣда 2. На Благовѣщеніе Всесвятой Богородицы и Приснодѣвы Маріи.

Всѣ празднества и пѣснопѣнія намъ надлежитъ приносить какъ жертвы Богу, прежде же всего — благовѣщеніе святой Дѣвы Богородицы, бывшее къ ней отъ ангела: радуйся, благодатная (Лук. 1, 28), такъ какъ прежде всякой премудрости и спасительнаго ученія въ Новомъ Завѣтѣ намъ ниспослано отъ Отца свѣтовъ: радуйся, благодатная. Говоря: благодатная, Онъ объялъ вмѣстѣ все человѣческое естество. Радуйся, благодатная во святомъ зачатіи и въ славномъ чревоношеніи. Возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всему народу (Лук. 2, 10). Далѣе, грядый на спасительную страсть Господь сказалъ: Я увижу васъ, и вы возрадуетесь, и радости нашей никто не отниметъ у насъ (Іоан. 16, 22). И послѣ воскресенія снова чрезъ святыхъ женъ прежде всего благовѣствуетъ намъ: радуйся (Матѳ. 28, 9). Подобное этому и апостолъ возгласилъ: всегда, говоря, радуйтесь, непрестанно молитесь; за все благодарите (1 Ѳес. 5, 16-17). Итакъ, видите, возлюбленные, какъ Господь всюду нераздѣльно даровалъ намъ превосходящую умъ и неизсякаемую радость. Поелику святая Дѣва, будучи во плоти, достигла непорочнаго жительства, проводя жизнь во всякихъ добродѣтеляхъ, живя лучше, чѣмъ согласно съ [природой] человѣка, то посему Слово, сущее отъ Бога Отца, удостоило воспринять отъ Нея плоть и совершенное человѣческое естество, чтобы чрезъ ту же плоть, чрезъ которую грѣхъ вошелъ въ міръ и чрезъ грѣхъ смерть, грѣхъ былъ осужденъ во плоти, и искуситель грѣха былъ побѣжденъ во гробѣ святой плоти, и чтобы вмѣстѣ съ тѣмъ показано было начало воскресенія, и чтобы жизнь вѣчная жительствовала въ мірѣ, и совершилось общеніе Бога Отца съ людьми. И что скажемъ, или что пропустимъ? Или кто изъяснитъ непостижимое въ этомъ таинствѣ? Но теперь возвратимся къ предложенному предмету.

Къ непорочной Дѣвѣ посланъ Гавріилъ, безплотный къ той, которая во плоти проводила непорочную жизнь, жила въ чистотѣ и въ добродѣтеляхъ. И пришедши къ ней, прежде всего такъ благовѣствуетъ ей: Радуйся, благодатная, Господь съ Тобою. Радуйся, благодатная, ибо ты совершаешь то, что дѣйствительно достойно радости, поелику ты облеклась въ незапятнанный хитонъ и препоясаніемъ цѣломудрія препоясана. Радуйся, благодатная, вмѣстилище небесной радости. Радуйся, благодатная, ибо чрезъ тебя подается радость всякой твари и родъ человѣческій возвращаетъ древнее достояніе. Радуйся, благодатная, потому что ты будешь носить въ своихъ объятіяхъ Создателя всяческихъ. Она же смутилась при этой рѣчи, ибо для нея непривычны были какія бы то ни было бесѣды съ людьми; она возлюбила молчаніе, какъ мать цѣломудрія и непорочности, и, будучи чистой, непорочной и нескверной красотой, она не устрашилась ангельскаго вида, какъ большинство пророковъ, такъ какъ и истинная дѣва имѣетъ сродство и равную долю съ ангелами. Ибо святая Дѣва заботливо охраняла свѣтильникъ дѣвства и имѣла много попеченія о томъ, чтобы не погасить или не осквернить его. И какъ облеченный въ блистательную одежду много обращаетъ вниманія на то, чтобы откуда-нибудь не пристала нечистота или грязь, такъ и святая Дѣва размышляла въ себѣ и говорила: не заключаетъ ли въ себѣ это почитаніе какой-нибудь хитрости или лести? Не будетъ ли это радуйся для Меня причиной горести, какъ нѣкогда праматери Евѣ содѣйственное принятіе льстиваго обѣщанія демона въ образѣ змія объ обоженіи? Не преобразуется ли снова въ свѣтлаго ангела виновникъ зла демонъ и, завидуя моему жениху въ совершенномъ моемъ цѣломудріи, начинаетъ борьбу съ нимъ посредствомъ какъ будто пріятной бесѣды; но не возмогши обольстить мужа, какъ крѣпкаго умомъ, подошелъ ко мнѣ, какъ одаренной болѣе слабымъ разумомъ, и взываетъ [ко мнѣ]: радуйся, которое впослѣдствіи можетъ оказаться нерадостнымъ? Не является ли ублаженіе и привѣтствіе лицемѣрнымъ? Не скрывается ли подъ медомъ какой-нибудь ядъ? Нѣтъ ли здѣсь рѣчи благовѣствующаго, а намѣренія грабителя? Ибо какъ онъ привѣтствуетъ ту, которой самъ не знаетъ? Такъ она недоумѣвала и говорила. Тогда архангелъ снова провозглашаетъ Ей радость вѣрную для всѣхъ и безраздѣльную, провозвѣщая Ей и говоря Ей: Не бойся, Марія, ибо Ты обрѣла благодать у Бога. Ты имѣешь сжатое доказательство сказаннаго: я внушаю тебѣ не только то, что не должно ничего бояться, но и самый образъ безбоязненности. Ибо чрезъ меня привѣтствуютъ тебя, святую Дѣву, всѣ небесныя силы, — лучше же сказать: Самъ господствующій надъ всѣми небесными силами избралъ изъ всего созданія тебя, святую и преукрашенную; и чрезъ святую, непорочную, чистую и нескверную твою утробу приходитъ свѣтлѣйшій жемчугъ на спасеніе вселенной, поелику и ты, святая, содѣлалась славнѣе и чище и священнѣе всякаго человѣческаго естества; имѣешь разумъ блистательнѣе снѣга и тѣло превосходнѣе всякаго испытаннаго золота, утробу же такую, какую созерцалъ Іезекіиль и о какой онъ повѣствовалъ, говоря слѣдующее: Подобіе надъ головою животныхъ, какъ бы твердь и какъ видѣніе страшнаго кристалла, и подобіе престола на немъ, какъ видѣніе камня сапфира, и вверху надъ престоломъ какъ бы подобіе человѣка и какъ видѣніе электра, и внутри его какъ видѣніе огня кругомъ (Іез. 1, 22. 26-27). Ясно, что пророкъ образно видѣлъ Рожденнаго отъ святой Дѣвы: Его ты, святая Дѣва, не могла бы понести, если бы въ то время не блистала всякою славою и добродѣтелью. Итакъ, какими словами похвалы опишемъ дѣвственное достоинство? Какими знаками прославленія и воскликновеніями воспоемъ непорочный твой образъ? Какими духовными пѣснями и рѣчами прославимъ славнѣйшую ангеловъ? Она возращена въ дому Божіемъ подобно плодоносной маслинѣ, въ которой вселился Духъ Святый; чрезъ нее Онъ назвалъ насъ сынами и наслѣдниками царства Христова. Она — вѣчно цвѣтущій рай нетлѣнія, въ которомъ возращенное животворящее древо всѣмъ подаетъ плоды безсмертія. Она — похвала дѣвъ, веселіе матерей. Она — утвержденіе вѣрующихъ, совершеніе благочестивыхъ. Она — одѣяніе свѣта, жилище добродѣтели. Она — неизсякаемый источникъ, въ которомъ вода живая источила пришествіе во плоти Господа. Она — крѣпость правды, и всѣ, кто возлюбили и любятъ дѣвственную непорочность и чистоту, насладятся ангельской радости. Всѣ, кто воздерживаются отъ вина и опьяненія и отъ сикера сладострастія, насладятся отъ плода живоноснаго насажденія. Всѣ, сохранившіе неугасимымъ свѣтильникъ дѣвства, увѣнчаются неувядаемымъ вѣнцомъ нетлѣнія. Всѣ, кто блюли незапятнанною одежду цѣломудрія, воспріимутся въ таинственный чертогъ правды. Всѣ, приблизившіеся къ ангельскому достоинству, совершеннѣе насладятся Господнимъ блаженствомъ. Всѣ стяжавшіе свѣтлый елей разума и чистый ѳиміамъ совѣсти, наслѣдуютъ обѣтованіе духовнаго благоуханія и сыноположенія. Всѣ, достойно празднующіе Благовѣщеніе Богородицы Дѣвы Маріи, получатъ мздовоздаяніе, болѣе дѣйствительное, чѣмъ благовѣстіе: радуйся благодатная.

Будемъ же и мы праздновать во псалмахъ и пѣніяхъ и пѣсняхъ духовныхъ. Праздновалъ нѣкогда и Израиль, но въ опрѣснокахъ и горькихъ травахъ, о которыхъ пророкъ говоритъ: обращу праздники ихъ въ печаль и въ плачъ и радость ихъ въ уныніе (Ам. 8, 10 ). Наши же печали Господь нашъ обѣщалъ обратить, чрезъ плоды покаянія, въ радость (Іер. 31, 13). Конечно, и первый завѣтъ имѣлъ постановленія о богослуженіи (Евр. 9, 1), подобно тому, какъ при праотцѣ Авраамѣ, но въ болѣзняхъ плотского мученія чрезъ обрѣзаніе, вплоть до временъ исполненія. Законъ данъ былъ имъ чрезъ Моисея для наученія, намъ же благодать и истина дарованы Іисусомъ Христомъ. Началомъ всѣхъ благъ для насъ было благовѣщеніе благодатной Маріи, много воспѣваемое домостроительство Спасителя, Его боговдохновенное и премірное ученіе. Отсюда для насъ восходятъ лучи умнаго свѣта. Отсюда для насъ проистекаетъ источникъ мудрости и безсмертія, изливающій прозрачныя и чистыя воды благочестія. Отсюда намъ возсіяваютъ сокровища богопознанія. Ибо сія есть жизнь вѣчная да знаемъ истиннаго Бога и Іисуса Христа, Котораго Онъ послалъ (Іоан. 17, 3). И снова: изслѣдуйте Писанія, потому что въ нихъ обрѣтете жизнь вѣчную (Іоан. 5, 39). Ибо чрезъ это для изслѣдующихъ божественныя изреченія открывается сокровище познанія Бога. Нынѣ Утѣшитель изъяснилъ намъ сокровище боговдохновеннаго Писанія. Сокровищемъ же премудрости да будетъ для насъ пророческій языкъ и апостольское ученіе, ибо невозможно внѣ закона и пророковъ, или евангелистовъ и апостоловъ имѣть совершенную надежду на спасеніе; потому что чрезъ языкъ святыхъ пророковъ и апостоловъ вѣщаетъ Господь нашъ, и голосами святыхъ благоугождается Богъ, не потому что Онъ нуждается въ рѣчахъ, но потому что Онъ радуется благорасположенію сердецъ, не потому что принимаетъ какой-либо плодъ отъ людей, но потому что Онъ упокаевается въ благоразумной душѣ праведныхъ. Ибо и Христосъ возвеличивается не тѣмъ, что мы говоримъ, но тѣмъ, что мы, облагодѣтельствованные имъ, благомысленно проповѣдуемъ Его благодѣянія, [и это мы дѣлаемъ] не такъ, чтобы достигнуть соразмѣрнаго съ достоинствомъ [полученнаго], но дабы тѣмъ по нашимъ силамъ воздать нашъ долгъ.

Когда же читается Евангеліе или Апостолъ, не книгѣ или читающему внимай, но съ небесъ возглашающему Богу. Ибо книга — видимое; Христосъ же — богословствуемое. Итакъ, намъ благовѣствуется много воспѣваемое домостроительство Спасителя, потому что Онъ, будучи Богомъ, человѣколюбія ради содѣлался человѣкомъ, не оставляя предвѣчнаго достоинства, но облекшись въ спасительное домостроительство: благовѣствуется намъ много воспѣваемое домостроительство Спасителя, потому что къ труждающимся пришелъ врачъ, не лѣкарствами излѣчивающій, но врачующій мановеніемъ человѣколюбія. Благовѣствуется намъ много воспѣваемое домостроительство Спасителя, потому что и заблудившимся вновь показанъ путь спасенія и отчаявшимся — спасительная благодать, разнообразно всѣмъ благодѣтельствующая: заблуждшихъ взыскующая, омраченныхъ просвѣщающая, омертвѣвшихъ ожитворяющая, рабовъ освобождающая, плѣнныхъ искупающая, и для всѣхъ насъ она содѣлалась всѣмъ, путемъ спасенія, не по причинѣ нашего благомыслія, но по причинѣ самому благодѣтелю подобающей благости. Ибо Спаситель содѣлалъ все не для того, чтобы для самого Себя заниматься добродѣтелью, но чтобы намъ уготовать жизнь вѣчную. Ибо во образъ Божій создавшій человѣка повелѣлъ ему жить въ раю сладости. Но онъ, обольщенный завистью діавола и сдѣлавшись преступникомъ божественной заповѣди, оказался повиннымъ смерти. Отсюда и рождаемые отъ него преемственно подлежатъ наслѣдственному грѣху и по закону осужденія наказаны. Ибо смерть царствовала отъ Авраама до Моисея (Рим. 5, 14). Но человѣколюбивый Богъ, видя собственное созданіе находившимся подъ державой смерти, не до конца отвратился отъ того, кого сотворилъ по образу, но посѣщая его въ каждомъ родѣ, не оставилъ его. И прежде являющійся въ отцахъ, проповѣдываемый въ законѣ, прообразованный въ пророкахъ, предвозвѣщалъ спасительное домостроительство. Когда же пришло время исполненія Его славнаго пришествія, Онъ предпослалъ архангела Гавріила къ Дѣвѣ Маріи благовѣстить. Сей же, отъ неизреченныхъ вышнихъ силъ пришедши въ святой Дѣвѣ, прежде всего возгласилъ: радуйся, благодатная. Когда же былъ къ ней этотъ гласъ: радуйся, благодатная, чрезъ слышаніе вошелъ Духъ Святый въ нескверный храмъ Дѣвы, и освятилось ея помышленіе вмѣстѣ съ членами [тѣла], и остановилось естество напротивъ и (супружеское) сожительство вдали, съ удивленіемъ взирая на Господа естества, вопреки естеству, лучше же — превыше естества, совершающаго дивное дѣло въ тѣлѣ. И какимъ оружіемъ діаволъ боролся, противоположнымъ ему Христосъ спасъ насъ, воспринявъ подобострастное намъ тѣло, чтобы нуждающемуся даровать большую благодать. Идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Прилично же благодать послана была къ святой Дѣвѣ; такъ именно и содержится въ ангельскомъ повѣствованіи: въ шестый мѣсяцъ же посланъ былъ Гавріилъ къ дѣвѣ, обрученной мужу, именемъ Іосифу, изъ дома и отечества Давидова, и имя дѣвѣ Марія и проч. (Лук. 1, 26-27). Первый же мѣсяцъ этотъ — по отношенію къ святой Дѣвѣ, какъ говоритъ въ книгѣ закона: мѣсяцъ этотъ вамъ начало мѣсяцевъ, первый будетъ вамъ среди мѣсяцевъ года (Исх. 12, 2). Пасху святую празднуйте Господу во всѣ роды ваши. Шестой же мѣсяцъ — по отношенію къ Захаріи. И несомнѣнно, святая Дѣва была изъ рода Давидова и въ Виѳлеемѣ обладала отеческимъ наслѣдіемъ и правильно была обручена Іосифу по законамъ родства. И обручникъ былъ стражемъ ей и сожителемъ ея нерастлѣнной непорочности. И у святой Дѣвы было чрезвычайно приличное имя; именно, она наречена была Маріей, что знаменуетъ просвѣщеніе. Ибо что блистательнѣе свѣта дѣвства? Почему и добродѣтели называютъ дѣвами тѣ, которые хорошо судятъ объ ихъ сущности. Если же такое благо имѣть дѣвственное сердце, то какова будетъ плоть, вмѣстѣ съ душею упражнявшаяся въ дѣвствѣ. Такъ и святая Марія, будучи во плоти, стяжала непорочное жительство и сказанное архангеломъ воспринимала вѣрою.

Тогда со тщаніемъ она отправилась къ Елисаветѣ, своей родственницѣ, и вошла въ домъ Захаріинъ и привѣтствовала Елисавету, подражая ангелу, и когда Елисавета услышала привѣтствіе Маріи, взыгралъ мдаденецъ радостно во чревѣ ея; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лук. 1, 41).

Итакъ, гласъ Маріи былъ дѣйственнымъ, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, Который какъ бы изъ неизсякаемаго источника посредствомъ устъ излилъ рѣку дарованій чрезъ пророчество родственницѣ ея, и ногамъ младенца, связаннымъ утробой, подалъ взыграніе и радованіе. Это именно было знáкомъ чудеснаго плясанія, ибо гдѣ является благодатная, тамъ все исполняется радости. И воскликнула громкимъ голосомъ Елисавета, и сказала: благословенна ты между женами, и благословенъ плодъ чрева твоего! И откуда это мнѣ, что пришла матерь Господа моего ко мнѣ (Лук. 1, 42-43). Благословенна ты въ женахъ, — ибо ты содѣлалась для нихъ началомъ возсозданія. Ты дала намъ дерзновеніе на входъ въ рай и отогнала древнюю скорбь. Ибо послѣ тебя родъ женъ больше не подвергается поношенію. Наслѣдники Евы больше не страшатся древняго проклятія и болѣзней рожденія; поелику Христосъ, Искупитель рода нашего, Спаситель всего естества, духовный Адамъ, уврачевавъ язвы земного Адама, происходитъ изъ святаго твоего чрева. Благословенна ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева твоего. Ибо плодъ твой явился насадителемъ всѣхъ благъ. Славное мы видимъ и [слышимъ] — рѣчи неплодной (т. е. Елисаветы); но еще болѣе славное слово провѣщала святая Дѣва и возноситъ Богу пѣснь, исполненную благодаренія Богу, благоуханія и богословія; съ древнимъ она возвѣщаетъ новое; съ тѣмъ, что было отъ вѣковъ, проповѣдуетъ то, что будетъ до скончанія вѣковъ, и въ краткомъ словѣ возглавляетъ тайны Христовы. И сказала Марія: величитъ душа моя Господа, и возрадовался духъ Мой о Богѣ, Спасителѣ моемъ и далѣе. Воспринялъ Израиля отрока Своего, воспомянувъ милость свою и завѣтъ, который положилъ Аврааму и сѣмени его до вѣка (Лук. 1, 46-47. 54-55). Видишь, какъ святая Дѣва и превзошла совершенство патріарховъ и утверждаетъ завѣтъ къ Аврааму Бога, говорящаго: это завѣтъ, который Я положу между Мною и тобою (Быт. 19, 11; Рим. 4, 11). Почему, пришедши, Онъ подтверждаетъ завѣтъ къ Аврааму, таинственно воспринявши знаменіе обрѣзанія и содѣлавшись исполненіемъ закова и пророковъ. Итакъ, эту пророческую пѣснь возсылала святая Богородица Богу, говоря: величитъ душа моя Господа и возрадовался духъ мой о Богѣ Спасителѣ моемъ, что сотворилъ мнѣ величіе Сильный, и свято имя Его; ибо содѣлавши Меня Богородицей, Онъ въ то же время сохранилъ меня и дѣвой, и чрезъ мою утробу во освященіе всѣхъ родовъ возглавляется исполненіе. Ибо Онъ благословилъ всякій возрастъ, мужей и женъ, юношей и дѣтей и старцевъ. Сотвори державу мышцею Своею за насъ противъ смерти и діавола и разодралъ рукописаніе нашихъ грѣховъ. Расточи гордыя мыслію сердца ихъ. Расточилъ самого именно діавола и всѣхъ воинствующихъ для него демоновъ. Ибо онъ по-истинѣ былъ гордъ сердцемъ, поелику дерзнулъ сказать: выше облаковъ небесныхъ поставлю престолъ мой и буду подобенъ Вышнему (Ис. 14, 14). А какъ теперь расточилъ его, пророкъ показалъ въ слѣдующихъ затѣмъ словахъ, говоря: нынѣ же снидешь во адъ ты и все твое воинство (Ис. 14, 15); ибо всюду расточилъ его жертвенники для служенія суетнымъ богамъ, и изъ язычниковъ уготовалъ себѣ особенный народъ. Низложи сильныя со престолъ и вознесе смиренныя. Этимъ кратко указываетъ и на изверженіе іудеевъ и на введеніе язычниковъ. Ибо іудейскіе старѣйшины и книжники, свѣдущіе въ законѣ, и тѣ, которые были богаты прочими преимуществами, противозаконно злоупотребили своимъ богатствомъ и властью, почему Онъ низложилъ ихъ со всякаго престола, именно пророчества и священства, законодательства, учительства, наслѣдственнаго богатства, жертвоприношеній и множества празднествъ и достоинства царства. Всего этого лишенные, изгнанные и обнаженные, они были отправлены въ плѣнъ. Смиренные же вмѣсто нихъ люди изъ язычниковъ, жаждущіе правды, вознеслись, поелику они, показавши свое смиреніе и одержащій ихъ голодъ боговѣдѣнія, подобно хананеянкѣ молили о словѣ Божіемъ, какъ крупицахъ, и посему они исполнились богатства божественныхъ тайнъ; ибо все наслѣдіе божественныхъ благъ родившійся отъ Дѣвы Христосъ Богъ нашъ передалъ во языки. Воспріятъ Израиля отрока своего, и не всякаго Израиля, но отрока, который дѣломъ доказываетъ свое благородное происхожденіе отъ Израиля, и посему Богородица нарекла его отрокомъ и наслѣдникомъ. Ибо обрѣтши его труждающимся въ писаніи и усердно занимающимся закономъ, она призвала его благодатію. Назвавши такового Израилемъ, она восприняла помянуть милости, какъ говорилъ отцамъ нашимъ, Аврааму и сѣмени его до вѣка. Въ этихъ немногихъ реченіяхъ она вмѣщаетъ все таинство домостроительства. Ибо Христосъ, желая спасти родъ человѣческій и исполнить завѣтъ ко отцамъ, приклонилъ нѣкогда небеса и нисшелъ, и такимъ образомъ, насколько мы можемъ вмѣстить, Онъ открывается намъ, чтобы мы были въ силахъ видѣть Его и осязать и слышать, когда Онъ говоритъ. Ради сего Богъ Слово удостоилъ воспринять плоть и совершенное человѣческое естество отъ жены, Святой Дѣвы, и родился человѣкомъ, чтобы уплатить нашъ долгъ и исполнить даже до Себя самого установленія завѣта съ Авраамомъ, обрѣзанія и прочихъ законныхъ предписаній.

Послѣ же этого Святая Дѣва отправилась въ Назаретъ, а оттуда опять распоряженіе кесаря заставило ее идти въ Виѳлеемъ; она, какъ происходящая изъ царственной семьи, была послана въ царственное наслѣдіе Давида съ Іосифомъ обручникомъ, и тамъ послѣдовало таинство превыше всякаго чуда. Дѣва раждаетъ и носитъ на рукахъ носящаго словомъ всю тварь. И даже не нашлось имъ мѣста въ гостинницѣ: не имѣлъ мѣста словомъ основавшій всю землю. Млекомъ питаетъ питающаго всякое дыханіе и оживотворяющаго; пеленами повиваетъ Того, Кто словомъ связуетъ всю тварь. Въ ясляхъ положила Того, Кто носимъ на престолѣ херувимскомъ. Свѣтъ съ неба осіявалъ просвѣщающаго всю тварь. Небесныя воинства, прославляя, предстояли прежде вѣковъ прославляемому на небесахъ. Свѣтоносная звѣзда показывала путь идущимъ издалека къ истинному востоку. Отъ востока приходятъ, неся дары обнищавшему ради насъ. Святая Богородица соблюдала глаголы эти, слагая въ сердцѣ своемъ, какъ всѣхъ тайнъ вмѣстилище.

О, всесвятая Дѣво, твоя похвала превыше всякаго благохваленія, ради Бога, понесшаго отъ тебя плоть и родившагося человѣкомъ. Тебѣ всякое естество небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ приноситъ подобающую честь. Ты воистину явилась престоломъ херувимскимъ; ты на высотахъ мысленныхъ царствъ блистаешь сіяніемъ свѣта, гдѣ прославляется Отецъ безначальный, силу Котораго ты имѣла пріосѣняющею тебя; покланяемъ Сынъ, Котораго ты по плоти родила; славословится Духъ Святый, Который во утробѣ твоей совершилъ рожденіе великаго Царя. Чрезъ тебя, благодатная, Святая и единосущная Троица познается въ мірѣ. Съ тобою и насъ удостой быть причастниками совершенной твоей благодати, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, съ Которымъ Отцу со Святымъ Духомъ слава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 136-145.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0