Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Климентъ Римскій († 101 г.)
Посланіе первое къ Коринѳянамъ.

Гл. 1. Церковь Божія, находящаяся въ Римѣ, Церкви Божіей, находящейся въ Коринѳѣ, званнымъ, освященнымъ волею Божіею чрезъ Господа нашего Іисуса Христа. Благодать вамъ и миръ отъ Вседержителя Бога чрезъ Іисуса Христа да умножится.

По причинѣ внезапныхъ и непрерывныхъ, случившихся съ нами несчастій и бѣдъ, мы знаемъ, братія, что поздо обратили мы вниманіе на ваши требованія, возлюбленные, и на неприличный странникамъ избраннымъ Божіимъ, гнусный и нечестивый мятежъ, который немногія дерзкія и самовольныя лица разожгли до такого безумія, что почтенное, славное и для всѣхъ достолюбезное имя ваше великому подверглось безчестію. Ибо кто, бывавшій у васъ, не похвалялъ всѣми добродѣтелями исполненной и твердой вѣры вашей? Кто не удивлялся трезвенному и кроткому вашему во Христѣ благочестію? Кто не превозносилъ щедроты вашей въ гостепріимствѣ? Кто не прославлялъ совершеннаго и вѣрнаго знанія вашего? Ибо вы во всемъ поступали нелицепріятно, ходили въ заповѣдяхъ Божіихъ, повинуясь начальникамъ вашимъ, и воздавая приличную честь старшимъ между вами; юношамъ внушали умѣренность и честность; женъ наставляли, чтобъ онѣ все дѣлали съ неукоризненною, честною и чистою совѣстію, любя, какъ должно, своихъ мужей, и научали ихъ, чтобъ онѣ, не выступая изъ правила подчиненности, благопристойно распоряжали домашними дѣлами, и жили въ совершенномъ цѣломудріи.

2. Всѣ вы были смиренны, ни мало не гордились, болѣе подчинялись, нежели подчиняли, охотнѣе давали, нежели принимали; довольствуясь напутствіемъ Господа и тщательно внимая слову Его, вы открытое имѣли сердце, и страданія Его были предъ очами вашими. — Такимъ образомъ всѣмъ былъ даруемъ глубокій и обильный миръ, и неутомимое стремленіе къ добродѣтели; и было на всѣхъ полное изліяніе Святаго Духа. И, будучи преисполнены святыми мыслями, вы отъ всего усердія, съ благочестивымъ упованіемъ простирали руки свои ко Вседержителю Богу, умоляя Его быть милосердымъ, естьли вы въ чемъ невольно согрѣшили. День и ночь подвигомъ вашимъ было попеченіе о всемъ братствѣ, чтобы число избранныхъ Его спасалось съ добродушіемъ и единомысліемъ. Вы были искренни, чистосердечны, и незлобивы другъ къ другу. Всякой мятежъ и всякое раздѣленіе было для васъ гнусно. Вы плакали о преступленіяхъ ближнихъ; ихъ недостатки считали собственными. Не скучали дѣлать добро, будучи готовы на всякое дѣло доброе. Украшаясь добродѣтельною и благочестивою жизнію, вы все дѣлали въ страхѣ Божіемъ. Повелѣнія и заповѣди Господни были написаны на скрижаляхъ сердца вашего.

3. Вся слава и широта дана была вамъ, и исполнилось Писаніе: Яде, пи, разширѣ, утолстѣ и отвержеся возлюбленный (Втор. 32, 15). А отъ сего зависть и вражда и раздоръ и мятежъ, гоненіе и неустройство, война и порабощеніе. Такимъ образомъ люди безчестные возстали противъ честныхъ, подлые противъ знатныхъ, глупые противъ умныхъ, младшіе противу старшихъ. По сей причинѣ удалились правда и миръ; тогда какъ всякой отринулъ страхъ Божій, въ вѣрѣ Его слѣпотствуетъ, въ законахъ заповѣданныхъ отъ Него не ходитъ, не живетъ, какъ должно жить во Христѣ, но каждый изъ васъ послѣдуетъ злымъ своимъ похотямъ, допустивъ снова беззаконную и нечестивую зависть, чрезъ которую и смерть взошла въ міръ (Прем. 2, 24).

4. Ибо такъ писано: И бысть по днехъ, принесе Каинъ отъ плодовъ земли жертву Богу: и Авель принесе и той отъ первородныхъ овецъ и отъ туковъ ихъ; и призрѣ Богъ на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внятъ. И опечалися Каинъ зѣло и испаде лице его. И рече Богъ Каину: вскую прискорбенъ былъ еси и вскую испаде лице твое? Еда аще право принеслъ еси, право же не раздѣлилъ еси, не согрѣшилъ ли еси? Умолкни. Къ тебѣ обращеніе его, и ты тѣмъ обладаеши. И рече Каинъ ко Авелю брату своему: пойдемъ на поле; и бысть, внегда быти имъ на поли, воста Каинъ на Авеля брата своего и уби его (Быт. 4, 3 и слѣд.). Видите, братія; зависть и ненависть произвели братоубійство. — По причинѣ зависти отецъ нашъ Іаковъ убѣжалъ отъ лица Исава брата своего. Зависть была причиною, что Іосифъ гонимъ былъ до смерти, и подвергся рабству; зависть принудила Моисея бѣжать отъ лица Фараона, Царя Египетскаго, когда услышалъ онъ отъ единоземца своего: Кто тя постави князя и судію надъ нами? Еда убити мя ты хощеши, имъ же образомъ убилъ еси вчера Египтянина? (Исх. 2, 14). За зависть Ааронъ и Маріамь жили внѣ стана. Зависть Даѳана и Авирона живыхъ низвела во адъ за то, что они возмутились противъ Моисея, служителя Божія. По причинѣ зависти Давидъ не только подвергся ненависти иноплеменныхъ, но и отъ Саула, Царя Израильскаго, былъ гонимъ.

5. Но оставивъ древніе примѣры, обратимся къ ближайшимъ подвижникамъ: возмемъ знаменитые примѣры нашего времени. По зависти и ненависти вѣрные и праведные столпы Церкви были гонимы даже до жестокой смерти. Представимъ предъ очи наши блаженныхъ Апостоловъ. Петръ отъ беззаконной зависти претерпѣлъ не одно, не два, но многія мученія, и такимъ образомъ учинившись мученикомъ, отшелъ въ подобающее мѣсто славы. Павелъ по причинѣ зависти получилъ награду за терпѣніе; ибо семь разъ былъ въ узахъ, былъ изгоняемъ, побиваемъ камнями, и, будучи проповѣдникомъ на Востокѣ и Западѣ, пріобрѣлъ знаменитую славу за свою вѣру. Научивъ весь міръ правдѣ, и достигнувъ предѣловъ Запада, онъ претерпѣлъ мученіе отъ владычествующихъ, и такимъ образомъ переселился изъ сего міра, и перешелъ въ мѣсто святое, содѣлавшись высочайшимъ образцемъ терпѣнія.

6. Къ симъ мужамъ, провождавшимъ святую жизнь, присовокупилось великое множество избранныхъ, которые, по причинѣ зависти претерпѣвъ многія казни и мученія, прекрасный оставили для насъ примѣръ. Завистію гонимыя жены, Данаиды и Дирки, претерпѣвъ тяжкія и ужасныя мученія, совершили вѣрный путь вѣры, и немощныя тѣломъ получили знаменитую награду. — Зависть отлучала женъ отъ мужей и превращала слова праотца нашего Адама: Се нынѣ кость отъ костей моихъ, и плоть отъ плоти моея (Быт. 2, 23). Зависть и раздоръ ниспровергли великіе города, и искоренили великіе народы.

7. Сіе посланіе, возлюбленные, пишемъ къ вамъ, не только для вашего наставленія, но и для собственнаго вразумленія; ибо и мы находимся на томъ же поприщѣ, и намъ тотъ же предлежитъ подвигъ. И такъ оставимъ пустыя и суетныя заботы, и обратимся къ славному и святому правилу святаго званія нашего. Будемъ обращать вниманіе на то, что добро, что угодно и пріятно Создателю нашему. Воззримъ на кровь Христову, — и посмотримъ, сколь драгоцѣнна предъ Богомъ кровь Его, которая, бывъ пролита для нашего спасенія, всему міру принесла благодать покаянія. Пройдемъ всѣ вѣки, и узнаемъ, что Господь во всѣ вѣки желавшимъ обратиться къ Нему давалъ время на покаяніе. Ной проповѣдывалъ покаяніе, и внявшіе ему спаслися. Іона предрекъ Ниневитянамъ погибель, но раскаявшіеся въ своихъ грѣхахъ умилостивили Бога молитвами, и получили спасеніе, хотя были далеки отъ Бога.

8. Служители благодати Божіей по вдохновенію Духа Святаго говорили о покаяніи; и самъ Господь всего міра говорилъ о покаяніи съ клятвою: Живу Азъ, глаголетъ Господь, не хощу смерти грѣшника, но покаянія (Іез. 33, 2) и присовокупилъ еще сію прекрасную мысль: Доме Израилевъ, обратитеся отъ нечестія вашего. Скажи сынамъ народа Моего: хотя грѣхи ваши прострутся отъ земли до неба, и хотя будутъ багрянѣе червлени, и чернѣе власяницы, но естьли вы обратитеся ко Мнѣ отъ всего сердца, и скажете: Отче! то Я услышу васъ, какъ народъ святой (Іез. 18, 30) [1]. И въ другомъ мѣстѣ такъ говоритъ: Измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ предъ очима Моима, престаните отъ лукавствъ вашихъ; научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу, и пріидите и истяжимся, глаголетъ Господь: и аще будутъ грѣси ваши, яко багряное, яко снѣгъ убѣлю: аще же будутъ, яко червленъ, яко волну убѣлю; и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снѣсте, аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы поястъ: уста бо Господня глаголоша сія (Ис. 1, 16 и слѣд.). Желая всѣхъ своихъ возлюбленныхъ содѣлать участниками покаянія, Онъ утвердилъ сіе всемогущею своею волею.

9. По сему покоримся величественному и славному изволенію Его, и умоляя милость и благость Его, припадемъ и обратимся къ Его милосердію, отринувъ попеченіе о суетномъ, раздоръ и ведущую къ смерти зависть. Будемъ постоянно взирать на тѣхъ, которые въ точности служили велелѣпной Его славѣ. Возмемъ Еноха, который по своему послушанію, бывъ найденъ праведнымъ, преселенъ и не было ему смерти. Ной, будучи найденъ вѣрнымъ, собою проповѣдалъ обновленіе міру; и чрезъ него спасъ Господь животныхъ, согласно вошедшихъ въ ковчегъ.

10. Авраамъ, нареченный другомъ, найденъ вѣрнымъ по своей покорности словамъ Божіимъ. Онъ изъ послушанія вышелъ изъ земли своей, и отъ родства своего, и изъ дому отца своего, дабы, оставивъ землю малую, родство малосильное, и небольшой домъ, наслѣдовать обѣтованія Божіи. Ибо такъ сказано ему: Изыди отъ земли твоея, и отъ рода твоего, и отъ дому отца твоего въ землю, юже ти покажу. И сотворю тя въ языкъ велій, и благословлю тя; и возвеличу имя твое, и будеши благословенъ. И благословлю благословящія тя, и кленущія тя проклену: и благословятся о тебѣ вся племена земная (Быт. 12, 1-3). И опять по разлученіи съ Лотомъ сказалъ ему Богъ: Воззри очима твоима отъ мѣста, идѣже ты нынѣ еси къ Сѣверу, и Югу, и къ Востоку, и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебѣ дамъ ю, и сѣмени твоему во вѣкъ. И сотворю сѣмя твое, яко песокъ земный. Аще кто можетъ изчести песокъ земный, то и сѣмя твое изочтется (Быт. 13, 14-16). И еще сказано: Изведе Богъ Авраама и рече ему: Воззри на небо, и изочти звѣзды, аще возможеши исчести я. Тако будетъ сѣмя твое, и вѣрова Авраамъ Богу и вмѣнися ему въ правду (Быт. 15, 5-6). За вѣру и гостепріимство данъ ему въ старости сынъ, но онъ изъ послушанія принесъ его въ жертву Богу, на одной изъ показанныхъ отъ Него горъ. —

11. За гостепріимство и благочестіе Лотъ вышелъ невредимымъ изъ Содома, между тѣмъ какъ вся окрестная страна наказана была огнемъ и сѣрою. И тѣмъ ясно показалъ Господь, что Онъ не оставляетъ уповающихъ на Него; а уклоняющихся отъ Него подвергаетъ мученіямъ и казни. Ибо вышедшая вмѣстѣ съ нимъ жена его, поелику не однихъ была съ нимъ мыслей, и не согласна была съ нимъ, въ такое поставлена знаменіе, что осталась солянымъ столпомъ даже до сего дня, дабы всѣ знали, что двоедушные и сомнѣвающіеся о могуществѣ Божіемъ представляются въ примѣръ казни и въ наставленіе для всѣхъ родовъ.

12. За вѣру и гостепріимство Раавъ блудница спасена отъ смерти. Ибо, когда Іисусъ Навинъ послалъ соглядатаевъ въ Іерихонъ, и Царь земли той узналъ, что они пришли осматривать его землю, тогда послалъ схватить ихъ, чтобы схвативъ предать смерти. Но гостепріимная Раавъ, принявши ихъ къ себѣ, скрыла на верху своего дома въ снопахъ льна. И когда посланные отъ Царя говорили ей: Мужіе пріидоша къ тебѣ соглядатаи земли нашей, изведи ихъ, такъ повелѣваетъ Царь: но она отвѣчала: Приходили ко мнѣ два человѣка, которыхъ вы ищете, но они скоро ушли, и теперь въ дорогѣ (Іис. Нав. 2, 3), не объявляя объ нихъ посланнымъ. А мужамъ тѣмъ сказала: Вѣмъ, яко Господь Богъ вашъ предаетъ вамъ градъ сей; страхъ бо и трепетъ вашъ нападе на обитающихъ въ немъ. И такъ когда удастся вамъ взять его, пощадите меня и домъ отца моего. А они сказали ей: какъ ты сказала, такъ и будетъ. Для сего какъ скоро узнаешь о приближеніи нашемъ, собери всѣхъ своихъ подъ кровъ твой, и будутъ цѣлы; а всѣ, кои будутъ находиться внѣ дома, погибнутъ. При томъ дали ей знакъ, чтобъ она свѣсила изъ дома своего червленую вервь, показывая тѣмъ, что всѣмъ вѣрующимъ и уповающимъ на Бога дано будетъ искупленіе кровію Господа. Видите, возлюбленные, въ этой женѣ была не токмо вѣра, но и пророчество.

13. И такъ будемъ смиренны, братія, отложивъ всякую гордость, надменіе, безуміе и гнѣвъ, и будемъ поступать по написанному. Ибо говоритъ Духъ Святый: да не хвалится мудрый мудростію своею, ни крѣпкій крѣпостію своею, ни богатый богатствомъ своимъ, но хваляйся о Господѣ да хвалится, еже взыскати Его, и творити судъ и правду (Іер. 9, 23-24). Особенно будемъ помнить слова Господа Іисуса, которыя изрекъ Онъ, научая кротости и терпѣливости. Онъ такъ сказалъ: Милуйте, дабы быть помилованнымъ, отпущайте, дабы и вамъ отпущено было, какъ поступаете, такъ и съ вами поступлено будетъ, какъ даете, такъ и вамъ дано будетъ, какъ судите, такъ сами судими будете, какъ будете снисходительны, такъ и къ вамъ будутъ снисходительны, какою мѣрою мѣрите, такою отмѣрится вамъ (Лук. 6, 36). Сею заповѣдію и сими повелѣніями утвердимъ себя, чтобы со смиреніемъ повиноваться святымъ словамъ Его. Ибо св. слово говоритъ: На кого воззрю, — токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2).

14. И такъ праведное и святое дѣло, братія, болѣе повиноваться Богу, нежели послѣдовать тѣмъ, которые въ гордости и неустройствѣ были вождями гнусной зависти. Ибо не малому вреду, а напротивъ великой подвергнемся опасности, естьли съ опрометчивостію отдадимъ себя на волю тѣхъ людей, которые поощряютъ насъ къ раздору и мятежамъ, чтобы отвести насъ отъ добродѣтели. Но будемъ къ нимъ снисходительны, какъ милосердъ и благъ Сотворившій насъ; ибо сказано въ Писаніи: Блази будутъ жители на земли, незлобивіи же останутъ на ней: пребеззаконніи же изринутся отъ нея (Прит. 2, 20. 22). И опять говоритъ Писаніе: Видѣхъ нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанскія: и мимо идохъ, и се не бѣ, и взыскахъ мѣста его, и не обрѣтохъ. Храни незлобіе, и виждь правоту, яко есть останокъ человѣку мирну (Псал. 36, 35-37).

15. И такъ присоединимся къ тѣмъ, которые въ благочестіи провождаютъ мирную жизнь; а не къ тѣмъ, которые лицемѣрно желаютъ мира; ибо сказано нѣгдѣ: Сіи людіе устнами почитаютъ Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене (Ис. 29, 13). И въ другомъ мѣстѣ: Усты своими благословляху, и сердцемъ своимъ кленяху (Псал. 61, 5). И еще сказано: Возлюбиша Его усты своими, и языкомъ своимъ солгаша Ему: сердце же ихъ не бѣ право съ Нимъ, ниже увѣришася въ завѣтѣ Его (Псал. 77, 36-37). Нѣмы да будутъ устны льстивыя. Потребитъ Господь вся устны льстивыя, языкъ велерѣчивый, рекшыя: языкъ нашъ возвеличимъ, устны наша при насъ суть: кто намъ Господь есть? Страсти ради нищихъ, и воздыханія убогихъ, нынѣ воскресну, глаголетъ Господь: положуся во спасеніе, не обинюся о немъ (Псал. 30, 19; 11, 4-6).

16. Ибо Христосъ есть достояніе смиренныхъ, а не тѣхъ, кои возносятся надъ стадомъ Его. Жезлъ величія Божія, Господь нашъ Іисусъ Христосъ не пришелъ въ блескѣ великолѣпія и славы, хотя и могъ, но въ смиренномъ видѣ, какъ предрекъ о Немъ Духъ Святый. Ибо говоритъ Онъ: Господи, кто вѣрова слуху нашему? И Мышца Господня кому открыся? Возвѣстихомъ предъ Нимъ, яко отроча, яко корень въ земли жаждущей, яко нѣсть вида Ему, ниже славы. И видѣхомъ Его, и не имѣяше вида, ни доброты. Но видъ Его безчестенъ, умаленъ паче вида человѣковъ; человѣкъ въ язвѣ сый и трудѣ и вѣдый терпѣти болѣзнь; яко отвратися лице Его; — безчестно бысть и не вмѣнися. Сей грѣхи наша носитъ и о насъ болѣзнуетъ; и мы вмѣнихомъ Его быти въ трудѣ и въ язвѣ и во озлобленіи. Той же язвенъ бысть за грѣхи наша и мученъ бысть за беззаконія наша, наказаніе мира нашего на Немъ, язвою Его мы исцѣлѣхомъ. Вси яко овцы заблудихомъ: человѣкъ отъ пути своего заблуди, и Господь предаде Его грѣхъ ради нашихъ. И Той зане озлобленъ бысть не отверзаетъ устъ: яко овча на заколеніе ведеся и яко агнецъ предъ стригущимъ безгласенъ, тако не отверзаетъ устъ своихъ. Во смиреніи судъ Его взятся, родъ же Его кто исповѣсть? яко вземлется отъ земли жизнь Его, ради беззаконій людей Моихъ идетъ на смерть. И дамъ лукавыя вмѣсто погребенія Его, и богатыя вмѣсто смерти Его: яко беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его; и Господь хощетъ очистити Его отъ язвы: аще дастся о грѣхѣ, душа ваша узритъ сѣмя долгоживотное: и Господь хощетъ отъяти отъ болѣзни души Его, явити Ему свѣтъ, и создати разумомъ, оправдати праведнаго благослужаща многимъ и грѣхи ихъ Той понесетъ. Сего ради Той наслѣдитъ многихъ и крѣпкихъ раздѣлитъ корысти: зане предана бысть на смерть душа Его и со беззаконными вмѣнися; и Той грѣхи многихъ вознесе и за беззаконія ихъ преданъ бысть (Ис. 53). И опять Онъ же говоритъ: Азъ же есмь червь, а не человѣкъ, поношеніе человѣковъ и уничиженіе людей. Вси видящіи Мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавитъ Его, да спасетъ Его, яко хощетъ Его (Псал. 21, 7-8). Видите, возлюбленные, какой данъ намъ образецъ: ибо естьли Господь такъ смирилъ Себя, то чтó должны дѣлать мы, которые чрезъ Него приняли иго благодати Его?

17. Будемъ подражать и тѣмъ, которые скитались въ козьихъ и овечьихъ кожахъ, проповѣдуя о пришесшвіи Христовомъ. Мы разумѣемъ Пророковъ Илію, Елисея и Іезекіиля; также и тѣхъ, о которыхъ даны въ Писаніи свидѣтельства. Авраамъ великое получилъ свидѣтельство, и нареченъ другомъ Божіимъ: но взирая на славу Божію, со смиреніемъ говоритъ: Азъ есмь земля и пепелъ (Быт. 18, 27). О Іовѣ такъ написано: Іовъ бѣ праведенъ и непороченъ, истиненъ, благочестивъ, удаляяйся отъ всякаго зла (Іов. 1, 1). Но онъ самъ себя осуждая сказалъ: Никто же чистъ отъ скверны, аще и единъ день житіе его (Іов. 14, 4). Моисей названъ вѣрнымъ во всемъ домѣ Его, и Богъ благоволилъ посредствомъ его избавить Израиля отъ мученія и казней: но и сей столь много прославленный не величался, но, когда изъ купины было къ нему Божественное слово, сказалъ: Кто есмь азъ, яко мене посылаеши? Худогласенъ и косноязыченъ азъ есмь (Исх. 3, 11; 4, 10). И опять говоритъ: Я паръ изъ котла.

18. Что же скажемъ о препрославленномъ Давидѣ, о которомъ сказалъ Богъ: Обрѣтохъ мужа по сердцу Моему, Давида сына Іессеева, въ милости вѣчной помазахъ его (Дѣян. 13, 20; Псал. 88, 21). Но и онъ говоритъ Богу: Помилуй мя Боже по велицѣй милости Твоей и по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое. Наипаче омый мя отъ беззаконія моего и отъ грѣха моего очисти мя, яко беззаконіе мое азъ знаю и грѣхъ мой предо мною есть выну. Тебѣ единому согрѣшихъ и лукавое предъ Тобою сотворихъ: яко да оправдишися во словесѣхъ Твоихъ и побѣдиши внегда судити Ти. Се бо въ беззаконіихъ зачатъ есмь и во грѣсѣхъ роди мя мати моя. Се бо истину возлюбилъ еси: безвѣстная и тайная премудрости Твоея явилъ ми еси. Окропиши мя иссопомъ, и очищуся: омыеши мя и паче снѣга убѣлюся. Слуху моему даси радость и веселіе: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое отъ грѣхъ моихъ, и вся беззаконія моя очисти. Сердце чисто созижди во мнѣ, Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей. Не отвержи мене отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими отъ мене. Воздаждь ми радость спасенія Твоего и духомъ владычнимъ утверди мя. Научу беззаконныя путемъ Твоимъ и нечестивіи къ Тебѣ обратятся. Избави мя отъ кровей, Боже, Боже спасенія моего, возрадуется языкъ мой правдѣ Твоей. Господи, устнѣ мои отверзеши и уста моя возвѣстятъ хвалу Твою. Яко аще бы восхотѣлъ еси жертвы, далъ быхъ убо: всесожженія не благоволиши. Жертва Богу духъ сокрушенъ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. 50).

19. Смиреніе и покорное послушаніе сихъ толико прославленныхъ мужей содѣлало лучшими не только насъ, но и въ прежде бывшіе вѣки тѣхъ, которые со страхомъ и искренностію принимали глаголы Божіи. И такъ, имѣя предъ собою столь многія великія и славныя дѣянія, потечемъ къ цѣли мира, указанной намъ отъ начала, возведемъ взоры къ Отцу и Создателю всего міра, и приникнемъ къ Его великимъ и превосходнымъ дарамъ мира и къ Его благодѣяніямъ. Воззримъ на Него умомъ и душевными очами, будемъ созерцать Его долготерпѣніе, посмотримъ, какъ Онъ кротокъ ко всему творенію своему.

20. Небеса, Его правленіемъ движимыя, въ мирѣ повинуются Ему: день и ночь предписанный Имъ путь соверщаютъ, не препиная другъ другу. Солнце, луна и лики звѣздъ по Его велѣнію единогласно вращаются въ назначенныхъ имъ предѣлахъ, нимало не отступая отъ пути. Плодоносящая земля, по волѣ Его въ свое время преизобильную произращаетъ пищу человѣкамъ, звѣрямъ и всѣмъ находящимся на ней животнымъ, не превращая и не измѣняя предписанныхъ отъ Него законовъ. Неизслѣдимые и непостижимые законы безднъ и преисподней тѣми же держатся велѣніями. Безпредѣльное море, по Его устроенію совокупленное во вмѣстилища, не выступаетъ за положенныя ему преграды, но дѣлаетъ такъ, какъ Онъ повелѣлъ ему. Ибо Онъ сказалъ: До сего дойдеши и волны твои въ тебѣ сокрушатся (Іов. 38, 11). Океанъ, непроходимый для людей, и міры за нимъ находящіеся, управляются тѣми же повелѣніями Господа. Времена года — весна, лѣто, осень и зима спокойно однѣ за другими послѣдуютъ. Вѣтры по своему направленію въ свое время безъ остановки совершаютъ свое служеніе. Неизсякающіе источники, для наслажденія и здравія устроенные, непрестанно доставляютъ людямъ свою влагу, необходимую для ихъ жизни. Наконецъ малѣйшія животныя мирно и согласно составляютъ между собою общества. Все сіе содержитъ въ согласіи и мирѣ великій Создатель и Владыка всего и всему благотворитъ, а наипаче намъ, которые прибѣгли къ милосердію Его чрезъ Господа нашего Іисуса Христа, коему слава и величіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

21. Смотрите, возлюбленные, чтобы великія благодѣянія Его не обратились всѣмъ намъ въ осужденіе, естьли мы, живя достойно Его, не будемъ единодушно совершать благое и угодное Ему. Ибо сказано нѣгдѣ: Духъ Господень есть свѣтильникъ, Иже испытаетъ тайная утробы (Прит. 20, 27). Помыслимъ, какъ Онъ близокъ къ намъ, и что ни одна мысль и ни одно сужденіе, какія мы дѣлаемъ, не сокрыты отъ Него. И такъ надлежитъ намъ не отступать отъ воли Его: лучше воспротивимся безумнымъ, глупымъ, превозносящимся и хвалящимся пышностію слова своего людямъ, нежели Богу. Будемъ благоговѣть предъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, коего кровь предана за насъ, будемъ почитать начальниковъ своихъ, уважать старшихъ себя, юношей научать страху Божію, женъ своихъ наклонять къ добродѣтели, чтобы онѣ отличались достолюбезнымъ нравомъ цѣломудрія, показывали чистое свое расположеніе къ кротости, скромность языка своего обнаруживали молчаніемъ, любовь свою оказывали не по склонностямъ, но равную ко всѣмъ свято боящимся Бога. Дѣти наши да будутъ наставлены въ ученіи Христовомъ, да научаются, какое имѣетъ дѣйствіе предъ Богомъ смиреніе, какую имѣетъ силу предъ Богомъ чистая любовь; какъ страхъ Его благодѣтеленъ, превосходенъ и спасителенъ для всѣхъ, свято въ немъ ходящихъ въ чистотѣ ума. Ибо Онъ есть испытатель мыслей и желаній нашихъ; Его дыханіе въ насъ, и когда восхощетъ, возметъ его.

22. Все сіе подтверждаетъ вѣра Христова, ибо Онъ самъ чрезъ Духа Святаго такъ взываетъ къ намъ: Пріидите чада, послушайте Мене, страху Господню научу васъ. Кто есть человѣкъ хотяй животъ, любяй дни видѣти благи? Удержи языкъ твой отъ зла, и устнѣ твои, еже не глаголати льсти. Уклонися отъ зла и сотвори благо, взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его въ молитву ихъ: лице же Господне на творящыя злая, еже потребити отъ земли память ихъ. Воззва праведникъ, и Господь услыша его и отъ всѣхъ скорбей его избави и. Многи раны грѣшному: уповающихъ же на Господа милость обыдетъ (Псал. 33, 12-18; 31, 10).

23. Всемилосердый и благодѣтельный Отецъ благъ къ боящимся Его, и дары свои щедро и охотно даетъ приступающимъ къ Нему съ чистымъ умомъ. По сему не будемъ сомнѣваться, и душа наша не должна отчаеваться о преизобильныхъ и славныхъ дарахъ Его; да не сбудется надъ нами сказанное въ Писаніи, гдѣ оно говоритъ: Несчастны двоедушные, колеблющіеся душею и говорящіе: это мы слышали и при отцахъ нашихъ, и вотъ состарѣлись, но ничего такого съ нами не случилось (Іак. 1, 8; 2 Петр. 3, 4). Безумные! сравните себя съ деревомъ; возмите въ примѣръ виноградную лозу; сперва она теряетъ листъ, потомъ дѣлается отпрыскъ, потомъ листъ, потомъ цвѣтъ, послѣ сего незрѣлый, наконецъ спѣлый виноградъ. Видите, какъ въ короткое время древесный плодъ достигаетъ зрѣлости. Скоро по истинѣ и внезапно совершится и воля Господа по свидѣтельству самаго Писанія: Скоро пріидетъ, и не умедлитъ. Внезапу пріидетъ Господь въ церковь свою и Святый, егоже вы ищете (Мал. 2, 1).

24. Размыслимъ, возлюбленные, какъ Господь непрестанно показываетъ намъ будущее воскресеніе, коего начаткомъ содѣлалъ Господа Іисуса Христа, воскресивъ Его отъ мертвыхъ. Посмотримъ, возлюбленные, на воскресеніе, представляющееся во всякое время; день и ночь показываютъ намъ воскресеніе; ночь отходитъ ко сну, встаетъ день, проходитъ день, наступаетъ ночь. Посмотримъ на плоды земные, какъ происходитъ сѣяніе зеренъ. Вышелъ сѣятель, бросилъ ихъ въ землю, брошенныя зерна, которыя упадаютъ на землю сухими и голыми, согниваютъ; но послѣ изъ сего согнившаго великая сила промысла Господня возкрешаетъ ихъ и изъ одного зерна возращаетъ и производитъ обильный плодъ.

25. Взглянемъ на необычайное знаменіе, происходящее въ восточныхъ странахъ, то есть, около Аравіи. Есть тамъ птица, именуемая Фениксъ; сія единственная въ своемъ родѣ птица живетъ по пяти сотъ лѣтъ; чувствуя приближеніе своея смерти, она изъ ливана, смирны и другихъ ароматовъ дѣлаетъ себѣ гнѣздо, въ которое по исполненіи своего времени входитъ и тамъ умираетъ; изъ согнивающаго же тѣла раждается червь, который, питаясь влагою умершаго животнаго, оперяется, потомъ, пришедши въ крѣпость, беретъ то гнѣздо, въ которомъ лежали кости его прародителя, и съ оными летитъ изъ Аравіи во Египетъ въ городъ, называемый Иліополь, и прилетая среди дня въ виду всѣхъ кладетъ кости на жертненникъ солнца, и такимъ образомъ назадъ отлетаетъ. Жрецы строго наблюдаютъ счисленіе лѣтъ, и находятъ, что онъ всегда прилетаетъ по исполненіи пяти сотъ лѣтъ.

26. И такъ почтемъ ли мы великимъ и дивнымъ, естьли Творецъ всего міра воскреситъ тѣхъ, которые во упованіи благой вѣры свято служили Ему, когда Онъ посредствомъ птицы показываетъ намъ величіе обѣщанія своего? Ибо говоритъ Онъ нѣгдѣ: И воскресиши мя и исповѣмся Тебѣ. И еще: Азъ уснухъ, и спахъ, востахъ, яко Ты со мною еси. Такъ же Іовъ говоритъ: И воскресиши сію плоть мою, терпящую вся сія (Іов. 19, 25).

27. Въ сей надеждѣ да прилѣпятся и души наши къ вѣрному въ обѣщаніяхъ, и праведному въ судахъ своихъ. Заповѣдавшій не лгать кольми паче самъ не солжетъ; для Бога ничего нѣтъ невозможнаго; невозможно только солгать. И такъ да оживотворится въ насъ вѣра Его, и будемъ представлять, что все приближено къ Нему. Онъ все устроилъ словомъ величества своего, словомъ же можетъ и разрушить все. Кто бо речетъ, что сотворилъ еси? или кто сопротивится державѣ крѣпости Его? (Прем. 12, 11. 22). Онъ все творитъ, когда Ему угодно, и какъ угодно, и ничто Изъ опредѣленнаго Имъ не останется безъ исполненія. Все предъ Нимъ и ничто не скрыто отъ воли Его. Небеса повѣдаютъ славу Божію, о твореніи же рукъ Его возвѣщаетъ твердь; день дни отрыгаетъ глаголъ, и нощь нощи возвѣщаетъ разумъ. Не суть рѣчи, ниже словеса, ихъже не слышатся гласи ихъ (Псал. 18, 2-4).

28. И такъ, естьли Богъ все видитъ и слышитъ, убоимся Его, и оставимъ нечистыя стремленія къ худымъ дѣламъ, дабы милостію Его укрыться отъ будушихъ судовъ. Ибо куда можно убѣжать отъ крѣпкой руки Его? Какой міръ приметъ убѣжавшаго отъ Него? Ибо говоритъ нѣгдѣ Писаніе: Камо пойду и гдѣ укроюся отъ лица Твоего? аще взыду на небо, Ты тамо еси, и аще пойду на конецъ земли, и тамо десница Твоя; аще уклонюся въ бездны и тамо Духъ Твой (Псал. 138, 7-10). И такъ куда можно удалиться, или куда убѣжать отъ Того, кто все собою объемлетъ?

29. И такъ приступимъ къ Нему въ святости души, подъемля къ Нему чистыя и нескверныя руки, и любя кроткаго и милосердаго Отца нашего, который избралъ насъ въ достояніе Себѣ; ибо такъ говоритъ Писаніе: Егда раздѣляше Вышній языки, яко разсѣя сыны Адамовы, постави предѣлы языковъ по числу Ангелъ Божіихъ: и бысть часть Господня людіе Его, Іаковъ, уже наслѣдія Его, Израиль (Втор. 32, 8-9). И въ другомъ мѣстѣ говоритъ: Се Господь пріемлетъ себѣ народъ изъ среды народовъ, какъ человѣкъ беретъ начатки съ гумна своего, и произойдетъ изъ сего народа святое святыхъ.

30. И такъ, будучи удѣломъ Святаго, будемъ дѣлать все святое, убѣгая злословія, нечистыхъ и порочныхъ связей, пьянства, возмущенія, гнусныхъ похотей, сквернаго прелюбодѣянія и гнусной гордости. Ибо, говоритъ Писаніе, Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Прит. 3, 34). И такъ присоединимся къ тѣмъ, коимъ дана отъ Бога благодать. Облечемся въ единомысліе, будемъ смиренны, воздержны, будемъ удаляться отъ всякой клеветы и злорѣчія, оправдывая себя дѣлами, а не словами: ибо сказано: Глаголяй много и противоуслышитъ, или многорѣчивъ мнится быти праведенъ? Благословенъ рожденный отъ жены малолѣтенъ. Не многъ въ словесѣхъ буди (Іов. 11, 2-3). Хвала наша да будетъ отъ Бога, а не отъ насъ самихъ: Богъ ненавидитъ хвалящихъ себя. Пусть другіе дадутъ свидѣтельство о добромъ поведеніи нашемъ, такъ какъ дано было оное праведнымъ отцамъ нашимъ. Наглость, своенравіе и дерзость свойственны проклятымъ отъ Бога; умѣренность, смиренномудріе и кротость приличны благословеннымъ отъ Бога.

31. И такъ взыщемъ благословенія Его, и посмотримъ, какими путями приходило благословеніе. Взглянемъ, что было отъ начала. За что былъ благословленъ Отецъ нашъ Авраамъ? Не за то ли, что вѣрою творилъ правду и истину? Исаакъ, съ упованіемъ зная будущее, охотно предалъ себя на жертву. Іаковъ, убѣгая отъ брата, со смиреніемъ удалился изъ земли своей, пошелъ къ Лавану и служилъ; и даны ему двѣнадцать колѣнъ Израилевыхъ.

32. Естьли кто разсмотритъ все въ подробности; то увидитъ, какъ велики дары, данные ему отъ Бога. Отъ него всѣ Священники и Левиты, служащіе при жертвенникѣ Божіемъ. Отъ него Господь Іисусъ по плоти; отъ него Цари, начальники, вожди чрезъ Іуду; и прочія его колѣна въ немалой славѣ по обѣтованію Божію: Будетъ сѣмя твое, яко звѣзды небесныя (Быт. 26, 4). И такъ всѣ они прославились и возвеличились не сами собою, и не дѣлами своими и не правотою дѣйствій совершенныхъ ими, но волею Божіею. Такъ и мы, по волѣ Божіей во Христѣ Іисусѣ призванные, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростію, или разумомъ, или благочестіемъ, или дѣлами, въ чистотѣ сердца нами совершаемыми, но вѣрою, которою Вседержитель Богъ всѣхъ отъ начала вѣка оправдывалъ. Ему да будетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

33. И такъ что намъ дѣлать, братія? Не отстать ли отъ добродѣтели и любви? Отнюдь нѣтъ, не дай Господь, чтобъ мы это сдѣлали; напротивъ со всѣмъ усиліемъ и готовностію поспѣшимъ совершать всякое доброе дѣло. Ибо самъ Творецъ и Владыка всѣхъ веселится о дѣлахъ своихъ. Онъ всевысочайшею своею силою утвердилъ небеса и непостижимою своею мудростію украсилъ оныя; землю отдѣлилъ отъ окружающихъ ее водъ, и утвердилъ на прочномъ основаніи своего хотѣнія, и своею властію повелѣлъ быть на ней животнымъ. Сотворивъ также море и въ немъ животныхъ, оградилъ оное своимъ могуществомъ. Но изъ всѣхъ отличнѣйшее и по разуму превосходнѣйшее твореніе, человѣка образовалъ святыми и чистыми руками своими по начертанію своего образа. Ибо такъ говоритъ Богъ: Сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію. И сотвори Богъ человѣка, мужа и жену сотвори ихъ (Быт. 1, 26-27). Совершивъ все сіе, Богъ одобрилъ сіе и благословилъ и сказалъ: раститеся и множитеся. Познаемъ изъ сего, что всѣ праведные украсились добрыми дѣлами: такъ какъ и самъ Господь, украсивъ себя дѣлами, возвеселился. Имѣя таковый примѣръ, нелѣностно послѣдуемъ волѣ Его, и всѣми силами нашими будемъ творить дѣла правды.

34. Добрый работникъ смѣло получаетъ хлѣбъ за трудъ свой; нерадивый же и безпечный не смѣетъ и взглянуть на нанявшаго его. И намъ надлежитъ быть ревностными въ добродѣтели, ибо все отъ Него. Такъ говоритъ намъ Пророкъ: Се Господь, и мзда Его предъ лицемъ Его, воздати комуждо по дѣлу его (Ис. 40, 10). Симъ побуждаетъ Онъ насъ всѣмъ сердцемъ обратиться къ Нему, и ни въ какомъ добромъ дѣлѣ не быть безпечными и нерадивыми; въ Немъ да будетъ похвала и надежда наша; покоримся волѣ Его; представимъ, какъ все множество Ангеловъ Его предстоя служитъ волѣ Его. Ибо говоритъ Писаніе: Тмы, темъ предстояху Ему, и тысящи тысящъ служаху Ему (Дан. 7, 10). И взываху: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ; исполнь все твореніе славы Его (Ис. 6, 3). Такъ и мы, единодушіемъ соединившись между собою, согласно какъ бы едиными устами будемъ взывать къ Нему непрестанно, дабы содѣлаться намъ участниками великихъ и славныхъ обѣтованій Его. Ибо говоритъ Писаніе: Око не видѣ, ухо не слыша и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова любящимъ Его (1 Кор. 2, 9).

35. Какъ превосходны и чудны дары Божіи, возлюбленные! Жизнь въ безсмертіи, сіяніе въ правдѣ, истина въ свободѣ, вѣра во упованіи, воздержаніе въ святости: все сіе подлежитъ нашему разумѣнію. Какіе же суть дары уготовляемые ждущимъ? Ихъ качество и доброту вѣдаетъ только Самъ всесвятый Содѣтель и Отецъ вѣковъ. И такъ употребимъ всѣ усилія, быть въ числѣ уповающихъ на Него, чтобы участвовать въ обѣтованныхъ дарахъ. Какимъ же образомъ можемъ сдѣлать сіе, возлюбленные? Естьли умъ нашъ утвержденъ будетъ въ вѣрѣ въ Бога; естьли будемъ искать того, что Ему угодно и пріятно; естьли будемъ исполнять то, что согласно съ Его святою волею и пойдемъ путемъ истины, отвергнувъ отъ себя всякую неправду и беззаконіе, любостяжаніе, распри, злонравіе, коварство, клеветы и злословіе, богопротивленіе, гордость и величавость, тщеславіе и любовь къ суетности. Ибо дѣлающихъ сіе ненавидитъ Богъ, и не только самихъ дѣлающихъ сіе, но и одобряющихъ сіе. Поелику говоритъ Писаніе: Грѣшнику же рече Богъ: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя и воспріемлеши завѣтъ Мой усты твоими? Ты же возненавидѣлъ еси наказаніе и отверглъ еси словеса Моя вспять. Аще видѣлъ еси татя, теклъ еси съ нимъ и съ прелюбодѣемъ усастіе твое полагалъ еси. Уста твоя умножиша злобу и языкъ твой сплеташе льщенія. Сѣдя на брата твоего клеветалъ еси и на сына матере твоея полагалъ еси соблазнъ. Сія творилъ еси и умолчахъ; вознепщевалъ еси, беззаконне, яко буду тебѣ подобенъ; обличу тя и представлю тя предъ лицемъ твоимъ. Разумѣйте убо сія, забывающіи Бога, да не когда похититъ, яко левъ, и не будетъ избавляяй. Жертва хвалы прославитъ Мя, и тамо путь, имъже явлю ему спасеніе Божіе (Псал. 49, 16-23).

36. Сей есть путь, возлюбленные, которымъ мы обрѣтаемъ наше спасеніе, Іисуса Христа, Первосвященника нашихъ приношеній, заступника и помощника въ немощи нашей. Посредствомъ Его возводимъ на высоту небесъ взоры наши; чрезъ Него зримъ чистое и пресвѣтлое лице Его; чрезъ Него отверзлись очи сердца нашего; чрезъ Него несмысленный и омраченный умъ нашъ возникаетъ въ чудный Его свѣтъ; чрезъ Него благоволилъ Господь, чтобъ мы вкусили безсмертнаго вѣдѣнія. Онъ, сый сіяніе величія Его, толико лучшій есть Ангеловъ, елико преславнѣе ихъ наслѣдова имя. Ибо такъ сказано въ Писаніи: Творяй Ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный (Псал. 103, 4). О Сынѣ же своемъ такъ сказалъ Господь: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя, проси отъ Мене и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли (Псал. 2, 8). И еще говоритъ къ Нему: Сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1). Кто враги Господни? — Порочные, свою волю противопоставляющіе волѣ Божіей.

37. И такъ, братія! будемъ со всѣмъ усердіемъ воинствовать подъ непорочными Его повелѣніями. Представимъ себѣ воинствующихъ подъ повелѣніями вождей нашихъ, въ какомъ благоустройствѣ, съ какимъ усердіемъ, съ какою подчиненностію исполняютъ они повелѣнія. Не всѣ изъ нихъ предводители, не всѣ тысященачальники, стоначальники и пятидесятиначальники, или такъ далѣе, но каждый въ своемъ чинѣ исполняетъ повелѣнія царя или вождей. Не могутъ быть высшіе безъ низшихъ, ни низшіе безъ высшихъ. Во всемъ есть нѣкая связь, и отъ сего дѣятельность. Возмемъ свое тѣло: голова безъ ногъ ничего не значитъ, равно и ноги безъ головы, и самомалѣйшіе члены въ тѣлѣ нашемъ нужны и полезны для всего тѣла; между тѣмъ всѣ они согласны и соблюдаютъ подчиненность для здравія цѣлаго тѣла.

38. И такъ да будетъ здраво все тѣло наше во Христѣ Іисусѣ, и да повинуется каждый ближнему своему соотвѣтственно степени, на которой онъ поставленъ благодатію Его. Сильный не пренебрегай немощнаго, немощный почитай сильнаго; богатый подавай бѣдному; бѣдный благодари Бога, что Онъ даровалъ ему, чрезъ кого онъ можетъ удовлетворенъ быть въ своемъ недостаткѣ. Мудрый показывай мудрость свою не въ словахъ, но въ добрыхъ дѣлахъ. Смиренный не самъ о себѣ свидѣтельствуй, но предоставляй другому дать о себѣ свидѣтельство. Цѣломудренный не превозносись, зная, что есть другой, который даровалъ ему воздержаніе. Помыслимъ, братія, изъ какого вещества мы произошли, и какими вошли въ міръ, какъ бы изъ гроба и мрака. Творецъ и Создатель нашъ ввелъ насъ въ міръ свой, предуготовивъ намъ свои блага прежде рожденія нашего. И такъ все имѣя отъ Него, за все должны благодарить Его. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

39. Безумные, несмысленые, глупые и невѣжды смѣются и ругаются надъ нами, желая самихъ себя возвысить въ собственныхъ мысляхъ своихъ. Но что можетъ смертный, или какая крѣпость въ земнородномъ? Сказано въ Писаніи: Не бѣ обличія предъ очима моима: но токмо духъ тихъ и гласъ слышахъ: что бо? еда чистъ будетъ человѣкъ предъ Господомъ, или въ дѣлѣхъ своихъ безъ порока мужъ? Аще рабомъ своимъ не вѣруетъ, и во Ангелахъ своихъ стропотно что усмотре: небо же нечисто предъ Нимъ; живущихъ же въ бренныхъ храминахъ, отъ нихъ же и мы сами отъ того же бренія есмы, порази, яко моліе и отъ утра даже до вечера къ тому не суть. Занеже не могоша себѣ помощи, погибоша. Дхне бо на ня и погибоша, понеже не имѣяху премудрости. Призови же, аще кто тя услышитъ, или аще кого отъ святыхъ Ангелъ узриши. Безумнаго бо убиваетъ гнѣвъ; заблуждшаго же умерщвляетъ рвеніе. Азъ же видѣхъ безумныхъ укореняющихся; но абіе поядено бысть ихъ жилище. Далече да будутъ сынове ихъ отъ спасенія и да сотрутся при дверехъ хуждшихъ, и не будетъ изимаяй. Яже бо они собраша, праведницы поядятъ. Сами же отъ золъ не изъяты будутъ (Іов. 4, 16 – 5, 5).

40. Вѣдая сіе и проникая въ глубины Божественнаго познанія, мы все, что повелѣлъ намъ Господь, должны совершать въ порядкѣ въ учрежденныя времена. Онъ повелѣлъ совершать приношенія и службы, не случайно и безъ порядка, но въ опредѣленныя времена и часы. Также гдѣ и чрезъ кого благоугодно Ему совершать сіе, самъ Онъ опредѣлилъ высочайшимъ своимъ изволеніемъ, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было пріятно волѣ Его. Тѣ, кои въ учрежденныя времена совершаютъ свои приношенія, пріятны Ему и блаженны: ибо, послѣдуя заповѣдямъ Господнимъ, они не согрѣшаютъ. Первосвященнику свое дано служеніе, Священникамъ свое назначено мѣсто, и на Левитовъ свои возложены должности. Свѣтской человѣкъ своими обязанъ свѣтскими постановленіями.

41. Каждый изъ васъ, братія, находясь въ своемъ чинѣ, благодари Бога, храня добрую совѣсть и съ благоговѣніемъ не преступая опредѣленнаго правила служенія своего. Не вездѣ, братія, приносятся жертвы непрерывныя, или жертвы обѣтныя, или жертвы за грѣхъ, и жертвы повинности, но въ одномъ Іерусалимѣ, да и тамъ не на всякомъ мѣстѣ совершается приношеніе, но предъ храмомъ на жертвенникѣ, послѣ того какъ осмотритъ Первосвященникъ и выше помянутые служители, нѣтъ ли порока въ приносимой жертвѣ. Тѣ же, кои дѣлаютъ что-либо вопреки его волѣ, наказываются смертію. Видите, братія, чѣмъ бóльшаго сподобились мы вѣдѣнія, тѣмъ бóльшей подлежимъ опасности.

42. Апостолы благовѣствовали намъ отъ Господа Іисуса Христа, Іисусъ Христосъ — отъ Бога. Христосъ посланъ отъ Бога, Апостолы отъ Христа; то и другое по чину происходило по волѣ Божіей. И такъ, пріявъ повелѣнія, удостовѣрившись воскресеніемъ Господа нашего Іисуса Христа и утвердившись въ вѣрѣ Словомъ Божіимъ, они съ увѣреніемъ Духа Святаго вышли благовѣствовать пришествіе царствія Божія. Проповѣдуя по селамъ и по городамъ, первыхъ вѣрующихъ, по духовномъ испытаніи, поставляли въ Епископы и Діаконы для тѣхъ, которые примутъ вѣру. И сіе установленіе не новое. Еще издревле писано было о Епископахъ и Діаконахъ; ибо такъ говоритъ Писаніе: Поставлю Надзирателей (Ἐπισκόπους) ихъ въ правдѣ и служителей (διακόνους) въ вѣрѣ (Ис. 60, 17).

43. И чему дивиться, естьли тѣ, коимъ во Христѣ ввѣрено было отъ Бога дѣло сіе, поставляли выше упомянутыхъ служителей? По сему блаженный Моисей, вѣрный во всемъ домѣ Божіемъ, все заповѣданное ему изобразилъ въ священныхъ книгахъ, ему послѣдовали и прочіе Пророки, утверждая своимъ свидѣтельствомъ его узаконенія. Ибо въ то время, какъ возникла распря о священствѣ, и колѣна не могли согласиться, какое изъ нихъ должно быть украшено симъ славнымъ именемъ, Моисей повелѣлъ двѣнадцати начальникамъ колѣнъ принести къ нему жезлы, на коихъ написаны имена каждаго колѣна, и взявъ оные, связалъ, запечаталъ перстнями начальниковъ колѣнъ, положилъ ихъ въ Скиніи Свидѣнія на трапезѣ Господней, и заключивъ Скинію, запечаталъ замки такъ какъ и жезлы, и сказалъ имъ: Братія, котораго колѣна жезлъ разцвѣтетъ, то избралъ Богъ къ священству и служенію Себѣ. На утріе созвалъ онъ всего Израиля, шесть сотъ тысячь человѣкъ, и показалъ начальникамъ колѣнъ печати ихъ, и отворилъ Скинію Свидѣнія и вынесъ жезлы: И оказалось, что жезлъ Аароновъ не только разцвѣлъ, но даже имѣлъ на себѣ плодъ. Какъ вы думаете, возлюбленные, зналъ ли Моисей прежде, что это будетъ? Конечно зналъ; но сдѣлалъ сіе для того, чтобы прекратить смятеніе во Израилѣ для прославленія имени истиннаго и единаго Бога. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

44. И Апостолы наши знали отъ Господа нашего Іисуса Христа, что будетъ раздоръ о Епископствѣ. По сей самой причинѣ они, получивъ совершенное предвѣдѣніе, поставили вышеозначенныхъ служителей, и притомъ дали преемниковъ, дабы, когда одни почіютъ, другіе испытанные мужи принимали на себя ихъ служеніе. И такъ тѣхъ, которые самими Апостолами или послѣ ихъ другими достославными мужами, съ согласія всей Церкви, поставлены, и служили стаду Христову неукоризненно со смиреніемъ, съ кротостію и безъ порока, и при томъ въ теченіи многаго времени, отъ всѣхъ получили одобреніе, несправедливымъ считаемъ лишать служенія. Ибо немалый будетъ на насъ грѣхъ, естьли неукоризненно и свято приносящихъ дары будемъ лишать Епископства. Блаженны предшествовавшіе намъ Пресвитеры, которые разрѣшились отъ тѣла послѣ многоплодной и совершенной жизни: они не опасаются, чтобы кто могъ свергнутъ ихъ съ занимаемаго ими мѣста. Ибо мы видимъ, что вы нѣкоторыхъ, похвально провождающихъ жизнь, лишили служенія безукоризненно ими проходимаго.

45. Братія, вы любите споры, и ревностны въ томъ, что нимало не относится ко спасенію. Загляните въ Писаніе, въ истинные глаголы Духа Святаго. Вникните, въ немъ ничего несправедливаго и ничего противнаго не написано. Вы не найдете, чтобы люди праведные были низвергаемы людьми благочестивыми. Были гонимы праведные, но отъ беззаконныхъ; были заключаемы въ узы, но отъ нечестивыхъ, были побиваемы камнями отъ законопреступныхъ, были убиваемы отъ порочныхъ, увлекавшихся беззаконною завистію. Всѣ сіи страданія они перенесли со славою. Ибо что скажемъ, братія? Даніилъ отъ Богобоязненныхъ ли людей вверженъ былъ въ ровъ львиный? Ананія, Азарія и Мисаилъ отъ чтителей ли благолѣпнаго и славнаго служенія Всевышнему были заключены въ пещь огненную? Отнюдь нѣтъ. Кто же такъ поступилъ съ ними? Люди порочные, исполненные всякимъ нечестіемъ, дошли до такого неистовства, что свято и непорочно служащихъ Богу подвергли казнямъ, не зная того, что Вышній самъ есть заступникъ и защитникъ тѣхъ, которые съ чистою совѣстію служатъ всесвятому имени Его. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь. Они, терпя во упованіи, получили славу и честь, и превознесена и возвеличена отъ Бога память ихъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

46. Таковымъ примѣрамъ и намъ должно подражать, братія. Ибо писано: Прилѣпитесь къ святымъ; ибо прилѣпляющіеся къ нимъ освятятся. И опять въ другомъ мѣстѣ сказано: Съ мужемъ неповиннымъ неповиненъ будеши, и со избраннымъ избранъ будеши и со строптивымъ развратишися. И такъ соединимся съ невинными и праведными; они-то суть избранные Божіи. Къ чему у васъ распри, негодованія, несогласія, раздѣленія и брань? Не единъ ли у насъ Богъ и единъ Христосъ, и единъ Духъ благодати, изліянный на насъ, и едино званіе во Христѣ? Для чего мы раздираемъ и расторгаемъ члены Христовы, возстаемъ противъ собственнаго тѣла, и до такого доходимъ безумія, что даже забываемъ, что мы другъ другу члены? Вспомните слова Іисуса, Господа нашего. Онъ сказалъ: Горе человѣку тому; добро бы было ему не родитися, неже соблазнити единаго изъ избранныхъ Моихъ; добрѣе есть, аще обложитъ камень жерновный и вверженъ будетъ въ море, неже да соблазнитъ единаго изъ малыхъ Моихъ. Ваше раздѣленіе многихъ развратило, многихъ повергло въ уныніе, многихъ въ сомнѣніе, и всѣхъ насъ въ печаль, — и смятеніе ваше все еще продолжается.

47. Возмите посланіе Блаженнаго Апостола Павла. Что онъ писалъ вамъ въ началѣ благовѣствованія своего? Истинно онъ по вдохновенію написалъ вамъ какъ о себѣ самомъ, такъ о Кифѣ и Аполлосѣ, потому что еще тогда разошлись вы на различныя стороны: но тогдашнее раздѣленіе меньшему подвергало васъ грѣху; ибо вы преклонялись на стороны Апостоловъ засвидѣтельствованныхъ, и на сторону мужа, ими одобреннаго. Но теперь подумайте, какіе люди развратили васъ и уменьшили славу именитаго братства вашего. Позорно, возлюбленные, и весьма позорно и съ Христіанскимъ образомъ жизни вовсе несогласно слышать, что твердѣйшая и древняя Церковь Коринѳская отъ одного или двухъ человѣкъ возмутилась противъ Пресвитеровъ. И этотъ слухъ дошелъ не только до насъ, но и до самыхъ противниковъ нашихъ, такъ что отъ вашего безумія имя Господне подвергается порицанію, и вамъ самимъ готовится опасность.

48. И такъ изторгнемъ сіе немедленно, и припадемъ ко Господу, и восплачемъ умоляя Его, чтобы Онъ умилосердившись примирился съ нами, и обратилъ насъ къ святой и чистой братолюбивой жизни. Это суть врата правды, отверзтыя къ жизни, какъ сказано въ Писаніи: Отверзите мнѣ врата правды, вшедъ въ ня исповѣмся Господеви. Сія врата Господня, праведніи внидутъ въ ня (Псал. 117, 19). Изъ многихъ отверстыхъ вратъ врата правды суть врата Христовы, и блаженны тѣ, которые входятъ ими и направляютъ шествіе свое въ святости и правдѣ, все совершая безъ возмущенія. Естьли кто твердъ въ вѣрѣ, искусенъ въ открытіи вѣдѣнія, умѣетъ судить о словахъ, чистъ по своимъ дѣламъ, то онъ тѣмъ болѣе должень смиряться, чѣмъ болѣе кажется великимъ, и долженъ искать общей, а не своей пользы.

49. Кто имѣетъ любовь во Христѣ, тотъ долженъ соблюдать заповѣди Христовы. Кто можетъ изъяснить союзъ любви Божіей? Кто такъ, какъ должно, способенъ изрещи величіе благости Его? Высота, на которую возводитъ любовь, неизреченна. Любовь сопрягаетъ насъ съ Богомъ; любовь покрываетъ множество грѣховъ (1 Петр. 4, 2), любовь все переноситъ, все терпитъ. Въ любви нѣтъ ничего низкаго, ничего надменнаго, любовь не имѣетъ раздѣленія, любовь не заводитъ возмущенія, любовь все дѣлаетъ въ согласіи, любовію всѣ избранные Божіи достигли совершенства, безъ любви нѣтъ ничего благоугоднаго Богу. По любви воспріялъ насъ Господь, и по любви, которую имѣлъ къ намъ Христосъ, Господь нашъ, по волѣ Божіей, далъ Онъ кровь свою за насъ и плоть свою за плоть нашу и душу свою за души наши.

50. Видите, возлюбленные, сколь велика и чудна любовь, и какъ невозможно изъяснить ея совершенства. Кто можетъ имѣть ее, кромѣ тѣхъ, коихъ самъ Богъ удостоитъ? И такъ будемъ просить и умолять Его милосердіе, чтобы жить намъ въ любви непорочно, безъ человѣческаго раздѣленія. Всѣ роды, бывшіе до сего времени, миновали, но усовершившіеся въ любви по благодати Божіей находятся въ мѣстѣ благочестивыхъ. Они явятся съ пришествіемъ Царства Христова. Ибо сказано въ Писаніи: Вниди въ храмины мало елико, дондеже мимо идетъ гнѣвъ и ярость Моя и вспомню о дни благомъ и возкрешу васъ отъ гробовъ вашихъ (Ис. 26, 20; Іез. 37, 13). Блаженны мы, возлюбленные, естьли исполняемъ заповѣди Божіи въ согласіи любви, дабы за любовь прощены были грѣхи наши. Ибо сказано въ Писаніи: Блажени, ихъже оставишася беззаконія, и ихъже прикрышася грѣси. Блаженъ мужъ, емуже не вмѣнитъ Господь грѣха, ниже есть во устѣхъ его лесть (Псал. 31, 1-2). Сіе блаженство получили избранные Божіи чрезъ Іисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

51. И такъ въ чемъ мы согрѣшили по навѣту врага, должны мы просить прощенія. И тѣ, кои были виновниками возмущенія и раздора, должны имѣть въ виду общую надежду. Ибо провождающіе жизнь со страхомъ и любовію лучше хотятъ сами подвергнуться поруганію, нежели подвергать оному ближнихъ своихъ, и охотнѣе сами на себя примутъ осужденіе, нежели на преданное намъ доброе и святое согласіе. И лучше человѣку признаться въ своихъ грѣхахъ, нежели ожесточать сердце свое такъ, какъ ожесточилось сердце возмутившихся противъ раба Божія Моисея, коихъ казнь извѣстна; ибо они живые низошли во адъ и поглотила ихъ смерть. Фараонъ, воинство его, всѣ начальники Египетскіе, и колесницы и всадники ихъ не по другой какой причинѣ потонули въ Чермномъ морѣ и погибли, но потому, что ожесточились несмысленныя ихъ сердца, не смотря на многія чудеса и знаменія, сдѣланныя въ землѣ Египетской посредствомъ раба Божія Моисея.

52. Братія! Господь ни въ чемъ не имѣетъ нужды, и ничего ни отъ кого не требуетъ, кромѣ исповѣданія. Ибо говоритъ избранный Давидъ: Исповѣмся Господеви, и угодно будетъ Ему паче тельца юна, рога износяща и пазнокти; да узрятъ нищіи и возвеселятся (Псал. 68, 32). И опять говоритъ: Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя и прославиши Мя (Псал. 49, 14-15). Поелику жертва Богу духъ сокрушенъ (Псал. 50, 17).

53. Вы знаете, возлюбленные, и хорошо знаете Св. Писаніе, и со вниманіемъ читали слова Божіи. И такъ приведите его себѣ на память. Когда Моисей возшелъ на гору и провелъ тамъ сорокъ дней и сорокъ ночей въ постѣ и смиреніи; тогда сказалъ, ему Богъ: Моисее, Моисее, сниди скоро отсюду, беззаконноваша бо людіе твои, ихъ же извелъ еси изъ земли Египетскія; преступиша съ пути скоро, егоже заповѣдалѣ еси имъ, сотвориша себѣ сліянія. И рече Господь къ нему: глаголахъ тебѣ единою, и дважды, глаголя: видѣхъ люди сія и се людіе жестоковыйни суть. Остави Мя, да потреблю я, погублю имя ихъ подъ небесемъ и сотворю тя въ языкъ великъ и дивенъ и многъ паче сихъ. Моисей же рече: никако же Господи. Остави грѣхъ народу сему, или мене изглади изъ книги живыхъ. О великая любовь! О несравненное совершенство! Рабъ смѣло говоритъ Господу, проситъ прощенія народу; въ противномъ случаѣ хочетъ, чтобы и его вмѣстѣ съ ними изгладить изъ книги живыхъ.

54. И такъ кто изъ васъ благороденъ? кто добродушенъ? кто исполненъ любви? тотъ пустъ скажетъ: Естьли за меня мятежъ, раздоръ и раздѣленіе, я отхожу; иду, куда вамъ угодно, и исполню все, что повелитъ народъ, только бы стадо Христово было въ мирѣ съ поставленными въ немъ Пресвитерами. Кто такимъ образомъ поступитъ, тотъ великую пріобрѣтетъ себѣ славу въ Господѣ, и всякое мѣсто приметъ его; ибо Господня земля и исполненіе ея (Псал. 23, 1). Такъ поступали и будутъ поступать всѣ, провождающіе похвальную Божественную жизнь.

55. Но представимъ и примѣры языческіе. Многіе цари и вожди во время моровой язвы, по гласу прорицалища, предавали себя на смерть, дабы своею кровію спасти своихъ гражданъ. Многіе удалялись изъ своихъ городовъ, чтобы не было въ нихъ впредь возмущеній. И изъ своихъ мы знаемъ многихъ, кои предали себя въ узы, дабы другихъ освободить. Многіе предали себя въ рабство, и, взявъ за себя цѣну; питали другихъ. Многія жены, укрѣпленныя благодатію Божіею совершили много дѣлъ мужественныхъ. Блаженная Іудиѳь во время осады города испросила позволеніе у старѣйшинъ пойти въ станъ иноплеменниковъ. И пошла, подвергая себя опасности изъ любви къ своему отечеству и народу осажденному, и Господь предалъ Олоферна въ руки женщины. Равно совершенная по вѣрѣ Есѳирь не меньшей подвергла себя опасности, дабы избавить отъ угрожавшей погибели двѣнадцать колѣнъ Израилевыхъ. Въ постѣ и смиреніи она умоляла всевидящаго Господа Бога вѣковъ, который, видя смиреніе души ея, избавилъ народъ, для котораго она подвергала себя опасности.

56. Будемъ и мы ходатайствовать о тѣхъ, кои находятся во грѣхѣ, чтобы дарована была имъ кротость и смиреніе, чтобы они покорили себя не намъ, но волѣ Божіей. Ибо такимъ образомъ вмѣстѣ съ помилованіемъ они обрѣтутъ многоплодное и совершенное памятованіе у Бога и Святыхъ. Пріимемъ наказаніе, на которое никто не долженъ досадовать, возлюбленные! Взаимно дѣлаемое нами другъ другу наставленіе хорошо и весьма полезно; ибо оно сопрягаетъ насъ съ волею Божіею. Ибо такъ говоритъ Св. Писаніе: Наказуя наказа мя Господь: смерти же не предаде мя; егоже любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ (Псал. 117, 18; Прит. 3, 12). Накажетъ мя праведникъ милостію и обличитъ мя, елей же грѣшнаго да не намаститъ главы моея (Псал. 140, 5). И еще говоритъ: Блаженъ человѣкъ егоже обличи Господь, наказанія же Вседержителева не отвращайся, Той бо болѣти творитъ и паки возставляетъ, порази и руцъ Его исцѣлятъ. Шестижды отъ бѣдъ изметъ тя, въ седмѣмъ же не коснеттися зло. Въ гладѣ избавитъ тя отъ смерти, на брани же изъ руки желѣза изрѣшитъ тя. Отъ бича языка скрыетъ тя и не убоишися отъ золъ находящихъ. Неправеднымъ и беззаконнымъ посмѣешися, отъ дивіихъ же звѣрей не убоишися; звѣріе бо дивіи примирятся тебѣ. Потомъ уразумѣеши, яко въ мирѣ будетъ домъ твой, жилище же храмины твоея не имать согрѣшити. Уразумѣеши же, яко много сѣмя твое и чада твоя будутъ, яко весь злакъ сельный. Внидеши же во гробъ, яко пшеница созрѣлая во время пожатая, или яко же стогъ гумна, во время свезенный (Іов. 5, 17-26). Видите, возлюбленные, что наказуемые Господомъ подъ Его защитою, ибо по благости своей наказываетъ Богъ, чтобы мы вразумились святымъ Его наказаніемъ.

57. И такъ вы, положившіе начало возмущенію, покоритесь Пресвитерамъ, и примите наказаніе для покаянія, и преклонивъ колѣна сердца своего, научитесь покорности, отложивъ тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вамъ быть въ стадѣ Христовомъ малыми, но съ похвалою, нежели за высокомѣріе лишишься упованія Его. Ибо такъ говоритъ всесовершенная премудрость: Се предложу вамъ Моего дыханія реченіе, научу же васъ Моему словеси. Понеже звахъ, и не послушасте, простирахъ словеса, и не внимасте. Но отметасте совѣты, и моимъ обличеніемъ не внимасте. Убо и Азъ вашей погибели посмѣюся, порадуюся же, егда пріидетъ вамъ пагуба. И егда пріидетъ на вы внезапу мятежъ, низвращеніе подобно бури пріидетъ, или егда, пріидетъ вамъ печаль и градораззореніе. Будетъ бо, егда призовете Мя, Азъ же не послушаю васъ; взыщутъ Мене зліи, и не обрящутъ. Возненавидѣша бо премудрость, страха же Господня не пріяша. Ниже хотѣша внимати моимъ совѣтомъ, ругахуся же Моимъ обличеніемъ. Тѣмже снѣдятъ своихъ путей плоды и своего нечестія насытятся… (Прит. 1, 23-31) [2].

58. Всевидящій Богъ и Владыка духовъ и Господь всякія плоти, избравшій Господа Іисуса Христа и чрезъ Него насъ въ народъ избранный, да дастъ всякой душѣ, призывающей великое и святое имя Его, вѣру, страхъ, миръ, терпѣніе, твердость, воздержаніе, чистоту и цѣломудріе въ похвалу имени Его чрезъ Первосвященника и Ходатая нашего Іисуса Христа; чрезъ коего Ему слава, величіе, держава и честь нынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь.

59. Посланныхъ отъ насъ Клавдія Ефеба, и Валерія Витона съ Фортунатомъ немедленно отпустите къ намъ въ мирѣ съ радостію, дабы они скорѣе извѣстили насъ объ ожидаемомъ и вожделѣнномъ для насъ мирѣ и согласіи вашемъ, дабы и мы скорѣе могли порадоваться о вашемъ благоустройствѣ. Благодать Господа нашего Іисуса Христа да будетъ съ вами и повсюду со всѣми, которые Богомъ призваны чрезъ Него; чрезъ коего Ему слава, честь, держава и величіе, престолъ вѣчный отъ вѣковъ, во вѣки вѣковъ, Аминь.


Переведено изъ Голландовой Библіотеки древнихъ Отцевъ и древнихъ Церковныхъ Писателей, печатанной въ Венеціи 1765 года.

Примѣчаніе:
[1] Сіе мѣсто у Іезекіиля и Исаіи читается иначе. Но не сіе только, а и другія мѣста писанія приводятся такъ, что иногда различные тексты соединяются въ одинъ, иногда изображается духъ писанія безъ наблюденія точности выраженія, или указанія, иногда самыя слова различно бываютъ измѣнены. Что можно видѣть и у другихъ Отцевъ Церкви.
[2] Въ древней рукописи здѣсь нѣсколько недостаетъ.

Источникъ: Святаго Климента Епископа Римскаго, Посланіе 1-е къ Коринѳянамъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1824. — Часть XIV. — С. 238-296.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0