Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Такъ называемое «Второе посланіе Климента къ Коринѳянамъ».

Это посланіе въ дѣйствительности представляетъ собой древнѣйшую изъ дошедшихъ до насъ проповѣдей, составленную около 150 г., вѣроятно въ александрійскихъ кругахъ, поскольку ея авторъ пользуется какъ источникомъ неканоническимъ Евангеліемъ Египтянъ.

Какъ предполагаетъ рядъ изслѣдователей, она была распространена, или даже записана въ Коринѳѣ, гдѣ и сохранилась въ архивахъ мѣстной Церкви вмѣстѣ съ посланіемъ Климента. Такъ возникло преданіе о томъ, что ея авторъ — римскій епископъ. Достовѣрность этого преданія ставилъ подъ сомнѣніе уже Евсевій и категорически опровергалъ св. Іеронимъ.

Современная научная критика единогласно отрицаетъ принадлежность этого посланія св. Клименту.

Богословское ученіе автора о Церкви и крещеніи, какъ печати, которую надлежитъ хранить всю жизнь, проникнуто пастырской заботой о томъ, чтобы христіане жили въ чистотѣ и праведности и творили добро ближнему, ожидая пришествія Господа Іисуса и исполненія Его обѣтованія. далѣе>>

Текстъ памятника

Свщмч. Климентъ Римскій († 101 г.)
Второе посланіе къ Коринѳянамъ
[1].

Глава I.

Братія! мудрствовать о Христѣ мы должны не иначе, развѣ какъ о Богѣ, судіи живыхъ и мертвыхъ; и своего спасенія мы не должны почитать дѣломъ маловажнымъ: ибо если мы мало думаемъ о немъ, то и получить надѣемся мало; и думая о немъ, какъ о чемъ-либо маловажномъ, мы грѣшимъ, не зная, откуда мы, кѣмъ и въ какое мѣсто призваны, и сколько Іисусъ Христосъ благоволилъ претерпѣть за насъ. Чѣмъ мы воздадимъ Ему? или какой принесемъ плодъ достойный того дара, который отъ Него получили? Сколько священнѣйшихъ преимуществъ, коими мы обязаны Ему? Онъ даровалъ намъ свѣтъ; какъ Отецъ, наименовалъ насъ дѣтьми; даровалъ намъ спасеніе тогда, когда мы погибали. Можемъ ли восхалить Его достойно? или чѣмъ заплатимъ Ему за то, что отъ Него получили, мы, объюродѣвшіе мыслію, мы, которые прежде кланялись камнямъ и деревамъ, золоту, серебру и мѣди, издѣліямъ рукъ человѣческихъ, мы, коихъ вся жизнь была не что иное, какъ смерть? Окруженные мракомъ, и страдая потемнѣніемъ самаго зрѣнія, мы прозрѣли, отгнавши по волѣ Его облежащій насъ облакъ. Ибо Онъ помиловалъ насъ и, по своему милосердію, спасъ насъ, увидѣвъ, что мы находимся въ заблужденіи и погибели, и что для насъ не осталось иной надежды ко спасенію, кромѣ Его. Онъ призвалъ насъ тогда, какъ насъ небыло, и восхотѣлъ, чтобы мы произошли изъ ничего.

Глава II.

Возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопій нечревоболѣвшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа (Ис. 54, 1). Слова: возвеселися неплоды нераждающая, относятся къ намъ, — язычникамъ: ибо Церковь наша была неплоды, прежде нежели дарованы ей дѣти. А слова: возопій нечревоболѣвшая, сказаны для того, чтобъ мы возносили наши молитвы къ Богу въ простотѣ сердца и не малодушествовали подобно раждающимъ. Слова же: яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа, означаютъ, что нѣкогда народъ нашъ, повидимому, оставленъ былъ Богомъ; а нынѣ, когда мы увѣровали, насъ составилось бóльшее число, нежели тѣхъ, которые считались имѣющими Бога. Другое Писаніе говоритъ: не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники (Матѳ. 9, 13). Это значитъ, что Іисусъ Христосъ долженъ былъ спасти погибающихъ. Ибо велико и достойно удивленія, — утвердить не то, что стоитъ, но что падаетъ. Такъ и Христосъ благоволилъ спасти погибающее, и пришедши спасъ многихъ, и насъ призвалъ погибавшихъ.

Глава III.

Если Онъ сотворилъ намъ толикую милость, особенно тѣмъ, что мы живые уже не приносимъ, какъ прежде, жертвъ богамъ мертвымъ, и не кланяемся имъ, но узнали чрезъ Него Отца истины, то какая другая должна быть съ нашей стороны признательность къ Нему, какъ не та, чтобъ не отрицаться Того, чрезъ Кого мы познали Его? Онъ же и самъ говоритъ: иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ (Матѳ. 10, 32). Вотъ и возмездіе намъ за исповѣданіе Того, чрезъ Кого спасены. Но чѣмъ исповѣдуемъ Его? Тѣмъ, если исполняемъ глаголы Его и не оказываемъ преслушанія Его заповѣдямъ, почитая Его не только устами, но и всѣмъ сердцемъ и и всею мыслію. У Исаіи говоритъ Онъ: людіе сіи устами своими почитаютъ Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене (Ис. 29, 13).

Глава IV.

Итакъ мы не должны довольствоваться только тѣмъ, чтобы называть Его Господомъ: сіе не спасетъ насъ, потому что Онъ самъ говорить: не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, спасется, но творяй правду (Матѳ. 7, 21). Посему, братія, будемъ исповѣдывать Его дѣлами своими, храненіемъ взаимной любви, не прелюбодѣяніемъ, не клеветою другъ на друга, не завистію, но воздержаніемъ, милосердіемъ, добротою сердца; намъ надобно быть сострадательными другъ къ другу, а не сребролюбивыми. Сими-то дѣлами должны мы исповѣдывать Бога, а не противными имъ; не людей бояться намъ должно, но Бога. Для сего Господь сказалъ намъ: если вы будете собраны въ объятіяхъ Моихъ, отвергу васъ, и скажу вамъ: отыдите отъ Мене, не вѣмъ васъ, откуду есте, дѣлателіе неправды (Матѳ. 7, 23; Лук 13, 27).

Глава V.

Почему, братія, оставивъ жительство міра сего, будемъ исполнять волю призвавшаго насъ, и не убоимся выдти изъ міра сего. Ибо Господь говоритъ: будете яко агнцы посредѣ волковъ (Матѳ. 10, 16). И на возраженіе Петра: а если волки разсыплютъ агнцевъ? Іисусъ сказалъ ему: агнцы не будутъ бояться волковъ послѣ смерти своей: и вы не убойтеся убивающихъ васъ, и немогущихъ лишше что сотворити, но убойтеся имущаго власть по убіеніи душу и тѣло воврещи въ геенну огненную (Матѳ. 10, 28; Лук. 12, 4-5). И знайте, братія, что странствованіе плоти нашей въ мірѣ семъ коротко и маловременно, а обѣщаніе Христово велико и удивительно, именно — успокоеніе въ будущемъ царствѣ и вѣчной жизни. Чѣмъ же можемъ мы достигнуть сего? Тѣмъ, если будемъ жить праведно и по Богу, мірскія блага считать чуждыми для себя и не желать ихъ. Ибо, если мы желаемъ пріобрѣти ихъ, то отступаемъ отъ пути праваго.

Глава VI.

Господь говоритъ: никійже рабъ можетъ двѣма господинома работати (Лук. 16, 13). Если мы хотимъ служить и Богу и мамонѣ, то сіе для насъ безполезно; ибо чтó за польза, еслибы кто и цѣлый міръ пріобрѣлъ, душѣ же своей повредилъ? Сей вѣкъ и будущій — это два врага. Сей вѣкъ внушаетъ прелюбодѣяніе, убійство, сребролюбіе и обманъ, а будущій отрицается ихъ. Слѣдовательно намъ невозможно быть друзьями обоихъ, а надобно тотъ оставить, а къ сему прилѣпиться. Безъ сомнѣнія, лучше возненавидѣть здѣшнія блага, потому что онѣ малоцѣнны, маловременны и тлѣнны, и возлюбить блага вѣчныя, потому что онѣ многоцѣнны и неудобовредимы. Ибо, исполняя волю Христа, мы обрѣтемъ успокоеніе; въ противномъ случаѣ, ничто не избавитъ насъ отъ вѣчнаго наказанія, если мы окажемъ преслушаніе заповѣдямъ Его. Само Писаніе говоритъ у Іезекіиля, что, если возстанутъ Ной и Іовъ и Даніилъ, то и они не спасутъ дѣтей своихъ отъ плѣна (Іез. 14, 14-20). Но если и сіи праведные не могутъ своими правдами спасти чадъ своихъ, то мы чѣмъ увѣримъ себя, что войдемъ въ царствіе Божіе, если не соблюдемъ крещенія въ чистотѣ и непорочности? или кто будетъ нашимъ предстателемъ, если не найдутъ въ насъ дѣлъ святыхъ и праведныхъ?

Глава VII.

Итакъ, братія мои, будемъ подвизаться, зная, что настоитъ борьба, и что на суетные даже подвиги приходятъ многіе, но не всѣ увѣнчаваются, а только тѣ, которые болѣе другихъ подвизаются и со славою побѣждаютъ. Будемъ же подвизаться такъ, чтобы всѣмъ быть увѣнчанными. Вступимъ на путь правый, въ подвигъ нетлѣнія, и будемъ ратоборствовать такъ, чтобы сподобиться вѣнца. Если же всѣмъ нельзя быть увѣнчанными, по крайней мѣрѣ, будемъ близки къ вѣнцу. Мы должны знать, что и тотъ, кто вступаетъ въ суетный подвигъ, если окажется слабымъ, и дѣло испортитъ, подвергается безчестію и выгоняется съ ристалища. Какъ вамъ кажется: чтó долженъ претерпѣть тотъ, кто не выдержитъ сего славнаго подвига? О тѣхъ, которые не сохранили печати, сказано: червь ихъ не скончается, и огнь ихъ не угаснетъ, и будутъ въ позоръ всякой плоти (Ис. 66, 14).

Глава VIII.

Итакъ покаемся, пока живемъ на земли; ибо мы — глина въ рукѣ художника. Какъ горшечникъ, дѣлающій сосудъ изъ мягкой глины, и въ рукахъ своихъ расширяющій его и съуживающій, можетъ дать ему видъ, какой хочетъ, а когда въ извѣстномъ видѣ поставитъ его въ горнило, тогда уже не можетъ дать ему никакого другаго преобразованія: такъ и мы, пока еще живемъ въ мірѣ семъ, должны каяться отъ всего сердца въ тѣхъ беззаконіяхъ, которыя мы сдѣлали во плоти, дабы получитъ отъ Господа спасеніе, доколѣ имѣемъ время покаянія; ибо, переселившись изъ міра сего, мы уже не можемъ тамъ исповѣдаться, или покаяться. Итакъ, братія, мы тогда только получимъ жизнь вѣчную, когда исполнимъ волю Отца, сохранимъ въ чистотѣ тѣло и соблюдемъ заповѣди Господни. Ибо Господь говоритъ въ Евангеліи: если вы не сохраните малаго, то кто вамъ дастъ многое? Глаголю бо вамъ: вѣрный въ маломъ и во мнозѣмъ вѣренъ будетъ (Лук. 16, 10-11). Сіе значитъ: сохраните плоть въ чистотѣ и печать безъ поврежденія, дабы получить жизнь вѣчную.

Глава IX.

Никто изъ васъ не долженъ говорить, что плоть сія не будетъ подлежать суду и не воскреснетъ. Знайте, въ чемъ вы спасены, въ чемъ прозрѣли, если не во плоти? Посему намъ должно хранить сію плоть, какъ храмъ Божій. Ибо какъ призваны вы во плоти, такъ и на судъ придете во плоти же. Единый Христосъ Господь, который даровалъ намъ спасеніе, хотя прежде былъ духомъ, однако же содѣлался плотію, и такимъ образомъ призвалъ насъ; такъ и мы получимъ награду вмѣстѣ съ сею плотію. Итакъ возлюбимъ другъ друга, дабы всѣмъ войти въ царство Божіе. Доколѣ имѣемъ время для врачеванія, предадимъ себя врачующему Богу, принося ему плату. Какую? — Покаяніе отъ искренняго сердца. Ибо Онъ напередъ знаетъ все, и видитъ все, что есть въ нашемъ сердцѣ. Дадимъ Ему хвалу не только отъ устъ, но и отъ сердца, дабы Онъ принялъ насъ, какъ сыновъ. Ибо Господь сказалъ: братія Мои суть тѣ, которые исполняютъ волю Отца Моего (Матѳ. 12, 49).

Глава X.

Посему, братія мои, исполнимъ волю Отца, призвавшаго насъ, дабы имѣть жизнь, и прилѣпимся къ добродѣтели, оставя худую наклонность, какъ предшественницу грѣховъ нашихъ; бѣжимъ нечестія, да не постигнетъ насъ зло. Ибо если мы будемъ прилежать къ дѣланію добра, то водворится въ насъ миръ. По сей-то причинѣ намъ не надобно человѣкоугодничать. Тѣ, которые руководствуются страхомъ человѣческимъ, предпочитаютъ наслажденіе настоящее обѣщанію въ будущемъ. Ибо имъ неизвѣстно, сколь мучительно наслажденіе настоящимъ, и сколь утѣшительно обѣщаніе въ будущемъ. И еслибы они одни сіе дѣлали, то было бы еще сносно; но они соблазняютъ слабыя души, не зная того, что вдвойнѣ пріимутъ осужденіе, — и сами они, и тѣ, которыхъ они соблазняютъ.

Глава XI.

Итакъ будемъ служить Богу сердцемъ чистымъ, и да будемъ праведны. Если же не будемъ служить, потому что не имѣемъ увѣренности въ обѣтованіи Божіемъ, то содѣлаемся несчастными; ибо и пророческое слово говоритъ: несчастны тѣ, которые двоедушны и сердцемъ неувѣрены, которые говорятъ: все сіе мы слышали еще отъ отцевъ нашихъ, а мы — сыны ихъ, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. Безумные! сравните сами себя съ деревомъ, возьмите въ примѣръ виноградную лозу: сперва она развертывается, потомъ покрывается листьями, послѣ показываются на ней незрѣлыя ягоды, наконецъ онѣ созрѣваютъ. Такъ и народъ Мой потерпитъ испытанія и перенесетъ скорби, а послѣ получитъ блага. И такъ, братія мои, да не ослабѣваемъ въ духѣ, но пребудемъ въ надеждѣ, дабы получить воздаяніе. Ибо вѣренъ Тотъ, кто обѣщалъ воздать каждому по дѣламъ его. Если мы будемъ творить правду предъ Богомъ, то внидемъ въ царствіе Его, и получимъ тѣ обѣщанныя блага, ихже око не видѣ, и ухо не слыша и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 11, 9).

Глава XII.

Итакъ, любя и поступая праведно, будемъ ежечасно ожидать царствія Божія, ибо намъ неизвѣстенъ день явленія Божія. Нѣкто спросилъ нѣкогда самаго Господа: когда пріидетъ Его царствіе; Онъ отвѣчалъ: «когда двое будутъ однимъ, и внѣшнее будетъ какъ внутреннее, мужескій полъ будетъ вмѣстѣ съ женскимъ ни мужескій, ни женскій». Но двое бываютъ однимъ, когда мы говоримъ другъ другу истину, и когда въ двухъ тѣлахъ непритворно бываетъ единая душа; и внѣшнее какъ внутреннее, — душу называетъ внутреннимъ, а тѣло внѣшнимъ. Слѣдовательно, какъ тѣло твое видно, такъ и душа твоя должна проявлять себя въ добрыхъ дѣлахъ. И мужескій полъ съ женскимъ — ни мужескій, ни женскій; сіе... (прочее не сохранилось).

Примѣчаніе:
[1] Историческое извѣстіе о св. Климентѣ и его первое посланіе напечатано въ XIV части, стр. 235.

Источникъ: Святаго Климента папы Римскаго, Второе посланіе къ Коринѳянамъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи А. Бородина и К°, 1842. — Часть II. — С. 43-55.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0