Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій († 258 г.)

Сынъ богатаго карѳагенскаго сенатора, онъ получилъ блестящее языческое образованіе и до 46 лѣтъ былъ язычникомъ. Преподавая краснорѣчіе въ Карѳагенѣ и исправляя должность адвоката, Кипріанъ не былъ свободенъ отъ языческихъ грѣховъ. Знакомство съ карѳагенскимъ священникомъ Цециліемъ привело Кипріана къ познанію вѣры Христовой и принятію крещенія, послѣ чего онъ совершенно измѣнилъ свою жизнь. Черезъ годъ послѣ крещенія онъ принялъ санъ пресвитера (247 г.), а по смерти карѳагенскаго епископа Доната (въ 248 г.) былъ посвященъ во епископа. Въ своей жизни онъ много потрудился надъ устроеніемъ церковнаго благочинія и надъ исправленіемъ злоупотребленій и безпорядковъ, господствовавшихъ въ Карѳагенской Церкви. Въ жестокое гоненіе Декія, по внушенію свыше, онъ скрылся, но всегда былъ духомъ съ своею паствою и писалъ изъ своего уединенія письма въ Карѳагенъ, въ которыхъ то убѣждалъ къ подвигамъ слабыхъ въ вѣрѣ, то утѣшалъ крѣпкихъ, предохраняя однако послѣднихъ отъ самомнѣнія и гордости. По отношенію къ отпадшимъ отъ вѣры св. Кипріанъ являлся снисходительнымъ судьею, утѣшая ихъ надеждою на прощеніе и единеніе съ Церковью подъ условіемъ сердечнаго покаянія. далѣе>>

Творенія

Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій († 258 г.)
Письма.

8. Письмо къ мученикамъ и исповѣдникамъ.

Кипріанъ мученикамъ и исповѣдникамъ, въ Іисусѣ Христѣ, Господѣ нашемъ, и въ Богѣ Отцѣ желаетъ вѣчнаго спасенія.

Восхищенный отъ радости, привѣтствую васъ, мужественнѣйшіе и блаженнѣйшіе братья, которыхъ испытанною вѣрою и мужествомъ славится матерь наша Церковь. Недавно прославили ее исповѣдники Христовы, осужденные на изгнаніе за непоколебимость исповѣданія, но настоящее исповѣданіе во столько же достославнѣе и почетнѣе, во сколько оно тверже въ страданіи. Сильнѣе разгорѣлась брань, — болѣе увеличилась и слава ратоборцевъ. Страхъ мученій не отклонилъ васъ отъ брани, но самыя мученія еще болѣе устремили васъ на брань: полные непоколебимаго мужества, вы съ рѣшительнымъ самопожертвованіемъ вступили въ самый жестокій бой. И я узналъ, что нѣкоторые изъ васъ уже увѣнчаны, нѣкотрые весьма близки къ полученію побѣднаго вѣнца, и изъ знаменитаго сонма заключенныхъ въ темницу, всѣ одинаковымъ воодушевлены мужествомъ, съ равною горячностію стремятся на подвигъ брани. Таковы и должны быть въ божественномъ станѣ воины Христовы; вѣра ихъ должна быть непоколебимо тверда, чтобы ни лесть не могла уловить ее, ни угрозы — устрашить и мученія — препобѣдить: яко болій есть, иже въ насъ, нежели иже въ мірѣ (Іоан. 4, 4), и земныя муки не столько сильны поколебать, сколько сильно поддержать божественное защищеніе. Доказательствомъ тому служитъ настоящій славный подвигъ вашъ, братья: сдѣлавшись для прочихъ вождями въ побѣжденіи мученій, вы явили примѣръ мужества и вѣры, устоявъ на брани, пока она не разрѣшилась для васъ побѣдою.

Какими похвалами превознесу васъ, мужественнѣйшіе братья? Какимъ словомъ прославлю твердость души вашей и непоколебимость вѣры? — Вы вытерпѣли съ полною славою самую жестокую пытку, и не вы уступили мукамъ, но муки вамъ уступили. Не мученія положили конецъ вашимъ скорбямъ, но вѣнцы. Долго продолжавшееся жестокое истязаніе не могло поколебать твердой вѣры, а только скорѣе препосылало рабовъ Божіихъ ко Господу. Предстоявшій во множествѣ народъ съ удивленіемъ взиралъ на сію небесную брань, брань Божію, духовную брань, брань Христа, на которой рабы Его, твердые въ своемъ исповѣданіи, чистые душею, полные божественнаго мужества, подвизались безъ мірскихъ стрѣлъ, съ однимъ оружіемъ вѣры. Мучимые были непоколебимѣе своихъ мучителей, терзаемые и раздираемые члены одерживали побѣду надъ орудіями истязанія, терзавшими ихъ и раздиравшими. Неоднократно, со всею яростію повторяемые удары, хотя по разтерзаніи утробъ, продолжали мученіе уже не надъ членами рабовъ Божіихъ, но надъ ранами; однакожъ не могли преодолѣть непреоборимой вѣры ихъ. Ручьями текла кровь, которая должна была погасить пламень гоненія и огнь геенскій. О, какое это было зрѣлище для Господа; сколь высокое, сколь величественное, сколь угодное предъ очами Божіими, когда воины Его являлись сколько Ему преданными, столько вѣрными своей клятвѣ! — Въ псалмахъ, по внушенію Святаго Духа, такъ написано въ наше наставленіе: честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его (Псал. 115, 6). Честна смерть тѣхъ, которые цѣною крови своей пріобрѣтаютъ безсмертіе, которые получаютъ вѣнецъ за свое мужество. Какая здѣсь бываетъ радость для Христа! Съ какимъ благоволеніемъ въ лицѣ таковыхъ рабовъ своихъ и поборалъ и побѣждалъ сей Хранитель вѣры, подающій вѣрующимъ столько, сколько кто по своей вѣрѣ принять можетъ! Самъ Онъ присутствовалъ на своей брани, — сражающихся и подвизающихся за Его имя Самъ ободрялъ, укрѣплялъ, воодушевлялъ. И Онъ, однажды Побѣдившій за насъ смерть, всегда побѣждаетъ въ насъ. Егда предаютъ вы, говоритъ Онъ, не пецытеся, како или что возглаголете: дастъбося вамъ въ той часъ, что возглаголете: не вы бо будете глаголющіи, но Духъ Отца вашего, глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 19). Доказательство тому представила настоящая брань. — Слово, полное Духа Святаго, излилось изъ устъ мученика: блаженнѣйшій Маппаликъ, среди мученій своихъ, сказалъ проконсулу: «увидишь, — завтра будетъ пройдено поприще». И Господь исполнилъ слово его, сказанное съ вѣрою и мужествомъ. Поприще для небеснаго подвига открылось, и рабъ Божій, подвизавшійся на немъ, увѣнчанъ. Это — то поприще, которое предвозвѣстилъ пророкъ Исаія, говоря: не маловажная будетъ вамъ борьба съ людьми, потому что Богъ готовитъ для нея поприще (Ис. 7, 13) [1]. И чтобы показать, какое это будетъ поприще, присовокупляетъ слѣдующія слова: се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына и наречеши имя Ему Еммануилъ (Ис. 7, 14). Вотъ поприще вѣры нашей, которою мы побораемъ и которою вѣнчаемся. Вотъ поприще, которое указываетъ намъ блаженный ап. Павелъ, и на которомъ мы должны подвизаться, чтобы достигнуть вѣнца славы! — Не вѣсте ли, говоритъ онъ, яко текущіи въ позорищи, вси убо текутъ, единъ же пріемлетъ почесть? Тако тецыте, да постигнете: всякъ же подвизаяйся, отъ всѣхъ воздержится: и они убо да истлѣненъ вѣнецъ пріимутъ, мы же неистлѣненъ (1 Кор. 9, 24-25). Также указывая на свою борьбу и предсказывая о себѣ, что онъ уже скоро содѣлается жертвою Господу, говоритъ: азъ уже жренъ бываю, и время моего отшествія наста: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ; прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ ми Господь въ день онъ, праведный Судія, не токмо же мнѣ, но и всѣмъ возлюбльшимъ явленіе Его (2 Тим. 4, 6).

Это-же подвижническое поприще, пророками предвозвѣщенное, Господомъ опредѣленное, апостолами пройденное, обѣщалъ проконсулу пройти и Маппаликъ отъ своего имени и отъ имени своихъ сподвижниковъ, и — вѣрный въ своемъ словѣ, не обманулъ обѣщаніемъ. Обѣщанное зрѣлище борьбы открылъ, и заслуженную награду получилъ. О, если бы (таково мое желаніе и увѣщаніе къ вамъ, братья), о, если бы и прочіе послѣдовали сему, блаженнѣйшему нынѣ мученику и другимъ его общникамъ и участникамъ въ томъ же подвигѣ, непоколебимымъ въ вѣрѣ, терпѣливымъ въ скорби, непобѣдимымъ въ пыткѣ! Пусть тѣхъ, кого союзъ исповѣданія и темничное сожительство соединило вмѣстѣ, соединитъ и доблественная кончина и вѣнецъ небесный! Радостію о васъ отрите слезы матери-Церкви, оплакивающей паденіе и погибель многихъ, и примѣромъ своимъ утвердите прочихъ еще не падшихъ. Если насъ вызовутъ на брань, если настанетъ для васъ день вашего ратованія; — сражайтесь мужественно, но поборайте неослабно, зная, что вы сражаетесь предъ очами присущаго вамъ Господа, что исповѣданіемъ имени Его вы достигнете славы Его. Онъ не только взираетъ на рабовъ своихъ, но и Самъ въ лицѣ нашемъ побораетъ, Самъ съ нами сражается, Самъ и подвизающихся вѣнчаетъ и вѣнчается.

Если же по благословенію Господа наступитъ миръ, прежде дня вашей брани, — то да пребудетъ въ васъ полная готовность къ ней и достославное сознаніе. И пусть никто изъ васъ не сокрушается о томъ, будто онъ менѣе достоинъ, нежели тѣ, которые прежде сего претерпѣли мученія, и побѣдивъ и поправъ міръ, симъ славнымъ путемъ пришли ко Господу. Господь испытуетъ сердца и утробы (Апок. 2, 23); видитъ тайное, и зритъ сокровенное. Для полученія вѣнца отъ Него довольно и одного свидѣтельства Его — будущаго Судіи. И тотъ и другой путь, возлюбленнѣйшіе братья, равно высокъ и славенъ; и если одинъ изъ нихъ, скоро чрезъ побѣду приводящій къ Господу, безопаснѣе; то другой, позволяющій послѣ славныхъ подвиговъ еще жить для славы Церкви, пріятнѣе.

О, сколь блаженна Церковь наша, которую Господь, по своему благоволенію, толикою славою осіяваетъ, — которую въ наши времена кровь мучениковъ столь благолѣпно украшаетъ! Прежде братья убѣлили ее чистыми дѣлами, нынѣ мученики своею кровію содѣлали ее червленою: у нея нѣтъ недостатка ни въ лиліяхъ ни въ розахъ.

Итакъ да стремится теперь каждый къ той или другой, равно высокой славѣ! да воспріимутъ вѣнецъ или убѣленные дѣлами или червленые отъ мученическихъ страданій. Въ небесномъ станѣ для мира и брани есть свои цвѣты; ими да увѣнчавается воинъ Христовъ за славные свои подвиги! Желаю вамъ, мужественнѣйшіе и блаженнѣйшіе братья, всегда здравствовать о Господѣ, и помнить о насъ. Прощайте.

Примѣчаніе:
[1] Non pusillum vobis certamen cum hominibus, quoniam Deus praestat agonem. Въ нашемъ славянскомъ этотъ текстъ читается такъ: еда мало вамъ есть трудъ даяти человѣкомъ, и како даете Господеви трудъ?

Источникъ: Творенiя святаго священномученика Кипрiана, епископа Карѳагенскаго. Часть I: Письма. — Изданіе второе. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго, 1891. — С. 116-122. (Библіотека творенiй св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кiевской Духовной Академiи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0