Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій († 258 г.)

Сынъ богатаго карѳагенскаго сенатора, онъ получилъ блестящее языческое образованіе и до 46 лѣтъ былъ язычникомъ. Преподавая краснорѣчіе въ Карѳагенѣ и исправляя должность адвоката, Кипріанъ не былъ свободенъ отъ языческихъ грѣховъ. Знакомство съ карѳагенскимъ священникомъ Цециліемъ привело Кипріана къ познанію вѣры Христовой и принятію крещенія, послѣ чего онъ совершенно измѣнилъ свою жизнь. Черезъ годъ послѣ крещенія онъ принялъ санъ пресвитера (247 г.), а по смерти карѳагенскаго епископа Доната (въ 248 г.) былъ посвященъ во епископа. Въ своей жизни онъ много потрудился надъ устроеніемъ церковнаго благочинія и надъ исправленіемъ злоупотребленій и безпорядковъ, господствовавшихъ въ Карѳагенской Церкви. Въ жестокое гоненіе Декія, по внушенію свыше, онъ скрылся, но всегда былъ духомъ съ своею паствою и писалъ изъ своего уединенія письма въ Карѳагенъ, въ которыхъ то убѣждалъ къ подвигамъ слабыхъ въ вѣрѣ, то утѣшалъ крѣпкихъ, предохраняя однако послѣднихъ отъ самомнѣнія и гордости. По отношенію къ отпадшимъ отъ вѣры св. Кипріанъ являлся снисходительнымъ судьею, утѣшая ихъ надеждою на прощеніе и единеніе съ Церковью подъ условіемъ сердечнаго покаянія. далѣе>>

Творенія

Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій († 258 г.)
Трактаты.

Книга о единствѣ Церкви [1].

Когда Господь говоритъ въ наученіе наше: вы есте соль земли (Матѳ. 5, 13); когда Онъ заповѣдуетъ намъ при незлобіи быть простыми и съ простотою соединять мудрость (Матѳ. 10, 10): то не приличнѣе ли всего намъ, возлюбленнѣйшіе братья, предусматривать козни лукаваго врага, съ сердечною заботливостію и бдительностію предузнавать и избѣгать ихъ, чтобы, облекшись въ Христа — Премудрость Бога Отца, мы не оказались неразумными въ охраненіи своего спасенія? Такъ, должно бояться не того только гоненія, которое открытымъ нападеніемъ усиливается поразить и низвергнуть рабовъ Божіихъ: тамъ легче уберечься, гдѣ очевидна опасность, и духъ заранѣе настроивается къ битвѣ, когда непріятель объявляетъ о себѣ; — гораздо болѣе должно бояться и остерегаться врага въ томъ случаѣ, когда онъ тайно подкрадывается, когда обольщая образомъ мира, непримѣтно скрытыми проходами подпалзываетъ, — отъ чего и получилъ названіе «ползуна» или змія [2]. Таково всегдашнее его лукавство! Таково скрытое и хитрое притворство его въ обольщеніи людей! Такъ онъ обольстилъ въ самомъ началѣ міра, возбудивъ ласкательно-лживыми словами неосторожное легковѣріе въ простыхъ душахъ! Пытался онъ такъ-же искусить и самаго Господа и для того подошелъ тайно, чтобы нечаянно напасть и обольстить; однако былъ узнанъ и отраженъ, а отраженъ потому, что былъ познанъ и открытъ. Въ этомъ данъ намъ примѣръ — избѣгать пути ветхаго человѣка и неуклонно итти по стопамъ Христа-Живодавца, чтобы намъ снова по неосторожности не впасть въ сѣть смерти, но чтобы предусмотрѣніемъ опасности достигнуть полученія безсмертія. Но какъ же намъ достигнуть безсмертія, если мы не сохранимъ велѣній Христовыхъ, которыми поражается и побѣждается смерть? Господь въ наученіе наше говоритъ: аще ли хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди (Матѳ. 19, 17); и опять: аще творите, елика Азъ заповѣдую вамъ, не ктому васъ глаголю рабы, но други (Іоан. 15, 14-15). Онъ таковыхъ называетъ еще мужественными и стойкими, основанными на крѣпкомъ тяжеловѣсномъ камнѣ, огражденными непоколебимымъ и нерушимымъ оплотомъ противъ всѣхъ бурь и волненій вѣка: всякъ, говоритъ Онъ, иже слышитъ словеса Моя сія и творитъ я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени; и сниде дождь и пріидоша рѣки и возвѣяша вѣтры и нападоша на храмину ту и не падеся, основана бо бѣ на камени (Матѳ. 7, 24-25). Итакъ мы должны держаться словъ Его; должны учиться тому и дѣлать то, чему Онъ училъ и чтó дѣлалъ. Да и какъ назоветъ себя вѣрующимъ во Христа тотъ, кто не исполняетъ заповѣданнаго Христомъ? Или какъ достигнетъ награды вѣры тотъ, кто не хочетъ сохранить вѣры къ заповѣди? По необходимости онъ будетъ колебаться, влаяться и, увлеченный духомъ заблужденія, носиться какъ прахъ, возметаемый вѣтромъ: не держась истины спасительнаго пути, онъ не достигнетъ спасенія.

Надобно остерегаться, возлюбленнѣйшіе братья, обмана не только явнаго и очевиднаго, но и такого, который прикрытъ тонкимъ лукавствомъ и хитростію. А послѣ того, какъ врагъ обнаруженъ и низверженъ пришествіемъ Христовымъ, въ которомъ пришелъ свѣтъ для языковъ и возсіяло спасительное свѣтило для счастія людей, такъ что глубже стали слышать духовную благодать, слѣпые открыли очи свои къ Богу, немощные получили вѣчное исцѣленіе, хромые спѣшно потекли въ Церковь, нѣмые стали громко произносить свои молитвы; послѣ того, какъ онъ увидѣлъ идоловъ оставленными, жилища свои и капища, по причинѣ множества увѣровавшихъ, опустѣвшими, — въ чемъ заключается болѣе тонкаго лукавства и хитрости, какъ не въ выдумкѣ врагомъ новаго обмана — самымъ именемъ христіанина обольщать не осторожныхъ? Онъ изобрѣлъ ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть вѣру, извратить истину, расторгнуть единство. Кого ослѣпленіемъ не можетъ удержать на ветхомъ пути, того сводитъ въ заблужденье и обольщаетъ путемъ новымъ. Восхищаетъ людей изъ самой Церкви и, когда они видимо приближались уже къ свѣту и избавлялись отъ ночи вѣка сего, снова распростираетъ надъ ними, не вѣдомо имъ, новый мракъ, такъ что они, не придерживаясь евангелія и не сохраняя закона, называютъ однако-же себя христіанами и, блуждая во тмѣ, думаютъ, будто ходятъ во свѣтѣ. Таковы льстивыя козни врага, который, по слову апостола, преобразуется во ангела свѣта (2 Кор. 11, 14), и своимъ служителямъ даетъ видъ служителей правды; между тѣмъ, какъ они возвѣщаютъ ночь вмѣсто дня, погибель вмѣсто спасенія, отчаяніе подъ покровомъ надежды, вѣроломство подъ предлогомъ вѣры, антихриста подъ именемъ Христа и, прикрывая ложь правдоподобіемъ, тонкою хитростію уничтожаютъ истину.

Это бываетъ отъ того, возлюбленнѣйшіе братья, что не обращаются къ началу истины, не ищутъ главы, не сохраняютъ ученія небеснаго учителя. Тутъ нѣтъ надобности въ пространныхъ разсужденіяхъ и доказательствахъ: стоитъ только вникнуть въ дѣло и изслѣдовать его, — тогда легко удостовѣриться въ томъ и краткимъ изложеніемъ истины. Господь говоритъ Петру: Азъ тебѣ глаголю, яко ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолѣютъ ей. И дамъ ти ключи царства небеснаго; и еже аще свяжеши на земли, будетъ связано на небесѣхъ; и еже аще разрѣшиши на земли, будетъ разрѣшено на небесѣхъ (Матѳ. 16, 18-19). И опять Онъ говоритъ емуже, по воскресеніи своемъ: паси овцы Моя (Іоан. 21, 16). Такимъ образомъ основываетъ Церковь свою на одномъ. И хотя, по воскресеніи своемъ, Онъ усвояетъ равную власть всѣмъ Апостоламъ, говоря: Якоже посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы... пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, а имже держите, держатся (Іоан. 20, 21-23); однако, чтобы показать единство (Церкви), Ему угодно было съ одногоже и предначать это единство. Конечно, и прочіе Апостолы были тоже, что и Петръ, — имѣли равное съ нимъ достоинство и власть; но въ началѣ указывается одинъ, для обозначенія единой Церкви. Эту единую Церковь обозначаетъ и Духъ Святый въ Пѣсни пѣсней, говоря отъ лица Господня: едина есть голубица Моя, совершенная Моя; едина есть матери своей, избрана есть родившей ю (Пѣсн. 6, 8).

Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что онъ хранитъ вѣру? Можно ли надѣяться тому, кто противится и поступаетъ наперекоръ Церкви, что онъ находится въ Церкви, — когда блаженный Апостолъ Павелъ разсуждая о томъ же предметѣ и показывая таинство единства, говоритъ: едино тѣло, единъ духъ, якоже и звани бысте во единомъ упованіи званія вашего; единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ (Ефес. 4, 4-6)? Сіе-то единство надлежитъ крѣпко поддерживать и отстаивать намъ, особенно епископамъ, которые предсѣдательствуемъ въ Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздѣльно. Пусть никто не обманываетъ братства ложью! Пусть никто не подрываетъ истины вѣры вѣроломною измѣною! Епископство одно и каждый изъ епископовъ цѣлостно въ немъ участвуетъ. Также и Церковь одна, хотя, съ приращеніемъ плодородія разширяясь, дробится на множество. Вѣдь и у солнца много лучей, но свѣтъ одинъ; много вѣтвей на деревѣ, но стволъ одинъ, крѣпко держащійся на корнѣ; много ручьевъ истекаетъ изъ одного источника, но, хотя разливъ, происходящій отъ обилія водъ, и представляетъ многочисленность, однако при самомъ истокѣ все же сохраняется единство. Отдѣли солнечный лучъ отъ его начала, — единство не допуститъ существовать отдѣльному свѣту; отломи вѣтвь отъ дерева, — отломленная потеряетъ способность расти; разобщи ручей съ его источникомъ, — разобщенный изсякнетъ. Равнымъ образомъ, Церковь, озаренная свѣтомъ Господнимъ, по всему міру распространяетъ лучи свои; но свѣтъ, разливающійся по всюду, одинъ и единство тѣла остается нераздѣленнымъ. По всей землѣ она распростираетъ вѣтви свои, обремененныя плодами; обильные потоки ея текутъ на далекое пространство: при всемъ томъ глава остается одна, одно начало, одна мать богатая преспѣяніемъ плодотворенія.

Отъ нея раждаемся мы, питаемся ея млекомъ, одушевляемся ея духомъ. Невѣста Христова искажена быть не можетъ: она чиста и не растлѣнна, знаетъ одинъ домъ и цѣломудренно хранитъ святость единаго ложа. Она блюдетъ насъ для Бога, — уготовляетъ для царства рожденныхъ ею. Всякъ, отдѣляющійся отъ Церкви, присоединяется къ женѣ-прелюбодѣйцѣ и дѣлается чуждымъ обѣтованій Церкви; оставляющій Церковь Христову лишаетъ себя наградъ, предопредѣленныхъ Христомъ: онъ для нея чуждъ, непотребенъ, врагъ ея. Тотъ не можетъ уже имѣть Отцемъ Бога, кто не имѣетъ матерью Церковь. Находящійся внѣ Церкви могъ бы спастись только въ томъ случаѣ, если бы спасся кто-либо изъ находившихся внѣ ковчега Ноева. Господь такъ говоритъ въ наученіе наше: иже нѣсть со Мною, на Мя есть; и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ (Матѳ. 12, 30). Нарушитель мира и согласія Христова дѣйствуетъ противъ Христа. Собирающій въ другомъ мѣстѣ, а не въ Церкви, расточаетъ Церковь Христову. Господь говоритъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30). И опять объ Отцѣ, Сынѣ и Святомъ Духѣ написано: и сіи три едино суть (1 Іоан. 5, 7). Кто же подумаетъ, что это единство, основывающееся на непремѣняемости божественной и соединенное съ небесными таинствами, можетъ быть нарушено въ Церкви и раздроблено разногласіемъ противоборствующихъ желаній? Нѣтъ, не хранящій таковаго единства не соблюдаетъ закона Божія, не хранитъ вѣры въ Отца и Сына, не держится истиннаго пути къ спасенію.

Это таинство единства, этотъ союзъ неразрывнаго согласія обозначается въ сказаніи евангельскомъ о хитонѣ Господа Іисуса Христа. Хитонъ не былъ раздѣленъ и разодранъ, но достался цѣлостно одному, кому выпалъ по жребію, и поступилъ въ обладаніе неиспорченнымъ и нераздѣльнымъ. Божественное писаніе говоритъ о томъ слѣдующее: бѣ хитонъ не швенъ, свыше истканъ весь; рѣша же къ себѣ: не предеремъ его, но метнемъ жребія о немъ, кому будетъ (Іоан. 19, 23-24). Онъ имѣлъ единство свыше, происходящее съ неба отъ Отца, и потому не могъ быть раздранъ тѣми, кто получилъ его въ обладаніе; но цѣлостно, разъ на всегда, удержалъ крѣпкую и не раздѣлимую связь свою. Поэтому не можетъ обладать одеждою Христовою, кто раздираетъ Церковь Христову. Напротивъ, когда по смерти Соломона царство и народъ его должны были раздѣлиться, то пророкъ Ахія, встрѣтившись на полѣ съ Іеровоамомъ царемъ, разодралъ одежду свою на двѣнадцать частей и сказалъ: пріими себѣ десять жребій, яко тако глаголетъ Господь: се Азъ отторгаю царство изъ руки Соломони, и дамъ ти хоругвій десять; и двѣ хоругви будутъ ему, раба ради Моего Давида и Іерусалима ради града, егоже избрахъ себѣ на положеніе имени Моему тамо (3 Цар. 11, 31. 32. 36). И такъ, когда двѣнадцать колѣнъ Израильскихъ должны были раздѣлиться; то Пророкъ Ахія раздираетъ свою одежду. Но какъ народъ Христовъ раздѣляться не долженъ; то и хитонъ Христовъ, связно сотканный по всюду, не былъ разодранъ возобладавшими имъ: не раздѣльною крѣпостію своей связи онъ указываетъ на нераздѣлимое согласіе всѣхъ насъ, которые облеклись во Христа. Такимъ образомъ, таинственнымъ знаменіемъ своей одежды Господь предъизобразилъ единство Церкви.

Кто же столь нечестивъ и вѣроломенъ, кто на столько зараженъ страстію къ раздорамъ, что почитаетъ возможнымъ, или дерзаетъ раздирать единство Божіе, — одежду Господню, — Церковь Христову? Самъ Господь напоминаетъ въ своемъ евангеліи и поучаетъ насъ, говоря: и будетъ едино стадо и единъ Пастырь (Іоан. 10, 16). Кто же подумаетъ, что въ одномъ мѣстѣ могутъ быть или многіе Пастыри, или многія стада? Апостолъ Павелъ, внушая намъ тоже самое единство, умоляетъ и увѣщеваетъ насъ, говоря: молю вы, братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри, да будете же утверждени въ томъ же разумѣніи и въ тойже мысли (1 Кор. 1, 10). И въ другомъ мѣстѣ онъ говоритъ: терпяще другъ друга любовію, тщашеся блюсти единеніе духа въ союзѣ мира (Ефес. 4, 2-3). А ты думаешь, что можно стоять и жить въ удаленіи отъ Церкви, устрояя себѣ другія различныя жилища? Но Раавѣ, преобразовавшей Церковь именно сказано: отца твоего и матерь твою и братію твою и весь домъ отца твоего да собереши къ себѣ въ домъ твой; и будетъ всякъ иже аще изыдетъ изъ дверей дому твоего вонъ, самъ себѣ повиненъ будетъ (Нав, 2, 18-19). И таинство Пасхи, по закону, выраженному въ книгѣ Исхода, тоже требовало, чтобы Агнецъ, закалаемый во образъ Христа, снѣдаемъ былъ въ одномъ домѣ. Богъ такъ говоритъ: въ дому единомъ да снестся; не изнесите мясъ вонъ изъ дому (Исх. 12, 46). Плоть Христова — святыня Господня не можетъ быть износима вонъ изъ дому; а для вѣрующихъ нѣтъ другаго дома, кромѣ единой Церкви. Этотъ домъ, эту обитель единомыслія Духъ Святый обозначаетъ въ Псалмахъ, говоря: Богъ вселяетъ единомысленныя въ домъ (Псал. 67, 7). Такъ только единомысленные, согласные и простосердечные живутъ и пребываютъ въ домѣ Божіемъ въ Церкви Христовой.

Для того также Духъ Святый явился въ видѣ голубя. Это простое и кроткое животное, безъ горькой желчи, не уязвляющее, не терзающее свирѣпо когтями, любитъ людскія жилища и знаетъ одно только совмѣстное гнѣздо; во время дѣторожденія пары выводятъ вмѣстѣ дѣтей; во время летанія не разлучаются другъ отъ друга; проводятъ жизнь во взаимномъ сожительствѣ; поцѣлуями свидѣтельствуютъ о своемъ согласіи и мирѣ; во всемъ наблюдаютъ законъ единомыслія. И въ Церкви должно бытъ знаемо такое-же простосердечіе, — должна быть достигаема такая-же любовь: братство должно въ любви подражать голубямъ, а въ кротости и тихости сравняться съ агнцами и овцами. Что производитъ въ сердцѣ христіанина звѣрство волковъ, бѣшенство псовъ, смертоносный ядъ зміевъ и вообще кровожадная лютость звѣрей? Надобно радоваться, когда люди, подобные имъ, отдѣляются отъ Церкви, чтобы своею свирѣпою и ядовитою заразою не погубили голубей и овецъ Христовыхъ. Не могутъ быть соединяемы и смѣшиваемы — горечь съ сладостію, мракъ съ свѣтомъ, ненастье съ ведромъ, война съ миромъ, безплодіе съ плодородіемъ, сухость съ водянымъ источникомъ, буря съ тишиною.

Пусть никто не думаетъ, будто добрые могутъ отдѣлиться отъ Церкви. Вѣтеръ не развѣваетъ пшеницы и буря не исторгаетъ дерева, растущаго на твердомъ корнѣ. Только пустые плевелы уносятся вихремъ; только слабыя деревья падаютъ отъ устремленія бури. Ихъ-то предаетъ проклятію и поражаетъ Апостолъ Іоаннъ, говоря: отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ; аще бы отъ насъ были, пребыли убо быша съ нами (1 Іоан. 2, 19). Ереси происходили и происходятъ часто отъ того, что строптивый умъ не имѣетъ въ себѣ мира и посѣвающее раздоръ вѣроломство не держится единства. Господь, сохраняя свободный нашъ произволъ, допускаетъ быть сему, чтобы, чрезъ искушеніе сердецъ и мыслей нашихъ состязаніемъ объ истинѣ, въ ясномъ свѣтѣ представилась чистая вѣра достойныхъ. Объ этомъ предвозвѣщаетъ Духъ Святый чрезъ Апостола, говоря: подобаетъ и ересемъ въ васъ быти, да искусніи явлени бываютъ въ васъ (1 Кор. 11, 19). Такъ испытываются вѣрные и открываются вѣроломные; такъ, еще прежде дня суднаго, отлучаются души праведныхъ отъ неправедныхъ и отдѣляются плевелы отъ пшеницы! Отдѣляются тѣ, кои, безъ божественнаго распоряженія, самовольно принимаютъ начальство надъ безразсудными скопищами, — безъ законнаго посвященія поставляютъ себя вождями, — присвоиваютъ себѣ имя епископа тогда, какъ никто не даетъ имъ епископства. Духъ Святый въ псалмахъ называетъ ихъ сѣдящими на сѣдалищи губителей (Псал. 1, 1), язвою и заразою для вѣры, — людьми, обольщающими посредствомъ змѣиныхъ устъ, искусными въ извращеніи истины, пагубнымъ языкомъ изрыгающими смертоносный ядъ, — людьми которыхъ слово распространяется, какъ ракъ (2 Тим. 2, 17) и бесѣда вливаетъ смертельную заразу въ сердце каждаго. Противъ нихъ вопіетъ Господь, отъ нихъ удерживаетъ и отклоняетъ заблуждающійся народъ свой, говоря: не слушайте словесъ пророковъ, иже пророчествуютъ вамъ и прелщаютъ васъ: видѣніе отъ сердца своего глаголютъ, а не отъ устъ Господнихъ. Глаголютъ отвергающимъ Мя: миръ будетъ вамъ и всѣмъ, иже ходятъ въ похотехъ своихъ, и всякому ходящему въ строптивости сердца своего рекоша: не пріидутъ на васъ злая. Не глаголахъ къ нимъ и тіи пророчествоваху. И аще бы стали въ совѣтѣ Моемъ, слышаны сотворили бы словеса Моя и отвратили бы людей Моихъ отъ пути ихъ лукаваго и отъ начинаній ихъ лукавыхъ (Іер. 23, 16. 17; 21, 22) [3]. Ихъ же описываетъ и обозначаетъ Господь, говоря: Мене оставиша источника воды живы и ископаша себѣ кладенцы сокрушеныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13). Тогда какъ, кромѣ одного, не можетъ быть другаго крещенія, они думаютъ, что могутъ крестить. Оставивши источникъ жизни, они обѣщаютъ благодать животворной и спасительной воды. Тамъ не омываются люди, а только болѣе оскверняются; не очищаются грѣхи, а только усугубляются. Такое рожденіе производитъ чадъ не Богу, но діаволу. Рожденные отъ лжи не сподобляются обѣтованій истины. Пораждаемые вѣроломствомъ погубляютъ благодать вѣры. Нарушившіе миръ Господень неистовымъ раздоромъ не могутъ достигнуть награды мира.

Пусть не обольщаютъ себя нѣкоторые словами, сказанными Господомъ: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Извратители евангелія и ложные толкователи приводятъ эти слова; но это слова послѣдующія, а предыдущія они пропускаютъ; напоминая объ одной части, о другой коварно умалчиваютъ; какъ сами отдѣлились отъ Церкви, такъ разсѣкаютъ и цѣлость одного и тогоже мѣста. Господь, внушая ученикамъ своимъ хранить единомысліе между собою и миръ, говоритъ имъ: глаголю вамъ, яко аще два отъ васъ совѣщаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будетъ има отъ Отца Моего, Иже на небесѣхъ; идѣже бо еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 19-20), и тѣмъ показываетъ, что многое предоставляется не многочисленности, но единомыслію молящихся. Аще два отъ васъ совѣщаета на земли, говоритъ Онъ. Такимъ образомъ Господь заповѣдалъ сперва единодушіе, указалъ на согласіе и научилъ вѣрно и рѣшительно соглашаться между собою. Какъ же согласится съ кѣмъ-либо тотъ, кто не согласенъ съ тѣломъ самой Церкви и со всѣмъ братствомъ? Какъ могутъ собираться во имя Христово двое или трое, о которыхъ извѣстно, что они отдѣляются отъ Христа и отъ евангелія Его? Вѣдь не мы отошли отъ нихъ, а они отъ насъ. Послѣ того, какъ, чрезъ учрежденіе ими различныхъ сборищъ, произошли у нихъ ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говоритъ о своей Церкви, — говоритъ къ находящимся въ Церкви, что если они будутъ согласны; если, сообразно съ Его напоминаніемъ и наставленіемъ, собравшись двое или трое, единодушно помолятся: то, не смотря на то, что ихъ только двое или трое, они могутъ получить просимое отъ величія Божія. Идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ, то есть, посредѣ простыхъ и миролюбивыхъ, боящихся Бога и хранящихъ заповѣди Его. Посредѣ таковыхъ-то Онъ обѣщалъ быть, подобно тому, какъ Онъ былъ съ тремя отроками въ пещи огненной и, среди окружавшаго ихъ пламени, ободрилъ ихъ духомъ росы, потому что они были преданы Богу и единодушны между собою (Дан. 3, 50); подобно тому, какъ Онъ находился съ двумя апостолами заключенными въ темницу, и, такъ какъ они были просты и единодушны, открылъ для нихъ темничныя двери и вывелъ ихъ оттуда, чтобы они передали народу то слово, которое вѣрно проповѣдывали (Дѣян. 5, 19). Итакъ, когда Господь въ заповѣдяхъ своихъ полагаетъ и говоритъ: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ; то создавшій и учредившій Церковь не отдѣляетъ людей отъ Церкви, но, обличая отпадшихъ отъ вѣры и увѣщавая вѣрныхъ къ миру, показываетъ своими словами, что Онъ охотнѣе бываетъ съ двумя или тремя единодушно молящимися, нежели съ большимъ числомъ разномыслящихъ, и что болѣе можетъ быть испрошено согласною молитвою немногихъ, нежели несогласнымъ моленіемъ многихъ. Потому-то и предписывая законъ молитвы Онъ присовокупилъ: и егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого; да и Отецъ вашъ, Иже есть на небесѣхъ, отпуститъ вамъ согрѣтенія ваша (Марк. 11, 25). Приступающаго же къ жертвоприношенію съ враждою на кого-либо Онъ не допускаетъ къ алтарю, но повелѣваетъ прежде примириться съ братомъ, и тогда уже, возвратившись съ миромъ, принести даръ Богу (Матѳ. 5, 23-24). Богъ не призрѣлъ на жертвы Каина; потому что не могъ имѣть милостивымъ къ себѣ Бога тотъ, кто, по зависти и враждѣ, не имѣлъ мира съ братомъ.

Какой же миръ обѣщаютъ себѣ враги братьевъ? Какія жертвы думаютъ приносить завистники священниковъ? Не ужели, собираясь, они думаютъ, что и Христосъ находится съ ними, когда они собираются внѣ Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпѣли и смерть за исповѣданіе имени, — пятно ихъ не омоется и самою кровію. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданіемъ. Не можетъ быть мученикомъ, кто не находится въ Церкви; не можетъ достигнуть царства, кто оставляетъ Церковь, имѣющую царствовать. Христосъ даровалъ намъ миръ; Онъ повелѣлъ намъ быть согласными и единодушными, заповѣдалъ не нарушимо и твердо хранить союзъ привязанности и любви, и кто не соблюлъ братской любви, тотъ не можетъ быть мученикомъ. Этому учитъ, это подтверждаетъ апостолъ Павелъ; говоря: аще имамъ всю вѣру, яко и горы преставляти, любве же не имамъ, ничтоже есмь; и аще раздамъ вся имѣнія моя, и аще предамъ тѣло мое, во еже сжещи é, любве же не имамъ, никая польза ми есть. Любы долготерпитъ, милосердствуетъ; любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не раздражается, не мыслитъ зла; вся любитъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ; любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 2-5. 7. 8). Любы, говоритъ, николиже отпадаетъ: она навсегда останется въ царствѣ (небесномъ), вѣчно будетъ тамъ продолжаться въ единствѣ братскаго союза. Раздоръ не можетъ удостоиться царства небеснаго и награды отъ Христа, который сказалъ: сія есть заповѣдь Моя, да любите другъ друга, якоже возлюбихъ вы (Іоан. 15, 12). Не будетъ принадлежать Христу, кто вѣроломнымъ несогласіемъ нарушилъ любовь Христову: не имѣющій любви и — Бога не имѣетъ. Блаженный Апостолъ говоритъ: Богъ любы есть, и пребываяй въ любви въ Бозѣ пребываетъ и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16). Итакъ не могутъ пребывать съ Богомъ не восхотѣвшіе быть единодушными въ Церкви Божіей: хотя бы они, бывъ преданы, сгорѣли въ пламени и огнѣ, или испустили духъ свой, будучи брошены на снѣдь звѣрямъ; однако и это не будетъ для нихъ вѣнцемъ вѣры, но будетъ наказаньемъ за вѣроломство, — не будетъ славнымъ окончаніемъ благочестиваго подвига, но исходомъ отчаянія. Подобный имъ можетъ быть умерщвленъ, но увѣнчаться онъ не можетъ. Да онъ и христіаниномъ называетъ себя такъ же ложно, какъ и діаволъ часто называетъ себя ложно Христомъ, по изреченію самаго Господа: мнози пріидутъ во имя Мое, глаголюще, яко Азъ есмь (Христосъ), и многи прелстятъ (Марк. 13, 6). Какъ діаволъ не есть Христосъ, хотя и обманываетъ Его именемъ; такъ и христіаниномъ не можетъ почитаться тотъ, кто не пребываетъ въ истинѣ Его евангелія и вѣры. Большое, конечно, дѣло и достойное удивленія — пророчествовать, изгонять бѣсовъ и производить великія чудеса на земли; но совершающій все это не достигнетъ царства небеснаго, если не будетъ итти прямымъ и истиннымъ путемъ. Господь, возвѣщая о томъ, говоритъ: мнози рекутъ Мнѣ въ онъ день: Господи, Господи, не въ Твое ли имя пророчествовахомъ, и Твоимъ именемъ бѣсы изгонихомъ, и Твоимъ именемъ силы многи сотворихомъ? И тогда исповѣмъ имъ, яко николиже знахъ васъ; отъидите отъ Мене дѣлающіи беззаконіе (Матѳ. 7, 22-23). Нужна правда, чтобы удостоиться благоволенія у Бога-судіи; надобно повиноваться Его заповѣдямъ и наставленіямъ, чтобы заслуги наши награждены были. Господь, показывая сокращенно въ евангеліи путь вѣры и надежды нашей, говоритъ: Господь Богъ вашъ, Господь единъ есть; и возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею и всею крѣпостію твоею: сія есть первая заповѣдь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе. Въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (Марк. 12, 29-31; Матѳ. 22, 37-40). Въ этомъ ученіи своемъ Онъ преподалъ единство и вмѣстѣ любовь; въ двухъ заповѣдяхъ заключилъ законъ и всѣхъ пророковъ. Какое же соблюдаетъ единство, какую любовь хранитъ, или о какой любви помышляетъ тотъ, кто, предавшись порывамъ раздора, разсѣкаетъ Церковь, разрушаетъ вѣру, возмущаетъ миръ, искореняетъ любовь, оскверняетъ таинство?

Давно уже, возлюбленнѣйшіе братья, началось это зло; но опустошительное дѣйствіе этого гибельнаго зла возрасло нынѣ и ядовитая пагуба еретическаго развращенія и расколовъ стала болѣе и болѣе выказываться и распространяться. Впрочемъ, Духъ Святый предсказалъ чрезъ Апостола и предвозвѣстилъ, что такъ и должно быть при кончинѣ вѣка. Въ послѣднія дни, говоритъ Онъ, настанутъ времена лѣта. Будутъ бо человѣцы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителемъ противящіися, неблагодарни, неправедни, не любовни, непримирительни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели Боголюбцы, имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися; отъ сихъ суть поныряющіи въ домы и плѣняющіи женишца отягощенныя грѣхами, водимыя похотми различными; всегда учащяся и николиже въ разумъ истины пріити могущія. Якоже Іанній и Іамврій противистася Моисею такоже и сіи противляются истинѣ, человѣцы растлѣнни умомъ и неискусни о вѣрѣ. Но не преуспѣютъ болѣе безуміе бо ихъ явлено будетъ всѣмъ, якоже и онѣхъ бысть (2 Тим. 3, 1-9). Предсказанное исполняется и, съ приближеніемъ кончины вѣка, являются уже таковые люди и настаютъ такія времена. При увеличивающейся свирѣпости врага, заблужденіе обольщаетъ, буйство напыщаетъ, зависть воспламеняетъ, похоть ослѣпляетъ, нечестіе развращаетъ, гордость надмѣваетъ, несогласіе ожесточаетъ, гнѣвъ погубляетъ. Но да не колеблетъ и не смущаетъ насъ крайнее и не ожиданное вѣроломство многихъ; пусть лучше истина предсказаннаго укрѣпитъ вѣру нашу. Какъ нѣкоторые стали таковыми, потому-что это было предсказано; такъ прочіе братья пусть остерегаются ихъ потому-что и это также предвозвѣщено въ наставленіи Господа: вы же блюдитеся; се прежде рѣхъ вамъ вся (Марк. 13, 23). Убѣгайте, молю васъ, отъ таковыхъ людей и, какъ смертельную заразу, отдаляйте отъ себя и отъ слуха вашего пагубные разговоры ихъ, по Писанію: огради уши твои терніемъ и не слушай языка нечестиваго (Сир. 28, 28) [4], потому что тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33). Самъ Господь научаетъ насъ и заповѣдуетъ намъ удаляться отъ таковыхъ: вожди суть слѣпи слѣпцемъ, говоритъ Онъ, слѣпецъ же слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ (Матѳ. 15, 14). Должно отвращаться и бѣгать отъ всякаго, отдѣлившагося отъ Церкви: яко развратися таковый и согрѣшаетъ и есть самоосужденъ (Тит. 3, 10). Можно ли представить себѣ, что тотъ находится со Христомъ, кто дѣйствуетъ противъ священниковъ Христовыхъ, — отдѣляетъ себя отъ общенія съ Его клиромъ и народомъ? Да вѣдь онъ вооружается противъ Церкви, противодѣйствуетъ Божественному домостроительству; онъ врагъ алтаря, возмутитель противъ жертвы Христовой, измѣнникъ въ отношеніи вѣры, въ отношеніи благочестія святотатецъ; непокорный рабъ, сынъ беззаконный, братъ непріязненный: презрѣвши епископовъ и оставивши священниковъ Божіихъ, онъ дерзаетъ устроять другой алтарь, составлять другую молитву изъ словъ непозволительныхъ; ложными жертвоприношеніями осквернять истину жертвы Господней, и даже не хочетъ знать, что дѣйствующій вопреки Божію чиноположенію наказывается за безразсудное дерзновеніе по усмотрѣнію Божественному.

Такъ Корей, Даѳанъ и Авиронъ, возставшіе противъ Моисея и Аарона священника и покусившіеся присвоить себѣ право жертвоприношенія, тотчасъ подверглись наказанію за свое покушеніе: земля, расторгнувъ связь свою, открыла глубокую бездну и разверзшимся зіяніемъ своимъ поглотила ихъ стоящихъ и живыхъ; и не только зачинщиковъ поразилъ гнѣвъ Божій, но изшедшій отъ Господа огонь не замедлилъ испепелить, въ числѣ двухсотъ пятидесяти, и прочихъ соединившихся съ ними, участниковъ и споспѣшниковъ тогоже безумія (Числ. 16), напоминая и показывая тѣмъ, что всѣ покушенія, предпринимаемыя нечестивыми, по своей волѣ, для разоренія Божественнаго чиноположенія, дѣлаются противъ Бога. Такъ и Озія царь, когда, взявши въ руки кадильницу и вопреки закону Божію присвояя себѣ право жертвоприношенія, не захотѣлъ повиноваться и уступить священнику Азаріи, возбранявшему ему это, посрамленъ былъ гнѣвомъ Божіимъ и пораженъ проказою на челѣ, — намѣченъ оскорбленнымъ Богомъ на той части тѣла, на которой получаютъ знаменіе угождающіе Господу (2 Пар. 26). Равно и сыновья Аароновы, возложившіе на алтарь огнь чуждый, котораго возлагать не повелѣлъ Господь, тотчасъ были сожжены предъ лицемъ Карателя-Бога (Лев. 10). Имъ-то подражаютъ и послѣдуютъ тѣ, кои, презрѣвъ Божественныя заповѣди, увлекаются чуждымъ ученіемъ и вводятъ уставы, постановленные людьми. Господь обличаетъ и укоряетъ такихъ людей въ евангеліи своемъ, говоря: оставльше заповѣдь Божію, держите преданія человѣческая (Марк. 7, 8).

Это преступленіе хуже того, какое видимо совершили падшіе, которые потомъ раскаявшись въ своемъ согрѣшеніи умоляютъ Бога вполнѣ удовлетворительнымъ покаяніемъ. Здѣсь ищутъ Церкви и молятъ ее; тамъ противятся Церкви. Здѣсь могла довести до беззаконія необходимость; тамъ — свободная воля. Здѣсь падшій причинилъ вредъ только себѣ; а тамъ усилившійся произвесть ересь или расколъ увлекъ за собою многихъ обманомъ. Здѣсь уронъ для одной души; тамъ опасность для весьма многихъ. Этотъ понимаетъ, что онъ точно согрѣшилъ, плачетъ о томъ и сокрушается; а тотъ, гордый въ своемъ грѣхѣ и услаждаясь самыми беззаконіями, отлучаетъ сыновъ отъ матери, переманиваетъ овецъ отъ Пастыря, разрушаетъ таинства Божіи, и тогда какъ падшій согрѣшилъ однажды, тотъ грѣшитъ ежедневно. Наконецъ, падшій, сподобившійся мученичества, можетъ сподобиться и обѣтованій царства; а тотъ, если претерпитъ и смерть внѣ Церкви, не можетъ достигнуть наградъ Церкви.

Пусть никто не удивляется, возлюбленнѣйшіе братья, что даже нѣкоторые изъ исповѣдниковъ доходятъ до тогоже и потому столь же нечестиво и тяжко согрѣшаютъ. Исповѣданіе не освобождаетъ отъ козней діавола и находящемуся еще въ семъ мірѣ не доставляетъ всегдашней защиты отъ искушеній, опасностей, нападеній и ударовъ вѣка. Впрочемъ мы никогда не видѣли въ послѣдствіи у исповѣдниковъ такихъ обмановъ, безчинствъ и любодѣяній, какія у нѣкоторыхъ людей видимъ нынѣ, — о чемъ скорбимъ и болѣзнуемъ. Кто-бы ни былъ исповѣдникъ, все же онъ не выше, не лучше и не богоугоднѣе Соломона. А Соломонъ доколѣ ходилъ въ путяхъ Господнихъ, дотолѣ обладалъ и благодатію, полученною отъ Бога; потомъ же когда онъ оставилъ путь Господень, тогда утратилъ и благодать Господню, какъ написано: и воздвиже Господь противника на Соломона (3 Цар. 11, 14). И потому въ Писаніи сказано: держи, еже имаши, да никтоже пріиметъ вѣнца твоего (Апок. 3, 11). Господь не угрожалъ бы возможностію отнятія вѣнца правды, если бы за потерею правды не слѣдовала, по необходимости, и потеря вѣнца. Исповѣданіе есть только приступъ къ славѣ, а не достиженіе уже вѣнца: оно не заканчиваетъ подвига, а только предначинаетъ достоинство. Въ Писаніи говорится: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22); слѣдовательно все, что бываетъ прежде конца, есть только ступень, по которой восходятъ на верхъ спасенія, а не предѣлъ, гдѣ достигается уже самая вершина. Онъ — исповѣдникъ; но послѣ исповѣданія предлежитъ и большая опасность, потому что тутъ болѣе раздраженъ врагъ. Онъ — исповѣдникъ; поэтому и долженъ держаться евангелія Господня тѣмъ крѣпче, что чрезъ евангеліе онъ стяжалъ славу отъ Господа. Господь говоритъ: всякому, емуже дано будетъ много, много взыщется отъ него; и емуже предаша множайше, множайше истяжутъ отъ него (Лук. 12, 48). Пусть же никто не погибаетъ чрезъ примѣръ исповѣдниковъ! Пусть никто изъ поступковъ исповѣдника не научается неправдѣ, гордости, вѣроломству! Онъ — исповѣдникъ; пусть же будетъ кротокъ и тихъ; соображая дѣйствія свои съ благочиніемъ, пусть будетъ скроменъ и, называясь исповѣдникомъ Христовымъ, пусть подражаетъ Христу, котораго исповѣдуетъ. Христосъ говоритъ: иже вознесется, смирится; и смиряяйся вознесется (Матѳ. 23, 12); да и самъ Онъ превознесенъ отъ Отца за то, что будучи словомъ, силою и премудростію Бога Отца, смирилъ себя на земли (Флп. 2, 89): какъ же можетъ любить надменность тотъ, Кто и намъ заповѣдалъ въ законѣ своемъ смиреніе и Самъ получилъ отъ Отца преславное имя въ награду за смиреніе? Онъ — исповѣдникъ Христовъ; но только въ такомъ случаѣ, если чрезъ него не хулится потомъ величіе и достоинство Христово. Языкъ, исповѣдавшій Христа, не долженъ быть злорѣчивъ и сварливъ; не долженъ произносить злословій и ругательствъ; не долженъ, послѣ хвалебныхъ словъ, изрыгать змѣинаго яда на братьевъ и священниковъ Божіихъ. А если исповѣдникъ сдѣлается впослѣдствіи порочнымъ и безчестнымъ; если исповѣданіе свое обезславитъ худымъ поведеніемъ, осквернитъ жизнь свою постыдными дѣлами; если наконецъ, оставивши Церковь, въ которой сдѣлался исповѣдникомъ и расторгнувши союзъ единства, прежнюю вѣру замѣнитъ послѣдующимъ вѣроломствомъ; то таковый, изъ-за исповѣдничества, не можетъ обольщать себя тѣмъ, будто онъ избранъ для славной награды: напротивъ изъ-за того самаго онъ заслужилъ тѣмъ бóльшее наказаніе. Господъ и Іуду избралъ въ число апостоловъ; однако-же Іуда предалъ потомъ Господа. Впрочемъ, какъ вѣра и твердость апостоловъ не поколебались отъ того, что предатель — Іуда отдѣлился отъ ихъ сообщества, такъ и здѣсь достоинство и святость исповѣдниковъ не умалились отъ того, что нѣкоторые изъ нихъ сдѣлались вѣроломны. Блаженный апостолъ въ посланіи своемъ говоритъ: что бо, аще не вѣроваша нѣцыи? еда невѣрствіе ихъ вѣру Божію упразднитъ? Да не будетъ! Да будетъ же Богъ истиненъ, всякъ же человѣкъ ложъ (Рим. 3, 3-4). Большая и лучшая часть исповѣдниковъ твердо стоитъ въ вѣрѣ и въ истинѣ закона и благочинія Господня. Не отступаютъ отъ мира Церкви тѣ, кои помнятъ, что въ Церкви они получили благодать по Божіему благоводенію; и они тѣмъ бóльшую заслуживаютъ похвалу за свою вѣру, что, удалившись отъ вѣроломства тѣхъ, съ коими соединены были общеніемъ исповѣданія, они избѣжали чрезъ то грѣховной заразы. Просвѣщенные истиннымъ свѣтомъ евангелія, озаренные чистымъ и яснымъ сіяніемъ Господнимъ, они — побѣдители діавола въ борьбѣ съ нимъ — столь же достохвальны и за сохраненіе мира Христова.

Я желаю, возлюбленнѣйшіе братья, совѣтую и убѣждаю, чтобы никто изъ братьевъ, если можно, не погибалъ и чтобы матерь, радуясь, заключала въ своихъ объятіяхъ одно тѣло, составленное изъ одного согласнаго народа. Если же спасительный совѣтъ не можетъ возвратить на путь спасенія нѣкоторыхъ вождей раскола и виновниковъ несогласія, пребывающихъ въ слѣпомъ и упорномъ безуміи; то, по крайней мѣрѣ, вы, уловленные простодушіемъ, или завлеченные обманомъ, или обольщенные какою-либо ловкою хитростію, — расторгните коварныя сѣти, освободите отъ заблужденія колеблющіяся стопы ваши, познайте правую стезю небеснаго пути. Апостолъ говоритъ: повелѣваемъ вамъ о имени Господа нашего Іисуса Христа, отлучатися вамъ отъ всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданію, еже пріяша отъ насъ (2 Сол. 3, 6). И въ другомъ мѣстѣ: никтоже васъ да лститъ суетными словесы; сихъ бо ради грядетъ гнѣвъ Божій на сыны непокорныя: не бывайте убо сопричастницы симъ (Ефес. 5, 6). Должно удаляться отъ намѣренно согрѣшающихъ, должно даже бѣжать отъ нихъ, дабы кто-либо, присоединясь къ безчинно-ходящимъ и шествуя съ ними по путямъ заблужденія и порока, совратившись съ истиннаго пути не сдѣлался и самъ виновнымъ въ томъ же грѣхѣ. Богъ одинъ и одинъ Христосъ, одна Церковь Его и вѣра одна и одинъ народъ, совокупленный въ единство тѣла союзомъ согласія. Единство не должно дробиться; такъ-же не должно дробиться и одно тѣло, чрезъ разрывъ связи, — не должно разрываться на куски терзаніемъ отторженныхъ внутренностей: все, что только отдѣлилось отъ жизненнаго начала, не можетъ, съ потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнію. Духъ Святый, увѣщевая насъ, говоритъ: кто есть человѣкъ хотяй животъ, любяй дни видѣти благи? удержи языкъ твой отъ зла, и устнѣ твои еже не глаголати льсти; уклонися отъ зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и (Псал. 33, 13-15). Сынъ мира долженъ желать и искать мира; познавшій и возлюбившій союзъ любви долженъ воздерживать языкъ свой отъ злаго раздора. Господь приближаясь уже къ страданію, между прочими своими наставленіями и спасительными внушеніями, преподалъ и слѣдующее: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Іоан. 14, 27). Вотъ какое наслѣдіе даровалъ намъ Христосъ! Въ сохраненіи мира Онъ заключилъ всѣ дары и награды своихъ обѣтованій. Итакъ, если мы наслѣдники Христовы, то должны пребывать въ мирѣ Христовомъ; если мы сыны Божіи, то должны быть миротворцами: блажени, говоритъ Онъ, миротворцы яко тіи сынове Божіи нарекутся (Матѳ. 5, 9). Сынамъ Божіимъ надлежитъ быть миротворными, кроткими сердцемъ, простыми въ словѣ, согласными во взаимной расположенности, вѣрно сопряженными другъ съ другомъ союзомъ единодушія. Такое единодушіе было когда-то при апостолахъ: первенствующіе христіане, соблюдая наставленія Господа, держались взаимной любви. Это подтверждаетъ Божественное писаніе, которое говоритъ: народу же вѣровавшему бѣ сердце и душа едина (Дѣян. 4, 32). И въ другомъ мѣстѣ: сіи вси бяху терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи, съ женами и Маріею матерію Іисусовою, и съ братіею Его (Дѣян. 1, 14). Потому-то и молитва ихъ была дѣйствительна; потому-то они могли надѣяться получить все, чего только просили у милосердаго Господа.

А у насъ и единодушіе оскудѣло и умалилась щедрость въ подаяніи. Тогда продавали домы и села и, слагая себѣ сокровища на небѣ, получаемую плату отдавали апостоламъ для раздѣла неимущимъ. Мы же не удѣляемъ нынѣ и десятой части отъ своихъ стяжаній, и, когда Господь повелѣваетъ продавать ихъ, мы тѣмъ болѣе покупаемъ и пріумножаемъ. Такъ у насъ оскудѣла сила вѣры! Такъ умалилась крѣпость вѣрующихъ! И потому-то Господь, предвидя времена наши, говоритъ въ своемъ евангеліи: Сынъ человѣческій пришедъ убо обрящетъ-ли вѣру на земли (Лук. 18, 8)? Мы видимъ, что предсказанное Имъ сбывается. Нѣтъ у насъ никакой вѣры ни въ страхѣ Божіемъ, ни въ законѣ правды, ни въ любви, ни въ дѣлѣ. Никто, съ боязнію за будущее, не помышляетъ о днѣ Господнемъ и гнѣвѣ Божіемъ; никто не думаетъ о грядущихъ наказаніяхъ для невѣрующихъ и о вѣчныхъ мукахъ, предназначенныхъ вѣроломнымъ. Совѣсть наша страшилась-бы этого, если-бы тому вѣрила; а какъ она не вѣритъ, то и не страшится. Если-бы вѣрила, то и остерегалась-бы; а остерегаясь избѣжала-бы опасности.

Возбудимъ же себя, возлюбленнѣйшіе братья, сколько можемъ, и отрясши сонъ прежней лѣности будемъ бодрствовать въ соблюденіи и исполненіи заповѣдей Господнихъ. Будемъ такими, какими повелѣлъ намъ быть самъ Господь, говоря: да будутъ чресла ваша препоясана, и свѣтильницы горящіи; и вы подобни человѣкамъ чающимъ Господа своего, когда возвратится отъ брака, да пришедшу и толкнувшу, абіе отверзутъ Ему. Блажени раби тіи, ихже пришедъ Господь обрящетъ бдящихъ (Лук. 12, 35-37). Такъ, надлежитъ намъ быть препоясанными, дабы наступившій день развязки не засталъ насъ въ затрудненіи и неготовности. Да просвѣтится и возсіяетъ въ добрыхъ дѣлахъ свѣтъ нашъ, который провелъ бы насъ изъ ночи вѣка сего къ свѣту вѣчной славы. Будемъ ожидать съ всегдашнею заботливостію и осмотрительностію внезапнаго пришествія Господа, дабы, когда Онъ постучится, бодрствовала вѣра наша, въ чаяніи получить награду отъ Бога за свое бодрствованіе. Если мы сохранимъ эти повелѣнія, соблюдемъ эти наставленія и заповѣди; то никакъ не будемъ нечаянно застигнуты усыпленными прелестью діавольскою и — рабы бодрствующіе — станемъ царствовать съ Владыкою Христомъ.

Примѣчанія:
[1] Трактатъ «О единствѣ Церкви» переведенъ съ изданія Фелля и Пеарсонія, которое вышло въ Амстердамѣ 1700 г. Въ другихъ изданіяхъ (въ началѣ, гдѣ говорится что раздѣленія въ Церкви бываютъ тогда, когда «не восходятъ къ началу истины, не ищутъ главы» и проч.) этотъ трактатъ излагается обширнѣе; но критики подозрѣваютъ здѣсь позднѣйшія прибавленія, искажающія отчасти мысль Кипріана. Вотъ причина, по которой мы предпочли въ этомъ случаѣ Амстердамское изданіе. — Перев.
[2] Serpens — змій или ползунъ, отъ глагола serpo — ползать.
[3] Послѣдній стихъ (22) у св. Кипріана читается такъ: еслибы стояли въ Моей сущности, слушались словъ Моихъ и научили народъ Мой; то Я обратилъ бы ихъ отъ лукавыхъ помысловъ ихъ.
[4] Этотъ стихъ такъ читается у св. Кипріана и въ Вулгатѣ.

Источникъ: Творенія святаго священномученика Кипріана, епископа Карѳагенскаго. Часть II: Трактаты. — Изданіе второе. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго, 1891. — С. 176-199. (Библіотека твореній св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 2.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0