Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Письмо Оригена къ св. Григорію Чудотворцу.

Св. Григорій Чудотворецъ, еп. Неокесарійскій при прощаніи съ Оригеномъ произнесъ благодарственную рѣчь и, вѣроятно, скоро послѣ этого отправился изъ Кесаріи Палестинской на родину, не зная еще, какой родъ жизни онъ изберетъ. Оригенъ мыслью не разлучался съ своимъ ученикомъ и, видимо, сильно безпокоился вопросомъ о томъ, къ чему приложитъ свои богатыя дарованія и знанія столь преданный его почитатель. Результатомъ этихъ заботъ Оригена и явилось письмо его къ Григорію Чудотворцу, написанное послѣ окончательной разлуки съ Григоріемъ, въ которомъ Оригенъ убѣждаетъ его, не увлекаясь возможностью сдѣлаться извѣстнымъ философомъ или юристомъ, посвятить свои дарованія на служеніе христіанству, воспользовавшись изъ языческихъ наукъ тѣмъ, что можетъ быть полезнымъ для христіанскаго дѣятеля. Свидѣтельствами изъ Священнаго Писанія Оригенъ, съ одной стороны, доказываетъ возможность и законность такого пользованія пріобрѣтеніями языческой науки, а съ другой и предостерегаетъ отъ чрезмѣрнаго увлеченія ими, такъ какъ не для всѣхъ обращеніе къ языческой наукѣ оказывается полезнымъ. Въ заключеніе Оригенъ убѣждаетъ Григорія внимательно заниматься изученіемъ Священнаго Писанія и молиться о дарованіи помощи для уразумѣнія божественнаго... (Проф. Н. И. Сагарда) далѣе>>

Текстъ памятника

Оригенъ († 254 г.)
Письмо къ св. Григорію Чудотворцу.

1. Оригенъ, — господину моему, благороднѣйшему и почтеннѣйшему сыну Григорію, о Бозѣ радоватися.

Прирожденная способность къ пониманію, если съ нею соединяется упражненіе, какъ ты знаешь, можетъ обнаружить дѣятельность, которая ведетъ къ возможному, если можно такъ назвать, завершенію того, надъ чѣмъ кто хочетъ упражняться. Итакъ, твое дарованіе можетъ сдѣлать тебя совершеннымъ римскимъ юристомъ и эллинскимъ философомъ тѣхъ школъ, которыя считаются знаменитыми. Но я желалъ бы, чтобы ты воспользовался всею силою своего прирожденнаго дарованія въ послѣдней цѣли для христіанства; ради этого я хотѣлъ бы, чтобы ты по возможности взялъ и изъ философіи Эллиновъ то, что можетъ служить для христіанства какъ бы общеобразовательными науками [1] или пропедевтикой, и изъ геометріи и астрономіи то, что можетъ быть полезнымъ для изъясненія священныхъ писаній, чтобы то, что сыны философовъ утверждаютъ относительно геометріи, музыки, грамматики и риторики и астрономіи, какъ вспомогательныхъ для философіи, ни могли сказать и о самой философіи по отношенію къ христіанству.

2. Можетъ быть, на нѣчто въ такомъ родѣ намекаетъ написанное въ книгѣ Исходъ отъ лица Божія, чтобы повелѣно было сынамъ Израилевымъ просить у сосѣдей и у живущихъ съ ними сосуды серебряные и золотые и одежды (Исх. 11, 2; 12, 35), чтобы, обобравши Египтянъ, они получили матеріалъ для изготовленія взятаго на служеніе Богу. Ибо изъ того, что сыны Израилевы похитили у Египтянъ, было устроено то, что находится во святомъ святыхъ: кивотъ съ крышкой, и херувимы, и очищеніе, и золотой сосудъ, въ которомъ сохранялась манна — хлѣбъ ангеловъ; это, вѣроятно, сдѣлано было изъ наилучшаго золота Египтянъ. Изъ второго же сорта золота [низшаго] по сравненію съ тѣмъ [былъ сдѣланъ] плотный весь золотой свѣтильникъ, вблизи внутреннее завѣсы, и на немъ лампады, и золотой столъ на которомъ были хлѣбы предложенія, и между обоими золотой алтарь кадильный. Если же былъ третій и четвертый сортъ золота, то изъ него были сооружены священные сосуды. А изъ серебра Египтянъ сдѣлано было иное. Ибо, проживая въ Египтѣ, сыны Израилевы получили эту прибылъ отъ проживанія тамъ, чтобы имѣть изобиліе въ столь цѣнномъ матеріалѣ для употребленія при служеніи Богу. Изъ одеждъ Египтянъ, вѣроятно, сдѣлано было все, что нуждалось въ работѣ, какъ наименовало Писаніе (Исх. 27, 16; ср. 37, 23), ткачей, когда ткачи, съ мудростью Божіей, извѣстнаго рода одежды сшивали съ подобными, чтобы сдѣлать внѣшнія и внутреннія завѣсы и покрывала.

3. Но какая мнѣ необходимость безъ нужды отклоняться и доказывать, на что пригодилось сынамъ Израилевымъ взятое изъ Египта, чему Египтяне не дали надлежащаго употребленія, а Евреи, наставляемые божественною мудростью, употребили для богопочитанія? Однако, Писаніе знаетъ, что для нѣкоторыхъ нисхожденіе изъ земли сыновъ Израилевыхъ въ Египетъ послужило во зло: оно намекаетъ, что для нѣкоторыхъ служитъ во зло проживать съ Египтянами, т. е. съ науками міра сего, послѣ того, какъ они воспитаны были въ законѣ Божіемъ и въ израильскомъ служеніи Ему. По крайней мѣрѣ, Адеръ идумеянинъ, пока былъ въ землѣ Израиля, не вкушая хлѣба Египтянъ, не сооружалъ идеаловъ; когда же, убѣжавши отъ мудраго Соломона, сошелъ въ Египетъ, какъ бы убѣжавши отъ мудрости Божіей, онъ сдѣлался родственникомъ фараона, женившись на сестрѣ его жены, и родилъ сына, который воспитывался среди сыновъ фараоновыхъ (3 Цар. 11, 14 и сл.). Поэтому, хотя онъ и взошелъ въ землю Израиля, но взошелъ съ тѣмъ, чтобы раздѣлить народъ Божій и заставить ихъ сказать къ золотой телицѣ: вотъ боги твои, Израиль, которые вывели тебя изъ земли Египетской (3 Цар. 12, 28) [2]. Я же, наученный опытомъ, могъ бы сказать тебѣ, что мало такихъ, которые взяли изъ Египта полезное и вышли изъ него и соорудили то, что относится къ служенію Богу; напротивъ, много братьевъ идумеянина Адера. Это тѣ, которые, вслѣдствіе извѣстной эллинской изобрѣтательности, вызвали къ жизни еретическія мысли и, такъ сказать, соорудили золотыхъ телицъ въ Веѳилѣ, который изъясняется: домъ Божій. Мнѣ кажется, что и этимъ слово [Божіе] намекаетъ на то, что они собственныя сооруженія воздвигли въ Писаніяхъ, въ которыхъ обитаетъ Слово Божіе и которыя образно называются Веѳилемъ. Другое же сооруженіе, [какъ] утверждаетъ слово [Божіе], воздвигнуто было въ Данѣ; предѣлы же Дана самые крайніе и близко отъ языческихъ предѣловъ, — такъ ясно изъ написаннаго въ книгѣ Іисуса Навина (Нав. 19, 40 сл.). Итакъ, близко отъ языческихъ границъ находятся нѣкоторыя изъ сооруженій, которыя, какъ мы показали, соорудили братья Адера [3].

4. Итакъ, господинъ [мой] сынъ, прежде всего со вниманіемъ занимайся чтеніемъ божественныхъ писаній. Да, занимайся со вниманіемъ, такъ какъ, читая божественныя писанія, мы нуждаемся во многомъ вниманіи, чтобы не сказать или не подумать о нихъ чего-нибудь слишкомъ поспѣшно. Но внимательно занимаясь чтеніемъ божественныхъ писаній съ вѣрнымъ и богоугоднымъ настроеніемъ, стучи въ то, что заключенно въ немъ, и оно будетъ открыто тебѣ придверникомъ, о которомъ сказалъ Іисусъ: ему придверникъ отворяетъ (Іоан. 10, 8). И внимательно занимаясь божественнымъ чтеніемъ, право и съ твердою вѣрой въ Бога ищи сокрытую отъ многихъ мысль божественныхъ писаній. Не переставай стучать и искать. Ибо весьма необходима и молитва о томъ, чтобы понимать божественныя писанія. Увѣщавая къ ней, Спаситель не только сказалъ: стучите и отворятъ вамъ, и: ищите и найдете, но и: просите и дано будетъ вамъ (Матѳ. 7, 7).

Я осмѣлился на это вслѣдствіе моей отеческой любви къ тебѣ. Хорошо ли то, что я осмѣлился, или нѣтъ, знаетъ Богъ и Его Христосъ и причастникъ Духу Божію и Духу Христову. Да будешь и ты причастникомъ и да умножаешь всегда причастіе, чтобы могъ говорить не только: мы сдѣлались причастниками Христу (Евр. 3, 14), но и: мы сдѣлались причастниками Богу.

Примѣчанія:
[1] Ἐγϰύϰλια μαϑήματα — кругъ наукъ и искусствъ, каторыя каждый свободный грекъ долженъ былъ изучить въ юности, прежде чѣмъ вступить въ гражданскую жизнь или посвятить себя какому-либо спеціальному занятію. Для правильнаго опредѣленія смысла, въ какомъ Оригенъ употребляетъ здѣсь это выраженіе, особенно поучительны слѣдующія слова Климента Александрійскаго (Стром. 1, 5): «какъ общеобразовательныя науки (τὰ ἐγϰύϰλια μαϑήματα) помогаютъ философіи, своей госпожѣ, такъ и сама философія содѣйствуетъ пріобрѣтенію мудрости. Ибо философія — искусство, а мудрость есть знаніе вещей божескихъ и человѣческихъ и ихъ причинъ».
[2] Оригенъ здѣсь и далѣе приписываетъ Адеру то, что сдѣлалъ Іеровоамъ.
[3] Т. е. еретическія измышленія обнаруживаютъ близкое родство съ язычествомъ.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарда. – Петроградъ: Типографiя М. Меркушева, 1916. – С. 53-56.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0