Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Поликарпъ Смирнскій († 167 г.)
Посланіе къ Филиппійцамъ
.

Поликарпъ и съ нимъ пресвитеры — Церкви Божіей въ Филиппахъ: милость и миръ отъ Бога Вседержителя и Господа Іисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вамъ.

Глава I. Похвала филиппійскимъ христіанамъ за любовь къ братьямъ — узникамъ и за твердость въ вѣрѣ.

Я весьма сорадовался вамъ въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ о томъ, что приняли у себя образцы истинной любви, и какъ прилично было вамъ, проводили связанныхъ священными узами, которыя суть царское украшеніе для истинныхъ избранниковъ Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому, что твердый корень вашей вѣры, извѣстный съ первыхъ временъ, пребываетъ и до-нынѣ и приноситъ плоды, достойные Господа нашего Іисуса Христа, Который претерпѣлъ за грѣхи наши самую смерть, но Котораго «воскресилъ Богъ, расторгнувъ узы ада» [1]. Вы, не видѣвъ Его, вѣруете, и, вѣруя, радуетесь радостію неизреченною и преславною [2], — каковой многіе желаютъ достигнуть, — зная, что вы спасены благодатію, не дѣлами [3], но по волѣ Божіей чрезъ Іисуса Христа.

Глава II. Увѣщаніе къ добродѣтели.

Поэтому, препоясавши чресла ваши [4], служѝте Богу въ страхѣ [5] и истинѣ; оставивъ тщетное пустословіе и заблужденіе многихъ, вѣруйте въ Того, «Который воскресилъ изъ мертвыхъ Господа нашего Іисуса Христа и даровалъ Ему славу» [6] и престолъ одесную Себя, Которому [7] все покорено небесное и земное, Которому все дышущее служитъ, Который придетъ Судіей живыхъ и мертвыхъ и Котораго кровь взыщетъ Богъ отъ невѣрующихъ Ему. Воскресившій же Его изъ мертвыхъ воскреситъ и насъ, если будемъ исполнять волю Его, поступать по заповѣдямъ Его и любить то, что Онъ любитъ, если будемъ удаляться всякой неправды, любостяжанія, сребролюбія, злорѣчія, лжесвидѣтельства, не воздавая зломъ за зло, порицанія за порицаніе [8], удара за ударъ, проклятія за проклятіе, и если будемъ помнить то, чему училъ Господь, говоря: не судите, чтобъ не быть вамъ судимыми [9]. Прощайте, и будетъ вамъ прощено [10]. Милуйте, чтобъ вамъ быть помилованными. Какою мѣрою мѣрите, такою возмѣрится вамъ [11]. И блаженны бѣдные и гонимые за правду, ибо ихъ царствіе Божіе [12].

Глава III. Не по гордости пишу это. Павелъ — вашъ учитель.

Это пишу вамъ, братья, о праведности не по собственному притязанію, но потому, что вы сами вызвали на то меня. Ибо ни мнѣ, ни другому, подобно мнѣ, нельзя достигнуть мудрости блаженнаго и славнаго Павла, который находясь у васъ, предъ лицомъ жившихъ тогда людей, ревностно и твердо преподавалъ слово истины, и послѣ, удалившись отъ васъ, писалъ вамъ посланія. Вникая въ нихъ, вы можете получить назиданіе въ данной вамъ вѣрѣ, «которая есть матерь всѣхъ насъ» [13], за которою слѣдуетъ надежда и которой пришествуетъ любовь къ Богу, ко Христу и ближнему. Кто въ нихъ пребываетъ, тотъ исполнилъ заповѣдь правды. Ибо имѣющій любовь далекъ отъ всякаго грѣха.

Глава IV. Будемъ избѣгать сребролюбія, и вразумлять самихъ себя, женъ и вдовъ.

«Начало же всѣхъ бѣдъ есть сребролюбіе» [14]. Итакъ, зная, что мы «ничего не принесли въ міръ и ничего не вынесемъ изъ него» [15], вооружимся оружіями правды, и будемъ сперва учить самихъ себя поступать по заповѣди Господней; а потомъ учите и женъ вашихъ, чтобы онѣ пребывали въ данной имъ вѣрѣ, любви и чистотѣ, чтобы любили мужей своихъ со всею искренностью и всѣхъ другихъ, равно со всѣмъ цѣломудріемъ, и дѣтей будемъ воспитывать въ страхѣ Божіемъ; будемъ учить вдовъ, чтобъ онѣ здраво судили о вѣрѣ Господней, предстательствовали непрестанно за всѣхъ, удалялись всякой клеветы, злорѣчія, лжесвидѣтельства, сребролюбія и всякаго порока, и знали, что онѣ — жертвенникъ Божій, что Богъ все видитъ и отъ Него ничто не сокрыто, ни мысли, ни намѣренія, и никакія сокровенныя чувствованія сердца.

Глава V. Обязанности діаконовъ, юношей и дѣвъ.

Такимъ образомъ зная, что «Богъ не бываетъ въ посмѣяніи» [16], мы должны поступать достойно заповѣди Его и славы. Подобно и діаконы должны быть непорочны предъ правдою, какъ служители Бога и Христа, а не человѣковъ, не клеветники, не двоязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всемъ, милосерды, старательны; должны поступатъ согласно съ истиною Господа, Который сдѣлался служителемъ всѣхъ, отъ Котораго, если угодимъ Ему въ нынѣшнемъ вѣкѣ, получимъ и будущій, такъ какъ Онъ обѣщалъ намъ, что воскреситъ насъ изъ мертвыхъ, и что если будемъ жить достойно Его и въ Него вѣровать, будемъ и царствовать съ Нимъ. Подобнымъ образомъ и юноши должны быть непорочны во всемъ, преимущественно же заботиться о цѣломудріи и удерживать себя отъ всякаго порока. Ибо хорошо отражать отъ себя мірскія похоти, потому что всякая «похоть воюетъ противъ духа» [17], и ни «блудники, ни сластолюбцы, ни мужеложники царствія Божія не наслѣдуютъ» [18], такъ какъ и всѣ дѣлающіе непотребства. Посему должно воздерживаться отъ всего этого, и покоряться пресвитерамъ и діаконамъ, какъ Богу и Христу, а дѣвамъ жить съ непорочною и чистою совѣстію.

Глава VI. Обязанности пресвитеровъ и общія обязанности.

Пресвитеры же должны быть благосерды, милостивы ко всѣмъ, обращать заблуждающихъ. посѣщать всякаго немощнаго, не пренебрегать вдовъ или нищаго, «всегда стараться о добромъ предъ Богомъ и человѣками» [19], воздерживаться отъ всякаго гнѣва, лицемѣрія, несправедливости въ судѣ; удаляться отъ всякаго сребролюбія, не быть легковѣрными къ наговорамъ на кого-либо, жестокими на судѣ, зная, что всѣ мы должники грѣха. И потому, если молимъ Господа, чтобъ Онъ простилъ насъ, то и мы должны прощать. Ибо всѣ мы находимся предъ очами Господа и Бога; «каждый изъ насъ долженъ предстать предъ судилище Христово и каждый за себя дать отчетъ» [20]. Итакъ, будемъ служить Ему со страхомъ и всякимъ благоговѣніемъ, какъ Онъ заповѣдалъ Самъ и благовѣствовавшіе намъ апостолы и пророки, предсказавшіе пришествіе Господа нашего. Будемъ ревностны въ добрѣ, будемъ удаляться отъ соблазновъ, отъ лжебратій и отъ тѣхъ, которые лицемѣрно носятъ на себѣ имя Господне и вводятъ въ заблужденіе людей легкомысленныхъ.

Глава VII. Избѣгайте докетовъ и пребывайте въ постѣ и молитвѣ.

«Всякій, кто не признаетъ, что Іисусъ Христосъ пришелъ во плоти, есть антихристъ» [21]. Кто не признаетъ свидѣтельства крестнаго, тотъ отъ діавола; и кто слова Господни будетъ толковать по собственнымъ похотямъ и говорить, что нѣтъ ни воскресенія ни суда, тотъ первенецъ сатаны. Потому, оставивъ суетныя и ложныя ученія многихъ, обратимся къ преданному изначала слову; будемъ «бодрствовать въ молитвахъ» [22], пребывать въ постахъ; въ молитвахъ будемъ просить всевидящаго Бога не ввести насъ во искушеніе [23], какъ сказалъ Господь: «духъ бодръ, но плоть немощна» [24].

Глава VIII. Пребывайте въ надеждѣ и терпѣніи.

Будемъ непрестанно пребывать въ нашей надеждѣ и залогѣ правды нашей — Іисусѣ Христѣ, «Который грѣхи наши вознесъ на Своемъ тѣлѣ на древо. Который не сдѣлалъ грѣха и во устахъ у Котораго не обрѣлось лжи» [25]. и Который все претерпѣлъ ради насъ, чтобы намъ жить въ Немъ. Будемъ подражателями Его терпѣнія; и если будемъ страдать за имя Его, — прославимъ Его. Ибо такой образъ Онъ представилъ намъ въ Самомъ Себѣ, и мы увѣровали этому.

Глава IX. Оказывайте терпѣніе по примѣру Игнатія и другихъ.

Умоляю всѣхъ васъ повиноваться слову правды и оказывать всякое терпѣніе, какъ вы видѣли это своими очами не только въ блаженномъ Игнатіѣ, Зосимѣ и Руфѣ [26], но и въ другихъ изъ насъ и въ самомъ Павлѣ и прочихъ апостолахъ. Будьте увѣрены, что всѣ они не вотще подвизались, но въ вѣрѣ и правдѣ, и пребываютъ въ подобающемъ имъ мѣстѣ у Господа, съ Которымъ и страдали. Ибо они не нынѣшній вѣкъ возлюбили, но Того, Кто за насъ умеръ и для насъ былъ воскрешенъ Богомъ [27].

Глава X. Увѣщаніе къ добродѣтелямъ.

Стойте въ этихъ добродѣтеляхъ и слѣдуйте примѣру Господа: будьте тверды и непоколебимы въ вѣрѣ, храните братство во взаимной любви и единеніи истины, оказывайте другъ другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо «милостыня избавляетъ отъ смерти» [28]. Всѣ будьте уступчивы другъ другу, чтобы «поведеніе ваше было безупречно среди язычниковъ» [29], и такимъ образомъ и вы получили похвалу за свои добрыя дѣла и имя Господне не подверглось изъ-за васъ хуленію. Горе же тому, кѣмъ хулится имя Господне! Итакъ, всѣхъ учите умѣренности и воздержанію, въ которомъ, впрочемъ, вы и живете.

Глава XI. Скорблю за Валента; остерегайтесь любостяжанія.

Я сильно опечалился изъ-за Валента, который нѣкогда былъ у васъ пресвитеромъ, что онъ такъ забылъ данный ему санъ. Поэтому, умоляю васъ — берегитесь любостяжанія [30] и будьте чисты и правдивы. Воздерживайтесь отъ всякаго порока. Кто самъ не можетъ воздержаться отъ этого, какъ онъ будетъ проповѣдывать о томъ другому? Кто предается любостяжанію, тотъ оскверняется идолослуженіемъ и достоинъ считаться въ ряду язычниковъ. Кто не знаетъ суда Божія? «Или не знаемъ, что святые будутъ судить міръ?» [31], какъ учитъ Павелъ. Я, впрочемъ. ничего такого не замѣтилъ въ васъ и не слыхалъ, — въ васъ, у которыхъ подвизался блаженный Павелъ, и о которыхъ онъ съ похвалою отзывается въ началѣ своего посланія. Вами онъ хвалится во всѣхъ Церквахъ, какія только познали въ то время Бога, а мы [32] еще не знали Его. Итакъ, я весьма скорблю, братья, о Валентѣ и его женѣ: дай Богъ имъ истинно покаяться! А вы будьте благоразумны въ этомъ; и «не почитайте ихъ за враговъ» [33], но старайтесь исправить ихъ, какъ члены страждущіе и заблудшіе, чтобы здраво было все тѣло ваше. Поступая такъ, вы сами себя назидаете [34].

Глава XII. Простите его. Богъ наградитъ васъ за добродѣтели. Молитесь за всѣхъ, даже за враговъ.

Я увѣренъ, что вы хорошо изучили священное Писаніе и нѣтъ въ немъ ничего для васъ неизвѣстнаго: а я не достигъ этого. Но знаю, что въ Писаніи сказано: «гнѣвайтесь и не согрѣшайте» [35], и — «да не зайдетъ солнце въ гнѣвѣ вашемъ» [36]. Блаженъ, кто помнитъ это, — что, я увѣренъ, и дѣлаете вы. Богъ же и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа и Самъ вѣчный Первосвященникъ, Сынъ Божій Іисусъ Христосъ, да утвердитъ васъ въ вѣрѣ и истинѣ, во всякой кротости и незлобіи, терпѣніи и великодушіи, воздержаніи и цѣломудріи; и да дастъ вамъ жребій и часть среди Своихъ святыхъ, и намъ съ вами и всѣмъ, которые живутъ подъ небомъ и имѣютъ увѣровать въ Господа нашего Іисуса Христа и Его Отца, воскресившаго Его изъ мертвыхъ. Молитесь за всѣхъ святыхъ [37]. Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преслѣдующихъ и ненавидящихъ васъ и за враговъ креста, чтобы плодъ вашей вѣры былъ явенъ для всѣхъ, и сами вы были совершенны.

Глава ХIII. Я передалъ ваши посланія антіохійцамъ. Посылаю вамъ посланія Игнатія.

Писали мнѣ вы и Игнатій, что, если кто отъ насъ отправится въ Сирію, доставилъ бы онъ туда и письма отъ васъ. Это я исполню, когда найду благопріятный случай, — или самъ, или чрезъ того, кого отправлю, чтобъ онъ былъ посломъ вмѣстѣ и съ вашей стороны. Посланія Игнатія, присланныя имъ къ намъ, и другія, сколько ихъ есть у насъ, мы отправили къ вамъ, согласно вашему требованію: онѣ приложены при этомъ самомъ посланіи нашемъ. Вы можете получить изъ нихъ великую пользу. Ибо они содержатъ въ себѣ вѣру, терпѣніе и всякое назиданіе въ Господѣ нашемъ [38]. Что вы узнаете вѣрнаго о самомъ Игнатіѣ и его спутникахъ, — сообщите намъ.

Глава XIV. Хвалю вамъ Кресцента.

Это написалъ я вамъ чрезъ Кресцента, котораго я прежде хвалилъ вамъ и теперь хвалю. Онъ жилъ у насъ неукоризненно, — надѣюсь, что и у васъ будетъ также. Примите и сестру его съ честію, когда она придетъ къ вамъ. Будьте невредимы чрезъ Господа Іисуса Христа. Благодать Его да будетъ со всѣми вами. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Дѣян. 2, 24.
[2] 1 Петр. 1, 8.
[3] Ефес. 2, 8-9.
[4] 1 Петр. 1, 13; Ефес. 6, 14. — ср. Клим. 1 къ Кор. гл. 9.
[5] Псал. 2, 11.
[6] 1 Петр. 1, 21.
[7] Т. е. Іисусу Христу.
[8] 1 Петр. 3, 9.
[9] Матѳ. 7, 1.
[10] Лук. 6, 37; Матѳ. 6, 12. 14.
[11] Матѳ, 7, 2; Лук. 6, 38.
[12] Матѳ. 5, 3; Лук. 6, 20.
[13] Гал. 4, 26.
[14] 1 Тим. 6, 10.
[15] 1 Тим. 6, 7.
[16] Гал. 6, 7.
[17] 1 Петр. 2, 11.
[18] 1 Кор. 6, 9-10.
[19] Рим. 12, 17; 2 Кор. 8, 12.
[20] Рим. 14, 10. 12.
[21] 1 Іоан. 4, 3.
[22] 1 Петр. 4, 7.
[23] Матѳ. 6, 13.
[24] Матѳ. 26, 41; Марк. 14, 38.
[25] 1 Петр. 2, 22. 24.
[26] По свидѣтельству римскаго Мартирологія, въ Филиппахъ въ Македоніи 10 декабря празднуется память св. мучениковъ Руфа и Зосимы. Гефеле.
[27] Здѣсь оканчивается греческій текстъ; дальнѣйшія главы посланія сохранились въ древнемъ латинскомъ переводѣ, изданномъ Фаб. Стапульскимъ въ Парижѣ въ 1498 г.
[28] Тов. 4, 10; 12, 9.
[29] 1 Петр 2, 12.
[30] Пресвитеръ Валентъ, по любостяжанію, утаилъ деньги, данныя для бѣдныхъ; въ этомъ преступленіи участвовала и его жена. Вохеръ.
[31] 1 Кор. 6, 2.
[32] Т. е. жители Смирны.
[33] 2 Сол. 3, 15.
[34] Ср. 1 Кор. 12, 26.
[35] Псал. 6, 5.
[36] Ефес. 4, 26.
[37] Т. е. христіанъ.
[38] Здѣсь оканчиваются слова изъ этой главы посланія Поликарпа, приводимыя на греческомъ языкѣ у Евсевія въ Церковной Исторіи. III, 36.

Источникъ: Писанiя Мужей Апостольскихъ. / Въ русскомъ переводѣ, со введенiями и примѣчанiями къ нимъ Протоiерея П. Преображенскаго. – СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. – С. 321-327.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0