Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Тертулліанъ, пресвитеръ Карѳагенскій († 220 г.)
15. Посланіе къ жене
[1].

Часть первая.

1. Любезная подруга моя въ служеніи Господу! Я призналъ полезнымъ помыслить о томъ, чтó ты должна дѣлать въ случаѣ, если оставлю я міръ сей прежде тебя. Завѣщеваю тебѣ совѣты мои, и приглашаю тебя имъ послѣдовать. Мы всегда довольно занимаемся временными нашими благами, и не пропускаемъ дѣлать завѣщаній объ отказѣ ихъ въ пользу тѣхъ, кого любимъ. Не лучше ли же позаботиться намъ объ устройствѣ духовнаго благосостоянія нашего потомства, и преподать ему сверхъ добрыхъ примѣровъ добрые совѣты для пріобрѣтенія наслѣдія царствія небеснаго? Сердечно желая, чтобы ты воспользовалась моими увѣщаніями, молю о томъ Бога моего, Коему да будетъ честь, слава и поклоненіе во вѣки вѣковъ.

Я начинаю съ того, что предлагаю тебѣ по мѣрѣ возможности твоей не вступать во вторый бракъ. Не думай, чтобы совѣтъ сей происходилъ отъ моего эгоизма. Мнѣ отъ того иной выгоды нѣтъ, какъ только упрочить собственное твое счастіе, потому что воскресеніе не дастъ намъ права ожидать въ будущемъ вѣкѣ вторичнаго соединенія супруговъ, которые ни женятся ни посягаютъ, по якоже Ангели Божіи на небеси суть (Матѳ. XXII, 30), какъ то Самъ Господь засвидѣтельствовалъ, отвѣтствуя Саддукеямъ на вопросъ ихъ: кому принадлежать будетъ жена, бывшая въ замужествѣ за семью братьями? Въ день судный ни одинъ изъ сихъ мужей не оскорбится тѣмъ, ни одинъ не упрекнетъ ее за то. А потому не полагай, чтобы совѣтовалъ я тебѣ остаться вдовою изъ желанія сохранить для себя тѣло твое въ непорочности. Ни какое постыдное удовольствіе не возродится тогда для насъ: не такое суетное блаженство обѣщалъ Господь служителямъ Своимъ. Я только хочу показать, что совѣты мои не могутъ не быть полезны какъ тебѣ такъ и другимъ женамъ въ подобныхъ обстоятельствахъ.

2. Мы весьма далеки отъ того, чтобъ осуждать союзъ мужа и жены, союзъ, благословенный Богомъ и необходимый для сохраненія рода человѣческаго и для населенія міра во времени, лишь бы только союзъ сей освящаемъ былъ единожды. Адамъ былъ однимъ мужемъ Евы, и Ева была одною женою Адама, потому что Богъ одну ее извлекъ изъ ребра его. Знаю, что патріархи имѣли по нѣскольку женъ, имѣли также и наложницъ. Но хотя синагога и была прообразованіемъ нашей Церкви; однакожъ много вещей заключалось въ ней повелѣнныхъ или по крайней мѣрѣ позволенныхъ такихъ, которыя долженствовали быть отмѣнены новымъ закономъ. Новый законъ былъ ожидаемъ потому именно, что старый былъ не совершенъ. Слово Божіе должно было прійти, чтобъ облечь насъ въ духовное обрѣзаніе. Такимъ образомъ попущенія и самые пропуски перваго откровенія показывали, что надлежало усовершить законъ, и сіе исполнено Господомъ нашимъ въ Евангеліи и Апостоломъ Его въ посланіяхъ, гдѣ отмѣнено все излишнее и объяснено все запутанное.

3. Если я говорю о свободѣ древнихъ временъ и о послѣдовавшемъ за тѣмъ исправленіи: то изъ сего не должно заключать, якобы Христосъ пришелъ для того, чтобы разлучить супруговъ и разрушить брачный союзъ, какъ будьто бы со времени Его пришествія всякое супружество было беззаконно. Утверждать сіе могутъ только еретики, которые между прочими заблужденіями полагаютъ, что надобно разлучать совокупившихся въ плоть едину, и чрезъ то возстаютъ противъ Того, кто извлекши изъ мужа вещество для созданія жены, вселилъ въ того и въ другую желаніе соединиться бракомъ. Ни гдѣ не читаемъ мы, что бы бракъ былъ запрещенъ, потому что онъ самъ по себѣ есть благо. Апостолъ научаетъ насъ только тому, что можетъ быть лучше брака. Позволяя его, онъ предпочитаетъ ему воздержаніе. Онъ позволяетъ бракъ по причинѣ ухищреній искусителя; но предпочитаетъ холостую жизнь, какъ состояніе чистѣйшее. Разсматривая его доводы, мы видимъ, что позволеніе жениться основывается собственно на необходимости. А какъ необходимость уменьшаетъ цѣну того, что узаконяется, то и сказано: лучше женитися, нежели разжизатися (1 Кор. VII, 9). Спрашивается: подлинно ли хороша та вещь, которая предлагается потому только, что она предпочитается гораздо худшей вещи? Если лучше жениться, то это потому только, что разжизаться хуже. Во сколько кратъ было бы лучше и не жениться и не разжизаться? Во время гоненія лучше воспользоваться позволеніемъ Христовымъ бѣжать изъ города въ городъ (Матѳ. X, 23), нежели допустить взять себя и мучить, дабы потомъ отречься можетъ быть отъ вѣры среди казней. Но бѣгство хорошо только въ сравненіи съ отступничествомъ. Отрицающіеся отъ вѣры теряютъ достоинство, пріобрѣтенное ими при исповѣданіи ея. Я могу даже сказать, что позволенное само по себѣ не хорошо, потому что позволеніе наводитъ сомнѣніе на счетъ качества дѣйствія. Позволеніе не дается на вещь, очевидно хорошую. Много такихъ вещей, которыхъ не должно искать потому, что онѣ не запрещены, особливо когда онѣ нѣкоторымъ образомъ осуждаются чрезъ предпочтеніе имъ другихъ вещей. Предпочитать холостую жизнь значитъ почти тоже, что порицать бракъ. Не говори, чтобъ дѣйствіе было хорошо потому только, что не дурно, ни чтобъ оно не было дурно, когда само но себѣ не вредно. Истинное добро, предпочитаемое всему сему, не только не вредно, но и полезно. Мы должны положительно полезное предпочитать всему тому, что не имѣетъ другаго достоинства, кромѣ того только, что бываетъ невредно: первое выводитъ тебя на сраженіе, а послѣднее доставитъ тебѣ можетъ быть покой, но не побѣду. Забудемъ послѣднія слова Апостола, и станемъ помнить только первыя, если хотимъ лучшаго. Если онъ и не вмѣняетъ ихъ намъ въ обязанность, то по крайней мѣрѣ показываетъ видъ того, говоря: не оженивыйся печется о Господнихъ, како угодити Господеви тѣломъ и душею; а оженивыйся печется о мірскихъ, како угодити женѣ (1 Кор. VII, 32-33). Нигдѣ не говоритъ онъ о бракѣ безъ прибавленія, что онъ желалъ бы, да вси человѣцы будутъ, якоже и онъ, оставаясь въ холостомъ состояніи. Счастливъ тотъ, кто послѣдуетъ его примѣру!

4. Мы читаемъ въ Евангеліи, что плоть немощна, и покаряемся своимъ желаніямъ; но тамъ же сказано, что духъ бодръ. То и другое заключается въ одной фразѣ: духъ бодръ, плоть же немощна говоритъ Спаситель (Матѳ. XXVI, 41). Плоть земляная и матеріальная; а духъ имѣетъ происхожденіе небесное. За чѣмъ стараемся мы себя извинить, защищаясь тѣмъ, чтó въ насъ есть слабаго, вмѣсто того, чтобъ опираться на то, чтó въ насъ есть крѣпкаго? За чѣмъ не заставляемъ мы земляную свою часть покаряться небесной? Если духъ бодръ, а бодръ онъ потому, что происхожденія благороднѣйшаго: то вина бываетъ наша, когда мы увлекаемся плотію, слабѣйшею своею частію, долженствующею не властвовать, а покаряться. Двѣ главныя человѣческія слабости дѣлаютъ бракъ необходимымъ для тѣхъ, кто еще не женатъ: первая, самая увлекательная, похоть плоти, а потомъ похоть міра. Похоть плоти ведетъ тяжбу за нужды натуры; ищетъ жатвы славы; питается своимъ позоромъ; предполагаетъ, что мужъ надобенъ для жены, дабы ей покровительствовать, утѣшать ее и ограждать отъ всякихъ непріятностей. Когда ты услышишь отъ кого подобные доводы: то приведи ему въ примѣръ нашихъ сестеръ, которыя, уневѣстившись Господу, поставляютъ дѣвство свое превыше сихъ доводовъ и святость превыше брака. Онѣ сдѣлали выборъ свой, стали супругами и дщерями Бога своего; живутъ и бесѣдуютъ съ Нимъ; не оставляютъ Его ни днемъ ни ночью; принесши Ему въ приданое молитвы свои, онѣ ожидаютъ отъ Него въ брачный подарокъ благодати и милостей, которыхъ всегда и удостоиваются. Онѣ избрали благую часть, и отказавшись отъ замужства на землѣ, считаются уже въ семействѣ Ангеловъ. Да поселитъ въ тебя примѣръ сей соревнованіе, и да укрѣпитъ тебя въ воздержаніи; да поглотится всякая плотская похоть въ любви божественной: за сіи временныя и преходящія пожеланія ты получишь вознагражденіе небесное, безконечное. Съ другой стороны похоть міра сего имѣетъ источникомъ своимъ суетную славу, сребролюбіе, честолюбіе, житейскіе недостатки: вотъ что, по видимому, дѣлаетъ часто бракъ необходимымъ. Отлагаютъ въ сторону вещи небесныя, хотятъ быть госпожами чужаго дома, наслаждаться богатствами мужа, пользоваться превосходствомъ своимъ, чтобы привлекать къ себѣ уваженіе не по собственнымъ заслугамъ. Да будутъ всѣ сіи мысли далеки отъ вѣрующихъ! Они не должны пещись о своей будущности, развѣ когда къ несчастію недовѣряютъ обѣтамъ провидѣнія Божія, которое одѣваетъ крины сельные, питаетъ птицъ небесныхъ, не велитъ пещись на утрей; вѣсть бо Отецъ небесный, яко требуютъ служители Его всѣхъ сихъ (Матѳ. VI, 26-34). Правда, что Богъ не даетъ имъ ни тяжелыхъ золотыхъ ожерельевъ, ни пышныхъ и безпокойныхъ одеждъ, ни Гальскихъ рабовъ, ни Германскихъ носильщиковъ, ни всего того, что вселяетъ въ дѣвицъ такую охоту выходить замужъ; но Онъ доставляетъ имъ все нужное, а этого и довольно для благоприличія и умѣренности. Подумай основательно о томъ, что ты ни въ чемъ не будешь имѣть нужды, когда покоришься Господу, или лучше сказать ты всѣмъ будешь обладать, обладая Имъ. Вспомни о небесныхъ Его милостяхъ, и тебѣ покажется презрительнымъ все земное. Вдова, покаряющаяся волѣ Божіей, ни въ чемъ не имѣетъ надобности, кромѣ постоянства пребывать съ Богомъ неразлучно.

5. Есть люди, которые женятся для потомства, и побуждаются къ тому желаніемъ имѣть дѣтей, желаніемъ иногда весьма горькимъ. Мысль сія равномѣрно должна далека быть отъ Христіанина. За чѣмъ желать имѣть дѣтей, когда имѣя ихъ, хотимъ мы, чтобъ онѣ скоро оставили злочестивый вѣкъ сей для полученія царствія небеснаго, подобно какъ Апостолъ самъ для себя того желалъ? Нужны ли дѣти для служителей Божіихъ, какъ будьто бы недовольно было для нихъ бдѣть о собственномъ спасеніи? Они ищутъ такого бремени, которымъ тяготятся сами язычники, и котораго тѣмъ болѣе должны бояться, что оно подвергаетъ опасности самую вѣру. Для чего Господь сказалъ: горе непразднымъ и доящимъ (Матѳ. XXIV, 19)? Не для того ли, что въ день судный дѣти будутъ намъ можетъ быть въ великую тягость, которую должно приписать браку? Вдовы гораздо скорѣе откликнутся на зовъ трубы ангельской. Въ мірѣ семъ ничто не мѣшаетъ имъ подвергаться жестокости гоненія: онѣ не безпокоятся о дитяти, которое еще движется въ утробѣ, или которое колышется на ихъ рукахъ. Такимъ образомь кто женится для плоти, для міра или для потомства, тотъ во всякомъ случаѣ ясно видитъ, что ни одно изъ сихъ побужденій не можетъ приличествовать Христіанину: по крайней мѣрѣ довольно одинъ разъ впасть въ одно изъ сихъ искушеній. Христіане женятся нынѣ каждый день, и впредь будутъ жениться, какъ вдругъ наступитъ великій день, который застигнетъ ихъ, какъ застигнуты были Содомъ и Гоморра. Вѣроятно жители сихъ богомерзкихъ городовъ занимались тогда не одною женидьбою и торговлею. Хотя же Писаніе и говоритъ: женяхуся, куповаху и продаяху (Лук. XVII, 28); но оно именуетъ тутъ только два главные порока вѣка сего, отвращающіе наиболѣе служителей Божіихъ отъ ихъ обязанностей: именуеть похоть и сребролюбіе. Общее ослѣпленіе и развращеніе ихъ было причиною ихъ гибели. Чтоже послѣдуетъ, когда мы Христіане станемъ предаваться страстямъ, коими Господь гнушается? Время прекращено есть, сказано (1 Кор. VII, 29). Остается женатымъ быть, какъ не имущимъ женъ (тамъ же).

6. Когда женатые люди должны быть какъ бы не имущими женъ: то тѣмъ паче холостые не должны искать супружества. Вдова, лишившись мужа, равнымъ образомъ должна пещись только о томъ, какъ бы умѣрить свои страсти, и не вступать во вторый бракъ: чего дéржатся и жены язычниковъ, когда потеряютъ любимаго ими мужа. Если намъ кажется что либо труднымъ: то всегда надобно смотрѣть на того, кто дѣлаеть еще труднѣйшія вещи. Сколько людей послѣ крещенія посвятили плоть свою цѣломудрію? Сколько Христіанъ развелись между собою тѣломъ съ общаго согласія? Сколько сихъ добровольныхъ скопцевъ осудили себя на воздержаніе и безъ развода? Не легче ли же бываетъ воздержаніе, когда смерть разрѣшаетъ бракъ? Я по крайней мѣрѣ думаю, что гораздо труднѣе отказаться отъ правъ существующей связи, нежели утѣшиться по смерти того, кто уже не существуетъ. Станемъ ли мы считать тяжкимъ и труднымъ воздержаніе Христіанской жены въ то время, какъ самые язычники посвящаютъ сатанѣ свое вдовство и дѣвство? Въ Римѣ жены, хранящія безпрерывный огонь на жертвенникѣ Весты, обязаны оставаться дѣвственницами подъ опасеніемъ жесточайшей смертной казни. Въ Эгіи мечется жребій для посвященія дѣвственницы Юнонѣ. Въ Дельфахъ безумная Пиѳонская прорицательница не знаетъ брака. Въ Африкѣ посвящаемыя Церерѣ вдовы становятся вдовами страннымъ образомъ: онѣ оставляютъ ложе живыхъ своихъ мужей, и кладутъ на мѣсто свое другихъ женъ, а сами не только воздерживаются отъ плотскаго союза, но не позволяютъ себѣ даже обнимать и цѣловать собственныхъ дѣтей; потомъ, доколѣ служатъ Церерѣ, остаются въ семъ состояніи притворнаго вдовства, не имѣя никакихъ утѣшеній, доставляемыхъ намъ святою нашею Религіею. Вотъ что учредилъ діаволъ, и онъ находитъ людей, ему повинующихся. Ему хотѣлось бы привлечь къ себѣ же и служителей Божіихъ подъ тѣмъ предлогомъ, что слуги его способны къ величайшимъ жертвамъ. Онъ умѣетъ губить людей и самыми ихъ добродѣтелями. Для него все равно убивать души посредствомъ ли похоти или посредствомъ воздержанія.

7. Господь научаетъ насъ, что воздержаніе есть средство получить вѣчное спасеніе, есть свидѣтельство вѣры и найлучшее пріуготовленіе нашей плоти къ тому дню, когда она должна будетъ облечься въ нетлѣніе для исполненія послѣдней воли Божіей. Разсуди также, любезный другъ, что никто не можетъ оставить міра сего, если то Богу не угодно: даже листъ съ дерева не падетъ безъ Его дозволенія. Надобно непремѣнно, чтобы кто произвелъ насъ на свѣтъ, тотъ и извелъ насъ изъ него. И такъ если я умру прежде тебя по волѣ Божіей: то не иной кто, какъ Богъ разрушитъ бракъ твой. За чѣмъ же тебѣ возстановлять то, что Богъ разрушилъ? За чѣмъ отказываться тебѣ отъ дарованной тебѣ свободы, чтобы наложить на себя новыя оковы! Сказано: привязался ли еси женѣ, не ищи разрѣшенія (1 Кор. VII, 27). Но если ты выйдешь замужъ въ другой разъ, полагая, что это не грѣхъ: то будешь имѣть и скорбь плоти. О какъ надобно намъ любить воздержаніе? Воспользуемся же представившимся намъ случаемъ сохранить его, и поищемъ во вдовствѣ той чистоты, до которой мы не могли достигнуть во время брака; поспѣшимъ употребить во благо счастливое произшествіе, освобождающее насъ отъ печальныхъ обязанностей, которыя нужда на насъ возлагала. Можно судить, какой вредъ вторый бракъ приноситъ святости, когда мы обратимъ вниманіе на уставъ Церкви и на постановленія Апостоловъ, которые избирали въ Епископы только мужа единыя жены (1 Тим. III, 2), и допускали къ священнослуженію только бывшихъ единому мужу вдовицъ (1 Тим. V, 9), дабы жертвенникъ Божій пребывалъ всегда чистъ и безгрѣшенъ. Сами язычники, движимые ревностію діавола, прославляютъ святость вдовства. Въ Римѣ запрещено распорядителю жертвъ, главному жрецу или первосвященнику, жениться два раза. Надобно, чтобы воздержаніе было весьма благопріятно Богу, потому что и самый врагъ Его пристрастенъ къ нему лицемѣрно, не изъ похвальнаго впрочемъ побужденія, но изъ одной злобы, дабы производить сверхъестественную смѣсь того, что пріятно Богу, съ тѣмъ, что Ему непріятно.

8. Господь Богъ устами одного изъ пророковъ Своихъ произнесъ слѣдующее слово, показывающее, сколь много Онъ уважаетъ вдовство: судите сиру и оправдите вдовицу, и пріидите, и истяжимся, глаголетъ Господь (Ис. I, 18). Стало быть Богъ принялъ подъ Свое покровительство сіи два безпомощныя состоянія, которыя тѣмъ дороже для божественнаго Его милосердія, чѣмъ болѣе презираются отъ людей. Ты видишь, что Онъ считаетъ какъ бы равнымъ Себѣ человѣка, имѣющаго попеченіе о вдовицѣ: вотъ какъ Онъ дорожитъ тою, которой объявилъ Себя ревностнымъ защитникомъ. Я думаю даже, что дѣвственницы не столько благопріятны Ему, хотя и предоставлено имъ видѣть вблизи Господа, когда чистота ихъ бываетъ ненарушима и святость неукоризненна. Это происходитъ отъ того, что состояніе вдовы есть самое трудное, потому что легко не желать того, что неизвѣстно; а слѣдовательно легко и обойтись безъ того, чего кто не желаетъ. Воздержаніе вдовы имѣетъ болѣе заслуги, потому что она знаетъ, чего лишается. Дѣвственница счастливѣе, но вдова едвали не достойнѣе: первая никогда не совращалась съ пути, а другая вновь на него вступаетъ: та вѣнчается благодатію, а сія мужествомъ и доблестію. Есть небесныя милости, исходящія отъ благости Божіей; есть и другія милости, заслуживаемыя отчасти собственными нашими усиліями. Богъ распредѣляетъ милости Свои по Своей волѣ. Человѣкъ, получающій нѣкоторыя изъ нихъ дѣлами своими, обязанъ тѣмъ собственной ревности. Старайся пріобрѣсть сперва воздержаніе, потомъ скромность, какъ подпору цѣломудрія, и наконецъ умѣренность и трезвость, которыя научатъ тебя пренебрегать мнимыми нуждами міра сего. Ищи общенія съ Богомъ, и помни слово, освященное изреченіемъ Апостола: тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. XV, 33).

9. Жены лѣнивыя, болтливыя, пьянствующія, кокетствующія, составляютъ дурное общество, которое противится состоянію вдовства. Легкомысленные языки ихъ произносятъ слова, вредящія цѣломудрію; лѣность враждуетъ противъ достоинства; суета приводитъ къ распутству; пьянство есть мать всѣхъ пороковъ. Ни одна изъ женщинъ сего рода не одобритъ единобрачія, потому что онѣ изъ чрева своего сотворили себѣ бога. Вотъ что, возлюбленная моя подруга въ Богѣ, имѣлъ я въ виду предложить тебѣ. Я говорилъ отъ избытка сердца, руководствуясь наставленіями Апостола. Если придется мнѣ умереть: то я желалъ бы, чтобы ты обрѣла утѣшеніе въ чтеніи сихъ послѣднихъ моихъ совѣтовъ.

Часть вторая.

1. Въ первой части посланія моего, любезная моя подруга въ служеніи Богу, я старался объяснить, чтó приличествуетъ дѣлать святой женѣ, когда бракъ ея разрушится. Теперь намѣренъ я разсуждать о томъ же предметѣ въ отношеніи къ человѣческому непостоянству. Примѣромъ тому служатъ тѣ жены, которыя сдѣлавшись свободными по причинѣ развода съ своими мужьями или послѣ смерти ихъ, не только не пользуются представившимся имъ случаемъ остаться въ безбрачіи, но до того забываютъ законъ Божій, что и замужъ не выходятъ о Господѣ. Духъ мой находится въ смятеніи, и я боюсь, чтобы при всѣхъ данныхъ тебѣ моихъ совѣтахъ остаться вдовою, не показалось тебѣ, что опять наклоняю тебя вступить на скользкій путь втораго брака. Если ты умна: то конечно послѣдуешь таковымъ моимъ совѣтамъ, потому что они лучше всего. Но это трудно, и ты можешь встрѣтить многія къ тому препятствія; а какъ увѣщанія мои теперь будутъ окончательныя: то я рѣшился озаботиться, чтобы предупредить на сей счетъ всѣ возможные случаи. Чѣмъ труднѣе и достохвальнѣе воздержаніе вдовы, тѣмъ извинительнѣе паденіе ея: мы охотно прощаемъ нарушеніе трудныхъ обязанностей. Но какъ всегда бываетъ легко выйти замужъ о Господѣ: то въ такомъ случаѣ вдова виновата, когда не дѣлаетъ того, а предается невоздержанію. Апостолъ совѣтуетъ вдовамъ не перемѣнять своего состоянія, говоря: хощу да вси человѣцы будутъ, яко же и азъ (1 Кор. VII, 7). Но въ отношеніи къ тому, чтобы выходить замужъ о Господѣ, онъ уже не совѣтуетъ, а повелѣваетъ, прибавляя единственно: точію о Господѣ. Когда мы не слѣдуемъ его совѣту, мы только подвергаемся опасности, потому что легче пренебречь совѣтъ, нежели повелѣніе, такъ какъ совѣтъ зависитъ отъ нашего согласія; но когда онъ говоритъ во имя дарованной ему власти: то мы уже ослушиваться не должны. Въ первомъ случаѣ мы правда употребляемъ во зло свою свободу; но во второмъ оказываемъ явное ослушаніе.

2. Видя, что нѣкоторыя Христіанки вступаютъ въ бракъ съ язычниками внѣ Церкви, и вспоминая, что тоже происходило нѣсколько разъ и прежде насъ, я не могу не удивляться собственной ихъ дерзости и превратному уму ихъ совѣтниковъ, которые не открыли имъ, сколь противно поведеніе ихъ духу священнаго Писанія. Онѣ по моему мнѣнію вѣроятно ослѣпляются 7-ю главою перваго посланія къ Коринѳянамъ, гдѣ сказано: аще который братъ жену имать невѣрну, и та благоволитъ жити съ нимъ, да не оставляетъ ея; и жена аще имать мужа невѣрна, и той благоволитъ жити съ нею, да не оставляетъ его. Святится бо мужъ невѣренъ о женѣ вѣрнѣ, и святится жена невѣрна о мужи вѣрнѣ; иначе бо чада ваша нечисты были бы (1 Кор. 7, 12-15). Сіе увѣщаніе весьма неправильно понимается безбрачными людьми, если они думаютъ, что оно можетъ служить имъ поводомъ къ вступленію въ супружество съ невѣрными. Очевидно, что текстъ сей относится къ тѣмъ, которыхъ благодать Божія застала уже въ союзѣ съ невѣрными, какъ-то доказываютъ и самыя слова: аще который братъ имать. Апостолъ не говоритъ тутъ брать жену невѣрную: онъ только упоминаетъ, что кто изъ недавно обращенныхъ уже женатъ, тотъ долженъ оставаться съ женою, дабы новообращенные не подумали, что они обязаны разстаться съ женами, которыя нѣкоторымъ образомъ сдѣлались для нихъ чуждыми по вѣрованію. Для чего онъ выставляетъ и предлогъ своему поученію, присовокупляя: въ миръ призва насъ Господь Богъ; что бо вѣси жено, аще мужа спасеши, или что вѣси мужу, аще жену спасеши (1 Кор. 7, 15-16). Конецъ же увѣщанія еще болѣе утверждаетъ доводъ мой: кійждо, яко же призванъ бысть Господемъ, тако да ходитъ (1 Кор. 7, 17). А кто суть призванные? Безъ сомнѣнія язычники, а не вѣрующіе. Если бы онъ говорилъ о тѣхъ, которые сдѣлались Христіанами прежде женитьбы: то онъ позволилъ бы симъ послѣднимъ вступать въ бракъ безъ разбора; но это было бы не сообразно съ послѣдующими словами: жена, аще умретъ мужъ ея, свободна есть, за него же хощетъ, посягнути, точію о Господѣ (1 Кор. 7, 39). На счетъ смысла сихъ словъ нельзя кажется колебаться: — чтобъ отнять всякое сомнѣніе и нерѣшимость, онъ не только сказалъ, что вдова свободна, за кого хощетъ, посягнути, но во избѣжаніе всякаго злоупотребленія прибавилъ: точію о Господѣ, то есть, во имя Господа, или лучше сказать свободна посягнуть за Христіанина и по Христіанскому обряду. Такимъ образомъ сей святый Апостолъ, который желалъ, чтобы вдовы лучше оставались въ безбрачіи, и себя ставилъ имъ въ примѣръ, дозволилъ имъ вступать во вторый бракъ, но не иначе, какъ о Господѣ: это одно условіе, которое онъ возлагаетъ на нехотящихъ хранить воздержанія. Точію о Господѣ, говоритъ онъ. Слово точію придаетъ великую силу закону, и дѣлаетъ его совершенно обязательнымъ. Слово сіе повелѣваетъ и убѣждаетъ, приказываетъ и увѣщаваетъ, обязываетъ и угрожаетъ. Мнѣніе Апостола столь же ясно, какъ и строго; оно краснорѣчиво по своей краткости, какъ и всякое божественное слово, требующее не отложнаго повиновенія. Кто можетъ постигнуть, сколько предстоитъ вѣрѣ опасностей, предвидѣнныхъ Апостоломъ отъ запрещенныхъ имъ браковъ? Тутъ во первыхъ представляется оскверненіе плоти Христіанина отъ прикосновенія съ плотію невѣрующаго. — Но скажетъ иной, между женатымъ невѣрующимъ, вступающимъ въ христіанство и между Христіаниномъ не женатымь, можетъ ли быть такое различіе, чтобъ они остерегались тутъ оскверненія, чтобъ одному запрещалось вступать въ бракъ съ невѣрующею, а другому позволялось жить съ женою, которую онъ уже имѣетъ? — Съ помощію Духа Святаго отвѣтствую на сіе. Господь хочетъ, чтобы лучше бракъ не совершился, нежели чтобъ онъ былъ расторгнутъ. Онъ запрещаетъ разводъ, и позволяетъ его только развѣ словесе прелюбодѣйна (Матѳ. XIX, 9), хотя впрочемъ всегда одобряетъ воздержаніе. Такимъ образомъ одинъ обязывается оставаться съ женою, хотя бы она была и идолопоклонница; а другому не дано свободы жениться на идолопоклонницѣ. Какъ Писаніе гласитъ, что язычники, удостоенные благодати Божіей въ то время, какъ уже женаты, не только не оскверняются, пребывая въ союзѣ съ прежними женами, но еще могутъ и освящать ихъ: то изъ сего явствуетъ, что мужчины, которые освящены прежде брака, не могутъ освящать женъ идолопоклонницъ, на которыхъ послѣ женятся; ибо благодать Божія освящаетъ единственно тѣхъ изъ нихъ, которыя вышли замужъ прежде; чего же благодать не освящаетъ, то нечисто, а что нечисто, то не можетъ имѣть никакого отношенія къ святымъ, которыхъ оно только оскверняетъ, и губитъ души ихъ.

3. И такъ Христіане, женящіеся на женахъ идолопоклонницахъ, не могутъ изъяты быть отъ обвиненія въ блудѣ, и, какъ любодѣйцы, должны быть исключены отъ общенія съ вѣрующими по слову Апостола чтобы съ таковыми ниже ясти (1 Кор. V, 11). Осмѣлимся ли мы представить на судъ Господу подобные брачные договоры? Назовемъ ли законнымъ бракъ, Имъ Самимъ запрещенный? Запрещенный союзъ не есть ли блудъ? Думаете ли вы, что храмъ Божій не оскверняется столько же отъ идолопоклонника, какъ и отъ членовъ Христовыхъ, совокупившихся съ членами невѣрующей блудницы? Мы себѣ не принадлежимъ: мы куплены, и какою цѣною? Цѣною крови Господа нашего. Оскверняя плоть свою, мы оскверняемъ Его Самаго: Богъ достаточно изъявилъ намъ волю Свою, запретивъ вступать въ бракъ съ чужою женою (Матѳ. XIX, 9), дабы не сдѣлать нечистою плоти, принадлежащей Христу. Каждый добровольный грѣхъ есть грѣхъ смертный предъ очами Божіими. Чѣмъ легче избѣжать его, тѣмъ преступнѣе имъ увлекаться.

Посмотримъ теперь, какія еще опасности предвидѣлъ отъ сего Апостолъ не только для плоти, но и для духа. Кто можетъ сомнѣваться, чтобъ ежедневное обращеніе съ невѣрующими не уменьшало постепенно въ насъ вѣры? Если злыя бесѣды развращаютъ добрые нравы (тлятъ обычаи благи бесѣды злы 1 Кор. XV, 33): то чего не сдѣлаетъ искреннее обхожденіе и общеніе съ невѣрующими? Всякая Христіанка должна стараться нравиться Богу. Какъ же ей работать двумъ господинамъ, Богу и мужу своему, а особливо, когда сей послѣдній язычникъ? Стараясь нравиться идолопоклоннику, она должна соображаться съ обычаями язычниковъ; должна пещись о своей красотѣ, о своемъ уборѣ, о своемъ туалетѣ; должна предаваться постыднымъ его ласкамъ, оскверняющимъ и самое брачное ложе. Сіи столь мало сходствующіе между собою супруги не станутъ возлагаемаго натурою на оба пола долга выполнять съ тою умѣренностію и благоприличіемъ, какъ Христіане, дѣйствующіе со страхомъ Божіимъ.

4. Какъ мало подобный мужъ совмѣстенъ съ религіозными вашими обязанностями? Въ состояніи ли жена исполнять ихъ, когда будетъ имѣть подъ бокомъ служителя діавола, который за долгъ себѣ поставитъ мѣшать симъ обязанностямъ? Нужно ли явиться на стояніе? Мужъ назначитъ въ сіе время свиданіе въ банѣ. Придетъ ли день поста? Мужъ именно въ сей день пригласитъ друзей на пиршество. Случится ли крестный ходъ въ Церкви? Никогда столько заботъ и занятій не было въ идолопоклонствѣ. Какой мужъ идолопоклонникъ дозволитъ женѣ безпрепятственно посѣщать братьевъ, обходить деревни, навѣщать бѣдныхъ въ хижинахъ? Какой мужъ захочетъ разстаться съ женою ночью, чтобъ она пришла молиться съ ними во время ночныхъ бдѣній? Стерпитъ ли онъ, чтобъ она проводила всю ночь въ Церкви въ праздникъ воскресенія Христова, и чтобъ она являлась пріобщаться святыхъ таинъ, коими онъ пренебрегаетъ и гнушается? Будетъ ли онъ смотрѣть равнодушно, что она ходитъ въ темницы цѣловать оковы мучениковъ? И что скажетъ онъ, когда узнаетъ, что жена его должна давать братьямъ лобзаніе мира, должна подносить воду для омытія ногъ вѣрующихъ, раздѣлять съ ними хлѣбъ и вино во время вечери, проводить время въ созерцаніи и молитвѣ? Если придетъ путешественникъ изъ Христіанъ: то какое гостепріимство будетъ онъ имѣть въ домѣ язычника? Когда надобно будетъ дать бѣдному хлѣба: то не найдетъ ли жена невѣрующаго житницу свою запертою?

5. Но скажетъ иной, есть и такіе язычники, которые не только не безпокоятъ Христіанъ, но ихъ поддерживаютъ и покровительствуютъ. — Тѣмъ хуже. Язычникамъ не слѣдовало бы и знать о нашихъ добрыхъ дѣлахъ, которыя должны бы видѣть одни только вѣрующіе. Худо для насъ то, когда мы творимъ добрыя дѣла подъ ихъ покровительствомъ. Покровительствующій знаетъ, чтó мы дѣлаемъ; если же мы скрываемъ сіе отъ него на тотъ конецъ, чтобъ онъ намъ не покровительствовалъ: то мы его боимся. Богъ, повелѣвая намъ творить добро съ тѣмъ, чтобы другіе о томъ не знали, вмѣстѣ сь тѣмъ велитъ намъ творить его и съ тѣмъ, чтобы мы не покарялись язычникамъ. Стало быть жена въ томъ и другомъ случаѣ будетъ грѣшить, хотя бы мужъ зналъ о томъ, или хотя бы она, признавая власть его надъ собою, скрывала отъ него свои религіозныя занятія. Не пометайте, сказано, бисеръ вашихъ предъ свиніями, да не поперутъ ихъ ногами своими, и вращшеся расторгнутъ вы (Матѳ. VII, 6). Бисеры ваши суть добрыя ваши дѣла: вотъ что надобно вамъ скрывать. Но чѣмъ болѣе вы скрывать ихъ будете, тѣмъ сильнѣйшее возбудите любопытство въ язычникахъ. Можешь ли ты укрыться, когда крестишь постель или тѣло свое, или же когда плюешь на нечистыя вещи? Если ты встанешь ночью, чтобы помолиться, не будетъ ли мужъ твой подозрѣвать тебя въ магіи? Не замѣтитъ ли онъ, что ты какъ будьто нѣчто втайнѣ отвѣдываешь прежде ужина [2]? И когда узнаетъ, что это не иное что, какъ хлѣбъ: то что онъ въ состояніи подумать на твой счетъ въ своемъ невѣжествѣ? Не будетъ ли онъ жаловаться на всѣ подобныя тайны? Можетъ быть даже онъ подозрѣвать тебя станетъ, что ты хочешь его отравить. — Они поддерживаютъ и покровительствуютъ! Да! Они покровительствуютъ на тотъ конецъ, чтобы потомъ попрать ногами, чтобы послѣ насмѣяться надъ женами, которыхъ тайну хранятъ они для того только, чтобы воспользоваться ею противъ нихъ же, когда онѣ будутъ имѣть несчастіе имъ не понравиться. Да! они покровительствуютъ на тотъ конецъ, чтобы получить ихъ приданое, одно уважительное обстоятельство, которое заставляетъ ихъ забывать имя Христіанина, и побуждаетъ ихъ хранить молчаніе, доколѣ они не захотятъ овладѣть богатствомъ, предавъ женъ своихъ суду или шпіонамъ. Вотъ чему многія женщины не хотѣли вѣрить, пока не дознали того печальнымъ и пагубнымъ опытомъ: вотъ что вовлекло не одну Христіанку въ отступничество.

6. Служительница Господня должна жить посреди боговъ ларовъ, присутствовать при праздникахъ и торжествахъ идоловъ, глотать дымъ ароматовъ въ началѣ года и въ первый день каждаго мѣсяца. Она выходитъ изъ дому дверьми, украшенными лаврами и свѣтильниками, какъ бы выходила изъ вертепа разврата. Лежа безпрерывно за столомъ съ мужемъ и съ пирующими друзьями его, не прилѣпится ли она къ ихъ мнѣніямъ? Ей надобно будетъ служить нечестивымъ, тогда какъ она служила прежде однимъ только святымъ. Не возчувствуетъ ли она осужденія своего, служа такимъ образомъ тѣмъ, кого нѣкогда должна будетъ судить сама? Слыша пѣніе своего мужа, что она услышитъ? Да и сама она что станетъ пѣть передъ нимъ? Вѣроятно какіе нибудь стихи изъ комедіи, или въ честь пьянству пѣсню, выученную ею въ питейномъ или игорномъ домѣ. Осмѣлится ли она произнесть имя Бога, воззвать къ Іисусу Христу? Куда дѣнется пища духовная, укрѣпляющая вѣру тѣхъ супруговъ, коихъ досуги посвящаются благочестивому чтенію, вообще ими дѣлаемому? Подобные разномыслящіе супруги станутъ ли благословлять другъ друга во имя Божіе? Нѣтъ! Для женщины въ семъ положеніи все бываетъ чуждо, враждебно, все подвергаетъ ее осужденію, все стремится удалить ее отъ пути спасенія.

7. Всѣ сіи несчастія могутъ случиться и съ тѣми, которыя находятся уже въ замужствѣ, когда благодать Божія благоволитъ ихъ привлечь къ себѣ; но тогда онѣ освящаются повелѣніемъ Божіимъ не разлучаться съ мужьями въ надеждѣ обратить ихъ къ вѣрѣ. Если же Богъ одобряетъ продолженіе подобнаго союза: то не должны ли мы уповать, что въ семъ случаѣ Самъ Онъ не преминетъ покровительствовать женѣ, Ему повинующейся, и изыметъ ее изъ многихъ опасностей и гоненій, происходящихъ почти неизбѣжно отъ столь скользкаго положенія? Жена, удостоившаяся добродѣтелями своими пріобрѣсть благодать Божію, вѣроятно внушитъ мужу идолопоклоннику столько уваженія къ себѣ, что не будетъ бояться найти въ немъ ни тиранна ни предателя. Онъ станетъ удивляться добрымъ ея дѣламъ, зная ихъ по благороднымъ ея поступкамъ. Онъ увидитъ, что она во многихъ отношеніяхъ достойнѣе его, и усиливающееся въ немъ почтеніе къ ней, не укоснитъ можетъ быть сдѣлать его новообращеннымъ. Но совсѣмъ противное происходитъ съ тою женщиною, которая, зная существо дѣла, вступаетъ въ запрещенный бракъ. Что не нравится Богу, то оскорбляетъ Его: а что Его оскорбляетъ, то приноситъ только несчастія. Замѣтьте притомъ, что никто изъ язычниковъ къ Христіанамъ не бываетъ такъ немилостивъ, какъ самые порочные изъ нихъ, потому что тѣ, которые сколько нибудь добродѣтельны и не совершенно къ намъ враждебны, скоро обращаются къ вѣрѣ. Вотъ лучшій предлогъ къ убѣжденію, что союзъ съ язычникомъ не можетъ быть счастливымъ: діаволъ его одобряетъ, а Богъ запрещаетъ.

8. Если мы не уважаемъ премудрости Божіей: то обратимся по крайней мѣрѣ къ человѣческому благоразумію. Господá, соблюдающіе у себя строгое благочиніе, дозволятъ ли рабамъ своимъ жениться на постороннихъ? Они воспрепятствуютъ тому для того, чтобъ они или не развратились, или не оставили своихъ обязанностей, или не ввели въ господскій домъ чужихъ людей. Не свяжетъ ли такъ сказать сильнѣе ихъ узъ тотъ господинъ, который замѣтитъ, что они продолжаютъ учащать постороннихъ вопреки его запрещенію? Не ужели же земное благочиніе превозмогать будетъ надъ небесными повелѣніями? Жена идолопоклонница, выходя замужъ за посторонняго, становится его рабою; но Христіанка, вступающая въ бракъ съ невѣрующимъ, дѣлается служительницею діавола. Какъ можетъ она остаться Христіанкою? Какъ ей не сознаться, что подобный бракъ запрещенъ Апостоломъ? Чему приписать сіе безуміе, какъ не слабости вѣры, всегда готовой уступать похотямъ мірскихъ радостей? Чаще всего случалось это съ благородными и богатыми женщинами, потому что имъ нуженъ пышный домъ, служащій вывѣскою ихъ честолюбія. Всѣ сіи суеты не сообразны съ духомъ Христовымъ. Въ Церкви нашей немного богатыхъ, а если и есть, то не всѣ женаты или замужемъ. Чтоже остается дѣлать симъ честолюбивымъ женамъ? Надобно, чтобъ онѣ непремѣнно умолили діавола дать имъ такого мужа, который бы снабдилъ ихъ великолѣпными мебелями, мулами и множествомъ рабынь для завивки ихъ волосъ; ибо Христіанинъ, даже и богатый, вѣроятно не поддастся на всѣ такія странности. И такъ я прошу тебя обратить особое вниманіе на то, какъ поступаютъ многія жены идолопоклонницы, которыя большею частію, будучи благородны и богаты, соединяются съ людьми бѣдными и низкаго происхожденія, дабы тѣмъ удобнѣе наслаждаться плодами своего сладострастія. Иныя выходятъ замужъ даже за своихъ отпущенниковъ или рабовъ, хотя и самые язычники считаютъ это постыднымъ дѣломъ. Христіанкѣ ли обижаться и оскорбляться тѣмъ, что вступаетъ она въ бракъ съ человѣкомъ безъ состоянія, который можетъ обогатить ее своею бѣдностію? Если царствіе Божіе не принадлежитъ богатымъ: то бѣдные неминуемо должны имѣть его своимъ удѣломъ. Какое же лучшее приданое, какое бóльшее богатство, какъ не вѣчное блаженство? Посему Христіанка должна считать себя счастливою, когда признана будетъ равною въ семъ мірѣ тому, кому въ будущемъ можетъ быть недостойна будетъ и служить.

9. Какъ можно спрашивать, богаты ли тотъ или та, которыхъ самъ Богъ взялся надѣлить имуществомъ? Какъ описать счастіе брака, совѣтуемаго Церковію, освящаемаго ея молитвами, написываемаго Ангелами на небесахъ, благословляемаго Богомъ Отцемъ? Извѣстно, что дѣти Божіи не женятся безъ согласія отца своего. Какъ же пріятны должны быть узы, соединяющія два сердца, въ одинаковой надеждѣ, въ одинаковой вѣрѣ, въ одинаковомъ законѣ! Они какъ дѣти одного отца, какъ рабы одного Господа: нѣтъ между ними ни какого раздора или раскола ни въ душѣ ни въ тѣлѣ. Они два въ единой плоти: гдѣ плоть едина, тамъ и душа едина. Они вмѣстѣ молятся, вмѣстѣ припадаютъ на колѣна, вмѣстѣ постятся; взаимно ободряютъ и руководятъ другъ друга. Они равны въ Церкви и въ общеніи съ Богомъ, равно дѣлятъ бѣдность и обиліе, ничего одинъ отъ другаго скрытнаго не имѣютъ, не въ тягость другъ другу, каждый изъ нихъ можетъ свободно посѣщать больныхъ и помогать нищимъ. Нѣтъ имъ стѣсненія творить милостыню, нѣтъ опасности присутствовать при совершеніи святыхъ таинъ, нѣтъ препятствій къ исполненію ежедневныхъ обязанностей, нѣтъ укрывательствъ втайнѣ креститься и произносить тихомолкомъ молитвы. Они вмѣстѣ поютъ псалмы и гимны, стараясь другъ друга превзойти въ хваленіяхъ Бога своего. Іисусъ Христосъ радуется, видя такое ихъ домоводство, посылаетъ миръ Свой на домъ сей, и обитаетъ въ немъ вмѣстѣ съ ними: а гдѣ Онъ находится, туда не можетъ войти духъ злобы. Вотъ чему поучаетъ насъ Апостолъ. Подумай обо всемъ семъ основательно: это послужитъ тебѣ достаточною помѣхою, чтобы не слѣдовать въ семъ случаѣ примѣру извѣстныхъ женщинъ. — Вѣрующимъ собственно не позволяется вступать во вторый бракъ; если же бы и позволено имъ то было: то они не должны на сіе рѣшаться для собственной своей выгоды.

Примѣчаніе:
[1] Писано въ 203 году по Р. X.
[2] Изъ сего обстоятельства можно заключить, что Христіанамъ въ древности отпускались святые дары на домъ, съ тѣмъ чтобъ они употребляли часть ихъ передъ обѣдомъ и передъ ужиномъ въ знакъ нѣкотораго какъ бы освященія пищи.

Источникъ: Творенія Тертулліана, христіанскаго писателя въ концѣ втораго и въ началѣ третьяго вѣка. Часть вторая. / Пер. Е. В. Карнеева. — СПб.: Въ типографіи Е. Фишера, 1847. — С. 202-224.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0