Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 22 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

О св. Ѳеофилѣ Антіохійскомъ и его книгахъ къ Автолику.

Св. Ѳеофилъ Антіохійскій, согласно Евсевію, былъ шестымъ епископомъ Антіохійской Церкви, вѣроятно между 169 и 180 годами. О жизни его извѣстно только, что онъ родился вблизи Евфрата, въ языческой семьѣ, и получилъ греческое образованіе. Въ христіанство онъ обратился уже въ зрѣломъ возрастѣ послѣ долгихъ размышленій и изученія Священнаго Писанія, особенно книгъ пророковъ (къ Авт. 1, 14). Какъ сообщаютъ Евсевій и св. Іеронимъ, перу его принадлежатъ «превосходныя» апологетическія произведенія — опроверженіе ересей Маркіона и Гермогена, пастырскія сочиненія — «краткіе и прекрасные трактаты, относящіеся къ назиданію Церкви», и эгзегетическіе труды, хотя Іеронимъ выражаетъ сомнѣніе въ принадлежности ихъ Ѳеофилу. Изъ всѣхъ его сочиненій сохранились лишь три книги къ Автолику, образованному и вліятельному язычнику, предубѣжденному противъ христіанства. Св. Ѳеофилъ — первый христіанскій авторъ, употребляющій слово Троица (Τριάς) для обозначенія единенія трехъ лицъ въ Богѣ. «Тѣ три дня, которые были прежде созданія свѣтилъ, — пишетъ онъ, говоря о первыхъ дняхъ творенія (Быт. 1, 1-13), — суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» (къ Авт. 2, 15). Онъ также первымъ сталъ различать Слово сокрытое или имманентное Богу (Λόγος ἐνδιάθετος) и Слово явленное (Λόγος προφορικός — 2, 10. 22). далѣе>>

Творенія

Свт. Ѳеофилъ, еп. Антіохійскій († ок. 181 г.)
Три книги къ Автолику о вѣрѣ христіанской.

Книга первая.

1. Краснорѣчивый языкъ и изящныя выраженія доставляютъ наслажденіе и питаютъ тщеславіе людей съ испорченнымъ умомъ; любитель же истины не обращаетъ вниманія на цвѣтистость словъ, но изслѣдуетъ самое дѣло рѣчи, чтó и каково оно. Такъ какъ ты, мой другъ, забросалъ меня пустыми словами, говоря въ похвалу твоихъ боговъ — каменныхъ и деревянныхъ, выбитыхъ и литыхъ, изваянныхъ и живописныхъ, «которые не видятъ и не слышатъ, ибо они суть идолы и произведенія рукъ человѣческихъ» [1], и сверхъ того называешь меня христіаниномъ, какъ будто я ношу какое-нибудь преступное имя: то съ своей стороны признаю, что я христіанинъ, и ношу это боголюбезное имя въ надеждѣ быть угоднымъ Богу. Имя Божіе не есть, какъ ты предполагаешь, что-либо укорительное; можетъ-быть потому думаешь такъ о Богѣ, что самъ ты еще не угоденъ Богу.

2. Если ты скажешь: «покажи мнѣ твоего Бога» [2], то я отвѣчу тебѣ: покажи мнѣ твоего человѣка [3] и я покажу тебѣ моего Бога. Покажи, что очи души твоей видятъ и уши сердца твоего слышатъ. Ибо какъ тѣлесныя глаза у зрячихъ людей видятъ предметы этой земной жизни и усматриваютъ различіе, напримѣръ, между свѣтомъ и тьмою, между бѣлымъ и чернымъ, между безобразнымъ и красивымъ, между правильнымъ, соразмѣрнымъ и неправильнымъ, несоразмѣрнымъ, между чрезмѣрнымъ и недостаточнымъ, или какъ уши различаютъ звуки, подлежащіе слуху — рѣзкіе, тяжелые или пріятные: такъ точно есть уши сердца и очи души, чтобы видѣть Бога. И Богъ бываетъ видимъ для тѣхъ, кто способны видѣть Его, у кого именно открыты очи душевныя. Всѣ имѣютъ глаза, но у иныхъ они покрыты мракомъ и не видятъ солнечнаго свѣта. И хотя слѣпые не видятъ, свѣтъ солнечный все-таки существуетъ и свѣтитъ, а слѣпые пусть жалуются на самихъ себя и на свои глаза. Такъ и у тебя, другъ мой, очи твоей души помрачены грѣхами и злыми дѣлами твоими. Человѣкъ долженъ имѣть душу чистую, какъ блестящее зеркало. Когда на зеркалѣ есть ржавчина, то не можетъ быть видимо въ зеркалѣ лице человѣческое: такъ и человѣкъ, когда въ немъ есть грѣхъ, не можетъ созерцать Бога. Итакъ покажи ты себя самого, не прелюбодѣй ли ты, не блудникъ ли, воръ, грабитель, похититель, растлитель отроковъ, не сварливъ ли ты, не злорѣчивъ ли, не гнѣвливъ ли, не завистливъ ли, не надмѣненъ ли, не гордъ ли, не буенъ ли, не сребролюбивъ ли, не ослушникъ ли родителямъ, не продавецъ ли дѣтей твоихъ. Ибо Богъ не открывается тѣмъ, кто это дѣлаютъ, если напередъ не очистятъ себя отъ всякой скверны. Все это наводитъ мракъ, и какъ болѣзнь на глазахъ не позволяетъ имъ обращаться къ свѣту солнечному, такъ и тебя, мой другъ, беззаконія помрачаютъ такъ, что не можешь видѣть Бога.

3. Ты скажешь мнѣ: «ты видящій опиши мнѣ видъ Бога». Послушай, другъ мой: видъ Бога не описуемъ и неизъяснимъ, ибо не можетъ быть видимъ плотскими глазами. Его слава безконечна, величіе необъятно, высота непостижима, могущество неизмѣримо, мудрость неизслѣдима, благость неподражаема, благодѣянія неизреченны. Ибо если назову Его свѣтомъ, то я скажу объ Его твореніи; назову ли Его Словомъ, скажу объ владычествѣ [4]; назову ли Его умомъ, скажу объ Его мудрости; назову ли Духомъ, скажу объ Его дыханіи; назову ли мудростію, скажу объ Его порожденіи; назову ли крѣпостію, скажу объ Его могуществѣ; назову ли силою, скажу объ Его дѣятельности; назову ли Промысломъ, скажу объ Его благости; назову ли царствомъ, скажу объ Его славѣ; назову ли господомъ, — назову Его судіею; назову ли судіею, — назову Его праведнымъ; назову ли отцемъ, — скажу объ Его любви; назову ли огнемъ, — скажу объ Его гнѣвѣ. Скажешь мнѣ: «такъ Богъ гнѣвается?» Да, Онъ гнѣвается на тѣхъ, которые дѣлаютъ зло, но благъ, щедръ и милостивъ къ любящимъ и боящимся Его; ибо Онъ наставникъ благочестивыхъ и отецъ праведныхъ, но судія и каратель нечестивыхъ.

4. Богъ безначаленъ, потому что Онъ не произошелъ, — неизмѣняемъ, потому что безсмертенъ. Онъ называется Богомъ (Θεός) потому что положилъ (διὰ τὸ τεθεικέκι) все въ своей крѣпости, и διὰ τὸ θέειν: слово же θέειν означаетъ бѣжать, двигать, производить, питать, провидѣть, управлять, оживотворять все [5]. Онъ называется Господомъ, потому что господствуетъ надъ всѣмъ, — Отцемъ, потому что существуетъ прежде всего, — Зиждителемъ и Творцемъ, потому что все создалъ и сотворилъ, — Всевышнимъ, потому что превыше всего, — Вседержителемъ, потому что всѣмъ управляетъ и все содержитъ. Ибо и высоты небесъ, и глубины безднъ, и предѣлы вселенной въ рукѣ Его, и нѣтъ мѣста Его успокоенія [6]. Небеса — Его дѣло, земля — Его твореніе, море — Его созданіе, человѣкъ — Его произведеніе и подобіе, солнце, луна и звѣзды — Его стихіи, сотворенныя въ знаменія, во времена, дни и годы [7], на службу и пользу людей; и все Богъ создалъ изъ небытія въ бытіе, дабы изъ дѣлъ Его было познаваемо и разумѣемо Его величіе.

5. Какъ душа въ человѣкѣ невидима и низрима для людей, познается же чрезъ движеніе тѣла, такъ и Бога нельзя видѣть очами человѣческими, но Онъ созерцается и познается изъ Его провидѣнія и дѣйствій. Ибо кто увидитъ корабль въ морѣ снаряженный и идущій къ берегу, непремѣнно заключитъ, что есть на немъ кормчій, управляющій его движеніемъ; такъ точно должно думать, что есть Богъ Правитель вселенной, хотя Онъ и невидимъ плотскими глазами по Его безконечности. Если человѣкъ не можетъ взглянуть на солнце — это весьма малое въ сравненіи съ вселенной тѣло, — по чрезмѣрному его жару и силѣ, то не меньше ли еще смертный человѣкъ можетъ зрѣть неизреченную славу Бога? Какъ гранатовое яблоко, снаружи покрытое кожицею, имѣетъ внутри много ячеекъ и вмѣстилищь, отдѣленныхъ другъ отъ друга тонкими плевами, и содержитъ въ себѣ много сѣмянъ: такъ все твореніе содержится духомъ Божіимъ [8] и этотъ духъ вмѣстѣ съ твореніемъ содержится рукою Божіей. И какъ зерно гранатнаго яблока, въ немъ содержащееся, не можетъ видѣть то, чтó внѣ кожицы, будучи само внутри; такъ и человѣкъ, который вмѣстѣ со всѣмъ твореніемъ содержится рукою Божіей, не можетъ видѣть Бога. Далѣе — царя земнаго хотя не всѣ видятъ, но признаютъ его бытіе и знаютъ о немъ по его законамъ, распоряженіямъ, властямъ, войскамъ и изображеніямъ. А ты не хочешь такимъ же образомъ познавать Бога изъ Его дѣлъ и силъ? [9]

6. Разсмотри, мой другъ, дѣла Его, — преемственныя смѣны временъ года и перемѣны воздуховъ, благочинное теченію звѣздъ, правильное послѣдованіе дней и ночей, мѣсяцевъ и годовъ, разнообразную красоту сѣмянъ, растеній и плодовъ, многоразличные виды животныхъ четвероногихъ, птицъ, гадовъ и рыбъ, рѣчныхъ и морскихъ, — также данный животнымъ инстинктъ къ рожденію и воспитанію потомства не для ихъ собственной пользы, а для употребленія человѣка, — промыслъ Божій, приготовляющій пищу для всякой плоти, — то подчиненіе, которое опредѣлено животнымъ въ отношеніи къ человѣческому роду, — теченіе пріятныхъ потоковъ и неизсякающихъ рѣкъ, періодическое выпаденіе росы и дождей, разнообразное движеніе небесныхъ тѣлъ, восходъ утренней звѣзды, предвѣстницы появленія полнаго свѣтила, союзъ Плеяды и Оріона, теченіе Арктура и прочихъ звѣздъ по небесному кругу, коимъ всѣмъ многоразличная премудрость Божія дала собственныя имена [10]. Сей Богъ единый сотворилъ изъ тьмы свѣтъ, хранилища южнаго вѣтра [11] и сокровища бездны и предѣлы морей, и сокровища снѣга и града, собираетъ воды въ сокровищахъ бездны [12] и мракъ въ его сокровищахъ, и изводитъ свѣтъ пріятный и вожделенный изъ сокровища его, возводитъ облака съ края земли и умножаетъ молніи для дождя, посылаетъ громъ для страха и предвозвѣщаетъ взрывъ грома посредствомъ молніи, чтобы никто не умеръ отъ внезапнаго страха, и самую силу молніи, сходящей съ небесъ, умѣряетъ такъ, чтобъ она не сожгла земли, ибо еслибы молнія взяла всю силу свою, то сожгла бы землю, и громъ предоставленный самому себѣ разрушилъ бы все на землѣ.

7. Сей Богъ мой есть Господь вселенной, Который одинъ простеръ небо [13] и положилъ широту поднебесной, Который возмущаетъ глубину моря и шумъ волнъ его возбуждаетъ [14], владычествуетъ надъ силою его и укрощаетъ возмущеніе волнъ [15], Который утвердилъ землю на водахъ [16] и даетъ духъ питающій ее, дыханіе коего животворитъ все, и съ удержаніемъ коего вселенная разрушится. Объ Немъ ты говоришь, человѣкъ, Его духомъ дышишь, и Его-то не знаешь. Это произошло у тебя отъ помраченія души и окаменѣнія сердца твоего. Но если хочешь, можешь излечиться: отдай себя врачу и онъ сниметъ болѣзнь съ очей твоей души и сердца. Кто этотъ врачъ? Богъ, Который чрезъ Слово и Премудрость [17] врачуетъ и животворитъ. Богъ Словомъ Своимъ и Премудростію сотворилъ все; ибо «Словомъ Его небеса утвердились и Духомъ Его вся сила ихъ» [18]. Превосходна Его Премудрость: «Богъ премудростію утвердилъ землю и устроилъ небеса разумомъ, въ чувствѣ Его бездны разверзлись и облака источили росу» [19]. Если ты разумѣешь это, другъ, и живешь чисто, свято и праведно, то можешь видѣть Бога. Прежде же всего да утвердятся въ сердцѣ твоемъ вѣра и страхъ Божій, и тогда ты уразумѣешь это. Когда отложишь смертное и облечешься въ безсмертіе, тогда узришь Бога, какъ слѣдуетъ. Ибо воздвигнетъ Богъ плоть твою безсмертною вмѣстѣ съ душею; и тогда, сдѣлавшись безсмертнымъ, узришь Безсмертнаго, если нынѣ увѣруешь въ Него, и тогда познаешь, какъ ты несправедливо говорилъ о Немъ.

8. Но ты не вѣруешь въ воскресеніе мертвыхъ. Когда оно совершится, — увѣруешь волею неволею, но вѣра твоя вмѣнится въ невѣріе, если нынѣ не увѣруешь. И почему ты не вѣруешь? Или не знаешь, что во всѣхъ дѣлахъ предшествуетъ вѣра [20]? Какой земледѣлецъ можетъ получить жатву, если прежде не ввѣритъ землѣ сѣмени? Кто можетъ переплыть море, если прежде не довѣрится кораблю и кормчему? Какой больной можетъ излечиться, если прежде не довѣрится врачу? Какое искусство или знаніе можно изучить, если прежде не отдадимъ себя и не довѣримся учителю? Итакъ земледѣлецъ вѣритъ землѣ, плаватель кораблю, и больной — врачу, а ты не хочешь довѣриться Богу, имѣя отъ Него столько залоговъ? Первое — то, что Онъ сотворилъ тебя изъ небытія въ бытіе. Ибо еслибы не было твоего отца и матери, тѣмъ болѣе ты не существовалъ бы. И Онъ образовалъ тебя изъ небольшой влажной сущности и малѣйшей капли, которая и сама нѣкогда не существовала; Богъ произвелъ тебя въ эту жизнь. Вѣришь же ты, что созданныя людьми статуи суть боги и дѣлаютъ дивныя вещи. А не вѣруешь, что Богъ, сотворившій тебя, можетъ нѣкогда возсоздать тебя?

9. Далѣе, имена боговъ, которымъ, какъ говоришь, ты поклоняешься; суть имена умершихъ людей. И кто же и каковы они были? Кроносъ не оказывается ли ядущимъ и истребляющимъ своихъ собственныхъ дѣтей? Укажешь ли на Зевса, его сына, — разсмотри внимательно его дѣйствія и образъ жизни. Прежде всего, онъ былъ воспитанъ на горѣ Идѣ козою, и, какъ говорятъ миѳы, убилъ ее и снявъ съ нея кожу, сдѣлалъ себѣ одежду. О прочихъ его дѣйствіяхъ, кровосмѣшеніяхъ, прелюбодѣяніяхъ и срамныхъ дѣлахъ, гораздо лучше разсказываютъ Гомеръ и другіе поэты. Нужно ли мнѣ указывать на его сыновей, — на Геракла, самого себя сжегшаго, на Діониса пьянаго и неистоваго, на Аполлона, отъ страха бѣгавшаго отъ Ахиллеса, влюбленнаго въ Дафну и невѣдавшаго о смерти Гіацинта [21], — на Венеру раненную, на Арея, губителя людей, и еще болѣе — на кровь, текущую изъ этихъ называемыхъ боговъ? Но это еще маловажно въ сравненіи съ тѣмъ, какъ вспомнимъ о растерзанномъ богѣ, называемомъ Озирисъ, по которомъ каждогодно совершаются празднества, какъ по погибающемъ и опять находимомъ, отыскиваемомъ по частямъ [22], ибо неизвѣстно, умеръ ли онъ, и не видно, отысканъ ли. Нужно ли говорить мнѣ объ Аттисѣ оскопленномъ, или объ Адонисѣ, блуждающемъ въ лѣсу, занимающемся охотою и раненномъ вепремъ, или объ Асклепіи, пораженномъ молніей, или о Сераписѣ, бѣжавшемъ изъ Синопы въ Александрію, или объ Артемидѣ Скиѳской, также бывшей въ бѣгствѣ, человѣкоубійцѣ, охотницѣ и влюбленной въ Эндиміона? Это не мои слова, но объ этомъ разсказываютъ ваши же историки и поэты.

10. Къ чему мнѣ перечислять множество животныхъ, чтимыхъ египтянами, — гадовъ, скотовъ, звѣрей, птицъ, животныхъ рѣчныхъ, даже тазы и постыдныя звуки [23]? Если укажешь на эллиновъ и на другіе народы, то они чтутъ камни, деревья и другія матеріальныя вещи, изображенія, какъ я уже сказалъ, умершихъ людей. Извѣстно, что Фидій сдѣлалъ въ Пизѣ для илійцевъ Зевса олимпійскаго, а для аѳинянъ — Аѳину въ Акрополѣ. Спрошу и я тебя, другъ мой, сколько насчитывается Зевсовъ. Во-первыхъ есть Зевсъ олимпійскій, потомъ Зевсъ Латіаръ, Зевсъ касскій, Зевсъ Керавній, Зевсъ пропаторъ, Зевсъ Паннихій, Зевсъ Поліухъ и Зевсъ капитолійскій. Зевсъ, сынъ Кроноса, бывшій царемъ критянъ, имѣетъ гробницу въ Критѣ; а прочіе быть можетъ не удостоились погребенія. Если упомянешь о матери такъ-называемыхъ боговъ, то уста мои да не изрекутъ ея дѣяній (ибо намъ непристойно и называть таковыя) или дѣяній ея служителей, покланяющихся ей [24], и сколько дохода и податей царю доставляютъ и она и ея сыны [25]. Ибо они не боги, но идолы, какъ я прежде сказалъ [26], «дѣла рукъ человѣческихъ и нечистые демоны. Подобны имъ будутъ тѣ, которые дѣлаютъ ихъ и надѣются на нихъ» [27].

11. Поэтому скорѣе буду почитать царя, нежели боговъ вашихъ [28], почитать не покланяясь ему, но молясь за него. Покланяюсь же Богу, Который по истинѣ есть Богъ истинный, зная, что царь отъ Него сотворенъ. Ты скажешь мнѣ: почему не покланяешься царю? — Потому, что онъ сотворенъ не для того, чтобъ ему покланялись, но чтобы воздавалась законная честь. Онъ не Богъ, но человѣкъ, отъ Бога поставленный, не для того, чтобъ ему покланялись, но чтобъ онъ судилъ праведно. Ибо ему нѣкоторымъ образомъ ввѣрено отъ Бога управленіе; и какъ онъ никому изъ поставленныхъ ниже его не позволяетъ называться царями — ибо ему принадлежитъ имя царя и другому непозволительно называться этимъ именемъ, — такъ и поклоненіе никому не принадлежитъ, кромѣ единаго Бога. Такъ-то, другъ мой, во всемъ ты заблуждаешься. Царя же почитай благорасположеніемъ къ нему, повиновеніемъ ему, молитвою за него. Поступая такъ исполнишь волю Божію. Ибо законъ Божій говоритъ: «сынъ, чти Бога и царя и ни къ кому изъ нихъ ни будь непокоренъ, ибо отмстятъ внезапно врагамъ своимъ» [29].

12. Что же касается твоихъ насмѣшекъ надъ мною и надъ моимъ именемъ христіанина, — то не знаешь, что говоришь ты. Во-первыхъ, что помазано, то пріятно, благополезно и не должно быть осмѣиваемо. Ибо какой корабль можетъ быть пригоденъ и проченъ, если прежде не будетъ помазанъ? Или какая башня или домъ могутъ быть красивы и удобны, если не будутъ помазаны? Кто вступая въ эту жизнь или выходя на палестру не помазывается масломъ? Какое произведеніе или украшеніе можетъ имѣть благообразіе, если не помажется и не отчистится? Далѣе — воздухъ и вся поднебесная нѣкоторымъ образомъ помазываются свѣтомъ и дыханіемъ. А ты не хочешь помазаться елеемъ Божіимъ? Потому-то мы и называемся христіанами, что помазуемся елеемъ Божіимъ [30].

13. Ты отрицаешь еще воскресеніе мертвыхъ и говоришь: покажи мнѣ хоть одного воскресшаго изъ мертвыхъ, чтобъ увидѣть и повѣрить. Но во-первыхъ, чтó великаго въ томъ, что повѣришь увидѣвъ событіе? Потомъ, вѣришь же ты, что Гераклъ самъ себя сжегъ и еще живъ, что Асклепій былъ пораженъ молніей и воскресъ. А не вѣришь тому, чтó сказано Богомъ? Я можетъ быть показалъ бы тебѣ мертвеца, который воскресъ и еще живъ, но ты и этому не повѣришь. Богъ доставляетъ тебѣ много доказательствъ располагающихъ вѣрить Ему. Если угодно тебѣ, обрати вниманіе на окончаніе временъ года, дней и ночей, какъ они кончаются и опять возникаютъ [31]. Не бываетъ ли также воскресеніе сѣмянъ и плодовъ и это — на пользу людей? Ибо напримѣръ, когда брошено въ землю зерно пшеницы или другихъ сѣмянъ, то прежде оно умираетъ и разлагается, потомъ же поднимается и встаетъ колосомъ. И дерева не производятъ ли, по велѣнію Божію, въ опредѣленныя времена плоды, прежде скрытыя и невидимыя? Далѣе, иногда воробей или другая птица, проглотивъ сѣмя отъ яблони или смоковницы или другаго дерева, улетитъ на какой-нибудь каменистый холмъ или гробницу и здѣсь выброситъ изъ своего желудка сѣмя; тогда оно, пустивъ корень выростаетъ въ дерево, хотя прежде было въ желудкѣ и перешло чрезъ такую сильную теплоту. Все это производитъ премудрость Божія для того, чтобъ и посредствомъ сего доказать, что Богъ можетъ совершить общее воскресеніе всѣхъ людей. Если же хочешь видѣть болѣе дивное зрѣлище вь доказательство воскресенія — не только отъ земныхъ вещей, но и отъ небесныхъ, то представь совершающееся ежемѣсячное воскресеніе луны, какъ она убываетъ, исчезаетъ и опять возстаетъ. Вникни еще, другъ мой, въ дѣло воскресенія, совершающееся въ тебѣ самомъ, хотя ты не вѣдаешь о семъ. Ты можетъ-быть подвергался когда-нибудь болѣзни и терялъ дородность тѣла, крѣпость и красоту, но получивъ милость отъ Бога и исцѣленіе снова возвращалъ тѣлесное здоровье, красоту и силу; и какъ ты не зналъ, куда дѣвалась плоть твоя исчезнувшая, такъ не знаешь, откуда она появилась и пришла. Ты скажешь: отъ пищи и соковъ превратившихся въ кровь. Хорошо, но и это есть также дѣло Бога, такъ устрояющаго, а не кого другаго.

14. Итакъ не будь невѣрующимъ, во вѣруй. Я также прежде не вѣрилъ, что это будетъ, но теперь вѣрю послѣ того, какъ сообразилъ эти доказательства и вмѣстѣ прочиталъ священныя писанія святыхъ пророковъ, которые по вдохновенію отъ Духа Божія предсказали и прошедшее, такъ, какъ оно совершилось, и настоящее такъ, какъ оно происходитъ, и будущее въ томъ видѣ, какъ оно исполнится. Такимъ образомъ убѣжденный посредствомъ того, чтó совершается и было прежде возвѣщено, я теперь не остаюсь въ невѣріи, но вѣрую повинуясь Богу. Ему и ты, если хочешь, повинуйся и увѣруй, дабы, если теперь не увѣруешь, не вынужденъ былъ тогда увѣровать посредствомъ вѣчныхъ мученій. Такъ-какъ объ этихъ наказаніяхъ было предсказано пророками, то бывшіе послѣ нихъ ваши поэты и философы похитили ученіе о нихъ изъ священныхъ писаній, чтобы мнѣніямъ своимъ придать достовѣрность [32]. И сами они предсказывали о наказаніяхъ, имѣющихъ поразить нечестивыхъ и невѣрующихъ, чтобъ они были извѣстны всѣмъ и не могли нѣкоторые сказать: мы не слышали и не знали. Если хочешь, и ты тщательно читай пророческія писанія, и они самымъ вѣрнымъ путемъ приведутъ тебя къ тому, чтобъ избѣгнуть вѣчныхъ мученій и получить вѣчныя блага Божія. Ибо «Тотъ, кто далъ уста, чтобы говорить, образовалъ уши, чтобы слышать и сотворилъ глаза, чтобы видѣть» [33], изслѣдуетъ все и совершитъ судъ праведный, воздавая каждому сообразно съ его дѣлами. Тѣмъ, которые постоянно посредствомъ добрыхъ дѣлъ ищутъ нетлѣнія, Онъ даруетъ вѣчную жизнь, радость, миръ, покой и множество благъ, «которыхъ ни глазъ не видѣлъ, ни ухо не слыхало и которыя не всходили на сердце человѣка» [34], а тѣхъ, которые невѣруютъ, презираютъ и не покоряются истинѣ, но повинуются неправдѣ, такъ-какъ они исполнены блуда, прелюбодѣйства, срамныхъ дѣлъ, любостяжанія и нечестиваго идолослуженія, постигнетъ гнѣвъ и негодованіе, скорбь и тѣснота и наконецъ возьметъ ихъ огонь вѣчный. Такъ-какъ ты мой другъ, сказалъ: покажи мнѣ твоего Бога, — то вотъ какой Богъ мой, и я совѣтую тебѣ бояться Его и вѣровать въ Него.

Примѣчанія:
[1] Псал. 143, 12-14 и 134, 15-17.
[2] См. гл. 14. Цецилій у Минуція Феликса также упрекаетъ христіанъ, что они чтутъ Бога, котораго ни показать, ни видѣть не могутъ.
[3] Т. е. внутренняго человѣка, таковъ ли онъ, каковъ долженъ быть для того, чтобы видѣть Бога.
[4] Т. е. Богъ-Отецъ владычествуетъ надъ всѣмъ чрезъ Сына Своего — Слово.
[5] Слово θεός производятъ отъ τιθέναι также Геродотъ (II, 52) и Климентъ Александрійскій (Strom. I, c. 29. § 182). Отъ θέειν производятъ его Сократъ у Платона (Cratyl. c. 16), также Клим. Алекс. (Protr. c. 2. § 26), св. Аѳанасій (de definil), Григорій Назіанзинъ въ 31 Словѣ.
[6] Исаіи LXVI, 1 и Дѣян. VII, 49.
[7] Быт. 1, 14.
[8] Здѣсь св. Ѳеофилъ говоритъ не о Святомъ Духѣ, но о духѣ Божіемъ, какъ душѣ міра, который все оживляетъ, питаетъ землю, вдыхается человѣкомъ (гл. 7), при созданіи міра носился надъ водами, дарованъ творенію какъ душа человѣку, повсюду разлитъ (кн. II, гл. 4. 13).
[9] Это мѣсто: «царя земнаго...» приводитъ подъ именемъ Ѳеофила св. Іоаннъ Дамаскинъ (Sacr. parall.) Такое же уподобленіе дѣлаетъ св. Ириней (adv. haer. II, c. 6. § 2).
[10] Псал. 146, 4.
[11] Іов. IX, 9.
[12] Псал. 32, 7.
[13] Іов. IX, 8; XXXVIII, 18.
[14] Псал. 64, 7.
[15] Псал. 88, 10.
[16] Псал. 23, 2.
[17] Т. е. Святый Духъ.
[18] Псал. 32, 6.
[19] Прит. III, 19-20.
[20] Подобное доказательство относительно вѣры употребляютъ Климентъ Алекс. (Strom. II, c. 24), Оригенъ (c. Cefs. 1), св. Кириллъ Іерусал. (Оглас. сл. 5) и другіе.
[21] Хотя Аполлонъ почитался пророкомъ. Сн. Тат. Рѣчь, гл. 8; Аѳинаг. Аполог. гл. 22.
[22] Сн. Аѳинаг. Апол. гл. 22.
[23] Геродотъ (11, 172) говоритъ объ Амазисѣ, будто онъ изъ таза сдѣлалъ кумиръ. Сн. Аѳинаг. Апол. гл. 26. Мин. Фел. Octav. c. 23, § 9). О постыдныхъ звукахъ испускаемыхъ чревомъ говоритъ авторъ лже-Климентовыхъ бесѣдъ (Х, 16) и Минуцій Феликсъ (Octav. c. 28, 9): египтяне не болѣе боятся Сераписа, какъ strepitus per pudenda corpnris expressos.
[24] Разумѣется — Цибела и корибанты, ея жрецы.
[25] См. Тертулл. ad nation. 1. 40; Apol. c. 13.
[26] См. гл. I.
[27] Псал. 113, 12; 134, 15. 18; 96, 5.
[28] Которые т. е. сами платятъ подати царю. Подобное говоритъ Тертулліанъ: «вы больше боитесь и трепещете Цезаря, нежели самого Юпитера олимпійскаго; и справедливо. Кто изъ живущихъ не могущественнѣе мертваго? (Apol. c. 28).
[29] Прит. XXIV, 21-22.
[30] Имя «христіанинъ» здѣсь св. Ѳеофилъ, также какъ и Тертулліанъ (Apol. c. 3; de bapt. c. 7; Marc. I, 14; de ressurr. carn. c. 8) производитъ отъ помазанія елеемъ совершаемаго при крещеніи; но собственно оно происходитъ отъ Христа-Помазанника по преимуществу, какъ это признаютъ и церковные писатели, напр. Тертулліанъ (adv Marc. IV, 14) говоритъ: «имя христіанъ происходитъ отъ Христа».
[31] Тоже см. у Климента Римскаго, 1 Кор. гл. 24; у Тертулліана (Apol. c. 48, de ressurr. c. 12), Минуція Феликса. Octav. c. 34; у Кирилла Іерус. оглас. 18.
[32] Это было общее почти мнѣніе древнихъ писателей христіанскихъ. См. Іустина Апол. 1. гл. 44; Увѣщан. къ Эллин. гл. 14-19; Татіана рѣчь, гл. 40; Аѳиног. Апол. гл. 9.
[33] Исх. IV, 11; Псал. 93, 3.
[34] 1 Кор. II, 9.

Источникъ: Памятники древней христіанской письменности въ русскомъ переводѣ. Сочиненія древнихъ христіанскихъ апологетовъ. — Приложеніе къ Православному Обозрѣнію. — М.: Въ Университетской Типографіи (Катковъ и К°), 1865. — С. 9-23.

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0